Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ПАРАДИГМЫ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ'

СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ПАРАДИГМЫ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
персональные услуги / эволюционный подход / региональный рынок товаров и услуг / personal services / evolutionary approach / regional market of goods and services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Елисеева

Статья посвящена раскрытию сущности персональных услуг с помощью эволюционного подхода, а также обоснована применимость теорий региональных рынков, как одной из теоретических основ, в комплексной методике к исследованию регионального рынка персональных услуг. В рамках эволюционного подхода представлена характеристика этапов становления персональных услуг – дореволюционный, советский (делится на три периода: нэп, индустриализация и развернутое социалистическое строительство) и современный (подразделяется на три периода с 2000 по 2021 гг.). Для каждого этапа выделен основной критерий, благодаря чему происходит формирование и развитие регионального рынка персональных услуг, также, приведены примеры конкретных персональных услуг и отмечены отечественные авторы, занимающиеся научными разработками и исследованиями в области сферы бытового обслуживания, относительно выбранного этапа становления персональных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF PERSONAL SERVICES BASED ON AN EVOLUTIONARY APPROACH TAKING INTO ACCOUNT THE PARADIGM OF THE THEORY OF REGIONAL MARKETS

The article is devoted to disclosing the essence of personal services using an evolutionary approach, and also substantiated the applicability of the theories of regional markets, as one of the theoretical foundations, in an integrated methodology for the study of the regional market for personal services. Within the framework of the evolutionary approach, the characteristics of the stages of the formation of personal services are presented – prerevolutionary, Soviet (divided into three periods: NEP, industrialization and expanded socialist construction) and modern (divided into three periods from 2000 to 2021). For each stage, the main criterion is highlighted, due to which the formation and development of the regional market for personal services occurs, also examples of specific personal services are given and domestic authors engaged in scientific research and development in the field of consumer services are noted, regarding the selected stage of formation of personal services.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ПАРАДИГМЫ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-134-139

А.А. Елисеева - соискатель кафедры региональной, муниципальной экономики и управления, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», [email protected],

A.A. Eliseeva - the applicant of the Department of Regional, Municipal Economics and Management, Ural State University of Economics.

СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОДХОДА С УЧЕТОМ ПАРАДИГМЫ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ THE ESSENCE OF PERSONAL SERVICES BASED ON AN EVOLUTIONARY APPROACH TAKING INTO ACCOUNT THE PARADIGM OF THE THEORY OF REGIONAL MARKETS

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности персональных услуг с помощью эволюционного подхода, а также обоснована применимость теорий региональных рынков, как одной из теоретических основ, в комплексной методике к исследованию регионального рынка персональных услуг. В рамках эволюционного подхода представлена характеристика этапов становления персональных услуг - дореволюционный, советский (делится на три периода: нэп, индустриализация и развернутое социалистическое строительство) и современный (подразделяется на три периода с 2000 по 2021 гг.). Для каждого этапа выделен основной критерий, благодаря чему происходит формирование и развитие регионального рынка персональных услуг, также, приведены примеры конкретных персональных услуг и отмечены отечественные авторы, занимающиеся научными разработками и исследованиями в области сферы бытового обслуживания, относительно выбранного этапа становления персональных услуг.

Abstract. The article is devoted to disclosing the essence of personal services using an evolutionary approach, and also substantiated the applicability of the theories of regional markets, as one of the theoretical foundations, in an integrated methodology for the study of the regional market for personal services. Within the framework of the evolutionary approach, the characteristics of the stages of the formation of personal services are presented - pre-revolutionary, Soviet (divided into three periods: NEP, industrialization and expanded socialist construction) and modern (divided into three periods from 2000 to 2021). For each stage, the main criterion is highlighted, due to which the formation and development of the regional market for personal services occurs, also examples of specific personal services are given and domestic authors engaged in scientific research and development in the field of consumer services are noted, regarding the selected stage of formation of personal services.

Ключевые слова: персональные услуги, эволюционный подход, региональный рынок товаров и услуг.

Keywords: personal services, evolutionary approach, regional market of goods and services.

Персональные услуги являются одним из таких объектов исследования, которые вызывают постоянный интерес ученых. Изучение персональных услуг уже в течение длительного времени присутствует в научном дискурсе.

Обращение отечественных авторов к теме персональных услуг находит отражение в их трудах, при описании событий до 1917 г. Сущность персональных услуг можно раскрыть через зарождение системы бытового обслуживания. В первую очередь, система бытового обслуживания рассматривается с точки зрения нужд деревень. Потребности населения решаются с помощью индивидуальных кустарных промыслов и услуг (пример: частные лавки - кустари сбывают пивные корзины на пивоваренные заводы, корзины для мыться посуды - на кожевенные заводы). Критерием для формирования и развития регионального рынка персональных услуг служит свободное от полевых работ время, для занятий кустарными ремеслами. Тогда, в понимании автора, к персональным услугам можно отнести услуги кустарей, ремесленников и мастеров. К примеру, крестьяне для обеспечения своих нужд и для продажи, осуществляют, во - первых, выделывание деревянной посуды (ложки, миски, ведра, кадушки для воды, лавки, полки для посуды и др.), во - вторых, изготавливают глиняную посуду (графины, миски, кувшины и др.), в - третьих, оказывают услуги портняжества и печкурства (шьют верхнюю одежду и бьют печки и др.), и в - четвертых, отметим, что происходит зарождение услуг, связанных с земледельческими обрядами и обычаями (чародейство, колдовство и др.). Государственное регулирование обеспечивается со стороны губернских и уездных комитетов. И так, такой этап в формировании и становлении персональных услуг, отметим, как дореволюционный до 1917 г. Авторов, изучающих данный этап и описывающих персональных услуги, можно отразить следующих - М. Н. Соболев, А. В. Пеше-хонов, П. Н. Милюков, В. М. Гессен, И. В. Гессен, И. М. Страховский, В. А. Розенберг, М. И. Ипполитова, А. А. Леонтьев, Г. И. Шрейдер, Н. В. Чехов, К. К. Арсеньев и др. Трактовка некоторых их идей представлена в виде цитат из научных работах как:

1) «...кустарные промыслы составляют главное занятие значительной части населения

уезда и представляются тем источником, откуда эта часть населения добывает необходимые жизненные средства.» [17];

2) «.в деревне.. .выработались свои социальные типы, имеются свои социальные категории» [15];

3) «...задача...выяснение ближайших нужд сельскохозяйственной промышленности и соображение мер, направленных на пользу этой промышленности и связанных с ней отраслей народного труда» [3].

Итак, первый этап в матрице периодизации формирования и становления персональных услуг, именуется как дореволюционный (до 1917 г.).

Дальнейшее становление персональных услуг связано с этапом, в котором усиливается влияние городской жизни, в связи с ростом городов. Формируются потребительские рынки товаров и услуг и следовательно система бытового обслуживания. Второй этап в представлении автора, обозначен как советский. Стоит отметить, что для полной характеристики советского этапа в формировании и становлении персональных услуг, автор разделил его на три периода.

Начнем с расшифровки первого периода в данном этапе и обозначим его как НЭП (1921-1928 гг.). В первую очередь, заметим, что происходит удовлетворение бытовых потребностей рабочего класса. Рынок служит платформой торговли и предложения услуг с помощью бирж и ярмарок (крестьянство вовлекалось в этот экономический торговый процесс). Создавались денежные связи между городом и деревней. Критерием для формирования и развития регионального рынка персональных услуг служит перекрещивание социально - экономических явлений, происходящих на рынке. К персональным услугам могут быть отнесены услуги частных портновских бюро, сапожных, мебельных, и столярных мастерских, услуги парикмахерских и прачечных, услуг на дому (домработницы, няни, прислуга). Для отметки о государственном регулировании, сделаем пометку о том, что НЭП устанавливается решением на IX Всероссийском съезде Советов (декабрь 1921 г.), а также важно подчеркнуть, что с 1921-1930 гг. функционирует Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР. События периода НЭПа, в том числе, и в аспекте персональных услуг, рассматриваются такими учеными как П. П. Маслов, В. В. Святловский, В. М. Гордон, Л. В. Забелин, А. А. Тимофеева, Я. И. Гиндин, А. П. Марков, С. С. Лукьянов, В. Н. Тарасенко, П. Н. Байматов, А. О. Миронюк, Л. В. Семёнова и др. Процитируем некоторых авторов, например:

1) «переход от изолированного хозяйства к общинной его организации происходит благодаря тому, что между отдельными хозяйствами устанавливается постоянная экономическая связь» [13];

2) «... каждая частичная операция получается в руках частичного рабочего, наиболее соответствующего ее назначению, а, следовательно, исключительную форму... формы своеобразно каждому частному назначению и их специализации.» [16];

3) «со своей стороны государство и промышленность приходили на помощь рабочему классу, путем предоставления целого ряда льгот и услуг (бесплатные квартиры, топливо, широкое удовлетворение культурных потребностей, дополнительная помощь по лечению и соцстраху и т. д.)» [11].

Второй период советского этапа, отмечен как индустриализация (1928-1941 гг.). Данный период мы можем охарактеризовать связью с промышленностью и услугами, рассчитанными на массовое потребление (доступность социальных услуг). Происходит развитие системы бытового обслуживания до момента Великой Отечественной войны. В системе бытового обслуживания происходит создание новых объектов (предприятий, оказывающих услуги) в колхозах и совхозах. Присутствуют пятилетние планы развития. Критерием для формирования и развития регионального рынка персональных услуг служит необходимость удовлетворения массового спроса на социально - бытовые услуги. Персональные услуги связаны с бытовыми потребностями - ремонт обуви, одежды, парикмахерские, фотографии, бани, пошив швейных изделий (ателье индивидуального пошива) и др. В государственном регулировании, мы можем зафиксировать информацию, отмеченную ранее, в периоде НЭПа, что с 1921-1930 гг. существует Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР. Следует отметить таких авторов, для периода индустриализации, как Л. А. Велихов, М. Г. Меерович, А. М. Емельянов, В. И. Дмитриев и др. И тогда, основными цитатами их научных идей, в аспекте нашего исследования, могут быть:

1) «.пролетарская политика и ожидаемая индустриализация должны дать в ближайшем будущем новый сильный толчок ...» [5];

2) «.услуги принимают форму полезного эффекта.» [10];

3) «.индустриализация быта приводит к сокращению отдельных потребностей.распространение электробритв весьма заметно снизило спрос на услуги парикмахерских» [8].

И третьим периодом, в советском этапе формирования и становления персональных услуг - именуем как развернутое социалистическое строительство (1965-1990 гг.). Характеристика связана с услугами социального обеспечения для трудящихся граждан. Если быть конкретнее, государство проявляло заботу о гражданах - связанных с рабочим классом и связанных с производством. Происходит совершенствование системы бытового обслуживания, а именно, улучшаются социалистические производственные отношения в деревне. Критериями для формирования и развития регионального рынка персональных услуг служит социалистическое переустройство сельского хозяйства и цель - совершенствование службы быта. Персональные услуги связаны с социальной поддержкой со стороны государства - льготы и скидки на социальные услуги. Обратим внимание на то, что осуществляется централизация услуг, связанных с персональными услугами - химчистки и крашения, прачечных, бань и душевых, парикмахерских, прокатных пунктов, фотографии, строительство и ремонт квартир и др. И уже государственное регулирование осуществляет свои функции через Главное управление бытового обслуживания при Совете Министров РСФСР (1962-1965 гг.), а также через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР (1965-1990 гг.). Следует отметить таких авторов как Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, Н. Лебина, Э. Лив-шищ, К. Бартон, О. Лысикова, Б. Л. Миронова, А. С. Гусаров, В. Ф. Семко, А. Г. Султанов и др. Процитируем некоторых авторов, к примеру:

1) «.советское правительство создало одну из наиболее продвинутых в мире систем социальной поддержки в отношении равенства доступа, объема и качества услуг» [2], когда индивидуализированные услуги трактуются как «...система льгот и скидок на детские сады и ясли для детей матерей одиночек и из малоимущих семей, льготах

для пожилых на путевки в санатории, обеспечение одеждой и питанием детей-инвалидов, проживающих в интернатах, пожилых в домах престарелых, профессионально техническом образовании для инвалидов» [2];

2) «.наиболее низкими являются цены на услуги населению...низкие ставки квартплаты, дешевый транспорт, коммунальные услуги и др.» [14];

3) «развитие производства предметов потребления, расширение их ассортимента, изменение характера и структуры их использования обусловливают ускорение роста сферы услуг, общественных форм потребления» [18].

И конечно, для нашего исследования, мы не можем не отметить третий этап формирования и становления регионального рынка персональных услуг - современный этап. Данный этап, в авторском представлении, подразделяется на три периода: 1) 2000-2010 гг.; 2) 2011-2015 гг.; 3) 2016-2021 гг. [9]. В первом периоде уделяется внимание истории развития сферы услуг в результате трансформирующихся экономических отношений. Второй период характеризуется вниманием к вопросам, связанным с инновационными направлениями развития сферы услуг, а также организационно -экономическими механизмами, обеспечивающими инновационное развитие. Третий период квалифицируется вниманием к особенностям управления предприятиями сферы услуг, а именно рассматривается кадровый потенциал, влияющий на эффективность развития сферы услуг, конкурентоспособность, и более многоаспектно изучается поведение потребителей услуг. Актуальными становятся вопросы экономики 4.0 в аспекте цифровизации персональных услуг. Если приводить в пример авторов, то можно отметить таких ученых -Л. М. Кликич, Н В Гулаков, А. Я. Басс, Р. В. Разомасова, С. В. Шахнович, Е. С. Шахнович, В. В. Шорохов и др. Отметим высказывания, для современного этапа, например:

1) «удовлетворив базовые потребности в материальных благах, люди получили возможность больше приобретать услуги» [4];

2) услуги переводятся на «.язык рынка, на язык нужд и запросов потребителей...» [20].

3) «потребляя услуги, индивид осуществляет самореализацию себя как потребителя специально произведенный для него продукт, воплощающий не столько традиционную, общественно признанную потребность, сколько его индивидуальные склонности, характеризует современные тенденции потребления» [21].

Таким образом, можно наглядно проиллюстрировать эволюцию формирования и становления персональных услуг, в виде матрицы на рисунке 1. На ней отражено, что, по мнению автора, персональные услуги в своем становлении проходят три этапа - дореволюционный, советский (нэп, индустриализация и развернутое социалистическое строительство) и современный (с периодизацией по годам: 1) 2000-2010 гг.; 2) 2011-2015 гг.; 3) 2016-2021 гг.).

Критерий — свободное от Критерий — влияние городской Критерий — трансформация

пол евых работ время, жизни, в связи сростом городов сферы услуг в виду

для занятий кустарным и формирование усложненной структуры

ремеслом потребите/1 еских ротков индивидуальных запросов и

товаров и услуг предложений

Дор жолкщюнньш этап

Советский этап

Современный >тлп

IN

1| I

х

Услуги кустарей. 1> емес ленников. мастер ов

Услуги по выделыванию деревянной по суды;

Услуги по изготовлению глиняной посуды;

Услуги портняжества и печнурства;

Услуги, земледельческими обрядами и обычаями.

НЭП - услуги частный портновский бюро, сапожный, мебельных и столярных мастерских, услуги парикмахерских и прачечных, услуг на дому (домработницы, няни, прислуга) и др;

Индус трип шоация - услуги связаны с бытовыми потребностями - ремонт обуви, одежды, парикмахерские, фотографии, бани, пошив швейных изделий (ателье индивидуального пошива) и др.;

РСС - услуги связаны с социальной поддержкой со стороны государства -льготы и скидки на социальные услуги и др. Централизация услуг, связанных с услугами химчистки и крашения, прачечных, бань и душевых, парикмахерских,

прокатных пунктов, фотографии, строительство и ремонт квартир и др.

Услуги относительно отдыха и развлечений (кемпинг автостоянка для отдыха, театры и музеи - посещение онлайн и др.).

Услуги социальных служб (уход за пожилыми людьми и др.);

Услуги интернет -магазинов по подборке одежды, техники и др. (видеоконсультации и др.),

Услуги мобильных служб (курьеры по доставке продуктов питания и др.),

Услуги совместного потребления;

Услуги в области физического здоровья (фитнес-тренировки с тренером через цифровые платформы и др.) и прочее.

Рисунок 1 - Матрица периодизации формирования и становления персональных услуг

Учитывая эволюционный характер развития персональных услуг, считаем необходимым отметить, что для их исследования целесообразно применять комплексный теоретический подход, включающий теории региональных рынков, теории инфраструктуры и теории индивидуального обслуживания (рисунок 2).

Комплексный теоретический подход к исследованию регионального рынка персональных услуг

А Теории региональных рынков

Ж

Теории инфраструктуры

Теории индивидуального обслуживания

Рисунок 2 - Совокупность теорий, формирующих комплексный теоретический подход к исследованию регионального рынка персональных услуг

Одним из компонентов структуры потребительского рынка является региональный рынок персональных услуг. Для раскрытия ключевых аспектов парадигмы регионального рынка персональных услуг автором взяты некоторые теории региональных рынков, необходимые для теоретической базы исследования. Основы теорий региональных рынков были заложены Д. Рикардо, И. Г. фон Тюненом, В. Лаунхардом, В. Кристаллером и др.

Более подробно изучим их теории, спроецировав их применимость на региональный рынок персональных услуг: во - первых, Д. Рикардо - теория сравнительных издержек производства. Используя системный подход к пониманию издержки производства, мы рассматриваем применимость данной теории вследствие учета экономических переменных, т.к. издержки являются экономической переменной для структуры регионального рынка.

Во-вторых, И. Г. фон Тюнен - теория размещения производства по модели изолированного государства. Применимость данной теории возможна вследствие рассмотрения регионального внутреннего (основа региональных воспроизводственных циклов) и внешнего (среда, на которой реализуются товары и услуги) экономического пространства, которое связано с жизнедеятельностью человека, размещением персональных услуг и территориальной доступностью. Отметим мнение К. М. Урусовой, что «процесс производства товаров и услуг является основой как национальной, так и региональной экономики, он определяет главные параметры регионального воспроизводственного процесса в целом» [19]. Один из моментов специфики персональных услуг -это территориальная доступность, т.е. характер территориальной организации системы обслуживания. Для потребителей персональных услуг одним из определяющих факторов потребления, является территориальная доступность организаций, предоставляющих персональные услуги. Темой географического изучения территориальной организации сферы обслуживания, занимались такие российские авторы, как - П. М. Крылов, Т. Г. Ру-нова, В. П. Соловьева и др. Территориальная доступность может быть обеспечена за счет процесса индивидуального обслуживания, в виде форм, подразумевающих удобство потребления персональных услуг, например, выездное обслуживание (оказание услуг сопряжено с любой удаленностью потребителя - курьеры, выездные бригады по оказанию услуг для персонализированного потребителя, пункты выдачи) и дистанционное обслуживание (через современные интернет - каналы связи).

В-третьих, В. Лаунхардом - теория размещения производства по модели локационного треугольника. Применимость данной теории заключается в учете транспортных издержек для регионального рынка персональных услуг. Транспортные расходы включаются в стоимость персональной услуги, в результате процесса организации доставки персональных услуг до потребителя или производителя.

В-четвертых, В. Кристаллером - теория центральных мест по экономическому пространству. Применимость данной теории прослеживается в виде осуществления распределительных и перераспределительных процессов относительно предоставления персональных услуг по территории региона, с концентрирующей организацией в центральных местах (подразумевается иерархия уровней региональных центров - городов). Статус города (размер города, количество предоставляемых услуг, площадь обслуживаемой территории [12]) определяет разнообразие видов, предоставляемых коллективных и персональных услуг и качество массового и индивидуального обслуживания на региональном уровне. В исследованиях российских авторов об регионе как объекте экономического анализа отмечается информация относительно уровня развития региона (регион считается административной единицей [12]). Социально - экономическое развитие регионов достигается с помощью наращивания и качественного совершенствования экономического потенциала, повышения уровня жизни населения [1], а также с помощью государственной политики и реализации региональных программ. Предоставляемые региональными центрами коллективные и персональные услуги имеют статус более высокого уровня за счет переходящего базового набора сервиса в расширенный (в связи с увеличением ассортимента услуг).

Свое развитие трактовка персональной услуги начинает с дореволюционного этапа, как отмечено нами выше. Персональные услуги обладают не только общими свойствами, но и особенными для осуществления дополнительной организации процесса обслуживания, по личному запросу потребителя услуг. Именно эти свойства служат базой для формирования тесной взаимосвязи потребителей и производителей персональных услуг с территорией, показывая локализацию потребительского рынка.

Основной целью функционирования регионального рынка персональных услуг является формирование и развитие человеческого капитала в процессе развития сферы услуг. Мобильный человеческий капитал оказывает влияние на развитие регионального рынка услуг (в том числе персональных), в аспекте увеличения охвата рынка и улучшения качества обслуживания (особенно индивидуализированного).

Таким образом, парадигма регионального рынка персональных услуг, подразумевает разнообразие видов предоставляемых услуг на региональном рынке, усложнение процессов взаимодействия участников рынка, для удовлетворения потребностей населения, модифицируемость структуры запросов, с упором на индивидуализированный запрос, ориентированность общества на совместное потребление.

Источники:

1. Авербух Р. С. Системный анализ проблем экономического развития региона / отв. ред. А. А. Гудым; АН МССР, Ин-т экономики. Кишинев: Штиинца, 1990. 174 с. ISBN 5-376-00043-5.

2. Антонова М. В., Бартон К., Гончаров Г. А. и др. Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 19401985 / под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова (Из библиотеки Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. 376 с. ISBN 978-5-903360-11-6.

3. Арсеньева К. К., Гессена В. М., Гессена И. В. и др. Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Т. 1. СПб. АО «Слово», 1904. 439 с.

4. Басс А. Я., Разомасова Е. А. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2009. № 2 (416). С. 76-84.

5. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его упр., финансах и методах хоз-ва. Москва: Наука, 1996. 466 с. ISBN 5-02-012303-Х.

6. Дворядкина Е. Б., Сапожникова Е. Э. Рыночная инфраструктура региона: эволюционный подход к исследованию. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. 252 с.

7. Дворядкина Е. Б., Новикова Н. В., Веревкин Д. Ю. Локальный потребительский рынок: сетевые аспекты развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. 136 с. ISBN 978-5-9656-0132-5.

8. Дмитриев В. И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. Москва: Лег. индустрия, 1979. 288 с.

9. Елисеева А. А. Актуальные вопросы современного этапа формирования и развития персональных услуг // Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей: сб. ст. III Национальная (всероссийская) научн.-практ. конф. (Керчь, 28-29 октября 2021 г.). Керчь: изд-во Керченского государственного морского технологического университета, 2021. С. 45-49.

10. Емельянов А. М., Гужвин П. Ф., Хлебников В. Н. и др. Экономические и социальные проблемы индустриализации сельского хозяйства / под ред. А. М. Емельянова. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 146 с.

11. Забелин Л. Численность рабочих, производительность труда и зарплата в промышленности за десять лет // Вопросы труда. 1927. № 10. С. 77-87.

12. Ильина И. Н., Леонард К. С., Лопатников Д. Л., Хорева О. Б. [и др.] Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. Ф. Т. Прокопова. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. М.: Издательство Юрайт, 2016. 356 с. ISBN 978-5-9916-5628-3.

13. Маслов П. П. История хозяйственного быта Западной Европы и России. Омск: ВЦСПО, 1920. 235 с.

14. Миронова Б. Л. Взаимодействие производства, обращения и потребления в период развернутого строительства коммунизма. Москва: Высш. школа, 1963. 76 с.

15. Пешехонов А. В. Земельные нужды деревни // Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Т. 2. СПб. АО «Слово», 1904. С. 1-115.

16. Святловский В. В. История экономических идей в связи с историей экономического быта. М.: Мир, 1923. 397 с.

17. Соболев М. Н. Кустарная промышленность // Нужды деревни по работам комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Т. 2. СПб. АО «Слово», 1904. С. 337 -374. В оглавлении ошибочно указаны С. 237-374.

18. Султанов А. Г. Совершенствование социалистических производственных отношений в деревне [Текст]. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. 205 с.

19. Урусова К. М. Теоретические основы воспроизводственного процесса региона // Вестник Чувашского университета. 2010. № 4. С. 459-463.

20. Шахнович С. В., Шахнович Е. С. Развитие маркетинга бытовых услуг. 2003. C. 334-335. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/77568/1/Shakhnovich_S.V._334_335.pdf (дата обращения: 15.10.2021).

21. Шорохов В. В. Развитие малых предприятий сферы услуг в Челябинской области // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2012. №. 5. С. 80-84.

References:

1. Averbukh R. S. System analysis of the problems of economic development of the region / ed. by A. A. Gudym; Academy of Sciences of the MSSR, Institute of Economics. Chisinau: Stiinza, 1990. 174 p. ISBN 5-376-00043-5.

2. Antonova M. V., Barton K., Goncharov G. A. et al. Soviet social policy: scenes and characters, 1940-1985 / ed. by E. Yarskaya-Smirnova and Pavel Romanov (From the library of the Journal of social policy studies). Moscow: OOO "Variant", SPGI, 2008. 376 p. ISBN 978-5-903360-11-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Arsen'eva K. K., Gessen V. M., Gessen I. V., etc. The needs of the village according to the work of the committees on the needs of the agricultural industry. Vol. 1. St. Petersburg. JSC "Slovo", 1904. 439 p.

4. Bass A. Ya., Razomasova E. A. Service sector and entrepreneurship in economic development // All-Russian Economic Journal ECO. 2009. No. 2 (416). Pp. 76-84.

5. Velikhov L. A. Fundamentals of urban economy: General teaching about the city, its management, finances and methods of management. Moscow: Nauka, 1996. 466 p. ISBN 5-02-012303-X.

6. Dvoryadkina E. B., Sapozhnikova E. E. Market infrastructure of the region: an evolutionary approach to research. Yekaterinburg: Ural Publishing House. state econom. University, 2010. 252 p.

7. Dvoryadkina E. B., Novikova N. V., Verevkin D. Yu. Local consumer market: network aspects of development. Yekaterinburg: Ural Publishing House. state econom. University, 2010. 136 p. ISBN 978-5-9656-0132-5.

8. Dmitriev V. I. Problems of methodology of forecasting consumption of household services. Moscow: Leg. industry, 1979. 288 p.

9. Eliseeva A. A. Actual issues of the modern stage of formation and development of personal services // Theory and practice of financial and economic activity of enterprises of various industries: collection of Articles III National (All-Russian) scientific

journal. - practical conference (Kerch, October 28-29, 2021). Kerch: Publishing house of the Kerch State Marine Technological University, 2021. Pp. 45-49.

10. Emelyanov A.M., Guzhvin P. F., Khlebnikov V. N. et al. Economic and social problems of industrialization of agriculture / ed. by A.M. Emelyanov. Moscow: Moscow Publishing House. un-ta, 1971. 146 p.

11. Zabelin L. The number of workers, labor productivity and wages in industry for ten years // Labor issues. 1927. No. 10. Pp. 77-87.

12. Ilyina I. N., Leonard K. S., Lopatnikov D. L., Khoreva O. B. [et al.] Regional economics and territorial development management: textbook and workshop for undergraduate and graduate studies / under the general ed. by F. T. Prokopov. Series: Bachelor and Master. Academic course. Moscow: Yurayt Publishing House, 2016. 356 p. ISBN 978-5-9916-5628-3.

13. Maslov P. P. History of economic life in Western Europe and Russia. Omsk: VTSSPO, 1920. 235 p.

14. Mironova B. L. Interaction of production, circulation and consumption in the period of the expanded construction of communism. Moscow: Higher school, 1963. 76 p.

15. Peshekhonov A.V. Land needs of the village // Needs of the village according to the work of committees on the needs of agricultural industry. Vol. 2. St. Petersburg. JSC "Slovo", 1904. Pp. 1-115.

16. Svyatlovsky V. V. History of economic ideas in connection with the history of economic life. Moscow: Mir, 1923. 397 p.

17. Sobolev M. N. Handicraft industry // Needs of the village according to the work of committees on the needs of agricultural industry. Vol. 2. St. Petersburg. JSC "Slovo", 1904. Pp. 337- 374. The table of contents erroneously indicates pp. 237-374.

18. Sultanov A. G. Improvement of socialist industrial relations in the countryside [Text]. Kazan: Kazan Publishing House. un-ta, 1978. 205 p.

19. Urusova K. M. Theoretical foundations of the reproduction process of the region // Bulletin of the Chuvash University. 2010. No. 4. Pp. 459-463.

20. Shakhnovich S. V., Shakhnovich E. S. Development of marketing of household services. 2003. Pp. 334-335. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/77568/1/Shakhnovich_S.V._334_335.pdf (date of address: 15/10/2021).

21. Shorokhov V. V. Development of small enterprises in the service sector in the Chelyabinsk region // Economic, humanitarian and legal studies. 2012. No. 5. Pp. 80-84.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-139-146

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры «Теория бухгалтерского учета», ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

N.V. Eremina - senior lecturer at the Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU; Е.В. Калашникова - старший преподаватель кафедры «Теория бухгалтерского учета», ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],

E.V. Kalashnikova - senior lecturer at the Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU; Д.Н. Кривошей- студенткаучетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, D.N. Krivoshey- student of accounting financial faculty, FSBEI HE Kuban SAU; Я.А Зубкова- студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, Ya.A. Zubkova- student of accounting financial faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ MAIN ADVANTAGES AND PROBLEMS OF SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

Аннотация. В последнее время во всем мире остро встает вопрос поддержки малого бизнеса. Российский малый и средний бизнес на 96 процентов состоит из микропредприятий, на которых занято 7,5 миллиона человек, данный сегмент экономики, в большинстве своем живет сегодняшним днем, не имеет финансовой подушки безопасности и в силу своей высокой загрузки не может планировать развитие на долгосрочную перспективу. Особенно сильно на малое предпринимательство оказало влияние вспышка коронавирусной инфекции, которая не только смогла выявит все слабости и трудности ведения бизнеса, но и те проблемы, с которыми сталкиваются юридические лица, при поддержке своей экономической деятельности. В статье рассмотрено понятие «малый бизнес», проанализированы его основные характеристики, а также рассмотрены важные направления его поддержки.

Abstract. Recently all over the world the issue of supporting small business has arisen. 96 percent of Russian small and medium-sized businesses consists of micro-enterprises, which employ 7,5 million people, this segment of the economy, for the most part, lives today, does not have a financial airbag and, due to its high workload, cannot plan development for the long term ... Small businesses were particularly affected by the outbreak of coronavirus infection, which not only was able to reveal all the weaknesses and difficulties of doing business, but also the problems faced by legal entities with the support of their economic activities. The article discusses the concept of "small business", analyzes its main characteristics, and also considers important areas of its support.ort.

Ключевые слова: малый бизнес, субсидии, самозанятые, грантовая поддержка, налоговые каникулы. Keywords: small business, subsidies, self-employed, grant support, tax holidays.

На сегодняшний день экономики разных стран характеризуются большим количеством крупных, средних и мелких предприятий. Конечно, сложно не согласиться с тем, что размеры того или иного предприятия зависят в большей степени от конкретной отрасли производства, в которых они осуществляют свою деятельность. Так, например, в нефтеперерабатывающих или металлургических отраслях, существование мелких предприятий просто невозможно, в связи с тем, использованием значительных объемов ресурсов и высокой капиталоёмкостью. Другое дело обстоит с отраслями, для которых не требуется больших размеров осуществления своей деятельности. Именно такие предприятия входят в состав малых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.