Научная статья на тему 'Сущность, содержание и базовые принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта'

Сущность, содержание и базовые принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / INNOVATION / INNOVATIVE PROJECTS / MANAGEMENT COMPETITIVENESS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтов В. А.

В статье рассматривается определение понятия конкурентоспособности инновационного проекта. Рассматривается актуальность проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Определены принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Раскрывается содержание понятия управления конкурентоспособностью инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, CONTENT AND BASIC PRINCIPLES OF COMPETITIVENESS OF INNOVATION PROJECT

The article deals with the definition of the competitiveness of the innovation project. The urgent problems of competitiveness management innovation project. Defines the principles of competitiveness management innovation project. The content management concepts competitiveness of the innovation project.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и базовые принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта»

3. Лоуренс Лич: Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи : перевод с английского / Лоуренс Лич ; [пер. У. Саламатова] - Москва : Альпина Паблишерз , 2010 - 352 с.

4. Дж. Харрингтон, Т. Макнеллис: Совершенство управления проектами: искусство совершенствования управления проектами / Дж. Харрингтон, Т. Макнеллис ; пер. с англ. [А. Л. Раскина] .- Москва: Стандарты и качество , 2007 - 229 с.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Мамонтов В.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматривается определение понятия конкурентоспособности инновационного проекта. Рассматривается актуальность проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Определены принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Раскрывается содержание понятия управления конкурентоспособностью инновационного проекта.

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, управление конкурентоспособностью; управление проектами.

ESSENCE, CONTENT AND BASIC PRINCIPLES OF COMPETITIVENESS OF

INNOVATION PROJECT

Mamontov V., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization

The article deals with the definition of the competitiveness of the innovation project. The urgent problems of competitiveness management innovation project. Defines the principles of competitiveness management innovation project. The content management concepts competitiveness of the innovation project.

Keywords: innovation, innovative projects, management competitiveness; project management.

В условиях, когда успех рыночного субъекта в конкурентной борьбе зависит от его инновационной деятельности, вопрос управления конкурентоспособностью инновационных проектов становится приоритетным.

Проблема управления конкурентоспособностью инновационных проектов на сегодняшний момент стоит остро для рыночных субъектов по следующим причинам:

Во-первых, это связанно с тем, что изменился сам подход к ведению бизнеса, который начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных, последовательно реализуемых проектов. Инновационная деятельность выступает в качестве наиболее конкурентоспособной части бизнеса, от которой зависит перспективы рыночного субъекта.

Во-вторых, начал формироваться рынок инновационных проектов, на котором инновационные проекты выступают в роли товара, в результате чего между однотипными инновационными проектами происходит конкурентная борьба за покупателя, т.е. инвестора.

В-третьих, сегодняшняя практика осуществления инновационных проектов в основном оперирует такими понятиями как качество проекта, что на мой взгляд, являет недостаточным для успешного ведения инновационной деятельности. Понятие качество инновационного проекта не тождественно понятию конкурентоспособности проекта. Существует не мало примеров, когда успешный инновационный продукт был получен в результате осуществления инновационного проекта с большим превышением первоначальных сроков или же значительным возрастанием фактических затрат над плановыми. В то же время результаты инновационного проекта, реализованного в срок и без превышений норм затрат, на выходе могут оказаться морально устаревшими и не найти своего покупателя или же занять значительно меньшую долю рынка, чем предполагалось.

Понятие управление конкурентоспособностью инновационного проекта строится на стыке двух понятий - «управление конкурентоспособностью» и «управление проектом».

Под управлением проектом следует понимать методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологий для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству и удовлетворению участников проекта [1].

Управление конкурентоспособностью, как экономическая категория, подразумевает под собой управление экономическими процессами, и складывающимися в результате этих процессов рыночными и конкурентными отношениями. В процессе управления

конкурентоспособностью инновационного проекта можно выделить субъект и объект управления. Объектом управления являются конкурентные отношения, складывающиеся на рынке. Субъектом управления являются участники рынка. Конкурентоспособность является относительным понятием, т.е. конкурентоспособность объекта всегда определяются относительно другого объекта (объекта конкурентов - фирмы, проекта, товара), занимающего наилучшее положение на рынке.

Основываясь на данных определениях, управление конкурентоспособностью инновационного проекта можно определить как процесс организации рыночным субъектом управления финансовыми и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта, направленный на эффективное достижение конкурентных преимуществ в виде конкурентоспособного инновационного продукта.

Как видно из определения, процесс осуществления управления конкурентоспособностью инновационного проекта должен иметь чётко поставленную цель и осуществляться на основании научного подхода к управлению, основанному на законах и следующих из них принципов управления.

В процессе исследования мною были сформированы следующие принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта:

- принцип обоснованности проекта - данный принцип выражается в том, что вложенные в проект инвестиции должны окупиться. Для этого производится оценка эффективности проекта. Однако не редко бывает так, что ситуация на рынке изменяется и проект перестаёт быть актуальным. Если становится очевидным, что реализация инновационного проекта не принесёт запланированного результата, проект целесообразнее прекратить досрочно;

- принцип поэтапного процесса управления - данный принцип заключается в том, что жизненный цикл проекта разделяется на несколько частей. Жизненный цикл инновационного проекта - это период времени от формирования идеи проекта, до освоения и использования её в производстве продукта (товара, услуги). Как правило жизненный цикл проекта разделяют на отдельные сегменты, называемые фазами, которые в свою очередь тоже делятся на сегменты (стадии, этапы). Анализируя результаты реализации последовательных фаз проекта, можно сделать вывод о том, как решения, принятые на отдельных фазах, оказали влияние на реализуемость проекта в целом. Так же появляется возможность отбраковать сомнительные проекты на ранних фазах реализации и сконцентрировать ресурсы на более успешных проектах, или же скорректировать цели проекта. Поэтому разделение жизненного цикла на фазы позволяет уменьшить риск выполнения проекта и позволяет управлять отклонениями, возникающими в процессе реализации;

- принцип фокусирования на конечный продукт - данный принцип выражается в том, что главной целью любого проекта является получение качественного и конкурентоспособного продукта. От точности и реалистичности, предъявляемых к результату проекта требований будет зависеть качество планирования и реализации проекта. Таким образом, точное планирование конечного результата позволяет повысить управляемость проекта и снизить вероятность его преждевременного завершения;

- принцип ориентации на запросы и требования потребителя -данный принцип заключается в том, любой инновационный проект начинается с инновационной идеи, порожденной неудовлетворенностью потребностей общества. Зачастую данные потребности могут быть выражены в неявном виде именно как потребности в некоем новом продукте или как неудовлетворенность качеством существующих продуктов. В этом смысле важной задачей для инициатора проекта является «угадать» потребности рынка и сформулировать, ориентируясь на эти потребности инновационную идею;

- принцип ориентации на определенный сегмент рынка - данный принцип логически вытекает из двух предыдущих. Инициатор проекта должен определить не только полезные свойства будущего инновационного продукта, но и понять в каком объёме данный продукт можно будет реализовать, насколько продукт уникален, и на какую группу потенциальных потребителей рассчитан. В условиях жёсткой конкуренции, зачастую именно ориентация инновационного проекта на узкий сегмент рынка позволяет добиться конкурентоспособности, как проекта, так и рыночного субъекта реализовавшего данный проект;

- принцип соответствия инновационного проекта законодательству и международным нормам - смысл данного принципа состоит в том, что инновационный проект, не соответствующий нормам законодательства, не может быть конкурентоспособным, так как не может быть реализованным. Что касается международных норм, то результат инновационного проекта, несоответствующий международным стандартам качества и экологическим нормам, так же не будет являться конкурентоспособным, так как не сможет конкурировать с более качественной и безопасной продукцией. Применение международных стандартов качества, таких, например, как ISO или PMBOK позволяет инициатору проекта более детально сформулировать требования к конечному результату проекта и расширить сегмент рынка сбыта инновационного продукта;

- принцип применения современных технологий управления проектом и автоматизации управленческих процессов. Использование новых технологий управления позволяет выполнять проекты и программы в срок, повысить их эффективность, сократить длительность выполнения отдельных работ, контролировать финансовые и материальные ресурсы в динамике, а также прогнозировать и предотвращать возникновение организационных, технологических и финансовых проблем [2].

- принцип работы руководителя как субъекта управления [3]. Данный принцип заключается в том, что координацию всех работ по проекту, на протяжении жизненного цикла, осуществляет руководитель проекта - проект-менеджер, который несет ответственность за результат проекта. Проект-менеджер обладает особой ролью в процессе осуществления проекта. Именно проект-менеджер подбирает свою рабочую группу, которая непосредственно занима-

ется осуществлением проекта, делегирует полномочия внутри нее, осуществляет координацию и корректирование процесса выполнения работ, следит за выполнением планов и смет. В случае отсутствия должности руководителя проекта или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей реализовать конкурентоспособный инновационный проект не представляется возможным;

- принцип системности управления - этот принцип подразумевает рассмотрение процесса управления конкурентоспособностью инновационного проекта как систему. Системный подход позволяет учесть все необходимые взаимосвязи и взаимодействия в управляющей системе, а так же влияние различных факторов на систему. Системный подход предполагает представление всего комплек-са системы управления конкурентоспособностью инновационного проекта во взаимно обусловленном единстве;

- принцип целевой направленности - данный принцип предполагает соответствие целей осуществления инновационного проекта стратегическим целям рыночного субъекта, реализующего проект. Критерии отбора должны гарантировать, что для каждого проекта определен свой приоритет, и он вносит вклад в стратегические цели. Все, что не в полной мере отвечает данным критериям, будет просто тратой ограниченных ресурсов компании - людей, капитала и оборудования [4];

- принцип гибкости - данный принцип предполагает возможность адаптивной реакцию на изменения внешней рыночной среды. Этот принцип предусматривает осуществление альтернативных вариантов реализации проекта, ускорение сроков его осуществления или наоборот замораживание проекта до положительного изменения ситуации на рынке, изменение целей и масштабов проекта. Следует понимать, что по мере прохождения фаз жизненного цикла проекта гибкость управления конкурентоспособностью снижается.

Окончательную оценку конкурентоспособности инновационных проектов всегда осуществляет потребитель. Так как конкурентоспособный инновационный проект можно рассматривать и как товар на инвестиционном рынке, и как средство осуществления инновационной деятельности, необходимо различать потребителей инновационного проекта. К первой группе потребителей относятся различные инвесторы, которых прежде всего интересует финансовый, а так же не финансовый (стратегический, социальный, экологический) эффект от инвестиций в проект. Ко второй группе потребителей относятся субъекты, потребляющие результаты осуществления инновационного проекта, т.е. покупатели, приобретающие инновационный продукт. Для данной группы потребителей важны полезные свойства результата инновационного проекта - инновационного продукта.

Помимо потребительский свойств проекта и его результата, важной составляющей конкурентоспособности инновационного проекта является способность инициатора продвигать свой инновационный проект, в условиях конкурентной борьбы. Нередко происходит так, что более перспективные инновационные проекты оказывались нереализованными в пользу менее перспективных проектов из-за неумения разработчиков проекта убедить потенциальных потребителей в полезности своей разработки.

Конкуренция базируется на двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей. Это определяет два вектора конкурентоспособности: вектор удовлетворения потребностей (в основе

Вектор борьбыс конкур эми

D

В екг ор конкур ент о спо с о бно сти иннов а ционного про ект а Рис. 1. Управление конкурентоспособностью инновационного проекта

лежит потребительская ценность продукта) и вектор соперничества (в основе лежит острота характеристика конкурентной среды) [5].

Исходя из вышесказанного, содержание понятия управления конкурентоспособностью инновационного проекта графически (рис. 1.) можно представить в виде суммы векторов (ОС), где вектор удовлетворения потребностей потребителей (ОА), а вектор борьбы с конкурентами (ОВ). Ориентации только на запросы потребителя или только на борьбу с конкурентами недостаточно для того, чтобы инновационный проект считался конкурентоспособным. Борьба непосредственно с конкурентами на рынке происходит в основном в рамках маркетинговой деятельности, в ходе которой оценивается сегмент рынка, целевая аудитория проекта, деятельность конкурентов, каналы продвижения продукта и т.д.. Удовлетворенность же покупателей достигается посредством оценки и отбора качественных и перспективных инновационных идей, а затем качественного воплощения их в конечный продукт.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что управление конкурентоспособностью инновационного проекта должно представлять из себя, сложную комплексную систему взаимосвязанных процессов управления, с различными направлениями проектной деятельности, эффективно решающую задачи по отбору проектов для осуществления, управлению качеством реализацией проекта и продвижению его результатов. Конкурентоспособность инновационного проекта представляет собой совокупную величину, различных показателей проектных характеристик.

Конечной целью процесса управления конкурентоспособностью инновационного проекта должно стать получение конкурентоспособной продукции. Как правило, современные подходы к уп-

равлению проектом оперируют понятиями качества инновационного проекта, что для успешной реализации конкурентоспособного инновационного проекта недостаточно. В процессе управления конкурентоспособностью проекта необходимо применение комплексного подхода. Помимо управления качеством инновационного проекта, важной составляющей конкурентоспособности проекта является маркетинговая деятельность по оценке рыночных условий и их изменений, а так же активное продвижение результатов инновационного проекта.

Литература:

1. Ивасенко А.Г. Управление проектами: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин - Ростов н/Д:Феникс, 2009. -330с.

2. Цветков А. Новые технологии управления проектом // Журнал «Советник Президента». - 2008. - №59 - с.5

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 448 с.

4. Эрик У. Ларсон , Клиффорд Ф. Грей: Управление проектами: учебник: перевод с английского пятого, полностью переработанного издания / Эрик У. Ларсон , Клиффорд Ф. Грей ; [пер с англ. В. В. Дедюхин] - Москва: Дело и Сервис , 2013. - 783 с.

5. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. -100 с.

6. Егоров А.Ю., Сельсков А.В. Рынок инновационных проектов: концепция формирования и развития // Научно-аналитический журнал: «Инновации и инвестиции». - М.: 2008, №1.

СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА В ЗОНЕ ЖИЛОЙ

ЗАСТРОЙКИ

Цыплакова Е.Г., к.т.н., доцент, Ленинградский государственный университет им. Пушкина, тел. 8-921-341-41-92, эл.почта - naja458@yandex.ru

В статье рассмотрены проблемы автомобилей при безгаражном хранении в зимний период. Предложены пути повышения безопасности двигателей автомобилей.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, вредные вещества, окружающая среда, токсичность, загрязнение, двигатель, автомобиль, техническое состояние, экологическая опасность.

ENVIRONMENTAL RISK REDUCTION IN VEHICLE BEZGARAZHNOM WINTER STORAGE YEAR AREA RESIDENTIAL BUILDING

Tsiplakova E., Ph.D., assistant professor, Leningradsky state university under the name of A.S. Pushkin

The problems of outdoor stored vehicles in winter period at low temperatures are considered in the article. The ways of increasing the ecological safety of the combustion engine are proposed.

Keywords: motor transport, harmful substances, environment, toxicity, pollution, engine, automobile, technical condition, ecological danger.

Развитие автомобильного транспорта стало одним из выдающихся событий минувшего века. Вместе с тем оно породило массу новых серьезных проблем, к числу которых относится создание дискомфортных сред в зоне обитания человека. Последнее событие особенно важно, так как присутствие все возрастающего количества автотранспортных средств, особенно в зоне жилой застройки, и невнимание к местам хранения и парковок лишает человека последнего рубежа экологической защищенности.

Анализ способов хранения автотранспорта показывает, что в основном преобладает хранение автомобилей на открытых площадках (безгаражное хранение) и закрытое в неотапливаемом помещении. Безгаражное хранение автотранспорта на площадках, не приспособленных для автостоянок, создает серьезную экологическую проблему, особенно в зоне жилой застройки. Как показывает анализ санитарно-гигиенических условий, наиболее острая экологическая ситуация возникает в местах автостоянок и парковки автомобилей. Режимы работы двигателей в данных условиях характеризуются «залповыми» выбросами отработавших газов при пуске прогреве и выезде на линию. Такие нестационарные режимы, включая прогрев холодного двигателя, сопровождается значительно боль-

шим выбросом вредных веществ с отработавшими газами (до 8-10 раз), чем на стационарных режимах работы.

Основные трудности при безгаражном хранении автотранспорта возникают при зимней эксплуатации. Такие природные факторы, как отрицательная температура, ветер, давление, влажность, снег и т.д., существенно влияют на организацию эксплуатации, хранение автомобилей, их технико-экономические и экологические показатели.

Особенно труден при зимней эксплуатации автомобилей пуск холодного двигателя. Анализ литературных источников показал, что к основным причинам, затрудняющим пуск двигателя в зимнее время и способствующим резкому увеличению выброса вредных веществ в атмосферу, относятся следующие:

- увеличение момента сопротивления провертыванию коленчатого вала двигателя, который необходимо преодолеть пусковым устройством и поддержания пускового скоростного режима (пусковых оборотов), что вызвано повышением вязкости масла при низких температурах;

- снижение развиваемой мощности и числа оборотов стартера, что связано с уменьшением емкости аккумуляторных батарей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.