Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПРИОРИТЕТОВ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ'

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПРИОРИТЕТОВ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
954
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭТИКА / НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ / КОДЕКСЫ КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Билалова И. Р.

В статье исследуется профессиональная этика как совокупность правил поведения определенной социальной группы, а именно управляющих компаний. Делается вывод, что профессиональная этика развивается вместе с развитием самого управления и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики управляющих должны быть закреплены уже на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПРИОРИТЕТОВ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ»

СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПРИОРИТЕТОВ, НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ В

СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В статье исследуется профессиональная этика как совокупность правил поведения определенной социальной группы, а именно управляющих компаний. Делается вывод, что профессиональная этика развивается вместе с развитием самого управления и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики управляющих должны быть закреплены уже на законодательном уровне.

Ключевые слова: профессиональная этика, управленческая этика, нравственные отношения в коллективе, кодексы корпоративного поведения.

В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности, на эти эталоны работники и должны ориентироваться. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей [3; 7].

Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения. В профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения. Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых

нравственных установок, соответствующих характеру труда, т.е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточкой — нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как между членами профессиональной группы, так и между самой группой с обществом [1; 2].

На сегодняшний день в профессиональной этике одним из самых обсуждаемых разделов является управленческая этика. Это связано, прежде всего, с бурным развитием и институализацией управленческих функций, в которых вопросы этического плана составляют самую сущность профессиональной деятельности, определяют ее характер и соответствующие перспективы на будущее самих управляющих, работающих в той или иной сфере [4].

Относительно профессионально-управленческой этики можно сказать, что это область этической науки, включающая в себя систему моральных норм и принципов, действующих в условиях взаимоотношений людей в компаниях и организациях, характеризующихся специфическим сочетанием как общеэтических норм, так и особых норм профессионально-управленческой морали, носящих рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессионально-трудовой ассоциации. Содержание этики управления составляют, во-первых, нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионально-трудового долга, во-вторых, толкование этических кодексов компании, задач и целей руководства. Данный вид этики изучает качества личности специалиста-управленца, необходимые для выполнения руководящих обязанностей; нравственные взаимоотношения руководящих специалистов с коллективом; взаимоотношения между людьми внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют; цели развития компании [8].

В сфере управления, как и в любой другой деятельности, честное и ответственное исполнение своих обязанностей - это одно из главнейших правил профессиональной этики. Однако некоторые особенности исполнения этого правила могут быть упущены начинающими специалистами управления, и тогда такой сотрудник может быть признан непригодным к осуществлению своих обязанностей [5; 9].

В этом плане нельзя обойти стороной этику предпринимательства, которая включает в себя в значительной мере контекст управленческой этики.

Основное назначение и сущность профессиональной этики - содействие успешному исполнению профессиональных обязанностей, активизация способности личности к самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения профессиональных целей. Слагаемыми компонентами профессиональной этики выступают профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения личности и этикет. Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с

умением осуществлять в конкретных условиях профессиональную деятельность, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбирать наиболее целесообразные приемы и средства воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми профессионального мастерства [6; 10].

В заключение отметим, что в настоящее время развиваются и совершенствуются профессиональные нормы, изменяются общественные отношения. И в этой новой картине мира как никогда важно умение с уважением относиться к окружающим людям, поскольку это главное достоинство профессиональной этики представителей сферы управления.

Использованные источники:

1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок: монография. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005. -378 с.

2. Петрунин Ю. Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2000. - 280 с.

3. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2014. - С.50-51.

4. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики. VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза. 2008. - С.43-45.

5. Игебаева Ф.А. Деловая культура современного предпринимателя В сборнике. Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие.VIII Международная научно-методическая конференция. Пенза, 2008. - С.62-64.

6. Игебаева Ф.А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях // Перспективы развития современной России (экономический, социальный, философский, правовой аспекты) Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. С. 98 - 100.

7. Профессиональная этика и этикет: учебник / А. А. Солоницына. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 с.

8. Этика / авт.-сост. И. Г. Широкова. М.: Приор-издат, 2002. - 160 с.

9. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и глобальные проблемы современности. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». 2010. С. 228-229.

10. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной

специализированной выставки. 2011. С. 182-183.

Бобровникова А. А.

студент Овчинникова А. С.

студент Соколова И.А., к. э. н. научный руководитель, доцент кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса (ПВГУС)

Россия, г. Тольятти РИСКИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Ключевые слова: риск, неопределённость, неблагоприятное событие, управление персоналом.

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к понятию риск и неопределённость, а также один из важнейших факторов успешного развития организации - персонал организации. Предложены мероприятия, способствующие снижению уровня рисков, связанных с управлением персоналом.

В современных условиях хозяйствования результативность деятельности хозяйствующих субъектов зависит в первую очередь от кадрового потенциала, квалификации сотрудников, эффективности управления персоналом, кадровой политики организации. Персонал является неотъемлемой частью деятельности любой организации.

Риски в системе управлении персоналом можно определить, как потенциальные потери или угрозы финансово-хозяйственной деятельности предприятия, связанные с деятельностью собственного персонала [5; 139]. Организации часто стремятся устранить подобные риски, но существует правило - полное отсутствие рисков также опасно для организации. Необходимо определить уровень риска, приемлемый для деятельности организации. Чтобы определить меры воздействия на те или иные риски, следует соотнести риски организации в целом и риски в системе управления персоналом.

Таким образом, проблема минимизации рисков, возникающих в системе управления персоналом, является достаточно актуальной и объясняется значимостью человеческого фактора в развитии организации. Цель исследования - изучение рисков в области управления персоналом и разработка мероприятий по снижению уровня рисковых ситуаций.

Риск представляет собой сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий. Риском также часто называют непосредственно предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб или убыток. Риск всегда предполагает вероятностный характер исхода, при этом в основном под словом риск чаще всего понимают вероятность получения неблагоприятного результата (потерь),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.