УДК 502/504
DOI: 10.24412/1728-323X-2020-5-129-133
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Н. В. Яковенко, д. г. н, профессор, г. н. с. дирекции подразделения «Научно-исследовательский институт инновационных технологий и лесного комплекса» ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова,
И. В. Сафонова, преподаватель кафедры экологии, защиты леса и лесного охотоведения, ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, Воронеж, Россия
Современные реалии развития человеческого общества характеризуются огромными и стремительными изменениями, как в сфере социально-экономических преобразований, так и во взглядах ученых относительно трансформации общеизвестных теорий, концепций и категорий. Стремительные, не всегда предсказуемые, изменения увеличивают разрыв между действительностью во всех ее проявлениях и научной интерпретацией сущности и содержательного наполнения механизмов трансформации человеческого развития. Разнообразие понятий и определений, которые характеризуют человека с позиций субъекта социально-экономических отношений, дают представление о множестве мнений относительно их сущностных характеристик, которые, с одной стороны, свидетельствуют о бесспорном научно-практическом интересе к этой проблеме, с другой — о некоторых пробелах в системном исследовании соответствующих категорий. Несмотря на широту и разносторонность рассмотрения проблем развития человеческого капитала, существует множество вопросов, которые требуют осмысления с практической и теоретической стороны.
Дискуссионными остаются вопросы, касающиеся социально-экономической сущностии развития человеческого потенциала и его трансформации в человеческий капитал, соотношение основных категорий в отношении человека как субъекта экономической жизни (человеческие ресурсы, человеческий потенциал, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал, интеллектуальный капитал и т. д.), методик оценки уровня развития человеческого потенциала и конкурентоспособности.
The modern realities of the human society development are characterized by huge and rapid changes both in the field of socio-economic transformations and in the views of scientists regarding the transformation of well-known theories, concepts, and categories. Rapid, not always predictable, changes increase the gap between reality in all its manifestations and the scientific interpretation of the essence and content of the transformation mechanisms of human development. The variety of concepts and definitions that characterize a person from the standpoint of the subject of socio-economic relations give an idea of a variety of opinions regarding their essential characteristics, which, on the one hand, indicate an indisputable scientific and practical interest in this problem, on the other hand, some gaps in systemic study of the relevant categories. Despite the breadth and versatili-
Введение. Современная трансформация деловой среды страны требует пересмотра традиционных подходов к источникам экономического роста. На смену материальным факторам социально-экономического развития приходят нематериальные ресурсы инновационного обновления в виде человеческого капитала. В последние десятилетия наблюдается рост темпов политических, экономических, институциональных, социальных и технологических изменений, которые создают ряд экономических проблем в глобальном и национальном масштабе. Решающим фактором и ц елях экономического развития национальной экономики становится человек, работник предприятия с его знаниями, навыками, компетенциями, умениями, талантами, то есть человеческий капитал.
Социально-экономическая наука в последние десятилетия уделяет пристальное внимание определению роли человеческого капитала в обеспечении эффективного функционирования и развития региона.
Цель — раскрыть сущность и содержание человеческого каптала и показать его роль в социально-экономическом развитии региона.
Информационная база исследования. Информационной базой для выполнения данного исследования послужили законодательные и нормативные документы России; официальные материалы и публикации международных организаций; официальные издания научно-исследовательских учреждений и аналитических центров; материалы официальных интернет-сайтов международных организаций, научно-исследовательских учреждений и аналитических центров, результаты исследований ведущих зарубежных и отечественных ученых по вопросам формирования и развития человеческого капитала.
Обзор литературы. Несмотря на значительный объем проведенных научных исследований, в специальной экономической литературе не существует единого мнения относительно сущности, внутренней структуры человеческого капитала, наблюдается применение различных подходов к классификации факторов (условий) его формирования, развития, сохранения, использования.
Фундаменные теоретические и эмпирические исследования человеческогокапитала отражены в работах таких зарубежных ученых, как В. Петти, А. Смит, А. Маршал, Дж. С. Миль, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Ф. Махлуп, Дж. Минцер, Л. Туроу, И. Фишер и др. За развитие теории человеческого
ty of considering the problems of human capital development, there are many issues that require reflection from the practical and theoretical side.
The issues related to the socio-economic essence and development of human potential and its transformation into human capital, the ratio of the main categories in relation to a person as a subject of economic life (human resources, human potential, labour resources, labor potential, human capital, intellectual capital, etc.), methodologies for assessing the level of human potential development and competitiveness are subject to discussion.
Ключевые слова: субъект, человеческий капитал, человеческий потенциал, уровень развития.
Keywords: region, human capital, human potential, level of development.
капитала получили признание как Нобелевские лауреаты Г. Беккер [7] и Т. Шульц [8].
Анализ научных публикаций по теме исследования дает возможность рассматривать человеческий капитал как социально -философскую и социально-экономическую категории, сформировавшиеся на основе понятий рыночной экономики («капитал», «рынок труда», «доход»), демографии («население», «экономически активное населения»), экономики труда («человеческий фактор», «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал»), социологии, психологии («индивид», «личность», «человеческий потенциал»).
Результаты и обсуждение. Главными проблемами, которые сдерживают развитие человеческого капитала, являются: демографический кризис в стране и, как следствие, старение населения; низкая продолжительность жизни; ухудшение состояния здоровья населения, обусловленное техногенными изменениями и загрязнением окружающей среды; уменьшение доли трудоспособного населения, что приводит к недостатку квалифицированного ч еловеческого капитала по всем направлениям экономической деятельности; низкий уровень жизни; рост масштабов трудовой миграции, утрата интеллектуального капитала и т. д.
Осознание ключевой роли человеческого капитала как главного фактора повышения конкурентоспособности национальной экономики предопределяет решение неотложных вопросов по качественно новому пути его развития. Возникает необходимость комплексного исследования роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Человеческий капитал в узком его понимании можно определить с точки зрения совокупности характеристик населения рассматриваемых в качестве объектов инвестирования, в которые включаются уровень здравоохранения, обучения, жизни, производительности труда.
В ш ироком же понимании человеческий капитал можно рассматривать как фактор производства, который требуется для развития таких сфер, как общественная, экономическая и семейная; и включающий в себя такие параметры, как интеллектуальные, управленческие и трудовые, способствующие организации рациональной среды функционирования человеческого капитала в качестве интенсивного производительного фактора.
Под человеческим капиталом будем понимать «... социально -экономическую категорию, которая характеризует совокупность сформированных и развитых вследствие инвестиций продуктивных индивидуальных и общественных способностей, таких как общее состояние здоровья и физическая сила, образованность и уровень интеллекта, трудовой опыт и трудолюбие, организационные и предпринимательские способности, таланты и дарования, которые используются в той или иной сфере общественного производства, способствуют росту производительности труда, и вследствие этого влияют на рост доходов как его владельца, так и общества или нации в целом» [2].
Исследования ученых-экономистов разных времен по определению сущности понятия «человеческий капитал» позволяют выделить элементы (составляющие), которые формируют данное понятие. К главным элементам человеческого капитала ученые относят: знания, умения, профессиональные навыки; природные способности, таланты, интеллект; опыт в ходе тру-
довой деятельности); здоровье; мотивация; мобильность; информация; духовность и культура.
Человеческий капитал как потенциальный ресурс и определяющий фактор социально-экономического развития стран выполняет определенные функции:
• экономическую — обеспечивает рост дохода как индивида, так и национального богатства страны, способствует экономическому развитию и повышению конкурентоспособности национальной экономики;
• воспроизводственную — способствует формированию, накоплению и развитию человеческого капитала в форме совокупности знаний, умений, навыков, опыта, здоровья, духовности и т. п.;
• стимулирующее — способствует приросту прибыли на основе использования продуктивных способностей человека, его творческого потенциала и профессионализма;
• инвестиционную — вложение в человека средств на образование, здоровье, физическое и духовное развитие, мобильность способствуют расширенному воспроизведению человеческого капитала и обеспечивают в будущем значительный экономичный и социальный эффекты;
• инновационную — использование интеллектуального капитала обеспечивает ускорение темпов развития научно-технического прогресса и построения инновационно-инвестиционной модели развития страны;
• информационно-коммуникационную — способность индивида к получению и использованию новейшей информации, что создает условия для развития производительных сил информационного общества через использование коммуникационных потоков в условиях глобализации;
• креативную — способность личности к самовыражению, нестандартному мышлению и способствует реализации его творческого потенциала;
• социальную — совокупность отношений между людьми и нормами, что способствует количественному и качественному формированию социальных взаимодействий в обществе;
• кумулятивно-ретрансляционную — формирование и развитие человеческого капитала во времени через накопление новых знаний, умений, способностей;
• синергетическую — эффективное использование человеческого капитала в различных сферах общественной жизни, что создает положительный синергетический эффект [4, с. 217].
Анализ научных исследований позволяет определить главные составляющие структуры человеческого капитала, а именно:
• капитал образования (знания общие и специальные);
• трудовой капитал — капитал подготовки на производстве и получения определенных профессиональных способностей, квалификационных навыков, опыта;
• капитал здоровья (приветственный капитал) — уровень здоровья естественный и полученный при условии здорового образа жизни;
• интеллектуальный капитал, который включает:
а) индивидуальный интеллектуальный капитал — способность личности к инновациям, творческой и креативной работы;
б) интеллектуальный капитал в широком смысле — включает патенты, лицензии, торговые марки и т. п. (обеспечивается комплексом инвестиций);
• информационный капитал — способность человека к использованию информационных технологий, информации, что повышает компетенции личности и предоставляет преимущества в информационном обществе;
• организационно-предпринимательский капитал — организационные предпринимательские способности, умение рисковать, вложение инвестиций в развитие бизнеса (образование, предпринимательскую культуру и т. д.);
• социальный капитал — способность к взаимодействию в социальной среде, реализация социального потенциала (главные компоненты — доверие и коммуникабельность);
• капитал мобильности — капитал миграции человеческого капитала;
• культурно-нравственный капитал — воспитание, самовоспитание, саморазвитие, духовное развитие;
• мотивация социально-экономической деятельности [1, с. 26—27].
Преобразование экономических отношений в обществе должно способствовать построению социально-ориентированной рыночной экономики, формированию гражданского общества. Это требует ориентации региональной политики на рыночную экономики информирование гражданского общества. Считаем, что человеческий капитал является основным стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.
Залогом устойчивого социально-экономического развития являются качественные и количественные параметры человеческого капитала, естественная база формирования которого характеризуется демографическими особенностями его воспроизведения [6]. Обоснование роли челове-
ческого капитала соответствует уровню развития производственных отношений, выделению и пониманию сущности важнейшего фактора — человека — в экономическом росте предприятия, отрасли экономики или страны в целом.
«Человеческий фактор в экономике можно изучать в трех разрезах: политэкономическом, гуманитарном и философском. С политэкономи-ческой точки зрения, человек — носитель знаний, квалификации, опыта является основной продуктивной силой общества, наибольшим достоянием любой нации» [4, С. 212].
В современной экономике человеческий капитал превращается в основной ресурс, ценность которого постоянно растет. Новые знания и технологии трансформируют основные принципы традиционной рыночной экономики [5, 8, 9], которые связаны с собственностью, товаром, отчуждением.
Знания и информация как основные источники высокотехнологичного производства, распределяются между пользователями без потери первоначальной выгоды для их собственника.
Таким образом, не система собственности, а система использования становится основой высокотехнологичной экономики, способствует преодолению отчужденности, характерной для предыдущих форм производства и максимальному использованию личного творческого потенциала человека. Человеческий капитал предоставляет значительные конкурентные преимущества предприятиям, которые пытаются найти способы и пути использования знаний и опыта своих сотрудников как внутри предприятия, так и за ее пределами, включая взаимоотношения с клиентами и акционерами. От того, как предприятия используют свой человеческий капитал, зависит не только их успех, но и способность выжить в жестких условиях конкуренции.
Действующий экономический процесс отражает существование процессов постоянного обновления человеческого и имущественного капитала.
В современных условиях признаками интенсивного пути развития производительных сил являются:
• увеличение эффективности и масштабов использования человеческого интеллекта за счет привлечения к интеллектуальной деятельности максимального круга участников процесса
производства (то есть смена системы производственных отношений); • снижение объема капиталовложений, связанных с дальнейшим наращиванием капитала и ростом фондовооруженности, поскольку это направление использования инвестиций означает экстенсивный путь развития человечества.
Заключение. Таким образом, архиважным событием в развитии социально-экономического мировоззрения является формирование теории человеческого капитала. Человек, являясь биосоциальным существом, выступает универсальной компонентой, неотъемлемой составляющей любой социально-экономической, системы, занимает центральное место в ее структуре, а именно внутренней организации, ведь такая организация всегда представляет собой совокупность определенных социальных отношений: экономических, личных и духовных, носителями которых выступают отдельные индивиды, коллективы, слои населения и социальные слои. Именно человек обеспечивает такую функцию социально-экономической системы, как ее взаимодействие с внешним социальным и природным окружением; обеспечивает формирование, преобразование и использование социально-экономической информации с целью реализации целей своей деятельности; выступает главным объектом и субъектом управления как инструмента интеграции системы, сохранения ее качественную определенность, совершенствование и развитие [8, 9].
Развитие человека как высшей социальной ценности, повышение качества ч еловеческой жизни является приоритетом и одним из факторов экономического подъема экономики любого государства. На формирование совокупного ч елове-ческого капитала в России значительное влияние имеет и социально-демографическое политика, которая должна обеспечивать благоприятные условия для воспроизведения, сохранения и умножения количественных показателей и качественных характеристик человеческого капитала.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-2907400 мк.
The reported study was funded by RFBR, project number 19-29-07400 mk.
Библиографический список
1. Артеменко Л. Людський каптал: науюж пщходи та станформування вУкраш Галицький економмчний вгсник. ТНТУ. — 2016. — № 1. — Т. 50. — С. 22—31.
2. Жукова О. В. Человеческий капитал как объект социальных ипотечных инновационных продуктов // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 412—416.
3. Подберезкин А. И. Человеческий капитал и его роль в модернизации России // Вестник МГИМО. — 2010. — № 5. — URL: http://cyberleninka.rU/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-ego-rol-v-modernizatsiirossii (дата обращения: 05.06.2020).
4. Скиба С. А. Теоретико-методолопчнг аспекти державного регулювання розвитку людського потенщалу Збгрник на-укових праць Тавршського державного агротехнолопчного ушверситету (економгчнг науки). — 2014. — № 4 (28). — С. 213—221.
5. Яковенко Н. В. «Качество жизни населения» как научная категория демографии // Экология урбанизированных территорий. — 2007. — № 1. — С. 41—46.
6. Яковенко Н. В. Социально-экономическая устойчивость депрессивного региона (Ивановская область) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. — 2013. — Т. 18. — № 2. — С. 731—736.
7. Becker G. S. Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1964.
8. Schultz T. Human capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human Resources. Fiftieth Anniversary Colloquium VI. 1975. 20 p.
9. YakovenkB N. V., Didenko O. V., Safonova I. V. Socio-Ecological Well-Being of the Population (the Regions of the Central Federal District are Example. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 272. Iss. 3. PP. 1—8.
ESSENCE AND CONTENT OF HUMAN CAPITAL AND ITS ROLE IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION
N. V. Yakovenko, Ph. D. in Geography, Dr. Habil., Professor, Chief science officer, Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov,
I. V. Safonova, Lecturer of the Department of Ecology, Forest Protection and Forest Hunting, Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G. F. Morozov
References
1. Artemenko L. Lyudskijkapital: naukovipidhodi ta stan formuvannya v Ukrayini [Human capital: scientific approaches and the state of formation in Ukraine]. Galickij ekonomichnij visnik. TNTU. 2016. No. 1. Vol. 50. P. 22—31 [in Russian].
2. Zhukova O. V. Chelovecheskij kapital kak obekt socialnyh Ipotechnyh innovacionnyh produktov [Human capital as an object of social mortgage innovative products]. Molodoj uchenyj. 2015. No. 7. P. 412—416 [in Russian].
3. Podberezkin A. I. Chelovecheskij kapitali ego rol v modernizacii Rossii [Human capital and its role in the modernization of Russia]. MGIMO Bulletin. 2010. No. 5. available at: http://cyberleninka.ru/article/n7chelovecheskiy-kapital-i-ego-rol-v-modernizatsiirossii, date of access 05.06.2020 [in Russian].
4. Skiba S. A. Teoretiko-metodologichni aspekti derzhavnogo regulyuvannya rozvitku lyudskogo potencialu [Theoretical and methodological aspects of state regulation of human development]. Zbirnik naukovih prac Tavrijskogo derzhavnogo agrotehno-logichno gouniversitetu (ekonomichninauki). 2014. No. 4 (28). P. 213—221 [in Russian].
5. Yakovenko N. V. "Kachestvo zhizni naseleniya" kak nauchnay akategoriya demografii" [Quality of life of the population" as a scientific category of demography]. Ekologiya urbanizirovannyh territorij. 2007. No. 1. P. 41—46 [in Russian].
6. Yakovenko N. V. Social'no-ekonomicheskayaustojchivost' depressivnogoregiona (Ivanovskaya oblast' [Socio-economic stability of a depressed region: a study of the Ivanovo Region)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye I tekhnicheskie nauki. 2013. No. 18 (2). P. 731—736 [in Russian].
7. Becker G. S. Human Capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1964.
8. Schultz T. Human capital: Policy Issues and Research Opportunities. Human Resources. Fiftieth Anniversary Colloquium VI. 1975. 20 p.
9. Yakovenko N. V., Didenko O. V., Safonova I. V. Socio-Ecological Well-Being of the Population: a study of the Regions of the Central Federal District. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 272. Issue 3. P. 1—8.