УДК 316.7
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И НАУЧНЫЙ ФЕНОМЕН
Д.В. Лапин
Новосибирский государственный технический университет
В данной статье анализируются основные теории мультикультурализма. Выделяются и описываются предпосылки, хронология становления мультикультурализма, объясняется инструментарий мультикультурной политики в современных государствах.
Ключевые слова: мультикультурализм, мультикультурное общество, многоэтничность.
Проблематика мультикультурализма как социально-политической концепции, направленной на создание и развитие целостного сообщества, состоящего из различных этносов, имеющих и сохраняющих этническую культуру, оформляется в социологии, антропологии, политологии и философии к концу XIX столетия. Со второй половины XX века мультикультурализм становится значимым направлением гуманитарного и социального знания, что связано с необходимостью теоретического осмысления феномена и потребностью в социальном управлении интенсивными межкультурными взаимодействиями, усилившимися миграционными процессами и, как следствие, формированием многокультурных сообществ. Следует различать мультикультурность как социальное явление и мультикультурализм — как определенную политику или идеологию. При этом термин «мультикультур-ность» является современным обозначением явления, которое имеет давнее происхождение и потому является уже привычным объектом изучения (общества с многообразной этнической структурой
впервые исторически сложились в рамках древних империй, позже — в эпоху колониальных завоеваний): ранее многоэтнические общества называли «мультирелиги-озными», «мультиэтничными», «мультина-циональными», «мультирасовыми».
Однако существует точка зрения, в соответсвии с которой разнообразные в этническом, культурном и религиозном аспекте общества еще не являются мультикультурными, поскольку принципы мультикультурализма как политики в полной мере в них отсутствуют. То есть термин «мультикультурализм» следует отличать от близких к нему понятий мно-гоэтничности и культурного разнообразия: многоэтничность — это определенным образом исторически сложившиеся группы людей, объединенные общими признаками: язык, происхождение, культура, общая территория проживания, самосознание; культурное разнообразие — это наличие разных культурных групп в социуме, его культурная гетерогенность. И то и другое характеризует мультикультурное общество, более сложное по своей организации и управлению. А.И. Ку-
ропятник выделяет три уровня понимания феномена мультикультурализма, на
настоящий момент закрепившихся в со-1
циальных науках:
1) демографический или дескриптивный, сущность которого состоит в описании изменений демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как вследствие внутренних, так и внешних причин. Ключевыми из них являются миграционные процессы, в результате которых мультикульту-рализм как на институциональном, так и на обыденном уровнях понимается иногда как политика интеграции мигрантов в принимающее общество;
2) идеологический, в рамках которого ведется дискуссия о вариантах национальных идеологий, культурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собою этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства;
3) политический, предполагающий практическое решение вопросов полити -ческого и культурного равноправия национального меньшинства и большинства, реализации программ поддержки и социальной защиты меньшинств.
Возникновение мультикультурализ-ма стало следствием усиления динамики антропопотока в ХХ веке, вызванной глобализационными тенденциями современного мира: нарастанием миграции и ростом процессов самоутверждения и самосознания различных этнических групп.
1 Куропятник А.И. Проблема идентичности в мультикультурных и полиэтнических обществах. — М., 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / / sibident.narod.ru/text/kuropyatnik2. doc.
Формирование концепции мультикультурализма происходило в рамках появления правовых и политических практик в пространстве полиэтнических государств, старающихся обеспечить равные статусы для национальных меньшинств и доминирующего большинства при равноправных возможностях сохранения их культур. Концепция приобретала все более законченный идеологический характер по мере ее распространения в западных обществах. Так, начало внедрения принципов мультикультурализма в ткань национальной политики связано с их противостоянием доктрине «плавильного котла», действовавшей в США с 1920-х вплоть до 1970-х годов ХХ столетия. В 1957 году понятие «мультикультурализм» было использовано для характеристики культурной политики Швейцарской Конфедерации, а в 1988 году данный термин окончательно вошел в научно-политический обиход, когда в Канаде был принят «Акт о сохранении и развитии мультикульту-рализма». С 1980-х годов мультикультура-лизм стал основой государственной политикой Австралийского Союза, и его идеи были закреплены в различных правовых актах. С 1980-1990-х годов принципы мультикультурализма становятся содержанием государственной национальной политики стран, входящих в Европейский союз: Великобритании, Германии, Франции и Швеции. С начала 1990-х годов концепция мультикультурализма оказалась востребована в республиках бывшей Югославии и в постсоветских странах.
При практической реализации концепции мультикультурализма использовался следующий базовый интеграционный инструментарий: создание социальных и экономических условий поддерж-
ки культурных меньшинств; модификация институтов принимающей культуры; действенность законодательства против экстремистских проявлений на национальной почве и терроризма; равноправный доступ к системе образования; формирование эффективного коммуникативного пространства; свобода выбора языка обучения и общения; соблюдение религиозных норм; мониторинг эффективности проектов и программ межкультурного взаимопонимания.
Но мультикультурализм — это не только национальная политика, это еще и социальные практики. И как практика он формируется на различных уровнях: в индивидуальном быту и коммуникациях, в медиа-сфере, организациях, учреждениях и, наконец, в социальных институтах. Несмотря на жесткую привязку к политической практике, мультикультурализм как социальное явление, выходящее за рамки политического контекста, и как социальный феномен, определяющий специфику социокультурных процессов современного общества, требовал научной интерпретации. Данное обстоятельство привело к необходимости создания некой «общей» концепции муль-тикультурализма. Так возникли его консервативная, либеральная и леворадикальная теории.
Первоначально идеи мультикульту-рализма развивались в рамках либеральной теории, но постоянная конкретизация его принципов в процессе дискуссий позволила оформиться четырем ключевым моделям — «мягкому», «жесткому», «доминантному» и «эгалитарному». Данные модели различаются по степени ассимиляции национальных меньшинств. «Жесткий» мультикультурализм пропагандирует мозаичность общества, обособленность
культурных групп и отрицает интеграцию как латентный механизм ассимиляции. Автор теории американского мультикуль-турализма У. Кимлика отстаивает именно «жесткую» модель мультикультурализ-ма, доказывая, что к базовым принципам либерализма относятся принципы индивидуальной свободы, и что в связи с этим «либералы могут поддержать права меньшинства только в той мере, в какой они
совместимы с уважением свободы и авто-
2
номии индивидов» .
«Мягкая» модель мультикультурализма предполагает содействие процессам социальной интеграции различных этнических групп. Политику «мягкого» мультикульту-рализма У. Кимлика считает неприемлемой, так как данная политика, по его мнению, не решает возникнувшие проблемы, связанные с наличием национальных меньшинств, с которыми взаимодействует государство.
«Доминантная» модель мультикультура-лизма фокусирует внимание на подавляющей роли культуры большинства. Слабая сторона данной модели заключается в риске культурной сегрегации. Так, американский политический философ Б. Барри, критикуя данную модель, утверждал, что либеральное государство не может проявлять толерантность в отношении нелибе-
3
ральных элементов .
«Эгалитарная» модель нацелена на ликвидацию ограничений социально-политического и экономического участия представителей культурных меньшинств в социальном пространстве. При осущест-
2 Кимлика У. Политики на местном языке: национализм, мультикультурализм, гражданство. — М., 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/logos/2004/7/mala2.html.
3 The Disuniting of America: Reflections on a
Multicultural Society. - 1991. - P. 1.
влении данной модели возможно изменение этнокультурной структуры населения принимающего общества, а также риск дезинтеграции.
Представители теории леворадикального мультикультурализма утверждают, что государство в ситуации наличия большого количества культур на своей территории должно приветствовать их представителей, при этом государству так же необходимо гарантировать все необходимые условия для сохранения их норм и традиций.
Культуролог С. Бенхабиб говорила о леворадикальном мультикультурализ-ме следующим образом: «под леворадикальным я понимаю точку зрения, согласно которой группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы»4. Консервативный мультикультурализм настаивает на социальной изоляции меньшинств от большинства для сохранения культурной идентичности тех и других.
Названные теории носят характер политических концепций, между тем феномен мультикультурализма требует социологического анализа, результатом которого должна быть теория, описывающая феномен как общую социальную практи -ку. Важнейшей особенностью общей теории мультикультурализма является то, что она находится в постоянном развитии, она нестатична и однородна и объединяет антагонистические точки зрения на усиливающееся культурное разнообразие глобального общества. Следствием этого стала сложившаяся зависимость из-
4 Бенхабиб С. Притязания культуры. — М.: Логос, 2003. - 296 с.
учения мультикультурализма от контек-стуальности, что в определенной степени ограничивает аналитические возможности теорий.
По мнению российского политолога и этнографа Э.А. Пайна, «мультикультурализм» до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического и научного лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый го-ворящий5. Американский историк Р. Берн-стайн считал, что это явление вряд ли поддается определению6. Содержание понятия мультикультурализма может насыщаться разным содержанием в зависимости от положения анализирующих и их интересов. Условно можно выделить несколько таких трактовок содержания концепции мульти-культурализма. Первый — с позиции исконного населения, второй — с позиции интегрированных мигрантов, третий — с позиций неинтегрированных «новых» мигрантов. Так, У. Кимлика утверждал, что государство обязано уделять особое внимание мигрантам, уважать их культурные корни, гарантировать равные права и делать более комфортной адаптацию к принимающему обществу7.
Однако большинство сторонников мультикультурализма утверждает, что это идеология бесконфликтного сосуществования множества культур на общем пространстве. Приверженцем подобных взглядов является А. Турен, который ха-
5 Паин Э.А. К вопросу о «крахе политики мультикультурализма» в Европе. — М., 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// demagogy. ru/pain/blog/2011-03-05/k-voprosu-o-krakhe-politiki-multikulturalizma-v-evrope.
6 Bernstein R Dictatorship of Virtue. Multi-culturalism and The Battle for America is Future. — 1994. - P. 4.
7 Кимлика У. Указ. соч.
растеризовал мультикультурализм как «совокупность социального единства и культурного множества на единой данной территории, на которой признаются объединяющие элементы между культурами, с одной стороны, и предполагается отсутствие возможности для одной избранной культуры олицетворять универсализм и современность»8. Аналогичен в своих оценках Ч. Кукатас, определяющий идею мультикультурализма в той степени, в какой она отражает философскую позицию, а не просто конкретный политический курс, и в той степени, в какой она говорит о необходимости признания, а не подавления культурного многообразия, знаменует собой отход от различных иных точек зрения в пользу концепции открытого обще-ства9.
Существуют и противники мультикуль-турализма, подчеркивающие, что практическое применение его принципов приводит к абсолютному разрушению сложившихся культурных устоев и традиций. А. Шлезингер утверждает, что мультикультурализм необходимо рассматривать как идеологию, суть которой состоит в замене общественных идеалов ассимиляции — фрагментацией, а интеграции — сепаратизмом10. Несмотря на различные подходы к пониманию содержания концепции мультикультура-лизма, часть исследователей едины во мнении о целостном направлении этой кон-
8 Турен. А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные. — М., 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iir-mp.narod.ru/ books/inozemcev/page_1465.html.
9 Кукатас Ч. Теоретические основы мульти-культурализма. — М., 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/ study/327/.
10 Why Multiculturalism Is Wrong [Электрон-
ный ресурс]. — Режим доступа: http://web.inter.net
/multicult.html.
цепции: «мультикультурализм — это теория, практика и политика неконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культур-
11
ных групп» .
При рассмотрении природы феномена мультикультурализма очевидно, что он характеризует порядок мирного межкультурного взаимодействия различных меньшинств в рамках полиэтнических социумов, являясь одновременно их идеологической базой и конечным итогом. Проблема мультикультурного взаимодействия раскрывается в динамике социокультурных преобразований как на макроуровне, так и в повседневной интеракции. Ядром межкультурного взаимодействия являются следующие принципы: веротерпимость, толерантность и признание равноценности всех культур. В связи с этим О. Салливан говорит, что толерантность является официальной добродетелью мультикультура-12
лизма .
На основании анализа различных позиций, сформированных научным сообществом, на проблему содержания муль-тикультурализма можно дать обобщенное определение этого феномена. С точки зрения политологии — это идеология, направленная на реализацию показавших свою эффективность правовых и политических технологий, поддерживающих этническую стабильность общества. Если рассматривать мультикультурализм как предмет изучения социологии — это со-
11 Кирабаев Н.С. Мусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация // Диалог цивилизаций как призвание. - М.: РУДН, 2007. - 120 с.
12 Sullivan O. Allegiances in a Multicultural Age. Discovering the dangers of worshipping tolerance [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// old.nationalreview.com/jos/josprint110801.html
циальные практики мирного сосуществования и взаимодействия разнообразных культур на пространстве единой территории в условиях равных возможностей самоутверждения каждого носителя национальной культуры. По мнению В.С. Малахова, мультикультурное общество — это общество, в котором нет «господствующей культуры», это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбирать, какие культурные образцы являются их «собственными»13. Теоретики и практики мультикультурализма сходятся во мнении об адаптивных аспектах мультикуль-турализма.
У. Кимлика выделяет две важнейшие категории групп, в отношении которых должна осуществляться политика мультикульту-рализма14. Первая — это меньшинства, т. е. группы, чье включение в состав крупных государств не было результатом их свободного выбора и чья культура вполне может стать социетальной. Они имеют право на все меры вплоть до государственности для охраны своей самостоятельности. Вторая — иммигранты, которые переселяются в другую страну добровольно и тем самым не претендуют на сохранение своей культуры. Речь может идти только о том, чтобы государство выказывало уважение их культурным корням, гарантировало равные права и делало более комфортной адаптацию к принимающему обществу. С иммигрантами по основным параметрам сходны расовые группы, подвергавшиеся в прошлом угнетению.
В последнее время помимо перечисленных «традиционных» культур-
13 Малахов В.С. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма. — М., 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// magazines.russ.ru/logos/2006/2/mala6.html.
14 Кимлика У. Указ. соч.
ных меньшинств расширяется диапазон практического применения данной концепции, охватывающей «новые» социальные группы: феминистские, гомосексуальные, религиозные и другие. Дальнейшее развитие данной концепции в предметном поле социологической науки затрудняется междисциплинарным характером мультикультурализма, но накопленный опыт реальных социальных практик толерантности и культурного взаимодействия создает необходимые предпосылки для ее системной рефлексии и продолжения исследований.
Литература
Бенхабиб С. Притязания культуры | С. Бен-хабиб. — M.: Логос, 2003. — 29б с.
Кимлика У. Политики на местном языке: национализм, мультикультурализм, гражданство | У. Кимлика. — M., 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||magazines.russ. ru|logos|2004|7|mala2.html.
Кирабаев Н.С. Mусульманская культура перед дилеммой: мулътикультурализм или культурная вестернизация | Н.С. Кирабаев || Диалог цивилизаций как призвание. — M.: РУДН, 2007. — 120 с.
Куропятник А.И. Проблема идентичности в мультикультуральных и полиэтнических обществах | А.И. Куропятник. — M., 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||sibident. narod.ru|text|kuropyatnik2.doc.
Малахов В.С. Национальные государства перед лицом культурного плюрализма | В.С. Mа-лахов. — M., 2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||magazines.russ.ru|logos|200б|2| ma^.html.
Sullivan O. Allegiances in a Multicultural Age. Discovering the dangers of worshipping tolerance | О. Sullivan [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:||old.nationalreview.com|jos| josprint110801.html
Паин ЭА. К вопросу о «крахе политики мультикультурализма» в Европе / Э.А. Паин. — М., 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://demagogy.ru/pam/b1og/2011-03-05/к-торго8и-о-кгакЪе-роК11к1-тиШкикига112та-у-егсоре.
Турен А. Способны ли мы жить вместе? Равные и различные / А. Турен. — М., 2005 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьир://иг-mp.narod.ru/books/inozemcev/page_1465.htm1.
Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма / Ч. Кукатас. — М., 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. inliberty.ru/library/study/327/.
The Disuniting of America: Reflections on a Multicultural Society. — 1991. — P. 1.
Bernstein R. Dictatorship of Virtue. Multicul-turalism and The Battle for America is Future / R. Bernstein. — 1994. — P. 4.