Научная статья на тему 'Сущность и структура современного медиакультурного пространства'

Сущность и структура современного медиакультурного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1517
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / МЕДИА / MEDIA / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / RESOURCE OF CULTURAL SPACE MEDIA / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / РЕСУРС МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ремизов Вячеслав Александрович, Коробкина Анна Николаевна

В статье раскрыты сущность и структура медиакультурного пространства. Данная задача осуществляется через раскрытие существа медиа, культуры и пространства, взятых в их органическом единстве. Обращается внимание на то, что медиа это коммуникативный феномен, включающий средства массовой информации, средства массовой коммуникации и прямые контакты, а также культурные отношения: монологи, диалоги, полилоги, использующие средства медиа и выступающие как непосредственные, опосредованные, виртуальные. Отсюда медиакультурное пространство понимается как такое пространство культуры, которое используют в интересах своего функционирования СМИ, СМК, Интернет и т.п. В сознании реципиента медиапространство фиксируется на различных культурных уровнях восприятия, прежде всего связанных с ценностями, управляющими потребностями, что проявляется в культурных интересах, которые формируют культурные отношения и осуществляются в мнениях, оценках, а также влияют на реальные события. Структуру медиакультурного пространства формируют её основные сферы: техническая; субъектно-производительная; содержательно-производительная; технологическая; коммуникационно-канальная. Данные элементы формируют информационную среду медиакультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND STRUCTURE OF MODERN CULTURAL SPACE MEDIA

In the article the essence and structure of cultural space media. This task is carried out through the disclosure of beings media, culture and space, taken in their organic unity. Draws attention to the fact that media is a communicative phenomenon, including mass media, mass media and direct contact and cultural relations: monologues, dialogues, polilogy using media and acting as direct, indirect, virtual. Hence, cultural space media is understood as such a cultural space, which is used in the interests of its functioning SMI, SMK, Internet, etc. In the mind of the recipient media recorded in different cultural levels of perception, which are primarily associated with the values, management needs, which is manifested in the cultural interests that form culture relationship and are made in the opinions, estimates, as well as the impact on the real events. The structure of cultural space media form her main areas: technical, subject-productive; content-productive; technological; communication channel. These elements shape the information environment of cultural space media.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура современного медиакультурного пространства»

^ Теория и история культуры 1

St. Petersburg, Publishing House of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of Sciences, 2011. 617 p.

5. Losskiy N. O. Istoriya russkoy filosofii [History of the Russian philosophy]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1991. 559 p.

6. Prishvin M. M. Kashcheeva tsep'; Mirskaya chasha; proizvedeniya 1914—1923 godov [Kashcheeva chain; Wordly bowl; works of 1914—1923]. Sobranie sochineniy, v 8 tomakh, tom2 [Collection of the composition, in 8 vol., vol. 2]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1982. 680 p.

7. Prishvin M. M. Nash dom: o M. M. Prishvine [Our house: about M. M. Prishvin]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1977. 334 p.

8. Prishvina V. D. Put' k slovu: o M. M. Prishvine [Way to the word: about M. M. Prishvin]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1984. 262 p.

9. Poeziya Serebryanogo veka [Poetry of the Silver age]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 701 p.

И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 009

В. А. Ремизов, А. Н. Короб кина

Московский государственный институт культуры

В статье раскрыты сущность и структура медиакультурного пространства. Данная задача осуществляется через раскрытие существа медиа, культуры и пространства, взятых в их органическом единстве. Обращается внимание на то, что медиа — это коммуникативный феномен, включающий средства массовой информации, средства массовой коммуникации и прямые контакты, а также культурные отношения: монологи, диалоги, полилоги, использующие средства медиа и выступающие как непосредственные, опосредованные, виртуальные. Отсюда медиа-культурное пространство понимается как такое пространство культуры, которое используют в интересах своего функционирования СМИ, СМК, Интернет и т.п.

В сознании реципиента медиапространство фиксируется на различных культурных уровнях восприятия, прежде всего связанных с ценностями, управляющими потребностями, что проявляется в культурных интересах, которые формируют культурные отношения и осуществляются в мнениях, оценках, а также влияют на реальные события. Структуру медиакультурного пространства формируют её основные сферы: техническая; субъектно-производительная; содержательно-производительная; технологическая; коммуникационно-канальная. Данные элементы формируют информационную среду медиакультурного пространства. Ключевые слова: культура, медиа, пространство, информация, коммуникация, медиапростран-ство, медиакультура, информационная среда, ресурс медиакультуры.

СщНОССЪ

РЕМИЗОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

REMIZOV VYACHESLAV ALEKSANDRÖVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher education of the Russian Federation

КОРОБКИНА АННА НИКОЛАЕВНА — стажёр факультета дополнительного профессионального образования Московского государственного института культуры

KOROBKINA ANNA NIKOLAEVNA — special student of Faculty of additional professional education, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Ремизов В. А., Коробкина А. Н., 2015

V. A. Remizov, A. N. Korobkina

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE NATURE AND STRUCTURE OF MODERN CULTURAL SPACE MEDIA

In the article the essence and structure of cultural space media. This task is carried out through the disclosure of beings media, culture and space, taken in their organic unity. Draws attention to the fact that media is a communicative phenomenon, including mass media, mass media and direct contact and cultural relations: monologues, dialogues, polilogy using media and acting as direct, indirect, virtual. Hence, cultural space media is understood as such a cultural space, which is used in the interests of its functioning SMI, SMK, Internet, etc.

In the mind of the recipient media recorded in different cultural levels of perception, which are primarily associated with the values, management needs, which is manifested in the cultural interests that form culture relationship and are made in the opinions, estimates, as well as the impact on the real events. The structure of cultural space media form her main areas: technical, subject-productive; content-productive; technological; communication channel. These elements shape the information environment of cultural space media.

Keywords: culture, media, space, information, communication, media, media culture, information environment, resource of cultural space media.

Сущностные характеристики любого явления или предмета требуют выявления глубинного, устойчивого «внутреннего признака» [9, с. 665].

По отношению к феномену «медиакультур-ное пространство» данная задача утраивается, ибо она включает три структуры: медиа, культуру и пространство.

Медиа — явление, связанное с коммуникативными каналами, в своей совокупности образующими такие глобальные направления, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «прямые контакты» [10, с. 13]. Все эти коммуникативные направления имеют свою историю. В течение нескольких веков в медиа включали такие средства, как печатные (газеты и журналы), затем электронные — радио и телевидение. Сегодня к ним добавились «новые (социальные) медиа»: Интернет — СМК (СМИ); система социальных сетей. Таким образом, «медиа» — это те средства СМК (СМИ), которые составляют сети и системы культурных (межкультурных) отношений (взаимоотношений).

Сами культурные отношения: монологи, диалоги, полилоги, использующие средства медиа, выступают как непосредственные, опосредованные, виртуальные. Соответствен-

но, расширились и рамки того, что раньше называлось «пространство СМИ». Сегодня это трансформировалось в «информационное поле», на которое может влиять в разной степени (в зависимости от событийного ряда) интенсивности и глубины как институциали-зированный медийный субъект, так и индивид — неформал [10, с. 13—14].

Исходя из того, что «пространство» составляет множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычного типа отношениями: окрестности, расстояния и т.д., которые имеют такие свойства, как протяжённость, единство непрерывности и прерывности [2, с. 968], пространство культуры понимается как «аспект модели мира», как протяжённость, структурность, сосуществование, взаимодействие, координация элементов отдельных культур и соответствующих отношений между ними, а также смысловая наполненность для человека организация культуры [4, с. 141—143].

Отсюда медиакультурным пространством мы можем называть такое «пространство культуры», которое использует в интересах своего функционирования средства медиа (СМИ, СМК, СМИ — Интернет и т.п.).

Функционально данная структура уклады-

^ Теория и история культуры

вается в известную формулу коммуникативной цепочки: «Передатчик»; «Приёмник»; «Реципиент», который осуществляет «культурную коммутацию». Здесь возможно «кодирование» (интерпретация), в том числе перевод культурного объекта в знаковую систему (цифровую; вербальную), здесь также возможно сегментирование передачи «информации». «Приёмник» обеспечивает декодирование, объективацию восприятия. Здесь следует учитывать феномен «барьеров восприятия» (ментальные барьеры, ситуационные, психофизиологические, технолого-ин-формационные).

После этого медиаинформация культуры существует внутри сознания реципиента, и можно выделить различные культурные уровни восприятия, прежде всего связанные с ценностями, которые, в свою очередь, управляют потребностями, что проявляется в культурных интересах, которые затем формируют культурные отношения и, наконец, осуществляются в мнениях, оценках, а также влияют на реальные события.

Технологически структуру медиакультур-ного пространства формируют такие её сферы, как техническая; субъектно-производи-тельная; содержательно-производительная; технологическая; коммуникационно-канальная. Все это составляет базу информационной среды медиакультуры.

База информационной среды приводит в действие медиакультурный информационный ресурс, включающий непосредственные знания, кодированные данные, трансляционные системы, материальные носители культурной информации, коммуникативные каналы.

При этом медиакультурный ресурс обладает такими качественными характеристиками, как неисчерпаемость, ибо культура сама по себе есть неисчерпаемый информационный кладезь. Межкультурный ресурс, по мере своего использования, не исчезает, а сохраняется и возрастает в объёме и количестве; он имеет потенциальное значение для всех видов человеческой деятельности, эффективность его применения связана с эффектом культурно-

го воспроизводства. Медиакультурный ресурс выступает формой непосредственного включения культуры в систему производительных сил общества (через его носителя как главной производительной силы социума); он возникает и коммутируется как результат творческой деятельности, выступая здесь в виде «дополнительного» культурного фактора [9, с. 84—87].

В современном российском медиакультур-ном пространстве феномен «ресурса медиа-культуры» специально выделен в «Основах государственной культурной политики» как важный фактор общественного «динамического процесса» [7], то есть он рассматривается в структурном единстве элементов ресурса культуры в целом.

Сама проблема ресурсного смысла культуры в современном теоретическом знании анализируется, как правило, с трёх сторон: а) гносеологической; б) феноменологической и в) практико-ориентированной [6, с. 7].

Исторический анализ показывает, что культура, со всеми своими элементами, обладая эффективными коммуникационными, духовно-просветительскими возможностями, способна влиять на решение острых социально-экономических и политических проблем развития народа, страны и её граждан. Культура и, особенно, её медиакультурные структуры способны придавать новые смыслы, в том числе, и экономической деятельности людей, делая её эффективной и социально адекватной [1].

реализуясь в творческой, созидательной деятельности человека, в социуме, культура может стать и становится мощным рычагом социально-экономического развития. Отсюда и актуальность формирования культуроори-ентированной инновационной среды, которая реализовывала бы не только новые медиа-культурные технологии и решения, но и исторические (и современные) духовные традиции, воплощала бы такие инновационные модели социокультурного обустройства жизни людей и их общностей, которые обеспечивали бы воспроизводство не только экономики, но и

духовности, культурной и гражданской идентичности [3, с. 185].

Важно здесь отметить, что медиакультур-ное пространство в своём социальном бытии структурировано медиасредовой градацией. С другой стороны, медиасреда выступает составной частью той или иной культурной среды (региона, города, субъекта Федерации) [5, с. 218—222].

В завершении отметим, что медиакультур-

ные средства, образуя своё специфическое пространство, обладают удивительным свойством включать в своё коммуникативное поле Интернет, телевидение, человека, коммуникатора, и практически все знаковые системы — от устной речи, печати до зрительных образов, музыки, кинематики движений и т.д. Таково наиболее общее видение сущности и структуры современного медиакультурного пространства.

Примечания

1. Абдулашыпов Р. Г. Концептуальное понимание культуры и проектирование будущего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Москва : Большая Российская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Норинт, 2002. 1456 с.

3. Ирхен И. И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России : монография. Москва : МГУКИ, 2012. 240 с.

4. Культурология XX век : энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. С. Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. Т. 2.

5. Аопашына Н. В. Социальная эффективность информатизации культуры: проблема актуализации аналитических методик // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4 (54). С. 218-222.

6. Нгуен Куок Хынг Культура как ресурсный фактор устойчивого развития туризма во Вьетнаме // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 73—78.

7. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://mkrf.ru/ open-ministry/public-discussions/proekt-osnov-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki

8. Философский энциклопедический словарь. Москва : Большая советская энциклопедия, 1983. 665 с.

9. Флиер А. Я, Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологии. Москва, 2008.

10. Чумиков А. Н. Медиарилейшнс. Мастер-класс : учебное пособие. Москва : Аспект-Пресс, 2014. 184 с.

References

1.yAbdulatipov R. G. Conceptual understanding of culture and design of the future. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 4. (in Russian)

2. Prokhorov A. M., ed. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovaf [Great Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., St. Petersburg, Norint Publ., 2002. 1456 p.

3. Irkhen I. I. Regional'noe obrazovanie v sfere kultury i iskusstva v globaliziruiushcheysya Rossii [Regional education in the field of arts and culture in a globalizing Russia]. Moscow, 2012. 240 p.

4. Kulturologiya. XX vek. Entsiklopediya, v 2 t, tom 2 [Cultural 20th century. Encyclopedia, in 2 vol., vol. 2]. St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ. [University Book Publ.], 1998.

5. Lopatina N. V. Social efficiency of information culture: the problem of updating analytical methods. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 4 (54), pp. 218—222. (in Russian)

6. Nguen Kuok Hying Culture as a resource factor for sustainable development of tourism in Vietnam. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 73—78. (in Russian)

7. The foundations of the state cultural policy. Available at: http://mkrf.ru/open-ministry/public-discussions/ proekt-osnov-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki

8. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovaf [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia Publ., 1983. 665 p.

9. Flier A. Ia., Poletaeva M. A. Tezaurus osnovnykh poniatiy kul'turologii [Thesaurus basic concepts of cultural studies]. Moscow, 2008.

10. Chumikov A. N. Mediarileishns. Master-klass [Mediareleases. Master class]. Moscow, Aspect-Press Publ., 2014. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.