УДК 340 : 1 ББК 67
Бурлуцкий Андрей Николаевич Burlutskiy Andrey Nikolaevich
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии кандидат философских наук, доцент.
Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy, PhD in Philosophy, Associate Professor. E-mail: aburlutskiy@mail.ru
Небратенко Геннадий Геннадиевич Nebratenko Gennady Gennadievich
профессор кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России доктор юридических наук, доцент.
Professor of the Department of Theory of State and Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Associate Professor. E-mail: gennady@nebratenko.ru
«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» ГЕГЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ О ПРАВЕ И АБСОЛЮТНОМ ДУХЕ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
«Philosophy of law» by Hegel in the context of philosophical reflection on law and Absolute spirit: historical and philosophical analysis
В статье анализируется философско-право-вая концепция Гегеля, сформулированная в работе «Философия права». Обращается внимание на то, что Гегель разрабатывает свою «Философию права» как составную часть философской системы Абсолютного духа, которая понимается им в контексте проявления Объективного духа. Авторы указывают, что философия права позиционируется Гегелем как философская наука, а не юриспруденция. В связи с этим придается большое значение философской рефлексии, предметом которой становятся абстрактное право, мораль, нравственность.
Ключевые слова: философия права, философская рефлексия, право, диалектический метод, Объективный дух, Абсолютный дух.
Философия Гегеля не теряет свой актуальности и мировоззренческой ценности в настоящее время в силу того, что она систематична, масштабна в рамках исследовательских предметов, приоритетна с методологической точки зрения. Системность философии Гегеля заключается в логической взаимосвязи, обусловленности явлений и предметов материальной (философия природы) и идеальной (философия духа) действительности. Масштабность определяется предметными уровнями
The article analyzes the philosophical and legal concept of Hegel, formulated in the work «Philosophy of law». Attention is drawn to the fact that «Philosophy of law» is an integral part of the philosophical system of Absolute spirit and is understood by Hegel as a manifestation of Objective spirit. The author points out that Hegel positioned the philosophy of law as a philosophical science, not a law. In this regard, great importance is attached to the philosophical reflection, the subject of which is abstract law, morality.
Keywords: philosophy of law, philosophical reflection, law, dialectical method, Objective spirit, Absolute spirit.
исследований, нашедшими свое отражение в фундаментальном труде Гегеля «Энциклопедия философских наук» и затрагивающими бытие, познание, природу, человека, общество, Абсолютную идею в многообразии их проявления. Методологический приоритет обуславливается теоретической и практической значимостью гегелевской диалектики, которая объективно описывает любые процессы развития (изменения вообще) мира в их взаимосвязи. Философская система Гегеля - это
классическая традиция и альтернатива в понимании и объяснении сущности окружающего мира, составляющих его объектов (от материальной природы до Абсолютного духа), и познающего субъекта (как на рациональном, так и на иррациональном уровнях).
Философию Гегеля принято называть философий Абсолютного духа, исходя из конечной цели философского познания. Сам Гегель рассматривал философию как наилучший метод познания Абсолютного духа, потому что этот метод обусловливает систему понятий. Философия затрагивает «...формообразования реальной и идеальной конечности, равно как и формообразования бесконечности и святости, и постегает их и самое себя в понятиях» [1, с. 289]. Философия - это понятийное знание, которое в процессе отражения и познания мира приобретает категориальные формы. Философия основывается на рефлексии, она сама есть рефлексия, направленная на предметы и явления с целью их познания. В рефлексивном суждении существует определенное содержание, «содержание вообще; ибо это содержание есть рефлектированное в тождество определение формы...» [1, с. 83]. Предметом философской рефлексии может быть человек (философская антропология), общество (социальная философия), сверхъестественное (философия религии), мораль (этика), право (философия права) и так далее.
Философия права Гегеля как философская рефлексия о праве представляется систематизированным знанием, основанным на анализе историко-философского наследия о государстве и праве (Платон, Аристотель, Руссо, Кант и другие), а также на философско-правовом исследовании таких социокультурных феноменов, как абстрактное право, собственность, мораль, нравственность, гражданское общество, государство. Философия права Гегеля как самостоятельное учение о праве впервые формулируется в работе «Энциклопедия философских наук» (1817) в рамках философии духа и занимает промежуточное место между Абсолютным духом (проявляется через искусство, религию, философию) и Субъективным духом (проявляется в реализации антропологии, феноменологии, психологии как знания). Объективный дух (проявляется в реализации абстрактного права, моральности, нравственности
как социального действия) или «Философия права» - есть его реальное (действительное) проявление, описание и выражение. Она является составной частью философии Абсолютного духа и в диалектическом контексте познания (от простого к сложному), как Объективный дух, опосредуется Субъективным духом и опосредует Абсолютный дух как этап развертывания, самопознания последнего.
Объективный дух, то есть философию права Гегеля, можно рассматривать в двух аспектах: как политико-правовое учение и как политико-правовую теорию. В первом случае смысл политико-правового учения сводится к актуализации познания Абсолютного духа, предполагающего объективированние, нахождение, историческое проявление и самопознание через Объективный дух, который у Гегеля рассматривается в государственно-правовом контексте как реализация абстрактного права, морали и нравственности. В то же время, «.хотя общество, государство, право относятся к ступени объективного духа, однако в учении Гегеля они освещаются и оцениваются с позиций абсолютного духа» [2, с. 36].
Во втором случае содержательная часть политико-правовой теории гегелевского Объективного духа или философии права представляется как разработанная теоретическая база, система философских и обществоведческих категорий, философская методология и рефлексия, знание об Объективном духе.
Дух в контексте философского понимания гегелевской системы Абсолютного духа предполагает исторические контексты (принцип историзма). У духа должно быть историческое время проявить себя в практической, творческой деятельности. Хотя он самодостаточен и абсолютен, но такова его сущность, через движение (противоречия как источник изменения в смысле диалектики), исторически детерминируя, вернее «.история обнаруживает дух, конкретно осуществленный в отдельных событиях и индивидах реального движения. История философии есть саморефлектирующее сознание духа, как он обнаруживает себя незавершенным в системах философии. История, основанная на понятии, является историей воспоминания абсолютного духа, воплощением его истины и действительной жизни» [3, с. 24]. «Философия права» Гегеля в этом
смысле является составной частью философской рефлексии, процессов обнаружения и онтологического описания, субстанциональной и проявленной «жизни Абсолютного духа», которая осуществляется в социальном действии, характеризующем Объективный дух.
Таким образом, если акцентировать внимание на философии как рефлексивном акте, то философию права Гегеля следует понимать как рефлексию об Объективном духе и саморефлексию Абсолютного духа. «Возможность философии права Гегель прямо связывает с открывшимся на уровне абсолютного самосознания (знания) "образом" завершенного, развернутого и ставшего для себя во времени человеческого мира» [4, с. 13], в данном случае проявленного на социально-государственном уровне. Гегелевское философско-правовое учение не является юриспруденцией в строгом смысле слова. Это учение, прежде всего, философское описание права как социокультурного явления. «Философия права» Гегеля написана по правилам философской работы, опирающейся на историко-философскую традицию, философскую методологию изучения и описания предмета исследования, философский категориальный аппарат. «Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как данное» [5, с. 60].
Право для Гегеля - это объект философской рефлексии, «наличное бытие свободной воли», пронизывающей разнообразные социальные отношения (владение собственностью, воспитание детей, государственные отношения и т. п.), или Объективный дух, к которому в результате практической, творческой деятельности человека опосредовано переходит Субъективный дух. Рефлексия по поводу права обусловливает решение дуалистической проблемы: как соотнести понятие «право» и реальное существование («наличное бытие») права. Решение проблемы снимается ответом на вопрос: возможно ли единство (тождество) понятия права и его реального существования? Гегель отвечает положительно. Единство (тождество) достигается в результате реализации понятия права в реальном социальном действии, когда понятие и социальное действие понимаются идентично.
Для понимания тождества (единства) понятия «право» и наличного бытия права Гегель вводит понятие «идея права». Словно понятие «право» есть душа, наличное бытие права есть тело, а идея права есть их тождество (единство). Идея права в этом контексте выступает как возможность саморазвивающегося, осуществляющегося понятия «право» получить в многообразных формах наличные варианты бытия права. При этом «структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления, есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятие» [5, с. 59].
«Философия права» (1826) Гегеля как самостоятельная работа была опубликована в берлинский период его творчества. В ней в качестве аналитической информации использовался государственный и исторический опыт современной Гегелю Пруссии, а социально-политический строй Пруссии объявлялся вершиной общественного развития (это создало Гегелю репутацию официального прусского философа) [6, с. 189]. Актуализация и приоритетное исследование Гегелем государственно-политических аспектов социальной жизни Пруссии начала XIX века только подтверждают спекулятивный, субъективно-философский (рефлексивный), а не юридический (объективный, научный, практический) статус гегелевской философии права.
Основная задача «Философии права» определяется Гегелем в широком смысле как познание, исследование, анализ абстрактного права, морали и нравственности как государственно-правовых, социокультурных феноменов. Важно указать, что в рамках рефлексии об абстрактном праве Гегель для философского анализа выделяет такие государственно-правовые феномены, как «собственность», «договор», «неправо». Для анализа морали такие государственно-правовые и социокультурные феномены, как «умысел и вина», «намерение и благо», «добро и совесть», а для анализа нравственности - «семья», «гражданское общество» и «государство».
При этом акцентируется внимание на том, что «Философия права» является, прежде всего, философской системой, в рамках которой рефлексируют о праве, а не указывают, каким оно должно быть. В узком смысле основная
задача «Философии права» определяется Гегелем как описание указанных выше социальных феноменов в рамках своей эпохи, определении положительного исторического опыта, а не в формулировке и создании новой теории государства и права. Гегель о своей работе «Философии права» говорил, что поскольку в ней описывается государство, то важно представить последнее как что-то разумно функционирующее. Как философская работа «...должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть» [5, с. 54-55].
«Философия права» Гегеля как философская система представляет собой самостоятельную завершенную составную часть всей гегелевской философской системы, которая в методологическом плане опирается на диалектику. Гегелевская философия права есть реализация метода диалектики в конкретном исследовании, указывая на то, что «.процесс диалектического развития и реализации единого начала и единой тотальной целостности -объективного духа - в множестве необходимо связанных его проявлений и ступеней самодвижения» [2, с. 41].
Диалектика у Гегеля представляется учением о всеобщей связи, единстве и развитии. Всеобщее развитие (изменение) осуществляется в результате действия трех законов: во-первых, закона единства и борьбы противоположностей (в контексте философии права: свобода и воля, право и неправо, умысел и вина и так далее); во-вторых, закона перехода количества в качество (переход от гражданского общества к государству, другими словами, количество институтов гражданского общества приводит к качеству государственно-социальной системы); в-третьих, закона отрицания отрицания (отрицание по принципу преемственности - отрицаю, но использую предшествующий опыт, например, переход от феодализма к капитализму). Законы универсальны и могут быть применены в исследовании, понимании и описании как материального (природы, общества и мышления), так и идеального мира - мира Абсолютного духа, который в процессе самопознания может проявляться в формах и сферах материального мира. В контексте рефлексии по поводу Абсолютного духа диалектика в методологическом контексте по-
зволяет исследовать Объективный дух как специфическую изменяющуюся сферу права, государства, политики, общества, то есть как сферу философии права. «То, что Гегелем обозначается в качестве ступени объективного духа, есть специфическая сфера со специфическим смыслом и содержанием» [2, с. 36].
В «Философии права» Гегеля рассматриваются следующие социально-политические, государственные сферы, характеризующие Объективный дух в контексте диалектического развития форм права:
1) абстрактное право (включает собственность, договор, неправо);
2) мораль (включает добро и совесть, благо и намерение, умысел и вину);
3) нравственность (включает семью, гражданское общество, государство).
По Гегелю, абстрактное право выступает первым началом Объективного духа и переходом к пониманию права как конкретного права. В рамках абстрактного права актуализируется проблема свободной воли, становления свободного духа и человека как свободной сущности, то есть индивида. «Личность содержит вообще правоспособность и составляет понятие и саму абстрактную основу абстрактного и потому формального права. Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц» [5, с. 98].
Гегель определяет абстрактное право как непосредственное внешнее наличное бытие, которое определяется, во-первых, владением собственностью (здесь право определяет абстрактную свободу «единичного лица»); во-вторых, договором между собственниками или «единичными лицами», когда «...переход собственности одного в собственность другого при наличии общей воли и сохранения их права» оформляется в договоре; в-третьих, неправом и даже преступлением, когда свободная «воля как (а) в своем соотношении с собой, различенная не от другого лица (Ь), а в себе самой, есть как особенная воля, отличная от себя и противоположная себе как в себе и для себя сущей.» [5, с. 99].
Таким образом, абстрактное право в контексте философской рефлексии об осуществлении Объективного духа понимается как «первая ступень развития свободной воли, а именно единичной воли.» определенного
правоспособного индивида, обладающего единичной волей [7, с. 71]. Мораль, по Гегелю, переходит от внешнего наличного бытия к внутреннему наличному бытию в самом себе. Мораль - это дальнейшее развитие свободы воли, но не на уровне личности, а на уровне субъекта. Если в праве свободный человек есть личность, то в морали он - субъект. Свобода субъекта заключается в том, что его моральные паттерны, понимание добра и зла (например, в религиозном контексте) определяются самим субъектом, а не «. предписаны некоторыми авторитетами, или законом; одобрение, признание и даже обоснование их он находит в своем сердце, образе мыслей, совести понимании и т. д.» [8, с. 189-190].
Гегель выделяет следующие формы морали как субъективной свободы воли, внутреннего наличного бытия и развития права: во-первых, умысел и вина (когда умысел должен быть реализован в моральном поступке и избежать вины); во-вторых, намерение и благо (когда намерение должно нести благо «для многих других»); в-третьих, добро и совесть (когда добро должно совершаться по совести). При этом совесть, в понимании Гегеля, определяет безусловное право субъекта «.знать в себе и из себя самого, что есть право» [5, с. 178], а добро как конечная цель морали представляется полной реализованной свободой. «Добро - это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира» [5, с. 172].
Таким образом, мораль в контексте философской рефлексии о реализации Объективного духа представляется как вторая ступень развития свободы воли на уровне субъекта, который сам выбирает делать добро или зло, поступать по совести, по внутреннему субъективному убеждению, по праву.
Нравственность, по Гегелю, является высшей ступенью развития Объективного духа, характеризующейся конкретностью, подлинностью, истинностью. Следует обратить внимание, что у Гегеля «внешнее наличное бытие» - это абстрактное право, «внутреннее наличное бытие» - это мораль, настоящее «истинное наличное бытие» (свобода воли) - это нравственность. Нравственность по определению есть проявленное в действии добро и истинная свобода. Свобода при этом определяе т наличие нравствен-
ности: «. нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания» [5, с. 200]. Нравственность -это конечное объективированное развитие свободы воли и права на уровне индивида, когда «... нравственное не абстрактно, подобно добру, а в самом интенсивном смысле действительно. Дух обладает действительностью, и ее акциденции суть индивиды» [5, с. 208].
Гегель выделяет три основные формы объективирования нравственного духа, его непосредственной субстанциональности и правовых отношений на уровне индивидов: во-первых, семья (которая предполагает такие социальные отношения, как брак, семейное имущество, воспитание детей и распад семьи); во-вторых, гражданское общество, функционирование которого предполагает наличие системы потребностей (акцентируется внимание на понимании смысла труда, имущества, сословий); системы правосудия, полиции и системы борьбы с коррупцией; в-третьих, государство, в рамках которого осуществляется внутреннее государственное право (княжеская власть, правительственная власть, законодательная власть), внешнее государственное право, всемирная история. Важно отметить, что для Гегеля нравственность является синтезирующим началом, поскольку государство первое по своей сути опосредует функционирование семьи, которая «.развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента» [5, с. 278].
Таким образом, нравственность в рамках философской рефлексии о реализации Объективного духа представляется как конечная подлинная ступень развития свободы воли и особой формы права, объединяющей индивидов. Гегель, описывающий Объективный дух как осуществление идеи свободы и свободы воли, создал оригинальное учение о праве. Философская юридическая доктрина Гегеля выступает актуальным развитием свободы, «. и каждая ступенька развития этой идеи свободы есть особая форма права. Можно сказать, что идея свободы словно ступает по правовым ступенькам» [9, с. 15].
Философское учение Гегеля о праве как философской рефлексии об Абсолютном духе в историко-философском контексте оценивалось неоднозначно. Н. М. Коркунов рассмат-
ривает теорию права Гегеля в системе этических учений, тем самым указывая на философский статус «Философии права». Он обращает внимание на роль диалектического метода, основанного на анализе «необходимого развития духа» в трех стадиях. Объективных дух, отмечает Н. М. Коркунов, проявляется в объ-ективированнии свободной воли. «Произведение свободной воли, как объективная действительность, есть право. Право - не ограничение свободы, а его осуществление» [10, с. 367]. Философия права рассматривает право как постоянно изменяющуюся свободу воли и реализацию идеи права. Право у Гегеля, которое всегда находится в диалектическом движении, отличается от сути естественного права, стремящегося узаконить, сделать неизменным эталоном неотъемлемые принципы и права, вытекающие из природы человека. Неразвивающееся, неизменяющееся естественное право, предшествующее философии права Гегеля «.. .заменяется у него постоянно осуществляющейся по закону диалектического развития в положительном праве идей свободы» [10, с. 369].
По-своему интерпретирует «Философию права» Гегеля И. А. Ильин. Он упрекает Гегеля в метафизичности его учения о праве, которое требует более корректного применения юридических терминов. И вместе с тем он указывает на оригинальность подхода философа в создании учения о праве, к которому он относит мораль и нравственность как духовные составляющие права. Гегель определяет право и нравственность, по мнению И. А. Ильина, отталкиваясь из определенного «. предметного опыта, но сосредоточивается при этом не на данных привычного юристу и общедоступного, повседневного правового опыта, а на "духовной" сущности и на "духовном" значении правовых и нравственных состояний» [11, с. 297]. В этом контексте И. А. Ильин обращает внимание на то, что «Философия права» Гегеля изначально есть философская рефлексия: «.философия права есть результат опыта, раскрытый мыслью. Этот опыт есть самодеятельный, внутренний опыт, спекулятивно очищенный, выношенный и выстраданный самим Гегелем, и вслед затем раскрытый им . в виде философского анализа-синтеза, выполненного над предметным содержанием опыта» [11, с. 298].
Подлинной заслугой «Философии права» Ильин считает актуализацию «разумной действительности», божественного разума (Абсолютного духа), который является истинной «развертывающейся» сущностью всех явлений и образов мира. Право, исходя из гегелевского учения, И. А. Ильин называет особым состоянием человеческого духа, детерминированного «.всегда тем, что оно есть состояние божественного Духа» [11, с. 304]. Другими словами, И. А. Ильин указывает на божественную природу права, которая проявляет себя как наличное бытие (существование) свободной воли. «Право вообще слагается на почве духовного, и свобода составляет его субстанцию» [11, с. 307].
Р. Гайм рассматривает «Философию права» Гегеля как «реставрационный дух» Пруссии (после завоеваний Наполеона и освободительных войн 1813-1815 годов), как философское обоснование правильности прусского государственно-правового устройства, как описание «царства осуществившейся свободы», поскольку «свобода в ее непосредственном тут-бытии составляет сферу права» [12, с. 304]. Свобода в субъективном контексте выражается моралью, в более полной форме -нравственностью, которая организуется в государство. «Нравственность есть "идея" свободы, есть понятие о свободе, превратившееся в существующий мир и в сущность самосознания» [12, с. 305]. Государство есть высшая социальная организация, потому что оно есть «божественная воля» проявление Абсолютного духа.
«Философию права» Гегеля как политическую философию анализирует и критикует Г. Маркузе. Он указывает, что в системе гегелевской философии труд мыслителя занимает место, которое не позволяет качественно исследовать государство, представляющееся высшей реальностью в области права. Учение о праве и государстве в гегелевской системе уступает идеалистическому учению об Абсолютном духе. «Даже весьма выразительное обожествление государства, к которому прибегает Гегель, не может завуалировать тот факт, что он решительно подчиняет объективный дух абсолютному, а политическую истину -истине философской» [13, с. 234].
Для Г. Маркузе сфера государства - это, прежде всего, сфера политическая. Он кри-
тикует Гегеля, при этом отдает ему должное за актуализацию политических проблем философии, создание рефлексивной системы о праве и государстве. Г. Маркузе обращает внимание на то, что все основные понятия «Философии права» (право, власть, гражданское общество, государство и т. п.) не потеряли актуальности в современной философии, а вновь отражают социальную действительность. «Они утрачивают свой абстрактный и метафизический характер, выявляя действительное историческое содержание» [13, с. 241], которое сводится к тому, что «личность», «субъект», «индивид» («я») становятся «экономическим человеком», свобода определяется собственностью, разум проявляется в конкуренции, а естественный закон становится законом общества взаимной конкуренции, «и это социальное содержание не является продуктом вынужденного толкования или внешнего применения данных понятий, но представляет собой окончательное раскрытие их изначального смысла» [13, с. 241].
«Философия права» Гегеля, по своей сути, определяет Г. Маркузе, носит материалистический характер, поскольку в ней разворачивается логика социально-экономического развития (например, отношение к собственности, труду, потребности и удовлетворении, сословиям, власти и т. п.). По его мнению, в ней нет никакой оригинальной теории государства и права. «Это просто философская дедукция права, государства и общества или выражение личных взглядов Гегеля относительно их реальности» [13, с. 242].
Положительным моментом «Философии права» Маркузе называет то, что в гегелевских рассуждениях и формулировках наблюдается прогресс развития отношений между людьми в отношении к материальным объектам, вещам. «Личность растворяется в своей собственности
Литература
1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3-х т. М., 1972. Т. 3.
2. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М., 1998.
3. Торубарова Т. В. Понятие духа в философии Гегеля // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). Вып. 35.
и остается личностью лишь благодаря этой собственности» [13, с. 254]. Другими словами, вычерчиваются реальные социально-экономические и политические отношения.
Неоднозначность трактования положений «Философии права» Гегеля только подтверждает ее актуальность. Философско-правовые идеи, сформулированные в данной работе и нашедшие свое отражение в системе философии Абсолютного духа, и в настоящее время представляют большой исследовательский интерес и базу для философской рефлексии в рамах познания государственно-правовой, социокультурной, этической, духовно-культурной (идеальной) действительности.
В целом историко-философский анализ «Философии права» Гегеля показал, что, во-первых, философия права есть философская рефлексия о праве, которая представлена как Объективный дух; во-вторых, право как Объективный дух является составной частью философии Абсолютного духа и занимает промежуточное место в системе Субъективный дух - Объективный дух - Абсолютный дух; в-третьих, философия права есть спекулятивное, философское понятийное знание, философская наука о праве, а не юриспруденция; в-четвертых, философия права представляет собой составную часть всей гегелевской философской системы, которая в методологическом плане опирается на диалектику; в-пятых, философия права есть рефлексия по поводу проявления права как «свободной воли» (на уровне личности, субъекта, индивида) и наличного бытия (внешнего, внутреннего, подлинного). Суть «Философии права» Гегеля заключается в осмыслении права как социальной и духовной панацеи от всех бед, осуществление которого реализует законность, справедливость, порядок, системность и целесообразность государственного управления.
Bibliography
1. Hegel G. V. F. The science of logic: in 3 volumes. Moscow, 1972. Vol. 3.
2. Nersesyants V. S. Philosophy of law of Hegel. Moscow, 1998.
3. Torubarova T. V. The concept of spirit in Hegel's philosophy // Scientific Bulletin of Belgorod state University. The series: Philosophy. Sociology. Right. 2016. № 3 (224). Issue 35.
4. Moiseev A. V. «Philosophy of law» by He-
4. Моисеев А. В. «Философия права» Гегеля: самосознание и критика исторического времени // Философия права. 2015. № 6 (73).
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
6. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1989.
7. Сокольникова В. А. Понятие неправа в философии Гегеля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 6.
8. Овсяников М. Ф. Философия Гегеля. М., 1959.
9. Большаков Н. Н. Размышления по поводу логического развертывания «Философии права» Г. Гегеля // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Философские науки. 2015. № 1 (19).
10. Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1915.
11. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
12. Гайм Р. Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве философии Гегеля. СПб., 2006.
13. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000.
gel: self-consciousness and the critique of historical time // Philosophy of law. 2015. № 6 (73).
5. Hegel G. V. F. Philosophy of law. Moscow, 1990.
6. Kuznetsov V. N. German classical philosophy in the second half of XVIII - early XIX century. Moscow, 1989.
7. Sokolnikova V. A. The Concept wrong in the philosophy of Hegel // Gaps in the Russian legislation. Legal journal. 2013. №. 6.
8. Ovsyanikov M. F. Hegel's philosophy. Moscow, 1959.
9. Bolshakov N. N. Reflections on the logical development of Hegel's «Philosophy of law» // Human science: humanitarian studies. Philosophical sciences. 2015. № 1 (19).
10. Korkunov N. M. History of philosophy of law. St. Petersburg, 1915.
11. Ilyin I. A. The philosophy of Hegel as a doctrine about the concreteness of God and man. St. Petersburg, 1994.
12. Haym R. Hegel and his time. Lectures on the origin, development, essence and dignity of Hegel's philosophy. St. Petersburg, 2006.
13. Marcuse G. Reason and revolution: Hegel and the formation of social theory. St. Petersburg, 2000.