Научная статья на тему 'Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал'

Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / БРАКОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ИНСТИТУТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РЕЗИНЫ / ШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / QUALITY / THE SYSTEM OF QUALITY / DEFECTIVE PRODUCT / THE RESULTS OF QUALITIES SYSTEM / MANAGER OF THE QUALITY / THE RULES OF THE QUALITY / THE TECHNOLOGY OF TIERS PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанова Гузель Азатовна, Хазиахметов Адель Зуфарович

В статье рассматривается сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал. Представлены теоретические положения, законодательная база и структура метода RAB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM FOR NIZHNEKAMSKSHINA

The main place is belonged to quality of product in economical activity. Analysis of the quality system of one of the biggest tiers plant in Russia is considered in this article.

Текст научной работы на тему «Сущность регулирования тарифов с применением метода доходности на инвестированный капитал»

Г.А. Хасанова, А.З. Хазиахметов

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО «НИЖНЕКАМСКШИНА»

Конкурентоспособность отечественного производства может обеспечиваться не только путем реализации инструментария ценовой политики, но и повышением эффективности товарной политики в части совершенствования качества производимой продукции. Широкий перечень вопросов, возникающих в связи с институциональным предпринимательством в области создания и работы на предприятии системы управления качеством, сужен рамками данной статьи, в которой представлено исследование и оценка эффективности системы управления качеством Подготовительного производства завода грузовых шин ОАО «Нижнекамскшина».

Ключевые слова: качество, система качества, бракованная продукция, эффективность системы управления качеством, субъекты управления качеством, институты обеспечения качества, технология производства резины, шинное производство.

Успешная работа предприятий в условиях жесткой конкуренции обуславливается решением главной задачи - обеспечить завоевание и сохранение предпочтительной доли рынка и добиться превосходства перед конкурентами. Для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, расширять и обновлять товарный ассортимент, повышать качество выпускаемой продукции.

В современной литературе существуют различные трактовки понятия качества. С одной стороны, качество выступает синонимом превосходства, с другой - как свойство продукции; с третьей - как способность продукта или услуги выполнять свои функции; с четвертой - как соотношение полезности и цены продукта.

Более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: качество - определенная совокупность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение [1].

Ретроспективный анализ развития деятельности в области обеспечения качества отражает изменение видения этой деятельности. Так история выделяет шесть основных этапов в изучении обеспечения качества продукции на уровне промышленных предприятий: индивидуальный контроль качества, приемочный контроль качества, статистический контроль качества, комплексное управление качеством и обеспечение каче-

ства на основе стандартов ИСО серии 9000. Сегодня управление качеством продукции рассматривается как постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование [2].

Таким образом, управление качеством продукции в настоящее время направлено на его, с одной стороны, обеспечение, с другой - на улучшение. В.К. Скляренко и В.М. Прудников пишут, что управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятиях должна функционировать система управления (менеджмента) качеством продукции [3]. В соответствии с концепцией стандартов ИСО - это часть общего менеджмента предприятия, реализующая свои специфические функции; это инструмент реализации политики в области качества [4]. С.Д. Ильенкова рассматривает её как совокупность органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции [5]. По определению М. Мескона, Ф. Хедоури и М. Альберта система качества - социально-экономическая система; объектом управления при такой системе выступает весь персонал предприятия [6]. При этом разработчики системы должны широко использовать современную философию качества, опираться на опыт и традиции, сложившиеся в коллективе.

Система качества ОАО «Нижнекамскшина» построена в соответствии с масштабами и спецификой деятельности. ОАО «Нижнекамскшина» - самое крупное предприятие по производству шин в России; в условиях финансово-экономической нестабильности предприятие сохранило свои лидирующие позиции по объему выпуска продукции. Доля шин ОАО «Нижнекамскшина» в общем выпуске шин заводами России за 2008 г. составила более 36%, 2009 г. - 44%.

Предприятие было создано в 1971 г. Первая продукция получена 29 апреля 1973 года. В 2000 году государственный пакет акций ОАО «Нижнекамскшина» был передан в ОАО «Татнефть». С 1 июля 2002 года ОАО «Нижнекамскшина» работает в составе нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть». По решению внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Нижнекамскшина» полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» (УК ООО «ТН-НХ»).

В составе ОАО «Нижнекамскшина» два завода - завод массовых шин (ЗМШ) и завод грузовых шин (ЗГШ), а также производство легковых ради-

альных шин (ПЛРШ). Производственная структура ОАО «Нижнекамскшина» спроектирована в соответствии с технологией производства шин.

Согласно постановления Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года автомобильная шина вошла в перечень объектов, подлежащих обязательной сертификации. Несмотря на столь позднюю актуализацию данного вопроса на законодательном уровне, ОАО «Нижнекамскшина» стабильно работает над повышением качества продукции с конца 1990-х гг.

С февраля 2001 года предприятие имеет международный сертификат TUV CERT, который подтверждает, что система управления качеством в объединении соответствует международному стандарту качества ISO 9001. В апреле 2003 года был успешно пройден аудит на соответствие ISO 9001 в новой версии стандарта 2000 года.

В канун 35-летия предприятия, в 2008 году в центральном офисе сертификационного центра URS генеральному директору ОАО «Нижнекамск-шина» вручили сертификат соответствия системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамскшина» требованиям международного стандарта ISO/TS 16949:2002. Обобщенная схема процессов менеджмента качества ОАО «Нижнекамскшина» представлена на рис. 1.

Управление человеческим ресурсами ГГ

Управление энергоресурсами

Управление устройствами для мониторинга и измерений

Рис. 1. Схема процесса менеджмента качества ОАО «Нижнекамскшина»

Автомобильная шина один из наиболее важных элементов, представляющий собой упругую оболочку, расположенную на ободе колеса. Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части. Процесс производства автошины включает в себя четыре основных этапа: изготовление резиновых

смесей, изготовление компонентов, сборка, вулканизация (см. рис. 2).

Первый этап: изготов- Второй этап: изго- Третий этап: Четвертый

ление резиновых сме- ► товление компо- ► сборка шины ► этап:

сей нентов ^ У вулканизация У

Рис. 2. Процесс производства шины

Деятельность подготовительного производства ЗГШ (цеха №1252) ОАО «Нижнекамскшина» нацелена на реализацию первого из четырех основных этапов производства шины. В состав Подготовительного производства (ПП) входят: участок подготовки и подачи техуглерода (ТУ); участок резиносмешения; участок приготовления ПАВ (поверхностно -активных веществ), приема и подачи мягчителей; лаборатория контроля качества; участок по ремонту и обслуживанию технологического оборудования подготовительного производства; участок уборки производственных помещений ПП. Основу производства резиновых смесей составляет следующее оборудование: резиносмесители, экструдеры, гранулято-ры и вальцы. Схема взаимоотношений основных участков ПП в процессе производства резиновой смеси представлена на рис. 3.

В направлении обеспечения качества деятельности ПП его субъекты руководствуется: Политикой и Целями ОАО в области качества, Экологической политикой в области охраны окружающей среды, Целями ПП в области качества, Целями и задачами производства по системе экологического менеджмента (далее СЭМ); Руководством по качеству, Руководством по экологическому менеджменту; Положением о заводе; Политикой информационной безопасности ОАО «Татнефть»; основами трудового и природоохранного законодательства; утвержденными производству плановыми заданиями; технологическими регламентами (ТР) и картами (ТК), стандартами предприятия (СТП), техническими заданиями, ГОСТами, ТУ; приказами и распоряжениями по ОАО и ЗГШ, касающимися подготовительного производства; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты, «Положением о системе управления охраной труда в ОАО «Ниж-некамскшина»; Правилами внутреннего трудового распорядка; основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99); нормами радиационной безопасности (НРБ-99); санитарными правилами по устройству и эксплуатации радиоизотопных нейтрализаторов статистического электричества №879-71 г.; действующим Положением об оплате и нормировании труда; нормами выработки; доку-

85

ментированными процедурами системы менеджмента качества(далее СМК)и СЭМ; коллективным договором; Кодексом корпоративной культуры, Стандартом корпоративных отношений УК ООО «Татнефть-Нефтехим» и подконтрольных ему предприятий в области финансов; Положением об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ОАО «Нижнекамскшина».

Участок подготовки и подачи ТУ

Отгрузка сажи разных марок и видов и ее подготовка к использованию в производстве резиновой смеси согласно определенной технологами рецептуре

> 1

РС*- 1 ► Экструдер ► Г ранулятор ► РС-2 ► Вальцы

1-ая стадия: при Сырая С помо- 2-ая стадия: Производят-

температуре 140оС резиновая щью ножа при темпера- ся резино-

из каучука, сажи, . смесь 1 формиру- . 1 туре 110оС 1 вые листы

масла и др. хими- . 1 пропуска- . 1 ются гра- . 1 производится 1 1 требуемых

катов производит- 1 ется через і нулы вулканизация размеров

ся маточная (сы- . 1 «мясоруб- | 1 | гранул и уско- 1

рая) смесь | 1 ку» | 1 , рителей 1

і Г

і.___________ і.

Участок резиносмешения

Камера охлаждения _________*___________

Емкость ПАВ

Охлаждение резиновой смеси до требуемой температуры

В целях исключ ния резиновой с вание изоли

ния склеивания и слипа-яеси проводится её омы-рующим составом.

I Изготовление поверхностно -I активных веществ

Участок приготовления ПАВ, приема и подачи мягчителей

РС -резиносмесителъ.

Рис. 3. Схема производственного процесса и взаимодействия основных участков ПП

Декларируемыми задачами ПП в области обеспечения качества являются:

1. Обеспечение управления документами СМК (учет; своевременное внесение изменений; ознакомление; доступность; создание условий, исключающих повреждение и утрату записей; архивирование и т.п.) в соответствии с действующими стандартами предприятия.

2. Проведение в ПП совещания «День качества», участие в работе заводского «Дня качества» и балансовых комиссий. Анализ работы ПП в области качества, разработка корректирующих, предупреждающих и улучшающих мероприятий, направленных на повышение качества, обеспечение их выполнения.

3. Соблюдение порядка получения, учета, хранения, технического обслуживания, поверки, аттестации, ремонта и списания средств измерения.

4. Организация работ по сохранению соответствия продукции - обращению, транспортированию и хранению сырья, материалов и резиновых смесей (использование в производстве сырья, материалов, полуфабрикатов в пределах установленных сроков и соблюдения условий хранения).

5. Организация управления качеством процесса изготовления резиновых смесей с принятием своевременных мер для обеспечения качества резиновых смесей, контроль стабильности параметров технологического процесса в соответствии с требованиями технической документации (технологических инструкций, рецептуры, режимов изготовления и обработки смесей и т.д.).

6. Организация проведения опытных работ при разработке и внедрении рецептур резиновых смесей.

7. Обеспечение идентификации статуса контроля и испытаний резиновых смесей, использование и отправка продукции в соответствии с определенным статусом.

8. Контроль и испытания резиновых смесей, согласно области деятельности лаборатории контроля качества, определенной паспортом Лаборатории контроля качества. Обеспечение своевременной изоляции продукции с несоответствиями.

9. Создание необходимых условий для проведения внешних и внутренних аудитов СМК.

10. Разработка планов внедрения статистических методов и методик по их применению.

11. Анализ причин выявленных и потенциальных несоответствий по СМК, продукции, технологическому процессу и принятие корректирующих и предупреждающих действий согласно алгоритму действий.

12. Организация сбора, учета и движения отходов производства, не подлежащих переработке в ПП. Организация сбора, погрузки и вывоза хозяйственно - бытовых отходов.

13. Организация соревнования между бригадами и сменами, внедрение опыта новаторов производства, развитие рационализации и изобретательства, внедрение научной организации труда.

14. Организация подготовки и повышения квалификации персонала

производства (определение потребности в профессиональной подготовке, подача заявок в учебно-курсовой комбинат ОАО, обеспечение проведения всех видов обучения и инструктажа рабочих и специалистов).

15. Организация работ по вовлечению персонала в деятельность по реализации программы внедрения производственной системы «Бережливое производство».

16. Обеспечение высокой культуры производства в производстве и содержание в надлежащем состоянии закрепленной за 1111 территории ОАО.

В целях обеспечения качества производственной деятельности 1111 взаимодействует с другими подразделения предприятия (рис. 4).

План-отчет по выполнению качественных показателей. Квартальный план и отчет по выполнению плана орг.-тех. мероприятий. Перечень ТИ (технологических инструкций) и ТИ.

Сводный отчет по браку резиновых смесей, вариационно - статистический расчеты резиновых смесей. Распределение бункеров. Планы корректирующих мероприятий.

Планы мероприятий (при необходимости).

Заявки на НД, СТП, листы корректирующих мероприятий по результатам аудитов и отчеты об их выполнении. Копии распоряжений о назначении уполномоченных по СМК и документации.

Распоряжение по идентификации резиновых смесей. Положение об оплате труда и премирования рабочих, контрольные цифры качественных показателей работы цеха. Карты разрешения на временное отступление от НД. Разобранные акты, ответы на предписания, планы корректирующих мероприятий. Протоколы разбраковки резиновых смесей.

Нормы расхода сырья и материалов, контрольное задание по качественным показателям, отходам производства. Технологические регламенты и карты (ТР и ТК), извещения об их изменениях. Годовой план орг.-тех. мероприятий. Перечень действующей ТД. Акты проверок состояния ТД.

ОПСВ и РТИ

Плановая рецептура на квартал и год, технические задания, распоряжения, служебные записки, рецептурные карты и режимы изготовления резиновых смесей, заявки.

НТЦ

Технические задания, распоряжения, служебные записки, рецептурные карты и режимы изготовления опытных резиновых смесей, заявки.

ОСКиС

Политика в области качества, руководство по качеству, стандарты предприятия. Планы-графики аудитов, типовой вопросник, отчет о несоответствии.

ОТК

Аудиты продукции и технологического процесса

Акты по технологическим нарушениям, предписания. Сводки по браку резиновых смесей.

Рис. 4. Схема взаимоотношений ПП с подразделениями ОАО «НКШ» в системе обеспечения качества продукции. ТО УГТ - технический отдел Управления главного технолога; ОПСВ и РТИ - отдел процессов смешения, вулканизации и РТИ; НТЦ - научно-технический центр; ОС-КиС - отдел сертификации качества и стандартизации; ОТК - отдел технического контроля.

С целью установления соответствия СМК требованиям ИСО 9001, ИСО/ТУ 16949, требованиям внутренних документированных процедур и запланированным мероприятиям, а также оценки эффективности работы СМК на предприятии проводится внутренний и внешний аудит. Все под-

ПП

разделения проверяются не реже 1 раза в течение трех лет.

Мероприятия плана управления качеством процесса изготовления резиновых смесей в ПП ЗГШ носят обеспечивающий качество продукции характер и предполагают осуществление предварительного и текущего контроля каждого этапа процесса изготовления резиновых смесей. В плане отражены содержание, частота осуществления, средства измерения и место учета, диапазон разрешаемых отклонений, ответственные лица и методы устранения, выявленных нарушений. Согласно плану по управлению качеством в цехе ведется учет первичного и окончательного брака резиновых смесей.

Анализ данных первичного брака показывает его ежегодное снижение. Так, если в 2007 г. он составлял 0,56%, то в 2009 г. - уже 0,50%, что на 0,70% меньше разрешенного лимита по первичному браку. Аналогично дело обстоит со значением окончательного брака, который за период с 2007 по 2009гг. снизился с 0,024% до 0,011%, то есть в два раза.

Первичный и окончательный брак выявляется и фиксируется в результате замеров и наблюдений, осуществляемых работниками лаборатории контроля качества визуально, вручную либо с помощью автоматических систем, регулирующих этапы производственного процесса, а также путем проведения исследований на предмет создания новых рецептур производства резиновых смесей и их испытания. Это связано с расходами денежных ресурсов, динамика которых отражена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика расходов на проведение опытов, испытаний и исследований ПП ЗГШ, тыс. руб.

Наименование статей затрат 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение (+/-) 2008/2007 Отклонение (+/-) 2009/2008

абс. отн.,% абс. отн.,%

Заработная плата 5417,9 6776,4 5723,8 1358,5 25,1% -1052,6 -15,5%

ЕСН 1454,1 1817,6 1539,7 363,5 25,0% -277,9 -15,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы 28,6 35,1 50,7 6,5 22,7% 15,6 44,4%

Всего 6900,6 8629,1 7314,2 1728,5 25,0% -1314,9 -15,2%

Анализ показывает увеличение затрат на опыты, испытания и исследования цеха в 2008 г. по сравнению с 2007 г., которые на 25% был обусловлен пропорциональным ростом затрат на оплату труда (25,1%), ЕСН (25%), а также материалы (22,7%). Рост затрат на заработанную плату связан с выполнением администрацией предприятия предписаний коллективного договора, в соответствии с которым, увеличение средней заработной платы работников составило 25,7%. Рост затрат на материалы

обусловлен, во-первых, ценовым фактором, а во-вторых, усилением контроля за качеством и увеличением числа проверок резиновых смесей, после которых они приходят в негодность и идут на утилизацию.

В 2009 г. по сравнению с 2008г. наблюдается сокращение затрат на проведение опытов, испытаний и исследований за счет снижение фонда оплаты труда на 15,5% и ЕСН - на 15,3%, которое было определено сокращением штата лаборантов и технологов цеха. В то же время, в 2009 г. затраты на материалы выросли на 44,4% и составили 50,7 тыс. руб. Рост затрат на материалы был определен ростом цен на них.

Качество производственной деятельности обусловлено поддержанием технологического и энергетического оборудования, средств программного управления оборудованием в работоспособном состоянии, а также своевременностью поставки сырья, следовательно оценку эффективности управления качеством в цехе целесообразно производить с учетом расходов на простои. Анализ данных показывает, что расходы на простои цеха ежегодно увеличиваются. Рост с 2007г. по 2009г. составил 745% или 9 862,3 тыс.руб.; с 2008 по 2009г. - 304,9% или 8 423,5 тыс. руб. Итак больший процент роста пришелся на 2009г., когда дестабилизация обстановки в стране вызвала резкое сокращение объемов продаж, увеличение дебиторской задолженности поставщикам основного сырья, временную остановку производства по вине работодателя. Кроме того, такой рост расходов обусловлен снижением фактической производительности оборудования, которое по данным бухгалтерской отчетности имеет высокое значение коэффициента износа (83%) и требует замены. Высокий процент износа оборудования обусловливает ежегодный рост расходов на капитальный и текущий его ремонт. По данным фактической сметы расходов цеха за 2007-2009 гг. эти затраты выросли с 55 987,6 тыс. руб. до 73 329,8 тыс. руб. в год.

Одним из мероприятий в области обеспечения качества производственного процесса является постоянное обучение работников и повышение профессионального мастерства. Рабочие цеха в рамках действующего учебно-курсового комбината при приеме на работу проходят курс подготовки на конкретную специальность. Далее они обучаются без отрыва от производства у закрепленного за рабочим наставника. Инженернотехнический же персонал цеха периодически проходит дополнительную подготовку. Так затраты на обучение мастеров цеха №1252 ЗГШ в 2007 г. составили 79,1 тыс. руб., в 2008 г. - 113,3 тыс. руб. , в 2009 г. - 93 тыс. руб.

Таким образом, анализ расходов на обеспечения качества показал их

сравнительное со значениями 2008 г. снижение (в среднем на 46,7%), такая же динамика наблюдается с показателями первичного и окончательного брака. Однако сокращение объемов производства, рост расходов на оплату простоев указывают на наличие «уязвимых» позиций, которые, по нашему мнению, состоят в:

• слаборазвитой системе маркетинга (брендинг, ценовая политика, развитие каналов сбыта, расширение рынка сбыта и пр.) готовой продукции предприятия, которая не позволяет обеспечить сохранение лидирующих позиций ОАО «НКШ» на рынке шинной продукции;

• проблемах функционирования логистических схем, обеспечивающих своевременность снабжения производств предприятия сырьем;

• высоком проценте износа основных производственных фондов, который на 1.01.2009 г. достиг 68,4% и 83,2% относительно активной части ОПФ; большая доля (более 90%) активной части основных производственных фондов имеет возраст более 20 лет;

• дефиците источников финансирования капитальных вложений;

• продолжающемся процессе реструктуризации предприятия, в условиях которого нет четкости в целях и перспективах его развития, сокращается объем и направления глобальных капитальных вложений, определяющих стратегический ориентир компании.

Следовательно, в соответствии с полученными результатами, особую актуальность приобретают вопросы разработка мер по совершенствованию процессов управления качеством.

Источники

1. Мишин В.М. Управление качеством : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

2. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.

В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечения качества продукции на основе международных стандартов ИСО. СПб.: Изд-во СПб картфабрика ВСЕГЕИ, 1999.

5. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. [и др.]. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 1999.

Зарегистрирована 14.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.