Научная статья на тему 'Сущность и виды инноваций отечественной промышленности'

Сущность и виды инноваций отечественной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / INNOVATION / COMPETITIVENESS / INDUSTRIAL PRODUCTS / THE DOMESTIC INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крисанова В. А.

Статья посвящена анализу трактовки понятия «инновации» и «инновационная деятельность», а также рассмотрению видов инноваций по характеристикам в отечественном промышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND TYPES OF INNOVATION OF THE DOMESTIC INDUSTRY

This article analyzes the interpretation of the concept of "innovation" and "Innovation" as well as consideration of the characteristics of types of innovations in the domestic industrial complex.

Текст научной работы на тему «Сущность и виды инноваций отечественной промышленности»

УДК 338.24

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В.А. Крисанова

Статья посвящена анализу трактовки понятия «инновации» и «инновационная деятельность», а также рассмотрениювидов инноваций по характеристикам в отечественном промышленном комплексе.

Ключевые слова: Инновации,инновационная деятельность, конкурентоспособность, промышленная продукция, отечествен-ныйпромышленный комплекс.

Промышленность являясь основным сектором национальной экономики в настоящее время испытывает ряд трудностей, основными из которых являются: замедление темпов развития, снижение показателей эффективности производства, высокий уровень затрат ресурсов, медленное обновление материально - производственной базы и т.д.Доминантным фактором, тормозящим развитие промышленного производства и позитивных структурных сдвигов, является низкая конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с иностранными аналогами, чтообуславливается в первую очередь низким уровнем инновационной и инвестиционной активности. Методом преодоления данной проблемы является инновационный путь развитияпромышленного производства, который представляет собой системный подход развития производства, базирующийся на всестороннем внедрении инноваций, что дает возможность промышленным предприятиям реализовывать конкурентные преимущества, обеспечивая устойчивый экономический рост.

В настоящее время в экономической литературе отсутствует единая трактовка термина «инновации».

Впервые термин «инновация» был употреблен австрийским экономистом Йозефом Шумпетером в 1911г. в работе «Теория экономического развития». Й. Шумпетер определял инновацию как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности» [1, с. 7].

Термин «инновации» имеет английскую этимологию и дословно переводится как «нововведение».

Несмотря на это Й. Шумпетер, подразумевал под инновацией совершенствование, модернизацию уже имеющихся ресурсов и благ. В отечественной практике, большинство формулировок понятия «инновация»сопряжено с понятием «нововведение» в различных сферах жизни общества.

Так, Г. Г. Азгальдов и А. В. Костин под инновацией понимают«Создание радикально новых технологий и продуктов, которые призваны совершить революцию на рынке» [2, с. 23], М.А. Федотова и А.М. Камалова определяют как, «создание радикально новых технологий и продуктов, которые призваны совершить революцию на рынке» [3, с. 120].

Однако ряд отечественных ученыхопределяют инновации как процесс создания нового продукта, технологии или управления производством. Так, Степаненко Д.М определят инновации, как «Создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов» [4, с. 49].

Согласно третьего подхода, инновация представляет собой внедрение в производственную деятельность новых подходов и отдельных элементов, отличных отпредшествующих. Данного мнения придерживаются такие российские ученые, как В.В. Алексеев, М.А. Сагдиев, Р. Н. Минниханов Д.И.Файзрахманови д.р. Так В.В. Алексеев пишет «инновациякак конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство» [5, с. 135].

Тогда как Е.Е. Румянцева, трактует инновации, как «получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств», а Р.А.Фатхутдинов- как «конечный результат внедрения новшества» [5, с.78]. То есть ряд экономистов заключают инновации, как результат, в виде повышения эффективности производственных, социальных сфер, в результате внедрения в практику нововведений.

Ряд авторов, под инновацией понимают не результат, асам процесс, направленный на улучшение производственного процесса и несущего в себе научные, экономические, социальные, экологические преимущества обществу. Такого мнения придерживаются, такие зарубежные ученые,как Б. Сандро, Б. Твист, Ф. Никсон. Что позволяет сделать вывод о значительных различиях в трактовании инноваций в отечественной и зарубежной экономической мысли.

В отличие от отечественного осмысления термина «инновации», зарубежные ученые, делают акцент на их революционности, масштабности и особой важности для различных производственных и социальных сфер и определяют их, как трансформацию научно - технического процесса в новых видах продукции и технологиях.

Таким образом, обзор толкования термина «инновации» указывает на вариативность подхода к ее определения. Основные подходы к трактовке понятия «инновации» отражены на рис. 1.

На основе проведенного анализа, нами под инновационной понимается деятельность, направленная на по-иск,разработку и внедрение новой или значительно усовершенствованной продукции, совершенствование технологии илиэлементоворганизации производства.

Инновационная деятельность в промышленности включаетразработку и реализацию инновационных процессов, результатом которых является повышение эффективности производственного процесса, ресурсов и конечного продукта.

Инновации неоднозначны по своим характеристикам. Наиболее важные в общем объеме инноваций для предприятий промышленного комплексапредставлены в таблице 1.

Рисунок 1 - Подходы к трактовке понятия «инновации»

Таблица 1

Инновации предприятий промышленного комплекса_

Вид инноваций Характеристика

Продуктовые инновации Внедрение товара или услуги, являющихся новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.

Процессные инновации Внедрение нового или значительно улучшенного способа производства

Организационные инновации Внедрение освоения новых форм и методов организации производства и труд

Маркетинговые инновации Внедрение концепцийи стратегий маркетинга, значительно отличающих от применяемых, включая значительные изменения в дизайне или упаковке, продвижении на рынок, сбытовой политике и методах ценообразования.

Экономические инновации Изменения, направленные на укрепление финансовой, платежной и бухгалтерской сферыдеятель-ности

Экологические инновации Изменения в производственном процессе, организационной структуре, которые влекут за собой улучшение или предотвращения негативного воздействие производствана окружающую среду

В общем объеме инноваций для предприятий промышленного комплексанаиболее значимы: продуктовые (реализуемые виде новых или усовершенствованных продуктов, обладающих принципиально новыми характеристиками) и процессные (реализуемые виде технологически нового либо усовершенствованного производственного метода).

Продуктовые инновации имеют овеществленную форму, представляя совой новый либо усовершенствованный, либо новый продукт наиболее распространены в обрабатывающей промышленности, преобладая в высокотехнологичном секторе, таких как авиастроение, машиностроение, производстве электрических машин и медицинских изделий. Удельный вес инновацийданных отраслей экономики составляют более 75% затрат на все продуктовые инновации.

Продуктовые инноваций наиболее критичны для промышленности страны вследствие их высокой ресурсоем-кости и наукоемкости, вместе с тем они определяют инновационную составляющую отечественной экономики, так как затраты на них составляют более половины суммарныхзатрат промышленного производства.

Процессные инновации, представляющие собой по экономической сути новые способы применения производственных сил, предметов и орудий труда, преимущественно сосредоточены в добывающей промышленности, а такженизкотехнологичных отраслях (деревообработка, легкая промышленность, черная и цветная металлургия). На долю добывающей промышленности приходится около 90%, так как добыча полезных ископаемых, таких как нефть, газ, уголь, не предполагает совершенствование добываемого продукта, что приводит к необходимости улучшения процесса технологии добычи, обработки и транспортировки первичного добываемого сырья.

Не редко в хозяйственной практике промышленных предприятий встречается интеграция продуктовых и процессны-хинноваций. Так как создание нового продукта зачастую сопряжено с внедрение усовершенствованных или новых технологий. Паритетные инвестиции одновременно в продуктовые и процессные инновации наиболее часто имеют место в средне технологических отраслях производства, таких, как химическая промышленность, пищевая промышленность и др.

Вместе с тем в промышленном производстве получили распространение и другие виды инноваций: организационные, маркетинговые, интегрирующие, модифицирующие.

Организационные и маркетинговыеинновации являются менее затратными и связаны с правильной организа-циейтруда, менеджментом производственной сферы предприятий, совершенствованием организации бизнес-процессов. Главная цель организационных инноваций в промышленности - создание необходимых условий для со-

вершенствования хозяйственных связей,внедрения в практику новых форм организации труда, реализацию инновационного потенциала персонала

Организационные инновации связаны с мобилизацией резервов трудовых ресурсов и имеющегося оборудования промышленных предприятий, и помимо экономического эффекта, несут социально - гуманистическую направленность. Так как рост производительности труда вследствие модернизацииуправления и организации труда, приводит кповышению морального удовлетворения от работы, снижает физические и психические нагрузкиперсонала.

В отечественной практике промышленных предприятий, организационные инновации заключаются в создании новых систем контроля и оценки качества продукции, сертификации продукции, развитии человеческого капитала. Наибольшая доляорганизационных инноваций реализуется в автомобилестроении, электроэнергетике, химической промышленности.

Маркетинговые инновации в промышленности направлены, преимущественно, на продвижение создаваемого продукта, стимулирование спроса, повышению лояльности потенциальных покупателей, формированию ценовых стратегий.

В целом доля затрат на маркетинговые и организационные инновации в отечественной промышленности очень мала (1-2% - РФ, 5-6% - в экономически развитых странах), что указывает на необходимость развития данного вида инновационной деятельности, так как именно они обеспечивают повышение эффективности труда и стимулированию сбыта продукции, что ведет к росту конкурентоспособности, и повышению экономических и социальных показателей деятельности промышленных предприятий.

С позиции экономической значимости, можно выделить интегрирующие, модифицирующие и квазиинновации.

Интегрирующие (комплексные) инновации, созданные путем интеграцииоптимальной комбинацииранее известных научных достижений, дляполучения нового эффекта.

Модифицирующие инновации незначительно улучшают существующие объекты или процессы и потому малозначимы для России, так как усугубляют отставание от мировых держав, отвлекая ресурсы.

В ряде отраслей промышленности, таких как металлообработка и химическая промышленность, актуальны квазиинновации, аналоги зарубежных инноваций, которые для отечественной практики являются новыми либо незначительно изменяющие конечный продукт или элементы технологического процесса.

Вместе с тем, для достижения цели устойчивого развития и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности необходима интеграция инноваций разного типа, для обеспечения синергетического эффекта. Продукция инновационно-активных предприятий обладает более высокой конкурентоспособностью на товарных рынках как внутри страны, так и на рынках других стран. Современный уровень конкурентоспособности промышленной продукции пока нельзя назвать высоким, однако внедрение различного рода инноваций укрепляет позиции отечественного промышленного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

This article analyzes the interpretation of the concept of "innovation" and "Innovation" as well as consideration of the characteristics of types of innovations in the domestic industrial complex.

Key words: Innovation, innovation, competitiveness, industrial products, the domestic industrial complex.

Список литературы

1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. К вопросу о термине «инновация» //В кн.: Труды лаборатории В. Н. Лившица. М.: Изд. ЦЭМИ РАН, 2009.

2. Алиева Н.З., Туманова М.А., Шевченко Ю.С. Мировоззренческое и социокультурное измерение следствий нанотехнологического прогресса для общества //Современные проблемы науки и образования. № 5. 2012.

3. Степаненко Д. М. Механизм учета инноваций в системе государственной региональной инновационной политики //Журнал "Регионология" №1, 2010

4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. // Учеб. 4-е изд., перераб. и доп.СПб.: Питер, 2010. 400с

5. Федотова М.А., Камалов А.М. Методы оценки стоимости инновационно активных компаний // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез. докл. I-й междунар. конфер., 25-26 ноября 2008 г. М., 2008.

Об авторе

Крисанова В.А. - аспирант Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.