Научная статья на тему 'Сущность и структура клятвы в праве'

Сущность и структура клятвы в праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клятва / нарушение клятвы / компургация / церемония приведения к присяге / присяжный нотариус / торжественная декларация / отказ от ответственности / кипрский паспорт полета / форма уведомления о местонахождении пассажира / oath / oath breaking / compurgation / sworn-in ceremony / Sworn notary / solemn declaration / waiver of liability / Cyprus flight pass / passanger locator form

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Геннадьевич Синицын

В статье исследуются сущность и структура клятвы в правовом аспекте. Клятва рассматривается как персональное торжественное утверждение религиозным и нерелигиозным актом, которое использовалось в качестве элемента юриспруденции в прошлом и является актуальным в настоящее время. Структурная организация клятвы представлена по аналогии с конструкцией, принятой в нормативно-правовой теории. Отмечается, что структура клятвы практически не претерпела существенных изменений с древних времен до наших дней. Современное использование клятв подчеркивает актуальность темы. Нарушение клятвы рассматривается как основание наказания. Церемония приведения к присяге в соответствии с темой подразумевает юридический аспект деятельности лиц и органов власти. Указывается публичность церемонии приведения к присяге. Рассматривается психоэмоциональная сторона клятвы. В качестве иллюстрации смыслового содержания клятв приводятся отрывки из литературных произведений древнегреческих авторов. Предложен оригинальный вариант структурирования клятвы. Источниками исследования являются оригинальные письменные документы, а также переводы с комментариями, дошедшие до нас фрагменты или неповрежденные петроглифы, находящиеся в археологических парках или в музеях. Использовались дедуктивный, индуктивный, историко-лингвистический, формально-юридический методы наряду с описанием, анализом и синтезом, а также нестационарные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and structure of an oath of law

Essence and structural organization of oath in legal aspect was studied. Oath as personal solemn confirmation by religious and non-religious act is considered, which was used as an element of jurisprudence in the past and is currently relevant. The structural organization of the oath is presented by analogy with the construction adopted in the normative legal theory. Modern using of oath highlights the relevance of topic. It is noted that structure of oath has practically not undergone significant changes from ancient until now. Oath breaking as basis of punishment is considered. Psychic and emotional side of oath is considered. As an illustration of the semantic content of oaths, excerpts from literary works of ancient Greek authors are given. Taking the oath according the topic imply legal aspect of activity by persons and authority. Publicity of the sworn-in ceremony is indicated. An original version of structuring of the oath is proposed. The sources of the research are original written documents, as well as translations with comments, fragments that have come down to us or intact petroglyphs located in archaeological parks or museums. The deductive, inductive, historical-linguistic, formal-legal methods along with description, analysis and synthesis, and non-stationary research were used.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура клятвы в праве»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2023. Т. 64. № 5

Научная статья УДК 340.15

В. Г. синицын*

сущность и структура клятвы в праве

Аннотация. В статье исследуются сущность и структура клятвы в правовом аспекте. Клятва рассматривается как персональное торжественное утверждение религиозным и нерелигиозным актом, которое использовалось в качестве элемента юриспруденции в прошлом и является актуальным в настоящее время. Структурная организация клятвы представлена по аналогии с конструкцией, принятой в нормативно-правовой теории. Отмечается, что структура клятвы практически не претерпела существенных изменений с древних времен до наших дней. Современное использование клятв подчеркивает актуальность темы. Нарушение клятвы рассматривается как основание наказания. Церемония приведения к присяге в соответствии с темой подразумевает юридический аспект деятельности лиц и органов власти. Указывается публичность церемонии приведения к присяге. Рассматривается психоэмоциональная сторона клятвы. В качестве иллюстрации смыслового содержания клятв приводятся отрывки из литературных произведений древнегреческих авторов. Предложен оригинальный вариант структурирования клятвы. Источниками исследования являются оригинальные письменные документы, а также переводы с комментариями, дошедшие до нас фрагменты или неповрежденные петроглифы, находящиеся в археологических парках или в музеях. Использовались дедуктивный, индуктивный, историко-лингвистический, формально-юридический методы наряду с описанием, анализом и синтезом, а также нестационарные исследования.

Ключевые слова: клятва, нарушение клятвы, компургация, церемония приведения к присяге, присяжный нотариус, торжественная декларация, отказ от ответственности, кипрский паспорт полета, форма уведомления о местонахождении пассажира.

Для цитирования: Синицын В. Г. Сущность и структура клятвы в правовом аспекте // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. № 5. С. 205-218.

ВОТ: 10.55959/М^Ш130-0113-11-64-5-12

* Владислав Геннадьевич Синицын — магистр права; независимый исследователь (Рига, Латвийская Республика); уМ151ау5Ш1сш5@шЬох.1у © Синицын В. Г., 2023.

Актуальность темы выражается в том, что клятвы при всей их церемониальности и ритуальности являются современным безоговорочным условием учреждения и преобразования многосторонних, юридически ответственных отношений на основе заложенных в формулировке клятвенного обещания высоких идеалов и моральных принципов. Новизна заключается в дополнительном изучении юридически значимых устойчивых характеристик феномена клятвы в правовом аспекте.

Ретроспективный временной промежуток исследования имеет общую характерную черту — наличие рабовладельческого строя. Древнегреческие полисы рассматриваются как отдельные государства со своей армией и флотом, властью, собственной правовой традицией. Объединяющим моментом для всего эллинистического мира является общая религиозная платформа. Современные примеры клятвы, равно как и присяги, приводятся на основе действующего законодательства.

Лексеме «клятва» уделяется достаточно внимания со стороны филологов и лингвистов, однако вопрос остается мало исследован с точки зрения юридической оценки этой, композиционно устоявшейся, лингвистической конструкции. Рассматриваемое понятие клятвы относится как к речевому акту, так и к письменным текстам.

Само слово клятва1 в русском языке означает торжественное обещание, уверение. Как видно из приведенной формулировки, присутствует элемент торжественности и авторитетности с одновременным приданием значимости, достигаемой различными способами.

На примере античного европейского территориального пространства, а также Северной Африки и Малой Азии, впоследствии получившего название эллинистического мира, можно проследить основные вехи цивилизационного развития феномена «клятва». Можно отметить, что как только человечество эволюционно подошло к рабовладельческому строю, что на определенном этапе явилось более прогрессивным способом совместного сосуществования, учитывая усовершенствованную коммуникацию и развитие внутриобщинных и межобщинных отношений, появилась необходимость в защите и сохранении существующего положения, а также в закреплении различных обязательств, договоров и сделок, в судебном и досудебном разбирательстве споров, способа подкрепления доказательств, констатации фактов и установления истины. Таким

1 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.,1985.

средством явилась клятва (или присяга), даваемая лично (очно) в соответствующей случаю обстановке. Члены полисного сообщества пришли к пониманию, что психическое и морально-нравственное отношение самого человека к произошедшему или планируемому поведению, в особенности по своему же делу или делу близкого родственника, весьма субъективны и требуют особой процедуры повышения доверия, каким является клятвенное обещание. Нерушимость условий и гарантии соблюдения договора также требовали дополнительного закрепления и подтверждения. Разбирательство разных споров в судебном и досудебном порядке требовало максимального установления фактических обстоятельств и допустимости отвечающих параметрам истины доказательств. Эффективное клятвенное подкрепление процедуры доказывания (о случившемся) или воздержания от каких-либо действий (в будущем) без специального ритуала, чаще всего религиозного, оказалось невозможным. Ритуальность принесения клятвы или присяги требовала личного (очного) присутствия клянущегося в определенном месте: храме отраслевого божества, на площади при большом стечении народа, а также в других обстоятельствах в присутствии представителя государственной или судебной власти. Очевидно, поначалу в наивном понимании люди безоговорочно верили сказанному или выраженному в определенном перформативном действии поведению человека, на которого упала тень подозрения, однако последующие события часто опровергали то, чему было высказано доверие. Силы природы и необъяснимые природные катаклизмы, страх перед грозными проявлениями физических явлений земли, морской стихии и атмосферы, толкал людей на создание специальных святилищ и капищ с тем, чтобы умилостивить духов природы путем принесения жертв и молитвенных ритуалов. Эти священные объекты также являлись местами принесения клятв наряду с жертвоприношениями и сакральными пиршествами.

Можно предположить, учитывая интеллектуальные возможности и развитие абстрактного мышления человека на этом этапе, что остаться без поддержки неведомых и грозных сил, а хуже того — еще и навлечь на себя гнев духов и божеств, было равносильно смертельному исходу. Действо, подкрепленное соответствующими антуражем и ритуалами, вынуждало дающего клятву к ее соблюдению и неукоснительному выполнению, побуждало давать правдивые показания, признаваться в чем-либо или отвести от себя всякие подозрения. Культура святилищ на открытом воздухе со сходными религиозно-клятвенными функциями в том или ином виде находим у различных народов, в част-

ности у осетин2. Отличие состоит в степени развития общества, в пантеоне божеств, ритуалов и подходов верования. Со временем люди заметили, что духи и силы природы не всегда справедливо и адекватно реагируют на клятвопреступника, и сами, помимо божественной кары, взялись наказывать за нарушение клятвы. Клятвопреступника могли изгнать из полиса, лишить родины, имущества и гражданских прав — в любом случае установленное и доказанное нарушение клятвы сопровождалось презрением и потерей доверия.

Правовой базис античной клятвы и присяги определяется, например, в памятнике критского законотворчества дорийского периода (V в. до н. э.) — Гортинских законах3. Статистически клятва в тексте закона упоминается девятнадцать раз в различных ипостасях: в качестве подкрепления свидетельских показаний, в качестве условия осуществления правосудия (клятва судьи и других должностных лиц), в обязательных клятвах спорящих сторон, выделяются клятвы женщин и клятва рабыни, которая имеет силу. Гортинская законодательная надпись, выбитая на каменном носителе и расположенная на агоре полиса Гортина, не содержит ни одного текста клятвы, однако имеет особенность — преамбулу в виде обращения к богам, которая выбита большими (заглавными) буквами. Это обстоятельство указывает на безусловную апелляцию к божественным силам, что и было первой составляющей клятвенного обещания. Указание на действующий пантеон древнегреческих божеств обусловливается не только уважением к сакральным ценностям и религиозностью горожан, но и одновременно достигается нормативно-правовая основа клятвенных заверений на существующей, общей в эленистической традиции платформе верований. В этой связи необходимо отметить, что храмовый алтарь выполнял охранную функцию: защиты просящего, которому надо было сесть под алтарь. В соответствии со статьями гортинского закона было достаточно забежать в храм и там укрыться, таким образом испрашивая защиту (стол. 1, абз. 4). Можно также сделать вывод, что должностные лица критских полисов имели одинаковые с Гортиной функции и название должностей в различных частях Крита. Например, государственный чиновник, ведающий, в числе прочего, делами иностранцев в полисе Элефтерна (Крит, примерно 25 км к юго-востоку от Ре-тимнона) назывался космос (хбодо^), как и в Гортине.

2 Sinicins V. The ossetian sanctuary of recom // Вестн. Латвийской АН. 2020. Т. 74. № 1. С. 49-61.

3 Текст законов Гортины см.: Vasilakis A. S. The Great Inscription of the Law Code of Gortyn Mystis, Iraklion. Krit, 2012., P. 53-75.

Об этом свидетельствует фрагмент надписи на каменной стеле, находящейся в археологическом музее Элефтерны (Крит)4.

Другой особенностью гортинской законодательной петрографической надписи было требование принесения клятвы перед статуей Артемиды в Амиклейском храме Аполлона. Географически полис Гортина находится от Амикле (континентальная Греция) примерно в 500 км, считая морской путь и далее сухопутный путь до Амиклейского храма Аполлона (алтарь Аполлона), который располагался недалеко от Спарты — в Амикле. О значимости воздвигнутого алтаря Аполлона и храмового комплекса говорит тот факт, что все союзные договоры Спарты должны были быть скреплены клятвами именно в Амикле. Этот храмовый комплекс с грандиозной статуей Аполлона на алтаре служил, кроме того, депозитарием каменных стел с текстами значимых для Спарты (Лакедемонии) договоров. Принесение клятвенного обещания в амиклейском храме, по нашему мнению, говорило не только об исключительной значимости и высокой степени доверия к этому действию, но и характеризовало тенденцию централизации судопроизводства Спарты по аналогии с афинской системой. Исследователь В. П. Бузескул в книге «История афинской демократии» пишет: «Право суда афинян над союзниками развивалось естественно и постепенно... Дошло до того, что самим союзникам предоставлено было решение лишь немногих мелких дел; дела же политические и уголовные подлежали суду афинскому, как показывает договор с Халкидой»5. Поскольку Гортина являлась на тот период дорийским городом, по сути лакедемонской колонией, то метрополией для этого полиса была Спарта. Наиболее значимое святилище для лакедемонян, по их собственному рейтингу, находилось в Амикле, по преданию на могиле Гиацинта (Гиакинфа), в греческой мифологии сына спартанского царя Амикла (эпонима города Амиклы) и правнука Зевса. По другой версии мифа, его родители — Муза Клио и Пиер (эпоним области Пиерия). Гиацинт был любимцем Аполлона, который нечаянно убил его, попав в него диском во время метания. Из крови Гиацинта выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание «ай, ай» — предсмертный стон прекрасного юноши6. В Амикле находилась могила Гиацинта, на которой был воздвигнут алтарь Аполлона. На этом месте ежегодно праздновались религиозные торжества — Гианкинфии. Говоря о 50-летнем

4 Museum of Ancient Eleutherna, Rethymno, Eleutherna (Crete), стенд 52.

5 См.: Бузескул В. П. История афинской демократии, М., 2019. С. 231.

6 См.: Мифы народов мира. Энцикл.: В 2 т. Т. 1. 1991. С. 301.

союзном договоре между афинянами и лакедемонянами, Фукидид (ТИису&ёеБ) приводит следующие условия: Договор этот должен быть скреплен клятвою с обеих сторон теми же лицами, которые скрепили первый. Возобновлять клятву следует ежегодно, для чего лакедемонянам надлежит являться в Афины на Дионисии, а афинянам — в Лакедемон на Гианкинфии. Обе стороны обязаны поставить стелы — одну в Лакедемоне в храме Аполлона в Амиклах, а другую — в Афинах на акрополе в храме Афины. Если лакедемоняне и афиняне решат добавить или исключить какой-либо пункт из настоящего договора о союзе, то обе стороны имеют право сделать это, не нарушая клятвы7. Рассказывая о мирном договоре афинян с лакедомонянами, Фукидид замечает: «Все могущие возникнуть споры между ними решать судом и затем скреплять клятвами соблюдение согласованного приговора»8. Очевидно, что суд был организован по типу третейского с судьями от спорящих сторон, которые старались выработать согласованный приговор. Гарантией исполнения такого приговора служила клятва. В тексте указанного мирного договора, по Фукидиду, встречаем следующее условие: афиняне должны связать себя клятвой лакедомонянам и их союзникам о соблюдении мира в каждом городе отдельно. Пусть 17 человек от каждого города принесут величайшую клятву по обычаю их предков. Клятва же должна гласить так: «Я буду соблюдать этот договор и мир по справедливости и без обмана». Такую же клятву пусть принесут лакедомоняне и их союзники афинянам. Обе стороны должны эту клятву повторять снова. Столбы (стелы. — В. С.) поставить в Олимпии, Пифо, на Истме, в Афинах на акрополе и в Лакедемоне в храме Аполлона в Амиклах9.

Следует отметить, что обычаи каждого полиса, очевидно, отличались друг от друга, поэтому для придания большей значимости ритуал и способ принесения клятвы предоставлялись клянущейся стороне (по обычаю предков), формулировка же была одинакова для обеих сторон договора. Нечетное число приносящих клятву горожан обеспечивало способность принять решение путем простого голосования в случае разногласий.

Проследить более современное развитие определения присяги как разновидности клятвенного обещания можно по Большой советской энциклопедии.

Присяга (в праве): 1) Торжественное обещание (клятва) на верность Родине, даваемая при вступлении в ряды армии. 2) Клят-

7 См.: Фукидид. История. СПб., 2018. С. 347.

8 Там же. С. 344.

9 Там же. С. 345.

ва давать правдивые показания либо хранить тайну, либо не нарушать взятого на себя обязательства. 3) Религиозная клятва, считавшаяся доказательством в обвинительном процессе. Присяга принималась одной из тяжущихся сторон по сложным процессуальным правилам (в торжественной обстановке, целование евангелия, креста). В качестве доказательства присяга допускалась и в дореволюционной России по некоторым гражданским делам, согласно Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. 4) Религиозная клятва, приносимая в подкрепление обязательства о даче правдивых показаний; в феодальном процессе присягу давали его участники, а в буржуазном — свидетели и эксперты. Советское законодательство не допускает присяги в судах ни в качестве доказательства, ни в качестве подкрепления обязательства свидетелей и экспертов давать правдивые показания. Участники процесса дают подписку о том, что они предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. В этой связи необходимо отметить действие клятвы в англо-саксонском праве как оправдательного инструмента — компургации. Освобождение обвиняемого под присягой лица, которое клянется в этой правдивости или невиновности10.

Гомер приводит следующую формулировку клятвы (Одиссей в одежде бродяги, неузнанный в собственном доме, рассказывает Пенелопе о странствиях Одиссея): «Он недалеко; могу подтвердить то и клятвой великой; Зевсом, метателем грома, отцом и владыкой бессмертных. Также святым очагом Одиссеева дома клянуся»11. В данном случае примечателен способ принесения клятвы на очаге и его атрибутах. Очаг жилища дает тепло и в нем приготавливают жизненно необходимую пищу, поэтому он имеет сакральное значение. Такой способ клятвы характерен в том числе для народов Кавказа.

О содержании клятв можно судить благодаря традиции написания и фиксации текста договора на камне (стелах). Как отмечает В. М. Строгецкий по поводу принятого декрета, очевидно после восстания против афинян в городе Колофон. От этого декрета осталось всего 4 фрагмента. Из них первые два имеют плохую сохранность. Полностью сохранился текст, касающийся постановления о клятвах. Декрет предусматривал, чтобы «содержание постановления и клятва были написаны на каменной стеле и выставлены в городе колофонян. Ойкисты же в Колофоне пусть это постановление и клятву напишут на каменной стеле и

10 Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1972. P. 20.

11 Гомер. Одиссея. СПб., 2019. С. 346.

выставят на агоре и пусть колофоняне поклянутся следующим образом: «Я буду поступать, говорить и советовать все, что могу, наилучшее в отношении афинского народа и его союзников. И я не изменю афинскому народу ни словом, ни делом, ни сам, ни будучи убежден другими; и я буду благожелателен к афинскому народу и не дезертирую. И я не разрешу демократию в Колофоне ни сам, ни побуждаемый другими, ни склонив к измене другой город, ни устраивая волнения здесь; в соответствии с истинной клятвой я буду твердо соблюдать это без обмана и вреда, клянусь Зевсом, Аполлоном и Деметрой. И если я нарушу эту клятву, пусть погибну навсегда и сам, и мои родственники; если же я буду твердо соблюдать клятву, пусть меня ожидают многие прекрасные блага»12. Как видно, право написания текста клятвы и договора предоставлялось не местным жителям, а ойкистам (греч. о1%1от^£), т. е. руководителям новой экспедиции города-метрополии в подчиненные земли. В данном случае ой-кисты должны прибыть из Афин. Функция жителей Колофона сводилась, очевидно, к предоставлению подходящего камня и установке его на агоре, т. е. на рыночной площади города. Сам текст клятвы свидетельствует о достаточной проработанности формулировок.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что один из важнейших элементов античной вербальной, равно как и выбитой в камне, клятвы или присяги, представлял собой активный осознанный перформативный призыв к наивысшим ценностям — богам, храму, отдельным и часто значимым для клянущегося персонам и вещам, а также моральным ценностям. Лучше всего реализация этого элемента достигалась религиозным проявлением бытия человеческого сообщества, выраженного в архитектурных формах грандиозных храмов и святилищ, престолов, алтарей и величественных скульптур. Смысловое наполнение этих форм выражалось в именах божеств, их возможностей и деяний, запечетленных в людской памяти, а также в барельефах и памятниках. Священные комплексы и их окрестности, как и родники, рощи, отдельные камни, обычно выбирались как места принесения клятв и разбирательств споров.

Применения формулировок клятв в современном законодательстве прослеживается в Законе Латвии о нотариате. Часть 2 ст. 14 указанного закона приводит следующий текст клятвы нотариуса:

12 Строгецкий В.М Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в.до н.э (478-431 гг.). СПб., 2008. С. 218-219.

Я клянусь быть верным Латвийскому государству, добросовестно и с лучшими намерениями и убеждением соблюдать законы государства, уважать суд и государственную власть, инструкции и распоряжения надзорных органов и их должностных лиц, честно выполнять обязанности присяжного нотариуса, защищать законные интересы людей, мне доверенные вещи и ценности, не разглашать профессиональную тайну, осознавая, что за свои действия буду нести ответственность по закону.

Современное применение клятв можно проследить также и по документам для путешествий в условиях пандемии COVID-19. Для посещения Республики Кипр необходимо заполнить разновидность Passanger locator form — Cyprus flight pass, вопросы которого заканчиваются торжественной декларацией (solemn declaration).

Указанный текст содержит безусловный отказ подписывающего от претензий и исков. Поскольку законодательство Республики Кипр формировалось, среди прочего, под влиянием англо-саксонской (островной) правовой школы, в данном случае прослеживается позиция Waiver of Liability (отказ от ответственности), который должен быть сформулирован ясно и недвусмысленно.

Учитывая изложенное, раскрывая тему о сущности клятвы, имеющей юридическое значение и последствия, можно сформулировать ее структурно-смысловое содержание. Такое клятвенное обещание, по нашему мнению, учитывая аналогию с построением нормы права, условно делится на составные элементы, названные нами: гипотеза клятвы, диспозиция клятвы и санкция клятвы.

Гипотеза клятвы: устанавливает и регламентирует осознанное, допустимое поведение дееспособного индивида, дающего клятву в определенном пространстве, времени и антураже и характеризуется сформированным на основе психо-эмоционального персонализированного переживания индивида готовностью к совершению акта клятвы и ее дальнейшему соблюдению. Личностный фактор характеризуется апеллированием к Сверх-Я (Super-Ego), т. е. моральным и религиозным установкам, нормам поведения и моральным запретам, сформированным в процессе воспитания, к совести и идеалам человека. Позитивный характер выражается в положительной формулировке основного (фундаментального) слова «клянусь». Нельзя дать клятву в некатегоричной и обусловленной формулировке.

Диспозиция клятвы: формулирует специализированные отрасли действия и особенные параметры клятвы. По своему смысловому наполнению содержит тему того, для чего дается клятвенное обещание. Императив клятвы характеризуется приказом самому

себе и установлением соответствующей обязывающей программы. В этой части клятвы может происходить апеллирование к священным вещам и авторитету божеств, предков, героев, здесь же могут быть упомянуты носители суверенных прав: суверенные образования — полис, граждане, народ.

Санкция клятвы: безусловное принятие индивидом немедленного либо протяженного во времени и избирательного по кругу лиц и поколений возмездия без ограничений, ущербу, невосполнимым потерям на основе принятой императивной формулы клятвы. Санкция может содержать автопроклятие в виде безусловного активного согласия клянущегося на возмездие за нарушение клятвы. Неукоснительное соблюдение клятвы может привести не только к отсутствию наказания, но и приумножить блага. Поэтому в данном контексте клятвенная санкция носит обусловленный характер — все зависит от поведения клянущегося. Имеет обратное во времени и обширное по кругу лиц действие (например, на детей, которые родившись еще не знают, что ими могут поклясться, или на родственников, которые не участвуют в сделках, суде, государственных делах и в связи с этим не клянутся).

Для клятв, имеющих юридическое значение и последствия, можно выделить ряд характерных общих черт:

— Имеют признаки нормативного регулирования, однако не являются правовой нормой. Тексты клятв либо прямо инкорпорированы в статьи закона, международного договора или иного акта реализации суверенных прав либо сформулированы в другом законодательном акте.

— Торжественность, публичность и атрибутивность; сопровождается фиксацией тем или иным образом.

— Дается по сформировавшемуся обычаю и ритуалу в соответствующей событию обстановке.

— Волевая персонализация, направленная на установление взаимообязывающего преобразования поведения.

— Приносят лица, обладающие полной дееспособностью. Клятва содержит речевой акт и может содержать последующую личную подпись под текстом клятвы.

— Трансформация высших целей, идеалов и принципов, моральных установок и ограничений, через личностный акт принесения клятвы.

Выводы. 1. Клятва в рассматриваемый античный период по своей структуре представляла собой сакральное и торжественное обращение к общему действующему пантеону греческих богов

и богинь третьего и четвертого поколения (12 бессмертных божеств во главе с Зевсом). Во внешнем проявлении выражалась в качестве вербального акта на понятном окружающим и присутствующим языке посредством активного действия, носящего перформативный характер.

2. Клятва по своему существу представляет личностное волевое, внутреннее и осознанное вербальное выражение психического состояния клянущегося, направленное на соответствующее преобразование отношений с безусловным согласием потерять как собственное, равно как и близких людей, здоровье, жизнь, свободу, честь, имущество, родину, правоспособность. Выражается в торжественной или приравненной к ней обстановке, по установленному ритуалу с соответствующей атрибутикой и антуражем.

3.Клятва или присяга, имеющая значение в юридическом аспекте, строго структурирована и по своему внешнему проявлению атрибутивна, ритуальна и носит публичный характер.

4.Принесение и принятие клятвенного обещания возможно относительно к непораженным в правах и дееспособным лицам.

5.Клятва в современном понимании представляет собой вербальный речевой или письменный акт, направленный на установление, изменение или преобразование юридически ответственных отношений при наступлении определенных событий в пространстве, времени и по кругу лиц. По смысловому наполнению современная клятва может быть как религиозной, так и светской, но всегда апеллирующей к совести, морали, идеалам, к высокому поведенческому стандарту. По форме сохраняет ритуальность, атрибутивность, сопровождается соответствующим антуражем и носит торжественный характер. По типу принесения — публична и сопровождается фиксацией различными способами. По продолжительности действия — обычно бессрочна и имеет безотзывной характер. Клятва содержит индивидуализированное, осознанное, сформированное традициями и существующими на данный момент объективными обстоятельствами, свободное волеизъявление физического лица.

6.Сакральные и общественно значимые территории эллинистического мира являлись не только местом молитвы и принесения клятв, но и депозитарием выбитых на каменных стелах договоров и клятвенных обещаний, что приравнивает храмы и другие религиозные сооружения к части государственных или судебных учреждений.

7.Приемы клятвенных обещаний в различных вариациях применяются в современном документообороте, законотворчестве и перформативных действиях, связанных с существованием феномена «клятва».

8.Текст клятвы не является нормой права, однако включен в современные законы и представляет собой специальную, структурированную составную частью статьи закона, в некоторых случаях определяющий название законодательного акта или целых корпоративных отраслей деятельности (присяжные нотариусы, присяжные судебные исполнители, присяжные землемеры и др.). Для таких клятв, которые включены в тексты законов, но по своей сути не имеют нормативного регулирования, автором предложена трехчленная структуризация клятвы по аналогии с правовой нормой. Хотя вопрос является дискуссионным, такой подход позволит дифференцировать клятвы и отличать их от других форм клятвенных обещаний.

9.Клятву (присягу) необходимо рассматривать как часть общего механизма правового воздействия, усиливающую и подкрепляющую юридически ответственные отношения.

10.Таким образом, клятва, как в древности так и в наши дни, функционирующая в качестве необходимого и достаточного элемента юриспруденции в присущих государству и праву свойствах, совокупности юридических наук и практики, опирающаяся на господствующие в обществе религиозные или светские ценности, пронизывает, связывает и стабилизирует нормы права через сформулированный точный текст клятвы в законодательном акте либо без такового, но с указанием сути клятвенного обещания, делает возможным эффективное осуществление нормотворче-ской, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Список литературы

1. Бузескул В. П. История афинской демократии. М., 2019.

2. Гомер. Одиссея. СПб., 2019.

3. Мифы народов мира. Энцикл.: в 2 т. М., 1991.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985.

5. Строгецкий В.МАфины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н.э (478-431 гг.). СПб., 2008.

6. Фукидид. История. СПб., 2018.

7. Sinicins V. The ossetian sanctuary of recom // Вестн. Латвийской АН. 2020. Т. 74. № 1. С. 49-61.

8. Vasilakis A. S. The Great Inscription of the Law Code of Gortyn Mystis. Irak-lion. Krit, 2012.

9. Webster's New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1972.

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 11.03.2023; принята к публикации 30.11.2023.

Original article

vladislav G. sinitsyn*

essence and structure of an oath of law

Abstract. Essence and structural organization of oath in legal aspect was studied. Oath as personal solemn confirmation by religious and non-religious act is considered, which was used as an element of jurisprudence in the past and is currently relevant. The structural organization of the oath is presented by analogy with the construction adopted in the normative legal theory. Modern using of oath highlights the relevance of topic. It is noted that structure of oath has practically not undergone significant changes from ancient until now. Oath breaking as basis of punishment is considered. Psychic and emotional side of oath is considered. As an illustration of the semantic content of oaths, excerpts from literary works of ancient Greek authors are given. Taking the oath according the topic imply legal aspect of activity by persons and authority. Publicity of the sworn-in ceremony is indicated. An original version of structuring of the oath is proposed. The sources of the research are original written documents, as well as translations with comments, fragments that have come down to us or intact petroglyphs located in archaeological parks or museums. The deductive, inductive, historical-linguistic, formal-legal methods along with description, analysis and synthesis, and non-stationary research were used.

Keywords: oath, oath breaking, compurgation, sworn-in ceremony, Sworn notary, solemn declaration, waiver of liability, Cyprus flight pass, passanger locator form.

For citation: Sinitsyn, V.G. (2023). Essence and structure of an oath of law. Lomonosov Law Journal, 5, pp. 205—218 (in Russ.).

Bibliography

1. Buzeskul, V.P. (2019). History of Athenian democracy. Moscow (in Russ.).

2. Homer. (2019). Odyssey. St. Petersburg (in Russ.).

3. Tokarev, S.A. (Ed.) (1991). Myths of the peoples of the world. Encyclopedia: in 2volumes. Moscow (in Russ.).

4. Ozhegov, S.I. (1985). Dictionary of the Russian language. Moscow (in Russ.).

5. Sinitsyn, V.G. (2020). Petroglyph from Gortyna, its origin and place in the system of sources of ancient law. Scientific notes of Kazan University. Humanities se-ries.Vol. 62, 3, pp. 84-97 (in Russ.).

6. Strogetsky, V.M. (2008). Athens and Sparta. The struggle for hegemony in Greece in the 5th century BC (478-431). St. Petersburg (in Russ.).

7. Thucydides. (2018). Story. St. Petersburg (in Russ.).

* Master of Laws (Mg.iur); freelance researcher (Riga, Republic of Latvia)

8. Vasilakis, A.S. (2012). The Great Inscription of the Law Code of Gortyn Mystis. Iraklion. Crit.

9. Sinicins, V. (2020). The ossetian sanctuary of recom. Bulletin of the Latvian Academy of Sciences, Vol. 74, 1, pp. 49—61.

10. McKechnie, J.L. (Ed.) (1972). Webster's New Universal Unabridged Dictionary. New York.

The article was submitted 24.10.2022; approved 11.03.2023; accepted 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.