УДК 330
Н.А. Дубровина*
СУЩНОСТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Статья посвящена исследованию понятия «стратегическое управление предприятием». Проанализированы различные взгляды ученых и предложено собственное определение данной категории с точки зрения системного, процессного и ситуационного подходов. Исследована система стратегического управления, которая предусматривает анализ состояния всех сфер функционирования предприятия. Установлено, что стратегическое управления предприятием является процессом реализации разработанных мероприятий, направленных на достижение эффективного экономического развития этого предприятия. Также стратегическое управление должно основываться на постоянном анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения.
Предложена и обоснована структурно-логическая модель совершенствование стратегического управления предприятием, которая предусматривает реализацию совокупности логически-последовательных этапов работ, направленных на обеспечение эффективного стратегического развития субъекта хозяйствования.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, системный подход, процессный подход, ситуационный подход, совершенствование.
Введение. В современных сложных условиях развития и функционирования хозяйствующих субъектов возникает потребность в совершенствовании системы управления экономикой предприятия, способной адаптироваться к нестабильной внешней среде. Одним из направлений решения этой задачи является формирование эффективного стратегического управления и разработка научно обоснованных стратегий развития промышленных предприятий.
Вопросы стратегического управления деятельностью и развития предприятий исследованы в научных трудах многих зарубежных и отечественных ученых: Ч. Гила, Г. Акоффа, П. Друкера, Г. Портера, Г. Минцберга, Б. Альстренда, Д. Лемпела, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, А.А. Богданова, А.К. Гастева и др. Однако отдельные вопросы теоретической сущности стратегического управления и путей его совершенствование на предприятиях остаются недостаточно изученными. А существующие разногласия во взглядах разных ученых относительно изучения данных вопросов свидетельствуют о необходимости дальнейших научных исследований.
Целью статьи является обобщение теоретических аспектов стратегического управления и разработка путей его совершенствования на предприятии.
Изложение основного материала. В настоящее время в экономической литературе можно выделить немало подходов к трактовке понятия «стратегия». Сам термин «стратегия» происходит от греческого strategia, английского general, то есть «военачальник» [1].
Сегодня в науке выделяют несколько основных подходов к определению стратегии предприятия [2, с. 297]:
1) первый основывается на представлениях заинтересованных в развитии предприятия лиц о результатах этого развития и оптимальном состоянии фирмы. При таком подходе в процессе формирования стратегии развития выделяется четкая иерархия «миссия - стратегия - цели - задачи»;
2) второй подход рассматривает стратегию развития предприятия как синтез отдельных стратегических решений, характеризуя ее как совокупность решений, достаточных для определения основных направлений деятельности;
3) третий подход представляет собой различные комбинации элементов первых двух.
* © Дубровина Н.А., 2017
Дубровина Наталья Александровна (nadubrovina@yandex.ru), кафедра общего и стратегического менеджмента, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Достаточно широко трактовку стратегии приводят Г. Минцберг, Б. Альстренд и Д. Лемпел, которые данное понятие определяют как «пять П»: 1) стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее; 2) стратегия - это принципы поведения или модель поведения; 3) стратегия - это позиция; 4) стратегия - это перспектива; 5) стратегия - это прием, маневр с целью перехитрить соперника.
Что касается понятия «управление», то в обобщенном виде оно трактуется как процесс воздействия субъекта управления на объект, который меняет режим существования системы, в которой они действуют.
По мнению известного английского экономиста Альфреда Маршала (1842-1924), управление целесообразно выделить в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными, а именно: капиталом, трудом и землей. Необходимость управления связана с процессами разделения труда и обособлением управленческой работы от исполнительной.
Рост значения фактора управления в эпоху научно-технической революции послужил основой для появления концепции «менеджериальной революции», согласно которой власть переходит от собственников к управленцам. Основоположником управления считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им рационализация труда и отношений на производстве позволила коренным образом изменить организацию и управление, а значит, и эффективность производства. Ф. Тейлор рассматривал управление как «искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать наилучшим и самым дешевым способом» [4, с. 68].
Понятию стратегического управления посвящено много публикаций отечественных и зарубежных авторов. Так, А.Т. Зуб и М.В. Локтионов рассматривают стратегическое управление как деятельность предприятия в условиях неопределенности и разделяют его в зависимости от вида ресурсов предприятия на: стратегическое управление персоналом, стратегическое управление прибылью предприятия и тому подобное [5, с. 265].
Стоит отметить взгляд Ю.А. Маленкова, по мнению которого стратегическое управление предусматривает долгосрочное управление организацией, определение специфических целей деятельности, разработку стратегий для достижения этих целей, учитывая все внешние и внутренние условия [6, с. 112].
Так как стратегическое управление предприятием имеет определенную совокупность взаимосвязанных между собой элементов, реализация которых требует последовательного процесса, в статье предлагается рассмотреть данную категорию, исходя из системного, процессного и ситуационного подходов (рис. 1).
Рис. 1. Основные подходы к определению стратегического управления предприятием
Системный подход - это одно из главных направлений методологии специального научного познания, цель и задачи которого заключаются в исследованиях определенных объектов как сложных систем. Соответственно, система - это совокупность связанных между собой элементов.
С точки зрения системного подхода стратегическое управление можно охарактеризовать как относительно самостоятельную сложную систему, состоящую из совокупности определенных элементов и взаимосвязей между ними. В свою очередь, элементы при определенных условиях тоже могут рассматриваться как отдельные системы.
Процесс - это последовательность непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей [7, с. 16]. Поэтому, исходя из процессного подхода, стратегическое управление предприятием является последовательным процессом реализации взаимосвязанных действий, направленных на достижение конечного результата. Если система рассматривает взаимосвязи между ее элементами, то процесс акцентирует внимание на последовательности выполнения взаимосвязанных действий для достижения поставленных целей.
Существует много описаний последовательности прохождения отдельных этапов стратегического управления, однако с тем, что нужно определить миссию, проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, сформулировать цели и стратегии их достижения, разработать и выполнить стратегические планы, проекты и программы, согласны все исследователи [9, с. 201].
Стоит также помнить и о том, что применение процессного подхода к определению стратегического управления предприятием является несколько условным, поскольку на практике такой процесс часто может нарушаться через частую повторяемость отдельных этапов работ.
Кроме системного и процессного подходов стратегического управления предприятием стоит учесть и ситуационный подход. Основоположником данного подхода является Г. Дениссон, по мнению которого использование различных методов управления вызывается ситуацией, то есть совокупности обстоятельств, которые в настоящее время или в будущем будут иметь существенное влияние на функционирование предприятия [8, с. 213].
Руководствуясь ситуационным подходом, стратегическое управление предприятием должно основываться на постоянном анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения [10; 11].
Необходимость поддержания стратегической ориентации предприятия делает стратегическое управление процессом непрерывным и динамичным. Следовательно, однократный анализ и диагностика не могут быть основой такого процесса, поскольку предоставляют ограниченную информацию. В данном случае разработка стратегических решений не может быть долговременной через довольно быструю смену среды, в которой функционирует предприятие.
Важным аспектом исследования стратегического управления является разработка и обоснование рекомендаций, направленных на совершенствование системы его функционирования на предприятии (рис. 2).
Предложенная структурно-логическая модель совершенствования стратегического управления хозяйствующего субъекта состоит из совокупности логически-последовательных этапов работ и предусматривает:
1) Оценку эффективности стратегических альтернатив, реализованных в прошлые стратегические периоды;
2) Определение текущего профиля организации;
3) Оценку имеющегося формата стратегического управления с точки зрения степени его формализации, специфики, эффективности и инструментальной базы.
При создании структурно-логической модели совершенствования стратегического управления исходили из предположения, что в общей динамике среды существуют коррелированные и независимые циклы и нециклические тренды. Для детального анализа воздействий факторов из внешнего окружения используется процесс калибровки поведения потребителя (рис. 3).
Этап построения двухуровневой системы факторов формирования шаблонов поведения потребителя и сценариев ее развития состоит из следующих уровней:
1) Оценка текущего и потенциального взаимодействия ритмов в воздействиях социальной микросреды, маркетинговых и личностно-психологических факторов микросреды индивида под влиянием макропартнеров в контекстной среде;
2) Выявление имеющихся и потенциальных мотивационных категорий и частичных мотивов.
Рис. 2. Структурно-логическая модель совершенствования процесса стратегического управления
На этапе идентификации типов поведения потребителей необходимо установить причинно-следственную связь «шаблоны поведения - факторы среды индивида». Такой подход предусматривает предварительное прогнозирование и формализацию воздействий среды предприятия, дальнейшую разработку частичных оптимальных по потребителям стратегий с помощью методов «тонкого подхода», а также разработку временного ряда оптимальных многокомпонентных стратегий с учетом возможностей и угроз внешней среды предприятия. При этом «тонкий подход» по имеющимся шаблонам поведения потребителя означает наиболее полное удовлетворение и усиление мотивов потребления продукции, которую производит предприятие.
Заключение. Таким образом, следует выделить несколько основных подходов к определению сущности стратегического управления предприятием: системный, процессный и ситуационный. Так, с одной стороны, стратегическое управление предприятием рассматривается как самостоятельно действующая система, которая предполагает анализ состояния всех сфер функционирования предприятия. С другой стороны, стратегическое управление предприятием является процессом реализации разработанных мероприятий, направленных на достижение эффективного экономического развития
этого предприятия. С третьей - стратегическое управление должно основываться на постоянном анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения.
Начало процедуры калибровки поведения потребителя
1
Оценка объема, динамики и структуры общего спроса
1
Построение двухуровневой системы факторов формирования шаблонов поведения потребителя и сценариев ее развития
1
Классификация типов потребителей
I —
Идентификация и прогноз шаблонов поведения типов потребителей
I -
Построение графика совместной динамики партнеров
1 ~ Конец процедуры
Рис. 3. Процесс калибровки поведения потребителя
Предложена структурно-логическая модель совершенствования стратегического управления предприятия, которая предполагает реализацию совокупности логически-последовательных этапов работ, направленных на обеспечение более эффективного стратегического развития предприятия.
Библиографический список
1. The Origin of Strategy: Rich Horwath. Strategic Thinking Institute, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www. strategyskills .com.
2. Кобелев В.М., Захарченко Ю.В. Теоретические и методологические основы формирования стратегии развития предприятия // Вестник экономики транспорта и промышленности. 2013. № 42. С. 297-303.
3. Дончак Л. Г. Формирование внутреннего экономического механизма предприятия // Агроинком. 2012. № 10-12. С. 77-81.
4. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. М.: Издательство «Республика », 1992. 140 с.
5. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. Системный подход. М.: Генезис, 2011. 848 с.
6. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. М.: Велби, 2009. 224 с.
7. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 623 с.
8. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Контуревского. СПб., 1999. 816 с.
9. Дубровина Н.А. Экономические проблемы научно-технологического развития машиностроения России. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2015. 260 с.
10. Дубровина Н.А. Стратегические направления научно-технологического развития машиностроения России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2015. № 2 (21). С. 31-34.
11. Дубровина Н.А. Инновационная и инвестиционная активность отечественного машиностроения // Казанский экономический вестник. 2014. № 3 (11). С. 114-119.
References
1. The Origin of Strategy: Rich Horwath. Strategic Thinking Institute, 2006. [Elektronnyy resurs]. Retrieved from: http://www.strategyskills.com [in English].
2. Kobelev V.M., Zakharchenko Yu.V. Teoreticheskiye i metodologicheskiye osnovy formirovaniya strategii razvitiya predpriyatiya [Theoretical and methodological foundations of formation of enterprise development strategy]. In: Vestnik ekonomiki transporta i promyshlennosti [Vestnik of Transport and Industry Economics], 2013, no. 42, pp. 297-303 [in Russian].
3. Donchak L. G. Formirovaniye vnutrennego ekonomicheskogo mekhanizma predpriyatiya [The formation of the internal economic mechanism of the enterprise]. In: Agroinkom [Agroinkom], 2012, no. 10-12, pp. 77-81 [in Russian].
4. Fayol' A., Emerson G., Teylor F., Ford G. Upravleniye - eto nauka i iskusstvo [Management is a science and an art]. M.: Izdatel'stvo «Respublika», 1992, 140 p. [in Russian].
5. Zub A.T., Loktionov M.V. Strategicheskiy menedzhment. Sistemnyy podkhod [Strategic management. Systems approach]. M.: Genezis, 2011, 848 p. [in Russian].
6. Malenkov Yu.A. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik [Strategic management: a textbook]. M.: Velbi, 2009, 224 p. [in Russian].
7. Kuznetsov B.T. Strategicheskiy menedzhment: uchebnoye posobiye [Strategic management: a study guide]. M.: Yuniti-Dana, 2015, 623 p. [in Russian].
8. Boddi D., Peyton R. Osnovy menedzhmenta: per. s angl., pod red. Yu.N. Konturevskogo [Fundamentals of Management: trans. with English]. SPb., 1999. 816 p. [in Russian].
9. Dubrovina N.A. Ekonomicheskiye problemy nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya mashinostroyeniya Rossii [Economic problems of scientific and technological development of machine building in Russia]. Samara: Izd-vo «Samarskiy universitet», 2015, 260 p. [in Russian].
10. Dubrovina N.A. Strategicheskiye napravleniya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya mashinostroyeniya Rossii [Strategic directions of scientific and technological development of machine building in Russia]. In: Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravleniye [Vector of science of Togliatti State University. Ser.: Economics and management], 2015, no. 2 (21), pp. 31-34 [in Russian].
11. Dubrovina N.A. Innovatsionnaya i investitsionnaya aktivnost' otechestvennogo mashinostroyeniya [Innovative and investment activity of domestic machine-building]. In: Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik [Kazan economic bulletin], 2014, no. 3 (11), pp. 114-119 [in Russian].
N.A. Dubrovina*
ESSENCE AND IMPROVEMENT OF THE STRATEGIC MANAGEMENT
OF THE ENTERPRISE
The article is devoted to the study of the concept of "strategic management of an enterprise". Different views of scientists are analyzed and their own definition of this category is offered from the point of view of system, process and situational approaches. The system of strategic management, which provides for the analysis of the state of all spheres of the enterprise's functioning, is investigated. It is established that the strategic management of the enterprise is a process of implementing the developed measures aimed at achieving effective economic development of this enterprise. Also, strategic management should be based on a constant analysis and understanding of the situation, the dynamics of its change.
The structural and logical model of improving the strategic management of the enterprise is proposed and justified, which provides for the implementation of a set of logically-sequential stages of work aimed at ensuring an effective strategic development of the business entity.
Key words: strategy, strategic management, system approach, process approach, situational approach, improvement.
Статья поступила в редакцию 11/II/2017.
The article received 11/II/2017.
* Dubrovina Natalia Aleksandrovna (nadubrovina@yandex.ru), Department of General and Strategic Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, 443086, Samara.