УДК 338.22.01
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИЙ: МЕЖСТРАНОВОЕ СРАВНЕНИЕ
© Сергей Николаевич ПОЛЯНСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра управления и предпринимательства,
e-mail: [email protected] © Вячеслав Юрьевич ЛАПШИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом и маркетинга, e-mail: [email protected]
Рассмотрены основные подходы к пониманию инноваций в России. Произведен анализ и сопоставление понимания инноваций в зарубежных странах. В результате сопоставления выявлен особый тип инноваций, присущий экономическому развитию России.
Ключевые слова: инновации; категория инноваций; межстрановое сравнение; отечественный опыт; зарубежный опыт.
В условиях современной экономики одним из основных факторов повышения конкурентоспособности производства является активное проведение инновационной деятельности. К инновационной относится такой вид деятельности, который позволяет осуществлять трансформацию научных исследований и научно-технических достижений в принципиально новый или усовершенствованный продукт, нашедший реализацию в практической деятельности. Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как инновации.
Впервые понятие инновация было использовано австрийско-американским экономистом Й. Шумпетером, который трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [1]. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы или непосредственно на продукцию. В дальнейшем идеи Й. Шумпетера развивались целым рядом ученых.
Само по себе слово «инновация» является синонимом нововведения (новшества) и может использоваться наряду с ним [2, с. 184]. На русский язык переводится как «новизна», «новшество», «нововведение». Различные
ученые (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс,
Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Генезис понятия инновации мы можем посмотреть в статьях Н.П. Ветрова, В. А. Иванова [3; 4], а также других авторов, где они рассматривают как отечественный, так и зарубежный взгляд на данную проблему. Одна только российская научная школа на данном этапе ее генезиса дает более 30 различных определений понятия инновации [4]. Все это обусловливает необходимость систематизации категориального аппарата по данной проблематике. Очевидно, что отсутствие единого подхода создает значительные проблемы при выработке нормативно-правовой базы, при разработке концепций, программ и других стратегических документов по инновационной деятельности.
На наш взгляд, актуален комплексный подход, который интегрировал бы зарубежный и отечественный опыт, поэтому в настоящее время можно говорить о формировании в практической плоскости международного стандарта понятия инновации как определенной управленческой категории. На формирование этого стандарта во многом повлияли такие работы, как «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло», а также другие документы, характеризующие некоторые понятия и регулирующие хозяйственные и экономические отношения, такие как «Руководство по патентной статистике»,
«Руководство по библиометрии», «Руководство по технологическому балансу платежей» [5]. Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности [6].
Так, согласно второму изданию «Руководства Осло», инновации рассматриваются как результат творческой деятельности, при этом рассматриваются только технологические инновации, т. е. продуктовые и процессные, инновационная деятельность рассматривается на уровне предприятия.
В следующей правке «Руководства Осло» (третье издание) помимо технологических инноваций рассматриваются маркетинговые и организационные инновации, которые расширяют диапазон типов инноваций, кроме того, здесь творческая деятельность заменена особым видом деятельности - инновационной деятельностью. В соответствии с этим видоизменяется и определение понятия инновации: «Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (товара, работы, услуги), производственного процесса, маркетингового или организационного метода в ведении бизнеса, организации рабочего места, внешних связях» [7].
Согласно «Руководству Осло», инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результат научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Таким образом, проводится грань между творческой и инновационной деятельностью. Инновационная деятельность всегда основана на знаниях и научно-технических достижениях, имеет точно поставленные конечные цели, подразумевает финансовые и ресурсные затраты.
В настоящее время на практике ключевую роль в определении инноваций в Российской Федерации играет система государственного статистического наблюдения. Так, форма федерального государственного статистического наблюдения № 4 - инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» содержит определения технологических инноваций, продуктовых и процессных инноваций в промышленности, технологически нового и технологически усовершенствованного продукта; форма № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия» содержит определения технологической, продуктовой и процессной инновации, а также инновационных товаров, работ, услуг. Несмотря на это, эти нормативные документы не охватывают в полной мере понятие инновации, т. к. в них заложены определенные рамки на область рассмотрения и сбора сведений об инновациях, поэтому они требуют дальнейших доработок.
С научной точки зрения или в теоретическом плане ситуация еще более неопределенна из-за отсутствия четкой систематизации исследуемого явления. Существует большое количество вариантов определения данной категории, которые на наш взгляд (с определенной долей условности) образуют несколько подходов:
1) инновации рассматриваются как результат творческого процесса;
2) инновации представляются как процесс внедрения новшеств.
В первом случае, являясь результатом творческой деятельности и получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама инновация является интеллектуальным товаром, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами. Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Во втором случае, являясь процессом внедрения новшеств, понятие «инновация» становится созвучным с понятием «инновационная деятельность», приобретает временной характер. В своей работе мы придерживаемся первого - практикоориентированного подхода, т. к. он соответствует понятиям об инновации и инноваци-
онной деятельности, заложенными в «Руководстве Осло», и следовательно, является принятым у нас в стране, а также ряде мировых стран.
Отмеченное выше позволяет сделать вывод, что практическое и теоретическое понимание инноваций в нашей стране схоже, с той лишь разницей, что в практическом плане более точно установлены учетные рамки тех или иных понятий. В теоретическом же понимании понятия инновации прослеживается тенденция выработки единого понятия, распространяющегося на все сферы деятельности.
Говоря об инновациях, обязательно стоит сказать и о формировании инновационного общества, как неотъемлемого фактора развития инноваций. Однозначного понимания термина также не существует. По мнению В.Т. Третьякова, следует различать инновационное общество в узком и широком смысле.
«В узком понимании инновационное общество - это общество, которое основную свою прибыль получает путем создания и эксплуатации технических новшеств, изобретений. Но это очень узкое и прагматичное понимание, ведь некоторые фундаментальные научные открытия не дают быстрой отдачи в виде денег и, тем не менее, в конечном итоге продвигают человечество».
В широком понимании инновационное общество - это общество, которое формируется вслед за информационным обществом, среди многочисленных характеристик которого наиболее важен тот факт, что в информационном обществе существенную роль играют рынки информации и образовательных услуг. Таким образом, термин «инновационное общество» характеризует общество, в котором:
а) реализуется значительная часть научно-практических идей из всех, которые могли быть реализованными в некоторой идеальной ситуации;
б) есть рынок интеллектуальной собственности, и этот рынок существенный;
в) инвестиции в инновации являются высокорентабельными.
По опросам социологов, проводимых в период 2006-2012 гг., можно сказать, что среди населения существуют проблемы в понимании ими инноваций. Например, в
2008 г. почти две трети россиян (63 %) сказали, что инновации - это необходимое условие для будущего процветания России, но при этом почти половина опрошенных не смогли дать ответа на вопрос «Что такое инновации?» (по опросам газеты «Российская газета - Неделя», 14 февраля 2008 г.). Поэтому говорить о формировании инновационного общества в России пока рано, задача о формировании инновационного общества поставлена, но на практике она встречает перед собой ряд сложностей.
Далее перейдем к рассмотрению понятий «инновация» и «инновационная деятельность» на примере зарубежных стран. Официально при определении понятий «инновация» и «инновационная деятельность» в США также используется определение, принятое в «Руководстве Осло» [8]. Помимо этой трактовки существует, по крайней мере, еще пять определений, выдвинутых исследователями и организациями, активно участвующими в изучении инноваций [9; 10]. Эти определения принимают различные перспективы, в зависимости от потребностей организации или исследователя, и с течением времени включают большее количество нюансов по мере того, как процесс становится более понятным.
Несмотря на это, в бизнес структурах и в практическом применении в данном виде определения не встречаются, а используются более простые и общие определения понятия инновации, большинство из них разделяют четыре общих элемента. Инновации - это инструмент ведения бизнеса и максимизации прибыли, который действительно работает и заключается в:
- коммерческой реализации идеи;
- создании чего-то нового (продукта или услуги);
- определении значения для конечных пользователей (экономической выгоды для производителя и реализации личных потребностей для покупателя).
Таким образом, мы видим, что на теоретическом и практическом уровне единого понятия инновации также не существует, но в отличие от отечественного опыта, мы с большей уверенностью готовы говорить о формировании инновационного общества, т. к. в общественном понимании инновации в первую очередь это инструмент ведения биз-
неса, без которого любое начинание уже считается проигрышным. Именно поэтому в сочетании с грамотно проводимой инновационной политикой в США инновации дают такие высокие результаты.
Подход Китая к инновациям в первую очередь направлен на фундаментальные теоретические исследования и подачу патентов, при этом отношение к понятию инновации является гораздо более сложным. В Китайской академии наук сказано, что это «сложный процесс создания ценностей, в т. ч. научных и технологических ценностей, культурных, экономических и социальных ценностей, в отношении деятельности, начиная от научных открытий, технологических изобретений, инновационных бизнес-моделей и их применения, а также социальных диффузий» [11].
В 1980 г. Фу Джаяджи технологические инновации были определены: 1) как потенциальные возможности получения прибыли предпринимателями для захвата рынка с целью получения коммерческой выгоды, реорганизации производственных условий и элементов, установления эффективной производительности, более дешевого производства и методов управления, которые запускают новый продукт на рынок; 2) как новый метод производства (процесс), открытие новых рынков, новых источников сырья или полуфабрикатов питания, или создание новой организации, предприятия, которая включает в себя технологии, ряд мероприятий, организаций, деловых и финансовых процессов. Это определение дано с точки зрения предприятия.
Нужно принять во внимание тот факт, что политика Китая, основанная на плановой экономике, отражает уникальные особенности экономических институтов страны, уровень ее развития, ее культуры и истории. Это означает, что государство будет продолжать играть важную роль в качестве создателя учреждений (в т. ч. надежной правовой основы) в качестве инструмента для укрепления коренных инноваций в Китае.
Поэтому стоит отметить проводимую Китаем политику «коренных инноваций», суть которой заключается в снижении зависимости от иностранных технологий. Одним из ключевых пунктов политики «коренных инноваций» является осуществление государственных закупок инновационных разра-
боток и интеллектуальной собственности через национальный каталог промышленных продуктов, в котором утверждены наиболее желательные товары для повышения технологического уровня страны. Каталог данных товаров требует: для того чтобы квалифицировать продукт или услугу в качестве «коренных инноваций», продукт должен быть получен предприятием, которое принадлежит интеллектуальной собственности в Китае, выпускаться под торговой маркой, принадлежащей китайской компании, зарегистрированной в Китае, и являться воплощением высокой степени инноваций [12].
Таким образом, такая политика исключает иностранные компании от продаж товаров и интеллектуальной собственности в государственные органы, разработанной за пределами Китая. Поступившие протесты со стороны США и ряда других стран позволили частично упростить получение прав на аккредитацию товаров [13]. Тем не менее, политика «коренных инноваций» подразумевает ряд собственных стандартов в области инноваций и инновационной деятельности, отличающихся от предложенных «Руководством Осло».
Однако само существование «коренных инноваций» в настоящее время представляется прагматичным и выходит далеко за рамки узкой направленности на радикальный инновационный прорыв. Китай проводит стратегию «коренных инноваций», основанную на местных стандартах, учитывающих столкновения с внутренними проблемами, пытающихся объединить разнообразные группы заинтересованных сторон с противоположными интересами, а также внешние давления по принятию международных стандартов.
Преимущество Китая заключается в постепенном улучшении существующих продуктов и методов ведения бизнеса, и сейчас Китай является мировым лидером в таких инновациях. Хорошим примером могут послужить такие крупные компании Китая, как Mindray и Huawei, а также примеры копирования западных бизнес-моделей и их адаптации к китайскому рынку Tencent (сеть социальных сетей и услуг), Alibaba и Taobao (сеть электронной коммерции). Опыт Китая является прекрасным примером того, как не нужно самим разрабатывать новые инновацион-
ные продукты, чтобы быть инновационным. Проводя свою инновационную политику, Китай не совершает значительных открытий, но, несмотря на это, он делает деньги. При этом можно смело говорить о формировании инновационного общества, осуществляемого своим путем, учитывающим особенности государственного строя и культурного наследия.
Далее перейдем к рассмотрению понятия инновации на примере Японии. Япония является третьей крупнейшей экономикой по объему ВВП после США и Китая, а также одной из лидирующих стран по разработке и внедрению инновационных продуктов в мире.
В прошлом в Японии были склонны толковать термин «инновация» как технические инновации и для их определения использовали терминологию, предложенную Й. Шумпетером, полагая, что инновации способны изменить экономическое общество, с момента его основания являясь результатом реформ в науке и технике. Тем не менее, со временем понятие инновации стало выходить за рамки только технических инноваций, т. к. инновация создается комбинацией или интеграцией существующих технологий в различных областях, методами предоставления услуг и глобализацией управления бизнесом.
Исходя из этих обстоятельств, на законодательном уровне в июле 2008 г. под инновациями было принято понимать: «создание новых ценностей путем разработки или производства новых продуктов, разработку или поставку новых услуг, внедрение новой системы производства или маркетинга, внедрение новой системы предоставления услуг и внедрение новой системы для управления бизнесом для осуществления значительных изменений в экономическом обществе [14].
Говоря об инновациях в Японии в целом, стоит говорить о формировании инновационного общества, т. к. именно в Японии впервые стали развивать инновационную политику на уровне не отдельных предприятий, а страны в целом. Крис Фриман в своей статье обращает внимание на тот факт, что японский успех во множестве важных технологических открытий был связан не только с вкладом в научные исследования и разработ-
ки, но и с активным проведением ряда других социальных и институциональных изменений [15]. Ключевую роль здесь сыграло Центральное правительство, в частности Министерство международной торговли и промышленности, сформировавшее долгосрочную экономику Японии. Огромное значение имели социальные и образовательные инновации.
Как считают сами японцы, именно образование закладывает фундамент для понимания технологий и желания создавать, улучшать, изменять или изобретать что-то новое. Совокупность большого количества людей с высоким уровнем образования, особенно в области науки и техники, высокое качество производственного обучения на уровне предприятия, ориентированность выпускаемой продукции на экспорт и тесное взаимодействие производственных и образовательных учреждений («выращивание» будущих кадров) позволило сформировать особый тип общества - инновационное общество.
Выполняя сравнительный анализ инновационного развития по ряду стран, нами была получены сведения, отражающие некоторые аспекты в данной области (табл. 1).
Особенности межстранового сравнения выявили специфические особенности типа инноваций в России:
1) под категорией инноваций мы понимаем результат инновационной деятельности, в этом отношении наша страна схожа с пониманием инноваций в Европе и США;
2) важную роль при осуществлении инновационной деятельности играет инновационное общество, которое в России находится в процессе формирования. На примере более развитых зарубежных стран мы видим, что развитие инновационного общества напрямую отражает показатели благосостояния страны, уровень образованности населения и успешности проведения реформ государством;
3) выявлен особенный тип инноваций -«реинновации», который характерен для развивающихся стран, в частности России. Особенность этого типа заключается в том, что эти инновации фактически носят улучшающий характер, но преподносятся под видом радикальных инноваций.
Таблица 1
Инновационные аспекты по различным странам
Критерий Россия Европа США Китай Япония
Понятие инноваций результат результат результат процесс процесс
Тип инноваций «реинновации», улучшающие радикальные радикальные «коренные» радикальные
Инновационное общество в процессе формирования развитое развитое в процессе формирования развитое
Сферы экономики ВПК, машиностроение, сырьевой комплекс, сельское хозяйство сфера услуг, коммуникации, машиностроение, сельское хозяйство сфера услуг, коммуникации, наукоемкая продукция тяжелая и легкая промышленность, коммуникации, сфера услуг сфера услуг, коммуникации, наукоемкая продукция
Динамика инноваци- онного развития Начало XX в. среднее высокое высокое среднее высокое
Начало XXI в. высокое высокое высокое низкое низкое
Темп инновационного развития средний высокий высокий высокий высокий
Толчок к инновационному развитию деиндустриализа- ция конкуренция на внешнем рынке конкуренция на внешнем рынке индустриали- зация индустриали- зация
Таким образом, можно сказать, что «реинновации» занимают промежуточное значение между радикальными и улучшающими инновациями и при этом имеют ряд специфических особенностей, имеющих национальный характер. Как правило, при реализации улучшающих инноваций, происходит пересмотрение и переосмысление современных методик, материалов, процессов и предоставляемых услуг в соответствии с современными потребностями общества. При этом если сравнивать «коренные» инновации, осуществляемые Китаем, и «реинновации», проводимые Россией, то явно видно, что в случае «коренных» инноваций происходит заимствование зарубежного опыта, современных технологий и подходов, на основе которых разрабатываются принципиально новые товары и услуги, либо происходит усовершенствование существующих с использованием собственных ресурсов и научно-производственных мощностей. В случае России мы можем наблюдать иной подход, когда разработка инноваций происходит на базе когда-то развитого СССР. После большого периода экономического застоя происходит процесс реинжиниринга того, что было создано и изобретено ранее. Явным примером этого может служить военнопромышленный комплекс, где сейчас активно происходит реализация старых проектов с учетом некоторых усовершенствований. Тем
не менее, такой подход, на наш взгляд, часто является неблагоразумным, т. к. многие идеи и разработки на данный момент значительно устарели.
Другой чертой «реинноваций» в России является несвоевременное заимствование зарубежного опыта, когда под видом радикальных инноваций у нас вводятся процессы, товары и услуги, уже отжившие свой срок службы в более развитых инновационных странах. Примером тому может являться автомобилестроение, когда крупные инновационные предприятия выпускают для развивающихся стран продукцию, не отвечающую современным техническим требованиям, под видом передовых инноваций.
В других сферах деятельности мы можем видеть действительно улучшающие инновации, которые чаще всего проявляют себя в области коммуникаций, отдельных промышленно-производственных комплексах, сфере услуг. Говорить о преимущественно радикальных инновациях в России, на наш взгляд, пока что рано.
1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / пер. с нем. B.C. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. М., 1982.
2. Инновационная деятельность. Толковый словарь. Новосибирск, 2006.
3. Ветров Н.П., Зыкова М.Е., Шманев С.В. Проблемы формирования инновационного разви-
тия экономики России // Вестник научноисследовательского института развития профессионального образования. Серия Экономика и управление. 2009. Вып. 1. С. 136-144.
4. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2008. Вып. 2.
5. Судариков А.Л., Грибовский А.В. Инновационная Россия. Законодательная сфера // Инновации. 2011. Вып. 5.
6. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.: постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г.
7. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М., 2006.
8. NSF/SRS Workshop on Advancing Measures of Innovations: Knowledge Flows, Business Metrics, and Measurement Strategies. Measuring U.S. Innovative Activity. Arlington, VA. June 6-7, 2006.
9. Aizcorbe A.M., Moylan C.E., Robbins C.A. Toward Better Measurement of Innovation and Intangibles. BEA Briefing. 2009. January.
10. Council on Competitiveness. Innovate America. National Innovation Initiative Report. 2004.
URL: http://www.compete.org/publications/detail/ 202. Загл. с экрана.
11. Kao J. China as an innovation nation // CNN News. 2011. September 12th.
12. Changes to China’s ‘Indigenous Innovation’ Policy: Don’t Get Too Excited. The Wall Street Journal: [site] 2011. July 22. URL: http:// blogs.wsj .com/chinarealtime/2011/07/22/change s-to-chinas-indigenous-innovation-policy-dont-get-too-excited/ (дата обращения: 19.12.2012).
13. USCBC Special Report: Innovation and Procurement Policy Changes: [site]. 2011. June 28. URL: https ://www.uschina.org/public/documents/ 2011/06/uscbc-news-alert.html (дата обращения: 19.12.2012).
14. White Paper on Science and Technology 2009 (Provisional Translation). Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (MEXT). 2009.
15. Freeman C. Japan: A New National System of Innovation // Technical Change and Economic Theory / Dosi G., Nelson R., Silverberg G., Soete L. L., 1988.
Поступила в редакцию 14.01.2013 г.
UDC 338.22.01
MODERN TENDENCIES IN INNOVATION DEVELOPMENT: CROSS-COUNTRY COMPARISON Sergey Nikolayevich POLYANSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Management and Entrepreneurship Department, e-mail: [email protected]
Vyacheslav Yuryevich LAPSHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Head of Personnel Management and Marketing Department, e-mail: [email protected] The main approaches to understanding innovation in Russia are considered. The analysis and comparison of the understanding of innovation in foreign countries is made. Comparison has identified a particular type of innovation inherent to the economic development of Russia.
Key words: innovation; innovation category; cross-country comparisons; local experience; international experience.