Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоглазова О.А.

Аннотация на русском языке: Конкуренция предприятий - одна из наиболее ярко выраженных тенденций развития экономики в России. Соответственно, необходимо глубокое понимание «конкурентоспособности предприятия». В статье приведен анализ существующих определений данной категории и сконструировано авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

The summary in English: The competition of enterprises is one of the most pronounced tendencies of economic development in Russia. Accordingly, a deep understanding of the "competitiveness of the enterprise" is necessary. The article analyzes the existing definitions of this category and constructs the author's definition.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 330.34

Белоглазова О.А. студент магистратуры 2 курса факультет Менеджмента и сервиса Вятский государственный университет

Россия, г. Киров

СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация на русском языке: Конкуренция предприятий - одна из наиболее ярко выраженных тенденций развития экономики в России. Соответственно, необходимо глубокое понимание «конкурентоспособности предприятия». В статье приведен анализ существующих определений данной категории и сконструировано авторское определение.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятий, определение конкурентоспособности, эффективность.

Beloglazova O.A.

Student

2 year of Master's Degree in Management and Service Department

Vyatka State University Russia, Kirov city ESSENCE OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

The summary in English: The competition of enterprises is one of the most pronounced tendencies of economic development in Russia. Accordingly, a deep understanding of the "competitiveness of the enterprise" is necessary. The article analyzes the existing definitions of this category and constructs the author's definition.

Key words: competition, competitiveness of enterprises, definition of competitiveness.

Одним из наиболее актуальных направлений развития рыночных отношений в России является усиление конкуренции предприятий. В сложившейся ситуации особенно важно глубокое понимание такой категории, как «конкурентоспособность предприятий». К настоящему моменту уже сформулировано значительное количество определений этого понятия. Это можно объяснить тем, что конкурентоспособность многообразна, и изучается она в разных условиях, применимо к предприятиям разной специфики. Тем не менее, остается открытым вопрос конструирования универсального определения, которое бы наиболее полно отразило сущность конкурентоспособности предприятий.

Для достижения поставленной цели нам необходимо систематизировать уже имеющиеся определения. В статье М. В. Чебыкиной [1] были выявлены два подхода к её пониманию: тактический подход (отражает экономическую составляющую) и стратегический подход (ориентирован на организационную составляющую). Рассмотрим определения конкурентоспособности различных авторов в рамках этих

подходов. (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация определений конкурентоспособности предприятия с учетом стратегического и тактического подходов [2-6]

Авторы Сущность подходов к пониманию конкурентоспособности Достоинства подхода Недостатки подхода

Тактический подход к определению КСП - отражение экономической составляющей предприятия

Царев ВВ., Гладышева И.В., Фионин В.И. Интегральная числовая характеристика, с помощью которой оцениваются достигнутые предприятием конечные бизнес-результаты его деятельности в течение определенного периода -учтен фактор времени; -указано на интегральный характер КСП -не учтена организационная составляющая КСП; -не указано на то, что КСП -это сравнительная категория; - не сказано о месте реализации КСП

Бурдина А.А., Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Д.А., Лысенко Д.В. Экономический эффект, полученный за счет синергии производственных, организационно-кадровых, инновационных, ресурсосберегающих, экологических, финансово- экономических, брендовых и прочих возможностей промышленного предприятия, характеризующихся уровнем проявления и развития соответствующих потенциалов в рамках стратегии развития промышленного предприятия. -отражено многообразие факторов, влияющих на КСП -не учтена организационная составляющая КСП; - не указано место реализации КСП; - не говорится о сравнительном характере КСП

Джакот Д.Х., Коряюгов Ю.Ю., Красильников С.А., Романов А.Н., Сергеев ИВ. Способность компании реализовывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала) -отражено влияние цены производимой продукции на КСП -не учтена организационная составляющая КСП; - не указано место реализации КСП; - не говорится о сравнительном характере КСП

Фасхиев Х.А., Как реальная, так и -говорится о -не учтена

Рубин Ю.Б., специалисты European management Forum потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкурентных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей сравнительном характере ССП; -указано место реализации КСП организационная составляющая КСП

Стратегический подход к определению КСП - отражение организационной составляющей предприятия

Завьялов П.С., Кондратьев В., Шкардун В.Д. Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка -указано место реализации КСП -не учтена экономическая составляющая КСП; - не говорится о сравнительном характере КСП

Брулев Е.С., Норд- хаус В., Самуэльсон П., Светуньков С.Г. Способность предприятия получать в свое пользование наилучшие по сравнению с другими участниками рынка экономические ресурсы с целью их перераспределения для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя, основанная на межличностном соперничестве -говорится о сравнительном характере КСП -не учтена экономическая составляющая КСП; - не указано место реализации КСП

Донцова Л.В., Млоток Е., Можарова Е.Е. Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности - говорится о сравнительном характере КСП -не учтена экономическая составляющая КСП; - не указано место реализации КСП

Р. Фатхутдинов Свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности в сравнении с лучшими аналогичными объектами, представленными -указано место реализации КСП; - говорится о сравнительном характере КСП -не учтена экономическая составляющая КСП; -не отражен динамический

на данном рынке, на уровне предприятия, региона, отрасли, любой сферы макросреды, страны в целом характер КСП

Яшин Н.С., Багиев Г.Л., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж. Возможность и динамика приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции -отражен динамический характер КСП -не учтена экономическая составляющая КСП; - не говорится о сравнительном характере КСП

В результате анализа полученной таблицы можно отметить, что авторы, чьи определения рассматривают конкурентоспособность предприятий со стороны тактического подхода, в основном делают упор на внутренний (микро) уровень предприятия. Они характеризуют данную категорию как экономический эффект, показатель результатов деятельности предприятия, способность достигать лучших показателей по уровню эффективности деятельности и конкурентоспособности продукции на рынке, систему качественных характеристик продукции.

В свое время сторонники стратегического подхода в данном вопросе делают акцент на способности предприятия конкурировать с внешним окружением и достигать собственных целей развития в условиях противодействия конкурентов, отвечать запросам покупателей, увеличивать свою долю на рынке и выходить на новые.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо сформулировать универсальное определение конкурентоспособности предприятий, которое бы системно отразило как организационно -экономическую составляющую предприятия, так и его стратегическую и фактическую способность производить и реализовывать свою продукцию в конкурентных рыночных условиях.

На основе проведенного анализа понятий, с учетом их достоинств и недостатков было сформулировано авторское определение конкурентоспособности. (Табл.2)

Таблица 2 - Конструирование определения понятия «конкурентоспособность предприятия»_

Достоинства подходов Недостатки подходов

- учитывается фактор времени и места реализации КСП; -указание на интегральный и сравнительный характер КСП; -отражение многообразия факторов, влияющих на КСП; -учет динамического характера КСП; -рассмотрение понятия только с точки зрения товара; -отображение только одной составляющей КСП: организационной или экономической; -не учитывается место и время реализации КСП; -не отображается, что КСП - это сравнительная категория

Определение конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия - это экономическая категория, включающая организационно-экономические составляющие экономического субъекта, в том числе управленческий, производственный, научный, экономический, технический, маркетинговый и иной потенциал, отражающая способность предприятия выдерживать конкуренцию с другими участниками в пределах своего конкурентного поля и приспосабливаться к его меняющимся условиям.

Настоящее определение конкурентоспособности предприятия отличается от других тем, что в нем мы отразили системный подход к конкурентоспособности предприятия, конкретизировали пределы реализации конкурентоспособности и обратили внимание на её динамический характер.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство авторов рассматривают конкурентоспособность предприятий, обращая внимание либо на экономическую, либо на организационную составляющую предприятия. Мы считаем, что наиболее полным и универсальным является сформулированное нами определение, которое отражает ее организационно-экономическую сущность.

Использованные источники:

1. Чебыкина М.В. Организационно-экономическая сущность конкурентоспособности предприятия как системообразующей категории/ М.В. Чебыкина. - Вестник СамГТУ. - 2012. - №1. Режим доступа: http: //vestnik. samgtu. ru/article/view/id/82

2. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность/ М.Г. Миронов. -М.:Научная книга, 2013.-264 с.

3. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей // Методы менеджмента качества. - 2001.- № 3.

4. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. -М.: ИнфраМ, 2001.

5. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. - М.: Пресссервис, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие. М.: Эксмо, 2004. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.