Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2941
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОЕННАЯ ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ / ВОЕННАЯ ПЕНСИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ / ВОЕННАЯ ПЕНСИЯ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каребина С.И.

В представленной статье рассматривается специфика правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации, анализируется понятие военной пенсии, а также раскрываются особенности различных видов пенсионных выплат военнослужащим. Акцентируется внимание на проблемах правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340

С.И. Каребина

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В представленной статье рассматривается специфика правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации, анализируется понятие военной пенсии, а также раскрываются особенности различных видов пенсионных выплат военнослужащим. Акцентируется внимание на проблемах правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: государственное пенсионное обеспечение, военнослужащий, пенсионное обеспечение военнослужащих, правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих, военная пенсия по инвалидности, военная пенсия за выслугу лет, военная пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверены, что после увольнения их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение - один из моментов привлекательности военной службы, который влияет на комплектование кадрового состава, где предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества можно утверждать, что от них зависит военная, а значит, и национальная безопасность страны и общества в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит, в конечном счете, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни.

В существующей нормативной правовой базе в настоящее время нет четкого определения понятия военной пенсии. Сущностные признаки военной пенсии содержатся в общем определении пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

С.Н. Орлов военной пенсией считает ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется согласно условиям и нормам, установленным в соответствующем законодательстве, которая «предоставляется военнослужащему при достижении им необходимой выслуги лет или наступлении инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи в случае его гибели (если он был кормильцем), а также иных оснований, дающих право на получение такой пенсии, в целях компенсации утраченного заработка военнослужащего, а также всех тягот и лишений военной службы (повышенного риска гибели военнослужащего, потери им здоровья, ограничений ряда его общепризнанных прав и свобод)» [6, с. 37].

С точки зрения А.Г. Магомедовой, военная пенсия - это «ежемесячные денежные выплаты строго установленному кругу лиц, социально-экономическая сущность которой выражается как в компенсации утраченного заработка военнослужащего (в рамках пенсионно-образующей базы денежного довольствия) при его выходе на пенсию за выслугу лет или по инвалидности (или пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи военнослужащего в случае его смерти), так и компенсации трудностей и рисков военной службы, что предопределяет условия повышенного пенсионного содержания указанной категории лиц» [8, с. 141].

Как видим, по сути, военная пенсия представляет собой, с одной стороны, компенсацию утраченного заработка военнослужащим (и членам их семей), а с другой, - компенсацию всех тягот и лишений военной службы, как-то: повышенный риск гибели, потеря здоровья, ограничения общепризнанных прав и свобод, закрепленных в соответствующем законодательстве.

Социальный риск, который подлежит компенсации в виде пенсионного обеспечения военнослужащего и членов его семьи, определяется как «вероятность материальной необеспеченности военнослужащего вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, прекращения военно-служебных отношений» [7, с. 145].

© Каребина С.И., 2019.

Значит, государственное пенсионное обеспечение военнослужащих является частью государственного пенсионного обеспечения, представляющей собой «совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с исчислением, назначением, выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим, и финансируемых за счет средств федерального бюджета» [6, с. 19].

Действующее законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих, далеко от совершенства и весьма противоречиво по своему содержанию. Нередко такие противоречия наблюдаются при сопоставлении военного и общегражданского законодательств в рассматриваемой области. По ряду объективных и субъективных причин в настоящий момент отсутствует единая правовая основа, устанавливающая назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих. Положения, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, разбросаны по разным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Это затрудняет теоретическое осмысление этой проблемы и правоприменительную практику.

Безусловно, основой пенсионного обеспечения военнослужащих является Конституция РФ, однако существуют другие нормативно-правовые акты, такие как:

ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулирует пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца [4]; Закон РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» регулирует пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших службу по контракту, а также пенсионное обеспечение лиц , указанных в законе [2].

На основании нового ФЗ «О страховых пенсиях», у пенсий военнослужащих есть немало отличий, к которым можно отнести [5]:

- выслуга - за каждый год военной службы гражданин получает дополнительную сумму и размер его будущей пенсии увеличивается;

- исчисление пенсии - если в страховой пенсии существуют формулы, по которым исчисляется пенсия, то в данном случае формулы отсутствуют, а начисление пенсии по линии Министерства происходит на основании сумм денежного довольствия, а также расчётного размера;

- сумма денежного довольствия (СДД), которая является аналогом заработной платы;

- расчётный размер (РР), который является аналогом социальной пенсии.

Именно на основании последних двух величин исчисляются пенсионные выплаты военнослужащим по линии Министерства обороны РФ.

В зависимости от обстоятельств, выделяются три вида пенсионных выплат военнослужащим:

- пенсия по инвалидности, условиями для которой является получение инвалидности в ходе военной службы либо в течение 3-х месяцев после увольнения с неё, а также в результате получения заболевания, полученного во время службы;

- пенсия за выслугу лет, условиями для назначения которой является выслуга более 20 лет, а также совокупный трудовой стаж должен быть не менее 25 лет, при условии, что выслуга из этих лет не может быть менее 12, 5 лет;

- пенсия по случаю потери кормильца, которая выплачивается членам семьи погибшего военнослужащего.

Рассмотрим подробнее данные виды пенсий.

Право на выплату пенсии по инвалидности есть у лиц [4]:

- получивших инвалидность в период прохождения службы;

- получивших инвалидность не позже 3 месяцев после увольнения со службы;

- получивших инвалидность в любой срок после увольнения со службы из-за ранения, увечья, контузии либо болезни, которые были получены непосредственно в период прохождения службы.

В соответствии со статьёй 22 закона РФ №2 4468-1 бывшие военнослужащие имеют право на выплату пенсии по инвалидности в таком размере [2]:

- инвалиду 1 группы по военной травме - 85% от величины денежного довольствия;

- инвалиду 2 группы по военной травме - 85% от величины денежного довольствия;

- инвалиду 3 группы по военной травме - 50% от величины денежного довольствия;

- инвалиду 1 группы по заболеванию, полученному на службе - 75% от величины денежного довольствия;

- инвалиду 2 группы по заболеванию, полученному на службе - 75% от величины денежного довольствия;

- инвалиду 3 группы по заболеванию, полученному на службе - 40% от величины денежного довольствия.

Пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности, который устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Пенсия по инвалидности назначается пожизненно в случае, если инвалид-мужчина достиг возраста 60 лет или инвалид-женщина достигла 55 лет. Причем переосвидетельствование данных категорий может происходить только с их собственного на то согласия.

Для того, чтобы заслужить пенсию по выслуге лет, военнослужащий должен достичь любого из этих оснований [2]:

- стаж на день увольнения 20 лет и больше в силовых ведомствах;

- возраст на день увольнения не менее 45 лет при общем стаже 25 лет и более, из которых не меньше половины - в силовых структурах (перечисленных выше).

Размер пенсии по выслуге лет в системе Вооруженных Сил может быть начислен следующим образом.

Тем лицам, которые имеют выслугу от 20 лет в силовых ведомствах [2]:

- за 20 лет назначается пенсия в размере 50% от размера денежного довольствия;

- за каждый год сверх 20-летней выслуги в размере 3% от величины денежного довольствия (но не больше 85% в общей сумме).

Тем лицам, которые имеют общий стаж 25 лет и более, и не меньше 12,5 лет стажа службы в силовых ведомствах [2]:

- за общий трудовой стаж 25 лет назначается пенсия в размере 50% от размера денежного довольствия;

- за каждый год общего стажа сверх 25 лет в размере 1% от суммы денежного довольствия.

Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться в следующих случаях [4]:

- если кормилец умер (или погиб) во время прохождения службы;

- если кормилец умер (или погиб) не позднее 3 месяцев со дня увольнения со службы;

- если кормилец умер (или погиб) в любой срок после увольнения, но по причине раны, контузии, увечья или заболевания, полученного в период прохождения службы.

Семьи бывших военнослужащих, умерших в период пребывания в плену или пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте с правом на все пенсионные выплаты.

Правом получения пенсии по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) военного, которые находились на его иждивении, а также его нетрудоспособные дети, родители и супруг(а).

К нетрудоспособными членами семьи относятся [2]:

- мать или супруга, после достижения ими возраста 55 лет;

- отец или супруг, после достижения ими возраста 60 лет;

- мать, отец или супруг(а) любого возраста, если они являются инвалидами;

- несовершеннолетние дети младше 18 лет;

- несовершеннолетние братья, сестры и внуки, младше 18 лет и не имеющие трудоспособных родителей;

- совершеннолетние дети, братья, сестры и внуки, старше 18 лет, при условии, что они получили инвалидность до 18 лет;

- совершеннолетние дети, братья, сестры и внуки, старше 18 лет, при условии, что они получили инвалидность до 18 лет;

- учащиеся очной формы дети, братья, сестры и внуки от 18 до 23 лет;

- неработающий супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, которые заняты уходом за несовершеннолетними детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца младше 14 лет;

- одинокие дедушка и бабушка, у которых нет лиц, обязанных содержать их по закону.

В соответствии со статьей 36 закона РФ № 4468-1 пенсия МВД по случаю потери кормильца назначается в таком размере [2]:

- семьям лиц, умерших вследствие военной травмы - 50% от суммы денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи;

- семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери - 50% от суммы денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи;

- семьям лиц, умерших вследствие причин, не связанных с несением военной службы - 40% от суммы денежного довольствия кормильца, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В заключении необходимо отметить, что военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Следует отметить, что нередко, выполняя свои служебные обязанности, данная категория граждан ограничивается в правах, таких как, свобода выбора места проживания, а также запрет осуществлять определенные виды коммерческой деятельности. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гаранти-рованность и правильность назначения пенсий указанным лицам.

Итак, военная пенсия - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой имеют лишь те граждане, которые указаны в законодательстве. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.

Главная отличительная черта пенсионного обеспечения военнослужащих - оно регулируется разной правовой базой. С этой целью, по нашему мнению, следует сформировать единую правовую основу, устанавливающую назначение и выплату пенсий разным категориям военнослужащих. В частности, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, построенную на общих принципах формирования и функционирования.

Следующей проблемой считаем отсутствие в существующей нормативной правовой базе четкого определения понятия военной пенсии. Таким образом, считаем целесообразным закрепление в законодательстве четкого определения военной пенсии, что целесообразно отразить в Законе Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.

2.Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993г. (ред. от 20.12.2017, с изм. от 11.12.2018) №4468-1- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.

3.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

4.Федеральный Закон от 15 декабря 2001г. (ред. от 27.12.2018) №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.

5.Федеральный закон от 28 декабря 2013г. (ред. от 27.12.2018) №400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.

6.Орлов С.Н. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации : монография / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013.- 106 с.

7.Пяткова К.О. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации / К.О. Пяткова // Сборник научных статей международной конференции. - Барнаул, Алтайский государственный университет, 2017. - №1.- С. 145-147

8.Магомедова А.Г. Правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих / А.Г. Магомедова // Евразийский журнал - Уфа, Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2016. - №11 (102). - С. 140-142.

КАРЕБИНА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА - магистрант, Ивановский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.