Научная статья на тему 'Сущность романтического в духовной культуре человека: философская интерпретация'

Сущность романтического в духовной культуре человека: философская интерпретация Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
270
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЧЕСКОЕ / СУЩНОСТЬ РОМАНТИЧЕСКОГО / КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ РОМАНТИЧЕСКОГО / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хабибулина Лилия Фэатовна

В статье исследуется романтическое в духовной культуре человека с позиций неоклассической философии. Сущность романтического рассматривается в контексте его проявлений, как конструктивных, так и деструктивных. Автор обосновывает важность понимания влияния романтического на бытие человека и человечества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность романтического в духовной культуре человека: философская интерпретация»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197). Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 24-28.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

:)

Л. ф. Хабибулина

сущность романтического в духовной культуре

ЧЕЛОВЕКА: фИЛОСОфСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

В статье исследуется романтическое в духовной культуре человека с позиций неоклассической философии. Сущность романтического рассматривается в контексте его проявлений, как конструктивных, так и деструктивных. Автор обосновывает важность понимания влияния романтического на бытие человека и человечества в целом.

Ключевые слова: романтическое, сущность романтического, конструктивные и деструктивные функции романтического, духовная культура человека.

В контексте неоклассического мировоззрения, опирающегося на внефункцио-нальный подход в интерпретации сущности человека, романтическое рассматривается нами как событие особого рода, онтологически проявляющееся в духовной культуре человека. В этом плане факты, жизненный мир человека показывают, что он не может обойтись без того, что называют «романтическим». Исходная его сущность определяется стремлением человека вырваться в другое бытие, актуализацией желания человека конструировать другую реальность. Рожденное неосознаваемым порывом, интенциями души во вне, трансцендируясь в бесконечность за пределы реальности, романтическое функционально может проявлять свою имманентную сущность по-разному, как конструктивно, так и деструктивно. Цель данной статьи -выделить функции романтического, наиболее полно эксплицирующие грани онтоса его философско-экзистенциальной сущности.

Поскольку романтическое в чистом виде

- противовес обыденного, то основной конструктивной функцией романтического является функция компенсаторная. В функции компенсации романтическое способно трансформировать мечты и желания и вывести их на уровень уже как будто осуществившейся

реальности, расширяя границы сконструированного человеческим духом до потенциально возможного или кажущегося возможным. При этом романтическое выполняет своеобразную позитивную работу, лишает реальность односторонности, деформирует существующее, хотя и по своему произволу.

Компенсаторная функция романтического выражается также в мнимом исправлении наличной действительности, в удовлетворении мечты о том, что не осуществимо и не может сбыться. Постоянство тревожащих сознание фантазий снимается замещением реальности другой выдуманной реальностью. Освобождаясь от неудовлетворяющей реальности, человек с помощью фантазий символически выходит за её пределы. Примирения не происходит, однако неприятие замещается романтическим убеганием в воображаемый мир детства, культуры или утопии. Искусственно созданная квазиреальность нередко спасает людей, однако, расширяясь до неограниченных масштабов, она способна загнать человека «в угол», поскольку конструирующие возможности духа человека беспредельны. Компенсаторная функция романтического сполна реализуется в виртуальном мире, в котором синтез воображения человека и достижений техники выливается в возмож-

ность отражения отражений и даже отрыва сознания от реального мира. В воображаемой реальности человек получает возможность подменить реальный мир иллюзорным, в виде различных кажимостей, артефактов, си-мулякров, нуждающихся в интерпретации.

Охранительная функция романтического в виде психологической защиты проявляется в убегании от проблем, романтическое здесь позволяет человеку найти утешение в мнимом (мираж, иллюзия) и желаемом (вымысел). Однако конструктивность данной функции здесь не бесспорна, поскольку граница между здоровьем и нездоровьем психики весьма тонка, вследствие чего вымыслом можно и заиграться, то есть попасть в пределы опасности «сойти с ума», уйти в невменяемое состояние (безумие). Причем без использования «пси-технологий», а, что называется, по своей воле.

Романтическое выполняет также критическую функцию недовольства и отрицания существующей наличной действительности. Поскольку «человек - существо вечно вопрошающее, неудовлетворенное, ненасытное, постоянно вырывающееся из оболочки своего бытия»1, критическая, просеивающая функция романтического, удовлетворяя субъективность человеческого духа, детерминирует возможность бесконечно прекрасного и желаемого. В результате чего возникает идея некоторого социального идеала, способного радикально изменить мир. Критическая функция романтического (недовольство настоящим) порождает революционный настрой, желание всё перекроить, переиначить на свой более красивый и правильный лад.

И здесь мы встречаемся с тем, что романтическое в функции критики не имеет определенного предела, поскольку оппозиция реального с идеально-желаемым может выразиться в различных формах, от протеста до революций. В некоторых случаях воплощение романтического может привести к революционным настроениям, применению насилия. Однако конструктивность критической функции неоспорима, поскольку романтическое выявляет то, что отрицает жизнь и прогресс человека и человечества в целом, способствует формированию новых надежд и идей.

Как феномен человеческого бытия романтическое встречается в прогностической функции. Здесь оно порождает интерес к гипотетическому будущему, приводит к вспле-

ску проектирования и созидательного конструирования. Развертывание модели желаемого будущего находится в прямой зависимости от мечты, замещающей реальность. Как переживание полноценного бытия, мощный романтический потенциал мечты помогает разрешать внутренние противоречия человека, совершать бросок вперед, в отдаленное будущее, в котором человеку представляется возможным реализовать свои потребности, воплотить интересы.

Романтическое в функции прогноза направляет предсказания футурологов, существенно расширяя границы еще-не-бытия жаждой бесконечного обновления. Ученые футурологи, размышляя об альтернативах развития, пытаются предвидеть шаг за шагом проекты исполнения желаемого и действительно возможного. И у них это неплохо получается. В этом опережении суть прогностической функции романтического, с помощью которой человек имеет некую интенцию реализации будущего.

В различных формах предсказаний и гаданий, издавна увлекающих человечество, романтическое является катализатором привлекательности астрологии, поскольку взывает к глубокой человеческой потребности питать надежду на лучшее. Не сумев решить свои насущные проблемы самостоятельно, человек обращается к гаданиям, чтобы при недостатке внутренней убежденности опереться на мистическую предопределенность событий. Таким образом, на наш взгляд, романтическое в прогностической функции «приходит на помощь», когда реализация желаний заглянуть «по ту сторону» ограничивается законами материального мира и возможностями жаждущего человека.

Романтическое в духовной культуре человека выполняет также гуманистическую функцию. В желании совершенствования бытия, романтическое помогает формированию в человеке таких ценностей, как человечность, сострадание, душевность. В опоре на духовные силы, аристократизм («человек - это “аристос”, неутомимо стремящийся к чему-то все большему, лучшему, потому, что его дух не отражает, а конструирует действительность»2) духа человека, романтическое, дополненное желанием совершенствования человека до существа благородного, самодостаточного и духовно прекрасного, помогает человеку стать человеком. Романтическое в своей оче-

ловечивающей функции расширяет границы свойств, принадлежащих только человеку как живому существу, выводя его на собственно человеческую сущность, делает человека самоцелью и самоценностью бытия, а не средством, декларирует его независимость и свободу выбора. Гуманистическая функция романтического тесно связана с функцией эстетической, питающей идеалами прекрасного, возвышенного, иначе говоря, непрозаического. В этом плане пафос романтического в провозглашении свободы и ценности личности, на наш взгляд, в лучшем своем выражении фактически равнозначен стремлению ко всему прекрасному и возвышенному, что есть в человеческом существе.

В нравственной функции романтическое проявляется наиболее ярко в ориентации человека на идеалы, осуществление которых требует храбрости и благородства. Идеал как прообраз действительности выражает высшую, совершенную цель человека, которую в полной мере достичь невозможно, поскольку он недосягаем в материальном мире, мире вещей. Тем не менее, романтический идеал, детерминируя стремление к совершенству, выступает в качестве регулятора поступков человека и одновременно является критерием оценки их благородства. Таким образом, освобождая человека от оков заданного мира и расширяя границы пока неактуального, но потенциально возможного бытия, романтическое, как форма активности неосознаваемого, предстаёт перед нами в роли транслятора желаний и идеалов. Поскольку идеал представляет собой духовное образование в человеке, которое направлено на движение к чему-то вне себя, объективность существования, он-тос романтического не вызывает сомнения, по меньшей мере в части мечты об осуществлении этого идеала.

Преодоление наличного бытия невозможно при отсутствии харизматичного самовыражения личности, при котором романтическое в нравственной функции проецирует следование своим убеждениям вопреки и наперекор мнению большинства. Достаточно вспомнить так называемых диссидентов. Отсутствие конформизма, свобода выбора, отстаивание своих нравственных романтических идеалов

- все это провозглашает человека духовным существом, который, в конечном счете, «решает сам за себя»3. И в этом романтическо-нравственное начало человеческих существ

играет не последнюю роль, позволяя оторваться от привычных стереотипов поведения.

Романтическое, хотя внешне и не бывает «без грусти», по своей онтологической сути глубоко оптимистично, поскольку позволяет человеку питать надежды. Оптимистическая функция романтического полнее всего проявляется в ожидании человеком особых событий жизни, обусловленных не предначертанно-стью и неизбежностью, а скорее надеждой на свои сущностные силы и желанием воплощения замысла наперекор всем обстоятельствам жизни. Питать надежду человеку сложно без наличия романтического мирочувствования и самочувствования, а их наличие, в свою очередь, предполагает оптимистическое отношение к жизни. В этом смысле понятия ‘романтическое’ и ‘оптимистическое’ почти синонимичны, поскольку эмоциональная заразительность и энергия выражения миро-чувствования помогают человеку выбрать свою линию жизни, позволяющую найти точку опоры в себе самом.

Конструктивные функции не исчерпывают всего спектра влияния романтического на бытие, «романтика» со знаком минус также «томит душу» человека не в меньшей мере, поскольку фантазии человека не имеют предела и порождаются либо желанием добра, либо, из-за нетерпеливости или невозможности его воплощения, желанием зла. При этом объективным всеобщим критерием добра и зла мы считаем соотношение жизни и/или смерти и отсюда интенции к биофилии и/или некрофилии. Добро - есть «все то, что служит жизни; зло - все то, что служит смерти»4. Поскольку это так, то наряду с конструктивными функциями романтическое в определенных условиях может вольно или невольно выполнять и деструктивные функции.

Антигуманная функция романтического ярко прослеживается в случае некрофилии А. Гитлера, который тоже был «романтиком». Признание своей исключительности при всей своей реальной посредственности, склонность к нарциссизму привели Гитлера к увлеченной игре жизнями людей, которые были для него лишь бездушными инструментами, с помощью которых он пытался переделать реальность, воплотив свои фантазии в жизнь. Эта деструктивная «романтика» не осталась в мечтах, была претворена в жизнь вопреки элементарному гуманизму. На это имелись свои романтические причины. Недостаток

реализма выразился у Гитлера в том, что «мир фантазии был для него более реальным, чем сама реальность»4. Романтические иллюзии и идеалы породили раздвоение личности, метавшейся между своими фантазиями и реальностью. А тут еще появился исторический спрос.

Антигуманная функция романтического может выразиться в нарушении чувства реальности и вере в фальшивые идеалы. Массы людей, ослепленные пропагандой идеалов фашизма, верили своему кумиру, подготовившему почву стадной мечте. Выражая как личностное бытие духа (в характере отдельного человека), так и эпохальное (в характере исторической ситуации), романтическое в антигуманной функции способно довести человека до истерии и агрессии. Как показывают факты, в своем возбужденном состоянии романтическое начало, превращаясь в данном случае в мощную деструктивную энергию духа человека, приводит к фашизму, экстремизму, терроризму.

В утопической функции романтическое помогает конструировать образ идеального мира, пока только мыслимого и нереализованного. Прорыв в мир желанной свободы из мира жестокой необходимости дает человеку возможность трансценденции, выхода за пределы реального мира. При этом субъективное, индивидуальное в духе человека, не очерченное культурой, объективными границами макросреды и микросреды, работает таким образом, что способно порождать разнообразные утопии.

Отправным звеном любой утопии является недовольство миром и надежда на его изменение как исправление. Как возможный вариант осуществления реальности утопия в своей основе имеет двоякую природу. С одной стороны, она интенционально позитивна, поскольку неистребимое желание человека видеть идеал осуществленным стимулирует замысел романтической надеждой. А желание как детерминация - оказывается на самом деле серьезная вещь5. С другой - неудачные замыслы, просчеты неминуемо ведут к разочарованию, неуверенности и негативной оценке утопических иллюзий. В виде никак не осуществленной конструкции утопия исчезает, свидетельствуя о своей несостоятельности.

Консервативная функция романтического может проявиться в воспевании и идеализа-

ции всего жизнеспособного в прошлом. Тогда романтическое начинает подвергать негативной оценке реальность бытия, тосковать по былому, на наш взгляд, без всякой дифференциации жизнеспособного и архаического. Романтическое в консервативной функции привело к возникновению традиционалистского движения, питающего симпатию к архаическому в традициях прошлого, будь то феодальные порядки, мистический фашизм или эзотерические учения. Идеология традиционалистов, увы, тоже по-своему романтична, поскольку представляет собой критику современного мира. Однако, как «разновидность романтизма»6 традиционализм архаичен, а потому по своей природе агрессивен. Не следует смешивать уважение к традициям с уважением к архаике в традициях.

Деструктивность мистико-умозрительной функции романтического можно наблюдать в попытке человека выйти за пределы мира. Категории людей с романтически-мистическим складом психики не нужна эта посюсторонняя реальность, поскольку она подчас действительно не романтична. Неумение жить в реальном мире влечет их в запределье, в котором проявление некоторой таинственной силы компенсирует жажду непостижимого и бесконечного. Именно к этим метафизическим потребностям души человека взывают различного рода маги и колдуны, владеющие игрой на «романтических струнах» человеческой души. Парапсихологи, астрологи и представители оккультных псевдонаук свои необоснованные, а зачастую просто умозрительные предположения выдают за единственно истинные. Деструктивность отвлеченных умозаключений такого рода «романтиков» страшнее выводов любой лженауки, поскольку, массово обрушиваясь на общество, мистическая романтика способна изменить сознание людей, лишить его прочной опоры.

Рассматривая романтическое во всем комплексе духовно-душевно-психических состояний человека, в целостном единстве его внутреннего бытия, мы считаем, что оно дано человеку как «врожденный», a priori наследуемый феномен, который позволяет вырваться в мир бесконечно-вечного, открывает возможность осуществления уникального, невоплощенного бытия, иллюзорность которого томит и тревожит. Экзистенциальная сущность романтического противоречива,

поскольку проявляется как в конструктивных, так и деструктивных функциях. Среди конструктивных функций выделяются компенсаторная, охранительная, критическая, прогностическая, гуманистическая, эстетическая, нравственная и оптимистическая. Как показало исследование, романтическое со «знаком минус» тревожит человека не менее активно, проявляя себя через деструктивные функции. Антигуманная, утопическая, консервативная и мистико-умозрительная функции романтического, работают против жизни, заставляя с осторожностью относиться к «романтике» такого типа. Таким образом, выявленные нами функции романтического наглядно показывают, что в процессах, происходящих в бытии человека, романтическое имеет огромное значение как явление, определяющее качество этого бытия. Намечая перспективы дальнейших исследований, мы думаем, что в экспликации романтического актуально исследование его проявлений в различных социальных группах, этносах

и субкультурах. Такой акцент в приращении сущности романтического позволит выйти на новый уровень понимания его значения для человечества в целом.

Примечания

1 Меньчиков, Г. П. Духовная реальность человека. Казань : Грандан, 1999. С. 133.

2 Меньчиков, Г. П. Основы антропологии : традиции и новации. Казань : Школа, 2006. С. 62.

3 Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс,1990. С. 109.

4 Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. : АСТ-ЛТД, 1998. С. 316, 563*.

5 Мальцева, А. П. Желание как философско-методологическая проблема // Вопр. философии. 2006. №5. С. 61-79.

6 Фрумкин, К. Романтики в броне и шипах // Свободная мысль - XXI. 2002. № 6. С. 18-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.