Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ /PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК 241.513 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/57
СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ В ПРАВОСЛАВИИ
©Маяцкая О. Б., ORCID: 0000-0001-6564-6994, канд. филос. наук, Башкирский
государственный университет, г. Уфа, Россия, [email protected] ©Германова В. А., ORCID: 0000-0002-6553-1457, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия, [email protected]
THE ESSENCE OF LOVE IN ORTHODOXY
©Mayatskaya O., ORCID: 0000-0001-6564-6994, Ph.D., Bashkir State University,
Ufa, Russia, [email protected] ©Germanova V., ORCID: 0000-0002-6553-1457, Bashkir State University, Ufa, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье анализируется духовно-нравственная область православной культуры и религии, осмысливается сущность любви в православии, глубокие православные корни брачных и семейных отношений, а также проблемы современной молодежи и влияние православных ценностей на ее духовное становление. Обосновывается, что сегодня как никогда актуальными становятся: терпение, взаимопонимание, уважение жертвенность, правильная иерархия, избавление от эгоцентризма, единение супругов, становление «единой плотью» на уровне духа, души и тела, проводится мысль о том, что следование именно этим принципам делает возможным выстраивание действительно прочных семейных отношений, не зависимых от трансформационных процессов, девальвирующих современную семью.
Abstract. The article analyzes the spiritual and moral field of Orthodox culture and religion, comprehends the essence of love in Orthodoxy, the deep Orthodox roots of marriage and family relations, as well as the problems of modern youth, the influence of Orthodox values on its spiritual formation. It is proved that today more than ever become relevant: patience, mutual understanding, respect, sacrifice, correct hierarchy, getting rid of egocentrism, the unity of spouses, becoming 'one flesh' at the level of spirit, soul and body, the idea that following these principles makes it possible to build a really strong family relationships, regardless of the transformational processes that devalue the modern family.
Ключевые слова. Православие, любовь, нравственность, семья, семейные отношения, супружество, брак, православный брак, семейные ценности, православные семейные ценности, духовность, добро, терпимость.
Keywords. Orthodoxy, love, morality, family, family relations, matrimony, marriage, Orthodox marriage, family values, Orthodox family values, spirituality, goodness, tolerance.
В Русскую Православную Церковь входят люди разных национальностей, проживающие в разных государствах и имеющие свои национальные традиции и особенности — данные моменты нужно знать и учитывать. Для того чтобы люди жили в единении с собою и с обществом, святитель Иоанн Златоуст советовал жить в любви, он
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
считал, что все блага находятся там, где есть единодушие, поэтому «там мир, там любовь и душевное веселье; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды» [1, с. 250].
Патриарх Кирилл особенное внимание уделяет цивилизационной проблеме, связанной с трансформацией и искажением понятия «любовь»: «Для меня как для верующего человека любовь — это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одного Бог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом.
Любовь — это как воздух для всех. Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное: наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические различия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то может сказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которые работают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если бы не любовь, которая способна соединять людей. А то, что сейчас под любовью подразумевается, - человеческая страсть, реализация этой страсти — к любви не имеет отношения. Так разрушается это понятие» [2].
Национальные и религиозные различия присутствуют во всех обществах и они не зависят от того озвучиваем мы связанные с ними проблемы или нет. В осмыслении этих проблем молодежи может помочь православное видение мира, понимание и постижение любви как Божия дара. На этот дар любви человек отвечает, волевыми установками, направляя свою волю к добру, а любовь как направленность человеческой воли, устремляет поступки человека к совершению добра.
В православном понимании проявление любви и добра — это путь человека к человеку, идущий через Бога, суть которого и есть любовь. Отсюда постижение того, что любовь, с одной стороны - это дар, а с другой стороны, поручение, данное человеку Богом.
По мысли И. Лествичника, даже опыт плотской любви становится ступенью, которая ведет «нечистые души, бросавшиеся в плотскую любовь» к Богу, а опыт такой любви может привести их к «внутреннему перевороту, когда ...преодолевая страсть, они стремились любить Бога со всей силой ненасыщенного желания. Вот почему Христос, говоря о целомудренной блуднице, сказал не о ее страсти, а о том, что она много любила и смогла преодолеть любовь любовью» [3, с. 66].
Если же человек не умеет любить ближнего, но думает, что любит Бога, то он находится в глубоком заблуждении, так как христианская любовь - это, прежде всего, милосердие и добро, именно так говорил нам апостол Павел: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» [4, с. 4-8].
В своем истинном значении, считают Святые Отцы, любовью может быть названа именно христианская любовь как проявление божественного в человеке. Бог создал человека цельным: дух, душа, тело и разум едины, но в результате грехопадения человека его природа претерпела повреждение, «она стала тленной, смертной и страстной», поэтому некогда единое человеческое естество распадается на самостоятельно действующие части, каждая из которых обладает независимым волевым началом. Теперь данные начала функционируют в дисгармонии друг с другом, они могут быть направлены не только на созидание добра, мира, любви, но во зло, нелюбовь и разрушение, причем как самой личности, так и в целом всего окружающего мира. Иисус своей крестной жертвой исцеляет эту поврежденную природу человека, приводит к гармонии и совершенству разрозненные свойства человеческого естества к единству в Богочеловеке.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
Семья и брак в православной христианской традиции имеет глубокие онтологические корни: человек един по существу своему, мужчина, женщина, ребенок — есть личность, образ Божий. Личность человека с позиций христианской антропологии имеет следующую иерархию: дух-душа-тело. Дух человека, наполненный Духом святым, занимает здесь ведущее место, Душа — преображает и освящает тело человека. Согласно трем уровням личности человека, можно определить и три уровня взаимоотношений в браке: духовный -душевный - телесный. На душевном уровне целью брака является взаимная поддержка, эмоциональная близость, забота, преодоление эгоизма, проявлением духовного уровня становится любовь, жертвенность, совесть.
Современному человеку может казаться, что он уже научился любить, однако это не всегда так: «Мы все думаем, — писал Антоний, митрополит Сурожский, — будто знаем, что такое любовь, и умеем любить. На самом деле очень часто мы умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковое чувство, потому что нам с ним хорошо, но любовь нечто гораздо большее, более требовательное и порой трагичное» [5].
Многие молодые люди сегодня задаются вопросом: поможет ли духовность построить карьеру и заработать деньги. К сожалению, в современном обществе мы часто можем наблюдать выхолащивание духовности или нахождение ее в «спящем» состоянии. Поэтому, считаем важным актуализировать все нематериальное, что «дремлет» в человеке, заставить «душу трудиться» ежедневно и ежечасно и в этом значительную роль должно играть воспитание в семье, нацеленное на православные христианские ценности.
В современном обществе молодые люди проецируют потребительское отношение на разные сферы, в том числе и на сферу человеческих взаимоотношений, на любовь: я тебя люблю за то, что ты для меня что-либо сделал или дал, однако любовь — это, прежде всего, дар, дарение самого себя, жертвенность без всяких условий. Более того, современные психологи зачастую внушают молодежи, что для того, чтобы полюбить этот мир, нужно сначала полюбить себя, что противоречит христианской морали. Именно здесь нам видится узел проблем: человек претерпевает неудачи потому, что ищет любви в себе и не дарит ее Богу и ближнему, следовательно, истощает собственную душу.
Список литературы:
1. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М.: Харвест, Т. 4-6, 2005. 1423 с.
2. Патриарх Кирилл о любви и смерти, о молодежи и святости, о войне и молитве. https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-o-lyubvi/
3. Давыденков И. О. Догматическое богословие: курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. 53 с.
4. Кор. 13, 4-8.3.
5. Митрополит Антоний Сурожский. Таинство любви. https://citaty.info/book/mitropolit-antonii-surozhskii
References:
1. Svt. Ioann Zlatoust. (2005). Polnoe sobranie tvorenii. Moscow.
2. Patriarkh Kirill o lyubvi i smerti, o molodezhi i svyatosti, o voine i molitve. https://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-o-lyubvi/
3. Davydenkov, I. O. (1997). Dogmaticheskoe bogoslovie: kurs lektsii. Moscow.
4. Kor. 13, 4-8.3.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
5. Mitropolit Antonii Surozhskii. Tainstvo lyubvi. https://citaty.info/book/mitropolit-antonii-surozhskii
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.11.2019 г. 17.11.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Маяцкая О. Б., Германова В. А. Сущность любви в Православии // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 458-461. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/57
Cite as (APA):
Mayatskaya, O., & Germanova, V. (2019). Essence of Love in Orthodoxy. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 458-461. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/57 (in Russian).