Научная статья на тему 'Сущность религиозности как социально-философская проблема'

Сущность религиозности как социально-философская проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
524
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / RELIGIOSITY / РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RELIGIOUS ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Багаева Ксения Анатольевна

Автор обращается к изучению феномена религиозности. Выяснено, что религиозность это не только идентификация личности с конкретной конфессией, она также выполняет функцию социализации и придает смысл социальному действию, задает систему координат морально-нравственных норм. Будучи, с одной стороны, свойством социальной группы, религиозность проявляется в религиозном сознании и религиозном поведении. С другой стороны, мы можем говорить о личной религиозности как специфическом переживании индивидуумом религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF RELIGIOSITY AS A SOCIO-PHILOSOPHICAL PROBLEM

The author turns to the study of the religiosity phenomenon. It is found out that religiosity is not only an identification of a personality with a concrete confession, it also exercises the function of socialization and gives sense to a social action, it sets a coordinate system of ethical and moral norms. Being, on the one hand, an attribute of a social group religiosity is manifested in religious consciousness and religious behavior. On the other hand, one may speak about personal religiosity as specific experience of religion by an individual.

Текст научной работы на тему «Сущность религиозности как социально-философская проблема»

Багаева Ксения Анатольевна

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Автор обращается к изучению феномена религиозности. Выяснено, что религиозность - это не только идентификация личности с конкретной конфессией, она также выполняет функцию социализации и придает смысл социальному действию, задает систему координат морально-нравственных норм. Будучи, с одной стороны, свойством социальной группы, религиозность проявляется в религиозном сознании и религиозном поведении. С другой стороны, мы можем говорить о личной религиозности как специфическом переживании индивидуумом религии.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/3-2/2.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 15-17. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Садыковой и Розой Амановой, в них воспеты трудолюбие, солидарность, разумность, знание, совесть, порядочность, братство, уважение к старшим и указаны отрицательные качества, такие как предательство, ложь, лицемерие, жадность, равнодушие. В этой связи можно отметить, что данный вид литературного жанра не потерял свою актуальность и широко используется в формировании моральных установок в обществе.

Таким образом, тексты сегодня приобрели другие масштабы, форму, и человек, находящийся в социокультурном и информационном пространстве, постоянно соприкасается с текстами. Воздействуя на наше сознание, тексты в определенной степени могут порождать в нас гуманных и жестоких, эгоистичных и альтруистичных, прагматичных, совестливых и бессовестных, щедрых и жадных людей. То есть на формирование духовного мира человека воздействует вся окружающая среда, включая те изменения, которые происходят в обществе в сфере экономического, политического, социального. Важную роль играют также семейные традиции и культура, а текст является тем механизмом, которым можно целенаправленно формировать духовную культуру индивида.

Список литературы

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи / авт. вступ. ст. С. Т. Табышалиев. Ф.: Кыргызстан, 1990. 480 с.

2. Баласагунский Ю. Благодатное знание / отв. ред. А. Н. Кононов. М.: Наука, 1983. 562 с.

3. Дидро Д. Монахиня; Племянник Рамо; Жак-фаталист и его Хозяин / пер. с фр.; предисл. и прим. Л. Воробьева; ил. и оф. А. Маркевича. М.: Правда, 1984. 544 с.

4. Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. 544 с.

5. Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М.: МГУ, 1982. 134 с.

6. Надеждина Е. В. Художественный текст в структуре реальности // Общественные науки и современность. 2001. № 1.С. 183-192.

7. Пословицы и поговорки кыргызского народа [Электронный ресурс]. URL: http://makallakap.narod.ru/19e.html (дата обращения: 07.02.2016).

8. Рахманалиев Р. Философия чтения: книга и мировая читательская культура: монография. М., 2000. 244 с.

9. Флиер А. Я. Социальный опыт как основа функционирования и исторического производства сообществ // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 166-184.

TEXT IMPACT ON THE HUMAN'S SPIRITUAL WORLD DEVELOPMENT

Azimzhanova Ainura Adylovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin

azimzhanova_a@mail. ru

The article examines the phenomenon of text as a mechanism of influence on the human's consciousness contributing to the formation of the idea about spiritual world. Such varieties of texts as fiction, poetic works, proverbs and sayings have enriched the world outlook and helped in the life orientation of an individual. The author makes an attempt to show that the creative minority tried to develop positive qualities in a person with the help of texts.

Key words and phrases: text; spirit; spirituality; value; "categorical imperative"; cultural texts; human's spiritual quality; насыят (moralizing songs and poems); spiritual perception of society.

УДК 1:316.0 Философские науки

Автор обращается к изучению феномена религиозности. Выяснено, что религиозность - это не только идентификация личности с конкретной конфессией, она также выполняет функцию социализации и придает смысл социальному действию, задает систему координат морально-нравственных норм. Будучи, с одной стороны, свойством социальной группы, религиозность проявляется в религиозном сознании и религиозном поведении. С другой стороны, мы можем говорить о личной религиозности как специфическом переживании индивидуумом религии.

Ключевые слова и фразы: общество; государство; религия; религиозность; религиозная организация.

Багаева Ксения Анатольевна, к. филос. н.

Бурятский государственный университет ksyusha. 81@mail. гы

СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы однозначно невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

16

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Большинство религиоведов склоняются к тому, что понять сущность религии возможно через постижение ее многообразных форм и сущностных характеристик (Л. Н. Митрохин, В. И. Гараджа) [5, с. 31; 13, с. 76-93]. Одно ясно, что религия связана с духовными и материальными особенностями разных народов, когда каждый человек и все вместе трудились над созданием феномена религии. Поэтому религиозность по отношению к религии представляет собой особое и личное существование религии в каждом отдельном индивиде. Получается, что религия как особое мироощущение личности создается традицией внутри всей вероисповедной группы, а проявляется как индивидуальное отражение психики, действий, поступков и мотиваций отдельной личности, что подтверждает О. Лобазова, отмечая, что «религиозность есть частная форма существования религии в жизни отдельного индивида» [10, с. 89]. Поэтому логично будет обратиться к понятию «религиозность», объяснение которого в связи с многоплановостью трактовок термина «религия» является достаточно сложным процессом. Если слово «религия» в русском языке начинает использоваться в качестве «вероисповедания» и «благочестия» с XVIII века, то «религиозность» входит в оборот в XIX веке. По этому поводу есть мнение православного священника Я. Кротова, считающего, что религиозность - это особый феномен, явившийся результатом огромной духовной революции, которая свершилась на переходе от Средневековья к Новому времени. Это время, когда церковь теряет поддержку со стороны государства, поэтому ей необходима опора в душах людей [9]. В религиозных традициях понятие религиозности может иметь совершенно разные оттенки: от простого благочестия до полного отрешения от светской жизни, внутри религиозных традиций велись и ведутся споры о религиозности, ее истинности и ложности. Сложность трактовке данного понятия придает тот факт, что сами конфессии считают свою традицию верной и ведущей к спасению. Однако просто идентификация с религиозным объединением недостаточна для того, чтобы говорить о религиозности, по этому поводу протестантский исследователь К. Боа писал: «...мы знаем людей, утверждающих, что они христиане, а ведущих себя как варвары. Целые народы, называющие себя христианами, являются закоренелыми язычниками» [3, с. 4].

Религиозность имеет противоречивый характер, потому как в светском государстве гарантирована свобода вероисповедания, что означает принятие человеком любой формы религиозности. Противоречие возникает тогда, когда та же самая религиозность становится вне закона и преследуется им, если она нарушает права других людей. С другой стороны, религиозность одновременно, выполняя важную функцию социализации, в условиях изменения религии меняется сама и трансформирует религиозное пространство.

Таким образом, становится понятным, почему в рамках конфессий не сложилось единого понимания религиозности. Только начиная с периода эпохи Возрождения, а затем и Нового времени исследователями-теологами начинает обсуждаться вопрос о личной религиозности, в которой видели «всеобщее субстанциональное и неконфессиональное (общеконфессиональное, мета-конфессиональное, суб-конфессиональное) проявление личной религиозности, только приобретшей ту или иную историко-конфессиональную форму» [15, с. 34].

В разных культурно-исторических типах религий не сложилось определения религиозности, нет единства относительно данного термина и в научных кругах. Религиозность рассматривают с разных позиций, применяя множество параметров, поэтому сложилось три направления в трактовке данного термина. Первое направление представлено И. Н. Яблоковым, который определяет религиозность как определенное социальное качество группы или индивида, проявляющееся в сумме таких свойств, как религиозное сознание, религиозное поведение, религиозное отношение [16, с. 34]. К этому же направлению следует отнести взгляды В. И. Гараджи и Д. М. Угриновича. Второй подход объединяет таких исследователей, как П. С. Гуревич, М. П. Мчедлов, Л. Н. Митрохин, Е. Г. Балагушкин, которые религиозность изучают с точки зрения изменения социальной ситуации, наличия новых религиозных движений. По мнению Е. Балагушкина, в основе религиозности лежат противоречивые интересы людей [1, с. 16]. Наконец, третья группа исследователей сущности религиозности, которая рассматривается с точки зрения современной религиозной ситуации в российском обществе, представлена такими именами, как А. Кураев, А. Кырлежев, Ю. Синелина. Религиозность, согласно исследованиям Ю. Синелиной, имеет тесную взаимосвязь с религиозным сознанием и мировоззрением, которые сегодня активно изменяются под влиянием меняющегося общества, с появлением новых религиозных организаций, свободой совести [14, с. 46]. По мнению О. Лобазовой, «современная религиозность является условием и результатом мега-и макротенденций, действующих в российском обществе, и проявляется, с одной стороны, в формах, отражающих секуляризацию и глобализацию культурной и политической жизни, а с другой стороны, в формах, отражающих стремление к этнокультурной самоидентификации наций и народностей России» [10, с. 5].

У. Джемс религиозность как «возвышенность» противопоставлял светской «обыденности», рассуждая в этом аспекте, утверждал, что есть разница в особенностях переживания, а не в особенностях религии [7, с. 44]. Здесь возникает вопрос о критериях религиозности, в частности, У. Джемс в данном случае главным критерием выводит конфессиональную принадлежность, т.е. самоидентификацию [Там же, с. 50]. Мы видим, что концепции религиозности имеют как методологические, так и теоретические различия, что приводит к разности выводов. Поэтому в своем исследовании мы будем придерживаться мнения, что религиозность связана с религиозным сознанием и религиозным мировоззрением.

Религиозность следует охарактеризовать такими признаками, как наличие наглядных, эмпирических действий, выступающих как социальный феномен, представляющий сущность религиозной организации. Религиозность можно рассмотреть в виде эмоционального переживания или некой субъективной веры и стремления индивида к божественному. «Термином "религиозность" можно описать сознание и деятельность значительной части людей, чьи установки и ценности определены содержанием их религиозных убеждений» [10, с. 89].

Таким образом, благодаря индивидуальным особенностям человек может воспринимать религиозную информацию, однако трансляция ее в общество зависит от субъективных и объективных факторов. Соответственно,

религиозность - это наличие определенных установок, убеждений, которые согласованы с религиозной верой человека, его деятельностью в той или иной сфере общества. С другой стороны, нужно отметить такой момент, что, когда конфессии определяют сущность религиозности, возникает ряд проблем. К ним относится проблема веры и невыполнения обрядности либо, наоборот, строгое следование и выполнение культовой практики при отсутствии веры со стороны прихожанина. Поэтому конфессии не выработали свой методологический язык для трактовки религиозности. Соответственно, надконфессиональное и философское понимание религиозности, возможно, и есть то необходимое объективное знание.

Обращаясь к истории социальной философии, можно отметить, что, начиная с философии Средних веков, исследователи пытались объяснить место религии в мире и, соответственно, касались вопроса о религиозности. Еще западная философия применяла дескриптивный подход к определению религии. И. Кант хотя и не использует термин «религиозность», однако уже определяет виды религии (моральная, богослужебная, чистая религия разума), выделяет типы религиозной веры (моральная, эмпирическая и истинная вера) [8, с. 259-324]. Г. Гегель определяет религиозность как бесконечную ценность внутреннего мира [6, с. 283]. К. Маркс, напротив, утверждает, что религиозность создается обществом [12, с. 201]. М. Вебер считает, что религиозность определяется типом религиозной организации, это и социальная принадлежность, и выражение ценностной системы [4, с. 146]. Затем в философии начала XX века религиозность предстает как результат внутренних духовных переживаний личности. Также это время возникновения социологических теорий религии и религиозности, когда появляется новое толкование сущности религиозности. Например, Т. Лукман и П. Бергер считают, что сегодня религия трансформируется, и это дает возможность человеку выбирать самому религию, соответственно, религиозность приобретает индивидуальный характер [2, с. 71-79]. А Н. Луман видит в религиозности лишь коммуникацию [11, с. 178].

Итак, религиозность как социально-философское понятие следует рассматривать как динамическое явление и как результат общественных отношений индивидов. Также возможен взгляд на религиозность как начало или двигатель социальных процессов. Рассмотренные выше подходы к сущности религиозности относятся к социологии религии, поэтому носят эмпирический характер. Существуют еще и конфессиональные примеры трактовки сущности религиозности, которые стремятся найти истинную религиозность. Однако, на наш взгляд, необходимо обратиться к социально-философскому анализу данного понятия, дабы сформировать объективный взгляд. Возможно, таким верным подходом к пониманию сущности религиозности будет объединение социологического и теологического взглядов. Построение нового понимания сущности религиозности будет возможным при условии принятия в расчет эмпирических данных, также этнокультурных и конфессиональных особенностей, в этом случае социальная философия дает возможность создания теоретических схем изучения религиозности.

Список литературы

1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии современной России: морфологический анализ. М.: ИФРАН, 1999. 244 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

3. Боа К., Литтл П. Лабиринты веры. М.: Знание, 1992. 308 с.

4. Вебер М. Социология религии. Типы религиозных сообществ // Вебер М. Избранное. Изд-е 2-е, доп. и испр. M.: РОССПЭН, 2006. 528 с.

5. Гараджа В. И. Религиоведение. М.: Аспект-Пресс, 1995. 350 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: в 2-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 409 с.

7. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. 187 с.

8. Кант И. Религия в пределах только разума. Трактаты и письма. М.: Наука, 1990. 589 с.

9. Кротов Я. О религиозности [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/programs/Christ/2000/Christ.030500.asp (дата обращения: 22.01.2012).

10. Лобазова О. Ф. Религиозность современного российского общества: дисс. ... д. филос. н. М., 2010. 314 с.

11. Луман Н. Медиа коммуникации // Луман Н. Общество общества / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. М.: Логос, 2011. 640 с.

12. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии: сборник. М.: Политиздат, 1983. 368 с.

13. Митрохин Л. Н. Заключение // Религия и политика в посткоммунистической России. М.: Знание, 1994. С. 76-93.

14. Синелина Ю. Ю. Секуляризация в социальной истории России. М.: Academia, 2004. 222 с.

15. Февралева Л. И. Социально-философские аспекты отношений государства и религиозных объединений в постсоветский период (на материалах Владимирской области): дисс. ... к. филос. н. Архангельск, 2009. 214 с.

16. Яблоков И. Н. Методологические проблемы социологии религии. М.: МГУ, 1979. 132 с.

ESSENCE OF RELIGIOSITY AS A SOCIO-PHILOSOPHICAL PROBLEM

Bagaeva Kseniya Anatol'evna, Ph. D. in Philosophy Buryat State University ksyusha. 81@mail. ru

The author turns to the study of the religiosity phenomenon. It is found out that religiosity is not only an identification of a personality with a concrete confession, it also exercises the function of socialization and gives sense to a social action, it sets a coordinate system of ethical and moral norms. Being, on the one hand, an attribute of a social group religiosity is manifested in religious consciousness and religious behavior. On the other hand, one may speak about personal religiosity as specific experience of religion by an individual.

Key words and phrases: society; state; religion; religiosity; religious organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.