2. Нагорнова А.Ю. Условия профессиональной подготовки будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся // Бизнес. Образование. Право // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2011. № 3 (16). С. 223-230.
3. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования Российской Федерации: аналит. докл. / В.И. Байденко [и др.]; под ред. В.И. Байденко. М., 2006.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
Калашников Александр Федорович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет -УНПК
IGNIFICANCE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES FOR STUDENTS OF ENGINEERING DIRECTION OF TECHNICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION
A.F. Kalashnikov
The annotation. In the article the questions about formation of engineering trends students, professional competence by means of disciplines of humanitarian block system are examined.
Key words: educational process, seminar study, discussion, polemics, speech, dialogue.
Kalashnikov Alexander Fedorovich Doctor of pedagogical sciences, Professor Department of Sociology, Cultural Studies and Political Science, [email protected], Russia, Oryol, FBGOU Orel State University - UNPC
УДК 371.13
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТУДЕНТА ВУЗА
С.Н. Кипурова, Д.В. Малий
Рассматривается понятие профессиональное самоопределение с временных, пространственных и ценностно-смысловых позиций. Трактуется сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор субъектом вариантов своего профессионального развития.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, студенческая молодежь.
Раскрытие специфики понятия профессиональное самоопределение целесообразно начать с анализа более широкой по смыслу категории -
самоопределение личности. Исследование данной проблемы ведется, в основном, в русле теорий формирования и развития личности и теории социализации личности. В философской, педагогической, психологической и социологической литературе не существует единого подхода к пониманию самоопределения личности.
Ряд отечественных и зарубежных социологов и психологов рассматривают самоопределение как одну из форм социализации личности, связанную с осознанием индивидуумом возможностей, либо как определенный этап в развитии и становлении личности, на котором происходит построение планов на будущее и поиск себя в различных социальных ролях [7].
Становясь субъектом социальных отношений, личность не только способна оказывать воздействие на другого человека, но благодаря рефлексии может воздействовать и на себя как социальный объект.
Раскрывая смысл понятия самоопределения, некоторые социологи фиксируют внимание на категории выбора как центральном моменте процесса самоопределения [3]. Опираясь на традиции отечественных и зарубежных гуманистических философов, социологов и психологов, можно предположить, что этот выбор носит ценностный характер. Согласно данному подходу, развитие и становление личности содержат в себе следующее противоречие: с одной стороны, в процессе становления личности, человек сам формирует свое «жизненное поле», выбирая для себя ценности, цели, смыслы своего существования, т.е. определяет свое субъективное отношение к миру - самоопределяется; с другой, пребывание человека в мире ограничено конкретными пространственно-временными рамками [5]. Выбранные ценности и смыслы требуют реализации в конкретных жизненных условиях. Это означает, что самоопределение личности как выбор ценностей и смыслов неотделимо от ее самореализации -воплощения ценностного потенциала личности в пространстве и времени.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоопределение выступает как особое взаимодействие (происходящее «внутри» личности), в ходе которого осуществляется ценностный выбор личностью своего жизненного пути и принятия на себя ответственности за его реализацию.
Самоопределение - процесс, в ходе которого происходит сложное взаимодействие личности, общества, культуры, личность определяется в различных сферах активности, в том числе и профессиональной. Поэтому следует четко наметить место и роль профессионального самоопределения среди других типов самоопределения и рассмотреть данное понятие в контексте таких понятий, как жизненное самоопределение, социальное самоопределение, самоопределение в семейно-бытовой сфере, политическое самоопределение и т.д.
Жизненное самоопределение личности понимается как занятие ею устойчивого положения в системе общественных отношений, интеграция в
поселенческую, региональную, социально-классовую, профессиональную, образовательную, политическую, семейную и другие структуры [6]. Исходя из этого определения, категория жизненного самоопределения личности является самой широкой по своему смысловому значению категорией, а профессиональное самоопределение лишь компонент, частная форма жизненного самоопределения личности. Жизненное самоопределение предполагает выбор человеком того или иного образа жизни, жизненного стиля (профессиональная деятельность и учеба, досуг, вынужденная безработица и т.д.). Если рассматривать профессиональное самоопределение в тесней взаимосвязи с жизненным, то профессия выступает как средство для реализации того или иного образа жизни, достижения определенных жизненных целей личности.
Центральным звеном в жизненном самоопределении молодого человека является социальное самоопределение - те есть интеграция личности в основные компоненты социальной структуры общества, достижение определенного социального положения. В соответствии с этим определяются и остальные аспекты жизненного самоопределения, в том числе профессионального.
Непосредственная взаимосвязь профессионального самоопределения и социального заключается в том, что вместе с выбором профессии, места работы определяются будущий социальный статус и возможные варианты социального продвижения. Профессиональное самоопределение также зависит и от образовательного пути человека: выбор профессии сопряжен с выбором уровня и формы профессиональной подготовки.
Вследствие сложности феномена профессионального самоопределения, среди исследователей нет однозначной трактовки данного понятия. Понятие профессионального самоопределения глубоко анализировалось в педагогической и социально-психологической науке. Основное внимание авторы уделяют внутренним механизмам самоопределения личности. В современной науке психологии сложилось несколько подходов к проблеме профессионального самоопределения.
Например, Е.А.Климов [2] акцентирует внимание на длительности процесса профессионального самоопределения: понятие профессионального самоопределения не сводится к одномоментному выбору профессии, а отражает длительный процесс развития человека как субъекта труда и распадается на ряд этапов.
Существует подход, согласно которому выбор профессии понимается как конкретный жизненный план личности, который должен быть подкреплен отдаленными жизненными целями, т.е. опираться на жизненные ценности молодежи, таким образом подчеркивается ценностная основа профессионального самоопределения.
Предпринимались попытки связать профессиональную деятельность с отношением к миру, с осмыслением своей жизни и судьбы. Н.С.
Пряжников неоднократно подчёркивал в своих работах активный характер субъекта профессионального самоопределения [3].
Зарубежные социальные психологи, исследуя профессиональное развитие личности [4], рассматривают профессиональное самоопределение как построение карьеры - постоянно чередующиеся выборы, в основе которых лежит «Я-концепция» личности.
Рассмотренные социально-психологические подходы к анализу проблемы профессионального самоопределения подчеркивают ряд важных моментов, которые целесообразно использовать в наших дальнейших рассуждениях:
- показана активность, самостоятельность субъекта выбора профессии - личности;
- сделан акцент на длительность процесса профессионального самоопределения, охватывающего весь жизненный путь и развитие человека;
- предпринята попытка раскрыть специфику каждого этапа профессионального самоопределения в зависимости от стадии развития личности;
- существенное внимание уделяется ценностной основе профессионального самоопределения;
- профессиональное самоопределение рассматривается в связи с самореализацией личности в профессиональной сфере.
Самоопределение личности в профессии трактуется в узком смысле как выбор профессии, а в широком - как профессиональный путь личности, которая реализует себя в профессии в течение всей жизни. На уровне общества самоопределение означает интеграцию определенных слоев молодежи в социально-профессиональную структуру.
Исходя из того, что профессиональное самоопределение представляет собой один из ключевых компонентов жизненного самоопределения личности и рассматривается как осознанный, ценностный выбор субъектом вариантов своего жизненного пути и их реализацию, возможна следующая трактовка анализируемого нами феномена.
Профессиональное самоопределение - сложный процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру общества, который реализуется на личностном уровне через ценностный выбор субъектом вариантов своего профессионального развития.
Исходя из предложенного понимания процесса профессионального самоопределения, этот феномен следует рассматривать в контексте личностного развития, т.к. профессиональное самоопределение неотделимо от личностного - обретения и реализации человеком своего ценностно-смыслового единства.
Профессиональное самоопределение - непрерывный, длительный во времени процесс, объединяющий в себе ряд этапов. На каждом этапе человек
осуществляет осознанный выбор своего последующего жизненного и профессионального пути. Следовательно, на разных этапах профессиональное самоопределение имеет различное содержание и смысл.
Общество воздействует на процесс профессионального самоопределения, личность, в свою очередь, влияет на развитие культуры и общества через творческую реализацию себя в профессии.
Опираясь на данные принципы, профессиональное самоопределение можно рассматривать с временных, пространственных и ценностно-смысловых позиций.
Самоопределение личности в профессии происходит в конкретных социально-экономических условиях, которые определяют рынок труда, спрос на различные профессии. Социально-экономическая ситуация отражается в общественном сознании в двух основных формах, т.е. в зависимости от общественного престижа профессий и значимости образования в обществе, влияющих на предпочтения молодежи.
Престиж профессии определяет ее привлекательность для молодежи и складывается на основе реального положения представителей данной профессии в обществе. Однако престиж есть субъективная характеристика положения, поэтому варьируется в зависимости от самого носителя (субъекта профессионального самоопределения) [6].
Значимость образования для молодежи определяется его реальными функциями в обществе:
- Профессионально-экономическая функция образования. Образование рассматривается как средство приобретения специальности, профессиональных знаний.
- Статусная функция. Образование рассматривается как средство приобретения желаемого социального статуса.
- Гуманистическая функция. Образование значимо само по себе (самосовершенствование личности).
Образование как деятельность. Значима среда общения (студенчество и т.д.).
Шкала престижа профессий и значимость образования в обществе, с одной стороны, и конкретные социально-экономические условия - с другой, определяют характер воздействия социальных институтов и социальных групп на процесс профессионального самоопределения личности.
Первичная социализация индивида происходит в семье, поэтому семья - первичный и важнейший институт, воздействующий на самоопределение человека, причем данное воздействие носит пролонгированный характер - имеет место на различных этапах профессионального самоопределения. Влияние семьи происходит в следующих направлениях:
- социальный статус родительской семьи (образовательный уровень родителей, их социально-экономические позиции и др.) задает исходные
условия для профессионального самоопределения;
- преемственность труда от родителей к детям (семейные традиции);
- родители формируют и влияют на ценностные представления своих детей (представления о престиже профессий, значимости образования, карьеры и др.)
В системе образования осуществляются как социально-профессиональная ориентация и формирование профессионального интереса молодежи, так и профессиональная подготовка. Профессиональный выбор реализуется в конкретной образовательной ситуации посредством предпочтения конкретных учебных заведений и специальностей.
Уровень, качество полученной в вузе подготовки может определять выбор места работы и последующий профессиональный путь личности.
Внутренним стержнем процесса самоопределения является самосознание личности, его формирование и развитие (процесс формирования Я-концепции). Профессиональное самосознание складывается из нескольких компонентов:
- через когнитивный компонент происходит осознание личностью своих индивидуальных особенностей, психических свойств; профессионально-значимых свойств; способностей и возможностей, профессиональных и жизненных интересов.
- Эмоционально-оценочный (аффективный) компонент включает субъективное отношение человека к профессии в эмоциональной форме (нравится - не нравится, привлекает - отталкивает), а также эмоционально окрашенные образы возможных Я личности.
- Поведенческий компонент предполагает действия по воплощению своих профессиональных планов, подражание своему профессиональному идеалу, овладение профессиональными ролями.
Центральным элементом Я-концепции является самооценка личности - система личностных смыслов, в которой воедино связаны и когнитивный компонент (знания о себе), и аффективный (эмоционально окрашенные образы Я), и поведенческий (реальный успех-неуспех). Самооценка выполняет регулятивную функцию: побуждает к преобразованию себя -дополнительное образование, получение дополнительных профессиональных знаний, навыков и др.; определяет уровень притязаний личности. В профессиональном самоопределении уровень притязаний личности проявляется в ориентации:
- на определенный уровень желаемого профессионального образования;
- на степень престижности выбираемого вуза, специальности;
- на степень сложности и престижности выбираемой профессии.
Внутренняя работа личности, ее самоанализ, завершается
сопоставлением своих внутренних ресурсов с требованиями социальной среды.
Вследствие сложного соотношения объективных и субъективных факторов профессионального самоопределения человек сталкивается с комплексом противоречий при осуществлении профессионального выбора. К наиболее существенным противоречиям относятся:
- ориентация на собственное представление о привлекательности профессии - давление микрогруппы (семьи, друзей, сверстников);
- стремление соответствовать ожиданиям своего социального окружения, которое может привести к отсутствию внутреннего интереса к выбранной профессии, к неуверенности в осуществляемом выборе;
- интерес, способности к содержательной стороне профессии - ее реальные, утилитарные выгоды (возможности трудоустройства, оплата труда, условия труда и др.);
- престижность и привлекательность профессии - уровень подготовки, способностей, личностные свойства. Недостаточное соответствие реальных свойств личности, уровня знаний требуемым (например, высокий конкурс на престижные специальности) приводит либо к неудачным попыткам осуществить профессиональный выбор, либо к выбору менее желательной, менее привлекательной профессии;
- неинформированность о профессиях, о конкретном их содержании (отсутствие значимых, интериоризованных ценностей профессии) -необходимость выбирать в жестких временных рамках. В результате возможен случайный, необдуманный или несамостоятельный выбор.
Уникальность для молодого человека выбора профессии (отсутствие опыта) - необратимость ситуации выбора. Поскольку невозможно вернуться на исходные позиции при повторном выборе (при переоценке личностью своего профессионального пути), осознание этого порождает сомнения, колебания, страх перед выбором, возможностью ошибки.
Успешность профессионального самоопределения определяется тем, как личность разрешает для себя эти противоречия и зависит от степени адекватности личностного, субъективного компонента объективному: насколько личность реализует свой внутренний потенциал в конкретных социальных условиях. Различное соотношение объективного (полюс общество) и субъективного (полюс личность) компонентов определяют возможные варианты профессионального самоопределения:
- Внутриличностная неадекватность. Возникает при неадекватной самооценке личностью своих индивидуально-психологических свойств (психофизических качеств, характерологических черт, способностей, склонностей и т.д.). Профессиональные интересы вступают в противоречие со способностями и другими профессионально-значимыми свойствами. В результате личность испытывает трудности на этапе поступления в вуз, трудности в адаптации к учебно-профессиональной деятельности и др.
- Доминирование саморефлексии, без учета социальных факторов. Интересы личности подкреплены ее индивидуальными свойствами, но
противоречат социальным требованиям. Как результат - невостребованность специалиста, отсутствие условий для самореализации личности.
- Несамостоятельный выбор (отсутствие самоопределения как такового). Человек ориентируется на факторы социальной среды - выбирает профессию в соответствии с желанием и требованиями родителей, друзей и т.д. В результате происходит потеря интереса к профессиональной деятельности, разочарование, утрата смысла.
- Адекватное самоопределение. Характеризуется успешным согласованием своих потребностей и интересов со способностями, свойствами и требованиями общества, взаимодействием и взаимообусловленностью социальных факторов и самосознания личности в профессиональном самоопределении. В результате человек находит свое место в обществе, профессиональной структуре (профессионал) и реализует здесь свой личностный потенциал (творческая личность).
Ценностно-смысловая и временная оси сосуществуют, т.к. воплощают единство пространственно-временной и ценностно-смысловой организации человека [1]. Потребность в самоопределении представляет собой формирование ценностно-смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире. Т.е. личность присваивает определенные ценности, начинает осознавать их как свои. Тем самым человек определяет для себя значимые цели в жизни и в профессиональной деятельности.
Ценностно-смысловая система, определяющая профессиональное самоопределение, включает в себя следующие аспекты:
- Значимость для личности профессиональной деятельности вообще, значимость профессионального образования; их место в структуре жизненных ценностей индивида; их связанность друг с другом.
- Ценности, разделяемые личностью, подкрепляющие содержательную сторону профессиональной деятельности (гуманизм, новаторство, самостоятельность, творчество и др.).
- Ценности, сопутствующие профессиональной деятельности (продвижение, карьера, материально-финансовый успех).
Самореализация личности в профессии есть воплощение присвоенных ценностей в различных видах деятельности, в том числе в профессиональной.
Ценностно-смысловое поле личности охватывает ее прошлое, настоящее и будущее:
- прошлое существует как опыт личности, его основная функция состоит в подведении итогов реализации возрастных задач (профессиональный опыт, достижения, реализованные намерения, оценка их эффективности, уровень профессиональной подготовки, компетентности);
- настоящее существует как действенность, основная функция его заключается в саморазвитии личности (профессиональная деятельность, учеба, повышение квалификации, переподготовка и т.д.);
- будущее существует как жизненный план, его функция -
обеспечение временной и смысловой перспективы. Оно мотивирует и осмысляет настоящее личности (профессиональные планы, намерения, идеалы).
Профессиональное самоопределение всегда ориентировано в будущее (направлено от прошлого к будущему), предполагает видение себя как будущего профессионала. Временная перспектива предполагает планирование, построение жизненного плана. Жизненный план личности -последовательность достижения целей и представление о средствах достижения этих целей. Соответственно образование, профессиональная деятельность могут выступать как цели либо как средства по достижению иных ценностей.
Успешность профессионального самоопределения определяется наличием/ отсутствием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей и наличием/ отсутствием жизненного плана и степени его организованности (обеспеченности целей средствами).
На каждом этапе процесса профессионального самоопределения трансформируется его содержание; на уровне общественных отношений меняется субъект профессионального самоопределения. Специфическим субъектом профессионального самоопределения выступает студенческая молодежь.
От других групп молодежи студенчество отличается своей главной функцией - пополнения рядов интеллигенции, ее наиболее квалифицированных слоев (в составе студенчества имеются профессиональные группы, соответствующие социально-профессиональной структуре интеллигенции).
Возможно рассмотрение период студенчества как определенного самостоятельного этапа в жизни человека. Данный подход (в личностном аспекте) наиболее вписывается в контекст нашего исследования.
Таким образом, студенческий период можно определить как определенный этап в социально-профессиональном созревании личности, в ходе которого осуществляется деятельность по подготовке к высококвалифицированному умственному труду и включение личности в соответствующий отряд специалистов (интеллигенции).
Список литературы
1. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.47-60
2. Климов Е.А., О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд): учеб. пособие. М.: МПСИ, 2006. 448 с.
3. Модель И.М., Модель B.C. К вопросу о самоопределении некоммерческого сектора России // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики. Екатеринбург, 2000. С. 44-46
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996. 250 с.
5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1973. 470 с.
6. Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. М: Мысль, 1986.180 с.
7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности. М.: Владос, 1999. 512 с.
Кипурова Светлана Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им.Л.Н.Толстого,
Малий Дмитрий Владимирович, аспирант, MaliyDmitriy@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
THE ESSENCE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVERSITY STUDENTS
S.N. Kipurova, D.V. Maliy
The article describes a concept of professional self-determination from the temporal, spatial and axiological points of view, it points out the complex process of integration of youth in the socio-professional structure of society, which is realized on a personal's level through the subject's choice of values, where he chooses different options of his professional development.
Key words: professional self-determination, students.
Kipurova Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Maliy Dmitriy Vladimirovich, post-graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University.
УДК 378.1:658.512.23
МОДЕЛИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Е.Н. Ковешникова, Н.А. Ковешникова
Рассматриваются современные тенденции в дизайнерском образовании. Сегодня в мире существует несколько основных типов дизайнерских школ, которые заметно отличаются по своим программам, методам обучения и моделям специалистов. Образовательные стандарты 3-го поколения дают возможность отечественным школам в значительной мере самостоятельно определять методологические принципы и образовательную модель профессиональной подготовки дизайнеров. В связи с этим изучение опыта зарубежных школ становится весьма актуальным для российского дизайн-образования.
Ключевые слова: дизайнерское образование, зарубежные школы дизайна.
Согласно последним данным, в мире существуют уже десятки тысяч разного рода школ дизайна. Только в Китае их численность