нимательской практики. Однако новейшие разработки маркетинговой теории и практики в сфере обмена предполагают несколько стадий или этапов процесса торговли ( 2, с.231).
Выявление потенциальной клиентуры. Важным началом в практике коммерческой работы является поиск потенциальных клиентов. Есть две основные причины, побуждающие торговцев постоянно заниматься расширением клиентурной базы: необходимость увеличения объема продаж и замена клиентов, которые с течением времени перестают покупать товары фирмы. В практике торговой деятельности считается, что исходным началом в поиске потенциальной клиентуры являются объекты изучения, к которым относятся люди и организации. Объекты превращаются в потенциальных клиентов при соблюдении ряда условий: объект должен иметь необходимые финансовые ресурсы для совершения покупки, объект должен обладать полномочиями для совершения сделки, объект должен иметь желание совершить покупку.
Установление контакта. Установить контакт с потенциальными клиентами есть необходимый и важный этап торговли. При этом следует помнить главный принцип торгового маркетинга «Проявите заботу о клиенте, и он к вам непременно вернется. Позаботьтесь о своем товаре, и он обратно к вам никогда не вернется!»
Определение возражений клиента. Прежде решать проблему возражений клиента необходимо остановиться на проблеме общения вообще и общения в процессе торгового контакта в частности. В процессе разговора продавца и покупателя необходимо иметь в виду, что начало всякого общения, начинается с определения физического пространства. Оно понимается как расстояние между собеседниками, которое позволяет им общаться без взаимного раздражения, но и человеческими отношениями.
Таким образом, продажа товаров или услуг торговыми агентами - это процесс общения, состоящий из информирования, убеждения, напоминания. От торгового агента требуется не только умение говорить, но и умение слушать. Обычной ошибкой торговцев
является запрограммированная речь о том, что товар нашей фирмы наилучший, наша продукция самая совершенная, а цены самые низкие. Потенциальный клиент хоть раз в жизни это уже слышал, и подобные высказывания вызывают у него равнодушие. Именно поэтому представление товара продавцом должно быть творческим, непохожим на других, содержать что-то особенное, не присущее другим представлениями товаров.
Кроме того, очень важно, принимать меры предупредительного характера, до того как в этом возникнет необходимость. Это означает, что фирма должна делать все необходимое, чтобы не вызвать жалоб и нареканий со стороны реальных клиентов. Публично признавать свои ошибки. Опыт коммерческой практики позволяет утверждать, что фирма, признающая свои ошибки в удовлетворении потребностей клиентов, довольно часто пользуется «прощением» со стороны потребителей.
И не менее важно, внимательно следить за развитием социальной сферы, стремиться участвовать в проведении социальных мероприятий в регионе и стране, поддерживать корпоративный кодекс рыночного поведения.
Литература
1. Авдеева Р.В. Основные направления формирования маркетинговых информационных систем (МИС) // Маркетинг в России и за рубежом, 2011, № 4.
2. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финп-ресс, 2010. - 364 с.
3. Гончаров В.Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле. -М.: ДеЛи принт, 2011.
4. Ламбэн Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Пер. с фр.- СПб.: Наука, 2006.
5.Полянская И.Л., Карпушенко П.Б. Инновационные подходы в практике маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 6.
СУЩНОСТЬ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ИННОВАЦИОННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каргина Л.А., д.э.н., профессор кафедры Торгового дела и предпринимательства Московской академии предпринимательства при
Правительстве Москвы
Ионова Г.А. соискатель кафедры Торгового дела и предпринимательства Московской академии предпринимательства при
Правительстве Москвы
Статья посвящена выявлению факторов , влияющих на повышение эффективности оборота розничной торговли в современных условиях возрастающей конкуренции.
Ключевые слова: рентабельность, спрос, конкуренция, оборот розничной торговли.
THE ESSENCE OF RETAIL TRADE AS AN INNOVATION INDICATOR STRATEGIC TRADE ANALYSIS
Kargina L., Doctor of Economics, Professor, Trading business and entrepreneurship chair, Moscow Academy of Entrepreneurship under the
Government of Moscow
Ionova G., the applicant, Trading business and entrepreneurship chair, Trading business and entrepreneurship chair
The article focuses on the identification offactors that influence the effectiveness of retail trade in the current context of increasing competition. Keywords: profitability, demand, competition, the retail trade.
Формирование динамичной инфраструктуры и конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в сфере розничной торговли, в современных быстроменяющих-ся экономических условиях, требует выявления, аналитического подхода и подробного анализа наиболее важного показателя - торгового оборота.
Оборот предприятий розничной торговли является одним из основных показателей экономического и социального развития страны в целом и отдельных регионов. Он отображает процесс обмена товаров на деньги и представляет собой конечную стадию в движении товаров. При этом завершается процесс их обращения, и товары переходят в сферу потребления на основе купли-продажи. В этом показателе находят отражение процессы, происходящие в объеме и структуре потребления материальных благ. Следовательно, он в
определенной мере характеризует уровень жизни населения.
Индустрия розничной торговли стремительно меняется. Под влиянием процесса глобализации, изменения потребительских предпочтений и диверсификации каналов сбыта значительно возросла и стала более напряженной конкуренция в данном секторе рынка. Современный оборот розничной торговли носит динамический характер. Большая его часть непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.
Оборот розничной торговли - важный социально-экономический показатель, отражающий процесс обмена, или реализации произведенного продукта». Реализация означает возмещение стоимости и признание потребителями потребительной стоимости товаров. В результате продажи товаров не только должны быть возмещены затраты на их производство, должна быть получена прибыль.
Содержание оборота розничной торговли включает :
- стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам;
- стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара;
- стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту прода-жи)в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров, в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров;
-стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю, не зависимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
- полная стоимость товаров, проданных отдельными категориями населения со скидкой.
Одновременно не включается в оборот розничной торговли:
- стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
- продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, домам престарелых, детским яслям, школам);
- продажа товаров специальным потребителям (полиции, военным организациям).
Развитие конкуренции напрямую связано с появлением на рынке потребительских товаров множества продавцов, ими становятся специальные торговые предприятия различных форм собственности, сами производители продукции, в частности, отдельные предприниматели, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и др.
Структура и объем оборота розничной торговли характеризует уровень потребления товаров населением, рост или снижение его покупательной способности. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры отечественного производства: увеличение структуры производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые не пользуются спросом у покупателей.
Развитию исследуемого показателя присущи закономерности, в которых отражаются происходящие в стране экономические и социальные процессы, которые между собой взаимосвязаны. Так, снижение инвестиции в реальный сектор экономики приводят к разрушению научно производственного потенциала страны, утрате основных производственных фондов и источников их воспроизводства, сокращению оборотного капитала и к уменьшению объема производства, что отражается на структуре оборота розничной торговли - размер оборота может не измениться, а даже увеличится, но наблюдается импортозамещаемость продаваемых товаров. Рост денежной массы в стране, девальвация рубля, инфляция, и, как следствие, сокращение покупательской способности населения приводят к негативным изменениям в объеме и структуре оборота розничной торговли.
Основными задачами современного оборота розничной торговли являются:
- проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;
- выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;
- определение факторов, влияющих на изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику оборота розничной торговли);
-оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективности;
-выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;
-разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности механизмов хозяйственно - финансовой деятельности.
Оборот розничной торговли, прежде всего, является результатом взаимодействия категорий предложения и спроса. Материальной основой его формирования является производство товаров, а спрос в значительной мере определяется покупательной способностью населения. Кроме того, бесспорно, что основой выбора потребителя в розничной торговле выступает цена. Розничные цены влияют на общую сумму оборота розничной торговли и на его структуру. Так, инфляционные процессы и повышение розничных цен
способствуют росту доли продуктов питания в общем объеме оборота розничной торговли. При понижающемся уровне жизни, население основную часть денег начинает тратить на покупку продовольствия. С ростом реальных доходов и повышением благосостояния людей увеличивается доля денег, направляемых на покупку предметов длительного пользования. Однако, в настоящее время потребители, выбирая место совершения покупки, ориентируются не только на цены предлагаемых им товаров, но и на качество услуг розничной торговли.
Развитие оборота розничной торговли в современных динамичных условиях во многом зависит от организации торговли и обслуживания покупателей (состояние розничной сети и ее размещение, методы продажи товаров, постановка рекламы). Эти факторы особую значимость приобретают в условиях интенсивной конкуренции, роста количества предпринимателей, занимающихся торговым бизнесом. Повышение удовлетворенности потребителей является основной задачей любой розничной торговой сети, поскольку покупатели, получив однажды положительный опыт взаимодействия с предприятиями розничной торговли, будут вновь к ним обращаться. Поэтому многие магазины стараются увеличить количество постоянных покупателей, построить с ними длительные отношения. Таким образом, формируется потребительская приверженность и лояльность к магазинам розничной торговли.
Потребитель в условиях адаптации к изменению внутренних и внешних условий является полноправным участником торговой деятельности, ее регулятором. Он выступает важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничными торговыми предприятиями. С этих позиций комплекс задач деятельности хозяйствующих субъектов потребительского рынка, а в их числе и организаций розничной торговли, необходимо рассматривать в первую очередь через удовлетворение потребностей обслуживаемого населения. Потребитель, реализуя свои интересы, оказывает влияние на такие элементы деятельности, как заключение договоров на поставку качественных товаров, выбор сегмента рынка, организация сбыта и продажи товаров, формирование ассортиментной и ценовой политики. Наибольшая результативность наблюдается в крупных розничных торговых предприятиях, в том числе сетевого ритейла, что объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов данной группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах. В результате потребитель получает большой выбор качественной продукции по низким ценам. Мелкие и средние магазины, лишенные такой возможности, в своей деятельности опираются чаще всего на нерегулярные, случайные связи. Основными поставщиками товаров для них являются различного рода посредники, что не только осложняет фактический учет оборота розничной торговли, но и приводит к существенному росту потребительских цен и практически полному отсутствию контроля качества товара.
В результате в крупных торговых центрах создаются более выгодные условия для совершенствования оборота розничной торговли и улучшения его структуры, в частности увеличения доли оборота по реализации наиболее оптимальных и ценных, с точки зрения потребительских свойств, продуктов питания, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, удовлетворения разнообразных запросов покупателей.
Оборот розничной торговли находится под воздействием ряда синхронизированных факторов. В свою очередь, сам оборот розничной торговли является позитивным или негативным фактором, формирующим конечные результаты деятельности.
Для проведения аналитической оценки такой взаимосвязи используется внутренняя и внешняя информация. Внутренняя включает в себя сведения о достигнутом объеме продаж по определенным торговым предприятиям или сетям, сведения об уровне товарных запасов, товаро-оборачиваемости и т.д. Внешняя включает в себя информацию о динамике оптовых и розничных цен, об объеме спроса обслуживаемого населения, о результатах деятельности конкурентов и т.п.
Основная цель оценки взаимосвязи - поиск резервов повышения рентабельности торгового предприятия и создание основы для прогнозирования дальнейшей деятельности. К показателям, формирующим оборот розничной торговли, относятся:
-спрос, который определяется денежными потоками населения, размерами расходов и доходов, их распределением, уровнем цен и т.д.;
Рис.1. Классификация факторов, влияющих на оборот розничной торговли
-объем производства, отраслевая структура промышленного и сельского производства;
-макроэкономическая ситуация (инфляционные процессы в экономике, сырьевая зависимость, несистемность модернизации, нарастание внутренних конфликтов и прогрессирующее экономическое отставание от других стран);
-демографические факторы (численность населения, половозрастной состав, размер семьи, темпы естественного прироста населения и т.д.);
-социально-психологические факторы (национальные традиции, обычаи, мода);
-способы современной организации торговли, транспортные и логистические связи;
-финансовый потенциал торговых организаций и предприятий (объем выручки, обеспеченность собственными оборотными средствами, рентабельность, кредитная ставка банка, уровень издержек и их структура);
-объем и структура поступления товаров, товарных запасов, показатели оборачиваемости товаров.
В обобщенном виде классификация факторов, влияющих на оборот розничной торговли, представлена на рис.1.
Следует отметить, что существует объективная возможность количественного измерения влияния многих из этих факторов на динамику оборота розничной торговли. В рамках нашего исследования проведем более детальный анализ взаимосвязи этих факторов.
1.Влияние изменения физической массы реализованных товаров и изменения цен:
- за счет изменения физической массы:
-за счет изменения абсолютной суммы товарных запасов:
- за счет изменения структуры товарных запасов:
[/
100
(3)
(4)
(5)
где ! Ср - скорость обращения в числе оборотов в отчетном и базисном периоде;
3 - 3 - - средние товарные запасы в отчетном и базисном
периоде;
П„ - сумма оборота розничной торговли в базисном периоде;
A ,fo
изменения розничных цен:
(1)
(2)
где - физическая масса товаров базисного и отчетного
периода;
Ро VI - розничные цены базисного и отчетного периода.
2.Влияние изменения средней скорости обращения товаров, объема и структуры товарных запасов:
-за счет изменения оборачиваемости отдельных товаров:
удельный вес отдельных товарных групп в товарных запасах в отчетном и базисном периоде.
3.Влияниеизменения среднесписочной численности работников и производительности их труда, в т.ч.:
-изменение производительности труда:
ЛТП = П0) ХЧЬ (6)
-изменение численности работников:
ЛТ.: = (Ч± - Ч0) х П, <7)
где ПгП0 - производительность труда в отчетном и базисном периоде;
ЧгЧ0- численность работников в отчетном и базисном периоде.
4.Влияние изменения качества торговых предприятий, их торговой площади и оборота розничной торговли на 1кв.м., в т.ч.:
-изменение количества торговых предприятий:
-изменение торговой площади одного предприятия:
(8)
- А':5-::, (9)
изменение оборота розничной торговли на 1 кв.м.:
(10)
где А. - количество торговых предприятий в отчетном
и базисном периоде;
5±, - торговая площадь одного предприятия в отчетном и
базисном периоде, кв.м.;
t0 - оборот розничной торговли на 1 кв.м. в отчетном и
базисном периоде, руб.
5.Влияние изменения показателей балансовой увязки оборота розничной торговли (товарного обеспечения):
л! Г = - Л.-, (12)
где АР - прирост оборота розничной торговли общий, в т.ч. за счет;
АП - изменения поступления против планируемого;
_ 3 - -изменение товарных запасов на конец периода против норматива.
Экономически важно оценить, каким путем достигнуто увеличение объема реализации - экстенсивным или интенсивным. С этой целью определяется доля интенсивных и экстенсивных факторов в приросте (снижении) оборота розничной торговли:
Л:: = -1- 100,
(13)
t0’
(14)
где лвг - изменение времени обращения, дни;
£ 1? £ ф - однодневный оборот розничной торговли базисного и отчетного периодов, тыс.руб.;
3 - - средний товарный запас базисного периода, тыс.руб.
Влияние объема оборота розничной торговли на доходы может быть рассчитано как произведение суммы изменения оборота розничной торговли на базисный уровень доходов, деленное на 100.
Более детально изменение доходов также может быть исследовано в зависимости от изменения розничных цен и от изменения физического объема продаж.
7. Влияние оборота розничной торговли на сумму прибыли может быть определено как разница результатов влияния оборота розничной торговли на доходы и на издержки. Кроме того, это влияние может быть рассчитано как произведение суммы изменения оборота розничной торговли на базисный уровень рентабельности, деленное на 100.
Оценка влияния, изменения структуры оборота розничной торговли на показатели хозяйственно - финансовой деятельности проводятся с использованием метода процентных чисел, также можно рассчитать влияние структуры на уровень дохода, издержек, рентабельности и на товарооборачиваемость.
8. Влияние структуры оборота розничной торговли на уровень валового дохода определяется по формуле:
т=
£ До/i -£До/о
100
(15)
где
ДА-
изменение уровня валового дохода за счет структуры
,%;
Где Ди - доля прироста оборота розничной торговли за счет интенсивных факторов, %;
2 _ - темп прироста экстенсивных факторов, %;
^ - темп прироста объема деятельности (оборота розничной торговли), %.
Отметим, что любая торговая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Прибыль является производной от объема продаж: в прямом смысле - как разность цен, косвенно - через масштаб деятельности. Размер прибыли определяется двумя основными ограничениями:
Во-первых, через доходы, которые связаны с количеством проданного товара;
Во-вторых, через издержки, динамика которых не всегда пропорциональна динамике продаж.
Чем выше уровень издержек продавца, тем по более высокой цене он вынужден продавать свой товар для получения той же нормы прибыли, а любой прирост цены автоматически снижает объем продаж (что объясняется эластичностью спроса). Оборот розничной торговли выступает как основной фактор изменения не только суммы прибыли, но и рентабельности. Совокупный доход от продаж зависит не только от разницы в ценах, но и от оборачиваемости капитала, а оборачиваемость, в свою очередь, является производной от объема продаж.
Оборачиваемость оказывает непосредственное воздействие на уровень расходов. Поэтому в показателе оборота розничной торговли проявляются не только прямые, но и обратные связи между объемными и качественными показателями.
б.Влияние оборота розничной торговли на ,время обращения товаров может быть рассчитано следующим образом:
. I - уровень валового дохода по отдельным товарным группам в базисном периоде,%;
fo.fl - удельный вес оборота розничной торговли по этим
товарным группам в общем обороте: в базисном и отчетном периодах .
При анализе оборота розничной торговли организации все факторы внутренней среды могут быть объединены в три группы:
1) Факторы, связанные с обеспечением предприятия трудовыми ресурсами: влияние численности и производительности труда работников:
OFT = ТТ <т-:,
(16)
где ПТ - производительность труда работников;
Ч- среднесписочная численность работников;
2) Факторы, связанные с использованием основных средств: изменение фондоотдачи и стоимости основных средств:
OFi = Ф- < 0Ф,
(17)
где Фо - фондоотдача,руб.;
ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов.
При расчете влияния изменения оборота розничной торговли можно использовать модель, определяющую взаимосвязь уровня использования трудовых ресурсов и основных средств торгового предприятия:
0\- Т = и < Ф, < Ф:,
где Ф Б - фондовооруженность труда работников.
(18)
Также необходимо рассчитать влияние на изменение оборота розничной торговли количества торговых предприятий, их торговой площади и оборота розничной торговли на 1кв.м., используя модель:
Of: = К <5 <
(19)
где К -количество торговых предприятий, ед.;
Б- торговая площадь одного предприятия, кВ.м.;
1> оборот розничной торговли на 1кв.м.
3) Факторы, связанные с обеспечением оборотными средствами: влияют на объем и структуру оборотных средств торгового пред-
приятия, а также скорость обращения средств, вложенных в оборотный капитал и товарные запасы:
ОгТ = ОС < 0-,, (20)
где ОС-средний размер оборотного капитала, руб.;
Об - коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, раз.
Динамика товарных запасов и обеспеченность ими оборота розничной торговли оказывает значительное влияние на динамику объема продаж:
где 71 - средние товарные запасы в торговле;
О, - коэффициент оборачиваемости оборотного
(21)
капитала,
Основным внешним фактором, влияющим на деятельность организации, является инфляция.
OF- = F < О,
(22)
где Р- изменение цены на товары;
Q - изменение физического объема.
Важным фактором, влияющим на оборот розничной торговли, являются численность населения, обслуживаемого организацией, покупательские фонды населения и процент охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов населения на основе модели:
(23)
где Ч-численность обслуживаемого населения;
ПФ- покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);
ОХВ- процент охвата оборотом розничной торговли покупательных фондов.
На динамику оборота розничной торговли оказывает влияние динамика численности населения, обслуживаемого системой, и оборота розничной торговли на одного человека.
Для расчетов используется следующая модель:
0РТ = Чх^р (24)
Факторы, связанные с товарным обеспечением, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и их прочего выбытия.
Говоря об экстраполярном направлении влияния факторов необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах, также это относится к товарам в запасе. При нарушении перечисленных условий фактор, оказывающий положительное влияние, может стать отрицательным. Поэтому нельзя считать положительным фактором увеличение поступление товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если последние возрастали за счет неходовых товаров.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что на объем оборота розничной торговли влияет каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму продажи, а их увеличение отрицательно сказывается на величине оборота розничной торговли данного периода.
Таким образом, результаты факторного анализа служат экономической основой подготовки и принятия мобилизационного сценария, направленного на выбор наиболее рациональных путей создания необходимых стимулов для устойчивого развития современного торгового предпринимательства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Исраилов Х.Л., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве» Грозненского государственного нефтяного
технического университета
Рассматриваются и совершенствуются методы оценки и регулирования конкурентоспособности товарной строительной продукции. Ключевые слова: конкурентоспособность, оценка, показатель, строительная продукция.
METHODICAL BASE OF THE ESTIMATION TO COMPETITIVENESS TO BUILDING PRODUCT
Israilov H., Ph.D., Professor, Economics and Management in Construction chair, Grozny state oil technical university Reviewed and improved methods of assessment and competitive commercial construction products.
Keywords: competitiveness, estimation, factor, building product.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности строительной продукции напрямую зависит от выбранного метода ее оценки. Отметим, что оценка способности продукции конкурировать на рынке обычно производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения, т.к. конкурентоспособность продукции или иного объекта является относительным понятием, т.е. о ней можно говорить только при сравнении с другим аналогичным объектом. За базу сравнения принимается либо отдельная потребность заказчика строительной продукции, либо образец. Обычно образец представляет собой аналогичную товарную строительную продукцию, имеющую на момент сравнения максимальный объем заказов и наилучшую перспективу спроса в будущем[1].
Если за базу оценки принимается отдельная 1-я потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производит-
ся по следующей известной формуле [2]:
^ 1 = Р- • 100% (1 = 1, 2, 3,...,п),
Мо
где ^ - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по 1-му параметру; Р. - величина 1-го параметра для анализируемой строительной продукции; Р. - величина 1-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п - количество различных отдельных потребностей.
Далее проводится анализ результатов оценки по следующему принципу:
- при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализи-