Научная статья на тему 'Уточнение понятий «Новый продукт» и «Инновация» для продуктового планирования на промышленном предприятии'

Уточнение понятий «Новый продукт» и «Инновация» для продуктового планирования на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3596
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ПРОДУКТ / УРОВЕНЬ НОВИЗНЫ ТОВАРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ИННОВАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОГО ПРОДУКТА / ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / A NEW PRODUCT / LEVEL OF INNOVATION / INNOVATIVE PRODUCT / INNOVATION / NEW PRODUCT PLANNING / PRODUCT INNOVATION / MANUFACTURING PLANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантелеева Кристина Олеговна

В статье рассматриваются основные подходы к толкованию понятий «новый продукт», «инновации» и «планирование нового продукта», предложенные российскими и зарубежными специалистами в области экономики. Критический анализ данных понятий представляет не только теоретическую, но и практическую ценность, поскольку позволяет более детально раскрыть основные характеристики нового продукта в текущей и перспективной деятельности, который, обладая желаемыми и уникальными для потребителей такого продукта параметрами, способен обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителя и, следовательно, успешное его продвижение на рынке. При формулировании общего определения новизны особый акцент делается на выделении и уточнении таких понятий, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления». Уточнение данных понятий в практической деятельности дает возможность улучшить планово-контрольную деятельность на предприятии, повысить надежность и реалистичность планов промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF “NEW PRODUCT” AND “INNOVATION” IN THE PRODUCT DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper examines the main approaches of the Russian and foreign economists to the interpretation of the concepts of “new product”, “innovation” and “innovative product development”. Critical analysis of the abovementioned concepts has theoretical as well as practical purpose as it opens the possibility of a more detailed examination of the main characteristics of the new product in current and future activities. The new product should possess unique and desirable to the consumer parameters, it should be able to enhance competitiveness of the manufacturer and ensure successful promotion. The general definition of novelty requires special emphasis on identifying and specifying of the concepts of a “new product”, “new commodity” and “new consumer product”. New practical approaches to the definition of those concepts will improve the planning and control activities at the industrial enterprise, improve the reliability and feasibility of planning at industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Уточнение понятий «Новый продукт» и «Инновация» для продуктового планирования на промышленном предприятии»

11. Муниципалитет. URL: http://slovari.yandex.ru; http:// slovaronline.com.

12. Муниципалитет. URL: http://www.mosinfor.ru; http://www. gagarinskoe.com.

13. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Кокотова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.

14. Муниципальное управление: электронный учебник / В.Н. Парахина, Е.В. Галлеев, Л.Н. Ганшина. М.: КНОРУС, 2010.

15. Николаев В.К., Николаев К.А. К вопросу о муниципальной демократии / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010.

16. Политология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Ач-касова, В.А. Гуторова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.

17. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.

18. СкрипкинГ.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

19. Слюняев И. Местное самоуправление - это тот уровень, по работе которого люди судят о власти в целом // Муниципальная власть. 2013. № 1. С. 38 - 39.

20. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

21. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. 2009. № 2. С. 77 - 95.

22. Усманова Р.М. О соотношении понятий «публичное регулирование», «публичное управление» и «публичная власть» // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 133 - 140.

23. Усманова Р.М. Политические отношения в системе местного самоуправления: понятие и участники // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1 (27). Ч. II. С. 193 - 197.

24. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.

25. Широков А., Юркова С. 2007. Реформа местного самоуправления: цели, задачи, первые результаты, проблемы // Муниципальная власть. 2007. № 4. С. 22 - 29.

удк 338.45:664

|Д5| shpilechka@list.ru

Кристина Олеговна Пантелеева,

аспирантка кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИИ «НОВЫЙ ПРОДУКТ» И «ИННОВАЦИЯ» ДЛЯ ПРОДУКТОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

В статье рассматриваются основные подходы к толкованию понятий «новый продукт», «инновации» и «планирование нового продукта», предложенные российскими и зарубежными специалистами в области экономики. Критический анализ данных понятий представляет не только теоретическую, но и практическую ценность, поскольку позволяет более детально раскрыть основные характеристики нового продукта в текущей и перспективной деятельности, который, обладая желаемыми и уникальными для потребителей такого продукта параметрами, способен обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителя и, следовательно, успешное его продвижение на рынке. При формулировании общего определения новизны особый акцент делается на выделении и уточнении таких понятий, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления». Уточнение данных понятий в практической деятельности дает возможность улучшить планово-контрольную деятельность на предприятии, повысить надежность и реалистичность планов промышленного предприятия.

Ключевые слова: новый продукт, уровень новизны товара, инновационный продукт, инновация, планирование нового продукта, продуктовые инновации, промышленное предприятие.

K.O. Panteleyeva

THE CONCEPTS OF "NEW PRODUCT" AND "INNOVATION" IN THE PRODUCT DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The paper examines the main approaches of the Russian and foreign economists to the interpretation of the concepts of "new product", "innovation" and "innovative product development". Critical analysis of the abovementioned concepts has theoretical as well as practical purpose as it opens the possibility of a more detailed examination of the main characteristics of the new product in current and future activities. The new product should possess unique and desirable to the consumer parameters, it should be able to enhance competitiveness of the manufacturer and ensure successful promotion. The general definition of novelty requires special emphasis on identifying and specifying of the concepts of a "new product", "new commodity" and "new consumer product". New practical approaches to the definition of those concepts will improve the planning and control activities at the industrial enterprise, improve the reliability and feasibility of planning at industrial enterprises.

Keywords: a new product, level of innovation, innovative product, innovation, new product planning, product innovation, manufacturing plant.

Критический анализ литературы показывает, что в настоящее время существует множество толкований понятия «новый продукт». В основном это понятие подразумевает достаточно узкую, одностороннюю направленность (с позиции производителя) или, наоборот, описывается абстрактно (как продукт, который удовлетворяет потребностям). Уязвим для критического анализа и подход, для которого характерна мысль, что продукт является новым до момента достижения его потребления 50%-ного уровня рациональной нормы. Также представляется малообоснованным подход, в соответствии с которым продукт относится к категории нового, если он приобретен не более 50% потенциальных покупателей.

Рассматривая понятийный аппарат «новый продукт», выделим три основных подхода к его трактовке. В частности, Г.С. Драпкина в своей работе высказывает следующую точку зрения в отношении понятия «новый продукт» [8, с. 253]. Во-первых, основу понятия «новый продукт» составляет временной критерий. Новый продукт - это любая впервые выпускаемая вещь (изделие). В этом случае, критерием новизны будет выступать в первую очередь не уровень качества изделия, а временной период его освоения и производства. Во-вторых, рассматриваемое понятие основано на обязательном выделении отличия нового продукта от его аналогов и прототипов, т.е. новый продукт должен удовлетворять новые потребности, а также отличаться по своей специфике от ранее известных на рынке. Эти отличия могут проявляться в применении принципиально других материалов, сырья, использования новой технологии либо во внешнем оформлении. В-третьих, при рассмотрении понятия «новый продукт» необходимо брать за основу не один, а совокупность критериев, характеризующих те или иные стороны новизны продукта.

В.В. Гончаров выделяет следующие уровни новизны товара: 1) изменения, касающиеся внешнего оформления товара; 2) изменения некоторых потребительских свойств товара путем совершенствования базовых технических характеристик; 3) принципиальные изменения, касающиеся потребительских свойств товара, непосредственно влияющие на способ удовлетворения потребности; 4) товар, который не имеет существующих аналогов и прототипов [6, с. 73].

Отметим, что указанные выше классификации имеют один недостаток, выражающийся в смешении критериев и оснований для отнесения продукта к категории нового. В них включены производственные, качественные и производственные критерии. Особую трудность вызывает выделение четких признаков новизны продукта. На наш взгляд для того чтобы сформулировать общее определение новизны и выявить его основные признаки, необходимо рассмотреть два взаимодополняемых понятия - «новое изделие» и «новый продукт».

В соответствии с ГОСТом 15.001 к новому изделию можно отнести изделие серийного или массового характера, производство которого осваивается хозяйствующим субъектом впервые, однако при условии, что разработка такого изделия и его производство в принципе осуществлялись. Как нам представляется, любой продукт, выпускаемый предприятием впервые, можно отнести к новому. В основе данного определения заложена производственная новизна изделия, которая исходит из временного промежутка его освоения.

Школа, представителем которой является С.Ю. Глазьев, придерживается той точки зрения, что новый продукт - это новый товар, действующий на рынке и обладающий какими-либо отличиями потребительских свойств от существующих продуктов аналогичного назначения [5, с. 71]. В указанном определении подчеркивается именно товарная новизна продукта. Следует подчеркнуть, что особую важность приобретает сам факт возникновения нового продукта, пользующегося спросом на данном рынке и не имеющего полных аналогов. Вместе с тем границы рынка также являются одним из признаков новизны продукта.

В научной литературе встречается также понятие нового предмета потребления. Так, Л. Водачек и О. Во-дачкова отмечают, что новый предмет потребления - это такой новый продукт, который отличается от продуктов-аналогов своим уровнем потребительских качеств и, соответственно, наиболее эффективно удовлетворяет уже существующие потребности [4, с. 83]. В этом подходе делается акцент на потребительский признак новизны продукта. В данном случае основной фактор заключается в появлении, а также в удовлетворении новой потребности или, к примеру, более эффективном способе удовлетворения уже имеющей потребности.

H.Д. Ильенкова в работе «Спрос: анализ и управление» указывает в первую очередь на то, что новым продуктом является продукция, услуга или идея, воспринимающиеся потенциальными потребителями как новые [9, с. 46]. Также она выделяет и несколько степеней новизны продукта (рисунок).

Отметим также точку зрения Л. В. Кириной и С. А. Кузнецовой, согласно которой новый продукт - это любая измеримая инновация, которая может быть воспринята рынком как самостоятельная ассортиментная единица [10, с. 168].

Для более глубокого изучения избранной проблемной области рассмотрим укрупненную классификацию новых продуктов, данную Л. Водачек и О. Водачковой [4, с. 83].

I. Продукт является новым по причине отсутствия ранее действующих продуктов-аналогов.

2. Продукт является новым для данного производителя.

Как правило, новый продукт для производителя является реакцией на товар конкурентов. Одна из организаций выпускает новый продукт (товар), который становится успешным, и, соответственно, конкуренты начинают производить такой же продукт, однако предлагают его потребителям с некоторыми отличительными преимуществами (к примеру, за меньшую цену, привлекая более удобной упаковкой и т.д.). Как правило, данная категория в меньшей степени прибыльна среди всех категорий новых продуктов. Организация, являющаяся последователем по изготовлению и выпуску такого продукта, уже не будет получать ту сверхприбыль, которую получает первая организация, тем самым вынуждена затрачивать значительно больше средств на рекламную кампанию для завоевания определенной доли рынка.

3. Новый продукт - улучшенный продукт, т.е. продукт следующего поколения.

В этом случае продукт обладает такими характеристиками, которые выгодно отличают его от продукта-предшественника.

4. Новый продукт связан с расширением товарной ассортиментной группы.

Уровень риска

Наивысший

Степень новизны продукта (по типу продукта)

Совершенно новый продукт (новинка)

Проблемы \ управленческого характера

Существенные

Продукт улучшенного качества

Новое технология использования продукта

Уровень риска

Продукт с дополнительным набором функций

Проблемы управленческого характера

Продукт с наименьшими издержками

Обновленный дизайн продукта

Минимальный

Незначительные

Продукт под новым брендом (маркой)

Степень новизны продукта (по типу продукта)

Указанная стратегия по внедрению нового продукта на существующий рынок является не только наиболее простым и распространенным способом продвижения товара, но также и прибыльным. К примеру, в рамках одной товарной ассортиментной группы появляется продукт в более экономичной или усовершенствованной упаковке.

5. Изменение концепции нового продукта.

Процесс перепозиционирования влияет на восприятие покупателями старого продукта уже как нового. То есть уже действующий продукт позиционируется в новом качестве. Изменение концепции продукта характерно для тех предприятий, которые ориентированы на новый сегмент рынка и удовлетворение новых потребностей.

Для целей планирования ассортимента необходимо различать категории « новый продукт» и « инновационный продукт». Как отмечает в своих трудах известный экономист Й. Шумпетер, инновационный продукт, или новация (лат. novation - изменение, обновление), представляет собой некое новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Так, с точки зрения Й. Шумпетера и представителей его школы, можно выделить следующие способы появления инновационных продуктов: а) создание нового продукта;

б) применение новой технологии производства; в) применение новых организационных аспектов производства; г) открытие новых рынков сбыта для инновационного продукта; д) появление новых источников, ресурсов.

Классификация инновационных продуктов, разработанная представителями школы Й. Шумпетера, подразумевает деление продуктов-новшеств на следующие группы: 1) продукты с технологическими характеристиками, включающая в себя новые технологические решения и их приложения в виде продуктов и услуг; 2) продукты с производственными характеристиками в зависимости от формы производства и масштаба деятельности, а также способа привлечения квалифицированных кадров; 3) продукты, основанные на различных подходах в области маркетинга и логистики; 4) организационно-управленческие продукты, основанные на применении новых организационных и управленческих форм и методов; 5) коммерческие продукты: это и новые рынки, новые направления бизнеса, и совершенно новые технологии, маркетинговые и торговые решения [18, с. 72].

В условиях современной российской действительности классификация Й. Шумпетера является весьма актуальной. С позиции повышения управляемости, а также большей степени категоризации инновационных составляющих и возможностей планирования новых продуктов на промышленных предприятиях представляется важным осуществлять планирование, реализацию и контроль внедрения нововведений в обозначенных, ключевых для промышленных предприятий, существующих в рамках современной российской экономики направлениях.

С другой стороны, необходимо отграничить категорию «инновации», определив ее как «инвестиции в новацию» в результате практического освоения процесса, продукта или услуги нового, не имеющего аналога типа. Профессором Г.А. Краюхиным были проведены исследования различных толкований термина «инновация». Этот термин впервые появился в научных трудах зарубежных специалистов в области культурологи XIX в. и означал процесс введения определенных составляющих одной культуры в другую [11, с. 18]. И только в начале XX в. специалисты стали более детально изучать процесс закономерности технических нововведений. В случае если основой для рассмотрения является планирование нововведения на промышленном предприятии, необходимо учитывать и технологические инновации, которые являются, как отмечает А.Н. Асаул, в некоторой степени синонимом термина «продуктовые инновации» (или «инновации продукта») [1, с. 13]. При этом в исследовании особенно подчеркивается, что анализ научной литературы и ситуации в экономике свидетель-

ствует о существующем инновационном потенциале в сфере внедрения нововведений на промышленных предприятиях и их востребованности на отечественном рынке, а также о неэффективном использовании существующего инновационного потенциала производственно-технологических комплексов.

Следует отметить позицию профессора Р. А. Фатхут-динова, высказывающего мнение о том, что инновация - это «итоговый результат внедрения нововведения, главной целью которого является изменение объекта управления и получения не только экономического, но и социального, научно-технического или другого эффекта» [17, с. 45].

Качественные характеристики понятия «инновация» как процесса отражены в материалах международной конференции «Научно-техническая и инновационная политика России». В итоговых документах конференции делается акцент на определении инновации как процесса создания нового технологического продукта, а также распространения его по всей экономике. Для долгосрочного планирования инновации являются принципиальным источником благосостояния [14, с. 3] Аналогичные толкования данного понятия можно встретить в различных словарях и справочниках [7, с. 293].

После введения Госкомстатом России в 1994 г. новой формы статистической отчетности для инновационных предприятий этот термин стал обозначать внедрение новой или усовершенствованной продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов.

Инновации (нововведения) выражаются также в использовании достижений интеллектуальных способностей человека, которые проявляются в виде открытий, изобретений, разработок и т.п., для того чтобы повысить эффективность той или иной сферы деятельности [13, с. 44]. Кроме того, под инновацией предлагается понимать конечный результат осуществления творческих способностей в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого на практике. Инновация определяется как конечный результат инновационного процесса, воплощающаяся в виде нового или усовершенствованного продукта и технологии [12, с. 5].

Инновации как основа стратегии развития предприятия включают не только технические или технологические разработки, но также поиск и применение новых форм бизнеса, новых продуктов, услуг и новых финансовых инструментов [15, с. 45]. Их характерные черты проявляются в более высоком технологическим уровне, а также в наличии более эффективных потребительских качеств продукта или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. При этом инновационный процесс является совокупностью научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических и экспериментальных работ, а также работ по производству (изготовлению) и эксплуатации новой продукции, новых технологических процессов и новых способов организации производства и управления.

М.А. Бендиков отождествляет инновацию с доведением до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) [2, с. 40]. Указанный процесс выражается в виде выделения средств на НИОКР, а также улучшения и преобразования научных идей и образцов новых продуктов, наце-

ленных на производство новых конкурентоспособных продуктов.

И.Э. Фроловым в концепции механизма функционирования финансовых рынков предложен критерий разграничения понятий «новация» и «инновация» [16, с. 27]. По его мнению, инновация (нововведение) является результатом инновационной деятельности в виде создания нового конкурентоспособного продукта, услуги и технологии, а также новой организационно-экономической формы, обладающих определенными преимуществами при использовании в процессах проектирования, производства, сбыта, потребления и утилизации продуктов, а также обеспечивающих дополнительную для хозяйствующего субъекта экономию затрат, дополнительную прибыль или какую-либо другую выгоду.

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно, различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Таким образом, приведенные выше различные подходы к определению понятия «инновация» свидетельствуют о неоднозначности трактовки этого термина. На наш взгляд, под инновацией следует понимать процесс, который проявляется в виде научно-технического прогресса, обладающего признаками новизны, а также являющегося результатом творческого труда, воплощенного в виде нового или обновленного продукта либо нового технологического процесса и удовлетворяющего потребностям современного рынка.

Необходимо подчеркнуть, что под инновацией понимается в первую очередь создание новшества во всех сферах человеческой деятельности (организационной, управленческой, производственно-технической и др.). Инновация - это способ организации процесса по воплощению научных идей в практические новшества для достижения полного удовлетворения уже существующих и новых потребностей индивидов, хозяйствующих субъектов и всего общества в целом. В частности, продуктовые инновации включают и разработку, и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Продуктовые инновации подразумевают создание новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, машин и механизмов, и конечным результатом данного процесса является получение принципиально нового продукта.

К группе технологически новых продуктов можно отнести те продукты, создание которых основывается на принципиально новых технологиях, а также на эффективном сочетании существующих технологий. Главным признаком технологически усовершенствованного продукта является улучшение его качественных характеристик, а также повышение экономической эффективности производства за счет применения улучшенных и более эффективных компонентов.

Считаем необходимым разграничить понятия «планирование нового продукта» и « продуктовое планирование». На наш взгляд, второй вид планирования является более общим и включает не только инновационное планирование, но и другие его виды (т.е. планирование в том числе продуктов, не имеющих инновационных характеристик).

Анализ основных литературных источников по данной проблематике говорит о том, что под планированием продукта большинство исследователей понимают про-

цесс систематического принятия решений по всем аспектам разработки и управления продукцией предприятия, включая создание торговой марки и упаковки. Исследователи отмечают, что тщательно проработанный план позволяет промышленному предприятию точно выделить потенциальные возможности, разработать соответствующую программу маркетинга, скоординировать совокупность продуктов, а также вовремя устранять неудачные продукты и поддерживать успешные. Планирование должно носить системный характер и осуществляться во всех звеньях системы управления промышленным предприятием [3, с. 48].

Планирование нового продукта играет важную роль как в ассортиментной и ценовой политике, так и в производственной, маркетинговой стратегии и стратегии предприятия в целом. При этом предполагается, что продукт представляет собой комплекс предпринимательских решений, т.е. сначала он создается, затем посредством различных маркетинговых мероприятий вводится на рынок, при необходимости видоизменяется и при экономической целесообразности снимается с производства.

Принципиальным отличием продуктового планирования от процесса планирования новых продуктов является установление видов и объемов производства и сбыта изделий в среднесрочном и краткосрочном периодах, а также расчеты в соответствующих закупочных и отпускных ценах показателей издержек, выручки, сумм покрытия и результата. Планирование продуктовой программы (в рамках «продуктового планирования»), таким образом, представляет собой целенаправленную, систематическую подготовку и принятие решений об альтернативных программах продуктов при заданных внутренних и внешних условиях (ограничениях).

Таким образом, исходным пунктом продуктового планирования являются сформулированные в рамках генерального целевого планирования стоимостные цели, в то время как для процесса планирования новых продуктов актуальным, по нашему мнению, является возможность вывода на рынок новшества (изобретения) и успешное его продвижение.

1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008.

2. Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 2.

3. Василевская О.М. Развитие механизма управления промышленным предприятием на основе инновационного подхода // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).

4. ВодачекЛ., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 2001.

5. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Влад-Дар, 1993.

6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 2011.

7. Деловой мир: словарь-справочник предпринимателя. М., 1992.

8. Драпкина Г.С., Дикарёв В.Н. Планирование на предприятии: учеб. пособие / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2006.

9. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка: сб. науч. тр. / под ред. д-ра экон. наук. В.В. Титова и В.Д. Маркова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1995.

11. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб.: ГИЭА, 2003.

12. Крылов Э.И, Власова К.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2003.

13. КузыкБ.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.

14. Научно-технический потенциал и научно-техническая политика // Общество и экономика. 1993. № 7 - 8.

15. Финансовый бизнес-план: учеб. пособие / под ред. действ. члена Акад. инвестиций РФ, д-ра экон. наук, проф. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Фролов И.Э. Концепция экономико-технологического механизма ускоренного развития наукоемкого, высокотехнологичного сектора экономики и ее теоретические основы // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН: науч.-практ. журнал. 2007. 1 (18).

17. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. 4-е изд. СПб.: Питер, 2003.

18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

удк 338.24 Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, lolafarit@rambler.ru докторант кафедры менеджмента,

СГСЭУ

АДАПТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматривается содержание адаптационного механизма управления организационной структурой. Возрастающая роль управления организационной структурой обусловлена тенденцией повышения сложности и динамичности внутренней и внешней среды современных предприятий. В статье обобщены теоретические и методические подходы к изучению проблем адаптации предприятий в современной экономической науке и представлена авторская точка зрения на содержание адаптационного механизма управления оргструктурой. Анализ под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.