Научная статья на тему 'Сущность понятия «Мультикультурализм»'

Сущность понятия «Мультикультурализм» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3956
684
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / КУЛЬТУРНАЯ РАЗНОРОДНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Е.В., Кузнецова С.В., Павлова Н.А.

В статье рассматривается сущность понятия «мультикультурализм», представленного в работах российских и зарубежных ученых; проанализированы различные определения данного понятия, характеризующие его неоднозначность, политическую, социальную и культурную направленность; предложено собственное определение понятия «мультикультурализм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность понятия «Мультикультурализм»»

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ»

© Козлова Е.В.*, Кузнецова С.В.*, Павлова Н.А.*

Пензенский государственный университет, г. Пенза

В статье рассматривается сущность понятия «мультикультурализм», представленного в работах российских и зарубежных ученых; проанализированы различные определения данного понятия, характеризующие его неоднозначность, политическую, социальную и культурную направленность; предложено собственное определение понятия «муль-тикультурализм».

Ключевые слова: мультикультурализм, культурная идентичность, идеология, политика, многонациональное государство, культурная разнородность, этнокультурные группы.

В условиях роста социального и культурного разнообразия современного общества проблема мультикультурализма приобретает особую значимость. Вопросам мультикультурализма посвящен ряд научных работ как российских (В.А. Авксентьев, В. Антонова, Л.В. Арутюнова, Р.Э. Бараш, Т.П. Волкова, Г.Ю. Канарш, Ч. Кукатас, А.И. Куропятник, В. Малахов, Н.С Пригода, Л.В. Русских, Т.Н. Cуконкина, Е.В. Хлыщёва), так и зарубежных авторов (Y. Alibhai-Brown, A. Alund, C. Joppke, D.B. Pankratz, C. Taylor, E. Vasta, M. Wieviorka, J.S. Wurzel), рассматривающих данное явление с различных позиций [1, 3-6, 9-12, 14-16, 19-21, 24, 26, 28-31].

Обратимся к сущности самого понятия «мультикультурализм». Изучение справочно-энциклопедической (М.А. Гулина, C. Calhoun) и научной литературы (Н. Глейзер, СИ. Некрасов, Н.А. Некрасова, В.В. Платошина, Н.С Пригода, Т.Н. Cуконкина, А. Шлезингер-мл. и др.) показало, что единого определения данному понятию нет. В этой связи, считаем целесообразным уточнить и конкретизировать его сущность [8, 23, 7, 13, 14, 16, 27].

Рассмотрим различные толкования этого понятия в отечественной литературе.

Cогласно определению, представленному в словаре-справочнике по социальной работе М.А. Гулиной, «мультикультурализм» - это образовательная программа, признающая культурную разнородность Уединённых Штатов и содействующая уравниванию всех культурных традиций» [8, с. 173].

В монографии «Американский мультикультурализм» отмечается, что термин «мультикультурализм» появился в Канаде в 60-е годы XX в. в ходе поисков путей разрешения ситуации и управления бикультурной (англофранцузской) страной [13].

* Ассистент кафедры «Иностранные языки».

* Доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук.

" Заведующий кафедрой «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент.

Изучая историю возникновения данного понятия, В. Антонова в работе «Мультикультурализм: идеология, политика и культурный код» пишет, что впервые термин «мультикультурализм» появился в докладе Канадского правительства «Промежуточный отчёт Королевской комиссии по вопросам двуязычия и бикультурализма» (Preliminary Report of the Royal Commission on Bilingualism and Biculturalism), опубликованном в 1965 г. Однако, автор отмечает, что остаётся неясным, каким было определение этого понятия в данном документе. Согласно В. Антоновой, мультикультурализм в Канаде - это, прежде всего, политический термин, ассоциирующийся с государственной политикой [3, с. 10-11].

По мнению доктора политических наук, политолога и эксперта Российского Совета по Международным Делам В. Малахова, мультикультурализм отождествляется с этническим, языковым, конфессиональным и жизненно -стилевым разнообразием того или иного общества. Он же указывает на то, что мультикультурализм - это некая доктрина, мировоззрение, устойчивая система взглядов, т.е. идеология. Автор также отмечает, что референтом муль-тикультурализма является определённая система мер, предпринимаемых государством с целью поддержания культурного разнообразия [12].

Проблемы мультикультурализма рассматриваются в ряде диссертационных работ, в которых представлены различные варианты толкования этого термина. Так, Н.С. Пригода в своём диссертационном исследовании на соискание учёной степени кандидата философских наук «Мультикультура-лизм как фактор формирования современного общества» (2009 г.) указывает, что понятие «мультикультурализм» означает сохранение культурной идентичности и реализацию идей толерантности в многонациональном государстве. В результате проведённого исследования, автор определяет это понятие как базовую категорию философии культуры, характеризующую бесконфликтное сосуществование и взаимодействие множества культур на одной территории в условиях равноправия и свободы самоутверждения каждого представителя национальной культуры [14].

Суконкина Т.Н. в диссертационной работе «Феномен мультикультура-лизма в современном обществе» (2011 г.) определяет мультикультурализм как наиболее эффективный способ мирного сосуществования различных этнокультурных групп на территории одной страны [16].

Наше исследование показало, что отечественные учёные рассматривают данное понятие, в основном, через категории «идеология», «политика» и «сосуществование».

Так, согласно мнению А.А. Борисова, мультикультурализм необходимо понимать: во-первых, как идеологию и политику, надстраивающую над этническими ценностями общенациональные; во-вторых, как феномен этнокультурной фрагментации социума, который синонимичен «многокультур-ности» и выступает, таким образом, против культуры как общенационального движения [13].

Кирабаев Н.С. характеризует мультикультурализм как теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп [13].

Исследователь К.В. Акопян определяет мультикультурализм как комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре, что ставит под сомнение существование национальной идентичности [2].

Нашего особого внимания заслуживает работа доктора филологических наук «Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература» С.П. Толкачёва. Автор убедительно показывает, что в настоящее время понятие «мультикультурализм» используется в следующих значениях: «мультикультурализм» как результат исторического процесса, создавший в той или иной стране уникальное, многонациональное общество (страны Карибского бассейна, «вест-индские сообщества», как их до сих пор называют по-английски); как специфическая внутренняя политика тех или иных стран, которые, испытывая влияние так называемого «реактивного империализма», когда эти страны, оказавшиеся перенаселенными выходцами из бывших колоний, вынуждены изыскивать новые законы внутреннего общежития, связанные, в первую очередь, с кодексом политкор-ректности и стремлением совместить культурные и этические потребности огромного числа народностей (США, Великобритания, многие европейские государства); как полиэтнический контекст жизни той или иной страны; как феномен внутрисемейных отношений людей, связанных брачными родственными отношениями, но принадлежащих к различным национальностям [18].

Рассмотрим толкование этого понятия в зарубежной справочно-энцик-лопедической литературе.

Согласно определению, данному в словаре Macmillan, «мультикульту-рализм» - это «придание равного значения для каждой из различных культур в обществе» [25].

В словаре социальных наук (Dictionary of the Social Sciences) данный термин определяется как сосуществование представителей разных культур в одном государстве, обществе или общине. Конкретизируя понятие «муль-тикультурализм», авторы-составители отмечают, что оно предполагает проживание представителей различных расовых и этнических групп во взаимной терпимости и уважении, а также сохранение уникальных особенностей их культур [23, с. 323].

Терборн Г., анализируя происхождение и контексты употребления термина «мультикультурализм» в работе «Мультикультурные общества», подчёркивает, что понятия «мультикультурный», «мультикультурализм», «муль-тикультурные общества», «мультикультурность» являются недавно сложившимися обозначениями феномена, имеющего древнее происхождение. Он же указывает на то, что общества, которые сейчас называются мульти-

культурными, раньше назывались «мультиэтничными», «мультирелигиозны-ми», «мультинациональными», «мультирасовыми», «сегментарными». Они рассматривались как проявления «культурного плюрализма», «культурных различий» и «метисизации». Автор отмечает, что официальное политическое признание термин «мультикультурализм» получил в 1971 г. [17, c. 51].

Известный американский социолог Н. Глейзер определяет «мультикультурализм» как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес как бы единой американской культуре» [3, c. 13].

Сиванандан А. отмечает двойственную характеристику изучаемого понятия: с одной стороны, мультикультурализм, как положительное явление, означает культурное разнообразие и приводит к интеграции. С другой стороны, мультикультурализм, как отрицательное явление, приводит к сепаратизму.

В этой связи считаем возможным согласиться с мнением этого исследователя, что именно общественно-политический контекст определяет, в каком направлении развивается мультикультурализм [22, с. 4].

Из вышесказанного следует, что в отечественной и зарубежной спра-вочно-энциклопедической и научной литературе на данный момент ещё не выработана единая общепризнанная трактовка понятия «мульткультура-лизм», а многообразие его определений обуславливается разнообразием сущностных сторон рассматриваемого явления.

На основе вышеизложенного, определим понятие «мультикультура-лизм» как обеспечение на территории одного государства возможности равноправного сосуществования представителей различных национальных культур, основанного на принципах свободы, терпимости, уважения чести и достоинства личности.

Таким образом, в настоящей статье были представлены различные определения термина «мультикультурализм», позволившие нам уточнить и предложить собственное определение этого понятия. Считаем, что проведённое исследование не претендует на его завершённость. По нашему мнению, теоретические и практические изыскания по этому вопросу необходимо продолжить.

Список литературы:

1. Авксентьев В.А. Мультикультурализм, поликультурность, нациестро-ительство: российская специфика // Вестник института Кеннана в России. -2006. - № 10. - С. 37-45.

2. Акопян К.В. Мультикультурализм: основные теоретические подходы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.idmedim.ru/books/mate-rials/rmforum/4/akopyan.htm.

3. Антонова В. Мультикультаризм. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. - 118 с.

4. Арутюнова Л.В. Мультикультурализм и его модели в современном мире: дисс. ... канд. философских наук: 24.00.01 / Арутюнова Лилит Воло-даевна. - Москва, 2009. - 192 с.

5. Бараш Р.Э. Нормативные и социальные предпосылки реализации политики мультикультурализма в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - Ноябрь-Декабрь, № 6 (112). - С. 5-15.

6. Волкова Т.П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Волкова Татьяна Павловна. - Мурманск, 2006. - 174 с.

7. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. -1998. - № 6.

8. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гули-на. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

9. Канарш Г.Ю. Мультикультурализм: социальная концепция и социальные практики // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 1. - С. 87-95.

10. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/study/327.

11. Куропятник А.И. Мультикультурализм: Идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ: дисс. ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Куропятник Александр Иванович. - Санкт-Петербург, 2000. - 332 с.

12. Малахов В. Мультикультурализм в Западной Европе: по ту сторону риторики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociologos.ru/ novosti/Statya_politologa_Vladimir_Malahova_multikulturalizm_v_Zapadnoj_ Evrope_po_tu.

13. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Платошина В.В. Американский мультикультурализм [Электронный ресурс]. - Из-во «Академия Естествознания», 2011. - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/127.

14. Пригода, Н. С. Мультикультурализм как фактор формирования современного общества: дисс. ... кандидата философских наук: 24.00.01 / При-года Нина Сергеевна. - Омск, 2009. - 155 с.

15. Русских Л.В. Мультикультурализм: интеграция или раскол? // Вестник ЮУГУ Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2013. - Т. 13, № 1. -С. 173-175.

16. Суконкина Т.Н. Феномен мультикультурализма в современном обществе: социально-философский анализ: дисс. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Суконкина Татьяна Николаевна. - Саранск, 2011. - 177 с.

17. Терборн Г. Мультикультурные общества // Социологическое обозрение. - 2001. - Т. 1, № 1. - С. 51.

18. Толкачев С.П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература [Электронный ресурс] //

Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -2013. - № 1 (январь-февраль). - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Tolkachev_Multiculturalism-Cross-cultural-Literature.

19. Хлыщёва Е.В. Мультикультурализм: за и против [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_NPM_2013/Philosophia/ 4_145493.doc.htm.

20. Alibhai-Brown Y. After Multiculturalism. - London: The Foreign Policy Centre, 2000.

21. Alund A., Schierup C.U. Paradoxes of multiculturalism. Essays on Swedish society. - Aldershot: Avebury, 1991.

22. Bourne J. In defence of multiculturalism IRR briefing paper no. 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.irr.org.uk/pd#IRR_Briefing_No.2.pdf

23. Calhoun C. Dictionary of the Social Science. - Oxford University Press, 2002.

24. Joppke C. The Retreat of Multiculturalism in Liberal Nation State: Theory and Policy // British Journal of Sociology. - 2004. - Vol. 55, № 2.

25. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.macmillandictionary.com/.

26. Pankratz D.B. Multiculturalism and public arts policy. - Westport, CT: Bergin and Garvey / Greenwood, 1993.

27. Schlesinger A.M. jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. - 2nd ed. - 1992/

28. Taylor C., Gutmann A. (Eds.). Multiculturalism. Examining the politics of recognition. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1994.

29. Vasta E. «Multiculturalisme et identité ethnique: le cas australien», in Neveu, C. (ed), Nations, Frontiers et Immigration en Europe. - Paris: L'Harmattan, 1995.

30. Wieviorka, M. Is multiculturalism the solution? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.epolis.cz/download/pdf/materials_11_1.pdf.

31.Wurzel J.S. Toward Multiculturalism: A Reader in Multicultural Education. - Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1988.

РУССКИЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ РЕНЕССАНС О ДИАЛЕКТИКЕ ДОБРА И ЗЛА

© Отюцкий Г.П.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье рассматриваются основные методологические подходы философов русского религиозно-философского ренессанса к диалектике

* Профессор кафедры Социальной философии, религиоведения и теологии, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.