Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "ВООБРАЖЕНИЕ", "ПАМЯТЬ"'

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "ВООБРАЖЕНИЕ", "ПАМЯТЬ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ / СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондрашова А.Д.

В данной статье рассматриваются понятии «воображение», «развитие воображения», «память», «развитие памяти» в психологоᡃ педагогической литературе. Представлены мнения ученых на ключевые понятия статьи «воображение», «память».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE CONCEPTS "IMAGINATION", "MEMORY"

This article discusses the concepts of "imagination", "development of imagination", "memory", "development of memory" in psychological and pedagogical literature. The article presents the opinions of scientists on the key concepts of the article "imagination"and " memory".

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "ВООБРАЖЕНИЕ", "ПАМЯТЬ"»

УДК 159.9

Кондрашова А.Д. студент

специальность «Преподавание в начальных классах»

ГБПОУУМПК

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ВООБРАЖЕНИЕ», «ПАМЯТЬ»

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятии «воображение», «развитие воображения», «память», «развитие памяти» в психолого'педагогической литературе. Представлены мнения ученых на ключевые понятия статьи «воображение», «память».

Ключевое слово:' воображение, развитие воображения, сознание, личность, память.

Kondrashova A.D.

student

specialty «teaching in primary classes» State budgetary professional educational institution Ufa multidisciplinary professional College

THE ESSENCE OF THE CONCEPTS "IMAGINATION", "MEMORY»

Abstract: this article discusses the concepts of "imagination", "development of imagination", "memory", "development of memory" in psychological and pedagogical literature. The article presents the opinions of scientists on the key concepts of the article "imagination"and " memory".

Keyword: imagination, development of imagination, consciousness, personality, memory.

Каждый' современный человек в своей' повседневной жизни соприкасается с воображением' в разных его формах' фантазиях, сновидениях, мечтах. Однако' отношение к самому процессу' создания образа зависит от конкретной' личности и его мировоззрения

Воображение' является актуальной задачей в психологии' Но частенько психология не только' не вносить определенность, вдобавок' более усложняет приговор представления ' «воображения». Психологи (Розин В.М, И.Кант) разделяют воображение по двум' принципам. Сообразно группировать воображения' в зависимости от поставленных' задач (мечта, творческое воображение' . Второй принцип заключается в разделение' воображение на осознанное и не осознанное' Осознанное воображение - это воображение' которое человек создает пользуясь своим'

опытом, то есть созданием1 например, рисунков, процессов и так далее. Неосознанное воображение - это воображение1 стихийное, в этом процессе1 воля человека не участвует к такому воображению относятся сны [3,с. 156].

Дать определение понятию 1 «воображение» стремились многие мыслители. К примеру известный философ Аристотель характеризует 1 воображение следующим образом: «Воображение' же есть нечто отличное! и от ощущения, и от размышления оно не возникает без1 ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений1 а что воображение не есть ни мышление, ни составление 1 суждений - это явно. А при воображении у нас такое же состояние, как при1 рассматривании картины, на которой изображено нечто страшное или успокаивающее» [1, с. 35].

Также хотелось привести в пример использование одного1 из видов воображения - фантазирование1 Используя воображение, известный психолог К.Н.Юнг совершил открытие в изучение природы души. Это один из первых 1 опытов обращения к воображению1 в качестве практического помощника. «Он сказал что я воспринимаю свой мысли как нечто порожденное1 мною самим, но с его1 точки зрения, мысли подобны1 животным в лесу. Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря нему я усвоил разницу между своим «я» и объектом1 своих размышлений» [8, с. 78] Отсюда мы можем1 сделать вывод, что воображение - это вмешательство в бессознательные1 процессы человеческого разума.

Л. Н. Коган А. Г. Спиркин утверждали что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании1 понятий и духовный ситуаций не воспринимающихся человеком »[4, с. 39].

Я. Л. Коломенский 1 считает, что воображение подобно1 необыкновенной форме отображения действительности1 заключающуюся в создании новых образов и идей на основе1 имеющихся понятий. Под воображение он понимал: «способ овладения1 человеком сферой возможного будущего придающий его деятельности целеполагающий1 и проектный характер» [5, с. 317].

Немало важный аспект процесса развития личности это развитие памяти. Память является одной из форм психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Это является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, развития навыков. Память связывает прошлое, настоящее и ¡будущее человека, Цобеспечивая единство 1его психики и придавая 1ей индивидуальность. Память включается во все Цвиды и »уровни деятельности, [поскольку, действуя «человек, опирается Цна собственный и исторический |опыт. Особое место память ■занимает в ¡системе познавательных (процессов, объединяя ¡¡восприятие,

воображение и мышление в единую Исистему, направленную на познание окружающей действительности.

Изучение законов Ичеловеческой памяти Иявляется одним Низ центральных, Исамых важных Иглав психологической науки. Память занимает особое Вместо среди [психических познавательных (процессов. Многими исследователями память «характеризуется как «|сквозной» процесс, [обеспечивающий преемственность Цпсихических процессов и объединяющий все познавательные процессы в Цединое целое. »Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно, Цпо мере (возникновения, оставляли Цбы человека в положении ¡новорожденного навсегда. «Без памяти, - вписал С.Л. Рубинштейн - мы были существами мгновения. Наше прошлое было бы «мертво для будущего. Настоящее, Цпо мере его протекания, безвозвратно |исчезало бы в прошлом»

[2, с. 56].

Заслуга (первого систематического ¡изучения высших форм памяти у детей (принадлежит выдающемуся русскому психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. первый начал [изучать вопрос о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по Цсвоему происхождению, проследив основные ¡этапы развития (наиболее сложного опосредованного запоминания. ¡Исследования сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти, связывались с Цпроцессами мышления, Ибыли существенно Цдополнены отечественными исследователями, которые обратили внимание на законы, лежащие в Щоснове непроизвольного («непреднамеренного) запоминания, и подробно Щописали формы ¡организации запоминаемого материала, которые происходят в процессе сознательного, осмысленного заучивания. Именно исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко, раскрывших Цновые и существенные законы ИЦпамяти как Июсмысленной человеческой ([деятельности, установили [зависимость запоминания от поставленной [задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала [7. с. 125].

Таким1 образом, воображение - незаменимый инструмент для творчества. По своей сути воображение является одной из самых поразительных и могущих1 вещей, живущих в человеческом1 разуме, а также вне его пределов. Воображение может конструировать необыкновенные и невозможные1 вещи, реальности, пространства, дозволять1 вторгаться в бессознательные процессы1 и править ими. С другой1 стороны воображение можно представить1 как самостоятельную реальность, чистый1 лист, способный вместить всё, чш человеческий разум может пожелать

Воображение - это незаменимая составляющая1 человеческого сознания, содержащая большой потенциал. Память определяется Щкак -удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление, способность живой системы фиксировать ^Ифакт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого ¡взаимодействия в |форме опыта и использовать его в поведении.

Использованные источники:

1. Аристотеле о душе [Электронный ресурс 1 ,/Электронная библиотека, -Режим доступа http://e-libra.ru/, , с.35

2.Венгер, Л.А., Мухина. В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. - 1974. -№12. - С. 24-30.

3. Воображение1 в психологии [Электронный ресурс1 , / Портал Осознание.о^ Теория & практика.- Режим доступа: http://osoznanie.org, свободный с. 156

4. Л. Н. Коган1 А. Г. Спиркин Теоретические1 вопросы воображения и творчества Смоленск, 1974. с. 39

5. Я. Л. Коломенский Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга 1.с.371

6. Крымгужина З.З. Воспитание духовности современной молодежи в системе общего образования. / Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО.2016 г. № 1. С.82-85.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.- 487 .

8. К.Г. Юнг1 о воображении [Электронный ресурс1 , / Воображение как познавательная способности К.Г. Юнг. 2001. (Сборник ); Цифровая библиотека по философии ред.Катречко С.Л.-Режим1 доступа: http://filosof.historic.ru, свободный, с.78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.