ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
СУЩНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Е.Н. Бардулин, кандидат экономических наук, профессор; М.В. Голубятникова.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Обобщены современные подходы к решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрена сущность продовольственной безопасности на региональном уровне на примере Курской области.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, регион, экономический механизм
ESSENCE OF FOOD SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE KURSK REGION)
E.N. Bardulin; M.V. Golubyatnikova.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Modern approaches to a solution of the problem of ensuring food security are generalized. The essence of food security at the regional level on the example of Kursk region is considered.
Keywords: food security, national security, economic security, region, economic mechanism
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связана с экономической безопасностью страны. Она затрагивает почти все стороны жизни государства, общества, экономики.
Обеспечение национальной безопасности - одна из главных функций государства. Продовольственная безопасность, в свою очередь, важнейшая составляющая национальной безопасности любой страны.
Национальная безопасность и защита интересов России в экономической сфере -приоритетные направления политики государства, так как реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Без обеспечения экономической безопасности решение стоящих перед страной задач как на национальном, так и на международном уровне невозможно [1].
Экономическая безопасность занимает ключевое место в системе национальной безопасности страны, от состояния экономики зависит защищенность жизненно важных интересов, гражданского общества и государства, а также сохранение национальных ценностей и образа жизни населения от многочисленных внутренних и внешних угроз [2].
Одной из важнейших составляющих экономической безопасности является продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность страны, будучи
структурным элементом системы национальной безопасности, в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость государства, его способность обеспечивать элементарные первичные потребности своих граждан.
Продовольственная безопасность обуславливается уровнем экономического развития страны в целом и агропродовольственного сектора в частности, социальной, агропродовольственной и внешнеэкономической политикой государства, а также зависит от наличия эффективной системы контроля качества продовольствия [3].
Продовольственная безопасность связана с тем, что продовольствие является базовым показателем жизнедеятельности человека. В разнообразном ассортименте и высокого качества оно требуется ежедневно каждому жителю страны. Уровень питания населения характеризует уровень экономического развития страны в целом, поскольку, как известно, производство продуктов питания было, есть и будет самым первым условием непосредственных производителей и всякого производства вообще, а уровень обеспечения населения продовольствием рассматривается как важнейший фактор и критерий уровня социальной жизни, жизнеспособности экономической структуры и государственного устройства страны [4].
Продовольственная проблема возникла одновременно с появлением человека и по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратилась во второй половине XX в. в мировую проблему. При достаточном производстве продовольствия она является как бы самоочевидным фактом общественного бытия, при недостатке продовольствия превращается в серьезную социально-политическую проблему. В связи с этим как для отдельного человека, так и отдельного государства и мира в целом возникает проблема стабильного обеспечения продовольствием и продовольственной безопасности.
Сущность продовольственной безопасности должна выражаться в формулировке самого понятия «продовольственная безопасность». В этой связи следует отметить, что в России этот термин впервые юридически закреплен в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного комплекса (АПК) производства Российской Федерации на 1996-2000 гг., в которой в ранг государственной политики в области производства и потребления продукции АПК была возведена задача - «достижение продовольственной безопасности страны».
Анализ понятия «продовольственная безопасность» в официальных документах показывает, что оно претерпевает определенные изменения в направлении расширения и углубления понимания. Так, в проекте «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» продовольственная безопасность рассматривается как «способность государства не только в обычных, но и в экстремальных условиях, вне зависимости от внешних и внутренних угроз, удовлетворять потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека» [5]. В Концепции продовольственной безопасности Российской Федерации она трактуется, как «способность государства гарантировать удовлетворение потребности в продовольствии на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность населения». В проекте Федерального закона № 96700526-2 «О продовольственной безопасности Российской Федерации» понимается состояние экономики Российской Федерации, в том числе ее АПК, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания.
Главной задачей всех отраслей АПК является увеличение производства конечного продукта и снижения совокупных затрат в расчете на его единицу. Конечный продукт АПК представляет собой весь объем продукции, созданный за определенный период времени и поступлений в личное или производственное потребление. К конечному продукту АПК в натуральной форме относятся:
- продукция сельского хозяйства, поступающая непосредственно на потребление населению;
- предметы потребления, изготавливаемые из сельскохозяйственного сырья;
- сельскохозяйственная продукция и предметы ее потребления;
- продукция отраслей первой сферы АПК.
Важным условием успешного развития АПК является выравнивание материальной заинтересованности всех партнеров в получении конечного продукта. Это требование приобретает высокую актуальность в условиях развития рыночных отношений в отраслях АПК.
Экономические взаимоотношения между предприятиями, входящими в АПК, и других отраслей, использующих сельскохозяйственное сырье, строятся на основе договоров и реализуются посредством объективного установления оптимального уровня цен на продукцию и услуги.
Главной проблемой экономических взаимоотношений между отраслями АПК является соблюдение эквивалентности обмена [6].
При анализе различных определений термина «продовольственная безопасность» можно сделать вывод о том, что ее рассмотрение включает в себя такие вопросы, как самообеспеченность страны продовольствием, сбалансированность и полноценность питания населения, качество продовольствия, его доступность, ответственность государства за продовольственное обеспечение.
За последние полвека площадь земляных угодий на душу населения в мире сократилась с 0,24 до 0,12 га. Все это выдвигает продовольственную проблему в число наиболее важных глобальных международных проблем.
Значимость ее определяется тем, что решение этой проблемы в силу ряда объективных и субъективных причин невозможно осуществить изолированными усилиями отдельных государств - требуется хорошо налаженное сотрудничество городов с разными природно-климатическими условиями, общественно-политическими системами. Продовольственная проблема существует не сама по себе, а в совокупности с другими глобальными проблемами планеты: демографической, экологической, энергетической, военной.
На ее решение, как ни в какое другое время оказывает влияние международная обстановка.
В решение продовольственной проблемы ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. Именно эта отрасль обеспечивает население земли продуктами питания и сырьем растительного и животного происхождения.
В течение последних 20-25 лет уровень развития агропромышленного производства и решение продовольственной проблемы в отдельных странах в той или иной степени связывают с уровнем экономического развития страны, проведения общей, аграрной, внешней политики.
Достижение продовольственной безопасности страны требует разработки и реализации системы технических, технологических, экономических, организационных, социальных, экологических, правовых и других мер, обеспечивающих стабильное функционирование АПК и аграрных рынков с целью удовлетворения потребности населения в разнообразных продуктах питания при создании достаточных страховых запасов и экспортных фондов.
В АПК был осуществлен ряд объективно необходимых экономических и организационных реформ. В аграрном секторе произошел переход к многоукладной экономике в форме приватизации сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервесных, сбытовых предприятий и организаций. Кризисная ситуация в аграрной сфере, являющейся основой продовольственной безопасности страны, не преодолена, хотя в последние годы и имеют место положительные тенденции в ее развитии.
Для обеспечения продовольственной безопасности страны в отечественном АПК требуется совершенствование современного экономического механизма, для которого характерны высокая степень саморегулирования на основе рыночных принципов и низкий уровень государственного воздействия, не смотря на принятие в 1997 г. Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».
Целенаправленность экономического механизма функционирования агропромышленного производства должна быть, прежде всего, ориентирована на ликвидацию неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики, создание условий и расширенного воспроизводства в АПК для более полного обеспечения страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем, продовольствием. Это предполагает увеличение масштабов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе путем их финансирования и кредитования, регулирования продуктовых рынков, осуществление государственного управления и контроля в сельском хозяйстве.
Рекомендации по совершенствованию экономического механизма функционирования АПК страны исходят из поэтапного осуществления заложенных в проекте Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» основных целей и принципов государственной сельскохозяйственной политики: развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства; формирование развитых рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов; роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве; улучшения качества жизни граждан, проживающих в сельской местности; охраны окружающей среды, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.
В области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предполагается совершенствование практики ввода временных ограничений или квот на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способствующих созданию условий для развития конкурентоспособного отечественного сельскохозяйственного производства или снятие с рынка временного излишка аналогичного товара российского происхождения.
Предполагаемые меры государственного регулирования продовольственного рынка, безусловно, будут способствовать достижению устойчивых темпов развития АПК, росту продовольственной безопасности страны, более полному удовлетворению спроса населения на продукты питания, повышению уровня занятости и доходов сельского населения [7].
Применительно к региону продовольственная безопасность предусматривает обеспечение продовольственными ресурсами собственного производства населения региона в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой на уровне установленных физиологических норм и достижения сбалансированности спроса и предложения на рынке продовольствия.
В Курской области промышленность и сельское хозяйство составляют основу экономики региона, в них создается более половины объема валового регионального продукта области.
Сельскохозяйственное производство является традиционным для Курской области в силу почвенно-климатических условий, благоприятных для ведения сельского хозяйства, однако в годы реформ оно оказалось самой незащищённой отраслью. Темпы развития аграрного сектора отставали от темпов роста в промышленности.
Для оценки состояния продовольственной безопасности, согласно Доктрине, в качестве одного из критериев используется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка данной продукции, по которому установлены пороговые значения.
Несмотря на снижение объемов производства продукции сельского хозяйства, формирование ресурсов в области по основным сельскохозяйственным продуктам складывается в основном за счет их собственного производства, хотя доля собственного производства в общем объеме ресурсов отдельных продуктов и не достигает пороговых значений (с учетом переходящих запасов), установленных для страны в целом.
Продовольственная безопасность страны и региона, в частности, определяется не только и не столько агропродовольственной политикой, но и общим макроэкономическим развитием. Так, низкие реальные доходы делают для населения продовольствие не допустимым в необходимом для нормального жизнеобеспечения объеме. В связи с этим сформирована группа пороговых значений - индикаторов экономической безопасности, в которую включены показатели уровня жизни населения. Применительно к региону - это в первую очередь касается уровня доходов населения и безработицы.
Основными факторами, влияющими на показатель уровня жизни населения, являются денежные доходы населения, величина прожиточного минимума и показатель соотношения среднедушевого минимума (табл.).
Таблица. Показатели уровня жизни населения
Факторы 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Величина прожиточного
минимума (в среднем на душу населения), руб. 3817 4408 4846 5277 5233 6093
в месяц
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц 11523,9 12801,5 14685,1 16386,9 18807,9 21817,05
Соотношение
среднедушевых денежных доходов населения 3,01 2,9 3,03 3,1 3,59 3,58
с величиной прожиточного
минимума
По мнению экономистов, доля «бедного» населения (имеющего доходы ниже прожиточного минимума) в регионе, как и в стране в целом, в размере 7 % от общего населения, уже представляет угрозу экономической безопасности [8].
Вместе с тем существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности представляет усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Раскол общества на узкий круг «богатых» и огромную массу «бедных» создает два поляризованных класса общества с разными представлениями о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база не укрепляется, что создает угрозу социальных конфликтов.
Неправомерность распределения общего объема доходов населения неизбежно приводит к структурным различиям потребительских расходов в разных группах населения (по уровню доходов).
Одним из факторов, влияющих на уровень жизни населения, является безработица, рост которой отнесен к рангу наиболее значимых угроз экономической безопасности, поскольку, с одной стороны, безработица является фактором углубления бедности, с другой - повышение безработицы чревато ростом преступности.
Отдельные показатели производственного потенциала превышают их пороговые значения, область почти полностью обеспечивается собственными ресурсами важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Тревожным сигналом нарастания угроз продовольственной безопасности являются отдельные индикаторы уровня жизни населения, свидетельствующие о необходимости реализации мер по снижению уровня угроз в социальной сфере Курской области.
Важнейшей концептуальной основой жизнеобеспечения людей является непрерывное обеспечение продовольствием, продовольственная безопасность может рассматриваться в качестве физиологической основы существования населения. В таком виде продовольственная безопасность является своего рода материальной субстанцией экономических и социальных отношений.
Без собственного продовольствия все остальные составляющие национальной безопасности практически утрачивают свою значимость. При этом стабильное и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства составляет основу продовольственной безопасности. В данном контексте проблема продовольственной безопасности региона предполагает комплексный, а, по сути, системный подход к ее обеспечению и развитию в современных экономических условиях.
Литература
1. Ушачев И.Г. Продовольственная безопасность России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 11.
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России // Вопросы экономики. 2005.
3. Зинченко А.П., Назаренко В.И., Шайкин В.В. Аграрная политика // Продовольственная безопасность. 2004.
4. Лысенко Е.Г. О продовольственной безопасности и проблеме сельской бедности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 11. С. 6-7.
5. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 30 янв. 2011 г. № 120. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
6. Малыш М.Н. Аграрная экономика. 2002. 688 с.
7. Алтухов А.И. Российский АПК: современное состояние и механизмы развития. М., 2006.
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области - 2013 г. URL: http://www:kurskstat.dks.ru (дата обращения: 25.12.2014).