Научная статья на тему 'Сущность права человека на свободное самоопределение'

Сущность права человека на свободное самоопределение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
563
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОЕ ПРИЗВАНИЕ И ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / ОСОБОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Осипян Борис Арташесович

В статье «Сущность права человека на свободное самоопределение» раскрывается духовно-правовой смысл и содержание конституционного права каждого человека на свободное самоопределение согласно его личному призванию и жизненному предназначению. Автор статьи приходит к выводу, что без реальной свободы и возможности ответственного выбора никто, никогда и нигде не может состояться как личность и иметь какое-то особое социальное значение как самостоятельный субъект своей судьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE HUMAN RIGHT ON FREE SELF-DETERMINATION

In the article «The Essence of the Right of a Person on Free Self-Determination» the author reveals the spiritual and legal essence and contents of the constitutional right of any human being on free self-determination according to his personal calling and his vital intention. The author came into conclusion that without real liberty and opportunity for free choice nobody, never and nowhere is not able to become a personality and have any special social meaning as an autonomous subject of his own fate.

Текст научной работы на тему «Сущность права человека на свободное самоопределение»

Социально-политические науки

32014

2.2. СУЩНОСТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осипян Борис Арташесович, кандидат юридических наук, доцент

artos5@mail.ru

Аннотация: В статье «Сущность права человека на свободное самоопределение» раскрывается духовно-правовой смысл и содержание конституционного права каждого человека на свободное самоопределение согласно его личному призванию и жизненному предназначению. Автор статьи приходит к выводу, что без реальной свободы и возможности ответственного выбора никто, никогда и нигде не может состояться как личность и иметь какое-то особое социальное значение как самостоятельный субъект своей судьбы.

Ключевые слова: сущность права человека на свободное самоопределение, личное призвание и жизненное предназначение, особое социальное значение, самостоятельный субъект своей судьбы

ESSENCE OF THE HUMAN RIGHT ON FREE SELF-DETERMINATION

Osipyan Boris A., candidate of law, assistant professor

artos5@mail.ru

Abstract: In the article «The Essence of the Right of a Person on Free Self-Determination» the author reveals the spiritual and legal essence and contents of the constitutional right of any human being on free self-determination according to his personal calling and his vital intention. The author came into conclusion that without real liberty and opportunity for free choice nobody, never and nowhere is not able to become a personality and have any special social meaning as an autonomous subject of his own fate.

Keywords: the essence of the right of a person on free self-determination, personal calling and his vital intention, special social meaning, an autonomous subject of his own fate

«Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного. Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя».

Всем здравомыслящим, рассудительным и опытным людям понятно, что без реальной личной свободы никакой человек не способен познать ни своего Твор-ца-Бога, ни самого себя, ни окружающего его мира с тем, чтобы затем правильно определиться в своей кратковременной земной жизни. «Где нет свободы, там и любовь зачахнет», - верно заметил и писал в своё время несостоявшийся адвокат Гёте1 2. Свобода является не только уподобляющим человека своему Творцу неотъемлемым свойством и призванием каждого разумного существа, кому изначально суждено было родиться человеком, но, пожалуй, является необходимым и внутренне присущим (имманентным) условием для нормальной жизни и реализации этого духовного его свойства и призвания, гарантом сохранения высокого достоинства человека и ведения сосредоточенной и осмысленной жизни. Без реальной свободы и возможности ответственного выбора никто, никогда и нигде не может иметь особого личного и социального значения и состояться как самостоятельный субъект своей собственной судьбы.

Однако свобода выбора человека есть только необходимое, но вовсе не достаточное условие для достижения истинного блага, личной и общественной состоятельности. Дело в том, что истинное благо, как это ни парадоксально, достигается отнюдь не в борьбе за своекорыстное и эгоистическое выживание и существование или даже за внешне проявляемую свободу, а только в способности и процессе личного познании истины и претворения своего духовного призвания и

1 Библия. Ветхий Завет. Сирах., 4:31-32.

2 Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В двух томах. Т. 1, М., 1987.

С. 98.

жизненного предназначения. Истинная свобода человека представляет собой наличную возможность, как минимум, быть независимым от произвольного желания, прихоти и воли других людей и в то же время обладать личным желанием и способностью делать правильный выбор поведения в конкретных обстоятельствах жизни. Такая ответственная свобода человека позволяет каждой личности ежедневно и постоянно духовно, умственно (интеллектуально) и опытно расти, самоконституироваться и самозаконодательствовать внутри и вне пределов своего душевно преображённого, но, тем не менее, изначально ограниченного «эго» и вовсе не самодостаточного личного жития-бытия.

Свобода в объективном смысле этого понятия есть отсутствие внешних препятствий для настоящего и действительного самоопределения духовно зрелого и разумного человека согласно его правомерным це-лям3, в условиях его личной безопасности и независимости от произвола и принуждения своих ближних и дальних. В субъективном аспекте свобода есть духовное приобретение, начало и следствие искомой Истины, которая освобождает только тех, кто способен любить и верить, желает и добровольно ищет эту истину как абсолютное благо, а не нечто рукотворно и искусственно состряпанное и полученное извне от других таких же людей.

Мера предопределенности внутренней свободы человека, т.е. его воля, представляет собой богоданное, уверованное личное предназначение и жизненную роль, потенциальную движущую силу, осознанное желание личности определенного духовного и душевного роста, воспитания и образования в соответствии с направлением этой движущей силы и жизненной ролью как наедине, так и в человеческом обществе.

Когда внутреннее и внешнее состояние свободы че-

3 См.: Осипян Б.А. Правомерные цели надлежащей и долговременной конституции //Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 46-70.

26

Осипян Б. А.

СУЩНОСТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ловека гармонично соизмеряются друг с другом, то такой человек пребывает в состоянии духовного и душевного равновесия, покоя, благоденствия, блаженства, счастья и нормального развития. Если же эти состояния свободы существенно разнятся по своему качественному содержанию и объему, то человек либо погружается в безрассудный произвол в отношении себя и других людей, либо впадает в греховное состояние личной подавленности, уныния, смертельной тоски, безысходности и отчаяния.

Свобода как «оптимальная мера фатализма и волюнтаризма» есть возможность ответственного, беспрепятственного и разумного самоопределения каждого человека и постоянного его выбора истинного блага, истины и красоты для себя и для окружающих людей. Однако свобода выбора человека не абсолютна, а ограничена определенными разумными пределами, которые устанавливаются силами действия его кипучих и противоречивых страстей, плотских и душевных вожделений и прихотей. Образно говоря, истинная свобода человека всегда стеснена различными болезнями его страстей и бременем необъяснимых желаний, равно как и изменчивыми условиями и действием сил внешней необходимости. Поэтому мера общей, т.е. итоговой внутренней и внешней свободы, определяется мерой наличной и возможной независимости человека от порабощающих его своих страстей, желаний и различных внешних обстоятельств.

Между тем это вовсе не означает то, что истинно свободный человек ни от чего не зависит и находится, так сказать, во всеобъемлющей пустоте или социальном вакууме. Напротив, такой человек в большей мере зависит от требований абсолютного жизненного блага, спасительной истины и преображающей красоты, которые исходят от его Создателя-Бога, от нелицемерной любви и животворной веры, которая духовно и телесно (генетически) связывает (religare) его с Творцом и его ближними, от веры в Истину, которая освобождает его от бесчисленного множества суеверий, предрассудков и недоразумений, внутренних и внешних соблазнов воли и т.п. В этом смысле свобода представляет собой реальную возможность человека не обманывать и не насиловать себя и других людей, а постоянно пребывать под властью истинной любви, веры и разума, оставаться в надлежащих, доверительных и надёжных отношениях с Господом-Богом и созданными по образу и подобию Бога разумными людьми. В противном случае, как выразился известный французский писатель и впоследствии лауреат Нобелевской премии А. Камю, человек рискует впасть в состояние самоотчуждения или в атмосферу социальной отчужденности и рабства толпы одиночек4. По этой причине основным печальным и трагическим парадоксом жизни большинства людей в мире является их неразумное, своевольное, самоуверенное, самонадеянное и дерзкое стремление быть всегда независимыми от Бога-Творца и вполне самодостаточными, самообольстительный соблазн никогда не прислушиваться к голосу своей доброй совести и разума, поступать своевольно и безответственно.

Для того, чтобы стать достойным истинной свободы, каждый разумный человек, народ и все человечество проходит через множество разнообразных жизненных

4 Камю А. Спасение из царства абсурда - в любви. Шведские лекции. М., 1990. С. 189, 252.

испытаний и страданий, которые в конечном счете способствуют духовному созреванию и раскрытию в нем богозаложенных многих даров, талантов, способностей и иных душевных возможностей (потенций), форм свободного самоопределения согласно своему личному духовному призванию и жизненному (или историческому) предназначению.

В этом свете если свобода воли Бога, как Творца всех людей и всей вселенной, абсолютна, то свобода воли человека, как творения, относительна и потому ограничена объективными (Божественными) и общеобязательными законами предопределения и Божественной благодати (charismas, charity - греч. - харизмы). При нарушении разумных и правомерных пределов своей свободы человек для его же собственного блага рано или поздно призывается к ответственности и наказывается свыше и ставится на правильное и должное свое место5. Человек, имея достаточную автономию воли по отношению к своим ближним, в действительности не автономен от своего Создателя и своих ближних, как одна из множества живых ветвей, исходящих от единого живого и плодоносящего дерева, иначе он неизбежно может засохнуть и потерять свои врождённые свойства и саму свою жизнь.

Реальная свобода всякого нормального и вменяемого человека может открыться только в добросовестном и постоянном познании истины своего бытия и достойном следовании ей всей своей душой, разумением, волей и образом повседневной жизни. Только в стремлении быть похожим на своего небесного Отца-Создателя и в следовании живому примеру Его единородного Сына и действию Духа Святого человек способен стать свободным от многоразличной мирской суеты и стать действительным сотрудником Господа Бога, стать сознающим и «творящим творением», ответственным субъектом своей биографии и судьбы и высокого жизненного предназначения в истории рода человеческого. Только в этом случае он перестанет быть пассивным и уязвимым объектом своих произвольных и низменных похотей, своевольных и разрушительных страстей, богопротивных и противоправных помыслов6.

Истинно свободный человек, например, всегда доволен тем, что он имеет, и не боится потери возможного или уже достигнутого своего социального или имущественного положения. Будучи вполне довольным всем своим благосостоянием, он по благодати Божией имеет несравненно меньше материальных потребностей, нежели его властные, славные и богатые, но ненасытные собратья, и в то же время обладает несравненно большими способностями и трудолюбием, нежели его материально нуждающиеся или озабоченные, но неразумные, бездарные или ленивые собратья. Это позволяет ему самостоятельно, по-хозяйски, распоряжаться данным свыше своим временем и бережно использовать отведенное ему время для служения Богу на пути реализации своего духовного призвания и жизненного предназначения, перевести из потенциального в реальное свою изначально богообразную и богоподобную личность, все свои жизненные силы и

5См.: Осипян Б.А. Основание и система правовой ответственности //Современное право. 2007. № 5. С. 77-85.

6 См.: Осипян Б.А. Причины издания и совершения неправомерных актов: духовные, научные и практические аспекты //Российский юридический журнал. 2009. № 4. С.71-78.

27

Социально-политические науки

32014

энергию, исполнить свой общественный долг и личный смысл жизни7.

Как показывает история народов, здравомыслящие и дальнозоркие реформаторы общества, государства и церкви предпочитают с помощью относительных вещей приобрести вещи абсолютные и «с помощью преходящих вещей достигать непреходящих». В контексте духовно-нравственной и юридической значимости конституционных прав и свобод человека абсолютной ценностью является его богоданное достоинство, духовное призвание и беспредельный смысл его жизни, ибо права и свободы, на то и существуют, чтобы стать необходимыми и достаточными средствами реализации высших правоохраняемых ценностей и целей. Посему в статью 2 Конституции РФ, которая неправомерно объявляет права и свободы человека высшей ценностью, необходимо внести соответствующие смыслообразующие и ценностно-целевые уточнения и поправки.

Точно так же невозможно и равенство в богоданном абсолютном достоинстве всех людей перед законом без духовного равенства всех перед Первозаконодателем - Господом Богом, без послушания и исполнения Его Слова-Закона и неизменных заповедей в повседневной жизни. Принцип социальной солидарности, который отражает собой идею единства множества (unum pluribus), предполагает наличие истинной любви, нелицемерной веры и целостного знания всех составных частей общества, без которых никакое, даже самое цивилизованное и открытое «гражданское общество» или экономически сытое национальное или «международное сообщество» не может находиться во вполне добром здравии, истинном благополучии и долговременном процветании.

В то же время истинная солидарность не требует недобровольного, обязательного механического слияния и отождествления отдельных личностей, стирания между ними богоданных различий и растворения их в каком-то аморфном и безликом однообразии. Напротив, подобно всякому живому организму, который сложен из различных клеток, тканей, органов с присущими им разнообразными функциями, или лесу, состоящему из различных деревьев, кустарников и трав, общество должно состоять из неповторимых личностей, семей, социальных групп и союзов, учреждений и т.д. Так же и все человечество, состоящее из различных племен, этносов, наций и народов, которые обогащают облик и силу всего человечества.

С другой стороны, богодостойные люди, которые в достаточной мере ещё не достигли личной духовной (религиозной), нравственной и умственной зрелости, в силу их личностной недоразвитости, склонны отчаянно обожествлять своих земных господ, хозяев и начальников, своё племя или нацию, раздувать и чрезмерно преувеличивать её достоинства и не замечать её очевидных недостатков, и наподобие невежественных амбарно-провинциальных мышей полагать, что на всём белом свете сильнее кошки зверя нет. «Самая дешевая гордость, - писал по этому поводу А.Шопенгауэр, - это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться; ведь иначе он не стал бы обращаться к тому, что разделяется кроме него еще многими миллионами

7 См.: Осипян Б.А. Смысл жизни человека в контексте надлежащей и непреходящей идеи права //Вопросы правоведения. 2012. № 1. С. 2340.

людей. Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит её недостатки. Но убогий человек не имеет ничего, чем бы он мог гордиться, хватает за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит»8. Посему гордиться и славить нужно только Бога-Творца всех людей и народов на всём лице земли, но не некоторых известных людей в своей маленькой или большой деревне или провинции9.

Воссоединенные в любви и доброй совести, сознательные и разумные люди образуют духовное общество и в то же время нисколько не теряют своей достаточной и неповторимой свободы индивидуальности, самобытности, призвания к такой спасительной свободе и ответственного самоопределения в этой временной земной жизни, предваряющего их вечную жизнь. В этом контексте свободное самоопределение каждого человека и народа представляется как постоянное их желание и волевое стремление следовать своему историческому и духовному предназначению и вытекающим из него высшим целям жизни, их решимость стать тем, кем они были предусмотрены и рождены Богом задолго до их появления на свет, кем они ощущают себя в генетически заложенной их памяти о прошлом, кем они сознают себя в настоящем и кем они верят и надеются стать в будущем, и веришь быть в будущем, объединяя в своей душе все времена и пространственные состояния. Только в таком процессе богоданное и потому абсолютное достоинство человека может стать примером для личного и социального поклонения и подражания, высшим мерилом всех остальных правомерных международно-правовых конституционных ценностей, целей, принципов, институтов и функций10.

Освободительная и спасительная истина и правда выше любого человека, политической или иной партии или общественной организации, народа, выше России, выше всего на свете, и потому надо желать одной правды и искать её, несмотря на все те выгоды, которые мы можем потерять из-за неё, и даже несмотря на все те уже испытанные или грядущие государственные, групповые или псевдоцерковные преследования и гонения, на которые мы можем натолкнуться в нашей реальной жизни. Дело в том, что пребывающий в истине и правде свободный и ответственный человек по благодати Божьей сохраняет свою целомудренную силу и неизменные правильные ориентиры в жизни, а лишившийся такого целомудрия и Божьей благодати подневольный собственным и раб чужим похотям человек, лишается истинного уважения к самому себе и к своим ближним, а также всех полученных от них духовных благ и ценностей.

Несвободные и накрепко привязанные к изменчивым и преходящим мирским богатствам и интересам люди, независимо от их должностного положения, сана или положения в обществе, лишаются также способности радоваться и наслаждаться даже теми материальными ценностями, которые они приобрели неправедными

8 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С. 50.

9 См.: Осипян Б.А. Атлас правомерной законодательной политики, основанной на ступенях развития религиозного самосознания и преданности //Представительная власть. 2007. № 5. 23-28.

10См.: Осипян Б.А. Достоинство человека как высшая правоохраняемая ценность //Вопросы правоведения. 2011. № 1 (9). С. 85-101. О правоохраняемых духовно-нравственных ценностях, которые конституционализируют жизнь каждого человека и народа //Вопросы правоведения. 2010. № 4 (8). С. 150-166.

28

Осипян Б. А.

СУЩНОСТЬ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СВОБОДНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

путями в течение всей своей жизни. Эти несчастные, несвободные, привязанные к тленным мирским благам люди тщетно полагают, что они зрячи, хотя ненавидят и потому не видят духовного света, хотя самоуверенно и самозвано становятся «учителями», начальниками и «поводырями» своих собратьев, богоданное и бесценное достоинство которых они не желают и не способны уважать и ценить. А уважение каждого человека к самому себе, как писал в своё время английский философ Ф.Бэкон, считается наиболее могущественным, после религии, средством обуздания как своих, так и чужих пороков11. Всем известно, что достойные люди везде и всегда ведут себя достойно, т.е. они не совершают унижающих своё или достоинство другого человека поступков.

Важнейшей правоохраняемой общечеловеческой ценностью и целью каждого разумного, достойного и свободного человека является также его нормальное здоровье, которое является одной из предпосылок единства его духа, души и тела. Недаром древняя мудрость гласит: ежедневно молитесь, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Всякая безбожная и не связанная со спасением своей души молитва или сугубо научные опыты (эксперименты) самоистязания, психологического подавления или «умерщвления плоти» являются только напрасными потугами достижения ложной духовности или бесовского человекоугодничества, которые, временно отвлекая человека от неудобств вялотекущей или прогрессирующей болезнь его души, в конечном итоге загоняют его в тупик неизлечимости такой хронической болезни. Свободный и ответственный человек, как слуга, а затем и сын в доме своего Отца и Господа не должен целиком отдаваться самообслуживанию или служению различным себе подобным или иным рукотворным и нерукотворным тварям вместо Творца, а должен служить Ему согласно полученному свыше своему духовному призванию и жизненному предназначению по законам и правилам Божественного домостроительства и домоуправления, чтобы в доме человеческом также был порядок, а не затяжное неустройство и всеобъемлющий упадок или кризис.

В свете и контексте духа свободы и ответственности человека12 представляется, что для разработки совершенной национально-государственной конституции помимо прочих предпосылок и условий необходима также существенная переоценка привычных социальных предрассудков, признанных международным или мировым сообществом ценностей, целей, институтов и функций. Одна из причин этого состоит в том, что, как заметил Р. Эмерсон, «общество не любит правды и творчества; оно предпочитает им ничего не значащие условности»13. Кроме этого, современное общество является чрезмерно материалистичным и смертельно привязанным к изменчивым мирским интересам, например, к культу славы, власти и денег. «...Где все мерят на деньги, - говорил в свое время известный борец против коррупции Т. Мор, - там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение госу-

11 Бэкон Ф. Сочинения. В двух томах. М., 1971-1972. Т. 2. 511.

12 См.: Осипян Б.А. Право как проявление совершенного закона свободы и ответственности человека//Вопросы правоведения. 2012. №

3. С. 65-80.

13 Эмерсон Р. Доверие к себе. /Новые пророки. СПб., 1996. С. 156.

14 _

дарственных дел...» . В такой продажной и торгашеской (меркантильной) атмосфере ложных ценностей и целей, бурной и кипучей деятельности корыстолюбивых и тщеславных людей, национальногосударственная конституция, которая имеет своей высшей ценностью и целью преимущественно материальное благополучие людей, без сомнения, построена на зыбком песке «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской», на исторически очевидном оползне изменчивых эгоистических интересов и соперничества между людьми и между человечеством и Богом. Такая конституция не может быть правомерной и целесообразной и потому изначально не может правильно действовать и долго устоять под натиском различных жизненных невзгод, тотальной чиновничьей коррупции, мздоимства, тщеславия, властолюбия, многоразличных социальных кризисов и потрясений в форме кровавых и беспощадных революций, межнациональных и межэтнических конфликтов и иных фатальных жизненных перипетий.

В своё время выдающийся русский правовед П.И. Новгородцев справедливо считал полномерное право и свободу самоопределения (в том числе и религиозного самоопределения и выбора того или иного вероисповедания) каждого человека, автономию его воли началом для его духовной и нравственной жизни, а общество (в том числе и церковное сообщество) не считал верховной руководящей нормой для надлежащего развития человеческой личности14 15. Напротив, сама богообразная и одухотворённая личность каждого любящего, разумного и порядочного человека становилась предпосылкой и основой для выведения общественного идеала и высшей правомерной цели социального прогресса16.

Поскольку нравственно-психологический механизм поведения каждого человека и народа в основном обусловлен личностной мотивацией и национальной конституцией, системой их индивидуальных потребностей и национальных интересов, с которыми связаны их представления о смысле личной и народной жизни, о наслаждении или страдании, к которым они стремятся или которых они, естественно, стремятся избегать, то самой лучшей почвой для выращивания животворных семян образцовой конституционной жизни является плодотворная почва нелицемерной любви и веры, познание воли Бога-Создателя - непреходящей идеи права, а также ежедневное исполнение Его неизменных заповедей, конкретизированных в правомерных положениях международного законодательства, национально-государственной конституции и всей системы целесообразно и реально действующего законодательства.

Совершенная национально-государственная конституция и законодательство должны базироваться на системе истинных и вечных смыслов надлежащего социального правопорядка и спасения каждой человеческой души в вечной жизни17, а не ложных и быстро

14 Мор Т. Утопия. М.-Л., 1953. С. 95.

15 См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Киев, 1919. С.122-123.

16См.: Осипян Б.А. Идея саморазвивающейся правовой системы //Журнал Российского права. 2004. № 4. С. 71-79; Перспективы глобального развития права //Современное право. 2004. № 2. С. 44-48.

17 См.: Осипян Б.А. Статут Великого Княжества Литовского 1529 года как первый русский конституционный образец единой христианскоправовой идеологии //Государство и право. 2011. № 10. С. 95-104.

29

Социально-политические науки

32014

изменяющихся ценностей, целей и основанных на них принципов и социальных институтов, которые, как показывает жизнь, усугубляют, а не сдерживают разнообразное неосторожное или злоумышленное зачатие и проявление зла, греха и преступления.

Совершенная (правомерная и целесообразная) национально-государственная конституция должна содержать в себе все высшие, т.е. духовные (например, христианские, а не абстрактные и так называемые общечеловеческие, которые не целостны, не полны и потому не истинны, относительны и потому скоропортящиеся) ценности и цели, в особенности, достойная конституционного закрепления цель свободного самоопределения каждого человека и народа согласно своему духовному призванию, историческому предназначению и жизненному смыслу, которыми надобно воспитать общественный дух и мнение и на этой основе ежедневно и постоянно утверждать и вводить в действие всякую национально-государственную конституцию и всю систему международного права, законодательства, верного и доверительного полезного сотрудничества разумных и достойных людей и народов друг с другом.

Список литературы:

1. Библия. Ветхий Завет. Сирах., 4:31-32.

2. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В двух томах. Т. 1, М., 1987. С. 98.

3. См.: Осипян Б.А. Правомерные цели надлежащей и долговременной конституции //Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 46-70.

4. Камю А. Спасение из царства абсурда - в любви. Шведские лекции. М., 1990. С. 189, 252.

5. См.: Осипян Б.А. Основание и система правовой ответственности //Современное право. 2007. № 5. С. 77-85.

6. См.: Осипян Б.А. Причины издания и совершения неправомерных актов: духовные, научные и практические аспекты //Российский юридический журнал. 2009. № 4. С.71-78.

7. См.: Осипян Б.А. Смысл жизни человека в контексте надлежащей и непреходящей идеи права //Вопросы правоведения. 2012. № 1. С. 23-40.

8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С. 50.

9. См.: Осипян Б.А. Атлас правомерной законодательной политики, основанной на ступенях развития религиозного самосознания и преданности //Представительная власть. 2007. № 5. 23-28.

10. См.: Осипян Б.А. Достоинство человека как высшая правоохраняемая ценность //Вопросы правоведения. 2011. № 1 (9). С. 85-101.

11. Осипян Б.А. О правоохраняемых духовнонравственных ценностях, которые конституционализируют жизнь каждого человека и народа //Вопросы правоведения. 2010. № 4 (8). С. 150-166.

12. Бэкон Ф. Сочинения. В двух томах. М., 1971-1972. Т. 2. 511.

13. См.: Осипян Б.А. Право как проявление совершенного закона свободы и ответственности челове-ка//Вопросы правоведения. 2012. № 3. С. 65-80.

14. Эмерсон Р. Доверие к себе. /Новые пророки. СПб., 1996. С. 156.

15. Мор Т. Утопия. М.-Л., 1953. С. 95.

16. См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Киев, 1919. С. 122-123.

17. См.: Осипян Б.А. Идея саморазвивающейся правовой системы //Журнал Российского права. 2004. № 4. С. 71-79; Перспективы глобального развития права //Современное право. 2004. № 2. С. 44-48.

18. См.: Осипян Б.А. Статут Великого Княжества Литовского 1529 года как первый русский конституционный об-

разец единой христианско-правовой идеологии //Государство и право. 2011. № 10. С. 95-104.

19. Осипян Б. А. Духовные измерения права // Социально-политические науки №2, 2014, с. 59-66

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.