УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2019-6-21-31
СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Э. А. Алиева
Наманганский инженерно-технологический институт,
Наманган, Узбекистан
В ходе стремительного развития науки и прогресса тема появления и внедрения в науке и практической жизни инноваций широко востребована в обществе. Казалось бы, несмотря на то что сам термин «инновация» уже давно вошел в употребление, отражая по своей сути новизну явления (например, изобретение, открытие), автором выявлено, что на сегодняшний день у большинства специалистов и ученых нет единого мнения о сущности понятия инноваций. В статье на основе анализа существующих в настоящее время определений термина «инновация» автор показывает, что даже современники, анализируя одни и те же цитаты, высказывания, определения и рассуждения в области сути и значимости инноваций, выявляя положительные и отрицательные стороны каждого подхода к определению инноваций, в итоге приходят к различным оценкам. Автор предлагает ввести единое определение данного понятия, так как это не только конкретизирует сущность инноваций, но и уточняет их цели, задачи и классификацию, облегчает их оценку и значимость в современном прогрессивном, конкурентоспособном социально-экономическом развитии общества и страны в целом.
Ключевые слова: инновационный процесс, новшество, новая идея, изменения, система, результат, свойство.
INNOVATION ESSENCE: ANALYZING THEORETICAL APPROACHES
Elnara A. Aliyeva
Namangan Engineering and Technology Institute,
Namangan, Uzbekistan
At the age of fast development of science and progress the topic of innovation arising and being introduced in science and practical life is extremely acute in society. In spite of the fact that the term 'innovation' has been used for a long time already showing the novelty of the phenomenon (for instance, discovery, invention), today, according to the author, a lot of experts and scientists have no common opinion about the essence of the innovation notion. By analyzing the existing definitions of the term 'innovation' the author shows that even today's academics studying the same quotations, views, definitions and arguments in the field of innovation essence and importance, finding positive and negative characteristics of each approach to the innovation definition usually come to different assessments. The author proposes to introduce the unique definition of this notion, as it could make the idea of innovation more concrete and at the same time specify their goals and classification, improve their assessment and importance in today's progressive, competitive social and economic development of society and country as a whole. Keywords: innovation process, novelty, new idea, changes, system, result, characteristic.
Одним из приоритетных направлений государственной стратегии развития Республики Узбекистан является стимулирование производства конкурентоспособных товаров и услуг посредством внедрения прогрессивных инновационных технологий. Для этого в стране создается благоприятный иннова-
ционный климат и государственная поддержка инновационной деятельности.
Усиление роли инноваций в современном социально-экономическом развитии хорошо отражено в правиле, о котором Дж. Христиансен пишет так: «Великая волна инноваций, которая прокатилась из таких отраслей, как электроника, разра-
ботка программного обеспечения, телекоммуникации, химия и биология, затронула все отрасли во всех местах планеты. Раньше существовало правило: «Не осуществляй инновации до тех пор, пока не будешь вынужден это сделать». Правило сегодняшнего дня - «Инновации или гибель!»1
Очевидно, что нормативно-правовое регулирование стимулирования инновационной деятельности должно начинаться с определения ключевых понятий в данной области, в частности, самого понятия инноваций, а также иных связанных с ним понятий инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, стимулирования инновационной деятельности и т. д. [9].
С начала XIX в. исследованием и изучением сущности инновации занимается огромное количество как отечественных, так и российских и зарубежных специалистов и ученых. В своих работах они дают свое видение понятия сущности инновации, вследствие чего на сегодняшний день сложилось множество определений этого термина, которые рассматривают его с различных точек зрения.
Анализ существующих определений показывает, что за основу термина «инновация» берутся различные объекты и предметы исследования, которые делятся на 4 подхода (табл. 1):
1) инновация как процесс (Б. Твисс, Т. Брайан, В. Л. Макаров, В. Г. Медынский, С. В. Валдайцев, А. Е. Абрамешин, М. А. Гершман, Ю. П. Морозов и др.);
2) инновация как система (Н. И. Лапин, Й. А. Шумпетер, А. И. Муравьев и др.);
3) инновация как изменение (Ю. В. Яко-вец, Л. С. Бляхман, Ф. Валента, А. И. При-гожин, Л. Водачек, Й. А. Шумпетер, Ю. П. Морозов и др.);
4) инновация как результат (Н. Н. Молчанов, Э. А. Уткин, А. С. Кулагин, С. Д. Бе-
1 Цит. по: Инновационный менеджмент : учебник для вузов / под ред. О. П. Молчановой. - М. : Вита-Пресс, 2001. - С. 7.
шелев, И. Т. Балабанов, Г. Я. Гольд-штейн, С. Д. Ильенкова, Л. В. Канторович, В. Г. Медынский, Р. А. Фатхутдинов, Г. Я. Киперман, Н. К. Моисеева, Ю. П. Ани-скин и др.).
Существование такого огромного количества разнообразных определений термина «инновация» можно объяснить тем, что их авторы жили в различные периоды времени, в различных условиях развития экономики, что и привело к подобным расхождениям. Однако и на сегодняшний день у современников нет единого мнения на этот счет, а также нет нормативных документов по методике проведения анализа инновационной деятельности.
Кроме того, одни специалисты, такие как С. И. Агабеков, Д. И. Кокурин, К. Н. Назин, считают, что необходимо учитывать мнение всех существующих в настоящее время определений в отношении термина «инновация», так как они рассматривают его с разных точек зрения, а «придерживаться какой-либо одной точки зрения - значит не учитывать объективно сильные стороны других подходов» [3. - С. 7].
Другие считают, что данный подход является неприменимым, так как он слишком усложняет понятие инновации. В этом случае в понятии учитываются новые пункты, свойства и функции, которые инновации не выполняют.
Наличие огромного количества различных определений одного термина приводит к значительной путанице и многозначности. Поэтому необходимо внести ясность в определении сущности термина «инновация».
Несмотря на признание многими авторами существования многозначности в определении такой сущности, в их работах отсутствует анализ обоснованности заявленного подхода [4. - С. 96].
Т а б л и ц а 1
Определения термина «инновация» и их источники
Автор Определение Источник
1 2 3
Как процесс
Б. Твисс Инновация - это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание Твисс Б. Управление нововведениями. - М. : Экономика, 2009
Т. Брайан Инновация - это процесс, в котором интеллектуальный товар - изобретение, информация, ноу-хау или идея -приобретает экономическое содержание Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. - М. : Экономика, 1989
Б. Санто Инновация - это общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду (прибыль), ее появление на рынке может принести добавочный доход Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М. : Прогресс, 1990
М. Маркиз Инновация - это процесс, который движется от концепции или новой идеи, разрабатываемой для решения конкретных проблем, к фактическому применению новации как элемента, обладающего экономической или социальной ценностью URL: http://www.vesti.ru/ doc.html?id=341389
С. В. Валдайцев Инновация - освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной оригинальной технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий не обеспеченные существующим предложением потребности Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. -М. : Филинъ, 1997
В. Г. Медынский Объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога; не просто объект, внедренный в производство, а внедренный успешно и приносящий прибыль Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник. - М. : Инфра-М, 2005
В. Л. Макаров Инновация есть форма разрешения противоречия, явление прогресса в любой сфере человеческой деятельности, а не только в технике и технологии Макаров В. Л. Внедрение нетехнических нововведений // Экономика и организация промышленного производства. -1983. - № 10. - С. 25-30
А. Е. Абрамешин Инновация - это такой компонент инновационного процесса, который представляет собой результат реализации нового знания в виде новой или усовершенствованной продукции, принимаемой рынком, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; инновация - это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами Инновационный менеджмент : учебник для вузов /А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, О. П. Молчанова, Е. А. Тихонова, Ю. В. Шленов; под ред. О. П. Молчановой. - М. : Вита-Пресс, 2001
В. Н. Лапин Инновация - это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей Лапин В. Н. Социальные аспекты управления нововведениями. - Таллин, 1981
Д. М. Гвишиани Инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой (или для лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности; одновременно это и процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл Гвишиани Д. М. Диалек-тико-материалистические основания системных исследований / / Диалектика и системный анализ. -М. : Наука, 1986
П р о д о л ж е н и е т а б л. 1
1 2 3
В. Раппопорт Инновация - практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержание стратегии предприятия Раппопорт В. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. - М. : Экономика, 1988
Как система
Н. И. Лапин Инновация - конструирование новых способов и продуктов. В более широком философском смысле - это функция развития культуры как совокупности жизнедеятельности человека Лапин Н. И. Теория и практика инноватики. -М. : Логос, 2008
Й. А. Шумпетер Инновация - новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом; во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. - М., 1982
Как изменение
Ю. В. Яковец Инновация - это качественные изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. -М. : Экономика, 1988
Й. А. Шумпетер Инновация - это любое возможное изменение в целях внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. - М. : Прогресс, 1982
Ф. Валента Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т. е. переход его внутренней структуры к новому состоянию (это касается продукции, технологий, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы), а также изменение с положительными или отрицательными последствиями Валента Ф. Управление инновациями. - М. : Прогресс, 1985
А. И. Пригожин Инновация сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М. : Политиздат, 1987
Ю. П. Морозов С момента принятия к распространению новация приобретает новое качество - становится инновацией. Инновация, согласно общепризнанному определению, есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новации. В узком смысле под инновацией обычно понимается фаза введения новации, а момент первого производственного освоения новации считается моментом ее введения Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент : учебник. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007
Л. Дж. Водачек Инновация - это целевое изменение в функционировании организации как системы (количественное или качественное изменение) Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии : пер. со словац. -М. : Экономика, 1989
Как результат
Н. Н. Молчанов Инновация - результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве Молчанов Н. Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. -СПб., 1995
О к о н ч а н и е т а б л. 1
1 2 3
Э. А. Уткин Инновация - это объект, внедренный в производство в результате проведения научного исследования или открытия, качественно отличный от предыдущего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услугами по сравнению с предыдущим продуктом; производственная, финансовая, научно-исследовательская, учебная и другие сферы, обеспечивающие экономию затрат или условие для экономики Уткин Э. А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Инновационный менеджмент. - М. : Акапис, 1996
С. Д. Бешелев Инновация - это реализованный в общественном производстве научный или технический результат и процесс его получения Бешелев С., Гурвич Ф. Нововведения и мы. - М. : Наука, 1990
А. С. Кулагин Инновация - новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) Кулагин А. С. Немного о термине инновация / / Инновации. - 2004. - № 7. -С. 56-59
В. Л. Бешенковский Конечный результат как интеллектуальный продукт, предназначенный для рыночной реализации, т. е. как продукция научно-технического назначения, которая своим появлением совершает количественный и качественный прыжок, ломающий рамки сложившейся системы Бешенковский В. Л., Тур-лак Е. А., Юрлова М. А. Экономическое обоснование научно-технической деятельности: инновационный аспект : монография. - М. : Academia, 1999
Р. А. Фатхутдинов Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учебник. - М. : Бизнес-школа, 1998
И. Т. Балабанов Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и пр. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. -СПб. : Питер, 2001
Н. В. Оксанич Результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими либо дополнению уже имеющихся новыми Оксанич Н. В. Построение интегрированной структуры управления пищевым холдингом / / Пищевая промышленность. - 2008. - № 38. -С. 24-27
Д. М. Степаненко Создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации. - 2004. - № 7. -С. 77-79
Как средство
П. Ф. Друкер Нововведение (инновация) - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. -М., 1992.
Утверждение факта, что необходимо учитывать различные теоретические подходы, поскольку они имеют право на существование, только уводит от выяснения сущности инновации.
Действительно, уточнение единого определения термина «инновация» упростит и конкретизирует объект и предмет исследования, классификацию инноваций. Среди сторонников такого уточнения при разъяснении этого термина также существуют различия во мнениях. В. В. Мануй-ленко и А. А. Мищенко, основываясь на анализе определений понятий инновации и инновационного процесса, существующих в ретроспективе и в современном аспекте, обосновали, что в современных условиях инновации следует рассматривать как систему, отражающую все аспекты инновационного процесса, основной целью которого является достижение эффективности.
Л. В. Лапицкая и П. В. Зобов, проведя детальный критический анализ подходов к определению концепции инноваций, ставят под сомнение систематическую инновацию, о которой говорят исследователи, утверждая, что системный подход к определению концепции инноваций не соответствует ее природе. Во-первых, существующие определения инноваций не соответствуют требованиям определения ее как системы: «...Не ясны ни компоненты сложной системы, ни тип связей между ними, ни отношения взаимодействия» [4. -С. 96].
По их мнению, инновациям не характерны такие свойства систем, как структурированность, эмерджентность, гомеостаз, эквифинальность и др. Общепринято относить к инновационным объектам новые технологии и продукты предприятий. Они считают, что если признать системность инновации, то новые станок, технологическая линия или автомобиль должны быть способны воспроизводить, восстанавливать утраченное равновесие (гомеостаз) или иметь предрасположенность к достижению некого предельного состояния, не за-
висящего от внешнего условия (эквифи-нальность).
В качестве второго аргумента они приводят доказательство того, что система -это свойство природы и свойство деятельности, а инновации не являются ни тем, ни другим.
Только результативный подход точно и конкретно раскрывает экономическую суть термина «инновация». Поэтому Л. В. Лапицкая и П. В. Зобов соглашаются с мнениями таких российских ученых, как Р. А. Фатхутдинов, С. Д. Ильенкова, Ю. П. Морозов, считая их определения инновации правильными.
Инновация - это конечный результат инновационного процесса в форме новых продуктов, технологий, организационно-управленческих решений, улучшающих жизнедеятельность человека [6].
Вместе с тем В. Н. Круглов и С. А. Пауков считают, что рассмотрение инновации как конечного результата имеет ряд недостатков:
- в отличие от процессного данный подход не отражает всех этапов инновации;
- он не учитывает риски, которые могут возникнуть при внедрении инновации, что в свою очередь может привести к отрицательному эффекту на стадии коммерциализации и возвращению инновации на стадию нововведения [3. - С. 8].
Приведенные примеры являются доказательством расхождения во мнениях в понятии и определении сущности термина «инновация».
Термин «инновация» происходит от латинского поюаИо (обновление, изменение) и приставки 1п (в), т. е. дословно ¡ппоиаНо переводится как «в направлении обновления» или «в направлении изменений». Этот термин впервые появился в XIX в. в научных исследованиях культурологии.
В 1900-х гг. Й. А. Шумпетер ввел его в научное употребление, выделив пять типичных изменений, рождающих инновации, к которым относятся:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами и качественными характеристиками;
- использование новых видов сырья;
- изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
- появление новых рынков сбыта.
Й. А. Шумпетер дает следующее определение: инновация - это любое возможное изменение в целях внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т. п. [11].
Современный взгляд на данное определение сразу выявляет ряд недостатков. Основным из них является ограниченность сферы внедрения инноваций только в экономической деятельности.
В исследовании Ю. В. Яковца инновация - это качественные изменения в производстве, которые могут относиться как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления [12].
Согласно словарю, изменения - это дополнение, исправление чего-либо. Если инновация понимается или отождествляется с изменениями в значении перемены, поправки, логично предположить, что изменение - это, например, новое цветовое решение упаковки товара, приращение веса коробки конфет, дополнительная функция телефона или др. [4].
Тем не менее все перечисленные изменения не являются инновациями, а это всего лишь коммерческие, технические и другие характеристики маркетинговой деятельности предприятия.
Процессный подход к определению инновации рассматривает ее как процесс создания, производства, внедрения, который должен пройти сложный путь от идеи до практического применения. Так считают, в частности, Б. Твисс, понимающий инновацию «...как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание» [10. - С. 98], и Б. Санто, полагающий, что «инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий» [8. - С. 24].
Среди российских исследователей такой позиции придерживаются А. Е. Абраме-шин, М. А. Гершман, Ю. П. Морозов, А. М. Мухамедьяров, В. Л. Попова и др. Однако все эти определения идентичны с термином «инновационный процесс», который определяется как процесс последовательного превращения идеи в товар.
Согласно словарям инновация - это процесс создания, распространения и использования новшества (совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).
Эти определения имеют единый сущностный стержень, определяемый через одно ключевое слово «процесс». Тогда логично сделать вывод, что инновация как процесс и инновационный процесс - это равнозначные понятия [4].
Обычно выделяют шесть элементов инновационного процесса:
1) зарождение идеи инновации;
2) маркетинг инновации;
3) оценка экономической эффективности инновации;
4) освоение инновации;
5) коммерческая реализация инновации;
6) продвижение инновации.
Назвать все эти этапы создания и внедрения инновации одним словом «иннова-
ция» действительно не логично. Исходя из этого рассмотрение понятия инновации с точки зрения процессного подхода неверно и поэтому теряет свое экономическое значение.
Это, с одной стороны, вносит ясность в сущность самого понятия «инновация», облегчает его использование и употребление, а с другой - методологически четко отделяет определение понятия «инновация» от определения понятия «инновационный процесс» [6].
Другое дело, если был найден или внедрен какой-нибудь новый процесс, например, обработки материала, создания продукта, который ранее не существовал, обладающий совершенно другими параметрами, свойствами или функциями. Тогда можно назвать этот процесс не инновацией, а инновационным процессом. А процесс прохождения идеи до ее воплощения и практического применения, преобразование новых знаний в продукты и услуги, совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных промышленных процессов и оборудования и т. д., можно и нужно назвать процессом создания инновации, но никак не инновационным процессом. Следовательно, термин «инновационный процесс» также употребляется неправильно.
В Руководстве Осло инновации определяются как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях1.
Как видим из этого определения, наряду с внедренным в употребление товаром и услугой стоит и новый процесс.
Вместе с тем совершенно непонятно, некорректно и создает путаницу опреде-
1 ЦКЬ: https://mgimo.ru/ upload/docs_6/ruk.oslo.pdf 28
ление инновации как процесса или результата процесса2.
Инновация - это и процесс, и результат, т. е. результат процесса3.
Не все существующие инновации проходили путь от идеи до практического применения. Случайные инновации являются тому доказательством. Следовательно, определение сущности термина «инновация» не должно содержать пункта процесса прохождения сложного рискованного пути от идеи к практическому применению.
В свете вышеизложенного можно сказать, что в экономической литературе не сложилось однозначного подхода к определению понятия «инновация». Непонятно, какими свойствами, параметрами и функциями должно обладать нововведение, чтобы считаться инновацией. В зависимости от объекта, целей и задач проводимого анализа инновации рассматриваются как процесс, система, изменение, результат. При этом в российской практике инновацию рассматривают в основном как конечный результат инновационной деятельности, а в зарубежной - как деятельность, процесс изменений.
Следует также отметить еще один момент - при наличии законодательно закрепленных определений тех или иных понятий часто академические споры об их содержании уходят на второй план.
Анализ нескольких примеров, законодательно закрепленных и утвержденных определений (табл. 2) показал, что на сегодняшний день даже в них нет единого мнения в понятии сущности инновации.
Определение сущности инноваций позволит разработать единые нормативные документы по методике проведения анализа инновационной деятельности.
2 ЦКЬ: Ыйр://www.xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/ innovation-whois2
3 ИКЬ: http://www.gpntb.rU/ntb/ntb/2014/3/ntb_3_7 _2014.pdf
Т а б л и ц а 2
Законодательно закрепленные определения термина «инновация»
Название документа Определение Источник
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях Статья 2
Проект закона Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности» Инновация - введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера Статья 4 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе»
Закон Республики Таджикистан от 16 апреля 2012 г. № 822 «Об инновационной деятельности» Инновация - нововведение в области техники, технологии, работ, услуг или управления, основанное на использовании достижений науки и передовой технологии, имеющей высокую производственную и общественную эффективность; инновационная продукция - результат инновационной деятельности, выраженный в форме новой продукции, работ и услуг, способа производства или иного высокоэффективного для общества результата, или результат трансфера существующей продукции, услуг, способов производства и иные общественно полезные результаты Статья 1 «Основные понятия»
Закон Кыргызской Республики от 26 ноября 1999 г. № 128 «Об инновационной деятельности» Инновация (новация) - конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) или товара (услуги) с улучшенными качествами; интегрирующая инновация - инновация, полученная за счет использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации - наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность; базисная инновация - инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать системы (товары, машины, технологии, оборудование) следующих поколений Статья 3 «Основные понятия и термины»
Закон Украины от 4 июля 2002 г. № 40-1У «Об инновационной деятельности» Инновации - вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы Статья 1 «Определение терминов»
Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло) Инновации - введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях
Руководство Фраскати (документ принят ОЭСР) Инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам
В настоящее время к проведению такого анализа также существуют различные подходы. Одни методики большее внимание уделяют оценке внутренних экономических факторов, способствующих реализации инноваций, другие рассматривают анализ инновационной деятельности с по-
зиции потребительского рынка, третьи - с позиции инвестирования, четвертые - с позиции затрат, пятые - с позиции рисков.
Единое определение термина «инновации» облегчит их оценку и значимость в прогрессивном, конкурентоспособном социально-экономическом развитии страны.
Список литературы
1. Агабеков С. И., Кокурин Д. И., Назин К. Н. Инновации в России: системно-институциональный анализ. - М. : ТрансЛит, 2010.
2. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М. : Маркет ДС Корпорейшн, 2010.
3. Круглов В. Н., Пауков С. А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 5. - С. 4-22.
4. Лапицкая Л. В., Зобов П. В. Теория инновационного менеджмента: анализ и уточнение понятийного аппарата // Инновации. - 2008. - № 8 (118). - С. 96-99.
5. Мануйленко В. В., Мищенко А. А. Сущность инноваций, инновационного процесса в ретроспективе и в современных условиях // Финансы и кредит. - 2012. - № 41 (521). -С. 21-31.
6. Михайлова Е. В. Социологический подход к определению понятия «инновация»: на примере коммерческих организаций // Теория и практика общественного развития. -2012. - № 9. - С. 54-59.
7. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М. : Прогресс, 1990.
9. Сергеев А. В. К вопросу о понятии инновации в российском законодательстве // Административное право и процесс. - 2017. - № 8. - С. 63-66.
10. Твисс Б. Управление нововведениями. - М. : Экономика, 2009.
11. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. - М. : Прогресс, 1982.
12. Яковец Ю. В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. - М. : Экономика, 1988.
References
1. Agabekov S. I., Kokurin D. I., Nazin K. N. Innovatsii v Rossii: sistemno-institutsionalnyy analiz [Innovation in Russia: System and Institutional Analysis]. Moscow, TransLit, 2010. (In Russ.).
2. Gershman M. A. Innovatsionnyy menedzhment [Innovation Management]. Moscow, Market DC Corporation, 2010. (In Russ.).
3. Kruglov V. N., Paukov S. A. Evolyutsiya teorii innovatsiy v zarubezhnoy i otechestvennoy nauke [Evolution of the Innovation Theory in Overseas and Home Science]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2016, No. 5, pp. 4-22. (In Russ.).
4. Lapitskaya L. V., Zobov P. V. Teoriya innovatsionnogo menedzhmenta: analiz i utochnenie ponyatiynogo apparata [The Innovation Management Theory: Analysis and Specification of Notions]. Innovatsii [Innovation], 2008, No. 8 (118), pp. 96-99. (In Russ.).
5. Manuylenko V. V., Mishchenko A. A. Sushchnost innovatsiy, innovatsionnogo protsessa v retrospektive i v sovremennykh usloviyakh [The Essence of Innovation, Innovation Process in Retrospective View and in Today's Situation]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 2012, No. 41 (521), pp. 21-31. (In Russ.).
6. Mikhaylova E. V. Sotsiologicheskiy podkhod k opredeleniyu ponyatiya «innovatsiya»: na primere kommercheskikh organizatsiy [Sociological Approach to Defining the Notion 'Innovation' Illustrated by Commercial Organizations]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Public Development], 2012, No. 9, pp. 54-59. (In Russ.).
7. Morozov Yu. P. Innovatsionnyy menedzhment [Innovation Management]. Moscow, YUNITI-DANA, 2007. (In Russ.).
8. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovation as a Means of Economic Development]. Moscow, Progress, 1990. (In Russ.).
9. Sergeev A. V. K voprosu o ponyatii innovatsii v rossiyskom zakonodatelstve [Concerning the Notion of Innovation in Russian Law]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative Law and Procedure], 2017, No. 8, pp. 63-66. (In Russ.).
10. Twiss B. Upravlenie novovvedeniyami [Innovation Management]. Moscow, Economics, 2009. (In Russ.).
11. Shumpeter Y. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of Economic Development]. Moscow, Progress, 1982. (In Russ.).
12. Yakovets Yu. V. Uskorenie nauchno-tekhnicheskogo progressa: teoriya i ekonomicheskiy mekhanizm [Accelerating Technological Progress: Theory and Economic Tool]. Moscow, Ekonomika, 1988. (In Russ.).
Сведения об авторе
Эльнара Аметовна Алиева
старший преподаватель отдела по совместной подготовке кадров НамМТИ. Адрес: Наманганский инженерно-технологический институт, 160115, Республика Узбекистан, Наманган, ул. Касансайская, д. 7. E-mail: [email protected]
Information about the author
Elnara A. Aliyeva
Senior Lecturer Joint Training Department of the NamMTI.
Address: Namangan Engineering and Technology Institute, 7 Kasansayskaya Str., Namangan, 160115, Uzbekistan. E-mail: [email protected]