Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ'

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
661
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНИН / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зенин Константин Анатольевич, Скворцов Дмитрий Владиславович, Макитов Мусса Борисович, Беляков Сергей Григорьевич, Мусаев Алик Растамович

Принцип разделения властей исторически имеет важнейшее, определяющее значение, так как предусматривает наиболее рациональное формирование системы «сдержек и противовесов», устанавливает компетенцию органов триады власти и препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению приоритетного самостоятельного характера одной из ветвей единой государственной власти. Статья посвящена научному анализу социальных, правовых, статусных характеристик, оформляемых по условиям реализации системы и принципа разделения властей в современном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Зенин Константин Анатольевич, Скворцов Дмитрий Владиславович, Макитов Мусса Борисович, Беляков Сергей Григорьевич, Мусаев Алик Растамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS IN THE MODERN STATE

The principle of separation of powers has historically the most important, essential, as it provides the most efficient formation of the system of «checks and balances» establishes the competence of the triad of power and prevents such interpretation of the powers of a public authority, which may lead to the establishment of the priority of self-nature of one of the branches of United state government. The article is devoted to the scientific analysis of social, legal, and status characteristics that are formed according to the conditions of the system and the principle of separation of powers in a modern state.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ»

УДК 001

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ ••••••

ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS IN THE MODERN STATE

Зенин Константин Анатольевич

кандидат социологических наук,

доцент,

докторант,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт vladimirgrishai1969@mail.ru

Скворцов Дмитрий Владиславович

кандидат юридических наук,

доцент,

докторант,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт vladimirgrishai1969@mail.ru

Макитов Мусса Борисович

начальник 3 ОРЧ

полиции ГУ МВД России по СКФО, соискатель, Ессентукский институт управления, бизнеса и права vladimirgrishai1969@mail.ru

Беляков Сергей Григорьевич

соискатель кафедры философии и социологии, Адыгейский

государственный университет vladimirgrishai1969@mail.ru

Мусаев Алик Растамович

соискатель,

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт vladimirgrishai1969@mail.ru

Konstantin A. Zenin

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Doctoral Candidate, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology, vladimirgrishai1969@mail.ru

Dmitry V. Skvortsov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Doctoral Candidate, Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology vladimirgrishai1969@mail.ru

Mussa B. Makitov

Head of 3 ORCH

Police of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

in North Caucasus Federal District,

Applicant,

Essentucky Institute Governance, Business and Rights vladimirgrishai1969@mail.ru

Sergey G. Belyakov

Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adyghe State University vladimirgrishai1969@mail.ru

Alik R. Musaev

Candidate,

Nevinnomyssk State Institute of Humanities and Technology vladimirgrishai1969@mail.ru

Аннотация. Принцип разделения властей исторически имеет важнейшее, определяющее значение, так как предусматривает наиболее рациональное формирование системы «сдержек и противовесов», устанавливает компетенцию органов триады власти и препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению приоритетно-

Ключевые слова:

го самостоятельного характера одной из ветвей едином государственной власти. Статья посвящена научному анализу социальных, правовых, статусных характеристик, оформляемых по условиям реализации системы и принципа разделения властей в современном государстве.

государство, демократическое общество, гражданин, разделение властей.

Annotation. The principle of separation of powers has historically the most important, essential, as it provides the most efficient formation of the system of «checks and balances» establishes the competence of the triad of power and prevents such interpretation of the powers of a public authority, which may lead to the establishment of the priority of self-nature of one of the branches of United state government. The article is devoted to the scientific analysis of social, legal, and status characteristics that are formed according to the conditions of the system and the principle of separation of powers in a modern state.

Keywords: state, democratic society, citizen, separation of powers.

Принцип разделения властей исторически имеет важнейшее, определяющее значение, так как предусматривает наиболее рациональное формирование системы «сдержек и противовесов», устанавливает компетенцию органов триады власти и препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению приоритетного самостоятельного характера одной из ветвей единой государственной власти. Как отмечает Е.В. Комбарова, ... исходя из классической теории разделения властей, каждая ветвь власти является самостоятельной и обособленной и вместе с тем наделенной правами взаимного контроля. Иногда произвольно расширяют число властей, поскольку классическая триада власти как бы не соответствует политической реальности. Выделяют, к примеру, президентскую, избирательную, контрольную, учредительную, прокурорскую, партийную, информационную или иную власть. Однако это крайне нерационально, поскольку приведет к дроблению власти в государстве и произойдет отождествление ветвей государственной власти с конкретными функциями государственных органов [1].

В отечественной научной теории сущностные и содержательные характеристики понятий и механизма для принципа разделения властей исследуют Д.В. Азаров, Г.М. Азнагулова, М.В. Баглай, А.В. Безруков, К.А. Бекмурадов, В.В. Гончаров, М.В. Демидов, Ц.С. Дондоков, Е.С. Дорошенко, Н.В. Ерёмина, Л.А. Загурская, А.С. Исаков, К.А. Ишеков, Е.В. Казакова, Е.В. Комбарова, Д.А. Кужиков, И.Д. Лебединцев, Е.С. Лещева, Г.В. Мартьянова, И.А. Мальцев, С.Н. Матросов, А.Н. Мещеряков, В.Р. Петров, А.В. Сипатин, В.М. Соколов, А.В. Строкань, М.В. Тенсин, Т.И. Ширко. Отечественные авторы традиционно и ответственно рассматривают теорию разделения властей в историко-правовом аспекте, выдвигают новые положения в контексте содержания принципа разделения властей в субъектах современной Российской Федерации и в государстве, в целом.

Принцип разделения властей был выработан мировым опытом в ходе развития демократических государств, прежде всего, при оформлении актуальной социальной и правовой теории. Впервые этот принцип был сформирован английским философом и политическим мыслителем Джоном Локком в его работе «Два трактата о правлении». Суть его теории заключается в том, что демократически ориентированный политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения форм организации государственной власти между самостоятельными государственными органами. Дж. Локк различал три ветви власти - законодательную, исполнительную и федеральную (внешняя политика). Судебную власть он относил к исполнительной, а законодательную считал верховной.

Законченный вид теория разделения властей получила в учении Ш.Л. Монтескье: законодательная власть создает законы, исполнительная их реализует, а судебная карает преступления и разрешает противоречия частных лиц. Законодательная власть играет доминирующую роль, так как деятельность двух других имеет подзаконный характер. Разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе. Суть концепции разделения властей по Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Важно, чтобы соблюдался принцип взаимного сдерживания каждой из властей, в дальнейшем закрепившийся в правоведении как система сдержек и противовесов. В

противном случае, например, при соединении всех видов власти в одном учреждении или в руках одного правителя, неминуемо последует произвол и вырождение в деспотию. В своей теории деспотию Ш.Л. Монтескье считал самой неудачной формой правления. Доктрина, созданная Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины -рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут, по Монтескье, согласованность и взаимодействие властей.

Конституционный принцип разделения властей в Российской Федерации признан, закреплен и действует в процессе организации и функционирования государственных органов, а создание механизма сдержек и противовесов является своеобразным краеугольным камнем, фундаментом демократического правового государства [2]. Модель разделения властей в сложных условиях федеративного государства имеет свои особенности, которые выражаются в том, что система сдержек и противовесов работает не только «по горизонтали», но и по вертикали», потому что на федеральные органы государственной власти одной ветви воздействуют не только органы государственной власти двух других ветвей, но и субъекты этого государства в лице их органов государственной власти. В том числе система исполнительной власти в субъектах Российской Федерации не должна копироваться с федеральной системы, где Президент Российской Федерации существует наряду с Правительством. В ведении Российской Федерации и в ведении субъектов Российской Федерации находятся принципиально разные вопросы, а это должно обуславливать и реализацию функций в системе органов власти.

В целом, применительно к законодательной власти используются довольно жесткая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления, то есть, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применять отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать, все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается рамками, самими принципами права, прежде всего, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

Целью законодательной власти, как это следует из её названия, - издание законов. Еще эту ветвь публичной власти принято именовать представительной, поскольку эти органы, как никакие другие, представляют интересы всего народа (населения) или значительной ее части. Именно парламентам доверено принимать законы, т.е., акты высшей юридической силы, поскольку они являются выборными коллегиальными органами публичной власти, в которых наиболее широко представлены интересы большинства граждан демократического государства, включая, политические, национальные, возрастные и иные социальные меньшинства.

Выборный характер этих органов и коллегиальный порядок принятия ими решений позволяет принять сбалансированный нормативно-правовой акт, отражающий компромиссное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. При этом законодательная функция должна быть отделена от исполнения принятых решений, поскольку в ином случае будут приниматься не те законы, в которых нуждаются граждане данной страны, а те, которые легче можно исполнить.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои ограничивающие средства, выражающие в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенства граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Судебная власть как одна из ветвей государственной власти исторически является важнейшим средством управления обществом. Устоявшееся выражение «ветвь власти», достаточно точно характеризует судебную власть, поскольку судебная власть есть одна из ветвей единой неделимой государственной власти, так как принципиально является неотъемлемой сущ-

ностной чертой рассматриваемого феномена. В системе иных ветвей власти проявляется как самостоятельная и полновесная ветвь государственной власти в силу своего высокого статуса, компетентности, авторитетности. Именно она должна гарантировать обеспечение конституционных прав и свобод личности.

В современном российском законодательстве категорически определено, что никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на единоличное осуществление государственной власти. Сама по себе, государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной и исполнительной власти, они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними законами Российской Федерации, Конституциями (Уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, на единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. В силу этого, например, субъектам Федерации принадлежит право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым Федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа.

Принцип разделения властей не означает застывшее состояние выделенных ветвей власти, а предполагает динамичный процесс их постоянного взаимодействия, согласованного функционирования, совместного поиска наиболее оптимальных решений, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации с помощью специальных правовых процедур, установление и развитие которых он обусловливает. Конечно, у каждой власти есть свое место и назначение. Однако в их расстановке могут быть субъективные подходы, в значительной мере предопределенные характером и традициями государственного строя. Споры по вопросу о том, какая из властей является главной, первенствующей, важнейшей, очевидно, приобретают всё более содержательную перспективу.

Таким образом, теория разделения властей является достаточно актуальной на современном этапе, прежде всего для конституционного законодательства, юридической практики и для российской государственности в целом.

Литература:

1. Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1(96). С.98-100.

2. Демидов М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организация деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 32-36.

3. Тонков Е.Е. Юридические формы государственной деятельности: развитие в условиях политико-правовой модернизации / Е.Е. Тонков, С.В. Масалытина. М. : РАГС, 2010.

4. Общая теория государства и права: Академический курс в трех томах / Под общ. ред. М.Н. Марченко. М. : Норма. 2007. Т. 1.

5. Бойков В.Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х годов - начала XXI века // Социологические исследования.2009.№ 1.

6. Синцов Г.В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 4. С. 32-34.

Literature:

1. Kombarova E.V. The Principle of separation of powers in the constitutional mechanism of power in Russia // Bulletin of the Saratov state Academy of law. 2014. № 1 (96). P. 98-100.

2. Demidov M.V. Legislative and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation: peculiarities of the constitutional legal status and organization of activities // The Constitutional and municipal law. 2014. № 4. P. 32-36.

3. Tonkov E.E. Legal forms of state activity: development in the conditions of political and legal modernization / E.E. Tonkov, S.V. Masalytina. M. : RAGS, 2010.

4. General theory of state and law: Academic course in three volumes / Under the General ed. of M.N. Marchenko. M. : Norm. 2007. Vol. 1.

5. Boikov V.E. Constitution, power and people. Russia of the 1990s the beginning of the XXI century // Sociological research. 2009. № 1.

6. Sintsov G.V. On the place of legislative power in the system of separation of powers in the Russian Federation // State power and local self-government. 2015. № 4. P. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.