Научная статья на тему 'Сущность религии: проблема социокультурной концептуализации'

Сущность религии: проблема социокультурной концептуализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
827
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ / ESSENCE OF RELIGION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ / SOCIOCULTURAL CONCEPTUALIZATION OF RELIGION / РЕЛИГИЯ КАК СУЩНОСТНАЯ СИЛА / RELIGION AS ESSENTIAL POWER / RELIGION AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханова Руфина Вильсоновна

В статье анализируется проблема социокультурной концептуализации сущности религии. Выявлено многообразие определений сущности религии с учётом их идеи взаимодополнительности. Несмотря на различия в определении понятия религии, исследователи солидарны в том, что религия играет важную роль в духовной жизни общества. Дискуссионным продолжает оставаться сам вопрос об однозначной интерпретации сущности религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of religion: the problem of socio-cultural conceptualization

The article analyzes the problem of socio-cultural conceptualization the essence of religion. Revealed a variety of definitions of the essence of the religion based on their ideas of complementarity. Despite the differences in the definition of religion, researchers agree that religion plays an important role in spiritual life of society. Discussion remains the question about the unambiguous interpretation of the nature of religion.

Текст научной работы на тему «Сущность религии: проблема социокультурной концептуализации»

Р.В. ХАНОВА кандидат философских наук,

доцент кафедры этики, культурологии и связей с общественностью

*

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

Сущность религии: проблема социокультурной

концептуализации

В условиях современных социальных реалий религия рассматривается как неотъемлемая часть культуры, выполняющая человекотворческую и культуросозидательную роль. Религия как социокультурная система взаимодействует с обществом, культурой и человеком. Религия одновременно является социальным, культурным и духовным феноменом. Религия как система верований и практических действий объединяет людей в единую социальную, культурную и духовную общность. Религия как социокультурное явление означает чувство социальной связанности, зависимости и долженствования по отношению к некой таинственной, непостижимой силе, дающей опору и достойной поклонения. Человек связан с пониманием религии как сущностной силы, связанной с экзистенциальной решимостью человека. Религия - система верований, ценностей, поведенческих образцов, идеалов, способствующих осмыслению людьми мира и созидательной деятельности в нём, которая формирует духовное измерение и духовное пространство этого мира, задаёт контекст высшего смысла.

В течение всей истории человеческой мысли предпринимались попытки понять сущность и значение феномена религии. До сих пор не выработано универсального определения религии. Религия является многогранным, многоаспектным, многосмысловым явлением, поэтому существует множество подходов к определению её сущности.

Большинство исследователей полагает, что значение термина «религия» происходит от двух взаимосвязанных латинских слов:1) «religio», что значит «святыня, культ», в этом смысле религия - это набожность, предмет культа; 2) «геИдаге» - «связывать, объединять», здесь религия определяется как связь человека и Бога, Абсолюта, Космоса, Трансцендентного, а в более широком смысле - связь мира земного и космического как диалектического синтеза ограниченного и безграничного, материального и духовного, временного и вечного, смертного и бессмертного, мира преходящего и мира вечного.

Ханова Руфина Вильсоновна, e-mail: khanova.r@bk.ru

По мнению С. Булгакова, «в религии устанавливается и переживается связь, связь человека с тем, что выше человека... Ре-

л

лигия есть опознание Бога и переживание связи с Богом»1. П. Флоренский: «Если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменологически - религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение»2. В.С. Соловьёв дает следующее определение: «Религия есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего. есть воссоединение человека и мира с

о

безусловным и всецелым началом.»3 Религия - это связь человека с миром и Абсолютом.

По мнению И. Канта, религия представляет собой познание человеком своих нравственных обязанностей как Божественных заповедей или «неотъемлемых законов каждой свободной воли самой по себе»4. У И. Канта религия является не просто взглядами на мир, но жёсткими требованиями, которые регламентируют человеческую жизнь, указывают человеку, как именно он должен направлять и распределять свои усилия. Кант нравственную и культурную значимость религии выводил из морали, т.е. свёл религию к морали. Вместе с тем Кант отмечает, что «мораль отнюдь не нуждается в религии», хотя и «неизбежно ведёт к религии». Кант стремился доказать, что по содержанию религия практически ничем не отличается от морали, так как она касается долга вообще. Религия отличается от морали лишь по форме, придавая моральному законодательству влияние на человеческую природу не прямо, а через идею Бога5.

Ф. Шлейермахер основывает религию на чувстве. Он призывает обратить большее внимание на духовно-исторические и культурные реалии, но не в их изолированности, а в единстве с целым и вечным. В идее Бога, согласно Шлейермахеру, мыслится абсолютное единство идеального и реального, так что исключаются всякие противоречия; в понятии же мира полагается относительное единство реального и идеального в противоречивой форме. Человек оказывается включённым в Божественную природную связь так, что между нравственным законом и законом природы не существует никакого радикального различия6. Шлейермахер показал, что в религии содержится аболютное начало духовной и нравственной жизни.

1 Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. М., 1994, с. 12.

2 Флоренский, П.А. Столп и утверждение Истины. Т. 1. М., 1990, с. 818.

"3

Соловьёв, В.С. Чтения о богочеловеке. Соч.: В 2 т.: Т. 2. М., 1989, с. 5.

4 См.: Кант, И. Соч. Т. 4. Часть 1. М., 1965, с. 463.

5 Лукьянов, А.В., Пушкарёва, М.А. Немецкая классическая философия религии. Уфа, 2002, с. 58.

6 Шлейермахер, Ф. Речи о религии. Монологи. М., 1994.

Согласно Г.В.Ф. Гегелю, религия есть «самосознание абсолютного духа» «через опосредование конечного духа»7. Человек, который стремится к науке и искусству и для кого данные формы освоения мира становятся самой жизнью, сталкивается также и с религией, которая, наряду с трансцендентным, обращается к вопросам культуры и нравственности.

Согласно Л. Фейербаху, содержание религиозного сознания следует понимать психологически, причём, как следствие человеческой жажды высшей любви и справедливости. При этом, по мнению Фейербаха, на место любви к Богу необходимо поставить любовь к человеку как истинную религию, на место веры в Бога -веру человека в самого себя, веру в собственную силу. Любовь к человеку должна быть «...высшим и первым законом человека. Человек человеку бог - таково высшее практическое основное на-чало.»8

К. Маркс видит в религии форму отчуждения и самоотчуждения. Религиозное отчуждение «происходит лишь в сфере сознания, в сфере внутреннего мира человека». Положительное упразднение всякого отчуждения приводит к постепенному возвращению «человека из религии», семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию»9.

Э. Дюркгейм полагает, что религия - общественное явление, взятое совместно с функциями социальной интеграции и стабильности. У Т. Парсонса религия выступает в качестве функциональной универсалии общества. В организации религии, согласно Пар-сонсу, главный элемент есть культурный элемент. Религия входит в систему поддержки ценностных образцов и является компонентом культуры. К. Гирц считает религию культурной системой и отмечает, что религия есть «система символов, которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций; она формирует представления об общем порядке бытия и придаёт этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации

10

кажутся единственно реальными»10.

Э. Фромм, разрабатывая социокультурное направление в психоанализе, также развивает ту мысль, что в конце концов «Бог перестаёт быть личностью, человеком, отцом, он становится символом единого первоначала. воображаемым символом цветка, произрастающего из духовного семени внутри человека». Бог становится чем-то «безымянным».

п

Гегель, Г. Философия религии: В 2 т. Т. 1. М., 1975, с. 367.

о

Фейербах, Л. Сущность христианства // Избр. филос. произв.: В 2 т.: Т. 1, с. 308-309.

9 Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42, с. 117.

10 Гирц, К. Интерпретация культур. М., 2004, с. 108.

Зрелость любви к Богу, замечает Фромм, состоит в том, что человек не просит ничего в своих молитвах. С течением времени он вообще не упоминает его имя, стремясь «к полному развитию способности любить». Существование религии Фромм связывает с глубоко коренящимися в природе человека потребностями смысла и нравственного служения. На основе этого он выдвинул тезис о том, что религия имманентно присуща любому человеку и любой культуре.

Дж.М. Йингер полагает, что религия решает «последние, конечные» проблемы человеческой жизни (экзистенциальные вопросы), выступает как «отказ капитулировать перед смертью».

По мнению М. Вебера, религия - основа ценностной рациональности: в рамках религии возможно формирование смысло-жизненных задач. Система религиозных разрешений и запретов составляет основу нравственности.

Ю. Ваарденбург считает, что на абстрактном уровне человек постигает религию как определённую «ориентацию», а религии -как «системы ориентаций». Если у человека выработано своё собственное понимание Бога и трансцендентного мира, то его система ценностей определённым образом становится нравственно ориентированной. Однако при внимательном анализе оказывается, что такое ценностно-ориентированное сознание не подвержено «слепой» вере. Под Богом и Божественным здесь понимается Абсолютное «Я», наделяемое высоким социокультурным смыслом, нравственными и духовными совершенствами.

Исследователи А.П. Забияко, А.Н. Красников, Е.С. Элбакян отмечают, что, несмотря на многообразие подходов, в отечественной религиоведческой литературе сформировалась более или менее отчётливая концепция религии, изложенная в учебнике «Основы религиоведения» под редакцией И.Н. Яблокова. Этот учебник несколько раз переиздавался, а в 2005 г. был издан в серии «Классический университетский учебник». В нём утверждается, что по отношению к религии формально-логические дефиниции через указание рода и видового отличия неплодотворны. Авторы учебника предложили избрать путь синтеза характеристик сущности религии в разных её аспектах. «Религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование, форма общественного или индивидуального сознания, она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства»11. В таком качестве религия представляет собой:

11 Введение в общее религиоведение / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М., 2001, с. 175.

1) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, ее активно действующий компонент;

2) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения;

3) отражение действительности;

4) общественную подсистему;

5) феномен культуры.

Проблема постижения сущности религии по-прежнему является значимой и дискуссионной. Вероятно, синтез различных определений религии позволяет глубже понять сущность религии. При всём многообразии решений данная проблема остается открытой до сих пор и вряд ли когда-нибудь получит однозначную и вполне определённую интерпретацию.

Ханова Р.В. Сущность религии: проблема социокультурной концептуализации. В статье анализируется проблема социокультурной концептуализации сущности религии. Выявлено многообразие определений сущности религии с учётом их идеи взаимодополнительности. Несмотря на различия в определении понятия религии, исследователи солидарны в том, что религия играет важную роль в духовной жизни общества. Дискуссионным продолжает оставаться сам вопрос об однозначной интерпретации сущности религии.

Ключевые слова: сущность религии, социокультурная концептуализация религии, человекотворческая и культуросозидательная роль религии, религия как социокультурное явление, религия как сущностная сила.

Khanova R.V. The essence of religion: the problem of socio-cultural conceptualization.The article analyzes the problem of socio-cultural conceptualization the essence of religion. Revealed a variety of definitions of the essence of the religion based on their ideas of complementarity. Despite the differences in the definition of religion, researchers agree that religion plays an important role in spiritual life of society. Discussion remains the question about the unambiguous interpretation of the nature of religion.

Key words: the essence of religion, socio-cultural conceptualization of religion, religion as a social and cultural phenomenon, religion as essential power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.