Научная статья на тему 'Концепция конкурентоспособности организации в стратегическом менеджменте'

Концепция конкурентоспособности организации в стратегическом менеджменте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITIVENESS / ORGANIZATION / STRATEGIC MANAGEMENT / THE CONCEPT OF COMPETITIVENESS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слинков А.М., Масловская А.Г.

В данной статье представлен критический анализ теоретических подходов к исследованию концепции конкурентоспособности организации, на основе которого авторами обобщен терминологический аппарат и уточнена сущность категории «конкурентоспособность организации» в стратегическом менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция конкурентоспособности организации в стратегическом менеджменте»

Слинков А.М.1, Масловская А.Г. 2 ©

1 2 Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации», магистрант

кафедры «Менеджмент организации», Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

КОНЦЕПЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация

В данной статье представлен критический анализ теоретических подходов к исследованию концепции конкурентоспособности организации, на основе которого авторами обобщен терминологический аппарат и уточнена сущность категории «конкурентоспособность организации» в стратегическом менеджменте.

Ключевые слова: конкурентоспособность, организация, стратегический менеджмент, концепция конкурентоспособности, конкуренция.

Keywords: competitiveness, organization, strategic management, the concept of competitiveness, competition.

Актуальность исследования. Актуальность работы связана с неоднозначностью понимания и наличием разнообразных, порой противоположных мнений исследователей относительно концепции конкурентоспособности организации. Как представляется, необходимо формирование единого и комплексного подхода к пониманию сущности и содержанию конкурентоспособности организации.

Концепция конкурентоспособности организации часто трактуется в отрыве от стратегического менеджмента и представлена в виде статистического показателя. Однако конкурентоспособность - это показатель, который необходимо анализировать только в динамике, учитывая факторы внешней среды, которые в современных условиях экономики оказывают сильное воздействие на деятельность организации. Следовательно, концепцию конкурентоспособности организации необходимо интерпретировать как часть стратегического менеджмента.

Цель исследования. На основании критического анализа теоретических подходов к концепции конкурентоспособности организации обобщить терминологический аппарат и уточнить сущность категории «конкурентоспособность организации» в стратегическом менеджменте.

Основная часть исследования. Концепция конкурентоспособности организации достаточно «размытое» понятие, на данный момент не существует единого мнения относительно состава ее компонентов. Как правило, в концепцию включен понятийный аппарат, подходы к оценке конкурентоспособности, конкурентные преимущества и иные категории.

Существуют значительные трудности, возникающие в научной сфере в связи с изучением природы процессов конкуренции, несмотря на это, понятие

«конкурентоспособность организации» уже давно фигурирует в словарях современности, тем самым доказывая значимость данной категории. Распространенность понятия конкурентоспособности не исключает существенных сложностей, связанных с интерпретацией данной категории, так как у исследователей обозначенной проблематики на сегодняшний день не сложилось единого подхода и мнения о его трактовке. Термин «конкурентоспособность» произошел от слов «конкурент» и «способность», следовательно, его можно трактовать как «быть способным к конкуренции» [1,12].

© Слинков А.М., Масловская А.Г., 2015 г.

Многогранность термина «конкурентоспособность организации» необходимо

анализировать при учете разного рода аспектов и многие исследователи трактуют данную категорию с разных, иногда совсем противоположных точек зрения. В целях критического анализа понятия «конкурентоспособность организации» представим точки зрения исследователей относительно интерпретации данного понятия (таблица 1).

Таблица 1

Интерпретация и критический анализ понятия «конкурентоспособность организации»

Автор Определение понятия Комментарии авторов

Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. [2] «Конкурентоспособность предприятия - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю» Конкурентоспособность трактуется с позиции маркетинга, то есть чем больше занимаемая организацией ниша рынка и чем выше степень удовлетворения запросов потребителей, тем конкурентоспособность организации выше. Однако по нашему мнению данные факторы выступают в качестве одного из показателей конкурентоспособности, а не в качестве самой конкурентоспособности в целом.

Мазилкина Е.И., Паничкина Г. Г [3,325] «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей»

Фасхиев Х.А. [4] «Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то есть товары, превосходящие по качественноценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей» Исследователи считают, что конкурентоспособность - это возможность выпускать конкурентоспособный товар. В свою очередь, авторы статьи считают, что трактовать конкурентоспособность организации исключительно с позиции выпускаемого товара некорректно, так это достаточно важное, но не определяющее условие высокого уровня конкурентоспособности организации. Объясняется это тем, что предприятие и выпускаемый им товар имеют разный жизненный цикл, одни и те же товары могут быть конкурентоспособными на одном рынке и невостребованными на другом.

Рубин Ю.Б., Шустов В.В. [5] «Конкурентоспособность - это реальная//потенциальная способность компании, а также имеющихся у них возможностей, способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов»

Чайникова Л.Н., Чайников В.Н.[6, 22] «Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями» Исследователи делают акцент на зависимости конкурентоспособности от факторов внешней среды и стратегического управления. Авторы считают этот подход наиболее прогрессивным и эффективным.

Проведенное теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность организации» из разных литературных источников позволило выявить, что все исследователи трактуют данное определение с разных точек зрения в зависимости от цели, сферы деятельности, от применения данной категории к тем или иным объектам исследования, что вынуждает авторов акцентировать внимание на определенном аспекте конкурентоспособности.

Представленный в таблице перечень определений далеко не исчерпывающий, существует огромное количество трактовок данной категории, однако авторы разделяют мнение исследователей, которые связывают конкурентоспособность и стратегические цели организации. Данный подход обосновывает возможность раскрытия и использования имеющихся ресурсов организации для определения стратегического направления повышения уровня конкурентоспособности. На уровень конкурентоспособности сильно влияют факторы внешнего воздействия, что важно учитывать, при определении конкурентоспособности, так как каждая организация функционирует в динамичной и сильно дифференцированной внешней среде.

В рамках данной проблематики в литературе последнее время стало фигурировать определение «стратегическая конкурентоспособность», подчеркивающее зависимость конкурентоспособности организации от стратегического управления. Стратегическая конкурентоспособность - это способность предприятия в условиях конкурентной борьбы и рыночной экономики на базе комплексной рейтинговой оценки выявлять и достигать стратегические цели долгосрочного развития, устранять возможные препятствия для существования, выполнения миссии и устойчивого развития [7].

По итогам проведенного критического анализа теоретических подходов к определению термина «конкурентоспособность организации» можно обобщить полученную информацию и на ее основе сформулировать собственное определение данной категории. Таким образом, конкурентоспособность организации - это способностьсоздавать и сохранять конкурентные преимущества на желаемых сегментах рынка в долгосрочной перспективе при помощи методов стратегического менеджмента. Стратегическая конкурентоспособность возможна только при наличии у организации устойчивого конкурентного превосходства на долгосрочной основе.

Авторское определение, указывающее на связь конкурентоспособности организации и стратегического управления, отличается следующими преимуществами и достоинствами:

1. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности организации посредством разработки стратегий конкурентоспособности и постановки стратегических целей и задач.

2. Гибкая реакция фирмы на воздействия факторов внешней среды, корректировка стратегии конкурентоспособности в целях адаптации к постоянно изменяющимся условиям внешнего окружения.

3. При стратегическом подходе формируются прогнозные показатели, отражающие будущую конкурентоспособность организации.

Стратегическая концепция конкурентоспособности организации, по мнению авторов, должна включать в себя видение, конкурентную стратегию и политику, тщательно разработанные цели и задачи по достижению и удержанию конкурентных преимуществ. Обеспечение стратегической концепции конкурентоспособности организации можно представить следующими этапами (рисунок 2).

Анализ конкурентного окружения Ф Анализ резервов и потенциала организации

--------------'

Разработка

конкурентной

стратегии

Реализации конкурентной стратегии с последующим контролем

Рис. 2 — Обеспечение стратегической концепции конкурентоспособности организации

Заключение. Цель исследования была достигнута, а именно на основании критического анализа теоретических подходов к концепции конкурентоспособности организации авторами был обобщен терминологический аппарат и уточнена сущность категории «конкурентоспособность организации» в стратегическом менеджменте.

Предложенный авторами термин отражает концепцию конкурентоспособности организации в тесной взаимосвязи, а точнее как часть стратегического менеджмента. Стратегический подход к концепции конкурентоспособности организации позволит организациям разрабатывать методы конкурентной борьбы не только на данный момент времени, но и в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Бабкина Т.Н. Обзор теоретических представлений по формализации понятий

конкурентоспособности предприятия и выпускаемой предприятием продукции / Т.Н Бабкина // Вестник удмуртского университета. — 2009. — №2. — С.12.

2. Зулькарнаев И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий /И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4 (24). — С. 17-27.

3. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. — М.: Оме-га-Л, 2008. - 325 с.

4. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности грузовых автомобилей / Х.А. Фасхиев // Методы менеджмента качества. — 2001. — № 3. — С. 24-29.

5. Рубин Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. — М. : Знание, 1990.

6. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 22 с.

7. Чебыкина М.В. Организационно-экономическая сущность конкурентоспособности предприятия как системообразующей категории [Электронный ресурс] / М.В. Чебыкина. - Вестник СамГТУ. - 2012. - №1. Режим доступа: http://vestnik.samgtu.ru/article/view/id/82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.