Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВ'

СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1495
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / ФЕНОМЕН / АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ / ОБЩЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / ДИВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бетильмерзаева Марет Мусламовна

Проанализировано общественное сознание как абстрактное понятие и как феномен. Заявлена важность понимания универсальных законов и принципов, лежащих в основе общественного сознания, а также взаимообусловленности его абстрактных и конкретных проявлений. Методика и организация исследования предполагает комплексный подход (диалектический, аналитический, феноменологический). Методологической основой служит философия Г. Гегеля. Новизна исследования состоит в рассмотрении общественного сознания как теоретического конструкта, абстрактной идеи (понятия) и эмпирической реальности (феномена). Выявлена сущность общественного сознания в контексте его формального и содержательного аспектов. Раскрыта индивидуальная субъектность сознания в контексте более широких социальных и культурных систем, формирующих природу самосознания и его связь с нравственностью. Понятие общественного сознания представлено как сложное явление, охватывающее систему установок, убеждений, ценностей и норм, существующих в обществе и влияющих на поведение его членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF SOCIAL CONSCIOUSNESS: FORMATION OF MEANINGS

As the title implies the article describes social consciousness as an abstract notion and as a phenomenon. The importance of understanding the universal laws and principles underlying social consciousness, as well as the interdependence of its abstract and concrete manifestations, is stated. The methodology and organization of the study involves an integrated approach (dialectical, analytical, phenomenological). G. Hegel’s philosophy serves as a methodological basis. It is stressed that the novelty of the study consists in the consideration of social consciousness as a theoretical construct, an abstract idea (concept) and empirical reality (phenomenon). The essence of social consciousness is revealed in the context of its formal and content aspects. Individual subjectivity of consciousness in the context of broader social and cultural systems that form the nature of self-consciousness and its connection with morality is revealed. The concept of social consciousness is presented as a complex phenomenon encompassing the system of attitudes, beliefs, values and norms that exist in society and influence the behavior of its members.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВ»

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.1

Сущность общественного сознания: становление смыслов Марет Мусламовна Бетильмерзаева1,2

1Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия, maret_fil@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8324-7153

2Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия

Аннотация. Проанализировано общественное сознание как абстрактное понятие и как феномен. Заявлена важность понимания универсальных законов и принципов, лежащих в основе общественного сознания, а также взаимообусловленности его абстрактных и конкретных проявлений. Методика и организация исследования предполагает комплексный подход (диалектический, аналитический, феноменологический). Методологической основой служит философия Г. Гегеля. Новизна исследования состоит в рассмотрении общественного сознания как теоретического конструкта, абстрактной идеи (понятия) и эмпирической реальности (феномена). Выявлена сущность общественного сознания в контексте его формального и содержательного аспектов. Раскрыта индивидуальная субъектность сознания в контексте более широких социальных и культурных систем, формирующих природу самосознания и его связь с нравственностью. Понятие общественного сознания представлено как сложное явление, охватывающее систему установок, убеждений, ценностей и норм, существующих в обществе и влияющих на поведение его членов.

Ключевые слова: понятие, феномен, абсолютный дух, общество, нравственность, сознание, самопознание, конвергенция, дивергенция

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Бетильмерзаева М.М. Сущность общественного сознания: становление смыслов // Общество: философия, история, культура. 2023. № 7. С. 14-20. https://doi.org/10.24158/fik.2023.7.1.

Original article

Essence of Social Consciousness: Formation of Meanings Maret M. Betilmerzaeva1'2

''Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, maret_fil@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0001-8324-7153

2Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia

Abstract. As the title implies the article describes social consciousness as an abstract notion and as a phenomenon. The importance of understanding the universal laws and principles underlying social consciousness, as well as the interdependence of its abstract and concrete manifestations, is stated. The methodology and organization of the study involves an integrated approach (dialectical, analytical, phenomenological). G. Hegel's philosophy serves as a methodological basis. It is stressed that the novelty of the study consists in the consideration of social consciousness as a theoretical construct, an abstract idea (concept) and empirical reality (phenomenon). The essence of social consciousness is revealed in the context of its formal and content aspects. Individual subjectivity of consciousness in the context of broader social and cultural systems that form the nature of self-consciousness and its connection with morality is revealed. The concept of social consciousness is presented as a complex phenomenon encompassing the system of attitudes, beliefs, values and norms that exist in society and influence the behavior of its members.

Keywords: concept, phenomenon, absolute spirit, society, morality, consciousness, self-knowledge, convergence, divergence

Funding: Independent work.

For citation: Betilmerzaeva, M.M. (2023) Essence of Social Consciousness: Formation of Meanings. Society: Philosophy, History, Culture. (7), 14-20. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.7.1 (In Russian).

Введение. Актуальность анализа сущности общественного сознания обусловлена многими причинами: уже сложившаяся традиция трактовки исследуемого понятия требует обновления своего интерпретационного потенциала в контексте наблюдаемых социокультурных метаморфоз - технологизации быта, модернизации инструментов социальных коммуникаций, цифро-визации устного и письменного текста как носителя смыслов. Новейшее время - не просто время

© Бетильмерзаева М.М., 2023

перемен, а время многовекторности событий, в чьих трассовых нишах наблюдается повседневность, апеллируя к которой, можно говорить о неизменном остатке человеческих ресурсов, не влияющих на историческую событийность, не только идейно не вовлеченных в ход истории, но и полностью индифферентных к этим событиям.

Новизна исследования заключается в рассмотрении общественного сознания как теоретического конструкта (понятие), формализующего идеальную сущность самопознающего субъекта (духа), и как эмпирическую реальность (феномен), раскрывающую содержательное многообразие архитектоники социальной реальности. Содержание общественного сознания как объективированной сущности самопознающего субъекта (духа) определяется его культурно-историческим опытом. Это понимание подчеркивает сложное взаимодействие между теоретическими построениями и эмпирическими явлениями в изучении общественного сознания. Учитывается и контекстуальный характер его эволюционной изменчивости, связанный с процессами конвергенции и дивергенции.

Трактуя общественное сознание как понятие, мы подчеркиваем его универсальность. Общество не является просто суммой отдельных индивидуумов, но представляет собой более широкую социальную структуру со своими законами функционирования. Это позволяет лучше понять природу человеческих отношений и определить цели развития общества. Одновременно мы рассматриваем общественное сознание как феномен, нечто явленное в опыте, «овеществленное», содержательно выраженное. Общественное сознание проявляется через политику, экономику, право, мораль и другие аспекты жизни социума. Эти явления отражают ценности и убеждения людей в данном обществе. Общественное сознание - сложный феномен социальной жизни человека. Оно объединяет индивидуумов в рамках социальных структур и формирует коллективные представления о мире. Важно отметить также то, что понимание конкретного феномена (общественного сознания) не может быть отделено от его абстрактной формы (понятий). Взаимосвязь между абстрактными и конкретными видами общественного сознания имеет диалектический характер, что позволяет структурировать его архитектонику в контексте конвергентного и дивергентного подходов.

Общественное сознание как абстрактное понятие является сложным теоретическим конструктом, который используется для описания целостной картины мира социальной группы. В этом отношении можно говорить о конвергентном подходе - объединении различных элементов (смыслов) в единую систему. Как феномен общественное сознание есть эмпирическая реальность, т. е. конечный результат реализации самопознающего духа. В этом случае мы можем говорить о дивергентном подходе - разделении общественного сознания на относительно самостоятельные части коллективного и индивидуального сознания.

Контурная линия между конвергенцией и дивергенцией позволяет увидеть, как элементы общественного сознания объединяются в единую систему или функционируют как относительно автономные части. Различение между теоретическим понятием общественного сознания и его эмпирическим явлением помогает более точно определить природу социальной реальности.

Цель исследования состоит в выявлении сущности общественного сознания в контексте его формального и содержательного аспектов.

Методика и организация исследования. Значимость общественного сознания для анализа социальной реальности требует методологической определенности в понимании данной категории. Методика и организация исследования предполагают комплексный подход (диалектический, аналитический, феноменологический), сочетающий анализ работ по рассматриваемой теме. Диалектический метод позволяет раскрыть логику становления и развития смыслов общественного сознания в их корреляции с релевантными понятиями. Аналитический метод предусматривает декомпозицию общественного сознания в контексте выделения его основных компонентов (целей, ценностей, нормативных установок) и определение связи между ними. Феноменологический метод используется для описания явленности общественного сознания в непосредственном опыте человека без предварительных теоретических установок и предположений. Основной акцент сделан на интерпретации общественного сознания как результата самопознающего духа. В исследовании подчеркивается значение общественного сознания как подлинного качества системных социальных отношений, существующих в различных формах и на разных уровнях, раскрывающихся через феноменологическое проявление и системную организацию.

Результаты исследования и их обсуждение. Общественное сознание как эмпирическая реальность (феномен) возникает вместе с появлением социальных сообществ. В древности общественное сознание было связано прежде всего с мифологией, религией и традициями. Оно служило консолидации общины (общин), формируя единство и устойчивость архаичного мира. Последующие социальные трансформации обусловили формальное и содержательное обогащение общественного сознания как феномена, а в философии Г. Гегеля данный феномен приобретает статус понятия.

Не смотря на то что методологической основой выявления сущности общественного сознания в контексте его формального и содержательного аспектов для нас служит философия Г. Гегеля, тем не менее сделаем краткий экскурс в историю становления и развития общественного сознания как понятия в творческих поисках сторонников и оппонентов великого мыслителя.

Понятие общественного сознания приобретает концептуальную сущность в философских учениях Г. Гегеля и К. Маркса на протяжении XIX в. В контексте идей Г. Гегеля оно связано с развитием человеческого мышления и фундаментальных категорий, используемых для объяснения мира, которые не являются статичными или абсолютными, а развиваются и изменяются во времени (Гегель, 2000). К. Маркс, в свою очередь, развивал идеи о том, как общественное сознание формируется в процессе социального производства и классовой борьбы. Он полагал, что понятийная сущность общественного сознания определяется материальными условиями жизни людей - способом производства и распределением материальных благ, основу социальной действительности составляют производственные отношения, в которые вступают индивиды в результате общественного производства (Маркс, 1959: 15). Взаимозависимость и взаимообусловленность общественного сознания и общественного бытия занимают центральное место как в гегельянской теории, так и в марксистской.

Американский социолог конца XIX - начала XX в. Ч.Х. Кули в исследованиях отмечает неразрывную связь общественного сознания с самосознанием, так как мы едва ли можем думать о себе без ссылки на социальную группу, и наоборот (Cooley, 1907). Автор статьи критикует традиционное представление о том, что самосознание первично и предшествует общественному сознанию, утверждая, что оба аспекта - личностный («я») и социальный («мы») - одинаково фундаментальны и необходимы для понимания человеческого сознания в целом. Ученый критикует ограниченную интроспективность Р. Декарта в его философии «я мыслю, следовательно, я существую», отмечая необходимость более широкой и разнообразной интроспекции, которая включает в себя множество опытов - интеллектуальных и эмоциональных, простых и сложных, нормальных и аномальных, общественных или частных. Ч.Х. Кули, акцентируя важность социального аспекта сознания, предлагает свой подход к пониманию человеческого мышления как целостного процесса взаимодействия между личностным («я») и социальным («мы») аспектами.

Общественное сознание в работах Э. Дюркгейма коррелирует с коллективным сознанием. Он замечает, что термины «коллективный» и «социальный» «часто используются один вместо другого», тем самым подразумевая под коллективным сознанием все социальное сознание (Дюркгейм, 1996: 88). Французский социолог полагал, что социальные представления и ценности формируются в процессе социализации индивидов в рамках определенного общества. Для него понятийная сущность общественного сознания не только связана со значениями и убеждениями людей, но также отражает объективные реалии жизни. Э. Дюркгейм считал, что наше знание о мире зависит от того, как мы его интерпретируем через культурные символы и языковые конструкции (Дюркгейм, 1996: 88).

В XX в. идеи К. Маркса получают дальнейшее развитие в интерпретации русского мыслителя А.А. Богданова, который одним из первых воспользовался идеологическим потенциалом общественного сознания, утверждая, что индивиды, несмотря на наличие собственного личного сознания, по своей сути являются социальными существами. Их жизнь основана на взаимодействии с другими людьми, что приводит к формированию общих социальных представлений и формальному единству общественного сознания (Богданов, 2016).

По мнению советского ученого А.К. Уледова, «для состояния сознания общества характерно доминирующее положение в нем тех или иных идей и взглядов. Сознание какого-либо общества в каждый данный период бывает пропитано определенными идеями (политическими, философскими, нравственными и т. д.) и поэтому имеет некоторое своеобразие» (Уледов, 1980: 205). Общественное сознание, по А.К. Уледову, - это родовое понятие, которое «охватывает самые различные по содержанию идеи, взгляды, представления, мнения», выступающие, в свою очередь, как видовые понятия (Уледов, 1968: 70).

В постсоветской период в отечественной социально-гуманитарной мысли сложился широкий спектр интерпретаций понятия общественного сознания, свободного от идеологических рамок. Например, согласно Ж.Т. Тощенко (2016), общественное сознание коррелирует с представлением Э. Гуссерля о жизненном мире. Ж.Т. Тощенко утверждает, что жизненный мир как «совокупность основных смыслов жизни», рассматривающих глубинные основы человеческого существования (2016: 6), отражает всю палитру субъективных переживаний социальных процессов и природных явлений (2016: 8). А.А. Галкин предполагает, что общественное сознание релевантно политическому капиталу (2013) и общественным настроениям (2015), и т. д.

Но вернемся к началам метафизической рефлексии над диалектикой духа гегелевской философии. Если в культурно-историческом опыте мы наблюдаем эволюцию общественного сознания от феноменальности своей природы к смысловому обнаружению собственной понятийной сущности, то в феноменологии духа Г. Гегеля раскрывается логика движения от понятия (идеи) к феномену (опыту). Начало понятию «общественное сознание» закладывается в философии Г. Гегеля, в рамках которой общественный характер сознания раскрывается в объективации абсолютного духа. Обратимся к нескольким фрагментам «Феноменологии духа» (Гегель, 2000), которые обусловили

нашу трактовку общественного сознания как абстрактной идеи («понятие») и конкретного процесса («феномен»). Дух, духовная сущность сознания, согласно мыслителю, именуется нравственной субстанцией, которая является основой всех действий и конечной целью самосознания. Дух есть самосознание актуального сознания, противопоставляющее себя как объективированную, объективную реальность, но реальность, утратившую для себя всякий смысл. Дух - это постоянная и неизменная сущность, выступающая отправной точкой и конечной целью любого действия и самосознания (Гегель, 2000: 223). В тексте Г. Гегеля понятие «дух» рассматривается как непосредственная истина нравственной жизни, воплощенная в людях. Дух должен осознать себя и пройти ряд трансформаций, чтобы достичь самопознания. Дух, раздвоенный внутри себя, представляет собой два царства: мир царства образованности и мир веры. Это две разные концепции, которые могут быть взаимосвязаны или противопоставлены друг другу.

Мир царства образованности - мир знаний, науки и культуры. Это территория людей, которые стремятся к постоянному самосовершенствованию через получение новых знаний и опыта. В этом мире часто используются логика, рациональность, аналитическое мышление. При этом есть мир веры, или «царство сущности», связанное с духовной жизнью человека. Для Г. Гегеля это связь с Богом (2000: 224-225). Феноменальность этих царств - человеческого и божественного - заключается в том, что они не взаимозаменяемы: человек может одновременно находиться как в царстве образования, так и в царстве веры, склоняться к одной из концепций больше, чем к другой, или принимать только одну.

Немецкий классик, размышляя над отношениями между сознанием и субстанцией, утверждает, что самосознание духа объединяет универсальную сущность субстанции с ее раздробленной реальностью (Гегель, 2000: 225). Волевым актом дух разделяет себя на субстанцию и сознание, но в конечном счете воссоединяется в самосознании, возвышающем раздробленную реальность до уровня всеобщей сущности. Этот процесс создает единство «я» и субстанции как продукта самосознания, которое одновременно является ментальной конструкцией и реальностью. По Г. Гегелю, дух в действии делится на субстанцию и сознание, определяя субстанцию как всеобщую сущность и цель, противопоставляя дух разъединенной реальности, который познает себя в процессе самосознания.

Г. Гегель считает, что нравственность является высшей ценностью самосознания человека и высокой степенью свободы. Он подчеркивает, что «...на деле нравственная субстанция благодаря этому движению превратилась в действительное самосознание, или: эта самость стала в-себе - и для-себя - сущим, но именно в этом нравственность и погибла» (Гегель, 2000: 226). В этом фрагменте мы наблюдаем превращение моральной субстанции в актуальное самосознание посредством процесса самодифференциации и примирения. Нравственная субстанция, первоначально разделенная на противостоящие силы индивидуальности и всеобщности, актуализируется как самосознание, объединяющее эти силы и возвышающее частное до всеобщего. Однако эта актуализация самосознания влечет за собой утрату моральной субстанции, поскольку единство себя и субстанции становится простой абстракцией.

По Г. Гегелю, простая субстанция духа (т. е. человеческий разум или сознание) может быть разделена на две составляющие: абстрактное, чувственное бытие и нравственное бытие. Первое относится к восприятию мира через физические чувства, а второе - к пониманию моральных ценностей и правил поведения. Аналогия здесь заключается в том, что для получения представления об объектах мы используем не только физические органы чувств (зрение, слух), но также процесс перевода этой информации в абстрактную форму, то же самое происходит при осознании нравственного содержания поступков. Так же, как для чувственного восприятия объекта необходимо его представление в виде многих свойств (цвет, форма, размер и т. д.), так и для нравственного восприятия поступков нужно учитывать множество нравственных отношений (правильность или ошибочность действия, соответствие или нарушение законов и т. д.) (Гегель, 2000: 226).

Понимание и ощущение мира в нравственном аспекте делает необходимым умение видеть его не только как совокупность отдельных свойств и качеств, но также как единую целостность. В этом случае все эти свойства объединяются в одно целое - субстанциальное сознание. Кроме того, для правильного понимания морали нужно учитывать два закона: закон единичности (который утверждает индивидуальную ответственность каждого человека за свои поступки) и закон всеобщности (который подчеркивает значимость общих интересов всех людей). Объединение этих двух противоположных начал помогает создавать более полное представление о нравственном поведении и принимать более обоснованные решения. В нравственном восприятии множественность свойств сжимается до единичности и всеобщности, что позволяет увидеть целостную картину моральных проблем.

Г. Гегель отмечает, что «в рассматриваемой нами здесь сущности единичность имеет значение самосознания вообще, а не единичного случайного сознания» (Гегель, 2000: 226), что подразумевает - единичность имеет значение для самосознания вообще. Он подчеркивает разницу

между случайным единичным сознанием и общим понятием самосознания как такового. Случайное единичное сознание - это отдельный индивидуум со своими уникальными характеристиками и опытом. В то же время общее понятие самосознания является более широким концептом, объединяющим всех людей как некоторую форму осведомленности о своем бытии. Тем самым Г. Гегель подчеркивает необходимость рассмотрения не только индивидуального случайного субъекта (единичности), но также его связи с более широким контекстом общества и культуры. Он утверждает, что самосознание вообще является единичным только в том смысле, что оно принадлежит каждому индивидууму как таковому. В то же время это самосознание всегда связано с социальной и культурной матрицей, которая определяет его содержание. Мы обнаруживаем, по Г. Гегелю, существование необходимости рассмотрения индивидуального случайного субъекта (единичности) в контексте более широкой социальной и культурной системы. Это позволяет лучше понять природу самосознания как такового и его связь с нравственностью.

«Нравственная субстанция, стало быть, в этом определении есть действительная субстанция, абсолютный дух реализован в множественности наличного сознания; он есть общественность (das Gemeinwesen), которая для нас, когда мы подошли к практическому формообразованию разума вообще, была абсолютной сущностью (das absolute Wesen) и которая здесь в своей истине выступает для себя самой как сознательная нравственная сущность и сущность для того сознания, которое составляет наш предмет» (Гегель, 2000: 226). Нравственная субстанция в качестве абсолютного духа проявляется во множественности наличного сознания, нравственная субстанция не просто случайное единичное самосознание человека или отдельных индивидов, но более широкое понятие - это общество в целом как объединение людей по определенным нравственным принципам и ценностям. Нравственная субстанция выступает абсолютной сущностью, которая проявляется в конкретных формах наличного сознания. Это означает, что люди осознают свое место в обществе и понимают свои действия как часть более широкого контекста социальных отношений. Г. Гегель раскрывает не только коллективную природу нравственности и ее зависимость от социального контекста, но также значение самосознания каждого индивидуума в рамках этого общества. Индивидуальное самосознание не противопоставляется коллективной нравственности, а наоборот, служит ее составной частью. Нравственность выступает как объединяющий принцип всего общества и неотъемлемая часть практического разума. При этом нравственная субстанция как абсолютный дух проявляется в множественности наличного сознания и выступает для самой себя как самосознательная нравственная сущность. Нравственность должна быть рассмотрена как объединяющий принцип всего общества, который определяет его цели и направление развития. В целом можно заключить, что Г. Гегель в данном фрагменте подчеркивает не только социальную природу нравственности и ее связь с индивидуальным самосознанием, но также значение самосознания каждого индивидуума в рамках общества.

Абсолютный дух предстает как объективная реальность, которая пронизывает все аспекты жизни человеческого общества в динамическом процессе самопознания. Общество для Г. Гегеля представляет собой органическое целое, где каждый элемент играет свою роль в поддержании баланса. Общественное сознание возникает из этого единства и отражает все аспекты жизни народа: его мировоззрение, нравственные принципы и социальную структуру. Абсолютный дух проявляется через различные формы культурной активности людей: политику, экономику, мораль, религию, философию, науку, искусство и т. д. Г. Гегель утверждал, что различные формы государственности соответствуют стадиям развития человеческого общества. Они отражают изменения в коллективном сознании народа и прогрессивно двигаются к более высоким формам организации жизни людей.

Раскрытие логики движения от понятия (идеи) к феномену (опыту) в гегелевской философии основано на возведении нравственности в статус связующего звена между абстрактными понятиями (например, добро и зло) и эмпирическим опытом человека, в контексте которого сформировались законы морали. Если мы говорим об обнаружении добра или зла как абстрактных понятий, то мораль помогает выявить эти проявления в поступках, вооружает умением действовать таким образом, чтобы избежать зла. Нравственность предстает также в статусе адекватности, что обусловливает ее значимость в способности формировать должную, адекватную оценку реальности. Нравственность играет ключевую роль в процессе развития общественного сознания, поскольку она способствует формированию коллективных целей, направленных на благо всех членов общества.

Таким образом, в контексте гегелевской философии понятие «общественное сознание» не может быть рассмотрено отдельно от его концепции абсолютного духа - объективной идеальности, которая пронизывает все аспекты жизни человеческого общества.

Общественное сознание в контексте диалектики гегелевского абсолютного духа объективируется в искусстве, религии и философии, в объективном духе и, в свою очередь, субъективируется в праве, морали и нравственности (Гегель, 1990). Г. Гегель утверждает, что общество - это

органическое целое, которое имеет собственный дух, или коллективное сознание. Общественный дух возникает из единства всех элементов общества и отражает его культурные и интеллектуальные аспекты. Для Г. Гегеля каждый народ имеет свой уникальный общественный дух (Volksgeist), выражаемый в его языке, литературе, религии и других аспектах жизни. Как отмечает редактор немецкого издания Grundlinien der Philosophie des Rechts (Hegel, 1911: XXXII), культурные проявления искусства, религии и философии имеют свои особенности, обусловленные конкретными условиями жизнедеятельности отдельных народов. В свете взгляда Г. Гегеля на то, что движущей силой истории является самопознающий дух, становится понятной идея немецкого философа о взаимозависимости между силой национального духа и его познавательной деятельностью.

Выводы. Таким образом, общественное сознание как понятие является теоретическим конструктом, формализующим идеальную сущность самопознающего субъекта (духа); общественное сознание как феномен есть эмпирический конструкт, в явленности которого раскрывается содержательное многообразие архитектоники социального объекта. Содержание общественного сознания как объективировавшейся сущности самопознающего субъекта (духа) детерминировано его культурно-историческим опытом. Человек учится ощущать, воспринимать, понимать мир, с одной стороны, в вертикали традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение и формирующих духовный мир, с другой - в горизонтали повседневного опыта, приобретаемого в режиме офлайн и обусловливающего параметры его практического мира. Содержание общественного сознания не является статичным или неподвижным, оно постоянно меняется под воздействием новых социальных условий и изменений культурной матрицы. Трансформация содержания общественного сознания выступает естественной активностью самопознающего духа.

Список источников:

Богданов А.А. Наука об общественном сознании: краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах. 4-е изд. М., 2016. 313 с.

Галкин А.А. Общественное сознание, настроения и политическое поведение: российский вариант // Вестник Института социологии. 2015. № 1 (12). С. 12-33.

Галкин А.А. Власть и политический капитал (размышления на досуге) // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2013. № 4 (71). С. 6-22. Гегель Г. Феноменология духа. М., 2000. 495 с. Гегель Г. Философия права. М., 1990. 524 с.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1996. 432 с.

Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13. М., 1959. С. 1-167.

Тощенко Ж.Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1(381). С. 5-17.

Уледов А.К. Духовная жизнь общества: методологии исследования. М., 1980. 271 с.

Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. 324 с.

Cooley Ch.H. Social consciousness // American Journal of Sociology. 1907. Vol. 12, no. 5. P. 675-694. Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig, 1911. 384 p.

References:

Bogdanov, A.A. (2016) Science of Social Consciousness: A Short Course in Ideological Science in Questions and Answers. Moscow, URSS. (In Russian)

Cooley, Ch.H. (1907) Social consciousness. American Journal of Sociology. 12 (5), 675-694. Durkheim, E. (1996) The division of labor in society. Moscow, Kanon. (In Russian)

Galkin, A.A. (2015) Public consciousness, mood, and political behavior: Russian version. Bulletin of the Institute of Sociology. (1), 12-33. (In Russian)

Galkin, A.A. (2013) Power and Political Capital ( Reflections at Leisure). The Journal of Political Theory, Political Philosophy and Sociology of Politics Politeia. (4), 6-22. (In Russian)

Hegel, G. (2000) Phenomenology of spirit. Moscow, Nauka. (In Russian) Hegel, G. (1990) Philosophy of law. Moscow, Mysl'. (In Russian)

Hegel, G. (1911) Principles of the Philosophy of Law. Leipzig, Verlag von Felix Meiner. (In German)

Marx, K. (1959) Critique of political economy. In: Marx, K. & Engels, F. Works. Vol. 13. Moscow, Politizdat, 1-167. (In Russian)

Toshchenko, Zh.T. (2016) Life world and its meanings. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (1), 5-17. (In Russian)

Uledov, A.K. (1980) Spiritual Life of Society: Research Methodologies. Moscow, Mysl'. (In Russian)

Uledov, A.K. (1968) Structure of Public Consciousness. Moscow, Mysl'. (In Russian)

Информация об авторе М.М. Бетильмерзаева - доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, политологии и социологии Чеченского государственного педагогического университета; профессор кафедры философии Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, Грозный, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=274635

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author M.M. Betilmerzaeva - D.Phil., Associate Professor, Head at the Department of Philosophy, Political Science, and Sociology, Chechen State Pedagogical University; Professor at the Department of Philosophy, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=274635

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.07.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.