Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЭКОСИСТЕМ'

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЭКОСИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ ЭКОСИСТЕМЫ РОССИИ / БАНКОВСКИЙ МАРКЕТПЛЕЙС / ОТКРЫТАЯ БАНКОВСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ОБЛАЧНЫЕ БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ЭКОСИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азманова Елена Геннадьевна, Евдокимова В.Э.

В статье рассмотрены сущность и виды банковских экосистем, обеспечивающих развитие сервиса, основанного на персонализации клиентов. Выявлено, что снижение маржинальности банковского бизнеса и конкуренция со стороны стартапов приводят к необходимости построения экосистем такого типа. Предложены подходы к трактовке понятия «экосистема». Дается характеристика инструментария для работы экосистемы. Доказана необходимость теоретического изучения банковских экосистем для повышения эффективности их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND TYPES OF BANKING ECOSYSTEMS

The article considers the essence and types of banking ecosystems that ensure the development of a service based on customer personalization. It was revealed that the decrease in the marginality of the banking business and competition from startups leads to the need to build ecosystems. Approaches to the interpretation of the concept of «ecosystem» are proposed. The characteristics of the ecosystem work tools are given. The necessity of theoretical study of banking ecosystems to improve the efficiency of their functioning is proved.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БАНКОВСКИХ ЭКОСИСТЕМ»

 001: 10.24412/2072-4098-2023-2257-31-42 Сущность и виды банковских экосистем

Е.Г. Азманова заведующая учебной лабораторией кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва) В.Э. Евдокимова профессор кафедры банковского дела Московского финансово-промышленного университета «Синергия», профессор, доктор экономических наук (г. Москва)

Елена Геннадьевна Азманова, eazmanova@yandex.ru

Современная экономика все чаще подвергается финансовым кризисам. Усиливающаяся конкуренция со стороны технологических компаний и Р1пТееИ стартапов вызывает необходимость пересмотра и реорганизации традиционных бизнес-моделей банковского сектора. С началом пандемии банковский бизнес, как и любой другой, разделился на «до» и «после», но если для некоторых сфер экономики «коронакри-зис» принес лишь убытки, то банковский сектор, напротив, совершил качественный прорыв в области развития технологий (см. [1]). В целом отрасль не претерпела кардинальных изменений в плане появления новых продуктов или принципов работы, но некоторые тенденции впервые обозначились в банковской сфере именно в период пандемии, и они продолжают набирать обороты.

С начала 2020 года банки были просто вынуждены в кратчайшие сроки перейти на дистанционный формат работы, чтобы эффективно взаимодействовать с клиентами, поэтому внедрение сервисов, позволяющих это реализовать, стало залогом дальнейшей деятельности. За период с 2020 по 2021 год количество пользователей, которые впервые установили мобильное банковское приложение, увеличилось примерно на 20 процентов, а общее количество пользователей мобильных банковских сервисов возросло на 30 процентов. Также увеличилось количество активных пользователей, тех, кто использует приложение в качестве основ-

ного канала коммуникации с банком, - их стало около 50 процентов. Теперь мобильные технологии осваивают даже пенсионеры, которые до этого предпочитали решать банковские вопросы только лично. Если бы не влияние пандемии, то в России этот процесс не пошел бы так стремительно и банковские сервисы достигли бы современного уровня только через 3-5 лет (см. [2]). В контексте цифровизации необходимо отметить, что в последние годы также стало популярным создавать экосистемы, которые позволяют клиентам банков, находясь на одной площадке, получать разнородные предложения - от управления личными финансами до заказа еды, покупки билетов в кино и т. д. (см. [2]). В свете остающихся нерешенными проблем роста прибыли и снижения маржинальности традиционных банковских операций кредитные организации переходят к стратегии дифференциации услуг, удовлетворяющих широкий круг потребностей клиентов, - от регистрации нового бизнеса до покупки авиабилетов.

Немаловажным аспектом создания и развития своей экосистемы становится желание банков серьезно увеличить капитализацию. Если сравнивать рыночную и балансовую стоимости банков и технологических компаний, то у вторых она в разы больше (в 2019 году соотношение рыночной и балансовой стоимостей банков во всем мире составляло 0,93; технологических компаний, таких как Google, Apple, Facebook, Amazon, - 10,36 (см. [3]). Таким образом,

неудивительно, что все перечисленные факторы определяют движение банков в направлении построения собственной экосистемы (подробнее см. [4]).

Теоретические основы сущности банковских экосистем

На Западе впервые о внедрении экосистем в бизнес заговорили более 20 лет назад, когда в России рынок частного капитала еще находился в стадии формирования. Термин «экосистема» в экономической литературе предложил использовать Джеймс Ф. Мур в 1993 году. Он определял экосистему как экономическое сообщество, деятельность которого поддерживается «фондами взаимодействующих организаций и физическими лицами» [5].

Анализ литературы по изучаемой проблеме показывает, что существуют несколько подходов к трактовке понятия «экосистема» в экономическом смысле (см. [6]):

• как совокупность нескольких участников, взаимодействующих с организацией, прямо или косвенно участвующих в создании «цепочки ценностей», а также ее клиентов;

• как marketplace (единая площадка, на которой предлагаются различные интегрированные продукты и услуги, покрывающие максимально широкий спектр потребностей клиентов одного профиля);

• как саморазвивающаяся организация, использующая инновационные подходы к управлению и являющаяся как бы «живым организмом».

Структура бизнес-экосистемы представляет собой объединение нескольких платформ, предоставляющих продукты и услуги, которые удовлетворяют совершенно разные потребности клиентов, - от покупки и аренды жилья до оплаты мобильной связи и финансовых услуг. Платформа - это бизнес-модель, создающая возможности прямого взаимодействия двух и более клиентских сегментов. Центр экосистемы - это

компания (оператор экосистемы), вокруг которой строится инфраструктура экосистемы. Однако не каждая компания может стать центром экосистемы. Для этого необходимо соблюдение ряда критериев (см. [7]):

• наличие большой базы клиентов, лояльных к бренду и готовых покупать дополнительные услуги;

• готовность организации к цифровой трансформации, наличие кадров и необходимой 1Т-инфраструктуры;

• наличие данных о клиентах, возможности их грамотного использования;

• сильный и известный бренд.

Таким образом, к экосистемной модели могут переходить операторы связи, технологические компании, розничные торговые сети, автодилеры и, конечно, банки. Если в центре экосистемы располагается банк, а все платформы с дополнительными товарами и услугами реализуются под единым брендом этого банка, то такую экосистему можно назвать банковской.

Согласно результатам исследования, проведенного Accenture, 88 процентов из опрошенных 120 крупнейших банков мира открыто заявили о цели создать собственную партнерскую экосистему (см. [8]). Это неудивительно, ведь модель экосистемы позволяет банку обеспечить стабильность клиентской базы и увеличить количество источников непроцентных доходов за счет широкой линейки услуг в формате «единого окна». Предоставляя подобное омника-нальное взаимодействие, банки реализуют клиентоориентированный подход на практике за счет точечного предоставления информации о необходимых продуктах и услугах.

В разрезе экосистемы банк становится не просто элементом структуры, обслуживающим финансовые потребности клиентов, а источником данных и генератором инсайдерской информации. В основе этого подхода лежит концепция «открытого банка» (open banking), согласно которой доступ к операциям имеют не только банков-

ские организации, но и партнеры, а также FinTech-компании. Используя open banking, крупные игроки рынка могут даже перетягивать к себе клиентский поток от мелких игроков.

На практике реализация такой концепции возможна при помощи новых принципов архитектурного проектирования информационно-программных систем. В отличие от классической закрытой модели API (Application Programming Interface) позволяет обмениваться данными одним компьютерным программам с другими посредством специального набора процедур и структур. Характерными чертами банковской экосистемы являются (см. [9]):

• возможность директивного управления процессами от центра экосистемы к периферии и получение обратной связи;

• каждый элемент экосистемы обладает достаточной самостоятельностью, чтобы в рамках своих полномочий определять направления бизнес-развития;

• изменение, обновление или остановка одного элемента экосистемы не влияет на ее общее состояние;

• элементы экосистемы могут быть заменены;

• «бесшовный» переход для клиента между элементами экосистемы;

• максимальное покрытие потребностей клиента за счет развития более чем одного направления.

Виды банковских экосистем

В основе классификации банковских экосистем лежат:

1) виды потребностей клиентов;

2) способы обмена информацией внутри экосистемы;

3) уровень подчинения между элементами экосистемы (см. [10]):

• life-style banking - с помощью данных о транзакциях банки создают свои ключевые продукты вокруг определенных

жизненных этапов клиента (путешествие, смена работы, рождение детей и т. д.). В рамках договора о сотрудничестве банки предоставляют информацию партнерам и обеспечивают им доступ к своей клиентской базе в обмен на комиссию или плату;

• marketplace (единая площадка товаров и услуг). Особенностью этого вида организации экосистемы является продажа небанковских продуктов и услуг под брендом банка или через кобрендинг с партнерами. Все сделки совершаются на единой площадке, где встречаются «продавец» и «покупатель»;

• присоединение к существующей экосистеме. В этом случае банк не является центром экосистемы, занимает место провайдера финансовых услуг для клиентов и свою деятельность совершает под брендом этой экосистемы;

• открытая банковская платформа -партнерское взаимодействие с другими банками в рамках единого цифрового пространства на основе API. Здесь клиенту предлагают выбрать продукт или услуги из множества банковских сервисов, собранных в одном месте;

• реферальная модель - перенаправление отклоненных клиентов банкам-партнерам и получение комиссии за рекомендацию.

Существует и другая классификация, основанная на публичности критериев допуска. В ней выделяют три вида экосистем: открытая, закрытая и гибридная (см. [11]):

1) закрытая экосистема (не раскрывает правила допуска участников к своей аудитории). Как правило, в случае закрытой модели поставщиком товаров и услуг выступает сама компания (банк) или аффилированные партнеры. При расширении бизнеса в рамках закрытой модели практически полностью отсутствует внутренняя конкуренция, так как оператор экосистемы

стремится увеличить линейку товаров и услуг без увеличения поставщиков. Сегодня в нашей стране закрытая модель функционирования экосистемы является доминирующей. Закрыть информацию может либо сама экосистема (компании, входящие в группу), либо финансовые организации -партнеры. Такая ситуация не устраивает ни внешних пользователей, ни Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) (см. [12]);

2) открытая экосистема (публично раскрывает критерии допуска поставщиков на платформу). Внутри открытой экосистемы поддерживается конкуренция, и даже аффилированные партнеры или сам владелец экосистемы «играют по общим правилам». Критерии допуска имеют недискриминационный характер, что позволяет экосистеме становиться нейтральной инфраструктурой, обеспечивающей независимый канал продаж для поставщиков. На открытой модели построения экосистем настаивает регулятор в лице Банка России, который в 2021 году предложил ввести требование об открытой модели в отношении доминирующих экосистем. Однако сегодня по открытой модели в основном работают товарные маркетплейсы;

3) гибридная экосистема сочетает черты открытой и закрытой моделей. Банк России, проанализировав функционирование крупных мировых экосистем, пришел к выводу о том, что практически все они ведут свою деятельность на основе гибрида закрытых и открытых элементов.

Банки, решившие строить свою экосистему, придерживаются определенной стратегии, связанной с банковской политикой. Это стратегия либо специализации, либо интеграции (см. [13]).

Стратегия специализации предусматривает узкую ориентацию банка на предоставление продуктов конкретной сферы, например недвижимости или ведения бухгалтерии для бизнеса. В конечном итоге потребитель получает многочисленные сервисы, которые не привязаны к стандарт-

ным банковским операциям, а иногда даже к бренду самого банка.

Если банк выбирает стратегию интеграции, то он, напротив, стремится объединить как можно больше продуктов и услуг из различных сфер деятельности под своим брендом.

Банковский сектор России достаточно хорошо оснащен современными финансовыми технологиями, «умеет» применять новые цифровые решения. Кредитные организации адаптировались к приходу конкурентов в лице финтехкомпаний и необанков. Сейчас проходит острый период борьбы в корпоративном и розничном банковском бизнесе за клиентов и сферы влияния. Так, например, на самый крупный прибыльный сектор банковской деятельности - платежный бизнес - приходится 40 процентов от доходов этой индустрии во всем мире, или 2 триллиона долларов США (см. [14]).

Становится очевидным, что, используя передовые технологии, финтех-компании стремятся проникнуть именно на платежный рынок, предлагая на нем варианты, альтернативные банковским платежам, при этом зачастую работая без банковской лицензии либо на основе лицензии с минимальным регулированием (компании Square, Stripe, PayPal, TransferWise, Gemalto, Ingenico) (см. [15]).

На российском рынке без банковской лицензии успешно работает Рокетбанк. Меняя партнеров, компании удается сохранять собственную, довольно объемную клиентскую базу. «Яндекс», используя свою лояльную аудиторию, предлагает платежные карты под собственным брендом «Яндекс. Деньги». Пример экосистемы Сбера наглядно показывает, что интеграция электронной коммерции, логистики и финансов позволяет получить дополнительные выгоду и прибыль. Вне зависимости от того, предприятие какой отрасли становится вершиной этого «треугольника», основой функционирования являются финансы, что делает банки ключевым элементом процесса конвергенции сервисов.

Построить собственную экосистему банки могут несколькими способами, выбор которых зависит прежде всего от финансовых возможностей кредитной организации.

Рассмотрим некоторые варианты.

Во-первых, банк может построить экосистему по собственному проекту. В этом случае все сервисы экосистемы будут разработаны (приобретены), а также контролируемы банком - центром системы. Сервисы взаимодействуют и являются источником информации друг для друга. Такая система дает возможность создавать сложные инфраструктуры с широкими возможностями персонализации и привлечения новых клиентов. Банки также могут составлять некую клиентскую матрицу, в которой клиенты будут распределяться по различным характеристикам. Например, по одной шкале клиент может быть распределен в категорию VIP или обычных пользователей, по другой - в зависимости от качества возможной связи, используемого оборудования и т. п. Естественно, такая матрица может быть и многомерной (подробнее см. [16]). Этот вариант наиболее привлекательный, но и наиболее инвестиционно затратный, он доступен только крупнейшим банкам.

Вторым способом может стать комбинированная модель построения экосистемы. В этом случае банк выступает как центральный интегратор и владелец платформы. Подключенные к платформе сервисы могут создаваться самим банком либо привлекаться со стороны. Это менее затратный вариант, требующий, однако, большой организационной гибкости. Также кредитной организации придется столкнуться с проблемами обмена данными о клиентах между сервисами. Тем не менее такой вариант построения экосистемы подойдет банкам с ограниченными средствами, но готовым их инвестировать в будущее развитие.

Третьим вариантом не построения, но интеграции в экосистему для банка может стать роль поставщика своих продуктов и услуг сторонним цифровым платформам. Этот способ подходит организациям, не

имеющим возможности (желания) получить банковскую лицензию, но нуждающимся в организации платежей, кредитовании, эк-вайринге карт, скоринге и т. д. Тогда банк оказывается не в центре экосистемы, он становится ее сервисом (одним из участников). Однако этот вариант также подразумевает финансовые вложения в повышение технологичности обслуживания. При таком выборе конкурентным преимуществом для банка становятся невысокая стоимость обслуживания и максимальная производительность - скорость проведения операций и готовность обрабатывать огромный поток обращений клиентов. Выбрать такой вариант могут небольшие банки, стремящиеся не отставать от инновационного развития банковского рынка.

Какой бы вариант построения экосистемы ни выбрал банк, существуют общие требования к внедрению технических решений. Рассмотрим их.

Открытый API (то есть универсальный) -это открытый цифровой интерфейс, через который любой элемент экосистемы (например служба такси) может получить банковскую услугу в автоматическом режиме. Учитывая важность использования открытых интерфейсов, Банк России еще в 2019 году разработал первую версию технического стандарта под названием «Открытые банковские интерфейсы». Документ включает ряд положений и требований, в том числе касающихся защиты прав потребителей, независимости открытых банковских интерфейсов от способа платежа, принципов взаимодействия участников процесса предоставления данных и т. д.

Применение новых сетевых технологий. Для того чтобы расширить цифровые возможности филиалов и других подразделений, банкам необходимо рассмотреть возможность внедрения технологии программно-определяемых глобальных сетей (SD-WAN). Технология виртуализирует каналы связи, добавляя новый уровень абстракции при формировании сетевых соединений, тем самым давая возможность

банку отказаться от выделенных каналов или свести к минимуму их количество, переведя филиальную сеть и сеть банкоматов на использование защищенных виртуальных туннелей.

Необходимость применения новых сетевых технологий отвечает и на вызовы современной экономики. По данным компании Ре1оМе 48 процентов банков не исключают возможность прямого взаимодействия клиента с сотрудником в режиме видеоконференции через банкомат; 39 процентов банков рассматривают варианты внедрения в офисах обслуживания ассистентов, функционирующих на искусственном интеллекте; 33 процента - планируют внедрение систем виртуальной и дополненной реальности (см. [17]).

Применение облачных технологий. Центром любой кредитной организации является автоматизированная банковская система (далее - АБС). В настоящее время во многих банках она построена с применением технологий предыдущего поколения, тем не менее требующим дорогостоящего оборудования. Замена быстро устаревающего оборудования не всегда возможна, так как это подразумевает не только вложение крупных сумм, но и приостановку деятельности банка на период модернизации. Для выхода из такой ситуации банк может использовать передовые платформы цифрового банкинга, основанные на технологиях следующего поколения - «озерах данных», контейнеризации, микросервисной архитектуре, взаимодействующих с АБС (см. [17]).

Использование возможностей прогнозной аналитики, то есть внедрение технологий обработки и анализа «больших данных». Изучая историю транзакций и другую информацию о клиентах, некоторые банки уже используют инструменты прогнозной аналитики. С помощью таких инструментов выявляются типовые поведенческие паттерны, что позволяет банкам предсказывать будущие потребности клиентов и делать им гиперперсонализированные

предложения в наиболее подходящий для этого момент. Применение технологий анализа «больших данных» дает прямой экономический эффект и повышает лояльность и удовлетворенность клиентов.

Внедрение искусственного интеллекта. Роботизация внутрибанковских процессов - современный тренд банковского бизнеса, который успешно сочетается с технологиями искусственного интеллекта. Сегодня наиболее востребованной сферой применения искусственного интеллекта является распознавание документов (OCR), так как оцифровка бумажных документов -одно из самых узких мест, препятствующих повышению производительности банковских операций. Представленные на рынке OCR-платформы на основе искусственного интеллекта как раз и предназначены для решения этой проблемы.

Применение биометрии. Несмотря на то, что возможность использования биометрических данных банковских клиентов используется уже несколько лет, ее актуальность не утрачена. Банки, внедряющие биометрические технологии, получают возможность ускорить обслуживание клиентов, защититься от мошенничества с поддельными документами и т. д. Перспективным продолжением внедрения биометрии становится подтверждение платежей с помощью биоэквайринга.

Следующий этап построения экосистемы подразумевает необходимость создания дорожной карты процесса. Трансформация должна иметь конкретные цели, время, нужное для их достижения, и инвестиции, необходимые на каждом этапе. План построения экосистемы должен соответствовать общей стратегии банка и учитывать основную цель его деятельности - получение прибыли.

В контексте повышения прибыльности при переходе к работе в экосистеме банки могут получить следующие выгоды:

• нарастить уровень своих кросс-продаж, так как анализ поведенческих предпочтений клиентов позволит гене-

рировать новые сценарии в приложении и заинтересовать пользователей;

• получить качественный рост продуктовых метрик. В связи с тем, что банк начинает решать больше клиентских задач, пользователи чаще обращаются к сервису, соответственно, повышается дневная и месячная активность;

• эффективнее использовать бюджет на привлечение клиентов, так как за счет удовлетворения как финансовых, так и нефинансовых потребностей пользователи становятся лояльными к банку и нет необходимости вкладывать большие средства для поиска новых покупателей;

• повысить уровень доверия клиентов и укрепить эмоциональную связь с ними, поскольку экосистема позволяет налаживать устойчивое взаимодействие участников и потребителей. Построив экосистему, банк помогает клиентам не только совершать платежи, но и грамотно распоряжаться своими финансами, получать дополнительные выгоды и привилегии. В свою очередь, пользователь начинает доверять банку и не ищет других финансовых помощников.

Банковские клиенты, начав пользоваться услугами экосистемы, также получают ряд преимуществ:

• простота и удобство доступа к разнообразным сервисам, продуктам и услугам. Экосистема позволяет удовлетворять потребности в режиме «одного окна». Такая возможность появляется благодаря сквозной идентификации, единой платежной инфраструктуре и системе хранения персональных данных. Приложение для пользователя становится приоритетным, и, получив какую-либо информацию о сервисе извне, клиент проверит, может ли он купить эту услугу через экосистему банка, так как ему это удобнее и привычнее;

• возможность получения дополнительной финансовой выгоды. Являясь пользователем определенной экосистемы, клиент получает бонусы, скидки, кешбэк, рассрочки по оплате и т. д. Зачастую покупки внутри экосистемы обходятся клиенту дешевле, чем их приобретение за ее пределами;

• возможность комплексного удовлетворения потребностей. Банковская экосистема позволяет последовательно решить задачи, которые ставит перед ней пользователь (например купить билет на самолет, вызвать такси до аэропорта, организовать трансфер в городе прилета, получить за каждую приобретенную услугу кешбэк, подарок, скидку).

Несмотря на все перечисленные выгоды, существует ряд проблем, тормозящих эко-системное функционирование банковского сектора. Одной из таких проблем является несовершенство нормативного правового регулирования.

Нормативное правовое регулирование функционирования банковских экосистем

Как любое новое явление или процесс, появление банковских экосистем породило проблему нормативного регулирования их деятельности не только на российском, но и на мировом рынке. Бурный рост новых бизнес-моделей в банковской отрасли все активнее привлекает внимание мировых регуляторов. Обобщив современные требования, предъявляемые к экосистемам, сведем их к нескольким аспектам:

• защита персональных данных клиентов;

• стандарты предоставляемых продуктов и услуг экосистемы;

• антимонопольное законодательство.

Начиная с 2018 года в европейском

правовом пространстве начали появляться нормативные акты, частично регламентирующие деятельность банковских экоси-

стем - это General Data Protection Regulation (GDPR), Markets in Financial Instruments Directive (MiFid) II и Payment services Directive (PSD) 2.

Европейская директива GDPR представляет собой регламенты по сбору, обработке и использованию клиентских данных, а также перечень наказаний в случаях неправомерного использования или утечки данных. GDPR используется не только в сфере регулирования банковских экосистем, но и во всей деятельности бигтех-компаний.

Основной целью Директивы о регулировании деятельности в инвестиционной сфере MIFID II является перевод внебиржевой торговли на официальные платформы биржевых торгов. Помимо этого, в MIFID II содержится ряд рекомендаций по поддержанию необходимого уровня конкуренции на инвестиционном рынке.

PSD 2 закладывает принципы open banking, делая инфраструктуру банков открытой и доступной для интеграций с помощью API. Ее ключевые положения можно свести к четырем основным направлениям:

1) все данные должны обрабатываться в одном месте;

2) необходимость двухфакторной аутентификации пользователей;

3) банки - основные держатели данных о клиенте;

4) возможна интеграция в банки через API для стартапов.

В 2019 году в Китайской Народной Республике (далее - КНР, Китай) были приняты Основные принципы по развитию платформенной экономики, в том числе касающиеся поддержки предпринимательства в финтехе, вопросов лицензирования новых видов деятельности в финансовой сфере, поддержки конкуренции. Этот документ включает и положение о сотрудничестве и обмене данными между компаниями и государственными органами. В конце 2020 года в КНР были приняты аналог европейской директивы PSD 2, а также свод антимонопольных правил и принципов для платформенной экономики.

Каждая страна самостоятельно выбирает свой путь правового регулирования функционирования экосистем.

В России законодательная база в сфере банковских экосистем находится на этапе формирования. В мае 2021 года была принята Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы», устанавливающая систему приоритетов, целей, задач и направлений правового регулирования в сфере деятельности экосистем [18]. В Концепции не дается четкий перечень нормативных актов, которые будут приняты в ходе разработки законодательства в сфере регулирования экосистем. Однако тот факт, что на государственном уровне идет обсуждение сферы экосистем, дает основания полагать, что правительство заинтересовано в решении этих вопросов.

Основой правового регулирования функционирования банковских экосистем и банковской деятельности в целом являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

• Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

• Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

В настоящее время перечисленные законы частично актуализированы применительно к банковским экосистемам.

Отталкиваясь от базового понятия «экосистема», следует отметить, что сегодня деятельность банков может выходить за рамки традиционных услуг финансового посредничества. Банки входят в реальный сектор экономики, обладая мощными ресурсами, позволяющими им монополизиро-

вать рынки. Именно поэтому требуется антимонопольное регулирование этой сферы, возможно, превентивными методами. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» не всегда способствует сокращению олигополизации экоси-стемного рынка.

Учитывая все плюсы экосистем как для банка, так и для потребителя, Банк России обращает внимание на то, что нерегулируемое их функционирование зачастую создает препятствия для здоровой конкуренции, ставит участников в зависимость от правил и тарифов экосистем, привязывает к себе потребителя и навязывает ему определенную модель потребления, выгодную экосистеме.

Результаты анализа зарубежного опыта показывают, что, например, в феврале 2021 года в Китае законодательно запретили маркетплейсам привязывать поставщиков только к одной площадке для продажи своей продукции в интернете (см. [19]). До принятия решения такая практика была повсеместно распространена. Помимо этого, участникам экосистем было предписано при осуществлении платежей и переводов выполнять требования законодательства по борьбе с терроризмом и легализацией доходов, полученных незаконным путем. Компании, занимающие более половины рынка электронных платежей и коммерции, признаются монополиями с применением к ним соответствующих норм антимонопольного законодательства (см. [20]). Чтобы не допустить манипулирования операциями и минимизировать риски в ключевых банковских секторах, китайским финтех-ком-паниям, предлагающим своим клиентам потребительские кредиты (в настоящее время - порядка 30 процентов от общего количества выдаваемых потребительских кредитов), предписано получать банковскую лицензию (см. [21]). Кроме этого, при совместном с банком предоставлении кредитов доля финтех-компании в ссуде должна составлять не менее 30 процентов (см.

[22]). Также в стране действует правило необходимости соблюдения интернет-платформами и экосистемами, осуществляющими банковские операции, требования достаточности капитала (см. [23]).

Применительно к отечественной практике нормативного регулирования банковских экосистем стоит обратить внимание на консультационный доклад Банка России «Экосистемы: подходы к регулированию» (апрель 2021 года) [24], в котором отмечается, что в настоящее время политика регулятора в отношении экосистем активно формируется, принимая во внимание то, что эффективность традиционных механизмов регулирования снижается. Анализ зарубежной практики показывает, что позднее применение регуляторных инструментов приведет к накоплению рисков и вынужденным радикальным шагам, которые негативно отразятся как на банковском секторе, так и на потребителях услуг экосистем. Своевременная разработка и внедрение правил, ограничений и требований с учетом политической и экономической нестабильности в стране и мире - это необходимый сегодня регуляторный сценарий.

Банковские экосистемы, функционирующие на цифровых рынках, отличаются высокой скоростью развития. Определенная экосистема может занять доминирующее положение в секторе гораздо быстрее, чем это происходит на традиционных рынках. Такая ситуация может оставить за пределами конкурентного поля поставщиков товаров и услуг, придерживающихся традиционных бизнес-моделей, или даже способствовать их уходу с рынка. Задачей Банка России в области нормативного правового регулирования банковских экосистем является минимизация негативных последствий трансформации рынка.

В отношении дальнейшего развития эко-системного рынка Банк России занимает следующую позицию (см. [24]):

• необходимо поддерживать оптимальную целевую структуру рынка;

• в стране должно функционировать не-

сколько крупных национальных экосистем, они должны конкурировать между собой;

• возможна конкуренция российских экосистем с иностранными компаниями при послаблении или снятии экономических санкций;

• должна существовать возможность для конкуренции между крупными платформами и небольшими поставщиками, удовлетворяющими потребности клиентов за пределами экосистем.

Заключение

Обобщая результаты исследования, отметим, что если в центре экосистемы располагается банк, а все платформы с дополнительными товарами и услугами реализуются под единым брендом этого банка, то такую экосистему можно назвать банковской. Для банковской экосистемы характерны:

• возможность директивного управления процессами от центра экосистемы к периферии и получение обратной связи;

• достаточная самостоятельность элементов;

• заменяемость элементов;

• «бесшовный» переход между элементами экосистемы для клиента;

• максимальное удовлетворение потребностей клиента за счет развития более чем одного направления и т. д.

В ходе исследования была проведена классификация банковских экосистем и выделены следующие их виды:

1) закрытая экосистема (не раскрывает правила допуска участников к своей аудитории);

2) открытая экосистема (публично раскрывает критерии допуска поставщиков на платформу);

3) гибридная экосистема (сочетает черты открытой и закрытой модели).

Главная цель функционирования банков-

ской экосистемы - удовлетворение финансовых потребностей клиентов. Исходя из этой цели каждый банк должен определить для себя границы участия. Рассмотренный российский и зарубежный опыт позволяет рекомендовать банкам сосредоточиться на основной, исторически сложившейся функции - финансовое посредничество. Именно финансовое посредничество позволит банкам быть наиболее вовлеченными в реализацию таких сделок, как приобретение недвижимости, транспорта, пополнение оборотного капитала предприятий и т. д. (см. [25]).

Важно, что Россия - одна из немногих стран мира, где национальные экосистем-ные игроки лидируют на рынке, и, возможно, единственная, где значительная роль в создании экосистем принадлежит финансовому сектору. Поскольку финансовый сектор наиболее подвержен влиянию разнообразных рисков, функционирование банковских экосистем невозможно без государственного надзора, поддержки и участия. Согласно национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [26], утвержденной в 2019 году, государство должно способствовать созданию и развитию цифровых технологий, обеспечивая повышение конкурентоспособности национальной ИТ-инфраструктуры, в том числе национальных платформ и экосистем.

Специфика экосистем предполагает новый, превентивный подход к регулированию банковской отрасли. Именно поэтому Банк России в своем докладе «Экосистемы: подходы к регулированию» выделяет несколько основных направлений, в соответствии с которыми будет строиться регуляторный подход платформенного сегмента в российской экономике:

• антимонопольное регулирование;

• поддержка конкуренции;

• защита данных;

• открытость экосистем (open banking).

Сегодня у банковского сектора есть потенциал, чтобы стать одним из лидеров

в сфере создания экосистем, - инфраструктура, люди, желание меняться и инвестировать в изменения и, что особенно важно, серьезный накопленный опыт преодоления кризисных периодов (чего, может быть, недостает нынешним технологическим лидерам).

Безусловно, банкам есть чему поучиться у сервисных компаний в отношении клиентского опыта. Тем не менее в части обеспечения безопасности персональных данных клиенты больше доверяют банкам. Кроме того, у банков есть сложившийся клиентский портфель, бренд, наследие и опыт. У большинства финтех-компаний этих преимуществ нет, однако есть необходимые продукты, что создает идеальные условия для сотрудничества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Азманова Е. Г. Кредитные каникулы: обзор текущей ситуации в российской банковской системе // Наука и общество. 2020. №2 (37). С. 10-13.

2. Григорян С. Цифровизация - главный тренд в развитии банковского сектора в 2022 году. URL: https://www.banki.ru/news/ columnists/?id=10958410

3. Bellens J., Moden N., Karwel J., Meekings K, Gilder A. Banking in the new decade: Three big bets to boost profitability and free-up capital to invest in transformation. London: Ernst & Young. 2020. 28 p.

4. Косарев В. Е., Иараджули Г. М. Экосистема как новая модель развития банка // Финансовые рынки и банки. 2020. №1. С. 134-138.

5. James F. Moore. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review (1993). URL: https://hbr. org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecolo gy-of-competition

6. Свиридов О. Ю, Бадмаев Б. С. Развитие банковской системы на основе современных цифровых технологий // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 78-82.

7. Быканова Н. И., Соловей Ю. А., Гордя

Д. В., Коньшина Л. А. Формирование экосистем в условиях цифровизации банковского пространства // Экономика. Информатика. 2020. № 1. С. 298-305.

8. Исследование Accenture: 88% банков нацелены на создание партнерских экосистем и маркетплейсов (2019). URL: https:// plusworld.ru/daily/cat-analytics/accenture-88-bankov-natseleny-na-sozdanie-partnerskih-ekosistem-imarketplejsov

9. Петухова Л., Вержбицкий А. Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании (2019). URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-in vesticii/373909-pautina-dlya-klienta-kak-rossiys kie-banki-prevrashchayutsya-v

10. Retail banks can grow with ecosystem-based offerings (2019). URL: https://www. accenture.com/us-en/insights/financial-servi ces/banking-ecosystem

11. Экосистемы. Подходы к регулированию (интернет-версия) : доклад для общественных консультаций (2021) : [официальный сайт Центрального банка Российской Федерации]. URL: https://www.cbr.ru/ Content/Document/File/119960/Consultation_ Paper_02042021.pdf

12. ЦБ раскрыл подходы к регулированию экосистем «Яндекса», «Сбера» и Mail. ru. Как планируют не допустить доминирования технологических гигантов в России : [официальный сайт РБК]. URL: https://www. rbc.ru/finances/02/04/2021/6066bbd79a7947 3d88391479

13. Дяченко О. Финансовая экосистема: все в одном (2018). URL: http://nbj.ru/publs/ upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2018/05/07/ finansovaja-ekosistema-vse-v-odnom/index. html

14. Botta A., Bruno Ph., Chaudhuri R, Nadeau M.-C, Tayar G., Trascasa C. The 2020 McKinsey global payment report. Chicago, IL: McKinsey & Company; 2020. 38 p. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/ industries/financial%20services/our%20 insights/accelerating%20winds%20of%20 change%20in%20global%20payments/2020-mckinsey-global-payments-report-vf.pdf

15. Mclntyre A, Skan J., CaminitiF. Beyond North Star gazing: How our four winning bank models map to actual market evolution. Dublin: Accenture; 2018. 28 p. URL: https://www. accenture.com/_acnmedia/PDF-85/Accenture-Banking-Beyond-North-Star-Gazing.pdf

16. Мазур Л. В., Шаталов М. А., Никеро-ва И. А. Создание новых видов банковских продуктов в системе обеспечения устойчивого развития коммерческого банка в регионе // Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 50-59.

17. Волынкин А. 7 технологий, которые помогут банку стать экосистемой. (2021) : [официальный сайт RB.RU]. URL: https:// rb.ru/opinion/banks-ecosystem

18. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы» (2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_387363

19. Cadell C, Goh B. China issues new anti-monopoly rules targeting its tech giants. Reuters (Feb. 07, 2021). URL: https://www-reuters-com. translate.goog/article/us-china-internet-anti-monopoly-idUSKBN2A70DT?_x_tr_sl=en&_x_ tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

20. Yan Zh, Leng Ch, Qiu S, Woo R. China plans tougher antitrust rules for non-bank payments industry. Reuters (Jan. 20, 2021). URL: https://www-reuters-com.translate.goog/ technology/china-plans-tougher-antitrust-rules-non-bank-payments-industry-2021-01-20/?_x_ tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

21. Yan Zh., Leng Ch., Woo R. Analysis: Chinese retail banks gain consumer lending clout as fintechs fall out of favour. Reuters (Jan. 28,

2021). URL: https://www-reuters-com.translate. goog/business/retail-consumer/chinese-retail-banks-gain-consumer-lending-clout-fintechs-fall-out-favour-2021-01-27/?_x_tr_sl=en&_x_ tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

22. Horowitz J., Wang J., Leng Ch. China regulator finalizes guidelines on banks' internet loan businesses. Reuters (Feb. 20, 2021). URL: https://www-reuters-com.translate.goog/article/ us-internet-loans-china-banks-idUSKBN2AK 0F2?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_ x_tr_pto=sc

23. Qiao T, Leng Ch., Woo R. Chinese fintech platforms expected to meet capital requirements within two years: Regulator. Reuters (Mar. 02, 2021). URL: https://www-reuters-com.translate.goog/article/us-china-finance-technology-idUSKBN2AU09G?_x_tr_ sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc

24. Экосистемы: подходы к регулированию : доклад для общественных консультаций. Апрель 2021 года : [официальный сайт Центрального банка Российской Федерации]. URL: http://www.cbr.ru/con tent/document/file/119960/consultation_pa per_02042021.pdf

25. Смирнов В. Д. Банковские экосистемы: специфика развития. Управленческие науки // Management Sciences in Russia. 2021. 11(3). С. 47-60. DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-3-47-60.

26. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 года № 7). URL: http://government.ru/info/35568/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.