Научная статья на тему 'Идеальный женский образ-символ в отечественной литературе первой половины ХХ века'

Идеальный женский образ-символ в отечественной литературе первой половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1924
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОФИЯ / SOFIA / КРАСОТА / BEAUTY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / FEMININITY / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанов Сергей Александрович

Настоящая статья посвящена проблеме воплощения идеального женского образа-символа в отечественной литературе. Первым здесь можно выделить образ Софии, созданный русским мыслителем В. С. Соловьёвым. На основе канонического христианского образа Софии Премудрости Божией Соловьёв сформулировал некое сакрально-символическое воплощение высшей женственности, высшей красоты, высшей мудрости и высшей гармонии. Образ Софии стал очень значимым для отечественной культуры первой половины XX века. София вдохновила как представителей философской мысли, так и представителей художественной литературы. Здесь, прежде всего, выделяют созданный А. А. Блоком образ Прекрасной Дамы как воплощение Софии В. С. Соловьёва в контексте культуры европейского средневековья. Оригинальный идеальный женский образ-символ создал в своих произведениях М. М. Пришвин сказочную красавицу из русского фольклора Марью Моревну. Марья Моревна Пришвина во многом близка Софии Соловьёва и Прекрасной Даме Блока. Если проблематика, связанная с Прекрасной Дамой Блока, постоянно выделяется исследователями, то Марья Моревна Пришвина практически не изучена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEAL FEMALE IMAGE OF THE CHARACTER IN RUSSIAN LITERATURE OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

This article is devoted to the realization of the ideal female image symbol in the Russian literature. First you can select the image of Sophia, created Russian thinker V. S. Solovyev. On the basis of the canonical Christian way of Holy Wisdom Solov’ev formulated some sacral and symbolic embodiment of supreme femininity, supreme beauty, supreme wisdom and supreme harmony. The image of Sofia has become very important for the national culture of the first half of the twentieth century. Sofia inspired as representatives of philosophical thought, and representatives of literature. Here, first of all created by A. A. Blok image of Beautiful Ladies is the embodiment of Sophia Solovyev in the context of the culture of the European Middle Ages. The original ideal female image of the character created in works of M. M. Prishvin fabulous beauty of Russian folklore Maria Morevna. Maria Morevna is largely close to Sofia and Beautiful Lady. If problems connected with Beautiful Lady of A. A. Block were constantly investigated, the Maria Morevna has not been studied.

Текст научной работы на тему «Идеальный женский образ-символ в отечественной литературе первой половины ХХ века»

и справедливостью, а художественную — с прекрасным и возвышенным» [2, с. 78].

Во-вторых, философ подчёркивает тот эмоциональный потенциал произведений искусства, которого изначально лишены научные тексты. Эмоциональность художественной идеи объясняется им посредством понятия «поэтическая правда». Вот что он писал по этому поводу: «Я понимаю, что мнения поэтов не могут быть использованы аргументами в споре с учёными, но, тем не менее, не могу

избавиться от ощущения, что в интуитивных постижениях поэтов-ясновидцев... таких как, например, Важа Пщавела и Тютчев, есть, кроме поэтической правды, и большая доля объективной истины» [2, с. 85].

таким образом, можно утверждать, что в трудах Н. 3. Чавчавадзе ряд эстетических явлений и проблем получил глубокую разработку с точки зрения теории ценностей, с одной стороны, и расширения понятийного аппарата советской эстетики, — с другой.

Примечания

1. Чавчавадзе И. З. О некоторых особенностях художественного отражения действительности / Академия наук Грузинской ССР ; Ин-т философии. Тбилиси : Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1955.

2. Чавчавадзе н. З. К специфике истины в искусстве // Философия, культура, человек : сборник статей. Тбилиси : Мецниереба, 1988.

3. Чавчавадзе н. З. Культура и ценности. Тбилиси : Мецниереба, 1984.

References

1. Chavchavadze N. Z. o nekotorykh osobennostyakh khudozhestvennogo otrazheniya deystvitel'nosti [About some features of art reflection of reality]. Tbilisi, Publishing house of the Academy of Sciences of the Georgian SSR, 1955.

2. Chavchavadze N. Z. K spetsifike istiny v iskusstve [To the specifics of truth in art]. Filosofiya, kul'tura, chelovek [Philosophy, culture, person]. Tbilisi, Back to text Publ., 1988.

3. Chavchavadze N. Z. Kul'tura i tsennosti [culture and values]. Tbilisi, Back to text Publ., 1984.

И^ДЕАЛЪНЫЙ женский ОБРАЗ-СИМВОА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

УДК 82:1

С. А. Степанов

Московский государственный институт культуры

Настоящая статья посвящена проблеме воплощения идеального женского образа-символа в отечественной литературе. Первым здесь можно выделить образ Софии, созданный русским мыслителем В. С. Соловьёвым. На основе канонического христианского образа Софии Премудрости Божией Соловьёв сформулировал некое сакрально-символическое воплощение высшей женственности, высшей красоты, высшей мудрости и высшей гармонии. Образ Софии стал очень значимым для отечественной культуры первой половины XX века. София вдохновила как представителей философской мысли, так и представителей художественной литературы. Здесь, прежде всего, выделяют созданный А. А. Блоком образ Прекрасной Дамы как воплощение Софии В. С. Соловьёва в контексте культуры европейского средневековья. Оригинальный идеальный женский образ-символ создал в своих произведениях М. М. Пришвин — сказочную красавицу из русского фольклора Марью Моревну. Марья Моревна Пришвина во многом близка Софии Соловьёва и Прекрасной Даме Блока. Если проблематика, связанная с Прекрасной Дамой Блока, постоянно выделяется исследователями, то Марья Моревна Пришвина практически не изучена.

ключевые слова: София, красота, гармония, женственность, фольклор.

СТЕПАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — кандидат культурологии, доцент кафедры литературы

факультета МАИС Московского государственного института культуры 79

STEPANOV SERGEY ALEKSANDROVICH — Ph.D. (Cultural Studies), Associate Professor of Department of literature, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Степанов С. А., 2015

S. A. Stepanov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE IDEAL FEMALE IMAGE OF THE CHARACTER IN RUSSIAN LITERATURE OF THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

This article is devoted to the realization of the ideal female image symbol in the Russian literature. First you can select the image of Sophia, created Russian thinker V. S. Solovyev. On the basis of the canonical Christian way of Holy Wisdom Solov'ev formulated some sacral and symbolic embodiment of supreme femininity, supreme beauty, supreme wisdom and supreme harmony. The image of Sofia has become very important for the national culture of the first half of the twentieth century. Sofia inspired as representatives of philosophical thought, and representatives of literature. Here, first of all created by A. A. Blok image of Beautiful Ladies is the embodiment of Sophia Solovyev in the context of the culture of the European Middle Ages. The original ideal female image of the character created in works of M. M. Prishvin — fabulous beauty of Russian folklore Maria Morevna. Maria Morevna is largely close to Sofia and Beautiful Lady. If problems connected with Beautiful Lady of A. A. Block were constantly investigated, the Maria Morevna has not been studied. Keywords: Sofia, beauty, harmony, femininity, folklore.

Идеальный женский образ-символ в отечественную философскую и художественную мысль ввёл Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900). В. С. Соловьёв — одна из наиболее ярких и сложных фигур в отечественной философской мысли. Он прошёл очень сложную интеллектуальную и духовную эволюцию, от глубокой детской религиозности (самое яркое воспоминание из детства — день, когда дед, православный священник, впервые подвёл будущего философа к алтарю православного храма) до почти фанатичного увлечения материалистической философией в юности и последующего возвращения к религиозно-мистическому началу в зрелые годы [5, с. 111]. Современный исследователь русской философии А. В. Гулыга выделил в качестве основополагающих начал философской концепции В. С. Соловьёва «любовь и соборность» [3, с. 10].

очень важное место в наследии В. С. Соловьёва занимает образ Софии. Канонический христианский образ Софии Премудрости Бо-жией В. С. Соловьёв трактовал как некое сакрально-символическое воплощение высшей женственности и сопутствующих ей высшей мудрости, красоты и гармонии. Мыслитель утверждал, что высший человек не может найти женщину, которую он может любить вос-

ходящей любовью, если же эта любовь необходима для морального совершенства, то её предметом становится богиня, некий женский дух высшего порядка. Вследствие этого София есть «космогоническая душа мира, очаровательный образ женского божественного начала, божественная субстанция, получившая своё воплощение в человечестве как в вершине творения... Великое, царственное и женственное существо. само истинное, чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и вселенной, вечно соединённая во временном процессе и соединяющая с ним всё, что есть» [2, с. 14—15]. К образу Софии В. С. Соловьёв неоднократно обращался и в своих стихах: «Знайте же: вечная Женственность ныне / В теле нетленном на землю идёт.» [9, с. 30].

Созданный В. С. Соловьёвым образ Софии стал очень значимым для духовной культуры начала XX века. В философской мысли сформировалось направление «Софиология», яркими представителями которой стали, в частности, С. Н. Булгаков и П. А. Флоренский. Идеи В. С. Соловьёва, и в том числе образ Софии, явились философским истоком русского символизма. Наиболее яркое воплощение София В. С. Соловьёва нашла в творчестве А. А. Блока. Блок позднее вспоминал, что

на первом курсе университета всем его существом завладела поэзия В. С. Соловьёва, благодаря которой он смог понять мистические идеи рубежа XIX—XX веков [1, с. 17]. Сквозной для ранней поэзии Блока образ прекрасной Дамы, позднее трансформировавшийся в образы Незнакомки и Невидимки, является, что хрестоматийно известно, оригинальным воплощением Софии В. С. Соловьёва. Как отметил один из исследователей, «главным объектом поэтического созерцания Блока в "Стихах о Прекрасной Даме" является некая неземная сущность, наделённая статусом Божественным и принимающая по воле поэта женский облик» [4, с. 60].

Идеальный женский образ-символ получил оригинальное воплощение и в творчестве М. М. Пришвина (1873—1954), известного, прежде всего, в качестве певца русской природы. Однако это основополагающее для себя начало М. М. Пришвин нашёл далеко не сразу. Как и В. С. Соловьёв, он пережил достаточно сложную внутреннюю эволюцию. В свои ранние годы М. М. Пришвин некоторое время увлекался религиозно-мистическими идеями, был близок к декадентско-символистским кругам. Несмотря на то, что он достаточно быстро в этих идеях разочаровался, определённые начала в его сознании подспудно хранились всегда.

Не менее чем природа для М. М. Пришвина был значим фольклор. В. Д. Пришвина в книге воспоминаний «Наш дом» приводит следующее высказывание писателя: «Выбросить из меня фольклор — выбросить половину меня самого.» [7, с. 55]. Далее отмечается, что «Михаил Михайлович никогда ни над чем не смеётся, он всегда смеётся чему-то, и чему-то непременно хорошему. он постигает, таким образом, само существо смеха как чистую радость, продолжая традицию Пушкина. У него началась эта радость, особенно в вещах, рождённых от фольклора; от земли рождается слово, а потом уже литература и её мастера» [7, с. 56]. В повести «Мирская чаша», написанной в первые послереволюционные годы, Пришвин говорит следующее: «Фольклор есть

продукт ненормированный. Вот комната русских поэтов, тут есть Пушкин, картины хороших мастеров, и я с ними, дитя своего народа, все мы питаемся народным духом» («Мирская чаша») [6, с. 500].

В сознании Пришвина с детских лет утвердилось несколько фольклорных образов. Прежде всего, это сказочная красавица Марья Моревна. Именно Марья Моревна стала идеальным женским образом-символом, во многом близким Софии В. С. Соловьёва и Прекрасной Даме А. А. Блока. Пришвин воспринимал Марью Моревну как воплощение высшей женственности, высшей красоты, доброты и мудрости: «Вот она, это она пришла, настоящая. Она всему радует и от всего спасает. Та самая, про которую говорят — кра-са-ви-ца.» («Кащеева цепь») [6, с. 32]. Если А. А. Блок создал образ Прекрасной Дамы, интерпретировав Софию В. С. Соловьёва в контексте культуры средневековой Европы, которую блестяще знал, то Пришвин сформулировал близкий ему образ на материале русского фольклора.

Выделим ещё два фольклорных образа, впитанные М. М. Пришвиным в детстве и пронесённые через всю жизнь. Это Кощей, сказочный оппонент красавицы Марьи Морев-ны, символ всего злого, мрачного и косного в жизни, и неизведанная сказочная земля Азия, некое воплощение земного рая. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» М. М. Пришвин определяет годы детства и юности, период личностного и творческого становления, как преодоление звеньев Ка-щеевой цепи на пути к сказочной земле Азии. оберегает же его на этом пути прекрасная Марья Моревна: «.Сладко спит победитель всех страхов на белой постели Марьи Морев-ны. Несёт по облакам светлого мальчика Сикстинская прекрасная дама. Смотрят с голубых полей все отцы от Адама с новой и вечной надеждой: "Не он ли тот мальчик, победитель всех страхов, снимет с них когда-нибудь Кащееву цепь?!"» («Кащеева цепь») [6, с. 53].

Позднее, когда М. М. Пришвин, как и очень многие его сверстники, увлёкся марксизмом,

принимал участие в революционной работе, новое воплощение в его сознании получила и сказочная красавица Марья Моревна. Если «сказка об Азии» обернулась «сказкой о светлом будущем», то образ сказочной красавицы Марьи Моревны трансформировался в образ «чистой и прекрасной Женщины будущего» [8, с. 65]. На склоне лет писатель с иронией вспоминал, как он и его товарищи по революционному кружку, очарованные чистотой Женщины будущего, до того довели агитируемых ими рижских рабочих, что первое активное выступление рижан началось с погрома публичных домов [8, с. 67]. Основанная на марксистских идеалах Женщина будущего также стала воплощением высшей женственности, красоты, гармонии и чистоты.

В заключение вновь отметим, что созданный В. С. Соловьёвым образ Софии, ставший воплощением некой высшей сакральной женственности, красоты, чистоты и гармонии, получил позднее новую жизнь в произведениях художественной литературы. Это и поэзия самого Соловьёва, и Прекрасная Дама А. А. Блока, воплощение Софии в контексте культуры европейского средневековья. Идеальным женским образом символом, в чём-то близким Софии, стала Марья Моревна М. М. Пришвина, сказочная красавица из русского фольклора, олицетворение и в сказках, и в произведениях пленённого её образом русского писателя высшей женственности, высшей красоты, доброты, мудрости и чистоты.

Примечания

1. Блок А. А. Автобиография // Стихотворения и поэмы: Стихи, дневники, письма, проза. Москва : Эксмо, 2009. 576 с. (Русская классика XX века).

2. Бычков В. В. Вл. Соловьёв и эстетическое сознание Серебряного века // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века : к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева / [отв. редакторы : А. А. Тахо-Годи, Е. А. Та-хо-Годи]. Москва : Академиздатцентр «Наука» РАН, 2005. 629, [1] с. : ил.

3. Гулыга А. В. Российский философский ренессанс и творческая судьба В. С. Соловьёва // Сочинения / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. А. В. Гулыга]. Москва : Раритет, 1994. 444, [2] с. : ил. (Библиотека духовного возрождения).

4. Кузнецова О. А. Изображение видимого и невидимого у символистов («Прозрачность» В. Иванова и «Стихи о Прекрасной Даме» Блока) // Александр Блок. Исследования и материалы / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской акад. наук ; [редкол.: Е. И. Гончарова, Н. Ю. Грякалова (отв. ред.), А. В. Лаврова]. Санкт-Петербург : Издательство Пушкинского дома, 2011. 617, [2] с., [8] л. ил., портр., цв. ил.

5. Аосский Н. О. История русской философии : пер. с англ. Москва : Высшая школа, 1991. 559 с. (Библиотека философа).

6. Пришвин М. М. Кащеева цепь : [роман] ; Мирская чаша : [повесть] ; произведения 1914—1923 годов //Собрание сочинений : 8 в томах / редкол.: В. В. Кожинов и др. Москва : Художественная литература, 1982. Т. 2. 680 с.

7. Пришвина В. Д. Наш дом : [О М. М. Пришвине]. Москва : Молодая гвардия, 1977. 334 с., 8 л. ил.

8. Пришвина В. Д. Путь к слову : [О М. М. Пришвине] / [лит. обраб. Я. 3. Гришиной]. Москва: Молодая гвардия, 1984. 262 с.

9. Поэзия Серебряного века : антология / [вступ. ст. Б. Акимова]. Москва : Эксмо, 2007. 701, [1] с. References

1. Blok A. A. Aftobiografiya [Autobiography]. Stikhotvoreniya i poemy: Stikhi, dnevniki, pis'ma, proza [Poems and poems: Verses, diaries, letters, prose]. Moscow, Eksmo Publ., 576 p.

2. Bychkov V. V. Vl. Solov'ev i esteticheskoe soznanie Serebryanogo veka [Solovyyov and esthetic consciousness of the Silver age]. Vladimir Solov'ev i kul'tura Serebryanogo veka : k 150-letiyu Vl. Solov'eva i 110-letiiu A. F. Loseva [Vladimir Solovyyov and culture of the Silver age: to the 150 anniversary of Vl. Solovyova and to A. F. Losev's 110 anniversary]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 630 p.

3. Gulyga A. V. Rossiiskiy filosofskiy renessans i tvorcheskaya sud'ba V. S. Solov'eva [Russian philosophical Renaissance and creative destiny of V. S. Solovyyov]. Sochineniya [Compositions]. Moscow, Raritet Publ., 444 p.

4. Kuznetsova O. A. Izobrazhenie vidimogo i nevidimogo u simvolistov ("Prozrachnost" V. Ivanova i "Stikhi o Prekrasnoy Dame" Bloka) [The image visible and invisible at symbolists (V. Ivanov's "Transparency" and "Verses on the Great Lady" of Blok)]. Aleksandr Blok. Issledovaniya i materialy [Alexander Blok. Researches and materials].

^ Теория и история культуры 1

St. Petersburg, Publishing House of the Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of Sciences, 2011. 617 p.

5. Losskiy N. O. Istoriya russkoy filosofii [History of the Russian philosophy]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1991. 559 p.

6. Prishvin M. M. Kashcheeva tsep'; Mirskaya chasha; proizvedeniya 1914—1923 godov [Kashcheeva chain; Wordly bowl; works of 1914—1923]. Sobranie sochineniy, v 8 tomakh, tom2 [Collection of the composition, in 8 vol., vol. 2]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1982. 680 p.

7. Prishvin M. M. Nash dom: o M. M. Prishvine [Our house: about M. M. Prishvin]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1977. 334 p.

8. Prishvina V. D. Put' k slovu: o M. M. Prishvine [Way to the word: about M. M. Prishvin]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1984. 262 p.

9. Poeziya Serebryanogo veka [Poetry of the Silver age]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 701 p.

И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МЕДИАКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

УДК 009

В. А. Ремизов, А. Н. Короб кина

Московский государственный институт культуры

В статье раскрыты сущность и структура медиакультурного пространства. Данная задача осуществляется через раскрытие существа медиа, культуры и пространства, взятых в их органическом единстве. Обращается внимание на то, что медиа — это коммуникативный феномен, включающий средства массовой информации, средства массовой коммуникации и прямые контакты, а также культурные отношения: монологи, диалоги, полилоги, использующие средства медиа и выступающие как непосредственные, опосредованные, виртуальные. Отсюда медиа-культурное пространство понимается как такое пространство культуры, которое используют в интересах своего функционирования СМИ, СМК, Интернет и т.п.

В сознании реципиента медиапространство фиксируется на различных культурных уровнях восприятия, прежде всего связанных с ценностями, управляющими потребностями, что проявляется в культурных интересах, которые формируют культурные отношения и осуществляются в мнениях, оценках, а также влияют на реальные события. Структуру медиакультурного пространства формируют её основные сферы: техническая; субъектно-производительная; содержательно-производительная; технологическая; коммуникационно-канальная. Данные элементы формируют информационную среду медиакультурного пространства. Ключевые слова: культура, медиа, пространство, информация, коммуникация, медиапростран-ство, медиакультура, информационная среда, ресурс медиакультуры.

СщНОССЪ

РЕМИЗОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

REMIZOV VYACHESLAV ALEKSANDRÖVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of higher education of the Russian Federation

КОРОБКИНА АННА НИКОЛАЕВНА — стажёр факультета дополнительного профессионального образования Московского государственного института культуры

KOROBKINA ANNA NIKOLAEVNA — special student of Faculty of additional professional education, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Ремизов В. А., Коробкина А. Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.