Научная статья на тему 'Сущность индивидуализации образования в современной школе'

Сущность индивидуализации образования в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7881
1823
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / INDIVIDUALITY / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / DIALOGISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузов Александр Владимирович

В статье рассматриваются некоторые процессы, происходящие в современном российском обществе и образовании, с целью выделения основных элементов, составляющих сущность индивидуализации отечественной системы обучения и воспитания. Анализируются исторические изменения современного ребенка, как актуальная педагогическая проблема, требующая всестороннего изучения и принятия стратегического решения, которое удовлетворит всех участников образовательного процесса. В ходе рассмотрения сдвигов, произошедших за последние десятилетия в психофизиологическом состоянии современных детей различных возрастных групп, вносятся предложения по использованию педагогического инструментария, который может повысить эффективность отечественной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of Individualization of Education in the Modern School

The article addresses some processes in Russian society and education to determine the main elements that make up the essence of individualization in the national educational and upbringing system. It examines the historical changes of the modern child as an actual pedagogical problem, which requires detailed investigation and strategic decisions to satisfy all participants of the educational process. In considering the changes that have occurred over the past decade in the psycho-physiological status of modern children of different ages, the author suggests using pedagogical tools that can increase the efficiency of the national educational system.

Текст научной работы на тему «Сущность индивидуализации образования в современной школе»

УДК 371.31 ББК Ч31

Александр Владимирович Кутузов,

аспирант, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

Сущность индивидуализации образования в современной школе

В статье рассматриваются некоторые процессы, происходящие в современном российском обществе и образовании, с целью выделения основных элементов, составляющих сущность индивидуализации отечественной системы обучения и воспитания. Анализируются исторические изменения современного ребенка, как актуальная педагогическая проблема, требующая всестороннего изучения и принятия стратегического решения, которое удовлетворит всех участников образовательного процесса. В ходе рассмотрения сдвигов, произошедших за последние десятилетия в психофизиологическом состоянии современных детей различных возрастных групп, вносятся предложения по использованию педагогического инструментария, который может повысить эффективность отечественной образовательной системы.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуализация образования, педагогическая поддержка, диалогичность.

Aleksander Vladimirovich Kutuzov,

Graduate Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

The Essence of Individualization of Education in the Modern School

The article addresses some processes in Russian society and education to determine the main elements that make up the essence of individualization in the national educational and upbringing system. It examines the historical changes of the modern child as an actual pedagogical problem, which requires detailed investigation and strategic decisions to satisfy all participants of the educational process. In considering the changes that have occurred over the past decade in the psycho-physiological status of modern children of different ages, the author suggests using pedagogical tools that can increase the efficiency of the national educational system.

Keywords: individuality, individualization of education, pedagogical support, dialogism.

Целью образования является обучение гражданина, обладающего определённым набором компетенций, необходимых для успешного выполнения соответствующей социальной роли. Современный быстро меняющийся мир предъявляет особые требования к каждому члену мирового сообщества и требует не только обдуманного и взвешенного подхода при выполнении социальных и гражданских обязательств, но и рассматривает каждого человека как субъекта, который меняется сам и меняет окружающую действительность. Соответственно, основным направлением современного обучения и воспитания является создание условий для становления личности, способной не только эффективно осуществлять какую-либо трудовую деятельность и совершенствовать свои профессиональные навыки, но и свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве. Современное образование должно

создать условия для раскрытия всех способностей и талантов каждого индивидуума, чтобы каждый человек мог максимально реализовать собственный потенциал.

Наиболее эффективными средствами раскрытия способностей и талантов могут стать индивидуализированные формы и методы обучения. Однако, несмотря на богатую историю (уже в античности понятие «индивидуум» использовалось для обозначения уникальности каждого человека) и достаточную научнометодическую базу образовательных технологий, направленных на развитие индивидуальности ребёнка, до сих пор педагоги не пришли к единому мнению о сущности индивидуализации современного образования. Процесс индивидуализации образовательного процесса в своих работах рассматривали многие педагоги и психологи (Я. А. Коменский, П. Серч,

А. А. Кирсанов, Л. С. Выготский, А. Н. Леон-

© А. В. Кутузов, 2012

183

тьев, А. А. Бударный, Г. Ф. Суворова, С. Д. Шевченко, И. Э. Унт, А. Н. Конева, В. П. Беспалько, М. Н. Скаткин, В. С. Мерлин, М. И. Махмутов,

В. В. Давыдов и др.).

В современной педагогической теории индивидуализация образования заключается в ориентации образовательного процесса на развитие потенциальных возможностей учеников, учёте индивидуальных особенностей учащихся (характер, темперамент, интересы, мотивация, и пр.) и оптимизации разнообразных форм и методов учебно-воспитательной деятельности педагога для совершенствования личностных и профессиональных качеств воспитуемого.

Анализ литературы, посвящённой индивидуализации обучения, показал, что термин «индивидуализация» современными педагогами трактуется неоднозначно. «Педагогическая энциклопедия» трактует индивидуализацию обучения как организацию «...учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [10]. Стоит отметить, что это определение не обязательно предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, особый акцент делается на различиях между учащимися. По логике данного определения -индивидуализация заключается в выделении среди обучающихся групп, сформированных по принципу схожести интеллектуальных запросов, творческих наклонностей, уровню мотивации на обучение и т. д. Подобной точки зрения придерживается и А. А. Кирсанов, который определяет индивидуализацию образовательного процесса как набор педагогического инструментария, соответствующего «.целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющим обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учётом целей обучения» [4]. В Педагогическом энциклопедическом словаре понятие «индивидуализация» рассматривается, как организация учебного процесса, учитывающая индивидуальные особенности учащихся и осуществляемая в условиях коллективной учебной работы [11].

Согласно мнению И. М. Осмоловской, индивидуализация - это крайняя форма дифференциации обучения, при которой учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. И. Э. Унт понимает индивидуализацию как

учёт индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Несмотря на различия в трактовке понятия «индивидуализация», общим для современных педагогов является стремление сформировать систему воспитания и обучения, создающую условия для успешного становления индивидуальности учащегося.

Индивидуальность ребёнка, как предвосхищаемый результат работы педагога, представляет особый научный интерес. Для более точного понимания значения понятия «индивидуальность» целесообразно провести его этимологический анализ. Этот термин имеет латинское происхождение и является производным от слова «т&^иш» [3; с. 515], которое переводится как «неразделённый», «неделимый» или «нерасторжимый». Людвиг Фейербах говорил, что индивидуальность - это «неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо» [7]. С одной стороны, подобная трактовка термина соответствует смысловой нагрузке русскоязычного перевода оригинального латинского слова, но с другой стороны, если провести морфологический разбор понятия «mdividuus», то мы столкнёмся с интересным фактом. Слово «т&^иш» состоит из суффикса «т-», который переводится с латинского как «внутрь, внутри», и корня «divido», означающего «делить, разделять» и, что немаловажно, «вносить раздор» [3, с. 342]. Таким образом, в результате этимологического анализа можно определить индивидуальность, как единство, совокупность свойств и особенностей человека. Следуя данным морфологического разбора, стоит отметить, что единство не означает монолитность, а имеет ярко выраженный комплексный характер с постоянным диалектическим противоборством между компонентами целого (соотношение социального и индивидуального, биологического и социального, индивидуального и биологического в человеке). Б. Г. Ананьев пишет, что для рассмотрения человеческой индивидуальности с точки зрения целого, необходимо рассматривать человека «не только как открытую, но и как «закрытую» систему, замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности её свойств (личности, индивида, субъекта)» [2]. Для И. И. Резвицкого индивидуальностью является взаимосвязь общего (черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и члену человеческого

общества), особенного (признаки, характерные для людей, как представителей определённых социально-экономических формаций) и единичного (единичные особенности, обусловленные специфичной биологической организацией и социальной микросредой) в человеке [5]. Структура и становление человеческой индивидуальности по сей день остаётся в центре внимания психолого-педагогических исследований, направленных на формирование современной системы образования, которая соответствовала бы потребностям гражданского общества.

Эффективность образовательной системы зависит от её соответствия требованиям современности и способности решать существующие проблемы, переводя их в область педагогических задач. Одной из таких проблем являются реальные изменения современного ребёнка, о которых говорит Д. И. Фельдштейн, акцентируя внимание на исторической значимости этих изменений. Для более глубокого понимания вопроса, поднятого Фельдштейном, целесообразно представить результаты его исследований в таблице.

Таблица 1

Регрессивные изменения современного ребёнка

№ Регрессивные изменения современного ребёнка [8, с. 14-15]

1 Резкое снижение когнитивного развития и дивергентного мышления у детей дошкольного возраста

2 Снижение энергичности детей, желания активно действовать наряду с растущим эмоциональным дискомфортом

3 Сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников и, как следствие, недоразвитие мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности

4 Крайне низкие показатели в действиях старших дошкольников, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов; недоразвитость внутреннего плана действий и сниженный уровень детской любознательности и воображения

5 Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несфор-мированности определённых мозговых структур ребёнка, ответственных за формирование общей произвольности

6 Недостаточная социальная компетентность 25 % детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты, причём более 30 % самостоятельных решений, предложенных детьми, имеет явно агрессивный характер

7 Приобщение детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста: по данным американских учёных, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тыс. ч, а по данным Института социологии РАН, более 60 % родителей проводит досуг с ребёнком перед телевизором; у каждого десятого дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора - это вызывает особую потребность в экранной стимуляции, блокирующей собственную деятельность ребёнка, и, как следствие, неспособность ребёнка к концентрации, гиперактивность, повышенную рассеянность, трудности при чтении и восприятии слышимой информации

8 Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, неверие в себя, рост явлений одиночества и отверженности, низкий уровень коммуникативной компетенции

9 Возрастающее количество детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряжённости из-за постоянного чувства незащищённости, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности - это ведёт к накоплению отрицательного эмоционального опыта

10 Регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшение механизмов произвольного регулирования, что ведёт к снижению возможностей избирательного внимания и избирательной оценки значимой информации, уменьшению объёма рабочей памяти

11 Снижение темпов продольного роста детей, нарастание астенизации телосложения, отставание в приросте мышечной силы

12 Среди современных детей большую группу составляют те, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе

13 Значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5 %, а дисгармоническое развитие (психопатии) - у 26,5 %

Таким образом, негативные изменения в психике и физиологии современного ребёнка являются неоспоримым фактом, именно поэтому ориентация на мифического среднего ученика в образовательном процессе недопустима. Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться современным педагогам, это продукт экранной зависимости детей - отсутствие желания действовать самостоятельно, неумение мыслить творчески, рассеянное внимание и недостаточно развитые механизмы запоминания, ассоциальность подрастающего поколения и растущая тенденция к решению конфликтных ситуаций посредством агрессивных действий. Если целью системы образования является становление индивидуальности каждого учащегося, то происходит столкнове-

Не вызывает сомнений, что индивидуальность человека есть продукт его биологической природы, образования, ценностномотивационных ориентаций, совокупности отношений индивида в семье, обществе, на отдыхе и работе, национальных традиций и устоев. Современная образовательная система должна активно участвовать в становлении индивидуальности каждого ребёнка, учитывая не только потенциальные возможности и таланты учащегося, но и микросреду, в которой растёт и воспитывается ученик.

ние с существенными трудностями, связанными с необходимостью формирования у детей не только фундаментальной знаниевой базы, но и умений и навыков, помогающих личности ребёнка в самоактуализации в любой сфере деятельности человека - будь то социализация или творческое самовыражение, успешная учёба или отношения внутри микросреды, в которой ученик проводит большую часть времени.

Последовательность, с которой Д. И. Фельдштейн рассматривает филогенетические изменения современных детей, наталкивает и на пути возможных преобразований в образовательной системе. Стоит отметить, что помимо регрессивных преобразований в психофизиологическом состоянии подрастающего поколения наблюдаются и прогрессивные (см. табл. 2).

Современная школа в своей ориентации на учащегося, как на субъект образовательной деятельности, должна направить усилия педагогического коллектива в первую очередь на интеллектуальные и творческие потребности ребёнка, играя скорее вспомогательную роль в становлении индивидуальности учеников. Для современного педагога должно стать приоритетом саморазвитие детей, осуществление педагогической поддержки на начальных ступенях обучения и воспитания, а также педагогическое сопровождение на более поздних этапах

Таблица 2

Прогрессивные изменения современного ребёнка

№ Прогрессивные изменения современного ребёнка [8; с. 15-16]

1 Увеличивается категория одарённых детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, - лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, - художественно одарённые дети, и дети, обладающие двигательным талантом

2 На первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, т. е. фиксируются новые характеристики в их социальном развитии. При этом наблюдаемый сейчас всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как социально ориентированных субъектов

3 Отмечаются серьёзные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х гг., но и началом нового столетия. Так, начиная с 2007 г. на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Образованность в их понимании, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами для детей

4 Каждые пять лет ^ ребёнка увеличивается примерно на один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической эволюции; от 50 до 55 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня ^ 115 баллов и выше

развития ребёнка. О. С. Газман в своих работах определял термин «педагогическая поддержка», как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [6]. Современные дети, несмотря на широкие коммуникативные возможности Интернета (социальные сети, чаты, форумы по интересам и т. д.), всё чаще ощущают своё одиночество, оторванность от общества и ненужность взрослым (см. табл. 1, п. 6, 8, 9, 12). В условиях социальноэкономической неустойчивости, политической нестабильности и поляризации общества педагогическая поддержка приобретает особую значимость. Современный педагог должен осознавать уникальность и неповторимость каждого учащегося, учитывать всю совокупность факторов, влияющих не только на развитие талантов и способностей ребёнка, но и являющихся значимыми для школьника «здесь и сейчас», в настоящем, конкретном промежутке времени-пространства. Оказание педагогической поддержки отличается от традиционного воспитательного процесса сведением к минимуму манипулятивных действий со стороны

педагога по отношению к воспитаннику. Целесообразной является дифференциация понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение». Основное различие, по мнению Е. А. Александровой, кроется в степени участия педагога в решении проблем, возникающих в процессе развития учащегося. Педагогическая поддержка подразумевает создание педагогом условий, необходимых ребёнку для осуществления сознательного выбора в учебной или жизненной ситуации (адекватная реакция в проблемной ситуации, поиск и использование источника информации, выбор линии поведения в конфликте), не противоречащего общечеловеческим ценностям и культурным традициям.

По мере взросления и становления индивидуальности ребёнка возрастает и его самостоятельность в планировании собственной стратегии развития (постановка и решение задач, связанных с учебной деятельностью, социализацией и личностным ростом, и т. п.), соответственно и степень вмешательства взрослого человека в данном случае уменьшается. По сути, основная деятельность педагога на этом этапе развития ребёнка - это создание благоприятного эмоционального фона, уверенности в том, что ученик не одинок и может в случае затруднений всегда обратиться за помощью к взрослому человеку. В табл. 3 представлены основные характеристики педагогической поддержки и педагогического сопровождения.

Таблица 3

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение (по Е. А. Александровой) [12]

Педагогическая поддержка Педагогическое сопровождение

Динамика взаимодействия между педагогом и учащимся 1. Работает педагог - создаёт ребёнку первичные условия для выбора. 2. Ребёнок совершает выбор и, действуя согласно ему, встречается с проблемой; обращается с запросом о поддержке к педагогу. 3. Педагог создаёт вторичные условия для разрешения ребёнком проблемы. 4. Ребёнок решает проблему 1. Работает педагог - учит ребёнка создавать необходимые для работы и жизни условия, разрешать проблемные ситуации и наблюдает за его жизнедеятельностью для того чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. 2. Ребёнок в процессе жизнедеятельности встречается с проблемой и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов и проч., благополучно разрешает её, причём зная, что в крайнем случае у него есть человек, к которому он сможет обратиться

Роль педагога «Друг», «плечо», «батут» Поддерживание «чувства локтя»

Принцип отношений между педагогом и учащимся «Мы вместе, мы рядом» «Мы рядом, но не вместе - у каждого свой путь»

Оказание учащемуся педагогической поддержки/сопровождения способствует становлению индивидуальности ребёнка в максимально комфортных условиях, постепенно готовя воспитанника к принятию ответственности за собственную образовательную траекторию, жизненную позицию, принятие самостоятельных решений [12]. В процессе общения с сопровождающим педагогом ребёнок не только накапливает положительный эмоциональный опыт, но, что особенно важно для современных детей, постоянно ощущает присутствие взрослого, который в любой момент может прийти на помощь в сложной учебной или жизненной ситуации.

Процесс педагогической поддержки/сопровождения подразумевает складывание особых доверительных отношений между учителем и учащимся. Создание комфортной среды, в которой ребёнок сможет развить собственные способности, является для современного педагога одной из важнейших задач. Способствовать формированию образовательного пространства, максимально отвечающего запросам учащегося, может диалогичность отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Диалогичность подразумевает не только особую форму беседы, или методический приём - современная педагогика понимает важность диалога, как инструмент, который помогает становлению индивидуальности ребёнка. Многие отечественные педагоги исследовали проблему диалогичности отношений в системе образования (М. М. Бахтин, М. С. Каган, В. С. Би-блер, В. А. Лекторской, А. П. Валицкая и др.). Среди основных признаков диалогичности отношений в образовательном процессе можно выделить личное равенство педагога и ученика, приоритет интересов ребёнка при построении образовательной траектории, направленность, как педагога, так и учащегося на личностный рост, индивидуальное переосмысление получаемого опыта и знаний, а также формирование у школьников коммуникативной компетенции. Образовательный процесс, построенный на принципе диалогичности, может способствовать развитию у учащегося не только навыка грамотно вести диспут и аргументированно высказывать свою точку зрения, внимательно слушая и, что особо важно, слыша собеседника. Формирование культуры ведения диалога, очень важно для

пробуждения сознания ученика, об этом говорил Бахтин: «диалогические отношения это почти универсальное явление. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [1]. Диалогичность отношений между педагогом и учеником может способствовать развитию у ребёнка потребности в самоанализе, умению вести внутренний диалог с самим собой, что имеет огромное значение при формировании самостоятельности и чувства ответственности за свои действия.

Проблемы, связанные с экранной зависимостью современных дошкольников и учеников начальных классов (см. табл. 1, п. 1-5, 7), требуют незамедлительной реакции со стороны педагогического сообщества. Отсутствие у большинства детей произвольности мышления, как продукт привычки пассивного впитывания информационного потока с телеэкрана, определяет приоритет использования технологий развития творческого мышления (игровые технологии, технология проблемного обучения, технология В. Ф. Шаталова, технологии развития критического мышления и пр.). На сегодняшний день активизация образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста, приобретает первостепенное значение в связи с необходимостью удовлетворения потребности как самих детей, так и их родителей в максимальной реализации возможностей учащихся. Развитие творческого мышления является одним из краеугольных камней в процессе становления индивидуальности ребёнка, так как самостоятельное принятие решения в проблемных педагогических или игровых ситуациях ведёт не только к познанию окружающего мира, но и к выносу сознания учащегося за рамки повседневности, что, несомненно, положительным образом сказывается не столько на приобретении общечеловеческого опыта, сколько стимулирует развитие креативных способностей ученика.

Использование образовательных технологий, активизирующих учащихся, также обусловлено смещением предростового (со старшего дошкольного на младший школьный возраст) и пубертатного (с 5-6-го на 8-9-го класс для девочек и 9-10-й для мальчиков) спуртов. В случае первого возрастного кризиса целесообразность использования игровых технологий обучения связана с повышением интеллекта современных детей (см. табл. 2, п. 4) и необходимостью его активизации, так как в против-

ном случае невостребованные детские интеллектуальные ресурсы находят удовлетворение в различных формах деликвентного поведения (компьютерная зависимость, наркомания, асоциальные действия и т. д.). В случае подросткового кризиса современные педагоги сталкиваются не только с необходимостью активизировать интеллект учащихся, но и с проблемой развития креативности детей и профилактики деликвентного поведения. Особую актуальность приобретает потребность самих подростков в поиске смысла жизни, стремление выразить собственную индивидуальность, вы-деленность своего «Я» из общей массы окружающего социума, а также приоритет среди ценностных ориентаций образованности, высокого уровня достижений и т. д. (см. табл. 2, п. 2, 3). Педагогические технологии, развивающие творческое мышление, позволяют создать условия для самоактуализации ребёнка и тем самым способствуют становлению индивидуальности учащихся.

Самоактуализация ребёнка, основные направления которой должны выявляться педагогом в процессе диалога с учеником, должна стать перспективным планом развития личности учащегося и нуждается в постоянной педагогической поддержке. Согласно рекомендациям Карла Роджерса, педагог, работающий в рамках индивидуально ориентированного подхода, должен обладать следующими качествами: умение демон-

стрировать своё искреннее доверие детям и открытость чувств, оказывать помощь учащимся в формулировании и уточнении целей и задач развития; понимание наличия у ребёнка внутренней мотивации к учению; наличие достаточно развитой эмпатии; учителю также необходимо хорошо знать свои возможности, быть для учеников источником разнообразного опыта и активно участвовать в групповом взаимодействии [9]. Отечественный педагог Е. В. Бондаревская к вышеперечисленным достоинствам учителя добавляет заботу об экологии детства и сохранении духовного и физического здоровья детей, умение обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду, владение разнообразными педагогическими технологиями и способность направления их в личностно-развивающее русло, а также стремление развивать и поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. Важ-

ным является факт демонстрации личного примера учителем: в стремлении к самосовершенствованию, в поддержании здорового образа жизни, в следовании национальнокультурным традициям и т. д.

Таким образом, индивидуализация современного образования должна обладать соответствующим педагогическим инструментарием, направленным на создание в школе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, необходимы также механизмы, ориентированные на индивидуально-личностную поддержку и мониторинг индивидуального развития, уровня обученности и воспитанности, выявление и решение проблем (личных, социальных) детей. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что процесс индивидуализации современного образования в российской школе зависит не только от усилий образовательной системы, но и от обдуманной, совместной работы всех без исключения социальных институтов (национальная и этническая культура, семья, СМИ, образовательные учреждения, молодёжные и общественные объединения, органы законодательной и исполнительной власти, и пр.).

В заключение, выделим основные элементы, которые должны отражать сущность индивидуализации современного образования в отечественной школе:

- осознание уникальности и неповторимости каждого индивида и, следовательно, ориентация образовательного процесса на потребности самоактуализации конкретного ребёнка;

- педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение учащегося в условиях диалогичности отношений в образовательной среде;

- обобщение и трансляция отечественного и зарубежного педагогического и социальноэкономического опыта, с целью создания образовательных условий, максимально эффективных для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся;

- слаженное взаимодействие всех институтов российского общества, направленное на формирование у подрастающего поколения высоких морально-нравственных принципов, экологической культуры и понимания необходимости совершенствоваться как в профессиональном, так и в духовном плане.

Список литературы

1. Аверинцев С. С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. и др. М. М. Бахтин как философ: сб. ст. / РАН, Институт философии. М.: Наука, 1992. С. 111-115.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 327.

3. Дворецкий И. Х. Латинский словарь. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. С. 342.

4. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань, 1980.

5. Резвицкий И. И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984. С. 29.

6. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: Сфера, 2002. С. 61-68.

7. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. М., 1955. T. I. С. 496.

8. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. 2010. № 2 (23) апрель-июль. С. 12-18.

9. Педагогические технологии / под общ. ред. В. С. Кукушкина. Сер. «Педагогическое образование». Ростов н/Д: Март, 2002. С. 68.

10. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. С. 201.

11. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. Т. 1.

12. Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение / Е. А. Александрова. URL: http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 01.02.2012).

Spisok literatury

1. Averincev S. S., Davydov Ju. N., Turbin V.N. i dr. M. M. Bahtin kak filosof: sb. st. / RAN, Institut filosofii. M.: Nauka, 1992. S. 111-115.

2. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznanija. L., 1969. S. 327.

3. Dvoreckij I. H. Latinskij slovar'. Izd. 2-e. M.: Russkij jazyk, 1976. S. 342.

4. Kirsanov A. A. Individualizacija uchebnoj dejatel'nosti shkol'nikov. Kazan', 1980.

5. Rezvickij I. I. Lichnost', individual'nost', obwestvo. M., 1984. S. 29.

6. Stepanov E. N., Luzina L. M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospi-tanija. M.: Sfera, 2002. S. 61-68.

7. Fejerbah L. Izbrannye filosofskie proizvedenija: v 2 t. M., 1955. T. I. S. 496.

8. Fel'dshtejn D. I. Psihologo-pedagogicheskie problemy postroenija novoj shkoly v uslovijah znachimyh izmenenij rebjonka i situacii ego razvitija // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2010. № 2 (23) aprel'-ijul'. S. 12-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Pedagogicheskie tehnologii / pod obw. red. V S. Kukushkina. Ser. «Pedagogicheskoe obrazo-vanie». Rostov n/D: Mart, 2002. S. 68.

10. Pedagogicheskaja jenciklopedija. M., 1965. T. 2. S. 201.

11. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M.: Bol'shaja Rossi-jskaja jenciklopedija, 2003. T. 1.

12. Pedagogicheskaja podderzhka i pedagogicheskoe soprovozhdenie / E. A. Aleksandrova. URL: http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (data obrawenija: 01.02.2012).

Статья поступила в редакцию 14.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.