Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ'

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сообщение о преступлении / предварительная проверка / информация о преступлении / crime report / preliminary check / information about the crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вологина Елена Вильгельмовна, Голоманчук Эйда Владимировна, Бирюков Святослав Юрьевич

Данная работа освещает важность и сущность этапа предварительной проверки, выполняемого правоохранительными органами при получении сообщений о преступлениях. Акцент делается на месте и значении этого процесса в эффективном расследовании и обеспечении соблюдения закона. Статья помогает понять значение предварительной проверки как важной стадии правоохранительных процедур и позволяет правоохранительным органам эффективно оценивать и обрабатывать сообщения о потенциальных преступлениях с целью улучшения качества расследования и обеспечения справедливости в правосудии. Авторы приходят к выводу, что предварительная проверка направлена на получение достоверной информации о событии, его характеристиках, месте и времени совершения, обстоятельствах и последствиях преступления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вологина Елена Вильгельмовна, Голоманчук Эйда Владимировна, Бирюков Святослав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF PRELIMINARY VERIFICATION OF CRIME REPORTS

This work highlights the importance and essence of the preliminary verification stage performed by law enforcement agencies when receiving reports of crimes. The emphasis is on the place and importance of this process in effective investigation and enforcement of the law. The article helps to understand the importance of pre-screening as an important stage of law enforcement procedures and allows law enforcement agencies to effectively assess and process reports of potential crimes in order to improve the quality of investigations and ensure fairness in justice. The authors conclude that the preliminary check is aimed at obtaining reliable information about the event, its characteristics, place and time of commission, circumstances and consequences of the crime

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ»

Научная статья УДК 343.14

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

1 2 Вологина Елена Вильгельмовна , Голоманчук Эйда Владимировна ,

Бирюков Святослав Юрьевич3

волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Россия

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

1vologina-e@mail.ru

2golomachuk-ev@ranepa.ru

3Bir.slav@yandex.ru

Аннотация. Данная работа освещает важность и сущность этапа предварительной проверки, выполняемого правоохранительными органами при получении сообщений о преступлениях. Акцент делается на месте и значении этого процесса в эффективном расследовании и обеспечении соблюдения закона. Статья помогает понять значение предварительной проверки как важной стадии правоохранительных процедур и позволяет правоохранительным органам эффективно оценивать и обрабатывать сообщения о потенциальных преступлениях с целью улучшения качества расследования и обеспечения справедливости в правосудии. Авторы приходят к выводу, что предварительная проверка направлена на получение достоверной информации о событии, его характеристиках, месте и времени совершения, обстоятельствах и последствиях преступления.

Ключевые слова: сообщение о преступлении, предварительная проверка, информация о преступлении.

Для цитирования: Вологина Е. В., Голоманчук Э. В., Бирюков С. Ю. Сущность и значение предварительной проверки сообщений о преступлениях // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2024. № 2(99). С. 139-146.

THE ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF PRELIMINARY VERIFICATION

OF CRIME REPORTS

1 2 3

Elena V. Vologina , Eida V. Golomanchuk , Svyatoslav Yu. Biryukov

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russia 2Volgograd Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russia 3Volgograd State University, Volgograd, Russia

1vologina-e@mail.ru

2golomachuk-ev@ranepa.ru

3Bir.slav@yandex.ru

Abstract. This work highlights the importance and essence of the preliminary verification stage performed by law enforcement agencies when receiving reports of crimes. The emphasis is on the place and importance of this process in effective investigation and

enforcement of the law. The article helps to understand the importance of pre-screening as an important stage of law enforcement procedures and allows law enforcement agencies to effectively assess and process reports of potential crimes in order to improve the quality of investigations and ensure fairness in justice. The authors conclude that the preliminary check is aimed at obtaining reliable information about the event, its characteristics, place and time of commission, circumstances and consequences of the crime.

Keywords: crime report, preliminary check, information about the crime.

For citation: Vologina E. V., Golomanchuk E. V., Biryukov S. Yu. The Essence and significance of preliminary verification of crime reports // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2024. № 2(99). Р. 139-146.

Основополагающей и обязательной стадией в уголовном судопроизводстве является возбуждение уголовного дела. Отечественное законодательство долгое время не выделяло её в отдельную самостоятельную стадию. Учёные-правоведы придерживались мнения, что такая стадия, как предварительная проверка сообщений о преступлении, не относится к процессуальной деятельности [4, с. 113]. Они по-разному обосновывали свою точку зрения, но в основном акцентировали внимание на том, что это ключевая, важнейшая основа уголовного процесса, без которой в принципе невозможно никакое дальнейшее производство, но полноценный объём следственных действий появляется только после того, как проверка прошла и уголовное дело возбуждено.

На сегодняшний день правоохранительными органами проверяются буквально тысячи сообщений о преступлениях, поступающих и от граждан (физических лиц), и от организаций (юридических лиц), а также размещённых в средствах массовой информации и в социальных сетях и поступивших иными способами.

Например, В. В. Степанов, анализируя процессуальные и криминалистические вопросы проверки заявлений и сообщений о совершённых или подготавливаемых преступлениях, определял предварительную проверку заявлений и сообщений о преступлениях как «деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законом лиц, направленную на обнаружение признаков преступления и иных обстоятельств для своевременного и обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела или принятия иных мер» [7, с. 11]. По мнению А. Н. Ильина, «предварительная проверка сообщения о преступлении - это процесс приёма и регистрации информации о предполагаемом преступном событии, выявления в ней фактических данных, указывающих на признаки преступления, а также сбора дополнительных сведений о следах преступного события и иных его признаках, необходимых для принятия предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством решения по сообщению о преступлении» [1, с. 9]. В. О. Лапин отдельно обращает внимание на необходимость обеспечивать исключение фактов преждевременного афиширования хода и результатов и т. д. [5, с. 92].

Мы же считаем, что предварительная проверка сообщения о преступлении представляет собой начальный этап осуществления уголовного преследования, при котором проводятся некоторые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, направленные на выявление и проверку сведений, указанных в сообщении или заявлении о совершённом или готовящемся преступлении. Путём сбора и анализа представленной информации, свидетельских показаний, документов и других данных проводится оценка достоверности сообщения о преступлении.

В ходе предварительной проверки правоохранительные органы стремятся установить лиц, которые могут свидетельствовать о событии или быть причастными к преступлению, что непосредственно позволяет определить тактику и направления производства дальнейших следственных действий.

Предварительная проверка также включает сбор первичных доказательств,

которые могут помочь в раскрытии преступления, а также может содержать фото- или видеоматериалы, показания очевидцев, физические улики и другую информацию, которая может быть полезной при осуществлении предварительного следствия. Этот сбор также имеет определённые правила и последовательность, особенно если учесть, что сейчас большая часть видеоматериалов мгновенно появляется в социальных сетях, в том числе в телеграм-каналах, часто даже до того, как в правоохранительные органы поступит сообщение о преступлении и будет назначена проверка.

Следует учитывать то, что необходимо установить все конкретные обстоятельства преступления и направить результаты в строгом соответствии с Инструкциями следователю и дознавателю. Заранее сложно, а порой и невозможно предсказать, какие именно обстоятельства и как придётся проверять и устанавливать, при этом малейшее упущение уже на этой стадии может привести к непоправимым последствиям. Например, если нужно истребовать какие-то документы, а их перечень будет составлен неполно и (или) недостоверно, то у преступника появится возможность и время на их уничтожение. Конечно, это зависит от характера деяния - проверочные мероприятия, связанные с преступлениями в сфере распространения некротических средств или с использованием электронных средств оплаты, с мошенническими действиями или с применением насилия, отличаются кардинально.

Нужно отметить, что, по данным МВД России, в 2023 году сохранилась тенденция к снижению количества зарегистрированных на территории Российской Федерации преступлений, их стало на 1 % меньше [10]. Но это не значит, что уменьшается количество сообщений о преступлении.

Этапы предварительной проверки сообщения о преступлении могут варьироваться в зависимости от юрисдикции и специфики правоохранительных органов. Так, К. А. Лахтина считает, что структура процесса такой проверочной деятельности должна состоять из трёх этапов, в число которых входит анализ сведений, изложенных в сообщении о преступлении, сбор дополнительной информации и анализ всех сведений, которые могут охарактеризовать событие преступления [6, с. 355].

Характеризуя сущность предварительной проверки, важно учитывать следующие аспекты:

• её понятие - определение и объяснение процесса оценки достоверности и значимости сообщения о преступлении до начала полноценного расследования;

• её значение - важность и польза проведения подробной предварительной проверки для эффективного использования ресурсов правоохранительных органов и предотвращения ошибочных решений;

• основные этапы предварительной проверки - шаги, которые следует предпринять при проведении предварительной проверки, включая сбор информации, проверку правомерности, анализ возможных доказательств и оценку рисков;

• критерии оценки достоверности, которыми можно руководствоваться при оценке достоверности и значимости сообщения о преступлении, включая источник информации, её конкретность и дополнительные подтверждающие данные;

• спецификацию разных типов преступлений - есть очевидные особенности предварительной проверки в отношении конкретных видов преступлений, таких как кражи, грабежи, насильственные преступления и другие;

• процедуру передачи дела в орган предварительного следствия - критерии и особенности принятия решения о передаче дела для расследования после завершения предварительной проверки.

Сущность предварительной проверки сообщений о преступлениях заключается в первоначальной оценке достоверности и значимости полученной информации о потенциальных преступлениях перед тем, как начать полноценное расследование.

Значение предварительной проверки состоит в том, что она даёт возможность оптимально распределить ресурсы правоохранительных органов, уделять должное

внимание серьёзным и достоверным случаям преступных действий, а также обеспечить своевременное и эффективное реагирование на возможные правонарушения. Предварительная проверка позволяет достичь различных целей, в том числе экономии ресурсов, квалификации наиболее серьёзных преступлений с привлечением к ним особого внимания, предотвращения ошибок, установления фактов, сбора доказательств и т. д. [2, с. 39]. Так, проведение предварительной проверки помогает исключить ложные сообщения о преступлениях или о малозначительных деяниях, что позволяет избежать излишнего использования ресурсов правоохранительных органов при расследовании незначительных инцидентов.

Предварительная проверка позволяет уделить приоритетное внимание случаям, требующим немедленного реагирования, что даёт возможность сосредоточить усилия на более серьёзных преступлениях и организовать соответствующие ресурсы. Обязательная предварительная проверка сообщений о преступлениях способствует уменьшению вероятности совершения ошибок при принятии решений о начале расследования. Благодаря ей устанавливаются факты и события преступления, что инициирует справедливое и объективное рассмотрение информации о преступлениях.

Важной задачей предварительной проверки является обеспечение безопасности лиц, сообщивших о преступлении. В некоторых случаях люди могут опасаться возможных агрессивных реакций в отношении них или мести. Предварительная проверка может помочь оценить риски и принять меры для защиты лиц, сообщивших

0 преступлении [8, с.139]. Отдельно отметим, что крайне важно не разглашать данные, которые стали известны в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении [3, с. 13]. То лицо, которое принимает сообщение о преступлении, если такое принятие обусловлено его непосредственными обязанностями, закреплено в административном регламенте и (или) должностной инструкции, регистрирует его и выдаёт тому, кто его сделал, документ на корешке талона с условием личной подписи заявителя, с указанием и времени, и места, и точной даты поступления сообщения.

С целью исключения случаев укрытия преступления от учёта, а также правильности исчисления сроков принятия поступившего заявления о преступлении поступившее заявление (рапорт, заявление о явке с повинной) подлежит обязательной регистрации в книге учёта заявлений и сообщений о преступлении с указанием конкретного времени.

Предварительная проверка включает сбор информации, дополнительные свидетельства и установление фактов, которые могут существенно помочь в дальнейшем расследовании и на судебной стадии. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).

Одной из составных частей сущности стадии предварительной проверки являются способы её проведения. Эти способы закреплены в действующем УПК. Часть

1 ст. 144 УПК РФ гласит: «Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для

исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий».

Ввиду невозможности в десятидневный срок установить основания для возбуждения уголовного дела и для отказа в возбуждении дела законодатель предусмотрел возможность продления указанного срока до 30 суток. По ходатайству следователя руководитель следственного органа вправе продлить этот срок, а по ходатайству дознавателя - прокурор. Продление данного срока может быть разрешено при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий. В ходатайстве обязательно необходимо сослаться на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Сроки проверки сообщений о преступлениях, предусмотренные ст. 144 и 146 УПК РФ, исчисляются со дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за исключением сообщений о преступлениях, переданных с учётом территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления, если этот рапорт не был направлен с учётом территориальности в другой орган по подследственности.

Срок проверки истекает в 24 часа последних суток со дня приёма сообщения о преступлении. Конечно, всем лицам, которые тем или иным способом участвуют в проведении уголовно-процессуальных действий, разъясняются детали их правового статуса (совокупность прав, обязанностей и ответственности), предоставляются максимально подробные и детализированные объяснения по поводу статуса.

Следователь или иное лицо, которое непосредственно проводит проверку сообщения о преступлении, может проводить и документальные проверки, и ревизии, как мы отмечали, учитывая их особенности и заведомо планируя их детали и последовательность. Осмотр места происшествия (и осмотр трупа) может проводиться в рамках проверки сообщения о преступлении и до возбуждения уголовного дела. Надо помнить про 24 часа последних суток, в течение которых исчерпывается срок проведения проверки.

Перечислив способы проведения предварительной проверки сообщения о преступлении, следует выделить один из основных, такой как получение объяснения. Данный способ подразумевает под собой получение информации от лиц, имеющих какое-либо отношение к совершённому или готовящемуся деянию, должностными лицами, представляющими правоохранительные органы. В ходе предварительной проверки сообщения о преступлении объяснения могут содержать в себе информацию и разъяснения, полученные от очевидцев, пострадавших, подозреваемых и других лиц, имеющих сведения о происшествии. Они могут быть собраны в форме письменных показаний, записей опросов и так далее.

Объяснения обычно направлены на получение более полной картины происшествия, выяснение обстоятельств, уточнение деталей и установление фактов, которые могут быть важными для расследования преступления. Все зафиксированные объяснения имеют юридическую значимость и могут быть использованы в дальнейшем. Лица, у которых были получены объяснения, имеющие значение для расследования, должны быть допрошены после возбуждения уголовного дела, это придаст их показаниям доказательственное значение. При получении объяснений представители правоохранительных органов могут задавать вопросы, чтобы уточнить хронологию событий, описание преступления, физические характеристики лиц, связанных с происшествием, приметы возможных преступников и любую другую информацию, которая может быть полезной для выявления подозреваемых и установления обстоятельств дела.

Важно отметить, что объяснения могут быть получены как отчуждённым способом (например, путём письменных заявлений), так и в ходе опросов, которые проводятся компетентными уполномоченными лицами. При этом соблюдение прав и процедур по защите информации и законных интересов всех участников является важной составляющей получения этих объяснений.

Следует отметить тот факт, что законодатель никак не регламентирует то, что лица, дающие объяснения по уголовному делу, наделены одинаковыми процессуальными правами и обязанностями независимо от их участия и осведомленности о случившемся происшествии. Тем не менее указанные лица до момента возбуждения уголовного дела не имеют процессуального статуса свидетеля или подозреваемого. Из этого следует, что в полномочия данных лиц не входит обязанность давать показания, как, допустим, в обязанности свидетеля; никто из них не может быть привлечён к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. При этом затрагивается целый ряд конституционных и процессуальных прав и свобод граждан, что зачастую на практике приводит к их нарушению. Применять угрозы, в том числе связанные с вполне реальным и обоснованным наступлением уголовной ответственности, недопустимо, как и невозможно вынуждать гражданина отвечать на вопросы вне процессуального статуса или уже в нём [9, с. 139]. При этом проверка должна быть проведена максимально полно и подробно.

На основании ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности.

Таким образом, предварительная проверка сообщений о преступлениях играет важную роль в эффективной работе правоохранительных органов, позволяя оптимизировать использование ресурсов, концентрироваться на серьёзных делах и обеспечивать справедливость в правосудии. Основной целью предварительной проверки является объективное, точное и полное выяснение обстоятельств преступления, определение дальнейших шагов расследования и в случае подтверждения преступления - возбуждение уголовного дела.

1. Ильин А. Н. Тактика предварительной проверки сообщения о преступлении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 223 с.

2. Калюжный А. Н., Чаплыгина В. Н. Проверка сообщений о преступлениях: пути совершенствования // LexRussica (Русский закон). 2015. Т. 104. № 7. С. 37-42.

3. Кутазова И. В. К вопросу о неразглашении данных предварительной проверки сообщения о преступлении // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2014. № 1(26). С. 13-15.

4. Лавров В. П. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4(44). С. 111-114.

5. Лапин В. О. Предварительная проверка сообщений о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: криминалистический аспект // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1(61). С. 90-100.

6. Лахтина К. А. Проблемные вопросы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских реалиях // Молодой ученый. 2019. № 21(259). С. 354-356.

7. Степанов В. В. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях. Саратов, 1972. 142 с.

8. Ушаков А. Ю., Чаплыгина В. Н. Проблемы реализации права на защиту в стадии возбуждения уголовного дела // Аграрное и земельное право. 2019. № 8(176). С. 136-140.

9. Чаплыгина В. Н., Черкасова Е. А., Рудов Д. Н. К вопросу о процессуальном порядке проверки сообщений о преступлении в органах внутренних дел // InternationalLawJournal. 2023. Т. 6. № 1. С. 136-141.

1. Il'in A. N. Taktika predvaritel'noj proverki soobshheniya o prestuplenii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. 223 s.

2. Kalyuzhny'j A. N., Chaply'gina V. N. Proverka soobshhenij o prestupleniyax: puti sovershenstvovaniya // LexRussica (Russkij zakon). 2015. T. 104. № 7. S. 37-42.

3. Kutazova I. V. K voprosu o nerazglashenii danny'x predvaritel'noj proverki soobshheniya o prestuplenii // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 1(26). S. 13-15.

4. Lavrov V. P. Problemy' predvaritel'noj proverki soobshhenij o prestupleniyax v sovremenny'x rossijskix usloviyax // Trudy' Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 4(44). S. 111-114.

5. Lapin V. O. Predvaritel'naya proverka soobshhenij o prestupleniyax v sfere predprinimatel'skoj deyatel'nosti: kriminalisticheskij aspekt // Trudy' Akademii upravleniya MVD Rossii. 2022. № 1(61). S. 90-100.

6. Laxtina K. A. Problemny'e voprosy' predvaritel'noj proverki soobshhenij o prestupleniyax v sovremenny'x rossijskix realiyax // Molodoj ucheny'j. 2019. № 21(259). S. 354-356.

7. Stepanov V. V. Predvaritel'naya proverka pervichny'x materialov o prestupleniyax. Saratov, 1972. 142 s.

8. Ushakov A. Yu., Chaply'gina V. N. Problemy' realizacii prava na zashhitu v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 8(176). S. 136-140.

9. Chaply'gina V. N., Cherkasova E. A., Rudov D. N. K voprosu o processual'nom poryadke proverki soobshhenij o prestuplenii v organax vnutrennix del // InternationalLawJournal. 2023. T. 6. № 1. S. 136-141.

Информация об авторах

Елена Вильгельмовна Вологина. Доцент кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент.

Волгоградская академия МВД России.

400075, Россия, г. Волгоград, ул. Историческая, 130.

Эйда Владимировна Голоманчук. Доцент кафедры конституционного и административного права, кандидат юридических наук.

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 400066, Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8.

Святослав Юрьевич Бирюков. Доцент кафедры процессуального права и криминалистики. Кандидат юридических наук, доцент. Волгоградский государственный университет.

400062, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, просп. Университетский, 100.

Information about the authors

Elena V. Vologina. Associate professor at the criminal procedure department of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies. Candidate of juridical sciences, docent.

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

400075, Russia, Volgograd, Historicheskaya str. 130.

Eida V. Golomanchuk. Associate professor at the department of constitutional and administrative law, Candidate of juridical sciences.

Volgograd Institute of Management — a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

400066, Russia, Volgograd, Gagarina str., 8.

Svyatoslav Yu. Biryukov. Associate Professor of the Department of Procedural Law and Criminalistics. Candidate of Law, Associate Professor.

Volgograd State University.

400062, Russia, Volgograd region, Volgograd, Universitetsky avenue, 100.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи. The authors have made an equal contribution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.02.2024; одобрена после рецензирования 25.04.2024; принята к публикации 23.05.2024.

The article was submitted February 16, 2024; approved after reviewing April 25, 2024; accepted to the writing of the article for publication May 23, 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.