б) Оценивает социальные характеристики региона.
в) Проводиться сравнительный анализ регионов конкурентов вскрывает факторы, динамики изменения социальных показателей в социально-ориентированной экономике страны.
Постоянный мониторинг за данными изменениями, помогут сохранять конкурентоспособность региона, при этом необходимо применять различные критерии для анализа.
Литература:
1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.
2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.
3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1
4. Сафронова А.А., Неверова О.И. Формирование благоприятного инновационного климата, как фактор повышения инвестиционной привлекательности экономических систем. М.: Транспортное дело - 2012 - №1.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Орехова А.С., к.э.н., эксперт по торговой недвижимости Агентства недвижимости PENNY LANE REALTY
Соколов М. А., к.э.н., доцент каф. Общего менеджмента и предпринимательства Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В статье приводится анализ определения эффективности управления деятельностью предприятия, ее основные объекты и предметы, а также принципы выявления. Основной акцент делается на изучении структурных компонентов обеспечения эффективности управления деятельностью предприятия и их анализе.
В качестве итоговых результатов, приведен список функций и задач качественного управления эффективностью предприятия на основе детализированного анализа эффективности менеджмента предпринимательских структур по различным функциональным направлениям.
Ключевые слова: эффективность, сущность эффективности деятельности, конкурентоспособность, функции и задачи эффективности, анализ эффективности менеджмента, управленческие решения, финансовый контроллинг.
ENSURING EFFECTIVE MANAGEMENT OF ENTERPRISE ACTIVITY
Orekhova A., Ph.D., an expert in commercial real estate Real estate agency PENNY LANE REALTY. Sokolov M., Ph.D., Department of General Management and Business, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
The article describes the analysis of determination of management efficiency by enterprise activity, its main objects and subjects, and also the principles of identification. The main emphasis is placed on studying of structural components of ensuring management efficiency by activity of the enterprise and their analysis.
As total results, the list offunctions and problems of high-quality management by efficiency of the enterprise on the basis of the detailed analysis of efficiency of management of enterprise structures in various functional directions is provided.
Keywords: efficiency, essence of efficiency of activity, competitiveness, functions and problems of efficiency, analysis of efficiency of management, administrative decisions, financial controlling.
Эффективность или результативность представляет собой отношение результата— эффекта и затрат. Данный способ является классическим методом определения интегрального показателя экономической эффективности менеджмента предприятия, труда управленцев. Эффект может быть положительным, если результат близится к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и отвечает системе ограничений. В противном случае он может оказаться отрицательным, когда не удается избранными средствами достигнуть цели или удается, но при этом невозможно соблюдение систему ограничений[8].
Эффективность управления является относительной характеристикой результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая выражена в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих количественные и качественные характеристики.
Базовыми понятиями эффективности менеджмента выступают
[1]:
■ эффективность управленческого труда сотрудников аппарата управления;
■ эффективность процесса управления, в частности функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения;
■ эффективностьс учетом иерархии управления, системы управления;
■ эффективность структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др. механизмов управления.
Следует учитывать следующеепри применении целевого подхода [2]:
■ если организации не производят осязаемой продукции, то достижение цели не является легко измеримым;
■ предприятия предпринимают усилия по достижению нескольких целей, при этом достижение одной из них часто мешает или затрудняет выполнению других задач;
■ наличие общего набора официально регламентированных целей, на достижение которых направлены усилия сотрудников различных отделов организации, является спорным.
Академиком В. А. Трапезниковым предложена формула эффективного руководства, состоящая из четырех звеньев, включающих требования к руководителю: «знает» — «может» — «хочет» — «успевает».
Анализ эффективности управления во многом осложняется специфическими особенностями управленческого труда, однако-процесс и содержание управленческой деятельности находятся в прямой зависимости от требований к руководителю[6]:
■ компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами: твердость, энергия, настойчивость, гибкость; профессионально знает, что должен делать и как делать;
■ достоинство и высокая ответственность в реализуемых решениях и делах — руководитель должен проявлять эти качества по отношению к себе и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, коллегами, потребителями;
■ умение рисковать и чувство нового — умение и решимость идти впереди того, что происходит сегодня;постоянно искать новые возможности, прислушиваться к их зову, способность и готовность использовать их;
■ чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это означает уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
■ значительная работоспособность, непрерывное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.
Обозначенные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени сложности, значимости и соотносятся с профессиональными функциями, видами работ при профотборе сотрудников. Одновременно они могут быть употреблены и для классификации профессий по психологическим, медицинским и иным критериям.
Обозначим основные принципы эффективности[7]:
• многоуровневая соподчиненность критерия;
• сопоставимостьи соизмеримость показателей;
• учет воспроизводственных пропорций,социально-экономических условий и органического строения капитала;
• выборнорматива, эталона, нормализованного режима состояния и функционирования организации;
• учет фактора риска, временных ограничений и рамок, неопределенности и др.
Таким образом, отсюда следует, что эффективность представляет собой многогранное понятие, которым можно охарактеризовать различные системы, процессы и явления. Иначе говоря, эффективность представляет собойконечный результат активности и функционирования механизма, процесса или системы управления, взаимодействия управляющей и управляемой системы, другими словами, это интегрированный продукт и результат взаимодействия компонентов управления [8].
Системное понятие эффективность в научной литературе классифицируют с различных позиций [13]:
1 . По предмету анализа определяют:
• производственно-технологическую эффективность;
• экономическую эффективность;
• социальную эффективность;
• экологическую эффективность;
• научно-техническую эффективность;
• народнохозяйственную эффективность;
• хозрасчетную эффективность предприятия.
2. По степени интеграции анализируемых результатов выделяют:
• социально-экономическую эффективность;
• интегральную эффективность.
3. По объекту анализа выделяют:
• эффективность фаз и сфер производства;
• эффективность отдельных отраслей народного хозяйства;
• эффективность отдельных подразделений производственной сферы;
• эффективность отдельных факторов и функций производства;
• эффективность непроизводственной сферы предприятия.
4. По полноте и кругу учитываемых результатов, эффектов, затрат различают критерии:
• ресурсной и затратной совокупной комплексной эффективности;
• свободной эффективности предприятия;
• локальной эффективности предприятия;
• частной эффективности предприятия. [9]
Разнообразными теориями эффективности понятие «эффективность деятельности предпринимательской структуры» наиболее часто рассматривается как взаимообусловленность категорий -«ресурсы» и «затраты», «результат» и «эффект».
Тем не менее, не смотря на богатое многообразие количественных трактовок показателя продуктивность (эффективность) в зарубежной литературе существуют 2 базовых методологических подхода к трактовке данного понятия[10].
Первым подходом является философский, провозглашающий эффективность как степень достижения поставленной цели.
Вторым, прикладным подходом, раскрывается содержание эффективности посредством соотношение затрат с результатами, имея в виду эффективность производственной деятельности (рис. 1).
Можно отметить, что разнообразные виды ресурсов (затрат) и результатов являются предметами изучения различных видов управленческого и финансового учета и анализа, которые, используя специализированные инструменты научной диагностики, позволяют ответить на вопрос какой фактор из совокупности ресурсов может в большей мере повлиять на повышение эффективности и производительности предпринимательской структуры и почему.
В экономической литературе существовали и до сих пор существуют стремления систематизировать подходы к оценке эффективности управления.
Так, подход к измерению производственной эффективностибыл предложен английским экономистом М. Фареллом, разложившим эффективность на две составляющие [15]:
1. техническаяэффективность, связанная с минимизацией физических объемов факторов (ресурсов), затраченных на производство единицы продукции (полезного эффекта);
2. ценовая эффективность или минимизация издержек, т.е. учет относительных цен используемых ресурсов.
Рис. 1. Взаимосвязь ресурсов и эффектов предпринимательской деятельности
В работе А.В. Тихомировой «Оценка эффективности управления производством» (Экономика, 1984 г.) существующие критерии оценки эффективности управления делятся на 4 группы:
1. комплексные или интегральные показатели качества управления;
2. степень достижения производственной системой поставленных целей;
3. воздействие надежности протекания процессов управления и функционирования системы управления;
4. традиционные критерии, базирующиеся на количественно определенных измерениях соотношения ресурсов и результата.
На наш взгляд при оценке эффективности управления можно выделить следующие базовые подходы [11]:
В соответствии с первым подходом эффективность производства и эффективность управления следует измерять тождественно, через показатели производственно-хозяйственной деятельности, поскольку управленческий труд является производительным трудом, производство и управление связаны единой конечной целью.
Согласно второму подходу эффективность производства и эффективность управления не следует смешивать в силу следующих причин, во-первых, потому что на эффективность производства влияет целый ряд факторов, не зависящих от существующей системы управления, во-вторых, в силу наличия своей специфики у затрат и результатов управленческого труда.
Однако, и в том, и в другом случае, недооценка роли анализа эффективности менеджмента предприятия, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят существенные потери. Напротив, те предприятия, на которых хорошо поставлен анализ, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность. В связи с этим, в рамках настоящего исследования, наряду с определением роли анализа менеджмента, особую актуальность несет в себе освещение основных функций анализа эффективности менеджмента крупных предпринимательских структур [12].
Так, в качестве ключевой функции, стоит отметить концептуальную роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие предприятия в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие периоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.
Экономический анализ эффективности менеджмента является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным [13].
Большаяроль отводится анализу эффективности менеджмента в деле определения и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта крупного предпринимательства в конкурентной среде на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления компанией, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно - обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия. Предметом его изучения являются причинно - следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности и качество управления субъектом хозяйствования.
Для успешной реализации данных функций перед анализом эффективности менеджмента предпринимательских структур стоят следующие задачи [15]:
■ проверка обоснованности показателей внутрихозяйственного планирования, их реальности выполнения и напряженности;
■ объективный контроль за ходом выполнения внутрихозяй-
ственных планов,договорных обязательств, подведение итогов и оценка деятельности предприятия по их выполнению;
■ вскрытие причин, положительно или отрицательно воздействовавших на выполнение договорных обязательств и внутрихозяйственных планов;
■ исследование резервов производства и передовых методов организации труда, применение прогрессивной техники и технологии, снижения себестоимости и издержек обращения,передового опыта в целях увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, повышения производительности труда, рентабельности, укрепления финансового состояния и т. д.;
■ разработкаопределенных мероприятий по использованию выявленных резервов, ликвидации недостатков;
■ контрольи контроллинг выполнения этих мероприятий.
Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-
финансовой деятельности крупного предприятия, который должен отвечать следующим двум основным требованиям [8]:
- всякое отдельно взятое явление или показатель необходимо рассматривать и изучать в единстве и во взаимосвязи с другими, участвующими в едином процессе. Например, при обособленном изучении показателя прибыли без координирования с другими показателями его нельзя анализировать как таковой, можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т. е. констатировать факт его выполнения.
Еслиже анализировать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими взаимосвязанными явлениями, то можно обнаружить все факторы и причины, положительно или отрицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разработать соответствующие мероприятия. Сказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность организации;
- все явления или показатели должны подвергаться анализу в движении, развитии. К примеру, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повысилась или снизилась эффективность работы организации. Соотнесение размера прибыли отчетного периода с предыдущими периодами позволит обнаружить стихийные изменения эффективности работы организации, установить причины этих изменений и обозначить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность организацииподвергается рассмотрению в прошлом, настоящем и будущем [16].
Анализ финансово-хозяйственной деятельности субъектов корпоративного бизнеса строится на специализированных методологических системах, имеющих обширную классификацию с научной точки зрения.
Литература:
1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.
2. Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебное пособие. Москва, 2009.
3. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2007
4. Башкатова Ю.И. Контроллинг в управленческом консультировании. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Москва, 2007.
5. Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 113-118.
6. Орехов С.А. Корпоративный менеджмент, учебное пособие / С. А. Орехов, В. А. Селезнев, Н. В. Тихомирова ; под ред. С. А. Орехова; Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°". Москва, 2008.
7. Орехов С.А. Статистика. учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Статистика" и другим экономическим специальностям / [Гореева Н. М. и др.]; под ред. С. А. Орехова. Москва, 2010. Сер. Новое экономическое образование
8. Орехов С.А. Статистика в схемах и таблицах : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Статистика" и другим экономическим специально-
стям / Н. М. Гореева [и др. ] ; под общ. ред. С. А. Орехова. Москва, 2007. Сер. Экзамен по схеме.
9. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. Учебное пособие. Москва, 2011.
10. Орехов С.А. Эконометрика в схемах и таблицах. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Статистика", "Математические методы в экономике" и другим экономическим специальностям / Н. М. Гореева [и др.] ; под ред. С. А. Орехова. Москва, 2008. Сер. Экономика - наглядно и просто.
11. Орехов С.А., Решетько Н.И. Корректировка и управление рисками конкурентной стратегии развития нефтегазовых структур на международных рынках сбыта. Транспортное дело России. 2012. № 6-2. С. 120-124.
12. Решетько Н.И. Разработка конкурентной стратегии развития ТЭК России на базе инвестиционного потенциала. Экономика и со-
временный менеджмент: теория и практика. 2012. № 35. С. 97-103.
13. Решетько Н.И. Национальная и глобальная конкурентоспособность российских нефтегазовых структур. Инновации в науке. 2012. № 28. С. 180-184.
14. Соколов М.А. Организационно-экономическая модель управления стоимостью российских компаний в условиях проводимых процедур по слияниям и поглощениям. Проблемы экономики. 2007. № 5. С. 27-31.
15. Соколов М.А. Аналитическая модель комплексной оценки эффективности интеграционных трансформаций организаций за счет слияний и поглощений. Транспортное дело России. 2010. № 6. С. 139-143.
16. Соколов М.А. Роль функционально-стоимостного анализа в инновационной деятельности предприятия. Российская экономика: тенденции и перспективы. Вып. 23. - М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012, стр. 106-111.
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ТЕРРИТОРИИ
Ангеловский М.М., аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В статье рассматривается стратегический подход к развитию территорий, который может обеспечить в рыночных условиях конкурентоспособность территории в долгосрочном периоде и постоянный рост жизненного уровня населения. Определено, что маркетинг муниципального образования выявляет и частично формирует уникальные свойства территории, города, которые могут быть полезны для целевых групп потребителей. Целью статьи является - исследовать существующие методы стратегического подхода в планировании развития регионов и особенно использование инструментов городского маркетинга для разработки комплексной экономической политики.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, муниципальное образование, стратегии развития территорий, маркетинг имиджа территорий, маркетинг привлекательности территорий, маркетинг инфраструктуры территорий.
MARKETING STRATEGIES OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY, AS THE FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY
Angelovskiy M., the post-graduate student, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics (MESI)
This article describes a strategic approach to the development of the territories, who can provide in market conditions, the competitiveness of the territory in the long term and continuous growth of living standards of the population. Determined that the marketing of the municipality identifies and partly contribute to the unique properties of territory, city, which may be useful for the target groups of consumers. The aim of the article is to explore the existing methods of the strategic approach in development planning regions and especially the use of the instruments of the urban marketing for development of the complex of economic policy.
Keywords: territorial marketing, a municipality, a strategy of territorial development, marketing image of territories, the attraction marketing territories, marketing infrastructure.
Развитие муниципальных образований (далее - территорий) естественным образом должно быть направлено на всестороннее развитие всех элементов сложного народно-хозяйственного комплекса, которыми они являются. От того, на каком уровне развития находится промышленность того или иного региона, каковы социальные условия для жизни людей зависит социально-экономическое развитие страны в целом. Именно усилением роли регионов и отдельных муниципальных образований характеризуется современный этап развития экономики России. Современное направление государственной политики подразумевает увеличение самостоятельности муниципальных образований с одной стороны, и увеличение ответственности - с другой. На руководство муниципальных образований сегодня возлагается ответственность за обеспечение такого развития территории, которое бы гарантировало бездефицитный бюджет, как минимум, и успешное развитие территории - максимум. Местные власти в этой ситуации вынуждены искать новые эффективные методы управления муниципальным образованием, которые отвечали бы современным рыночным условиям и обеспечивали бы высокий уровень развития территории и качества жизни. В странах Европы есть определенный опыт управления территориями с большой степенью самостоятельности и с учетом рыночной среды. Из множества опробованных различными муниципальными образованиями политик наиболее эффективными оказались те, которые были построены на стратегическом подходе к управлению. Несмотря на то, что рынок - явление постоянно меняющееся, у него есть свои
законы и тенденции. Их необходимо знать и учитывать при выборе направлений и методик развития региона. Только стратегический подход может обеспечить в рыночных условиях конкурентоспособность территории в долгосрочном периоде и постоянный рост жизненного уровня населения.
Основная роль в разработке и внедрении стратегической программы развития отводится местным органам власти. Для эффективного управления и достижения глобальных целей местное управление должно обоснованно выбрать стратегию развития пространственной структуры муниципального образования, основываясь на анализе своих сильных и слабых сторон и перспектив на рынке. Только на основе тщательного анализа можно установить правильную конкурентную позицию территории. Без этого невозможен выбор стратегии развития. Кроме того, для успешной реализации выбранной стратегии необходима согласованность действий, общественная и политическая поддержка со стороны населения и действующих на территории экономических субъектов.
Опыт развитых стран подсказывает: для того, чтобы воздействие местных властей на развитие экономики территории было плодотворным, оно должно быть концептуально осмысленным, то есть целевым. Именно стратегический подход подразумевает управление по целям, а не по отклонениям. В развитых странах используется широкая палитра методов и приемов регулирования процессов развития территории в условиях рыночной экономики и высокой степени самостоятельности территорий. Стратегический