Научная статья на тему 'Сущность и взаимосвязь искусства и дизайна как форм художественного творчества'

Сущность и взаимосвязь искусства и дизайна как форм художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2188
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ДИЗАЙН / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / CULTURE / CREATION / ARTISTIC CREATION / ART / DESIGN / INDUSTRIAL DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наумов Никита Вячеславович, Наумова Екатерина Григорьевна

В настоящей статье осуществляется искусствоведческий анализ художественного творчества, исследуются его формы в их взаимосвязи. Цель данной работы заключается в изучении сущности и взаимосвязи искусства и дизайна как форм художественного творчества. Анализируются сущность художественного творчества; специфика искусства и дизайна как форм художественного творчества; взаимосвязь искусства и дизайна, дизайна и художественного конструирования. Методология предлагаемого исследования базируется на традициях символического и деятельностного подходов к пониманию культуры, искусства и художественной деятельности, на идеях метафизических оснований эстетической деятельности и гуманитарно-художественного значения дизайна в современной культуре. По мнению авторов, художественное творчество представлено в виде практической деятельности человека, которая направлена на формирование образов, отражающих современную реальность. Основными формами данной деятельности выступают искусство и дизайн, обладающие определенными своеобразными чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND INTERRELATION OF ART AND DESIGN AS FORMS OF ARTISTIC CREATION

The article provides the art criticism analysis of artistic creation, examines its forms in their interaction. The authors focus on identifying the essence and interrelation of art and design as forms of artistic creation. The paper tackles the following issues: the essence of artistic creation, specificity of art and design as forms of artistic creation; interrelation of art and design, design and industrial design. Research methodology is based on the traditionally adopted symbolic and pragmatic approaches to interpreting such phenomena as culture, art and artistic activity, on the conceptions of the metaphysical foundations of aesthetic activity and humanistic and artistic importance of design for the modern culture. Artistic creation is considered in the article as human's practical activity aimed to form the images representing modern reality. The basic forms of this activity are art and design, which have their own peculiarities.

Текст научной работы на тему «Сущность и взаимосвязь искусства и дизайна как форм художественного творчества»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2019.2.27

Наумов Никита Вячеславович, Наумова Екатерина Григорьевна

СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА КАК ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА

В настоящей статье осуществляется искусствоведческий анализ художественного творчества, исследуются его формы в их взаимосвязи. Цель данной работы заключается в изучении сущности и взаимосвязи искусства и дизайна как форм художественного творчества. Анализируются сущность художественного творчества; специфика искусства и дизайна как форм художественного творчества; взаимосвязь искусства и дизайна, дизайна и художественного конструирования. Методология предлагаемого исследования базируется на традициях символического и деятельностного подходов к пониманию культуры, искусства и художественной деятельности, на идеях метафизических оснований эстетической деятельности и гуманитарно-художественного значения дизайна в современной культуре. По мнению авторов, художественное творчество представлено в виде практической деятельности человека, которая направлена на формирование образов, отражающих современную реальность. Основными формами данной деятельности выступают искусство и дизайн, обладающие определенными своеобразными чертами.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ^^У.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 2. C. 138-142. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

8. Дизайн-маркет «Карельские ремесла в интерьере» [Электронный ресурс]. URL: https://ptzgovorit.ru/content/dizayn-market-karelskie-remesla-v-interere (дата обращения: 23.11.2018).

9. Елинер Н. Г. Процессы стилеобразования в пространственных искусствах: опыт применения системно-культурного подхода: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 2005. 20 с.

10. Жоголь Л. Е. Декоративное искусство в современном интерьере. К.: Будивельник, 1986. 200 с.

11. Игнатьева О. В., Лысенко О. В. Культурная политика и стратегия конструирования имиджа территории // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 1. С. 6-16.

12. Крымско-татарский интерьер сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://kvartira.mirtesen.ru/blog/43499736265/ Kryimsko-tatarskiy-interer-segodnya (дата обращения: 02.11.2018).

13. Луппов Н. А. Интерьер жилища массового строительства // Проблемы интерьера массового жилища (по материалам совещания, проходившего в г. Москве 26-27 марта 1979 г.): сборник статей / науч. ред. Б. М. Мержанов. М.: Типография Минкультуры СССР, 1982. С. 15-18.

14. Особенности интерьера в крымскотатарском стиле [Электронный ресурс]. URL: http://krimea.info/narody-kryma/ osobennosti-interera-v-krymskotatarskom-stile.html (дата обращения: 30.11.2018).

15. Предметы тувинского быта на выставке в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://tvkultura.ru/article/show/ article_id/72642 (дата обращения: 10.11.2018).

16. Родькин П. Е. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная реальность. М.: Совпадение, 2016. 248 с.

17. Смирнова О. О. Влияние потребительского поведения на стилеобразование в дизайне // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 18 августа 2018 г.). Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 175-176.

18. Сомов Г. Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация [Электронный ресурс]. URL: http://gsomov.eom/papers/Emotional-impact-of-architec1ural-environment-and-i1:s-organization.pdf (дата обращения: 30.10.2018).

19. Тувинский орнамент [Электронный ресурс]. URL: http://museumsrussian.blogspot.ru/2017/01/blog-post_29.html (дата обращения: 10.11.2018).

20. https://vk.com/permskiistyle (дата обращения: 18.01.2019).

STYLE FORMATION PROCESSES IN MODERN LIVING INTERIOR DESIGN

Dianova Yuliya Viktorovna

Udmurt State University, Izhevsk julok1@mail.ru

The article deals with style formation processes in the modern interior. The author identifies a set of factors influencing style formation in living interior design. Among them, the most important one is consumer behaviour's impact. The consumer preferences of people as a kind of "residents of style" audience are suggested to be the primary resource of style development and self-regulation. Using the basic constructions of the area brand identification theory, the author ascertains that at the moment, there is a process of "Perm" style formation in living interior, which claims to be a consumer brand in the near future.

Key words and phrases: style formation; style; cultural landscape; area branding; consumer preferences; living interior; "Perm" style.

УДК 74.01/09 Дата поступления рукописи: 03.12.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.2.27

В настоящей статье осуществляется искусствоведческий анализ художественного творчества, исследуются его формы в их взаимосвязи. Цель данной работы заключается в изучении сущности и взаимосвязи искусства и дизайна как форм художественного творчества. Анализируются сущность художественного творчества; специфика искусства и дизайна как форм художественного творчества; взаимосвязь искусства и дизайна, дизайна и художественного конструирования. Методология предлагаемого исследования базируется на традициях символического и деятельностного подходов к пониманию культуры, искусства и художественной деятельности, на идеях метафизических оснований эстетической деятельности и гуманитарно-художественного значения дизайна в современной культуре. По мнению авторов, художественное творчество представлено в виде практической деятельности человека, которая направлена на формирование образов, отражающих современную реальность. Основными формами данной деятельности выступают искусство и дизайн, обладающие определенными своеобразными чертами.

Ключевые слова и фразы: культура; творчество; художественное творчество; искусство; дизайн; художественное конструирование.

Наумов Никита Вячеславович, к. филос. н. Наумова Екатерина Григорьевна, к. филос. н.

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону design-naumova@mail. т

СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА КАК ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В современной социокультурной реальности художественное творчество развивается очень часто по траекториям, противостоящим традиционным эстетическим ценностям и нормам, что отражается в ряде технологий

современной художественной культуры. Действительно, как отмечает современный исследователь В. С. Глаголев, «устранение "крайней озабоченности" онтологическим содержанием фундаментальных ценностей мировой художественной культуры отомстило за себя лавинообразным нарастанием художественного произвола» [8, с. 233]. Но технологии проектной культуры стремительно и активно развиваются, происходит распространение дизайна как формы художественной активности в повседневную жизнь человека и в сферу промышленного и строительного производств. Иными словами, помимо традиционного искусства появляются новые виды искусства, развиваются различные утилитарные формы художественной деятельности и творчества. К таким формам мы можем отнести, в частности, дизайн. Такая художественная форма выступает в качестве яркого и динамичного социокультурного явления.

Иными словами, складывается специфическая ситуация как в практической сфере художественных практик, так и в сфере научных исследований по проблемам технической эстетики и дизайна: параллельно существуют такие формы культуры и теоретические концепты, как художественное творчество, искусство, дизайн, художественное конструирование, и необходима их теоретическая концептуализация. В процессе настоящего исследования авторы выдвигают гипотезу о двух формах художественного творчества, к которым они относят искусство и дизайн. С одной стороны, необходима дивергенция понятий «искусство» и «дизайн», а с другой - нельзя их строго противопоставлять и рассматривать дизайн как сугубо утилитарный вид деятельности. Для того чтобы доказать поставленную выше гипотезу, авторы считают необходимым провести настоящее исследование.

Итак, в предлагаемой работе авторы проводят искусствоведческий феноменологический анализ художественного творчества, изучают его формы в их взаимосвязи. Цель настоящей статьи заключается в анализе форм сущности и взаимосвязи искусства и дизайна как форм художественного творчества. Задачами являются исследование сущности художественного творчества; изучение сущности искусства; анализ сущности и специфики дизайна; изучение взаимосвязи искусства и дизайна, дизайна и художественного конструирования. Методология данной работы базируется на традициях символического (Ю. М. Лотман [14], А. Ф. Лосев [13] и др.) и деятельностного (В. С. Степин [19], П. С. Гуревич [9] и др.) подходов к пониманию культуры, искусства и художественной деятельности, на идеях, разрабатываемых такими теоретиками в области искусствоведения и эстетики, как В. В. Бычков (метафизические основания эстетической деятельности) [2] и О. И. Генисаретский (идея гуманитарно-художественного значения дизайна в современной культуре) [7]. Корректное применение настоящей методологии и определяет достоверность результатов, полученных в процессе исследования.

Рассматривая такой термин, как «творчество», нам необходимо отметить, что оно проявляется в разных формах, среди которых выделяют художественную, научную, техническую, спортивно-тактическую, военно-тактическую. Для нашего исследования не обладают особой важностью все перечисленные формы творчества, мы подробно остановимся только на одной - художественной форме. Для того чтобы проанализировать данную форму, разберемся в сути понятия «художественное творчество». Подходящее для нашего исследования определение дано В. И. Далем в толковом словаре. Под художественным творчеством В. И. Далем понимались художества, связанные с красотой, добром и истиной, выраженные в материальных вещах [10, с. 569]. Взяв за основу данное определение, в данном исследовании художественное творчество рассмотрим как определенную часть культуры или практическую деятельность, которая направлена на формирование ярких художественных образов современной социальной реальности. Таким образом, несмотря на огромное количество концепций, рассматривающих по-разному художественное творчество, большинство исследователей рассматривали его в качестве онтологического явления [3].

Для проведения анализа данного понятия нами выделяется две основных ипостаси художественного творчества: его сущность и формы. Относительно форм художественного творчества нами была выделена основная его форма - искусство. Согласно определениям, которые существуют в современной философии, данная форма является не только художественным творчеством, но и выступает в качестве формы общественного сознания, а также в качестве определенного вида познания современной социальной реальности [20].

Поскольку искусство является многосторонним феноменом, в современной науке существуют различные его интерпретации. Многие исследователи рассматривают искусство в качестве специфического вида отражения современной реальности. Ряд других ученых утверждают, что сфера искусства представляет собой процесс, связанный с толкованием самим человеком художественных ценностей. Исследователи третьей группы связывают искусство с чувственным познанием мира. Также во многих работах искусство представлено в качестве проявления творческих способностей людей. Для данного исследования важна точка зрения, которая связана с тем, что искусство - это элемент культуры, где происходит интеграция художественных ценностей. Данная концепция помогает раскрыть феномен искусства в рамках поставленных нами исследовательских задач [Там же].

Законы красоты легли в основу искусства, которое выступает как традиционная форма деятельности в сфере эстетики. Поскольку культура содержит в себе эстетические качества, то данная трактовка искусства встречается достаточно часто. Эстетическая сфера состоит из совокупности таких категорий искусства, как возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Эстетические явления природы мы можем найти в богатой природе русской земли. Об этом говорится в работах В. С. Соловьева. Именно в произведениях данного автора мы можем найти связь между природой и искусством [17, с. 390].

Отметим, что художественный образ служит для того, чтобы через искусство можно было понимать окружающий мир, опираясь на определенный эстетический идеал. Художественный образ помогает воспроизводить действующую реальность. А. Ф. Лосев в своих работах касается содержательной части художественного

образа. А. Ф. Лосевым отмечено, что действующие художественные образы не могут существовать в качестве суммы дискретных признаков, они должны действовать как что-то живое, источник того, что невозможно изучить при помощи рациональных методов. В художественном плане этот образ является чем-то особенным, на что нельзя наглядеться, сколько бы мы ни обращали на это свой взор. То есть даже если образ воспринимается нами очень глубоко, он все равно несет в себе что-то непонятное, что затрагивает нас всегда, как только мы начинаем разбирать существующий художественный образ [13, с. 132].

Изучение феномена искусства невозможно без рассмотрения философского подхода, разработкой которого занимался Г. Гегель. В его спекулятивной философии раскрывается сущность понятия «искусство». Г. Гегель имел негативное отношение к понятию «эстетика», так как он полагал, что данное понятие не несет в себе сути науки об искусстве. По мнению Г. Гегеля, наука об искусстве ярко отражена в таких терминах, как «философия искусства» и «философия художественного творчества» [6, с. 79].

Искусство может рассматриваться в качестве гносеологической категории, которая может раскрыть Истину [12]. Так, Г. Гегель считает, что такие категории, как Истина и Доброта, не могут существовать без Красоты. Красота встречается на пути, когда разум нацелен на истину или же в том случае, когда воля стремится к добру. Данный факт связан с тем, что именно высший акт разума является актом эстетическим, а вот объединение истины и блага может произойти только тогда, когда появляется такая категория, как Красота [5, с. 212]. В рамках истории философии Истина и Красота соотносились по-разному.

Что касается античности, то в данный период времени активно исследуется проблема духовной деятельности. Появляются такие категории, как гармония, красота и совершенство. Античная красота - это атрибут мира, разум, гармония и красота выступали как синонимы. Связано это было с тем, что мир, который действовал по законам красоты, был устроен разумно. Весь средневековый период состоит из имплицитного присутствия эстетического в сфере философии. Обращаясь к эпохе Возрождения, отметим, что в данный период возникает философско-культурологическое рефлексирование, связанное с эстетикой. В данный период времени разводят понятия Истина и Красота, исходя из логического разделения природного духа и творческого духа человека. В теории культуры и искусства романтизма заложена следующая идея: Красота - это Истина, так как Красота существует как глубинный принцип природы. Такой принцип может быть не виден нашему взору. В связи с этим законы красоты и законы природы неотделимы друг от друга, так как все, что мы можем найти прекрасного в природе, является законами природы. Таким образом, искусство - это не только участие человека, необходимо задействовать и ресурсы природы. Наука также не может в одиночку познать мир [20].

Эпоха Просвещения и начало XIX в. характеризуется духом рационализма, который был направлен на решение вопросов бытия посредством естественнонаучного разума. Если придерживаться данной позиции, то через искусство человек может только самоутверждаться, используя его как одно из средств познания мира. Отметим тот факт, что в XIX в. стали отрицать построение общества на разумных началах из-за существующей в то время социокультурной действительности. Затем последовал кризис всех сторон жизни в связи с развитием западноевропейской культуры, которая основывалась на увеличении разумного и индивидуального начала. В данный период времени (вторая половина XIX - XX в.) стал бурным образом развиваться кризис традиционного, «"классического" искусства». Это повлияло на пересмотр всех существующих в традиционном обществе ценностей.

В измерении культуры происходит отказ от трансцендентного, наблюдаются изменения, связанные с лишением культуры ее религиозности. Реализм сдает свои позиции, в искусстве утверждается иллюзионизм. Происходит нарушение художественного образа, который раньше воспринимался в качестве христианского символа. В рамках современной культуры контекстом выступает человек техногенной цивилизации.

В период постмодерна современная культура характеризуется критикой традиционной культуры и отражает новейшие установки, которые отвергают возможные основания и сам поиск данных оснований. Таким образом, произведения постмодернизма, являясь открытыми и разнообразными, обладают чувством внутренней безысходности. Напрашивается вывод, что разрушаемый художественный образ не позволяет искусству обладать в полной мере полноценными творческими силами.

Если рассматривать русскую религиозную мысль XX в., которая отражена в работах В. С. Соловьева [17], П. А. Флоренского [21], А. Ф. Лосева [13] и других, описанная безысходность наталкивает на мысли, связанные с кризисом духовности. Здесь можно найти идеи о религиозности именно западноевропейской культуры, о том, что она не имеет возможности самостоятельным образом прийти к духовным источникам творчества.

Но в ХХ веке ситуация начинает стремительно меняться. Активное проникновение дизайна как теории в общественное сознание и дизайна как практики не только в сферу промышленного производства, но и в личную повседневную жизнь человека, в определенной мере обусловливает господство утилитарного отношения человека к искусству. В связи с этим в современном обществе, которое является потребительским, начинают появляться новые виды искусства. Для удовлетворения материальных потребностей человека развиваются различные художественно-утилитарные формы деятельности, которые не были известны раньше. Итак, появляется дизайн как форма художественного творчества, которая выступает в качестве яркого и динамичного социокультурного явления.

Дизайн появился в 30-е гг. ХХ в. В индустриальном и постиндустриальном обществе под дизайном понимали проектную деятельность в культуре. Именно в данный период удовлетворение человеческих потребностей происходит на основе вещно-предметной среды, но важно и то, что человеческие способности развиваются при пользовании данных вещей. Новые потребности и изменение диапазона личных предпочтений

происходит в том случае, если вещь выступает как духовная субстанция, получившая опредмечивание. Повышение роли дизайна связано с тем, что в нашей жизни возрастает роль вещей. Изучая пространственно-временной континуум в рамках художественных практик, М. В. Силантьева говорит о том, что в современном обществе развивается «дизайнеризация». В рамках данного процесса у произведений искусства возникают социально-значимые цели, например, украшение интерьера, руководство к покупке, обмену и т.д. [16]. С чем это может быть связано?

Скорее всего, на это влияет стремительный рост объема вещей, которые обладают низкими утилитарными и функциональными значениями. Также это связано с высоким ростом индустрии «симулякров» и виртуализации вещей. Немаловажную роль играет фактор внутриличностной и межличностной отчужденности людей от современной действительности, что ведет к приверженности машинерии и вещизму.

Специфика антропогенеза играет огромную роль в среде вещей человеческого сообщества. Здесь главным атрибутом развития человеческого разума являются орудия труда, и другой альтернативы не существует [18]. Именно это обстоятельство вызывает романтизацию и антропоморфизм между членами архаичных обществ и объектами природы, что и вызывает существенный интерес к вещам [22, с. 7].

В переводе с латинского «дизайн» (designare) выражает такие понятия, как «обозначать», «определять». В отечественной и зарубежной мысли существует множество определений данного термина. Также нельзя выделить какую-то общую теорию дизайна, несмотря на то, что Г. Земпер еще в середине XX в. делал попытки выделить такую теорию [11, с. 184-185].

Обращаясь к работам отечественных исследователей, мы находим в них, что дизайн также трактуется с различных точек зрения. Он может быть представлен как способ мышления или подразумевать под собой деятельность со своей практикой и теорией. Помимо этого, дизайн обозначает саму вещь или ее внешний облик. В трудах некоторых авторов прослеживается отождествление художественной и производственной деятельности. В трудах других исследователей дизайн находится за пределами предметной среды. Так, под дизайном часто понимают комбинаторную направленность мышления, не рассматривая дизайн как определенную область деятельности [4, с. 133]. По мнению О. И. Генисаретского, «дизайн необходим для осуществления проектной деятельности в среде обитания, отображающейся в образе жизни», а вот искусство используется в рамках индустриального общества [7].

В связи с тем, что существует множество определений дизайна, исследование данного феномена в российской науке является дискуссионным и неоднозначным. В качестве междисциплинарной художественной деятельности дизайн рассматривается С. М. Михайловым и Л. М. Кулевой. В данном определении интегрируются естественнонаучное, техническое, гуманитарное знания, здесь соединяются инженерное и художественное мышление, с помощью которого формируется предметный мир, где «распространены широкие контакты человеком во всех без исключения сферах его жизнедеятельности» [15, с. 10]. Мы полагаем, что данное определение является немного узким, так как дизайн представлен в рамках промышленного предметного мира, хотя здесь учитывается современная ситуация в сфере дизайна.

В своем исследовании мы придерживаемся позиции Т. Ю. Быстровой, которая считает, что дизайн включает в себя не только проектирование эстетических свойств промышленных изделий, а может решать более важные социально-технические проблемы, связанные, например, с функционированием производства и потребления [1, с. 18-19].

В нашем мире нет вещей, которых не коснулась бы рука дизайнера. Дизайн можно встретить во всех сферах жизни человека. Он не ограничивается только лишь художественным конструированием в рамках предметной среды. Дизайн представляет собой творчество, которое направлено на формирование целостной предметной среды. Иными словами, дизайн выступает специфической деятельностью, направленной на проектирование объектов окружающего предметного мира - от предметов бытовой обстановки до промышленного оборудования. Дизайн в СССР долгое время назывался художественным конструированием. Термин «художественное конструирование» используется и в настоящее время, но с конца ХХ в. стал чаще используемым термин «дизайн». Исходя из того, что дизайн представляет собой художественное проектирование предметной среды, его можно отнести к историческим феноменам, у которых мы можем найти отличные характеристики от вещей других исторических эпох.

Следует отметить, что футуристические проекты, направленные на совершенствование мира, оказали существенное влияние на формирование и развитие дизайна. В рамках данных проектов гармонию можно наблюдать только за счет стандартизации и серийности. Дизайн выступал в качестве составной части таких проектов. В настоящее время дизайн также входит в проектную культуру, которая обеспечивается за счет активности и разума человека.

Итак, дизайн есть и структурирование материала, и проект, и целеполагание, которое используется в проектной деятельности, и материальное воплощение замысла. Это творческая деятельность, осуществляемая для определения формальных качеств изделий промышленности. Качества могут включать внешние свойства вещей и совокупность структурных взаимосвязей, которые отражают целостность изделия.

В настоящем исследовании был осуществлен искусствоведческий анализ и анализ художественного творчества, исследовались его формы в их взаимосвязи. Так, в качестве художественного творчества рассматривается определенная часть культуры или практическая деятельность, которая направлена на формирование ярких художественных образов современной социокультурной реальности. В качестве его форм в современной культуре существуют искусство и дизайн. Искусство является не только формой художественного творчества,

но и выступает в качестве формы общественного сознания, а также в качестве определенного вида познания современной социальной реальности. Это особый способ эстетического освоения мира и форма когнитивной активности. Дизайн также является формой художественного творчества, но более рационализированной, чем искусство. Он включает в себя не только проектирование эстетических свойств промышленных изделий, а также может решать более важные социально-технические и социально-культурные проблемы. Дизайн и художественное конструирование являются тождественными понятиями.

Список источников

1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2001. 288 с.

2. Бычков В. В. Эстетический лик бытия (умозрение Павла Флоренского). М.: Знание, 1990. 64 с.

3. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-классика, 2009. Т. 10. 927 с.

4. Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники (очерки истории и теории). М.: Советская Россия, 1972. 176 с.

5. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 668 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 2-х т. СПб.: Наука, 1998. Т. 1. 622 с.

7. Генисаретский О. И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: дисс. ... д. искусствоведения. М., 1990. 346 с.

8. Глаголев В. С. Западное искусство XX - начала XXI в.: последствия элиминации онтологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. Вып. 2. С. 223-233.

9. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. 317 с.

10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. СПб.: Диамант, 1996. Т. 4. 684 с.

11. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. 320 с.

12. Левченко Е. В. Искусство как вид познания: дисс. ... д. филос. н. М., 2008. 346 с.

13. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. 680 с.

14. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 704 с.

15. Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна: учеб. пособие для вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2002. 240 с.

16. Силантьева М. В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике: V Овсянни-ковская международная эстетическая конференция (г. Москва, 27-28 ноября 2012 г.). М.: МГУ, 2012. С. 47-52.

17. Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.

18. Социология вещей: сб. статей / под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. 392 с.

19. Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Институт философии Российской академии наук; Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 56-58.

20. Толстых В. И. Искусство и мораль. О социальной сущности и функции искусства. М.: Политиздат, 1973. 440 с.

21. Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 797 с.

22. Черникина Е. П. Дизайн: тенденции и перспективы его развития. Харьков: Знание, 2011. 246 с.

ESSENCE AND INTERRELATION OF ART AND DESIGN AS FORMS OF ARTISTIC CREATION

Naumov Nikita Vyacheslavovich, Ph. D. in Philosophy Naumova Ekaterina Grigor'evna, Ph. D. in Philosophy Don State Technical University, Rostov-on-Don design-naumova@mail. ru

The article provides the art criticism analysis of artistic creation, examines its forms in their interaction. The authors focus on identifying the essence and interrelation of art and design as forms of artistic creation. The paper tackles the following issues: the essence of artistic creation, specificity of art and design as forms of artistic creation; interrelation of art and design, design and industrial design. Research methodology is based on the traditionally adopted symbolic and pragmatic approaches to interpreting such phenomena as culture, art and artistic activity, on the conceptions of the metaphysical foundations of aesthetic activity and humanistic and artistic importance of design for the modern culture. Artistic creation is considered in the article as human's practical activity aimed to form the images representing modern reality. The basic forms of this activity are art and design, which have their own peculiarities.

Key words and phrases: culture; creation; artistic creation; art; design; industrial design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.