Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина О.В.

Актуальность статьи обусловлена важностью выявления и проявления инновационного потенциала как условия интеллектуализации образования в вузе, нацеленного на развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата. Инновационные ориентиры развития образования отражает запросы и целевые ориентиры как отдельного человека, так и общества в целом; в настоящее время процесс создания инновационной среды и формирование национальной инновационной системы являются приоритетной задачей государственного уровня. Цель статьи заключается в раскрытии ключевых сущностных положений педагогической деятельности в условиях инновационных процессов образовательного пространства общества знаний. Проведенный анализ литературных источников позволил раскрыть преобразующую установку инновационной деятельности в процессе реформирования российской системы образования при реализации стратегий интеллектуализации образования. Раскрыта сущность феноменов «инновация», «новация» и «новшество» с позиции экономики и социально-философских наук о человеке; обозначены задачи и закономерности педагогической инноватики; дано объяснение инновации как феномена культуры, отождествляемого с творчеством, и фактора личностного саморазвития специалиста при активизации и мобилизации внутренних резервов. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей социально-экономических и психолого-педагогических аспектов развития интеллектуальной культуры личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF INNOVATION PROCESSES IN THE CONDITIONS OF INTELLECTUALIZATION OF EDUCATION

The relevance of the article is caused due to the importance of identifying and manifesting the innovative potential for the intellectualization of university education aimed at fostering the personal intellectual culture in undergraduate pedagogical students. The innovative guidelines for the development of education reflect the requests and targets of every individual and the whole society; at present, the process of creating an innovation environment and the formation of a national innovation system are priorities task at the state level. The purpose of the article is to reveal the key essential principles of pedagogical activity in the conditions of innovative processes in the educational environment of the knowledge society. The conducted analysis of the literary sources made it possible to reveal the transformative function of innovative activity in the process of reforming the Russian education system in the implementation of strategies for the intellectualization of education. The meaning of the phenomena “innovation”, “novation” and “novelty” is revealed from the standpoint of economics and socio-philosophical sciences about human; the objectives and principles of pedagogical innovation are indicated; the definitions of innovation as a cultural phenomenon that is identified with creativity and a factor of personal self-development of a specialist in the activation and mobilization of internal potential are proposed. The article is intended for employees of the education system, researchers of socio-economic and psychological-pedagogical aspects of fostering personal and social intellectual.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Сущность инновационных процессов в условиях интеллектуализации образования

The essence of innovation processes in the conditions of intellectualization of education

Володина О.В., Петрозаводский государственный университет, volodina@petrsu.ru

Volodina O., Petrozavodsk State University, volodina@petrsu.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.002

Ключевые слова: педагогическая инноватика, общество знаний, интеллектуализация образования, инновационная культура, интеллектуальная культура личности, опережающее образование.

Keywords: pedagogical innovation, knowledge society, intellectualization of education, innovative culture, intellectual culture of the personality, advanced education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важностью выявления и проявления инновационного потенциала как условия интеллектуализации образования в вузе, нацеленного на развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата. Инновационные ориентиры развития образования отражает запросы и целевые ориентиры как отдельного человека, так и общества в целом; в настоящее время процесс создания инновационной среды и формирование национальной инновационной системы являются приоритетной задачей государственного уровня. Цель статьи заключается в раскрытии ключевых сущностных положений педагогической деятельности в условиях инновационных процессов образовательного пространства общества знаний. Проведенный анализ литературных источников позволил раскрыть преобразующую установку инновационной деятельности в процессе реформирования российской системы образования при реализации стратегий интеллектуализации образования. Раскрыта сущность феноменов «инновация», «новация» и «новшество» с позиции экономики и социально-философских наук о человеке; обозначены задачи и закономерности педагогической инноватики; дано объяснение инновации как феномена культуры, отождествляемого с творчеством, и фактора личностного саморазвития специалиста при активизации и мобилизации внутренних резервов. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей социально-экономических и психолого-педагогических аспектов развития интеллектуальной культуры личности и общества.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the importance of identifying and manifesting the innovative potential for the intellectualization of university education aimed at fostering the personal intellectual culture in undergraduate pedagogical students. The innovative guidelines for the development of education reflect the requests and targets of every individual and the whole society; at present, the process of creating an innovation environment and the formation of a national innovation system are priorities task at the state level. The purpose of the article is to reveal the key essential principles of pedagogical activity in the conditions of innovative processes in the educational environment of the knowledge society. The conducted analysis of the literary sources made it possible to reveal the transformative function of innovative activity in the process of reforming the Russian education system in the implementation of strategies for the intellectualization of education. The meaning of the phenomena "innovation", "novation " and "novelty" is revealed from the standpoint of economics and socio-philosophical sciences about human; the objectives and principles of pedagogical innovation are indicated; the definitions of innovation as a cultural phenomenon that is identified with creativity and a factor ofpersonal self-development of a specialist in the activation and mobilization of internal potential are proposed. The article is intended for employees of the education system, researchers of socio-economic and psychological-pedagogical aspects offostering personal and social intellectual.

Введение. Широкомасштабные стратегии интеллектуализации образования на всех уровнях, включая высшее образование, подразумевают важную роль учителя и

психолого-педагогического образования для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности обучающихся [1]. Когнитивное, умственное, личностное,

общекультурное и мировоззренческое развитие каждого обучающегося, обеспечивающее становление интеллектуальной культуры общества, невозможно без гуманизации, фундаментализации, универсализации,

креативизации профессиональной педагогической подготовки [2], а также реализации других важных принципов интеллектуализации образования в процессе профессионального становления будущего учителя, результатом которого должен стать

высококвалифицированный специалист в сфере образования - социально активная, творческая личность, стремящаяся к самостоятельному повышению профессионально-педагогического мастерства и инновационной педагогической деятельности.

Инновационная культура личности раскрывается в системном проявлении индивидуальных эвристических особенностей и созидательной активности при выполнении различных видов инновационной деятельности исследовательской, производственной,

управленческой направленности. Формирование инновационной культуры личности будущих учителей является важной целевой задачей развития интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата, связанной с реализацией социального заказа в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения -широкой общекультурной и психолого-педагогической подготовкой креативных деятельных педагогов с устойчивыми нравственными принципами и активной жизненной позицией. Целевой ориентир профессиональной деятельности учителя с учетом стратегий комплексного развития познавательного, ценностно-этического,

рефлексивного, творческого аспектов интеллектуальной культуры обучающихся подразумевает решение следующих задач: формирование философско-мировоззренческой направленности сознания каждого ученика на осмысление уникальности собственной личности, ценности человеческой жизни и своего места в мире; развитие идей биогенетических и социогенетических концепций эволюции личности, связанных с психическими процессами, детерминантами поведения, т.е. ролью активности в саморазвитии, значимостью среды в раскрытии физических, духовных, творческих ресурсов, воспитанием ответственности за жизнедеятельность и жизнетворчество, построение взаимодействий с другими людьми; ознакомление, освоение и осмысление

значимости культурных (общечеловеческих и национальных) ценностей; постижение сути и принятие общечеловеческих норм

нравственности и гуманистической морали (добросердечие, взаимопонимание, открытость, милосердие, сострадание, интеллигентность и др. как сущностные проявления личности), раскрывающихся в межличностных и межкультурных взаимоотношениях; развитие независимости суждений, интеллектуально-нравственной свободы личности при проявлении способности к объективной самооценке, саморегуляции своего поведения,

метапредметной и мировоззренческой рефлексии и др. Данные установки педагогического образования не утрачивают актуальности в условиях современной социально-культурной и экономической реальности при решении представителями различных профессиональных общностей задач для устойчивого социально-экономического развития страны.

Инновационные ориентиры развития образования отражает потребности, запросы, целевые ориентиры, стремления как отдельного человека, так и целостного общества. Современное общество определяется как «общество знаний» (Р. Лейн, Д. Белл, Ф. Махлуп, П. Дракер, Б. Крингс, Дж. Майер, Д. Фрэнсис, Р. Хатчинс, Н. Штер и др.) - общество, в котором появляются и развиваются новые уровни и формы трансляции и трансформации информации в сложных коммуникативных процессах в результате преобразования ведущих структурных и функциональных составляющих целостной социальной системы, связанных с широким осознанием роли знания как ключевого условия успеха во всех областях жизнедеятельности, и прогрессивного развития сферы разработки и применения информационно-коммуникационных технологий. Знание в современной реальности предполагает не столько наличие сведений, сколько понимание и осмысленное обращение с информацией, способность эффективно применить

приобретенные данные в определенных видах практической деятельности, умение

продуцировать знание на основе обширного информационного потоков и употреблять в соответствующих контекстах. Знания и интеллектуальный капитал («интеллектуальная составляющая трудового потенциала, включающая накопление знаний и опыта в различных областях жизнедеятельности, прежде всего науки и технике, экономике и культуре» (А.Б. Докторович) [4]) как первостепенные факторы экономического развития успешно

функционируют в инновационной среде. В настоящее время процесс создания инновационной среды и формирование национальной инновационной системы являются приоритетной задачей государственного уровня. В стратегических документах в сфере инновационного развития ([5-9] и др.) выдвигаются положения о необходимости интенсификации модернизацонных процессов в отечественной экономике и общественной жизни, подчеркивается важность развития научно-технологических областей знания, в частности в сфере нанотехнологий, энергетики, биотехнологий, здравоохранения,

информационно-коммуникационных систем, новых поколений материалов и др. Создание инновационной экосистемы способствует стимулированию зарождения новых идей и разработки проектов, возникновению инновационных компаний. Формирование инновационной экосистемы сопровождается созданием содействующих вспомогательных механизмов, в частности «стартапов», таких как бизнес-инкубирование и венчурное

финансирование. Инновационное развитие экономики определяется наукоемкостью и высоким уровнем технологического обеспечения производства. Становление экономики знаний обусловлено наличием знаний и потенциалом умственных ресурсов, а также условий для инновационного развития.

По аналогии с инновационной экосистемой организуется интеллектуальная экосистема, охватывающая преобразования в учреждениях системы образования преимущественно с практической целенаправленностью. В Статье 20 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что инновационная деятельность в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения призвана обеспечить модернизацию и развитие системы образования в соответствии с государственной политикой по разработке и реализации стратегий социально-экономического развития страны, связана с совершенствованием организационного, кадрового, финансово-экономического, научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения системы образования [10]. Поиск информации и трансформацию данных в новое знание могут осуществлять люди способные к непрерывному самообразованию, с системной универсальной образовательной базой, интегрирующей модули инноваций.

Материалы и методы. Инновационная система образования, опирающаяся на научную базу, выдвигается частью национальной

инновационной системы как своевременный адекватный ответ на актуальные вызовы времени. А.В. Воронин подчеркивает, что формирование и реализация инновационного потенциала является инструментом стратегического развития вуза, а уровень использования интеллектуального потенциала страны определяет успех решения экономических проблем [11]. А.Д. Урсул отмечает, что инновационно-опережающие теоретические прогнозы и практические шаги в системе образования на общемировом уровне обусловливают футуризацию образования и становление опережающего образования [12], что дает возможность заранее принимать обдуманные решения и адаптироваться в новой реальности с наименьшими затратами биопсихических и финансово-экономических ресурсов.

Понимание сущности феноменов «инновация», «новация» и «новшество» раскрывается как с позиции экономики и техники, так и социально-философских наук о человеке.

В общенаучном смысле инновация - это практический процесс введения

целенаправленных изменений в качественные и количественные характеристики и показатели функционирования элементов различных систем посредством новшеств как определенных новых инструментов (вводимых впервые методов, технологий, учебных программ и т.п.). Философское содержание понятия «инновация», выраженное принципом единства и борьбы противоположностей, связано с дуалистичностью и диалектичностью природы инновации: зарождение по закону отрицания, количественный и качественный рост посредством разрешения противоречий, создание нового при отрицании старого, создание нового и его реализация и существование в действительности. Социологический взгляд на инновации раскрывает творческую установку социальной деятельности преобразующего характера. В широком философско-социальном контексте инновация как творческая деятельность новаторского свойства связана с внедрением нововведений и разработкой технологий для создания востребованных современных услуг и новой продукции, удовлетворяющих запросы общества и обеспечивающих эффективность развития социальных процессов. Ведущей предпосылкой инновационной деятельности является осознание устаревания имеющихся и острой потребности в новых технологиях, продукции, услугах для качественного повышения эффективности процессов и результатов. Инновация - это внедренное, реально используемое в

деятельности новшество; новый метод, процесс или продукт признается инновационным при условии практического использования и одобрения конкретным социальным

сообществом. Термин «новация», в отличие от «инновации», является более широким и обозначает ранее отсутствующее новшество. Новация в идеологии и мировоззрении (новое теоретическое знание, метод, принцип), создании новых курсов, отраслей и направлений связана с разрушением стандартов и стереотипов мышления, заменой кадрового состава, обучением и профессиональным становлением новых специалистов. Новации активизируют механизмы социальных и научно-технических революций.

Совокупность проблем инновационных преобразований в психолого-педагогической области знаний связана с исследованием сущностных начал, традиционных первооснов, закономерностей возникновения, особенностей развития нововведений, созданием новых технологий и другими вопросами в практике образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Н.В. Горбунова, В.И. Загвязинский, Ю.А. Карпова, М.В. Кларин, В.С. Лазарев, В.Я. Ляудис, М.М. Поташкин, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Т.И. Шамова, Н.Р. Юсуфбекова, А.В. Хуторской и др.).

Педагогическая инноватика - теория создания, оценивания и определения значимости нововведений, дальнейшего освоения и практического применения в работе учителей и педагогических коллективов; инновация -процесс создания, осмысления и реализации новшеств в практике обучения и воспитания. Инновационное обучение является закономерным откликом системы образования на изменения установок общества, стремления к активности развития; это реакция на проблемные ситуации личного и общественного охвата, стимулирующая инновационные преобразования в социальном и культурном пространстве. В системе образования субъект инновационной деятельности - общность педагогов образовательного учреждения, совместно осуществляющих действия по внедрению инноваций. Содержание инновационной деятельности составляют реализовываемые посредством внедряемых новшеств

преобразования педагогической системы образовательного учреждения. Предмет педагогической инноватики - изменение содержания и процесса образовательной деятельности. Основными инновационныти подходами к обучению выдвигаются а)

технический (инновации в традиционном, преимущественно репродуктивном учебном процессе с модернизационными особенностями и обязательным получением предполагаемого результатов); б) поисковый (инновации исследовательско-познавательного характера, трансформирующие и преобразующие традиционную модель учебного процесса).

Среди основных задач педагогической инноватики выдвигаются вопросы создания новых моделей и технологий организации инновационной образовательной деятельности, общепедагогические задачи обоснования и систематизации новых инновационных направлений педагогических исследований. Н.Ф. Ильина выделяет следующие закономерности педагогической инноватики а)

непредсказуемость, неравномерность,

непостоянство динамики развития

инновационных систем; б) цикличность формирования системы инновационных трансформаций; в) обусловленность радикальных действенных нововведений острыми

потребностями и целевыми устремлениями создателей-новаторов на саморазвитие и развитие системы образования; г) последовательность инновационных действий развивающего характера от обращения к предметным источникам информации до применения более широкого круга знаний; д) преобладание нововведений модицифицирующего, ценностно-ориентационного и предметно-результативного характера; е) специфические проявления образовательных инновационных процессов, раскрывающиеся в сложной многоуровневой структуре, корреляционных взаимодействиях в контексте общественно-культурных отношений; ж) единовременное осуществление идейной разработки, проектирования и практического внедрения нововведений; з) первостепенная важность субъективных причин зарождения инновационного движения и др. [13].

В.М. Филиппов отмечает преобразующую установку инновационной деятельности в процессе реформирования российской системы образования; меняются целевые ориентиры, характер и тип взаимодействия ведущих субъектов педагогического процесса [14]. Н.В. Наливайко и В.В. Петров характеризуют инновационное образование в контексте развития отдельной личности и социума в целом как высокоэффективный процесс разработки и введения в практику новых образовательных технологий опережающего характера, нацеленный на формирование личности, готовой к успешной адаптации в динамично

изменяющихся условиях социума, на основе национальных культурных и научных традиций

[15].

По мнению П. Г. Щедровицкого, смысловое значение понятия «инновация» в образовательной деятельности связано а) с улучшением психологического климата межличностных отношений в пространстве образовательного учреждения; б) широким распространением признанных педагогических систем

(Вальдорфско-штайнеровская педагогика,

система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, педагогика М. Монтессори, система Л.В. Занкова и др.); в) созданием и применением новых обучающих, проектных, управленческих технологий в образовательном пространстве инновационно-ориентированного учебного

заведения, сопровождаемыми решением текущих проблем и противоречий; г) устойчивым творческим характером педагогической деятельности инновационного образовательного учреждения и положительным влиянием на все аспекты учебно-воспитательного процесса; д) обеспечением посредством инновационной деятельности расширения информационных, финансовых, социокультурных ресурсов и механизмов [16].

Линейность и постепенность продвижения инновационного процесса отмечаются В. А. Сластениным и Л.С. Подымовой в этапах инновационной активности: 1) период озарения и творчества (зарождение замысла нововведения, появление новой идеи); 2) стадия творения, изобретения материального или духовного образа, объекта; 3) ступень доработки, изменения, совершенствования новшества с целью получения устойчивого положительного результата; 4) масштабное диффузионное распространение и внедрение новшества в широком спектре сфер применения; 5) стадия установления господства определенного новшества в результате конкурентного противоборства различных альтернативных вариантов, замещение одного нововведения на более действенную версию; 6) период уменьшения размахов практического

использования новшества; 7) появление новой оригинальной идеи, нового заменяющего продукта [17].

Неготовность образовательных учреждений к внедрению нововведений и активной инновационной деятельности объясняется, как правило, следующими причинами: а) недостаточная осведомленность учителей и руководства о передовых прогрессивных тенденциях развития современного образования;

б) отсутствие заинтересованности и деятельностной позиции; в) непонимание значимости и образовательного потенциала своей деятельности; г) отсутствие информации о созданных и внедренных эффективных инновационных разработках; д) неумение проводить конструктивный аналитический разбор образовательной деятельности. Из всех причин главным препятствием в реализации инновационной деятельности в образовательных учреждениях являются крайне низкая инициативность и заинтересованность учителей.

Личностный компонент в понимании инновации как метадеятельности связан с преобразованием личностных качеств субъекта инновационной деятельности для адаптации, активного проявления и возможности воздействия в реальном социальном и профессиональном пространстве. Готовность к инновационной деятельности соотносится с категориальным показателем устойчивой сформированности потенциалов личности, внутренних ресурсов и сфер для неограниченного свободного проявления и развития умственных способностей в различных ситуациях нестабильного и непредсказуемого социально-экономического и социокультурного контекста. Инновационная направленность образования выполняет функцию инструмента социализации в конкуренции с такими социальными институтами, воздействующими на

представителей молодого поколения посредством активного производства образцов и моделей поведения, как массовая культура, средства массовой информации, реклама.

К. Роджерс полагает, что человеку изначально присущи определенные задатки, которые благодаря специально созданным оптимальным условиям для конструктивного раскрытия и развития, позволяют расширить круг личностных и профессиональных компетенций, раскрыть содержательные составляющие субъектной идентичности [18]. Каждый человек имеет потенциальную возможность проявить себя творцом - новатором и наставником для другого человека. Данное право самореализации и воспитательного воздействия определено социально обусловленным проявлением психологических свойств человека, способностью влиять и преобразовывать эмоциогенние и волевые проявления, отдельные действия и в целом поведение других людей (А.В. Петровский). «Доминант на лицо другого», проявляющийся в эмоциональном контакте, взаимодействии и общении является сущностной потребностью человека. При этом отмечается

лишь потенциальная, но не гарантированная возможность раскрытия задатков и способностей человека. Возможности отдельных личностей в комплексе ведут человечество к зрелости и социальной ответственности, самостоятельности, свободному проявлению и развитию творческого начала.

Заключение. Стратегические цели

интеллектуализации профессионального, в том числе педагогического, образования в вузе связаны с подготовкой в процессе обучения всем учебным дисциплинам

высококвалифицированных и

высокоинтеллектуальных специалистов с активным настроем применять в практике профессиональной деятельности полученные и освоенные теоретические знания в соответствии с возрастающими требованиям современного общества. В дискуссиях полемического характера обсуждаются общие методологические аспекты, связанные с определением понятий «новация», «инновация», «инновационный процесс» и др., стратегии применения инновационных подходов к содержанию, формам и технологиями обучения для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности будущих специалистов. Инновация понимается как целенаправленные нововведения в системе образования, привнесение новых составляющих, которые положительно воздействуют на модифицируемые и трансформируемые аспекты. Инновационность образования - это проявление новых признаков в образовательном процессе; новое проявление сути, существенного и основополагающего начала образовательного процесса и новых свойств содержания образования как совокупной системы умений и навыков, мировоззренческих и научных знаний, эстетических и нравственных ценностей, познавательной и творческой практики, социального опыта.

Инновация как феномен культуры отождествляется с творчеством; возникает, не имея существующих подобий. Личностная креативность учителя является важным признаком инновационной деятельности в образовании; однако первостепенным атрибутивным признаком и непременном условием признаются общепедагогическая значимость и методическая практико-ориентированная направленность инновации. Инновационный потенциал специалиста в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, комплексно охватывающий инновационную восприимчивость и умения, инновационную решительность и готовность, инновационные внутренние ресурсы и

инновационную активность личности, раскрывается и развивается в процессе решения педагогических задач, требующих использования навыков и умений креативного мышления как основы инновационной культуры и созидательных действий. Творческая, исследовательская, управленческая деятельность по существу является новаторской. Формирование креативного мышления происходит в процессе и результате переноса идей и знаний в область практического применения, воплощения инновационных замыслов в практике учебно-воспитательной деятельности, что сопровождается преодолением трудностей, связанных с недостаточностью а) информационной осведомленности о

современных новаторских тенденциях в науке, образовании, социально-экономической и производственной сферах; б) эффективных общественных средств для воплощения инновационных идей в производстве; в) развитости мотивационного, познавательного, мыслительного, рефлексивного, творческого, проектировочного и др. аспектов инновационной деятельности. Инновация целенаправленно раскрывает и реализует творческий потенциал личности участников образовательного процесса, происходит формирование личности особого уникального типа.

Успешное решение личностных проблем социально-психологического свойства в процессе инновационной деятельности способствует становлению инновационных качеств у специалистов различных областей знаний, в том числе в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Инновация обусловливает саморазвитие личности специалиста при решении проблемных задач посредством создаваемых новаций на индивидуальном уровне. Происходит не столько личностная интерпретация устоявшихся канонов и традиций, сколько зарождение новой оригинальной идеи на индивидуально-личностным уровне. Изначально инновация возникает на индивидуальном уровне, т.к. возникает для разрешения определенной личной, экзистенциальной проблемы при активизации и мобилизации всех внутренних резервов человека. Преобразование новации в инновацию происходит при воплощении новшеств в жизнь и профессиональную деятельность, что

способствует дальнейшему развитию

личностного потенциала и становлению мастерства.

Интегрированное в единое образовательное пространство федерального университета

отечественное педагогическое образование при ориентации на передовой опыт лучших университетов мира должно выполнять «миссию сохранения фундаментальности и

универсальности образования» [19], быть пространством развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей. Стремления к инновационным трансформациям отражены, в частности, в ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05

Педагогическое образование в формулировках универсальных, общепрофессиональных и

профессиональных компетенций, установленных программой бакалавриата [20]. Педагогическое образование обладает модернизационными свойствами, потенциалом положительного воздействия на развитие прогрессивных установок во всем разнообразии жизни общества (экономической, социальной, политической, культурной, духовной и др. сферах) благодаря профессиональной работе

высококвалифицированных педагогов,

способных вырастить поколение инноваторов.

Литература:

1. Иванова В.П. Феноменология интеллектуальной культуры: общие характеристики / В.П. Иванова // Вестник Томск. гос. ун-та. - 2010. - № 334. - С. 32-137.

2. Субетто А.И. Интеллектуализация образования как проблема XXI века [Электронный ресурс] / А.И. Субетто // Академия тринитаризма. -Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001^00120061^

3. Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН Центр социал. науч.-информ. исслед. отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д.В. Ефременко. -Москва, 2010. - 234 с.

4. Докторович А.Б. Парадигма социоинновационного развития: человеческий потенциал и интеллектуальный капитал социально-экономических изменений / А.Б. Докторович // Пространство и Время. - 2015. - № 1-2 (19-20). - С. 84-89.

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201805070038.pdf

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года от 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/9282/

8. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007. pdf

9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b86d35269590004bc 1bb4d18c9fa29/

10. Федеральный закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ. Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/20/

11. Воронин А.В. Формирование и реализация инновационного потенциала - инструмент стратегического развития университета / А.В. Воронин // Инновации. - 2012. - № 11(169). - С. 80-86.

12. Урсул А.Д. На пути к опережающему образованию / А.Д. Урсул // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2012. - № 3(31) - С. 130-133; № 4(32) - С. 132-139.

13. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога: вопросы теории и практики / Н.Ф. Ильина. - Красноярск, 2014. - 224 с.

14. Филиппов В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании / В.М. Филиппов // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 5-16.

15. Наливайко Н.В. Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта? / Н.В. Наливайко, В.В. Петров // Философия образования. - 2011. - № 2. - С. 62-70.

16. Щедровицкий П.Г. Новшества и инновации (пять смыслов иностранного слова) / П.Г. Щедровицкий // Учительская газета. - 1995. - № 22-23. - С. 8.

17. Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. -Москва : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

18. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. -Москва: Прогресс, 1994. - 480 с.

19. Бондаревская Е.В. Проектирование инновационного пространства педагогического образования в федеральном университете / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2013. - № 7. - С. 31-42.

20. Приказ № 125 от 22 февраля 2018 г. «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями

1. Ivanova V.P. Phenomenology of intellectual culture: general characteristics / V.P. Ivanova // Bulletin of Tomsk. state university - 2010. - № 334. - P. 32-137.

2. Subetto A.I. Intellectualization of education as a problem of the XXI century [Electronic resource] / A.I. Subetto // Trinitarian Academy. - Access mode: http ://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120061.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The concept of "knowledge society" in modern social theory: Sat. scientific tr. / RAN. INION Center for social. scientific-inform. research department of sociology and social psychology; resp. ed. D.V. Efremenko. - Moscow, 2010. - 234

P. . . ...

4. Doktorovich A.B. Paradigm of socio-innovative development: human potential and intellectual capital of socioeconomic changes / A.B. Doktorovich // Space and Time. -2015. - № 1-2 (19-20). - P. 84-89.

5. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [Electronic resource]. - Access mode: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201805070038.pdf

6. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024 dated September 29, 2018 No. 8028p-P13 [Electronic resource]. - Access mode: https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71965871/

7. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011 No. 2227-r "Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020" [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/9282/

8. Decree of the President of the Russian Federation "On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 [Electronic resource]. - Access mode: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007.pdf

9. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ e59d0198a6b86d3 5269590004bc 1bb4d18c9fa29/

10. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation", No. 273-FZ. Article 20.

подготовки)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rUuploadffles/FGOS%20VO%203++/Bak/44 0305_B_3_16032018.pdf

ces:

Experimental and innovative activity in the field of education [Electronic resource]. - Access mode: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/20/

11. Voronin A.V. Formation and implementation of innovative potential - a tool for the strategic development of the university / A.V. Voronin // Innovations. - 2012. - № 11 (169).

- P. 80-86.

12. Ursul A.D. On the way to advanced education / A.D. Ursul // Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2012. - № 3(31) - P. 130-133; № 4(32) - pp. 132139.

13. Ilyina N.F. Formation of the teacher's innovative competence: issues of theory and practice / N.F. Ilyina. -Krasnoyarsk, 2014. - 224 p.

14. Filippov V.M. Actual problems and directions of innovative activity in Russian education / V.M. Filippov // Innovations in Education. - 2001. - № 1. - P. 5-16.

15. Nalivaiko N.V. Innovative education in Russia: introduction or study of foreign experience? / N.V. Nalivaiko, V. V. Petrov // Philosophy of education. - 2011. - № 2. - P. 6270.

16. Shchedrovitsky P.G. News and innovations (five meanings of a foreign word) / P.G. Shchedrovitsky // Teacher's newspaper. - 1995. - № 22-23. - P. 8.

17. Slastenin V.A. Pedagogy: Innovative activity / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - Moscow: IChP "Publishing House Master", 1997. - 224 p.

18. Rogers K.R. A view on psychotherapy. The formation of a human / K.R. Rogers; trans. from English. M.M Isenina; total ed. and foreword. E.I. Isenina. - Moscow: Progress, 1994.

- 480 p.

19. Bondarevskaya E.V. Designing an innovative space for pedagogical education at a federal university / E.V. Bondarevskaya // Pedagogy. - 2013. - № 7. - P. 31-42.

20. Order No. 125 dated February 22, 2018 "On approval of the federal state educational standard of higher education -bachelor's degree in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)" [Electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/44030 5_B_3_16032018.pdf

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Володина Ольга Васильевна (г. Петрозаводск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент (кафедра иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей), Петрозаводский государственный университет, e-mail: volodina@petrsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.