Научная статья на тему 'Сущность и структура профессиональносубъектной позиции учителя'

Сущность и структура профессиональносубъектной позиции учителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ СУБЪЕКТНОСТИ / ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЗИЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халилов Шамиль Рустамович

В данной статье автор раскрывает сущность профессионально-субъектной позиции учителя. Он определяет также структурные и функциональные компоненты позиции. Выявлены показатели субъектности, такие как активность, целепологание, свобода выбора и ответственность за него, саморазвитие, понимание и принятие другого, уникальность, развитие которых выступает как необходимое условие развития всей позиции учителя в целом. Проведен анализ широкого круга источников по данной проблеме. Доказано, что функциональные компоненты профессионально-субъектной позиции между собой взаимосвязаны и их выделение может быть принято только условно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура профессиональносубъектной позиции учителя»

УДК 371.62 ББК 74.584(2)052.6 Ш.Р ХАЛИЛОВ

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНОЙ

ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ

В данной статье автор раскрывает сущность профессионально-субъектной позиции учителя. Он определяет также структурные и функциональные компоненты позиции. Выявлены показатели субъектности, такие как активность, целепологание, свобода выбора и ответственность за него, саморазвитие, понимание и принятие другого, уникальность, развитие которых выступает как необходимое условие развития всей позиции учителя в целом. Проведен анализ широкого круга источников по данной проблеме. Доказано, что функциональные компоненты профессиональносубъектной позиции между собой взаимосвязаны и их выделение может быть принято только условно.

Ключевые слова: Субъектность, показатели субъектности, позиция, профессионально-субъектная позиция, структурные компоненты позиции, функциональные компоненты позиции.

Вопрос о сущности профессионально-субъектной позиции учителя и путях ее развития является стержневым в определении подхода к проблеме развития профессионально субъектной позиции учителя. Сущность человека раскрывается в системе его связей и отношений к жизнедеятельности в целом и к профессиональной деятельности в частности.

На наш взгляд, субъектность профессиональной позиции учителя определяет характер отношений к ученику, как ценности, восприятие его как субъекта собственной профессиональной жизнедеятельности, отношение к себе, как ценности и субъекту собственной профессиональной деятельности и отношения к педагогической деятельности как к ценности.

Субъектность учителя придает его позиции целостность и внутреннюю согласованность. Субъектность понимается нами в первую очередь как свойство «личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю [1, с. 15].

Профессионально-субъектная позиция выступает в качестве сложившегося образования, имеющего свою относительно фиксированную структуру, что, однако, не исключает ее изменчивости, возможности развития. Профессиональносубъектная позиция должна быть одновременно

и достаточно стабильной по направленности и достаточно гибкой. Стабильность заключается в том, что при возникшей необходимости перестройки деятельности сохраняется педагогическая направленность, и вместе с тем есть возможность дополнения или корректировки при появлении новых личностных образований.

Отправной характеристикой субъектности является активность. В первую очередь под активностью понимается способность человека сознательно, целенаправленно преобразовывать окружаюшую действительность. Активность - это стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний. Активность человека имеет сознательный характер. Сознательность субъекта принципиально отличается от реактивности, которая связана с удовлетворением потребностей в должной приспособляемости к ситуации.

Активность субъекта в педагогическом процессе обосновывается как интегративное свойство личности, позволяющее осуществлять целе-пологание в деятельность, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.

К следующей характеристике субъектности мы относим целепологание, под которым понимаем процесс моделирования результата еще не осуществленной деятельности, представленный в психике чаще всего образом, мысленной моделью будущего продукта, качественными и количественными характеристиками или системой знаков и понятий. Целепологание выполняет побудительную, познавательную, управляющую функции. Сам акт целепологания включает в себе диагностику, прогноз и проектирование, которые в совокупности обеспечивают понимание и определение цели деятельности; анализ объективных возможностей в реализации намечаемой цели; выбор форм, методов и средств с учетом общих, особенных и индивидуальных свойств личности; составление программы предстоящей педагогической деятельности.

За счет существования цели индивид выглядит значительно более свободным существом, чем любая вещь в «цепях причинности». Свобода выбора цели, способов и средств ее реализации, осваиваемых в ходе развития культуры, - следующая характеристика субъектной позиции. Свобода - это, прежде всего развитая способность субъекта преодолевать препятствия, способность действовать, выходя за существующие стереотипы, и вместе с тем осознание ответственности перед собой и другими. Свободный субъект вносит коррективы в свою деятельность. Изменяет обстоятельства и самого себя, исходя из поставленной цели.

Свободный человек суверенен в выборе мотивов, целей, стиля поведения и средств деятельности и одновременно ответственен за принятые решения. Свободный выбор выступает как проявление ценностного отношения субъекта, т.к. только в случае возможности выбора происходит осознание индивидом ценности объекта и тем самым формирует особый вид отношений к нему - как ценностное отношение.

Вместе с тем возможность выбора создает предпосылку для возникновения ответственности, которая предлагает идентификацию внутренних ценностей личности с ценностями социума. Ответственность является производной от позиции личности, т.к. обусловлена мотивами, потребностями, целями личности. Ответственность, таким образом, представляет собой форму проявления личностью своей субъектности и является еще одной характеристикой субъектной пози-

ции.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством деятельности, общения с другими людьми. Основной характеристикой субъекта является потребность в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности. Саморазвитие - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности.

Понимание и принятие другого является следующей важной характеристикой субъектности педагога, поскольку субъектность проявляется не только и не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, столько в отношении к другим людям. Именно эта характеристика раскрывает отношение педагога к ученику как к ценности. «Конструируя пространство развития личности,- справедливо замечает В.В.Сериков,-педагог определяет свое место и свое поведение в этом пространстве, поскольку, работая с другой личностью, он, безусловно, будет работать с самим собой [4, с. 15].

Целенаправленная активность, связанная со способностью к целепологанию, свобода выбора и ответственность за него, способность к саморазвитию, понимание и принятие другого человека создают индивида, который отличает себя от других, неповторим и несводим к свойствам другого, т.е. обуславливает уникальность индивида, которая выступает как интегральная характеристика субъектности и определяющая соответственно субъектность позиции. В этой характеристике проявляется авторская позиция, оригинальность, неповторимость, особенность, творческое осуществление способов деятельности, инновационность. Уникальность отражает ощущение ценности собственной личности для себя и одновременно, предполагаемую ценность своего Я для других.

Для описания теоретической модели профессионально-субъектной позиции педагога, выделения ее функциональных компонентов обратимся к личностным детерминантам, влияющим на развитие субъектной позиции человека.

В психолого-педагогической литературе личность понимается как целостное единство биологического и личность социального, авторы выделяют основные факторы ее развития: среду,

наследственность, воспитание. Однако сами по себе факторы не могут предопределить хода и результатов становления человека как личности, так как в качестве основного свойства личности выступает ее субъектность.

По нашему мнению, говоря о развитии личности, следует выделять, прежде всего, не факторы, а личностные предпосылки из которых складывается целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

Мы полагаем, что основу развития человека составляют процессы, связанные, прежде всего с самосознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человека его собственных целей и ценностей. Вот почему в качестве фундаментального условия развития субъектности учителя следует рассматривать его профессиональное самосознание.

Основываясь на теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова, И.С-. Кон выводит уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я» как установочная система, обладающая тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Обобщая данные исследования генезиса самосознания, И.С. Кон предлагает выделить в образе «Я» несколько автономных показателей: когнитивную сложность, отчетливость, последовательность, устойчивость и самоуважение. [3, с. 226].

Понятие самоуважения тесно связано с понятием самооценки, которое входит в «Я - концепцию» как ее эмоциональный компонент.

Среди различных идей и концепций о природе самооценки нам импонирует точка зрения УД-жемса, для которого самооценка - это переживание довольства или недовольства собой. «Чувства самодовольства и унижения одного рода - их можно считать первичными видами эмоций наряду, например, с гневом и болью»,- писал У. Джемс [6, с. 13].

Следует заметить, что в психолого-педагоги-ческой литературе понятие «самосознание» выступает иногда как синонимическое понятию «Я

- Концепция». Однако мы придерживаемся другой точки зрения и считаем, что самосознание можно определить как процесс, в котором чело-

век познает себя и относится к самому себе, а результатом, итоговым продуктом этого процесса выступает «Я - Концепция», которая лежит в основе субъектности личности и ее позиции.

«Я - Концепция» выступает в качестве необходимого условия саморегуляции поведения личности, способствует достижению внутреннего единства и согласованности личности, которые позволяют человеку самостоятельно интерпретировать любую ситуацию и реагировать на нее по-своему.

Говоря об учителе, заметим, что его высокий уровень профессиональное самосознания определяется целостным образом Я, который «вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения» [2, с. 62].

Признавая за самосознанием и «Я - концепцией» роль личностных предпосылок развития позиции, мы считаем, что профессионально -субъектная позиция - это динамическое образование личности учителя, отражающее единство четырех функциональных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального, операционального.

Понимая позицию через систему отношений личности, рассмотрим каждый функциональный компонент более подробно.

Мотивационно - ценностный. Отношение проявляется в одно и то же время как избирательная направленность сознания на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься той деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Потребности обнаруживаются в мотивах. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно - общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.

Потребность в самоактуализации выступает как личностная ценность. Если основная функция потребностей - энергетическая, то основная

функция ценностей - осмысливающая. Мотивы «унаследуют» от потребностей энергию, активацию, от ценностей - смыслы.

Закрепленные в сознании учителя педагогические ценности образуют систему его профессионально-ценностных ориентаций на общение с детьми и взрослыми, творчество в профессиональной деятельности, развитие личности ребенка и профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями и др. Социальное и профессиональное поведение учителя зависит от того, как он конкретизирует ценности педагогической деятельности, что ищет в процессе ее осуществления, какую позицию он займет.

Условием развития профессионально-субъектной позиции, актуализации личности к самоутверждению в профессии выступает мотивация достижения. Она оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, мобилизует творческие силы на поиск и решение познавательных задач.

Таким образом, мотивационно-ценностный компонент определяет направление предстоящих преобразований в молодом учителе с ориентацией на субъектное развитие с учетом потребностей профессиональной деятельности, а содержание этого компонента реализуется через самоактуализацию.

Когнитивный компонент. Содержание этого компонента связано, прежде всего, с обретением молодыми учителями знаний о самих себе, о психологии личности ребенка, о специфике профессиональной деятельности, о способах профессионального развития и пр., что в своей совокупности образует систему психолого-педагогических знаний.

Начальным звеном, формирующим образ Я и отношение к себе, является самопознание. Сущность самопознания составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев [5, с. 54].

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или «образ Я», который определяет отношение индивида о самом себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Одним из важнейших условий осознания, кри-

тического анализа и конструктивного совершенствования собственной деятельности выступает рефлексия. Рефлексия - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выявление того, как другие знают и понимают «ресф-лексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Эмоциональный компонент выполняет функцию внутренней регуляции личности. Формирование в человеке отношения к себе происходит во многом благодаря переживанию различных эмоций, сопровождающих процессы самопонимания. Самопонимание рассматривается нами как необходимый момент в развитии позиции личности.

Содержанием самопонимания является не только фактическая достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Я - реальное»), а также того, какой она хотела бы стать («Я

- идеальное»).

Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного, то есть в самопонимании можно выделить самоотношение и самоуважение.

Операциональный компонент в структуре профессионально-субъектной позиции связан с реализацией субъектной активности. Одним из уровней регуляции активности живых систем, выражающих специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе и рефлексии, выступает соморегуляция.

При всем разнообразии проявлений соморе-гуляция имеет следующую структуру: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха; 7) решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Рассмотренные функциональные компоненты профессионально-субъектной позиции между собой взаимосвязаны и их выделение может быть принято только условно. В объективном плане их показателем выступает субъективность, в субъективном - Я - концепция. На субъектность

как целостное образование влияют внешние (профессиональное обучение, социум, его требования и пр.) и внутренние (самоактуализация, саморегуляции, самопонимание) условия, в результате чего изменяется Я - концепция.

Библиографический список

1. Волкова В.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореферат дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 1998. - 50 с.

2. Митица Л.М. Формирование професси-

онального самосознания учителя // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 58-64.

3. Кон И.С. Открытие «Я». - М., 1979. - 367 с.

4. Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.,1999. - 272 с.

5. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Дисс. в виде науч. док. ... докт. псих. наук. - М., 1994. - 78 с.

6. У. Джеймс. Психология самосознания / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2000. -672 с.

УДК 377

Е.А. ЧЕЛНОКОВА

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Раскрывается тьюторство как особый вид деятельности преподавателя, обеспечивающей педагогическое сопровождение учащихся в условиях профильного обучения.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность преподавателя, профильное обучение.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Профильная школа должна в максимальной степени способствовать выявлению и развитию способностей ученика, его личностному и профессиональному самоопределению, обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к профессиональному самоопределению, к жизнедеятельности в будущем.

В контексте идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания собственного образования,

профессионального самоопределения, в осознании профессиональных и образовательных планов. Одним из способов решения данной задачи является введение в образовательный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор.

«Тьютор» - «Мог» в переводе с английского

- педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. Шеог - заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж». В словаре «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» значение термина «тьютор» определяется как лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль - быть знающим партнером своих слушателей» [2].

Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставления узконап-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.