Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ'

СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1328
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностный смысл / ценностные ориентации / смысл жизни / развитие ценностно-смысловой сферы личности

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аверьянов Алексей Иванович, Тимохович Анна Михайловна

В статье рассматриваются научные подходы к изучению ценностной сферы личности; раскрывается психологическое понятие смысла; дается представление о сущности ценностно-смысловой сферы личности, о логике и феноменологии ее формирования и развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ»

модели, отметили, что обрели готовность действовать в незапланированных и неуправляемых ситуациях, уверенность в возможности решения любой проблемной задачи. Этот результат подтвердился и в результатах опроса при помощи методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева: большинство студентов занимаются проектной деятельностью не по своей инициативе, основными мотивами участия являются: престижность участия, удовольствие от работы в команде. Т.е. для данных респондентов (более 80 процентов) проектная деятельность не является созидательной, что означает отсутствие у них адаптационных механизмов к изменяющимся условиям внешнего мира.

Между тем, смыслами созидательной деятельности являются внутренние преобразования субъекта и внешние преобразования в мире. Для образования данных смыслов необходима специализированная подготовка к созидательной деятельности. У магистрантов, обучавшихся по специализированной модели, смыслами проектирования являются: преобразование мира вокруг себя и самосовершенствование.

Литература

1. D. Gaspar, M. Mabic. Creativity in Higher Education. Universal Journal of Educational Research 3(9): 598-605, 2015. DOI: 10.13189/ujer.2015.030903

2. Sherman D.K., Kohen G.L. The Psychology of Self-Defense. Advancesinexperimental social psychology,Vol.38, 2006, 181-242. DOI:10.1016/S0065-2601(06)38004-5

3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов / Моск. открытый соц. ун-т. - М.: Академ. проект: Культура, 2005. - 302с.

4. Кумышева Р.М. Позиция человека в контексте его взаимодействия с миром // Успехи современной науки и образования. 2016. №3. Том 2. С. 69-72.

УДК 159.9

СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Аверьянов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», г. Москва, ai.averianov@gmail. com

Тимохович Анна Михайловна, магистр психологии, ООО «Okko», г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются научные подходы к изучению ценностной сферы личности; раскрывается психологическое понятие смысла; дается представление о сущности ценностно-смысловой сферы личности, о логике и феноменологии ее формирования и развития.

Ключевые слова: личностный смысл, ценностные ориентации, смысл жизни, развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Averyanov Alexey Ivanovich, Ph.D (Pedagogy), Associate Professor, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, ai .averianov@gmail .com

Timokhovich Anna Mikhailovna, Master of Psychology, Okko LLC, Moscow

Abstract

The article discusses scientific approaches to the study of the value sphere of personality and develops the psychological concept of meaning. It also provides an idea about the essence of

the value and meaning sphere of personality and about the logic and phenomenology of formation and development of this sphere.

Key words: personal meaning, value orientation, meaning of life, development of value and meaning sphere of personality.

Тема ценностей и смысла сегодня является центральной в научном и гуманитарном знании. В последние два десятилетия заметно увеличилось число исследований на эту тему и в психологии. Наука проникает вглубь их структуры, свойств и сфер влияния в различных культурах.

Случается, что в исследованиях и в повседневной жизни ценности смешивают с другими личностными атрибуциями, такими как личные особенности, цели, отношения (к чему-либо) [18].

Известно, что ценности и глубинные установки у человека встроены в представление о себе [23]. Однако необходимо различать личностные особенности и ценностную сферу личности. Первые фокусируются на описательных характеристиках (а именно поведенческие шаблоны в различных ситуациях), в то время как ценности концентрируются вокруг мотивационных целей (а именно что желательно или важно для людей в определенной ситуации). Личностные особенности и ценностная сфера личности также различаются корнями, из которых берет начало их развитие, в частности считается, что особенности личности являются в большей степени биологическими, а ценностные образования формируются под воздействием окружения, включая воспитание, образование, работу и культуру [19].

Ш. Шварцем была предложена теория ценностей, которая впоследствии стала весьма популярной и часто используется для исследований в психологической науке и социологии [20]. Данная теория концептуализирует текущие ценностные подходы и делает попытку описать полную ценностную структуру различных культур.

Согласно предложенной Шварцем концепции, ценностями являются все детерминанты и установки, имеющие отношение к итоговым ощущениям и/или способам реагирования, которых индивид стремится достичь в различных ситуациях и которые в тоже время играют роль критерия выбора или оценивания форм поведения и ранжирования их по приоритетности [22].

Для наглядного изображения континуальности ценностной структуры ее представляют обычно в форме круга, куда включают все 10 ценностных типов, предложенных Шварцем. Помимо декларации континуальности, такая форма представления данных позволяет подчеркнуть схожесть некоторых ценностей по смыслу и условность их деления [21].

Самоопределение включает в себя ассоциирование себя с конкретными ценностями, которые определяют как людям следует себя вести и к чему им следует стремиться. Кроме этого, самоопределение подразумевает поиск личных смыслов, которые формируют цели и направления развития жизни каждого человека. Ценностная структура и система приоритетов позволяет человеку осуществлять ключевые выборы осознанно [17].

На основе анализа определений ряда отечественных исследователей и психологов, ценностно-смысловую сферу определяют в качестве системного набора функций, составляющего основные смыслы и цели личности и влияющего на процессы их достижения. При этом социальные факторы в значительной степени влияют на ценностные ориентации человека и впоследствии находят выражение в большом количестве аспектов жизнедеятельности личности, в том числе и в постановке целей, и в пути их достижения [10].

Ценностно-смысловую сферу личности принято подразделять на структуру личностных смыслов и ценностные ориентации [13].

Согласно убеждению С.Л. Рубинштейна, в первую очередь существуют человек и общество. А ценности, в свою очередь, являются производными от их соотношения и демонстрируют то, что в обществе является важным для личности. Ценности являются векторами развития личности [12].

Смыслы, в свою очередь, - это реально существующие значения объектов, явлений или событий, имеющих место в жизни человека. Смысл жизни возникает на стыке внутренней и внешней реальностей субъекта [8].

В XIX в. С. Кьеркегор определял смысл жизни как поиск собственного Я, через которое жизнь обретает свое предназначение - экзистенцию, и преобразуется в высшее духовное проявление человека, способное к осознанному выбору морали и других экзистенциальных свобод [6].

Впервые вопрос смысла жизни в рамках психологической науки затрагивает З. Фрейд. И хотя вопрос разрабатывается им вне рамок строгого научного подхода, важным является то, что Фрейд настаивает, что смысл жизни не может быть рассмотрен в широком социальном аспекте, а должен изучаться в индивидуальном формате, относительно каждого отдельно взятого индивида. Формула счастья Фрейда сводится к поиску счастья каждым индивидом и «избеганию неудовольствия». Глобально, З. Фрейд видит противоречие в том, что смысл жизни человека заключается в поиске счастья, которое может быть обретено на генитальном уровне, то есть с помощью ухода от требований социума и эволюции, но, с другой стороны, такой вариант развития противоречит теории эволюции, а потому не может быть достигнут [2]

В работах В. Франкла тема смысла жизни является образующей и его определение смысла кардинально отличается от предложенных ранее. В отличие от коллег, Франкл говорит о детерминированности смыслов, об их безусловном наличии и независимости от воли человека. Единственное, что может сделать или не сделать человек, это стремиться к поиску и открытию для себя существующих высших смыслов, а также к их реализации в рамках своей жизни. Основа этой идеи в виде определения объективного смысла легла в основу логотерапии [14].

В основном в литературе смысловые и ценностные ориентиры определяются как непосредственно зависящие друг от друга подвижные элементы личности, коррелирующие с существующими у этой личности внутренними целями.

Историческая конъюнктура общества оказывает влияние на личностные смыслы, но при этом и личность является влияющей единицей окружающего ее социума.

Текущая окружающая среда дает возможность любому человеку совершать множество личных выборов, однако принять решение о том или ином ценностном выборе становится все сложнее по причине разрозненности и разобщенности ценностей и норм в социуме [11].

Э. Фромм в большей степени конкретизирует несколько полярные и утопичные идеи Фрейда, предлагая определение смысла жизни и счастья как возможность трудиться и заниматься сексом, то есть создавать материальные предметы и воспроизводить самих себя

[15].

Ценностно-смысловую сферу исследователи выделяют в качестве ядра личности. Именно она является вектором большинства жизненных направлений развития и формирует взаимодействие между личностью и социумом. Выделяют три элемента ценностно-смысловой сферы, важных для изучения:

- сущность,

- система,

- процессы.

С одной стороны, ценности могут быть рассмотрены как часть внутреннего мира личности и его мировоззрения, выражаемая во внешний мир. С другой же стороны, ценности - это объективно существующая реальность, отношение личности к этой реальности интериоризирует ее [5].

Процесс формирования ценностно-смысловой системы является продолжительным. В первую очередь должно произойти понимание самих ценностей. Далее происходит формирование ценностных представлений, на основании чего складываются ценностно-смысловые ориентации, которые впоследствии развиваются посредством интериоризации, интернализации и идентификации.

Интериоризация - это преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Иными словами, это осознание предметов и ценностей и индивидуальная расстановка приоритетов, которые впоследствии будут сформированы в личностную структуру ценностей.

Интернализация - развитие восприятия внешних факторов с точки зрения осознанности, а также процесс воспроизведения принятых норм вовне.

Идентификация - это принятие своих собственных норм и их корреляция с нормами ближайшего окружения [9].

С помощью обозначенных выше психологических процессов создаются возможности для развития ценностно-смысловой сферы личности. Ценностно-смысловые ориентации в полной мере коррелируют с социальными процессами в обществе.

Формирование ценностей и смыслов начинается примерно с трех лет. Подростковый период является наиболее важным в этом процессе. Эмоциональный фон оказывает критическое значение на ее формирование. Психологическая и социальная зрелость личности характеризуются осознанностью материальных, моральных, социальных и эстетических ценностей. Сформировавшаяся личность ориентирована, в частности, на самореализацию и социальный статус [3].

Процесс развития ценностно-смысловой системы является, с одной стороны, необратимым, но с другой - сформированные на ранних стадиях онтогенеза ценности и смыслы могут впоследствии модифицироваться кардинальным образом [16].

Согласно Л.С.Выготскому, осознание психологических процессов и механизмов может быть рассмотрено как важный фактор овладения ими. Таким образом, именно осознание может быть основной развития смысловой сферы личности [4].

Кроме того, сложившаяся в общественных отношениях ситуация либо катализирует реализацию личностных смыслов, либо наоборот тормозит ее. Тем не менее, по мере взросления каждый индивид приходит к вопросу поиска смысла жизни, воспринимая сам процесс и его результат как некую основу своей личности и ее действий.

В. Франкл говорил о том, что поиск смысла жизни заложен в природе каждой личности. Люди же, испытывающие трудности с поиском, формированием и определением своих смысложизненных ориентиров, могут находиться в состоянии фрустрации или, иначе говоря, экзистенциальном вакууме [7].

Одним из основных системных элементов ценностно-смысловой сферы личности выступают ценности, которые выстраиваются посредством развития индивидуальных характеристик и особенностей при проникновении и присвоении индивидом социальных норм и установок, присущих окружающему обществу.

Следующим критичным компонентом является система жизненных смыслов, также развивающаяся посредством влияния общественной конъюнктуры, но с большим участием внутренних приоритетов личности.

Принимая во внимание, что формирование и изменение личности процесс перманентный, следует обозначить, что и каждая сфера личности модифицируется параллельно социальным изменениям, даже в те периоды, когда формирование ценностно-смысловой сферы можно считать фактически завершенным [1].

Как психологическая структура личности, так и ее ценностно-смысловая сфера является стабильной и устойчивой, но в то же время пластичной, способной к реструктуризации, развитию и деформации.

В последнее время появляется немало исследований, касающихся ценностно-смысловой сферы личности, в частности, взаимосвязи смысла и некоторых других параметров с когнитивными и эмоциональными реакциями людей. Например, в своей статье Jerzy ТгееЫ^Ы и соавторы разбирают эту взаимосвязь в отношении пандемии Covid-19. Согласно полученным данным, у людей с более высокими показателями смысла жизни и удовлетворенности жизнью выявлен меньший уровень тревожности и стресса в отношении адаптации к условиям пандемии Covid-19. Такие результаты позволяют предположить, что смысл жизни, наравне с удовлетворенностью жизнью, могут снижать тревожность и непродуктивное мышление перед лицом новых неизвестных ситуаций и угроз [24].

Таким образом, ценностно-смысловая сфера выступает важнейшей характеристикой личности, которая формируется и развивается на протяжении всей ее жизни, а детерминантами выступают как внешние, социальные явления, так и внутренние, психологические характеристики личности.

Литература:

1. Анисимова, Е.В. Социально-психологическая модель структуры ценностно-смысловых ориентаций личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2020. - Т. 9. № 1А. - С. 150-163.

2. Басов, И.А. Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости. - М.: Изд-во SelfPub. 2019.

3. Власова, Н.В. Формирование ценностно-смысловой сферы развивающейся личности: Сборник научных трудов по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. - Саранск, 2019. - С.18-24.

4. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 4. - М.: Педагогика. 1984. - С. 433.

5. Гилева, Н. С. Безработные: особенности смысложизненных ориентаций и их влияние на жизненное самоопределение // Профессиональный потенциал. - 2002. - № 4. - С. 21-27.

6. Ивков, Н. Н. Динамика и критерии сформированности ценностно-смысловой сферы развивающейся личности // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 13.

7. Клишина, В.С. Смысл жизни как проблема социологии личности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-1. - С.20-23.

8. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Изд-во «Смысл», 2007. - С. 511.

9. Леонтьев, Д. А. Психология смысла. - М.: Изд-во «Смысл», 2003.

10. Литвинова, Е.М., Васильева, Л.Г., Максимова, Н.Л., Григорьева, Н.В. Связь самореализации и ценностно-смысловой сферы личности студентов: сборник трудов конференции «Коммуникации в информационном обществе: проблемы и возможности»,

сборник научных статей. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»; ГУО «Республиканский институт высшей школы». -Чебоксары: Изд-во «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», 2017. - С.143-149.

11. Почтарева, Е.Ю. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 4. - С.563-575.

12. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика. 1973.

13. Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 1999. - С. 92.

14. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

15. Фромм, Э. Иметь или быть? / Пер. с нем. Э.М. Телятниковой. - М.: Изд-во АСТ, 2011. - С. 90.

16. Чудновский, В. С., Чистяков, Н. Ф. Основы психиатрии. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1997.

17. Baumeister, R. F. Identity: Cultural change and the struggle for self. New York: Oxford University Press. 1986.

18. Sagiv, L., Roccas, S. What Personal Values Are and What They Are Not: Taking a Cross-Cultural Perspective. In: Roccas S., Sagiv L. (eds) Values and Behavior. Springer, Cham. 2017. - P.3-13.

19. Sheng, Ye, Julie, A. Lee, Joanne, N. Sheldon, Geoffrey N. Soutar Article "Personifying Destinations: A Personal Values Approach" Journal of Travel Research. Vol. 7(59). 2020. -P.1168-1185.

20. Schwartz, S., Bilsky, W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values. // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 53, No. 3. 1987. - P. 550-562.

21. Schwartz, S.H. et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 103, No. 4. 2012. - P. 663-688.

22. Schwartz, S.H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and 20 Countries // Advances in Experimеntal Social Psychology. Vol. 25 / ed. M. Zanna. New York: Academic Press. 1992. - P. 1-62.

23. Zimbardo, P. G., & Leippe, M. R. The psychology of attitude change and social influence. Philadelphia: Temple University Press. 1991.

24. Trzebinski, Jerzy, Cabanski, Maciej & Czarnecka, Jolanta Zuzanna Reaction to the COVID-19 Pandemic: The Influence of Meaning in Life, Life Satisfaction, and Assumptions on World Orderliness and Positivity, Journal of Loss and Trauma, 7(25). 2020. - P.544-557. https://ruor.uottawa.ca/bitstream/10393/40340/3/Bergeron_Sara_2020_Thesis.pdf (дата обращения: 01.03.2022)

УДК 159.992

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФРОНТИРОВ ЦИФРОВОЙ ЭРЫ

Лешкевич Т.Г. д.ф.н., профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону mailto:[email protected]

Аннотация

Целью статьи является анализ смыслообразования с учетом фронтиров цифровой эры: эмерджентность, «движение в сложности». Показано, что для стадии акме характерен уход от возрастания меры хаотизации и стремление к ее минимизации. Рассмотрено свойство фрактальности, позволяющее по отдельному поступку определять направленность смысловой регуляции. Выявлена зависимость интенсивности смыслообразования от

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.