УДК 371.98
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В ВУЗЕ (СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
© Ольга Витальевна ЧЕРНАЯ
Одесский государственный экологический университет, г. Одесса, Украина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры довузовской подготовки,
e-mail: [email protected]
В статье на основе социально-педагогического подхода определяется сущность процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев в вузе как необходимого условия их социальной адаптации к новому образу жизнедеятельности в чужой стране. Формирование со-циопрагматической компетентности студентов-иностранцев рассматривается на институционально-средовом, интерактивном и инактивном уровнях анализа.
Ключевые слова: студенты-иностранцы; формирование; социопрагматическая компетентность.
В современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование за пределами своей страны. Успешность обучения иностранных студентов, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависят от эффективной социальной адаптации в стране пребывания. Перед принимающей стороной стоит задача обеспечения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их социальной адаптации к новому образу жизнедеятельности как механизма инкультурации. Поскольку принимающей стороной является высшее учебное заведение, то именно оно, в первую очередь, несет ответственность за решение этой задачи. Поэтому важнейшим направлением деятельности вуза является формирование социо-прагматической компетентности студентов-иностранцев, овладение которой, на наш взгляд, необходимо им для социальной адаптации в новых социокультурных условиях.
Под социопрагматической компетентностью студентов-иностранцев мы понимаем совокупность знаний, отношений и умений, позволяющую им эффективно и безопасно осуществлять межкультурное социальное взаимодействие, а также достигать собственных целей в соответствии с социокультурным контекстом страны обучения.
Характеризуя процесс формирования со-циопрагматической компетентности иностранных студентов в вузе, отметим, что по своей сути он является воспитательным процессом, поэтому может рассматриваться на разных уровнях анализа.
На институционально-средовом уровне анализа формирование социопрагматической компетентности студентов-иностран-цев, на наш взгляд, может быть охарактеризовано как социально-педагогическое явление, поскольку является частью (направлением) социального воспитания, способом реализации образовательной политики государства в отношении иностранных граждан педагогическими средствами. Поэтому на
данном уровне анализа этот процесс можно рассматривать как относительно контролируемую инкультурацию, педагогически регулируемую и целенаправленно осуществляемую институтами общества, в частности, высшими учебными заведениями. На данном уровне анализа приоритетную роль играют институциональные и стилизованные механизмы инкультурации личности.
В данном случае процесс формирования социопрагматической компетентности сту-дентов-иностранцев - часть относительно контролируемой инкультурации, опосредованной множеством объективных и субъективных факторов, осложняющих или способствующих успешности ее протекания. Для студентов-иностранцев этими объективными факторами будут являться такие стороны общественной жизни, как экономическое и политическое состояние страны, ее культура, религия и т. п. В качестве же основного субъективного фактора будет выступать та социальная среда, в которую они «помещены». В частности, данный аспект выражен влиянием образовательного учреждения, круга друзей, условий проживания и т. п. На данном уровне анализа приоритетную роль играют институциональные и стилизованные механизмы инкультурации личности.
При этом следует отметить, что студенты-иностранцы, помимо целенаправленного процесса воспитания, также подвергаются стихийной социализации. В частности, вне учебного заведения они самостоятельно пользуются общественным транспортом, делают покупки в магазине и т. п. Следовательно, представляется важным выделить возможности влияния вуза на позитивный характер формирования социопрагматиче-ской компетентности у студентов-иностран-цев в контексте их социализации / инкульту-рации. Основываясь на исследовании А. В. Мудрика о положительных аспектах социализации в вузе для российских студентов, выделим таковые и для студентов-иностранцев:
1) воспитание в высшем учебном образовательном учреждении способствует освоению студентами-иностранцами просоци-альных, а не асоциальных и антисоциальных норм и установок поведения;
2) высшие учебные образовательные учреждения предоставляют возможности для
просоциальной самореализации студентов-иностранцев в позитивном аспекте;
3) воспитание в системе образования позволяет создать условия для сокращения периода социальной адаптации;
4) высшие учебные образовательные учреждения обладают определенными возможностями для предотвращения столкновений студентов-иностранцев с трудностями стихийной социализации (например, проживание на территории вуза) [l].
На институционально-средовом уровне процесс формирования социопрагматической компетентности у студентов-иностранцев, как любой другой воспитательный процесс, существует в трех своих качественных состояниях: воспитательной системы, собственно воспитательного процесса и воспитательной деятельности. В первом случае речь идет о формировании социопрагматической компетентности как системе, о системе формирования социопрагматической компетентности, о системном характере формирования социопрагматической компетентности и т. п. Это качественное состояние реализуется посредством таких механизмов, как структурные элементы системы, ее подсистемы и выражается в единстве целей, задач, содержания, форм и методов в ходе формирования социопрагматической компетенции у студентов-иностранцев. Данное положение означает и то, что формирование социопрагматической компетенции невозможно «по частям», - либо, уделяя внимание только изучению норм и правил поведения в чужой стране, либо только языковому аспекту - т. к. в итоге несформиро-ванность одного из компонентов социопрагматической компетентности приведет к появлению социопрагматических ошибок в других.
Кроме того это положение означает и то, что формирование социопрагматической компетентности иностранных студентов в вузе осуществляется в образовательном процессе, включающем две подсистемы: процесс обучения и процесс воспитания. Определим ряд аспектов, отражающих взаимосвязь данных категорий, применительно к образовательному процессу студентов-иностранцев в другой стране:
- процессы обучения и воспитания студентов-иностранцев протекают в рамках
одного образовательного учреждения (вуз) и направлены на достижение общей цели -подготовку студентов-иностранцев к профессиональной деятельности в обществе;
- воспитание студентов-иностранцев содержит в себе элементы обучения, т. к. в процессе формирования навыков поведения в конкретных ситуациях педагог одновременно и обучает студентов-иностранцев;
- обучение студентов-иностранцев, направленное на освоение научных знаний в процессе получения образования, всегда имеет воспитывающий характер.
В основе характеристики качественного состояния формирования социопрагмати-ческой компетентности студентов-иност-ранцев как собственно процесса лежат философские категории «пространство» и «время». Применительно к формированию социопрагматической компетентности они отражают, во-первых, сущность этого процесса, его событие как явления системного и социально-педагогического (первое качественное состояние воспитания); во-вторых, процесс его смены и продолжительность существования в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательности смены этапов, стадий, периодов изменения и достижения нового состояния каждого из компонентов системы формирования социопрагматиче-ской компетентности и всей системы в целом в конкретном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках и, следовательно, критериях измерения этих изменений. Механизмы изменения его качественно-количественных характеристик в данном случае определяются понятиями «этап», «период», «стадия» и др.
Следующее качественное состояние процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иност-ранцев в вузе как воспитательного процесса - деятельность. В этом случае он рассматривается в узком педагогическом смысле как воспитательная работа, направленная на формирование, например, знаний об этикете страны проживания, и в еще более узком значении - как решение конкретных учебно-воспитательных задач, поэтому реализуется, прежде всего, как профессиональная деятельность, воспитательная деятельность и т. п. Механизмами реализации этого качественного состояния процесса формиро-
вания социопрагматической компетентности иностранных студентов выступают: воспитательная работа педагога, управление соответствующей воспитательной деятельностью студентов-иностранцев, организационные,
педагогические, социально-педагогические условия формирования социопрагматической компетентности и их создание, соответствующая воспитательная среда, педагогические технологии, методы, средства формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев и др.
Процесс формирования социопрагматической компетентности студентов иностранцев в вузе можно рассматривать еще на двух уровнях: межличностном (интерактивном) и личностном (инактивном). При этом на интерактивном уровне он реализуется в таком инвариантном качественном состоянии, как взаимодействие. При этом мы опираемся на точку зрения В.А. Сластенина, согласно которой нельзя в педагогическом процессе отождествлять воспитательную деятельность и воспитательное взаимодействие. Взаимодействие - это элементарная клеточка процесса воспитания. Под ним понимается не только взаимодействие воспитанника с воспитателем, сверстниками, но и организованное воспитателем взаимодействие с предметами и явлениями, в ходе которого осуществляется усвоение им тех или иных элементов социального опыта, превращение человеческой культуры из объективно-социальной формы в индивидуально-психическую. Воспитательное взаимодействие включает в себя воздействие на воспитанника и его ответную реакцию, которая может быть различной по содержанию, форме и времени проявления. Эти два основных компонента взаимодействия реально существуют лишь в органическом единстве. Каждый из них имеет определенные характеристики. Так, воспитательные воздействия могут иметь разное содержание, характеризоваться наличием или отсутствием воспитательной цели, обратной связи (управляемые, полууправляемые, неуправляемые) и т. д. Большой вариативностью обладают и ответные реакции воспитанников. Это могут быть восприятие и переработка информации, эмоциональные переживания, а также действия и поступки [2]. Мы полагаем, что на данном уровне анализа процесса формирования социопрагматической компетент-
ности студентов-иностранцев первичны социально-психологические механизмы ин-культурации.
Следующее качественное состояние процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иност-ранцев - самовоспитание. Оно реализуется на инактивном (личностном) уровне. Механизмами его осуществления являются самооценка, самостоятельное усвоение социальных норм, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самоконтроль, рефлексия и т. д. На данном уровне на первый план выступают рефлексивные механизмы инкультурации.
Следует отметить, что характеристики каждого вышеназванного качественного состояния процесса формирования социопраг-матической компетентности студентов-
иностранцев в вузе проявляются в ниженазванных, обусловливают их и наоборот. Вместе с тем проблема качественных состояний процесса формирования социопрагматиче-ской компетентности студентов-иностранцев в вузе и уровней их реализации может быть отнесена к числу дискуссионных и требует дополнительного изучения.
Между тем, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что сегодня по мере становления научного статуса и прикладных функций социальной педагогики, коренным образом изменились теоретический и методический контексты в исследованиях проблем воспитания, в т. ч. и процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев в вузе. Их социально-педагогический ракурс, ранее не входивший в зону видения исследователей, изучающих проблему формирования компетентностей студентов-иностранцев с позиций языковой педагогики, позволяет нам выбрать конкретный уровень рассмотрения процесса формирования социопрагматической компетентности студентов-иностранцев и его возможные качественные состояния, которые будут положены в основу нашего рабочего определения. Социально-педагогический подход позволяет нам, во-первых, рассматривать названный процесс как социально-педагогическое явление, представляющее собой способ реализации образовательной политики государства в отношении иностранных граждан педагогическими средствами, часть
(направление) социального воспитания - как относительно контролируемой инкультурации, механизмом которой выступает социальная адаптация студентов-иностранцев, педагогически регулируемой и целенаправленно осуществляемой институтами общества, прежде всего, высшим учебным заведением, где он реализуется в качественных состояниях воспитательной системы, собственно воспитательного процесса и воспитательной деятельности. Во-вторых, мы можем определить его качественное состояние, в котором процесс формирования социопрагмати-ческой компетентности студентов-иностран-цев будет рассматриваться нами. В данном случае мы будем трактовать его с точки зрения качественного состояния «деятельность», помня о том, что он имеет системный и собственно процессуальный характер, а в качестве основного механизма его реализации в вузе нами будет рассматриваться создание необходимых и достаточных педагогических условий. При этом мы опираемся на точку зрения С.Д. Смирнова, который считает, что воспитание студентов (по сути дела взрослых людей) не может рассматриваться как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств. Воспитание студентов должно рассматриваться как создание условий для развития личности в ходе вузовского обучения, создание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для самореализации личности [3].
Известно, что сущность исследуемого явления невозможно выявить, не зная, каково его основное назначение, на достижение каких результатов оно направлено. Анализ существующих определений процессов формирования различных качеств личности показывает, что в них находит отражение содержание его цели. И это, на наш взгляд, верно, ибо определение цели необходимо, чтобы организовать формирование социопрагмати-ческой компетентности студентов-иностран-цев в вузе и судить о его эффективности, сопоставляя с целью достигнутые результаты. Поэтому, чтобы сформулировать рабочее определение этого процесса, мы должны определить его цель.
В педагогике место цели по отношению ко всему процессу воспитания традиционно выражается следующей логической цепоч-
кой: цель воспитания - процесс воспитания -результат воспитания. Другими словами, цель определяет содержание, результат воспитания, а также является критерием оценки его эффективности.
Результатом исследуемого нами процесса является определенный уровень сформи-рованности социопрагматической компетентности студентов-иностранцев, понимаемой как совокупности их знаний, умений и отношений, позволяющей эффективно и безопасно осуществлять межкультурное социальное взаимодействие, а также достигать собственных целей в соответствии с социокультурным контекстом страны обучения.
В соответствии с социально-педагогическим подходом формирование социо-прагматической компетентности студен-тов-иностранцев в вузе определяется нами как социально-педагогическое явление, относительно контролируемая инкульту-рация, педагогически регулируемая и целенаправленно осуществляемая высшим учебным заведением, направление социального воспитания, осуществляемое посредством создания в воспитательной системе вуза педагогических условий, способствующих становлению у личности сово-
купности знаний, отношений и умений, позволяющей эффективно и безопасно осуществлять межкультурное социальное взаимодействие, а также достигать собственных целей в соответствии с социокультурным контекстом страны обучения.
Социопрагматическая компетентность студентов-иностранцев как цель и результат исследуемого процесса определяет его содержание, формы, методы и позволяет оценить его эффективность.
1. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация / Стратегии воспитания в современной образовательной системе России: подходы и проблемы. М., 2005.
2. Сластенин В.А. Воспитательный процесс как система // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография; под ред. И.А. Зимней. Кн. 2. М., 2001.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М., 2005.
Поступила в редакцию 20.11.2011 г.
UDC 371.98
NATURE OF FORMATION PROCESS OF SOCIO-PRAGMATIC COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS IN UNIVERSITY (SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH)
Olga Vitalyevna CHYORNAYA, Odessa State Ecological University, Odessa, Ukraine, Candidate of Education, Senior Lecturer of Pre-university Training Department, e-mail: [email protected]
The article determines on the base of socio-pedagogical approach the nature of formation process of socio-pragmatic competence of foreign students in university as necessary condition of their social adaptation to new image of life in foreign country. The formation of socio-pragmatic competence of foreign students is considered on the institutional and environmental, interactive and inactive levels of analysis.
Key words: foreign students; formation; socio-pragmatic competence.
7З