Научная статья на тему 'Сущность и составляющие развития человеческого потенциала'

Сущность и составляющие развития человеческого потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2317
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОМПОНЕНТЫ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Лариса Анатольевна

В статье определено понятие человеческого потенциала; выделены важнейшие составляющие развития человеческого потенциала, среди которых: демографическая, образовательная, трудовая, конкурентная, инновационная компонента; рассмотрены состояние и структура человеческого потенциала в России и других странах; проанализированы и выявлены региональные особенности человеческого развития; определено развитие человеческого потенциала как процесс совершенствования возможностей человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, мотивации и стимулирования к достижению поставленных целей, обеспечивающих устойчивое развитие, как отдельного индивида, так и общества в целом, создания условий для обеспечения долгой и здоровой жизни, реализации своих прав на получение и накопление знаний, на полноценное участие в процессе формирования дохода, а также обеспечение социализации и самовыражения личности путем трудовой деятельности; исследованы проблемы государственного регулирования воспроизводства и сохранения человеческого потенциала; предложены меры, способствующие взаимосвязи инновационной составляющей человеческого потенциала и экономического роста; акцентируется внимание на том, что креативным ресурсом развития современной модели экономического роста становится человеческий потенциал в сочетании с инновационно-технологическим фактором, при этом необходимо учитывать, что стратегия оптимизации человеческого и технологического развития России должна базироваться на переходе от балансирования между альтернативными целями социального обеспечения и экономического роста к интеграции повышения благосостояния нации и каждого гражданина с построением конкурентоспособной динамично развивающейся экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и составляющие развития человеческого потенциала»

УДК 331.101.314

Кравченко Лариса Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Kravchenko Larisa Anatolievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economic Theory,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА

ESSENCEAND COMPONENTS DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL

В статье определено понятие человеческого потенциала; выделены важнейшие составляющие развития человеческого потенциала, среди которых: демографическая, образовательная, трудовая, конкурентная, инновационная компонента; рассмотрены состояние и структура человеческого потенциала в России и других странах; проанализированы и выявлены региональные особенности человеческого развития; определено развитие человеческого потенциала как процесс совершенствования возможностей человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, мотивации и стимулирования к достижению поставленных целей, обеспечивающих устойчивое развитие, как отдельного индивида, так и общества в целом, создания условий для обеспечения долгой и здоровой жизни, реализации своих прав на получение и накопление знаний, на полноценное участие в процессе формирования дохода, а также обеспечение социализации и самовыражения личности путем трудовой деятельности; исследованы проблемы государственного регулирования воспроизводства и сохранения человеческого потенциала; предложены меры, способствующие взаимосвязи инновационной составляющей человеческого потенциала и экономического роста; акцентируется внимание на том, что креативным ресурсом развития современной модели экономического роста становится человеческий потенциал в сочетании с инновационно-технологическим фактором, при этом необходимо учитывать, что стратегия оптимизации человеческого и технологического развития России должна базироваться на переходе от балансирования между альтернативными целями социального обеспечения и экономического роста—к интеграции повышения благосостояния нации и каждого гражданина с построением конкурентоспособной динамично развивающейся экономики.

Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, компоненты, индекс человеческого развития, регион, экономический рост.

The article defines the concept of human potential; the most important components of human development are identified, among them: demographic, educational, labor, competitive, innovative component; the state and structure of human potential in Russia and other countries; regional features of human development are analyzed and identified; the development of human potential as a process of improving the capabilities of a person, satisfying his material and spiritual needs, motivating and stimulating to achieve the goals that ensure sustainable development, as a separate individual and society as a whole, creating conditions for a long and healthy life, rights to receive and accumulate knowledge, to participate fully in the process of generating income, and to ensure the socialization and self-expression of the individual through labor a marketing activities; problems of state regulation of reproduction and preservation of human potential; measures designed to facilitate the interconnection of the innovative component of human potential and economic growth; focuses on the fact that the creative resource of the development of the modern model of economic growth is human potential in combination with the innovation and technological factor, while it should be taken into account that strategy of optimization of human and technological development of Russia should be based on the transition from balancing between the alternative goals of social security and economic growth-to the integration of improving the welfare of the nation and each citizen with the construction of a competitive dynamic economy. Keywords: human potential, human capital, components, human development index, region, economic growth.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы развития человека всегда находятся в центре внимания экономических, социологических, психологических и других наук. В экономической науке человек рассматривается как производитель и потребитель, как субъект, создающий экономическое развитие, и как объект, ради которого осуществляется экономический процесс. Вместе с тем, несмотря на эти общие положения, которые имеют силу в любом обществе, место и роль человека в воспроизводственном процессе прибывают в постоянной динамике. При этом нельзя сказать, что любые эволюционные изменения имеют для человеческой деятельности благоприятный характер. История экономического развития демонстрирует целые эпохи, когда рост экономических показателей сопровождался ухудшением положения человека.

123

Все компоненты человеческого потенциала приобретают особое значение в условиях изменения гло-бализационных процессов, привносимых противоречий в развитие мировой экономики. В частности, с одной стороны, происходит углубление разделения труда, усиливается научно-технический прогресс, а с другой—усиление национальных взаимозависимостей и неравномерности развития регионов мирового хозяйства приводит к росту конкуренции, нестабильности и социальным конфликтам.

Общепризнанным стало то, что без ориентации на развитие человеческого потенциала страны, создания институциональных и социально-экономических условий для реализации гражданами, различными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности, невозможно дальнейшее экономическое развитие. В современном мире одним из определяющих направлений является модернизация социально-экономической системы на основе использования новых технологий и инноваций во всех сферах деятельности, синхронизации развития природы, экономики и человека. Развитие человеческого потенциала является причиной и следствием стратегического курса России направленного на достижение высокого уровня благосостояния. Устранение диспропорций в развитии отдельных регионов и отраслей российской экономики может быть достигнуто путем сбалансированного развития и взаимодействия всех структурных составляющих, обеспечивающих экономический рост, и особая роль при этом должна быть отведена эффективной реализации и развитию человеческого потенциала. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель и научная направленность работы заключаются в систематизации и анализе важнейших теоретических и методологических проблем формирования, использования человеческого потенциала. РЕЗУЛЬТАТЫ

Человеческий потенциал тесно связан со структурными составляющими национального экономического потенциала, однако в силу своих сущностных характеристик выделяется учеными как самостоятельный элемент. Теоретические и методологические основы исследования человеческого потенциала рассмотрены в работах многих зарубежных и отечественных ученых, среди которых: У Джеймс, Я. Морено, С. Бобылев, Л. Григорьев, Е. Гришнова, Т. Заславская, О. Иванов, Э. Либанова, Н. Рима-шевская, И. Соболева, Б. Юдин и другие. В трудах ученых преобладают исследования потенциальных возможностей человека, характеристики и структуры человеческого потенциала, а также вопросы регулирования воспроизводства и использования человеческого потенциала [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Однако следует отметить, что в современных научных исследованиях недостаточно разработаны вопросы, связанные с поиском путей, которые могли бы в полной мере повлиять на повышение развития человеческого потенциала. Поэтому дальнейшей разработки требуют подходы, позволяющие учитывать характер демографических, миграционных процессов, отраслевую специфику использования человеческого потенциала, а также особенности его регионального формирования и эффективного использования. Основная задача исследования и развития человеческого потенциала, с одной стороны, заключается в возможности создания условий для наиболее эффективного использования человеческих ресурсов обществом; с другой — в необходимости создания условий для наиболее полноценной самореализации человека в процессе потребления им различных ресурсов и благ [6].

Отметим, что до настоящего времени общепризнанного определения человеческого потенциала не выработано, что в свою очередь диктует необходимость переосмысления такого фундаментального понятия как «потенциал». Потенциал выступает важной базовой категорией экономической теории. В соответствии с современными определениями потенциал (от лат. ро1еп«а — сила) — это имеющиеся средства, запасы, источники, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какого-либо задания. Исходному содержательному значению понятия «потенциал» отвечают такие функции, как возможность, способность, поскольку они характеризуют скрытые, нереализованные резервы объекта исследования, которые при изменении условий могут из возможности перейти в действительность, быть использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного человека, общества, государства в определенной области [7]. В общем виде «потенциал», без определения его видов, представляет собой совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели. Иногда термин потенциал трактуется как «возможности» или «способность», но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, определяющих данную способность [8].

Различные виды потенциала имеют достаточно широкую гамму интерпретаций в научной литературе. Потенциал определяют как совокупность имеющихся факторов производства, интеллекта, производственных резервов и возможностей, способных обеспечить выпуск высококачественных товаров, необходимых для удовлетворения всесторонних запросов различных категорий населения страны [9]. Также потенциал представляют как не только и не просто количество ресурсов, но и заключенная в них возможность развития системы в заданном направлении [10].

124

Эволюцию научных взглядов на понимание потенциала экономики рассматривают по трем методологическими подходам: потенциал как совокупность необходимых для функционирования или развития системы разных видов ресурсов; потенциал как система материальных и трудовых факторов, которые обеспечивают достижение цели производства; потенциал как способность комплекса ресурсов экономической системы выполнять поставленные перед ней задания.

Ведущее место в составе национального экономического потенциала занимает развитие человеческого потенциала. Экономическая активность человека непосредственно обусловливает активизацию производства, наращивание производственного потенциала, развитие человеческого потенциала обусловливает расширение разделения труда, и на этой основе — развитие производственных отношений в стране в целом. И. Соболева считает, что человеческий потенциал — это накопленный населением запас физического и духовного здоровья, общекультурных и профессиональных компетенций, творческой, предпринимательской и гражданской активности, которые реализуются в различных сферах деятельности. Автор отмечает абсолютную и относительную характеристики человеческого потенциала. Абсолютный подход характеризует внутреннюю мощь народа определенной страны и отражает скрытую силу и влияние страны на мировые процессы. Существенным является и второй аспект, в соответствии с которым человеческий потенциал отражает уровень цивилизационного развития общества, присущие ему социальное качество, оценивая динамизм, современность, способность к ускоренному развитию [5].

По нашему мнению, достаточно широкое определение дает О. И. Иванов: «Человеческий потенциал это сформированная во взаимодействии с социальной средой система потребностей, способностей и готовностей социальных общностей выполнять такие деятельности, результатом которых будет усовершенствование ранее созданных и используемых разнообразных продуктов и создание новых продуктов, свойства которых открывают новые возможности в решении актуальных общественных, научных, технических, производственных и других проблем» [3]. Он выделяет такие составляющие человеческого потенциала: образовательная компонента — спрос на специализации, уровень грамотности населения; трудовая компонента — выбор сферы деятельности, уровень занятости населения; конкурентная компонента — готовность общества соперничать за лучшее условия жизни, используя свой трудовой, творческий и интеллектуальный потенциал; инновационная компонента — формирование и развитие потребностей, способностей и готовности создавать новое и доводить его до совершенства [11].

В модели, предложенной Т. И. Заславской, человеческий потенциал включает: социально-демографический; социально-экономический; социокультурный; инновационно-деятельностный компоненты [2]. A.B. Бодак, отмечает, что человеческий потенциал — это особого рода социально-биологическая целостность, которая по своей структуре включает в себя следующие, сформированные во взаимодействии с социальной средой компоненты и отношения между ними:

• демографическая компонента — потребность, способность и готовность общностей обеспечивать продолжение их жизни от одного поколения к другому;

• компонента здоровья — потребность, способность и готовность общностей в течение долгих лет поддерживать хорошее здоровье и хорошую работоспособность;

• образовательная — потребность, способность и готовность усваивать и использовать различные типы знаний, это также достигнутый уровень «образованности»;

• трудовая — потребность, способность и готовность выполнять профессиональные роли, придерживаться норм этики трудовых отношений, активно и творчески относиться к профессиональным обязанностям;

• культурная — потребность, способность и готовность взаимодействовать с миром материальных и духовных ценностей, способность понимать и критически оценивать разные типы и формы культуры, а также способность создавать культурные ценности. Это также потребность, способность и готовность к освоению и использованию основных и специфических моделей поведения и мышления;

• гражданская — потребность, способность и готовность выполнять различные роли гражданина своей страны, роли участника административных, правовых, политических отношений, это способность по собственной инициативе ставить, обсуждать и решать проблемы обеспечения жизнеспособности и развития своей родины;

• духовно-нравственная — потребность, способность и готовность жить, опираясь на исторически выработанный, социально-одобряемый комплекс нравственных норм и ценностей, обеспечивающих личностную автономию и общественную солидарность;

• сетевая социальная компонента — потребность, способность и готовность социальных общностей формировать, развивать и сохранять социальные связи между коллективными и индивидуальными носителями потенциала и между его отдельными компонентами [11].

Несмотря на определенные различия в существующих теоретических подходах, большинство ученых трактуют человеческий потенциал, как важнейшую экономическую категорию, характеризующую

125

систему социально-экономических отношений между людьми в процессе укрепления, мобилизации, совершенствования и реализации их способностей, накопленных средств, запасов своих различных возможностей при определенных институциональных условиях социально-экономического среды с целью достижения определенных целей. Следует также отметить, что человеческий потенциал характеризуется формированием среды, позволяющей создать условия для реализации человеческого капитала. Поэтому человеческий потенциал является интегральной формой различных явных и скрытых способностей населения страны и отражает уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях.

Цель развития человеческого потенциала — это соответствие качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. Человеческий потенциал предполагает числовую оценку, учитывающую экономическую и социальную эффективность стран, уровень благосостояния населения. В 1990 г. ООН разработали индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), в последние годы это — индекс человеческого развития (ИЧР), который является одним из наиболее универсальных показателей для сравнения стран и дает оценку по основным параметрам: продолжительность жизни, уровень образования и уровень жизни населения страны. Новый метод подсчета был представлен ООН в 2011 году и является усовершенствованным вариантом первого метода за счет добавления новых компонентов (продолжительность обучения, ожидаемая продолжительность обучения, валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) и усложнения итоговой формулы. Россия с показателем 0,804 по данным за 2015 год находится в группе стран с высоким индексом развития человеческого потенциала (табл. 1).

В среднем в мире значение индекса составило 0,717, что значительно ниже показателя в России. В прошлом докладе ПРООН представило значение индекса для России за 2014 г. на уровне 0,798, а в данном докладе пересчитало и представило значение индекса за 2014 г., на уровне 0,805, то есть по данным доклада за 2016 г. индекс в России в 2015 г. снизился по причине падения ВВП по ППС.

По уровню человеческого развития лидером является Норвегия с индексом 0,949, так как имеет высокий средний доход на душу населения. Австралия (0,939) и Швейцария (0,939), занимают второе и третье места, имея индексы ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования выше, чем у Норвегии, но при этом ниже средний доход. Последние места в 2015 году заняли Центрально-Африканская Республика (0,352) и Нигер (0,353). Основной причиной отставания данных стран является практически полное отсутствие системы образования и низкий показатель среднего уровня дохода на душу населения [13].

Таблица 2 демонстрирует региональные различия в России в значениях ИЧР и его компонент в 2013-2015 годах. Результаты анализа показывают, что субъекты РФ, занимая лидирующие позиции по одному составляющему индексу, не всегда являются федеральными лидерами по интегральному индексу человеческого развития.

Ученые отмечают следующие региональные особенности индекса человеческого развития в последние годы: благоприятные тенденции для страны в целом и отдельных регионов; устойчивая тенденция повышения значения индекса практически по всем регионам (кроме Кемеровской области); лидеры: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область; отстающие: Еврейская автономная область, Чеченская Республика, Республика Тыва;

Таблица 1. Динамика индекса развития человеческого развития 2013-2015 гг. *

Позиция в рейтинге Страна 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1 Норвегия 0,945 0,948 0,949

4 Германия 0,920 0,924 0,926

10 США 0,916 0,918 0,920

10 Канада 0,912 0,919 0,920

14 В еликобритания 0,90 0,908 0,909

17 Япония 0,899 0,902 0,903

21 Франция 0,890 0,894 0,897

27 Испания 0,877 0,882 0,884

36 Польша 0,850 0,852 0,855

49 Россия 0,803 0,805 0,804

52 Беларусь 0,796 0,798 0,796

56 Казахстан 0,789 0,793 0,794

71 Турция 0,759 0,764 0,767

79 Бразилия 0,747 0,754 0,754

84 Украина 0,746 0,748 0,743

90 Китай 0,723 0,734 0,738

119 ЮАР 0,660 0,665 0,666

131 Индия 0,607 0,615 0,624

188 Центральная Африканская Республика 0,345 0,347 0,352

* Составлено на основании [13]

126

Таблица 2. Субъекты-лидеры РФ по индексу человеческого развития, 2013-2015 гг. *

Субъекты РФ Индекс дохода Индекс долголетия Индекс образования ИЧР, 2013 ИЧР, 2014 ИЧР, 2015

г. Москва 1,000 0,863 0,984 0,868 0,942 0,949

г. Санкт-Петербург 0,944 0,824 0,999 0,887 0,918 0,922

Тюменская область 0,973 0,760 0,979 0,883 0,903 0,904

Ханты-Мансийский автоно мный округ — Югра 1,000 0,793 0,914 0,823 0,901 0,902

Республика Татарстан 0,942 0,797 0,950 0,855 0,892 0,896

Ям ало-Ненецкий автоно мный округ 1,000 0,778 0,898 0,852 0,895 0,892

* Составлено на основании [1]

стремительное улучшение: Астраханская область, Чукотский АО и Пензенская область. В 2015 г. ситуация в рейтинге существенно не изменилась (табл. 2).

Лидерами рейтинга регионов России по величине ИЧР в 2015 году остались Москва (0,949), Санкт-Петербург (0,922) и Тюменская область (0,904). Москва и Тюменская область вновь удерживают лидирующие позиции за счет высоких ВРП на душу населения, в то время как показатели развития системы образования находятся на уровне, сопоставимом с общестрановым. Индекс продолжительности жизни в Тюменской области даже ниже общестранового показателя, а высокую позицию Санкт-Петербургу обеспечивает значительный показатель уровня образования. ИЧР по Республике Крым и г. Севастополю за 2015 год был рассчитан Росстатом впервые и составил 0,804 в Республике Крым, в г. Севастополе — 0,793.

Отстающие позиции по ИЧР занимают Чеченская республика (0,797), где низкий ВРП на душу населения, а также Еврейская автономная область (0,794) и Республика Тыва (0,776), которые отличаются невысокими показателями продолжительности жизни [1].

Ученые исходят из того, что развитие человека является определяющим по сравнению с другими факторами развития общества. А новые технологии важно воспринимать как одну из предпосылок развития человеческого потенциала, темпы и масштабы изменений которых не всегда коррелируются между собой. Использование синтеза методологии институционального, организационного и информационного направлений в научных исследованиях даст возможность раскрыть асимметрию взаимозависимости в цепи «технология — образование — наука», определить точки технологических изменений, вступающих в противоречие с замедленной инерцией экономического знания и, соответственно, принятием управленческих решений, что приводит к нарастанию конфликта между старыми экономическими моделями и новой реальностью. Существует и обратная взаимозависимость: фундаментальная наука продуцирует новые открытия, на основе которых могут быть созданы новые материалы, изобретены новые источники энергии и разработаны новые технологии, практическое внедрение которых может сопровождаться обострением экономических противоречий.

Для эффективного функционирования в инновационном пространстве можно оценивать ряд параметров человеческого потенциала, характерных для инноваторов. Среди таких параметров, как отмечают ученые: профессиональная компетентность; более рациональное, чем у остальных сотрудников, поведение в экстремальных ситуациях; независимость суждений в контактах с руководством компании; интуиция; творческая страсть; приоритет цели перед благополучием; склонность поступать «нешаблонно»; объективная самооценка; талант; креативность; индекс интеллекта, опирающийся на стандартные учебные программы. Однако, поскольку творец инновационной продукции, должен обладать неординарным интеллектуальным потенциалом, то, по мнению ряда исследователей, например Ф. Херцберга, оценка не имеет прямой связи с инновационным потенциалом испытуемого, а высокий балл может только снижать инновационные способности сотрудника. По мнению других ученых творческие люди, в т.ч. инноваторы должны обладать следующими личностными чертами: независимость, открытость ума, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях, развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Выделяют ряд современных факторов инновационной среды, которые необходимо учитывать творческой личности для использования своего потенциала. Так, И. И. Амшарин утверждает, что инновационные процессы могут создавать поле психической напряженности для индивида, участвующего в них, инновационная система благосклонна к рискованным идеям, а Л. Д. Ревуцкий подчеркивает, что внедрение коммерчески или экономически перспективной идеи должно следовать сразу после ее апробации [14].

127

В 2015-2016 гг. по Индексу научно-технологического развития субъектов РФ свои лидирующие позиции сохранили: г. Москва, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. В частности, на г. Москву, г. Санкт-Петербург и Республику Татарстан приходится 36% общероссийского объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по итогам 2016 года. Верхние позиции двух городов обусловлены исторически высоким уровнем развития науки и технологий, сосредоточием ведущих НИИ, наличием крупнейших университетов, существенными финансовыми возможностями. Республика Татарстан, занимающая третье место по значению индекса, также является одним из научных и инновационных центров страны. Республика Татарстан занимает второе место в РФ по объему отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по итогам 2016 года, а также является одним из лидеров в стране по инновационной активности организаций — доля организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе организаций в Республике по итогам 2016 года составила более 21 %. В пятерку лидеров входят также Нижегородская и Самарская области [15].

Несмотря на все положительные стороны развития человеческого потенциала, индекс развития человеческого потенциала не является единственным индикатором расчета благосостояния страны и следует учитывать и другие факторы. Однако, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту. Необходимые для развития человеческого потенциала компоненты должны работать как единая институциональная структура. Качество человеческого потенциала определяется степенью и уровнем развития образовательной, трудовой, инновационной, конкурентной компонентами и теснотой взаимосвязи между ними, а также способностью и готовностью носителя потенциала скоординировать использование указанных видов деятельности в единый целенаправленный процесс. Воспроизводство и использование человеческого капитала как фактора производства в свою очередь связано с общественным и экономическим устройством страны, внешнеэкономической ситуацией и экономической политикой, способной ускорять экономическое развитие, если она нацелена на долгосрочное эффективное воспроизводство, повышение благосостояния населения, модернизацию производства, рост конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности.

Развитие человеческого потенциала включает в себя следующие системные преобразования: повышение конкурентоспособности трудового и кадрового потенциала; повышение уровня жизни и социальной среды населения. Для реализации поставленных задач разрабатываются и приводятся в действия национальные проекты, которые направлены на улучшение жизни граждан России. Государство должно обеспечивать не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего, в сфере образования, удовлетворяя необходимый минимум потребностей в охране здоровья, гарантирующей безопасность личности, соблюдение политических и гражданских прав, а также несет ответственность за создание условий, которые способствуют росту и эффективному функционированию системы. Концепция развития человеческого потенциала предполагает способы, с помощью которых можно добиться оптимальной связи между экономическим ростом и человеческим развитием: увеличить инвестиции в охрану здоровья, профессиональную подготовку, содействуя реализации способностей человека и его участию в производстве и распределении благ; добиваться более справедливого распределения дохода и капитала, обеспечивая материальную основу развития человека и реализации его способностей; достичь тщательной сбалансированности социальных расходов, укрепляя экономическую базу социальной сферы; расширить возможность осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сферах, уделяя особое внимание тем группам населения, чьи возможности были по тем или иным причинам ограничены. ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование теоретических аспектов человеческого потенциала позволяет констатировать существование большого количества подходов к пониманию его сущности и компонентов. Человеческий потенциал представляет собой одну из важнейших характеристик, показывающих развитие экономики того или иного региона или национальной экономики в целом. Изучение подходов к исследованию проблемы формирования человеческого потенциала как фактора экономического роста показывает, что каждый из представленных подходов часто связывает человека с инновационным развитием. С одной стороны, инновационная экономика влияет на человека через усиление его потенциала за счет увеличения технологических, инновационных возможностей науки и новых разработок. С другой стороны, человек является движущей силой данного научно-технического прогресса и его потенциал заключает в себе знания, навыки, возможности и способности для инновационного роста экономики.

Регулирование процесса развития человеческого потенциала требует определения динамики, структуры, тенденций и закономерностей развития как населения страны в целом, так и ее субъектов, выделение основных факторов влияния. Переход России к новой модели развития, в которой основным источником экономического роста является развитие человеческого капитала, требует кардинального пересмотра методов и механизмов регулирования рынка труда для обеспечения перераспределения

128

занятости по видам деятельности и секторам экономики. При этом важное значение имеют не только уровень и качество подготовки специалистов, но и их соответствие потребностям рынка труда, то есть сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Главными стратегическими целями должны стать: обеспечение опережающего развития человеческого капитала как основного конкурентного фактора в современной экономике, наиболее полное развитие и использование национального интеллектуального и предпринимательского потенциала; распространение социального эффекта от экономического роста в виде повышения уровня реальных доходов и покупательной способности населения, усиления социальной защиты, улучшения условий жизни. В совокупности эти обстоятельства образуют си-нергетический эффект, обусловливающий формирование нового общества, в котором реализуемый человеческий потенциал превращается в ключевой фактор экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год / под ред. С.Н. Бобылева и Л.Ы. Григорьева [Электронный ресурс]. — M.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017. — 292 с. — Режим доступа: ccgs.ru/publications/other/_download/ecological_priorities_Russia.pdf (дата обращения: 22-25.03.201 S).

2. Заславская Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.Н. Заславская // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3. — С. 5-16.

3. Иванов О.И. Теоретико-методологические основы формирования человеческого потенциала / О.И. Иванов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2010. — № 1. — С. 3-7.

4. Римашевская KM. Социально-экономическое неравенство в России / KM. Римашевская, Л.А. Mигранова [Электронный ресурс] // Народонаселение. — 2016. — № 3. — С. 17-33. — Режим доступа: www.isesp-ras.ru/images/ narodonaselenie/2016_3 .pdf (дата обращения: 22-25.03.201S).

5. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития / И.В.Соболева. — M.: Наука, 2007. — 202 с.

6. Mra^rarn Е.В. Система человеческого потенциала: концептуальные понятия / Е.В. Mra^rarn, Э.В. Бушкова-Шик-лина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/sistema-chelovecheskogo-potentsiala-kontseptualizatsiya-ponyatiya (дата обращения: 22-25.03.201S).

7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. АЖ. Прохоров. — M.: Советская энциклопедия, 19SS. — 1600 с.

S. Большая советская энциклопедия. — Т. 20. — M., 1977.

9. Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. — M. : Война и мир, 1996. — 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Храмцова Т.Г. Mетодология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: дис. д-ра экон. наук. / Т.Г. Храмцова; Центросоюз РФ; СибУПК. — Новосибирск, 2002. — 374 с.

11. Иванов О.И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования / О.И. Иванов [Электронный ресурс] // Социологические исследования. — 2014. — № 6. — С. S9-95. — Режим доступа: socis.isras.ru/files/File/2014/ 2014_6/Ivanov.pdf (дата обращения: 22-25.03.201S).

12. Бодак А.В. Человеческий потенциал как базовая модель развития общества / А.В. Бодак [Электронный ресурс] // Mатериалы XX окружных научных социальных чтений, г. Сургут, 29-30 октября 2015 года. — Режим доступа: socioprofi.com/sites/default/files/publishings/15_0.pdf (дата обращения: 22-25.03.201S).

13. Индекс развития человеческого потенциала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения: 22-25.03.201S).

14. Кайзер О.В. Формирование человеческого потенциала как фактора инновационного роста / О.В. Кайзер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: doc.knigi-x.ru/22ekonomika/1S6155-1-udk-005963-formirovanie-chelovecheskogo-potenciala-kak-faktora-innovacionnogo-rosta-kayzer-nauchniy-rukovoditel-den.php (дата обращения: 22-25.03.201S).

15. Индекс научно-технологического развития России, 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: riarating.ru/ infografika/20171017/630075019 .html (дата обращения: 22-25.03.201S).

SPISOK LITERATURY

1. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2017 god / pod red. S.N. Bobyleva i L.M. Grigoryeva [Elektronnyy resurs]. — M.: Analiticheskiy tsentr pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii, 2017. — 292 s. — Rezhim dostupa: ccgs.ru/publications/other/_download/ecological_priorities_Russia.pdf (data obrashcheniya: 22-25.03.201S).

2. Zaslavskaya T.N. Chelovecheskiy potentsial v sovremennom transformatsionnom protsesse / T.N. Zaslavskaya // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'. — 2005. — № 3. — S. 5-16.

3. Ivanov O.I. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy formirovaniya chelovecheskogo potentsiala / O.I. Ivanov // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. — 2010. — № 1. — S. 3-7.

4. Rimashevskaya N.M. Sotsial'no-ekonomicheskoye neravenstvo v Rossii / N.M. Rimashevskaya, L.A. Migranova [Elektronnyy resurs] // Narodonaseleniye. — 2016. — № 3. — S. 17-33. — Rezhim dostupa: www.isesp-ras.ru/images/ narodonaselenie/2016_3.pdf (data obrashcheniya: 22-25.03.201S).

5. Soboleva I.V. Chelovecheskiy potentsial rossiyskoy ekonomiki: problemy sokhraneniya i razvitiya / I.V.Soboleva. — M.: Nauka, 2007. — 202 s.

6. Mityagina Ye.V. Sistema chelovecheskogo potentsiala: kontseptual'nyye ponyatiya / Ye.V. Mityagina, E.V. Bushkova-Shiklina [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/sistema-chelovecheskogo-potentsiala-kontseptualizatsiya-ponyatiya (data obrashcheniya: 22-25.03.201S).

7. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. A.M. Prokhorov. — M.: Sovetskaya entsiklopediya, 19SS. — 1600 s.

S. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. — T. 20. — M., 1977.

9. Bol'shoy kommercheskiy slovar' / pod red. T.F. Ryabovoy. — M. : Voyna i mir, 1996. — 399 s.

10. Khramtsova T.G. Metodologiya issledovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala potrebitel'skoy kooperatsii: dis. d-ra ekon. nauk. / T.G. Khramtsova; Tsentrosoyuz RF; SibUPK. — Novosibirsk, 2002. — 374 s.

129

11. Ivanov O.I. Chelovecheskiy potentsial: voprosy teorii i metodologii issledovaniya / O.I. Ivanov [Elektronnyy resurs] // Sotsiologicheskiye issledovaniya. — 2014. — № 6. — S. 89-95. — Rezhim dostupa: socis.isras.ru/files/File/2014/2014_6/ Ivanov.pdf (data obrashcheniya: 22-25.03.2018).

12. Bodak A.V. Chelovecheskiy potentsial kak bazovaya model' razvitiya obshchestva / A.V. Bodak [Elektronnyy resurs] // Materialy XX okruzhnykh nauchnykh sotsial'nykh chteniy, g. Surgut, 29-30 oktyabrya 2015 goda. — Rezhim dostupa: socioprofi.com/sites/default/files/publishings/15_0.pdf (data obrashcheniya: 22-25.03.2018).

13. Indeks razvitiya chelovecheskogo potentsiala [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: //gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (data obrashcheniya: 22-25.03.2018).

14. Kayzer O.V. Formirovaniye chelovecheskogo potentsiala kak faktora innovatsionnogo rosta / O.V. Kayzer [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: doc.knigi-x.ru/22ekonomika/186155-1-udk-005963-formirovanie-chelovecheskogo-potenciala-kak-faktora-innovacionnogo-rosta-kayzer-nauchniy-rukovoditel-den.php (data obrashcheniya: 22-25.03.2018).

15. Indeks nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossii, 2016 g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: riarating.ru/ infografika/20171017/630075019.html (data obrashcheniya: 22-25.03.2018).

Статья поступила в редакцию 23 апреля 2018 года Статья одобрена к печати 21 мая 2018 года

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.