Научная статья на тему 'Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании'

Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4544
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коуч / коучинг / наставничество / тренинг / консультирование / coach / coaching / mentoring / training / consultation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Николаевна Никулина, Светлана Владимировна Березина, Иван Иванович Ушаков

Коучинговый подход к образованию и воспитанию заложен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье рассматривается эволюция коучинга с XVI в. по настоящее время, показаны преимущества этого метода по сравнению с наставничеством, консультированием, тренингом. Обосновано мнение, что коучинг развивает инициативу, самостоятельность, вскрывает таланты, повышает результативность труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and Role of Coaching in Education

Coaching approach to education and education is put in Federal Law “About education in the Russian Federation". In article evolution of coaching since the 16th century till present is considered, advantages of this method in comparison with mentoring, consultation, a training are shown. The opinion is proved that coaching develops an initiative, independence, opens talents, increases effectiveness of work.

Текст научной работы на тему «Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании»

УДК 37 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10161

Сущность и роль коучинга в образовании и воспитании

Essence and Role of Coaching in Education

Надежда Николаевна НИКУЛИНА,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра финансов и кредита ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Светлана Владимировна БЕРЕЗИНА,

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра финансов и кредита ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Иван Иванович УШАКОВ,

аспирант кафедры психологии и реабилитационных технологий ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии»

Аннотация. Коучинговый подход к образованию и воспитанию заложен в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В статье рассматривается эволюция коучинга с XVI в. по настоящее время, показаны преимущества этого метода по сравнению с наставничеством, консультированием, тренингом. Обосновано мнение, что коучинг развивает инициативу, самостоятельность, вскрывает таланты, повышает результативность труда.

Ключевые слова: коуч, коучинг, наставничество, тренинг, консультирование

Сущность понятия и эволюция коучинга

Постоянное совершенствование образовательных стандартов, в которых ярко проявляются тенденция, смена лозунга «Образование для жизни» на лозунг «Образование на протяжении всей жизни», требует изменения в подходах процессов обучения и воспитания. Одним из наиболее востребованных в настоящее время выступает коучинговый подход, который вызывает большой интерес у педагогов, воспитателей, родителей и обучающихся. Данный подход позволяет развить осознанность, инициативу, навыки це-леполагания, самостоятельность и все эти качества постепенно закрепляются в компетенциях.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и допол-

Abstract. Coaching approach to education and education is put in Federal Law "About education in the Russian Federation". In article evolution of coaching since the 16th century till present is considered, advantages of this method in comparison with mentoring, consultation, a training are shown. The opinion is proved that coaching develops an initiative, independence, opens talents, increases effectiveness of work.

Key words: coach, coaching, mentoring, training, consultation

нениями) в ст. 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» отмечена необходимость развивать у обучающихся (во всех учебных заведениях и во внеурочное время) познавательную активность, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях постоянно изменяющегося мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Методика коучинга находится на стыке науки по психологии, философии, логики, менеджмента и других научно-практических теорий. Предполагается повышение эффективности и раскрытие потенциала обучающихся при решении как личных, так и деловых ситуаций. Эта методика не нова и имеет определенную эволюцию становления и развития, (см. табл. 1).

Таблица 1. Эволюция зарождения и развития методики «коучинг»

Период времени Сущность периода

XVI— XIX вв. ■ венгерское происхождение; ■ закрепление и развитие в Англии в виде частных репетиторов; ■ вхождение в спортивный лексикон (спортивный тренер)

С 1980-х годов ■ официально коучинг признан в бизнесе; ■ создание школ и введение классификации видов коучинга

С 1990-х годов ■ формирование отдельной профессии «коуч»; ■ с 2001 г. профессия «коуч» официально признана и создана международная федерация коучей

XXI в. ■ коучинг назван профессией XXI в.; ■ определены направления развития коучинга: личностный, профессиональный, бизнес-коучинг, корпоративный

Коучинг — это сфокусированный на решении и ориентированный на результат процесс сотрудничества, в ходе которого улучшается выполнение деятельности, увеличивается жизненный опыт. Коучинг — индивидуальная программа развития обучающегося, осуществляемая в рамках группового объединения, результатом освоения которой становится актуализация способности, достижения намеченных целей наиболее оптимальным и коротким путем. Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, коучинг не учит, а помогает учиться. Коучинг — это специальная деятельность, целью которой является развитие потенциала человека (или группы людей), использующая специальные методы.

Направления коучинга

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех экономически развитых странах, особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (ИК-менеджмен-та) и развивается по таким направлениям, как:

■ личностный коучинг;

■ профессиональный коучинг;

■ бизнес-коучинг;

■ корпоративный коучинг.

Личностный коучинг помогает определять

цели и оптимальные шаги их достижения, повышать самостоятельность и ответственность, получать удовлетворение от своей деятельности, учиться находить новые пути эффективного сотрудничества, быстро принимать решения в трудных ситуациях, согласовывать индивидуальные цели с целями организации, открывать новые возможности.

Бизнес-коучинг позволяет эффективно решать следующие задачи: создание сплоченных коллективов; вывод на рынок новых продуктов и услуг; нематериальная мотивация персонала; управление проектами (от отдела до организации); увеличение эффективности продаж; создание проектных инжиниринговых и реинжиниринговых характеров.

Коучинг не дает ценных советов, а предоставляет в распоряжение клиента реальные методы и навыки, применение которых позволяет в конкретной ситуации самостоятельно находить нужные решения оптимальные для человека и организации. Эта методика адаптирует организацию и личность к высокой конкуренции на рынке, уровень эффективности организации — огромный ресурс. Процесс коучинга складывается из нескольких этапов, а именно:

■ постановка цели, осознание ее реальности;

■ анализ необходимых составляющих успеха, имеющихся возможностей;

■ определение путей достижения цели;

■ выбор стратегии действий, направленных на достижение цели, мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Проанализировав имеющие в учебно-методической, научной литературе сведения о возникновении коучинга как метода обучения и развития персонала, можно сделать следующие выводы: коучинг эффективен и современен в любом виде деятельности; этот метод появился сравнительно недавно, но уже успел занять достойное место в образовательном и воспитательном процессах; технология коучинга помогает освоить новые навыки и достичь больший успехов.

Самые полезные коучинговые вопросы:

■ какая поддержка тебе нужна;

■ как ты намереваешься сделать это;

■ что для тебя в этом самое трудное;

■ какими критериями ты пользуешься;

■ какие могут быть последствия для тебя и других;

■ в чем ты выиграешь (проиграешь), если так поступишь;

■ какие возможны препятствия на твоем пути;

■ кому следует об этом знать и т.д.

Отличия коучинга от наставничества, тренинга, консультирования

В чем же отличительные особенности коучин-га от таких известных методов, как наставничество, тренинг, консультирование, которые общеизвестны и широко применяются на практике в образовании, воспитании. Наставничество —

это передача опыта, для того чтобы развить у обучающегося определенные навыки с помощью опытного наставника, который обучит определенным методам работы, поможет решить проблемы, возникающие в ходе практической деятельности. Тренинг — это развитие у обучающегося определенных навыков, участники имеют возможность взглянуть на свои проблемы со стороны, составить план исправления ошибок, что дает возможность развивать приобретенные навыки. Консультирование — это процесс, в ходе которого выявляются причины возникших проблем, осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта, в результате дается экспертная оценка по данному вопросу. Консультант — специалист в определенной области бизнеса (или знаний), к нему обращаются за помощью при решении сложных и специфических проблем. В табл. 2 представлены отличительные особенности этих методов.

Таблица 2. Отличия коучинга от консалтинга, тренинга и наставничества

Метод Цель Ситуация использования Существующие ограничения

Наставничество Задачи решаются через обмен опытом Передача уже накопленного опыта от более опытных (наставников) к менее опытным (обучаемым) Передаются в основном готовые решения, «мудрость прошлого». Не способствует развитию инициатив у обучающихся

Тренинг Приобретение конкретных навыков. Изменение отношения к работе (образованию, воспитанию) Для эффективного выполнения деятельности обучающемуся (исполнителю) не хватает знаний, навыков, умений «Перенесение» навыков из аудитории в реальность. Не всегда используется индивидуальный подход

Консультирование Решение поставленных задач через «покупку» оптимального варианта решения Проблема находится на этапе эксперимента. Нет достаточного времени для ее оперативного решения — нужна профессиональная консультация и ее «выгоднее» купить на стороне Затраты должны быть просчитаны. Построить эффективные взаимоотношения с консультантом (для получения большей результативности)

Коучинг Решение задач через развитие самостоятельности и ответственность за результаты Для успеха необходимы: критичность, самостоятельность, инициатива, персональная ответственность Требует специальных навыков у «коуча». Разработка системы поощрения, самостоятельности, ответственности, инициативы, предприимчивости

Виды коучинга для образования и воспитания:

■ индивидуальный — проводится сторонним консультантом;

■ управленческий — ориентирован на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;

■ групповой — направлен на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;

■ для отдельно взятого проекта;

■ системный — проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи, чтобы упорядочить их взаимодействие, учесть интересы в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

Можно выделить следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности: улучшение результативности деятельности; быстрое обучение «без отрыва от работы», доставляя радость и удовольствие; улучшение взаимоотношений, выработка основ ком-

Современные ФГОС предполагают, что 50— 70% объема образовательной программы обучаемые должны изучать самостоятельно. Задачи образовательного и воспитательного процесса состоит не только в передаче знаний, умений, навыков, но и в формировании активной жизненной позиции. Важна личность обучающегося, происходящие изменения в процессе получения образования и воспитания, а не просто объем самих накопленных знаний.

муникабельности; улучшение качества жизни, улучшение состояния социально-психологического климата; лучшее использование мастерства и ресурсов обучающихся, открывает не выявленные ранее таланты среди членов группы; возрастает личная эффективность обучающихся, скорость продвижения к цели.

Перспективы и эффективность коучинга

На сегодняшний день в России разработана программа для проведения семинаров, тренингов, мастер-классов по коучингу. Действует только одна организация — Международный союз коучей (Юи), способная дать достойную оценку коуча. Однако школ коуча много, но нет четких стандартов их деятельности. Союзом коучей предлагается ввести дисциплину «Коучинг в образовании и воспитании XXI века». В табл. 3 представлены перспективы и ожидания эффективности от коучинга в образовательном и воспитательном процессе.

Выводы

1. Коучинг как метод обучения и воспитания прошел определенную эволюцию становления, развития и совершенствования.

2. Коучинг предполагает использование существующих знаний, умений, навыков в сочетании с пересмотром установок, привычных методов выполнения трудовых функций.

3. Наставничество, тренинг, консультирование и коучинг имеют некоторые общие черты и отличительные особенности.

Таблица 3. Перспективы и эффективность коучинга в процессе образования и воспитания

Перспективы коучинга Эффективность коучинга

Возможность индивидуального развития личности обучаемого Повышение качества жизни, получение высокой степени удовлетворенности в будущей профессии

Активизация внедрения ФГОС Совершенствование структуры образовательного кластера в соответствии с требованиями работодателей по отраслям, сферам деятельности

Творческий подход к стилю мышления, восприятию информации Сочетание элементов творческого труда с учетом психоэмоциональных особенностей исполнителей

Обновление и внедрение новых общекультурных и профессиональных компетенций Развитие инновационных технологий, цифровой экономики, внедрение инжиниринговых и реинжиниринговых начинаний по отраслям экономики

Создание предпосылок создавать, удерживать партнерскую среду между педагогами и обучаемыми Развитие эффективных навыков коммуникации, создание в организациях центров финансовой ответственности для усиления мотивации трудовой деятельности

4. Достоинство коучинга состоит в повышении результативности деятельности, самостоятельности, скорости продвижения к установленной цели.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.garant.ru

2. Березина C.B., Никулина H.H., Борисова И.П. Сущность и роль кластера в совершенствовании образовательного процесса // Инно-

вационные методы обучения в высшей школе. Методическая конференция ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2016. С. 26—30.

3. Никулина H.H., Березина C.B., Шашки-на М.Е. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Научно-педагогический семинар» (для магистров) // Фонд электронных образовательных ресурсов ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2019.

4. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб: Речь, 2004.

5. Огнев A.B. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб: Речь, 2007.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.

ISBN 978-5-238-03280-1

В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.