УДК 796
Латыпова Л.И.
студент, кафедра профессионального и социального образования, Башкирский государственный педагогический университет
(г. Уфа, Россия)
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: в статье автор рассматривает понятие, цели, задачи, историю развития, области, основные направления, функции и условия адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физическое воспитание, укрепление здоровья, занятия спортом, улучшение здоровья.
Адаптированная физическая культура - это социальное явление, главная цель которого - не только наладить и укрепить социальные связи человека, который ранее имел ограниченный доступ или вообще не был включен в социальный процесс, но и приобщить его к полноценной жизни, жизни, наполненной новыми смыслами и новыми эмоциями. Таким образом, можно сказать, что адаптированная физическая культура - это не метод лечения, а скорее способ переключить внимание людей с ограниченными возможностями здоровья с их болезни на социализацию, а также на активный отдых и развлечения.
Индивидуальные физические возможности, наличие профессиональных кадров и материалов определяют различные цели АФК, в том числе:
- Коррекционно-компенсаторная работа с выявленными лицами.
- Выявленные физические отклонения. В большинстве случаев такая работа проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим
1533
проблемам. Профилактика инвалидности - проведение мероприятий по улучшению общего состояния человека, увеличению его сил и возможностей, укреплению иммунитета.
- Важность образовательных, тренировочных и развивающих задач АФК по привлечению людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, обучению правилам поведения на соревнованиях, признанию физической активности неотъемлемой частью жизни.
- Важность психологических задач АФК обусловлена тем, что причиной асоциализации некоторых людей являются не отклонения от нормы в здоровье, а неуверенность в себе, неумение взаимодействовать с обществом и непонимание своего места в нем.
Структура адаптивной физической культуры включает в себя следующие направления: адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Эти направления охватывают все существующие виды физической активности людей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя адаптации к окружающему миру благодаря тому, что различные виды движений связаны с развитием психофизических способностей, общением, проявлением эмоций.
С выделением АФК в самостоятельное направление реабилитации необходимо его социологическое осмысление.
В обществе растет интерес к соревнованиям с участием спортсменов-инвалидов. Увеличивается количество сообщений в СМИ, число журналистов, освещающих Паралимпийские игры, количество эфирного времени, выделяемого на регулярное освещение этих соревнований.
АФК - это динамично развивающееся социальное явление со следующими основными характеристиками:
1. Некоторые социальные группы, государственные и общественные структуры нуждаются в эффективном развитии реабилитационной индустрии.
Доля людей с ограниченными возможностями в мировом населении составляет почти 10 %. Наибольшее значение показателя среди занимающихся
1534
адаптивным спортом занимают дети-инвалиды, но много усилий прилагается для привлечения людей с ограниченными возможностями в возрасте от 18 лет и старше. В последние годы активно развивается адаптация и социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями,
2. Формирование собственной инфраструктуры (федерации и клубы адаптированных видов спорта, государственные спортивно-оздоровительные учреждения, центры паралимпийской подготовки), материально-технической базы, требующей динамичного развития (протезный материал и специальное спортивное оборудование), наличие организаторов и спонсоров соревнований для людей с ограниченными возможностями.
3. Реализация определенных социальных функций оздоровления и реабилитации, образования, мотивации и информирования (в печатных изданиях, на радио и телевидении, в Интернете и т.д.) для конкретной категории населения,
4. В ряде университетов существует возможность обучения на факультетах и кафедрах АФК.
Несмотря на различные социальные парадигмы, общество может функционировать только через взаимодействие конкретных людей.
Начальным элементом системы АФК являются люди с ограниченными возможностями, объединенные социальными связями.
Выделение части национального дохода на уход за инвалидами в соответствии с желанием и возможностями общества является важным фактором, влияющим на масштабы, изменения в динамике и структуре инвалидности.
АФК должна охватывать все регионы и вовлекать наибольшее количество людей, желающих заниматься ею, с учетом всех возрастных групп населения с ограниченными возможностями.
Целью деятельности социальных институтов ФАП является обеспечение моральных устоев и этических основ поведения и мотивации людей с
1535
инвалидностью в восстановлении и развитии их двигательного и интеллектуального потенциала.
АФК ставит перед собой задачи компенсации имеющихся функциональных нарушений и качественной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дарган А. А. Качество жизни людей с ограниченным жизненным пространством // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 1. С. 98-114;
2. Котова О.В., Османова К.Ю., Черкасов А.В., Чуйченко В.Д. Научная статья «Основные направления адаптивного спорта». Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Курск 2022. 8890 с;
3. Нарзулаев Сулейман Батырович, Сафрoнова Ирина Николаевна, Петухов Николай Александрович Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ. 2012. №5;
4. Степанова O. Н. — Организационная структура управления адаптивным спортом в России // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 3. С 5-10
1536
Latypova L.I.
Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russia)
ESSENCE AND CONTENT CHARACTERISTICS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Abstract: in the article, the author examines the concept, goals, objectives, history of development, areas, main directions, functions and conditions of adaptive physical culture.
Keywords: adaptive physical education, physical education, health promotion, physical education, health improvement.
1537