Научная статья на тему 'Сущность скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур и критерии его выявления'

Сущность скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур и критерии его выявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СКРЫТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE POTENTIAL / HIDDEN OPPORTUNITIES / MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS / ADMINISTRATIVE DECISIONS IN THE FIELD OF COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехов Сергей Александрович

В статье производится анализ факторов скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур, способствующих при грамотном управлении им, повышению конкурентоспособности того или иного предприятия в современных условиях хозяйствования. Особое внимание уделяется ключевым критериям выявления скрытого конкурентного потенциала предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE HIDDEN COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISE STRUCTURES AND CRITERIA OF ITS IDENTIFICATION

The article describes the analysis of the hidden competitive factors capacity of enterprise structures promoting at competent management of it, to increase of competitiveness of this or that enterprise in modern conditions of managing is made. The special attention is paid to the key criteria of identification of the hidden competitive capacity of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Сущность скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур и критерии его выявления»

СУЩНОСТЬ СКРЫТОГО КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И КРИТЕРИИ ЕГО

ВЫЯВЛЕНИЯ

Орехов Сергей Александрович

д-р экон. наук, проф. каф. Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета экономики, статистики и

информатики, РФ, г. Москва E-mail: sorehov@mail. ru

ESSENCE OF THE HIDDEN COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISE STRUCTURES AND CRITERIA OF ITS IDENTIFICATION

Orehov Sergei

doctor of Economics, professor, Assoc. Department. General management and business of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics,

Russia Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье производится анализ факторов скрытого конкурентного потенциала предпринимательских структур, способствующих при грамотном управлении им, повышению конкурентоспособности того или иного предприятия в современных условиях хозяйствования. Особое внимание уделяется ключевым критериям выявления скрытого конкурентного потенциала предприятий.

ABSTRACT

The article describes the analysis of the hidden competitive factors capacity of enterprise structures promoting at competent management of it, to increase of competitiveness of this or that enterprise in modern conditions of managing is made. The special attention is paid to the key criteria of identification of the hidden competitive capacity of the enterprises.

Ключевые слова: конкурентоспособность; конкурентный потенциал; скрытые возможности; управление конкурентоспособностью; управленческие решения в области конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness; competitive potential; hidden opportunities; management of competitiveness; administrative decisions in the field of competitiveness.

Проблемы трансформации современной российской экономики актуализируют повышение эффективности принимаемых управленческих решений, направленных на обеспечение конкурентоспособности национальных предпринимательских структур [1].

Так, в процессе оценки будущих альтернатив и прогнозировании определенных направлений развития предприятия, важное значение принимает выявление скрытых факторов развития предпринимательских структур или скрытого конкурентного потенциала [7].

Под ним понимаются неочевидные возможности повышения эффективности деятельности предприятия, которые можно представить в виде комплекса взаимосвязанных характеристик отдельных параметров деятельности (рис. 1) [8].

Так как скрытая конкурентоспособность организации, в сущности, подразумевает под собой неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечных результатов (увеличения выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли, инвестиций в модернизацию и новое строительство производственных объектов и т. п.) [2, 3], то основополагающее значение для выявления скрытой конкурентоспособности имеет классификация критериев ее выявления по отношению к процессу производства (см. рис. 2), в соответствии с которой, можно различить внешний (внепроизводственный) и внутренний (внутрипроизводственный) конкурентообразующий

потенциал [11].

Е-

U

■■—■■

=

£

jq

z

Ё-1

И

л z z

Eu

u

>>

1. ПОТЕНЦИАЛ ПРОИЗВОДСТВА

Объем. структура. динамика производства Ассортимент продукции услуг, его широта, и глубина Конкурентоспособность продукции Обеспеченность сырьем и материалами Парк оборудования и степень его использования Местоположение производственного комплекса Уровень экологичностн производственного комплекса

2. ПОТЕНЦИАЛ МАРКЕТИНГА

Марке тннговые пл аиы и программы Исследование рынка, товара,каналов сбыта Стимулирование сбыта нрекчама Це ны и цено о бр аз ование Коммуникационные связи и информация Маркетинговый бюджет и его исполнение

3. ПОТЕНЦИАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И СБЬПА

Транспортные возможности и оценка расходов Состояние скчадского хозяйства: уровень запасов, их размещение и оборачиваемость Возможностьдоработкн упаковки товаров Продажи: по отдельным товарам, у слугам, сбытовым территориям, типам покупателей, стоимости, посредникам и каналам сбыта

4. ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛ

Финансоваяуст ойчивос тънплатежеспос обно сть Прибыльность нрентабельность (потоварам услугам; сегментам (регионам), канал ам сбыта, посредникам Собственныензаемные средства, их соотношение

5. ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Организация и система управл ения

Уровень квалификации персонала, его структура

Производительность тр>тр

Стоимость рабочей сичы: текучесть кадров

Уровень менеджмента

Культура организации

Рисунок 1. Оценка скрытой конкурентоспособности организации [8]

К внешнему (внепроизводственному) конкурентному потенциалу относится потенциал, формируемый под воздействием рыночных и природно-

климатических условий: народнохозяйственные, региональные, районные, зависящие от местной ресурсно-сырьевой базы, распределения трудовых и природных ресурсов, климатических и поясных различий, кооперирования и специализаций предприятий, расположенных на территории данного региона, области, экономического района [4].

Внутренний (внутрипроизводственный) потенциал отражает возможности данного конкретного предприятия. Местами его сосредоточения являются предприятие, цех, производственный участок, бригада, рабочее место [5]. В каждом из этих подразделений, в первую очередь выявляются три основные группы скрытого потенциала в соответствии с элементами производственного процесса — улучшение использования основных производственных фондов и оборудования (средств труда), материальных ресурсов (предметов труда) и самих трудовых ресурсов [6]. Кроме этого, проводится финансовый контроллинг, анализируются финансовые потоки, источники их формирования, а также ресурсно-сырьевой, инновационный, логистический и инфраструктурный потенциал по предприятию в целом, для определения перспективных направлений его стратегического развития, обеспечения комплексности анализа и выявления необходимых финансовых ресурсов [2, 3, 5]. Главным показателем в процессе принятия управленческих решений по рациональному использованию ресурсов в производстве является уменьшение их доли, приходящейся на каждый рубль готовой продукции, т. е. снижение ресурсоемкости продукции и соответственно, рост ресурсоотдачи [6, 12].

По характеру действия весь скрытый конкурентный потенциал организации условно можно разделить на интенсивный и экстенсивный [10]. Первый связан с применением прогрессивной техники, совершенствованием технологии, организации труда и управления; второй зависит от увеличения объема ресурсов. Интенсификация производства на основе научно-технического прогресса предполагает сокращение средней продолжительности периода создания новых образцов продукции предприятий, быстрое

перевооружение предприятий на новой технической основе, повышение удельного веса разработок по новой технике, содержащих элементы изобретений, что может открыть новые горизонты роста, каких, возможно, нет у международных конкурентов.

Важную роль в выявлении и мобилизации скрытого потенциала организации играет его классификация по стадиям жизненного цикла продукции /услуги. До сих пор большие средства направлялись на выявление потенциала непосредственно в процессе производства. Недооценка скрытого потенциала на предпроизводственных стадиях приводит к громадным убыткам. В совершенствовании работы организаций и служб, занятых исследованием и скрытым проектированием, модернизацией или новым строительством промышленных объектов, а в сфере производства предприятия — в совершенствовании технической подготовки, анализе контрольных серий, предшествующих запуску в серийное производство, таится порой больший потенциал, чем в самом производстве. Зачастую внедрение передовых систем информационного обеспечения производства позволяет раскрыть существующий скрытый потенциал, либо создать его резервы [9]. Плохой анализ скрытого потенциала на предпроизводственных стадиях, даже отсутствие такового, приводят к недоучету процессов, порождающих низкую эффективность работ на этой стадии жизненного цикла продукции [13].

Значительный потенциал производства связан с экономическими факторами, прежде всего с порядком ценообразования, совершенствованием системы нормативов [14]. К потенциалу экономического характера относятся стимулирование, хозяйственный расчет, планирование [15].

По своему характеру, скрытый потенциал организации, условно также можно разделить на связанный с совершенствованием производства и с ликвидацией непроизводительных расходов и потерь. К непроизводительным расходам относятся, прежде всего, штрафы, пени, неустойки. Значительный ущерб предприятию наносят штрафы, резко снижающие долю прибыли.

Рисунок 2. Критерии выявления конкурентного потенциала организации [7]

По срокам использования, скрытый потенциал организации подразделяется на текущий и перспективный, а по очевидности отражения, различают явный

и скрытый потенциал предприятия. Явный — связан с ликвидацией потерь рабочего времени, скрытый — со снижением трудоемкости продукции [16].

Список литературы:

1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. М., 2008.

2. Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебное пособие. М., 2009.

3. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М., 2007

4. Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. — 2013. — № 5. — С. 160—163.

5. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М., 2007.

6. Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Конотопов М.Н., Орехов С.А., Башкатова Ю.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н. Теория менеджмента. М., 2013.

7. Решетько Н.И. Стратегии развития предпринимательских структур информационного комплекса в условиях конкуренции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М., 2009.

8. Решетько Н.И. Стратегии развития предпринимательских структур информационного комплекса в условиях конкуренции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). М., 2009.

9. Решетько Н.И. Роль CRM-систем в разработке и реализации стратегии развития предприятия. Менеджмент в России и за рубежом. —2007. — № 6. — С. 138—141.

10. Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2011. — № 17. — С. 113—118.

11. Решетько Н.И. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественного инфокоммуникационного комплекса. Инновации в науке.

— 2013. — № 28. — С. 172—175.

12. Решетько Н.И. Показатели оценки эффективности деятельности отечественного инфокоммуникационного комплекса. Инновации в науке.

— 2013. — № 28. — С. 176—180.

13. Решетько Н.И. Функции и уровни управления конкурентоспособностью предпринимательских структур. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Тамбов, 30 декабря 2013 г.

14. Решетько Н.И. Цели управления и критерии конкурентоспособности предприятия. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Тамбов, 30 декабря 2013 г.

15. Решетько Н.И. Подходы и методы оценки конкурентоспособности предпринимательских структур. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Тамбов, 30 декабря 2013 г.

16. Решетько Н.И. Разработка методических подходов к выбору конкурентной стратегии развития предпринимательских структур. Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: Часть 18. Тамбов, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.