сделать её более интерактивной. Наладить и усовершенствовать программу прохождения производственной практики для студентов старших курсов в международных и локальных компаниях, что будет иметь большую практическую значимость.
В исследовании есть определённые ограничения, в частности, не были приняты во внимание студенты IV курсов. Перспектива дальнейших исследований в рамках настоящего исследования видится в том, чтобы учесть мнение студентов последних курсов, в том числе и магистрантов, что существенно вос-
Библиографический список
полнит существующие ограничения, принимая во внимание количественный и качественные параметры.
Проведенное исследование вносит вклад в развитие теории и практики педагогики высшей школы, дополнив и расширив теоретические основы формирования иноязычной дискурсивной компетенции в контексте подготовки юристов и специалистов в области бизнес-информатики. Полученные результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы для оптимизации учебного процесса в вузах и на факультетах международного профиля.
1. Руженцева Т.С. Учебно-профессиональный и профессиональный дискурс. Экономика, статистика и информатика. 2012; № 2: 184-192.
2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. Перевод с французского. Москва: Прогресс, 1974.
3. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Москва: Прогресс, 1989.
4. Фуко М. Дискурс и истина. Логос. 2008; № 2 (65): 159-262.
5. Орлов ГА. Современная английская речь: уч. пос. для вузов по специальности. Английский язык и литература. Москва: Высшая школа, 1991.
6. Peytard J., Moirand S. Discours et enseignement du français. Paris: Hachette, 1992.
References
1. Ruzhenceva T.S. Uchebno-professional'nyj i professional'nyj diskurs. 'Ekonomika, statistika i informatika. 2012; № 2: 184-192.
2. Benvenist 'E. Obschaya lingvistika. Perevod s francuzskogo. Moskva: Progress, 1974.
3. Dejk T.A. van. Yazyk. Poznanie. Kommunikaciya. Moskva: Progress, 1989.
4. Fuko M. Diskurs i istina. Logos. 2008; № 2 (65): 159-262.
5. Orlov G.A. Sovremennaya anglijskaya rech': uch. pos. dlya vuzov po special'nosti. Anglijskij yazyk i literatura. Moskva: Vysshaya shkola, 1991.
6. Peytard J., Moirand S. Discours et enseignement du francais. Paris: Hachette, 1992.
Статья поступила в редакцию 27.03.23
УДК 377
Balyagov V.R., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail:balyagov@internet.ru
THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "PROFESSIONAL READINESS FOR THE OPERATION OF OIL AND GAS WELLS". The article examines the basics and structure of a concept of "Professional readiness for the operation of oil and gas wells". The structural components of the concept are highlighted. During the analysis of the scientific literature defining the concept of "professional readiness", clarification of this term is given, adapted to one of the areas of production activity of specialists in the oil and gas industry. Features of the labor activity of oil and gas specialists during the operation of oil and gas wells in conditions of hazardous production facilities of the oil and gas industry are presented. In order to develop effective methods for improving the professional readiness for well operation of future oil and gas specialists, the factors that influence the formation of qualities that allow safe and effective work with equipment and equipment of oil and gas wells are considered.
Key words: professional readiness, oil and gas specialist, operation of oil and gas wells
В.Р. Балягое, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: baliagov_vr@icloud.com
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН»
В статье рассматривается сущность и структура понятия «профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин». Выделены структурные компоненты понятия. В ходе анализа научной литературы, определяющей понятие «профессиональная готовность», дается уточнение данного термина, адаптированное к одному из направлений производственной деятельности специалистов нефтегазодобывающей промышленности. Представлены особенности трудовой деятельности специалистов нефтегазового дела при эксплуатации нефтяных и газовых скважин в условиях опасных производственных объектов нефтегазовой отрасли. Для разработки эффективных методик повышения профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих специалистов нефтегазового дела рассмотрены факторы, которые влияют на формирование качеств, позволяющих безопасно и эффективно проводить работы с оборудованием и оснащением нефтяных и газовых скважин.
Ключевые слова: профессиональная готовность, специалист нефтегазового дела, эксплуатация нефтяных и газовых скважин
В современном мире нефтегазовая промышленность играет важную роль в экономике многих стран. Одним из основных направлений нефтегазовой промышленности является добыча нефти и газа. Основная часть работ, проводимых в данном направлении, связана с эксплуатацией скважин. Работа на нефтяных и газовых скважинах является высокооплачиваемой, но одновременно и опасной профессией. В связи с этим профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин является важным фактором успешной работы в этой области.
Профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин выступает одним из важнейших условий обеспечения безопасной эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли. В данной статье была рассмотрена сущность и структура данного понятия. Сущность профессиональной готовности к эксплуатации нефтяных и газовых скважин заключается в подготовке специалистов, которые имеют достаточный уровень знаний и навыков для эффективной работы с оборудованием и технологиями, используемыми в процессе добычи нефти и газа. Кроме того, профессиональная готовность включает в себя умение принимать правильные решения в экстремальных ситуациях и предотвращать возможные аварии и происшествия, которые могут причинить значительный вред здоровью сотрудников предприятия и окружающей экологической обстановке. Поэтому исследование сущности и структуры понятия «профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин» является актуальным.
Целью данной статьи является рассмотрение сущности и выявление структурных компонентов понятия «профессиональная готовность к эксплуатации скважин».
Научная новизна настоящего исследования заключается адаптации понятия «профессиональная готовность» к одной из ключевых трудовых обязанностей специалистов нефтегазового дела.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении сущности и структуры понятия «профессиональная готовность к эксплуатации скважин» и в авторском раскрытии факторов, влияющих на формирование профессиональной готовности будущих специалистов по данному направлению трудовой деятельности.
Профессиональная готовность - это понятие, описывающее способность человека выполнять свои профессиональные обязанности с максимальной эффективностью [1]. При этом понятие профессиональной готовности состоит из нескольких компонентов [2].
Первый компонент профессиональной готовности - это знания и навыки. Для успешного и качественного исполнения трудовых обязанностей специалисту необходимы не только теоретические знания, но и практические навыки.
Второй компонент профессиональной готовности - мотивация. Профессионально готовый специалист должен стремиться к развитию своих знаний и навыков, быть заинтересованным в своей работе и готовым к изучению новых технологий и методов работы. Важно также иметь четкие цели и задачи, на которые направлена мотивация [3].
Третий компонент - это личностные качества. К профессиональной готовности относятся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость и дисциплинированность. Личностные качества играют
важную роль в профессиональной деятельности, так как они определяют способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию [4].
Для достижения высокого уровня сформированности профессиональной готовности специалисту необходимо обладать знаниями, навыками, мотивацией и определенными личностными качествами. Каждый из этих компонентов требует постоянного развития и самосовершенствования.
В контексте нефтегазовой отрасли профессиональная готовность играет особую роль, так как работа в данной области требует высокой квалификации, знаний и опыта [5; 6]. Одним из ключевых направлений нефтегазовой промышленности является добыча нефти и газа. Основная часть работ, проводимая в данном направлении, связанна с эксплуатацией нефтяных и газовых скважин. Следовательно, профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин должна включать в себя навыки по работе с техническим оборудованием скважин и умения разрабатывать решения, позволяющие оптимизировать технологические процессы. Особенностью работ по эксплуатации скважин является повышенная опасность производственных факторов. К ним относятся загазованность территории (в том числе легковоспламеняющимися газами), наличие движущихся частей крупных агрегатов и машин, эксплуатация сосудов, находящихся под высоким избыточным давлением, и применение химически агрессивных реагентов [7]. Также стоит отметить, что часть объектов нефтяных и газовых промыслов находится в значительном отдалении от населенных пунктов в условиях частичной или полностью отсутствующей дорожной инфраструктуры, а также в неблагоприятных климатических условиях. Поэтому одним из качеств, которым должен обладать специалист нефтегазового дела, является умение эффективно решать задачи при выполнении работ в стрессовых условиях опасных производственных объектов.
В ходе адаптации двух понятий («профессиональная готовность» и «эксплуатация нефтяных и газовых скважин») и при выявлении структурных компонентов стоит учитывать необходимость наличия специалистов нефтегазового дела работать в команде, т. е. коммуникационные навыки [8].
Проанализировав научную литературу и нормативную документацию, можно сделать вывод о том, что профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин - это сложное целостное образование, включающее в себя знания, умения, навыки, личностные качества специалиста, позволяющие эффективно и безопасно эксплуатировать оборудование скважин.
В контексте уточнения сущности понятия можно выявить следующие структурные компоненты профессиональной готовности:
1. Праксиологический - это умения и навыки, которые необходимы для эффективной работы при эксплуатации скважинного оборудования. Также данный компонент включает в себя знания технологических процессов добычи нефти и газа, понимание основ геологии и умения работать со специфичным программным обеспечением, так как значительная часть технического оборудования проходит модернизацию с внедрением информационных технологий.
2. Аксиологический - это ценностный аспект профессиональной готовности. Специалисты нефтегазового дела должны понимать важность своей работы для экономики страны и уровня жизни ее граждан.
3. Мотивационный - это внутренняя мотивация. Специалисты нефтегазового дела должны понимать, что высокая важность их работы и участие в развитии страны подразумевают наличие личного желания развиваться и совершенствоваться в своей профессии.
4. Личностный - это личностные качества, которые помогают специалистам нефтегазового дела осуществлять сложные работы в коллективе, включающем в себя рабочих различных специальностей. Для эффективного взаимодействия с коллективом специалист должен быть коммуникабельным. А если учесть работы, проводимые в условиях опасных производственных объектов, то данный компонент также учитывает психологическую готовность и умение осуществлять трудовую деятельность в постоянных стрессовых условиях [9].
Библиографический список
Резюмируя, можно сделать вывод, что теоретические знания, практические навыки и ментальная готовность являются неотъемлемыми компонентами понятия «профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин». Данные качества позволят специалистам нефтегазового дела работать на скважинах безопасно и эффективно, снижая производственные риски и увеличивая продуктивность.
Изучение факторов, влияющих на формирование профессиональной готовности, позволяет разработать эффективную систему подготовки будущих специалистов нефтегазового дела, проходящих обучение в учреждениях высшего профессионального образования.
В виду низкого уровня изученности понятия «формирование профессиональной готовности к эксплуатации скважин» автором на основании опыта, полученного в ходе трудовой деятельности на объектах нефтяной и газовой промышленности, выявлены следующие факторы, влияющие на формирование профессиональной готовности.
Первым фактором является сформированность навыков практических действий, связанных с эксплуатацией скважинного оборудования и агрегатов технологических установок. Студенты учреждений высшего профессионального образования в ходе обучения получают необходимые для данных работ теоретические знания. Получение практических навыков в ходе прохождения производственной практики осложняется режимностью и мерами безопасности, действующими на опасных производственных объектах нефтяной и газовой промышленности, которые подразумевают допуск к работам персонала только с наличием присвоенной квалификации [10]. Поэтому важно, чтобы в образовательном процессе были предусмотрены практические занятия на специально оборудованных нефтегазовых полигонах либо с применением компьютерных тренажеров.
Второй фактор - компетентность наставника. Наставник должен иметь достаточный опыт работы по профессии, а также уметь передавать свои знания и опыт молодым специалистам нефтегазового дела.
Основываясь на аксиологическом и мотивационном компонентах понятия «профессиональная готовность к эксплуатации нефтяных и газовых скважин», можно отметить третий фактор - профессиональная самореализация. Специалисты, которые проявляют высокий уровень интереса к выбранной профессии и стремятся к саморазвитию, будут проявлять более высокий уровень сформированности профессиональной готовности. Поэтому важно обеспечить молодым специалистам возможность саморазвития, участия в научных конференциях, семинарах и тренингах по секциям нефтегазовой отрасли.
Формирование профессиональной готовности к эксплуатации скважин будущих специалистов нефтегазового дела зависит от комплекса факторов, таких как:
- качество полученного образования;
- квалификация и способность наставника передавать полученный опыт;
- наличие перспективы успешной самореализации по направлению выбранной профессии.
Важно, чтобы работодатели и образовательные учреждения учитывали эти факторы при формировании программ обучения и подборе персонала.
Анализ особенностей профессиональной деятельности специалистов нефтегазового дела, уточнение сущности и структуры понятия «профессиональная готовность к эксплуатации скважин» и выявление факторов, влияющих на формирование профессиональной готовности, обогатили теорию и практику профессионального образования, что составляет теоретическую значимость работы.
Перспективой дальнейшего исследования является разработка и внедрение методических рекомендаций, позволяющих эффективно формировать профессиональную готовность будущих специалистов нефтегазового дела к эксплуатации скважин в ходе обучения в учреждениях высшего профессионального образования.
1. Лодкина Т.В., Дрянных Н.В. Структура профессиональной готовности будущих юристов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021; № 3.
2. Скафа Е.И., Ефимова А.Ю. Структурные компоненты профессиональной готовности будущего учителя географии к развитию у обучающихся природоохранных знаний. АНИ: педагогика и психология. 2021; № 3 (36).
3. Русанова Н.Н. Содержание профессиональной готовности студентов - будущих руководителей музыкально-инструментального коллектива (оркестра народных инструментов). Вестник СамГУ. 2009; № 73.
4. Ваниева В.Ю. Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; № 3.
5. Шварц-Зиндер В.С. Подбор персонала на предприятиях нефтегазовой отрасли. Бизнес-образование в экономике знаний. 2019; № 1 (12).
6. Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 898н (зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35214). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
7. Файрузова Е.Р О Производственных опасностях на опасных нефтяных производственных объектах. Вестник науки. 2021; № 10 (43).
8. Квач И.В., Квач С.С. Сопряжение ФГОС во 21.03.01 «Нефтегазовое дело» и профессионального стандарта «Специалист по добыче нефти, газа и газового конденсата» на примере реализации дисциплин «Технологическое оборудование нефтегазовой отрасли» и «Обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования». Бюллетень науки и практики. 2020; № 9.
9. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (с изменениями на 19 января 2022 года). Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности. Available at: https://docs.cntd.ru/document/573230594
10. О недрах. Статья 24 Федерального Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2022). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/5172a74 90cf21c0be01d92ef4321df6e0efab84e/
References
1. Lodkina T.V., Dryannyh N.V. Struktura professional'noj gotovnosti buduschih yuristov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2021; № 3.
2. Skafa E.I., Efimova A.Yu. Strukturnye komponenty professional'noj gotovnosti buduschego uchitelya geografii k razvitiyu u obuchayuschihsya prirodoohrannyh znanij. ANI: pedagogika i psihologiya. 2021; № 3 (36).
3. Rusanova N.N. Soderzhanie professional'noj gotovnosti studentov - buduschih rukovoditelej muzykal'no-instrumental'nogo kollektiva (orkestra narodnyh instrumentov). Vestnik SamGU. 2009; № 73.
4. Vanieva V.Yu. Lichnostnyj aspekt professional'noj gotovnosti defektologov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; № 3.
5. Shvarc-Zinder V.S. Podbor personala na predpriyatiyah neftegazovoj otrasli. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij. 2019; № 1 (12).
6. Ob utverzhdeniiprofessional'nogo standarta «Operatorpo dobyche nefti, gaza i gazovogo kondensata. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.11.2014 N 898n (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 17.12.2014 N 35214). Available at: https://docs.cntd.ru/document/566006502
7. Fajruzova E.R. O Proizvodstvennyh opasnostyah na opasnyh neftyanyh proizvodstvennyh ob'ektah. Vestniknauki. 2021; № 10 (43).
8. Kvach I.V., Kvach S.S. Sopryazhenie FGOS vo 21.03.01 "Neftegazovoe delo" i professional'nogo standarta "Specialist po dobyche nefti, gaza i gazovogo kondensata" na primere realizacii disciplin «Tehnologicheskoe oborudovanie neftegazovoj otrasli» i «Obsluzhivanie i remont neftepromyslovogo oborudovaniya». Byulleten' nauki i praktiki. 2020; № 9.
9. Pravila bezopasnosti v neftyanoj i gazovoj promyshlennosti» (s izmeneniyami na 19 yanvarya 2022 goda). Federal'nye normy i pravila v oblasti promyshlennoj bezopasnosti. Available at: https://docs.cntd.ru/document/573230594
10. O nedrah. Stat'ya 24 Federal'nogo Zakona RF ot 21.02.1992 N 2395-1 (red. ot 29.12.2022). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/5172a7490cf 21c0be01d92ef4321df6e0efab84e/
Статья поступила в редакцию 25.03.23
УДК 378.1
Vyatchinina E.V., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: vyatchinina@mail.ru
Tolmacheva V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Psychology and Pedagogy, Surgut State Pedagogical University
(Surgut, Russia), E-mail: VTolmacheva@surgpu.ru
ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS AND METHODS OF PREPARING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION TO EDUCATE THE BASIS OF ECONOMIC RESPONSIBILITY OF PRESCHOOL CHILDREN. The article presents an analysis of active forms and methods of preparing future teachers of preschool educational organizations (PEO) for educating the basics of economic responsibility of preschool children. Essence of active and interactive forms and methods of training students on the topic of research is revealed. Roles of participants in educational relations are characterized: the teacher and students in the process of active and interactive interaction. The necessity of using active and interactive forms, methods and techniques to improve the efficiency and quality of training of future teachers of preschool educational institutions for educating the basics of economic responsibility of children of senior preschool age is substantiated.
Key words: active forms, methods and techniques, interactive forms, methods and techniques, training of future preschool teachers, education of the basics of economic responsibility of preschool children
Е.В. Вятчинина, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: vyatchinina@mail.ru
В.В. Толмачева, канд. пед. наук, доц., декан факультета психологии и педагогики Сургутского государственного педагогического университета,
г. Сургут, E-mail: VTolmacheva@surgpu.ru
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОО К ВОСПИТАНИЮ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен анализ активных форм и методов подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к воспитанию основ экономической ответственности детей дошкольного возраста. Раскрывается сущность активных и интерактивных форм и методов подготовки студентов по теме исследования. Охарактеризованы роли участников образовательных отношений: педагога и обучающихся в процессе активного и интерактивного взаимодействия. Обоснована необходимость применения активных и интерактивных форм и методов для повышения эффективности и качества подготовки будущих педагогов ДОО к воспитанию основ экономической ответственности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: активные формы и методы, интерактивные формы и методы, подготовка будущих педагогов ДОО, воспитание основ экономической ответственности детей дошкольного возраста
Актуальность исследования обусловлена демографическими, экономическими и политическими изменениями, происходящими в последние годы в России, которые вызывают острую потребность в совершенствовании системы образования, в частности экономического образования подрастающего поколения. Государству нужны экономически грамотные, самостоятельные, предприимчивые, инициативные, трудолюбивые люди, способные ставить цель, принимать рациональные решения и нести ответственность за возможные последствия как для себя, так и общества в целом. Формирование данных качеств, по мнению А.Д. Шатовой, Л.Н. Галкиной, А.А. Смоленцевой и др., необходимо начинать уже с дошкольного возраста [1].
Потребность в качественном экономическом образовании, в воспитании основ экономической ответственности детей старшего дошкольного возраста актуализирует проблему соответствующей подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Ведь только педагог обладающий необходимой системой знаний, убеждений, взглядов, мотивов, в единстве с педагогическим призванием способен добиться успеха в воспитании основ экономической ответственности дошкольников.
Цель данного исследования - теоретический анализ и обоснование необходимости применения активных и интерактивных форм и методов для повышения эффективности и качества подготовки будущих педагогов ДОО к воспитанию основ экономической ответственности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели были определены задачи:
1. Проанализировать активные формы и методы, используемые в образовательном процессе в вузе.
2. Рассмотреть интерактивные формы и методы, используемые в образовательном процессе вуза.
3. Обосновать эффективность данных форм и методов в процессе активного и интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые активные и интерактивные формы и методы рассматриваются применительно к процессу подготовки будущих педагогов к воспитанию основ экономической ответственности детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что конкретизировано понятие «подготовка будущих педагогов ДОО к воспитанию основ экономической ответственности детей дошкольного возраста».
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что они могут быть использованы преподавателями, разрабатывающими рабочие программы дисциплин по подготовке будущих педагогов к экономическому образованию детей дошкольного возраста, аспирантами, магистрантами, осуществляющим педагогическую деятельность в рамках практики; методистами и старшими воспитателями ДОО, реализующими методическое сопровождение процесса экономического воспитания дошкольников при условии адаптации данного материала.
Для определения понятия «подготовка будущих педагогов ДОО к воспитанию основ экономической ответственности детей дошкольного возраста» были