Научная статья на тему 'Сущность и проблемы организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия'

Сущность и проблемы организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
530
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / ПОДСИСТЕМЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PENSION SYSTEM SUBSYSTEMS / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSIONS / ПЕНСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ / PENSION SERVICES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA / ВИДЫ ПЕНСИЙ / TYPES OF PENSIONS / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ ПЕНСИОНЕРОВ / SUBSISTENCE MINIMUM OF PENSIONERS / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / RETIREMENT AGE / СПОСОБЫ ДОСТАВКИ ПЕНСИИ / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПЕНСИОНЕРАМ / TARGETED SOCIAL ASSISTANCE TO PENSIONERS / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / PENSION REFORM / PENSIONS MANAGEMENT AUTHORITIES / WAYS TO DELIVER PENSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шведчикова Елена Викторовна

Рассматривается понятие обслуживания и значение данного термина в русском языке. Дается понятие пенсионного обслуживания. Отмечается существование многообразных видов социальной помощи в современной России. Выявляется особая роль пенсии как основного источника жизнеобеспечения нетрудоспособного населения страны. Определены главные задачи пенсионной системы любого современного государства. Отмечается существование разнообразных моделей пенсионных систем в мировом пространстве. В качестве наиболее эффективного способа совершенствования моделей пенсионных систем названо реформирование путем заимствования опыта и деталей из моделей других государств. Рассматривается роль такового заимствования и дается его оценка. Отмечается начало процесса реформирования пенсионной системы в России. Дается характеристика структурных элементов пенсионной системы. Выявлены основы особой актуальности вопросов пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия. Дана характеристика органам, осуществляющим пенсионное обеспечение в Хакасии, рассмотрен объем их компетенции. Представлено многообразие видов пенсионного обеспечения в Хакасии. Изложены наиболее актуальные для данного региона проблемы организации пенсионного обслуживания, и возможные пути их решения. Материалы, раскрывающие понятие, принципы и структуру системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации были частично изложены автором в статье «Пенсионное обслуживание населения: понятие и роль в современной России». Так как данная статья является продолжением серии статей посвященных проблеме пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PENSION SERVICING POPULATION IN THE REPUBLIC OF HAKASIA

The concept of service and the meaning of this term in the Russian language are considered. The concept of pension service is given. The existence of various types of social assistance in modern Russia is noted. The special role of pension as the main source of livelihood of the disabled population of the country is revealed. The main tasks of the pension system of any modern state are defined. The existence of various models of pension systems in the world is noted. As the most effective way to improve the models of pension systems reformation by borrowing experience and details from the models of other states is called. The role of such borrowing is considered and evaluated. The beginning of the process of reforming the pension system in Russia is noted. The characteristic of structural elements of pension system is given. The bases of special relevance of questions of pension service of the population in the Republic of Khakassia are revealed. The bodies engaged in pension provision in the Republic of Khakassia are characterized, the extent of their competence is considered. A variety of types of pension provision in the Republic of Khakassia is defined. The most urgent problems of organization of pension service and possible ways of their solution are stated for this region. The materials that reveal the concept, principles and structure of the pension system in the Russian Federation were partially presented by the author in the article “Pension service of the population: the concept and role in modern Russia”. This article continues of a series of articles devoted to the problem of pension provision in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сущность и проблемы организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия»

Shvedchikova Elena Viktorovna THE ESSENCE AND PROBLEMS .

juridical science

УДК 349.3

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

© 2018

Шведчикова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры «Теории и истории государства и права», Института Истории и права Хакасский государственный университет имени Николая Федоровича Катанова (655001, Россия, Абакан, проспект Ленина, 92, e-mail: leena_vik@mail.ru)

Аннотация. Рассматривается понятие обслуживания и значение данного термина в русском языке. Дается понятие пенсионного обслуживания. Отмечается существование многообразных видов социальной помощи в современной России. Выявляется особая роль пенсии как основного источника жизнеобеспечения нетрудоспособного населения страны. Определены главные задачи пенсионной системы любого современного государства. Отмечается существование разнообразных моделей пенсионных систем в мировом пространстве. В качестве наиболее эффективного способа совершенствования моделей пенсионных систем названо реформирование путем заимствования опыта и деталей из моделей других государств. Рассматривается роль такового заимствования и дается его оценка. Отмечается начало процесса реформирования пенсионной системы в России. Дается характеристика структурных элементов пенсионной системы. Выявлены основы особой актуальности вопросов пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия. Дана характеристика органам, осуществляющим пенсионное обеспечение в Хакасии, рассмотрен объем их компетенции. Представлено многообразие видов пенсионного обеспечения в Хакасии. Изложены наиболее актуальные для данного региона проблемы организации пенсионного обслуживания, и возможные пути их решения. Материалы, раскрывающие понятие, принципы и структуру системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации были частично изложены автором в статье «Пенсионное обслуживание населения: понятие и роль в современной России». Так как данная статья является продолжением серии статей посвященных проблеме пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Ключевые слова: пенсионное обслуживание, пенсионная система, подсистемы системы пенсионного обеспечения, органы управления пенсионным обеспечением, пенсионное обеспечение, пенсионное обслуживание в Республике Хакасия, виды пенсий, прожиточный минимум пенсионеров, пенсионный возраст, способы доставки пенсии, адресная социальная помощь пенсионерам, реформирование пенсионной системы.

THE ESSENCE AND PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF PENSION SERVICING POPULATION IN THE REPUBLIC OF HAKASIA

© 2018

Shvedchikova Elena Viktorovna, senior teacher of Department "Theory and history of state and law", Institute of History and law Khakas State University named after Nikolai Fydorovich Katanov (655001, Russia, Abakan, Lenin Avenue, 92, e-mail: leena_vik@mail.ru)

Abstract. The concept of service and the meaning of this term in the Russian language are considered. The concept of pension service is given. The existence of various types of social assistance in modern Russia is noted. The special role of pension as the main source of livelihood of the disabled population of the country is revealed. The main tasks of the pension system of any modern state are defined. The existence of various models of pension systems in the world is noted. As the most effective way to improve the models of pension systems reformation by borrowing experience and details from the models of other states is called. The role of such borrowing is considered and evaluated. The beginning of the process of reforming the pension system in Russia is noted. The characteristic of structural elements of pension system is given. The bases of special relevance of questions of pension service of the population in the Republic of Khakassia are revealed. The bodies engaged in pension provision in the Republic of Khakassia are characterized, the extent of their competence is considered. A variety of types of pension provision in the Republic of Khakassia is defined. The most urgent problems of organization of pension service and possible ways of their solution are stated for this region. The materials that reveal the concept, principles and structure of the pension system in the Russian Federation were partially presented by the author in the article "Pension service of the population: the concept and role in modern Russia". This article continues of a series of articles devoted to the problem of pension provision in the Russian Federation.

Keywords: pension system, pension system subsystems, pensions management authorities, pensions, pension services in the Republic of Khakassia, types of pensions, subsistence minimum of pensioners, retirement age, ways to deliver pensions, targeted social assistance to pensioners, pension reform.

В настоящее время в социальной сфере появились разнообразные виды социальной помощи и, не смотря на это многообразие - пенсия является основным источником обеспечения жизни всего нетрудоспособного населения[1]. При этом пенсионное обеспечение населения России остается одной из наиболее актуальных проблем в нашей стране в настоящее время [2].

Главная задача пенсионной системы любого современного государства состоит не только в обеспечении нетрудоспособных граждан, но и в формировании у трудоспособной в настоящее время части общества, уверенности в защищенной старости.

Пенсионная система может рассматриваться как совокупность институтов: правовых, экономических, а так же организационных, имеющих общей целью, предоставление различных видов материального обеспечения людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию и испытывающих материальные трудности. Материальное обеспечение предоставляется им преимущественно в виде выплаты пенсии и оказания социальной помощи.

В свою очередь под совокупностью правовых институтов можно понимать целый комплекс нормативно-правовых актов определяющих не только структуру пенсионной системы, но и весь порядок пенсионного обеспечения граждан. Финансовую сторону пенсионного обеспечения составляет экономическая подсистема или институт. Как правило, в каждом государстве четко определен порядок финансирования пенсионного обеспечения. В качестве источников финансирования используются: средства из бюджета государства, взносы потенциальных пенсионеров еще в период своей трудовой деятельности и другие источники.

Что касается организационных институтов, то здесь речь идет о системе органов управления пенсионным обеспечением. Это специально созданные для этих целей органы, и организации. Так, в России, например, это Пенсионный фонд РФ с региональными отделениями и управления на местах, а так же органы исполнительной власти - МВД России, Минобороны России и другие.

Несмотря на обширную нормативную базу, регулиру-

426

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

юридические науки

Шведчикова Елена Викторовна СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ...

ющую обеспечение пенсиями в Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют легальные понятия пенсионной сферы, такие, как пенсионное обеспечение и пенсионное обслуживание.

Так, в словарях по юриспруденции, пенсионное обеспечение рассматривается как форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основаниями для пенсионного обеспечения в Российской Федерации согласно действующего законодательства являются: соответствующий возраст, инвалидность, смерть кормильца (для нетрудоспособных членов его семьи), длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [3].

Для более точного понимания термина пенсионное обслуживание уясним значение слова «обслуживание» представленное в русском языке. Обслуживание - это любое действие, совершаемое одной стороной для другой стороны, имеющее нематериальный характер и не приводящее к возникновению права собственности, на что бы то ни было [4].

Опираясь на вышеизложенное понятие, пенсионное обслуживание, следует рассматривать как комплексную систему, которая функционирует на основе законодательных актов государства, принятых с целью защиты граждан находящихся в сложной жизненной ситуации в отдельные периоды их жизни.

Пенсионное обслуживание как элемент социальной защиты населения, в современной России основывается на двух основных принципах: страхования и социальной защиты. Указанные принципы состоят: во-первых - в использовании ежемесячных денежных отчислений в качестве страховых выплат в ПФ; во-вторых - в постоянной необходимости производить доплаты из государственного бюджета в Пенсионный Фонд страны, для поддержания пенсионных выплат на необходимости постоянных доплат в ПФ на достаточном для жизни уровне. Именно поэтому, для пенсионеров пенсионное обслуживание практически всегда представляет собой сочетание заинтересованности конкретных людей в обеспечении своего будущего и дополнительных мер защиты со стороны государства, которые вполне могут быть рассмотрены как забота сегодняшнего поколения о пожилых людях (стариках).

Республика Хакасия, один из субъектов Российской Федерации, территорией которого является значительная часть Хакасско - Минусинской котловины, ее границы составляют северо-западные отроги Саяно-Алтайского нагорья.

Территориальное деление республики Хакасии включает следующие элементы: 8 районов и города республиканского значения, такие как Абакан, Абаза, Саяногорск, Сорск, Черногорск. В состав территории республики Хакасии входит 271 населенный пункт.

В настоящее время численность населения республики превышает 537 668 тыс. человек, а население города Абакана составляет почти 180 000 тыс. человек. Плотность населения - 8,7 человека на 1 км2 [5].

Вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения особенно актуальны для республики Хакасия. Уже в течение последних десяти лет ежегодно фиксируется тенденция увеличения количества пенсионеров проживающих в республике. Так в 2016 году число пенсионеров увеличилось на 1 849 человек и на начало 2017 года составило 154 442 человек.

Основным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Хакасии, является Пенсионный фонд республики Хакассии. Вопросами организации пенсионного обслуживания в Хакасии занимается целая система органов. Это государственные и частные пенсионные фонды, для которых эта деятельность является основной, а так же органы доставки и выплаты пенсии - кредитные организации и федеральная почтовая служба «Почта России»._

В соответствии с положением об Абаканском отделении ПФР, данное отделение выполняет следующие функции. Во-первых, производит целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов по пенсионному обеспечению. Во-вторых, осуществляет организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца. В-третьих, производит капитализацию средств отделения ПФР, а также привлечение в ПФР добровольных взносов физических и юридических лиц.

Отделение Пенсионного фонда в республике Хакасии обеспечивает выплаты различных видов пенсий. По состоянию на 01.01.2017 численность получателей на страховую пенсию составляет 135 134 тысячи, а так же на пенсию по государственному пенсионному обеспечению приходиться 19 138 тысяч пенсионеров. Приведем некоторые виды пенсий и количество их получателей в Хакасии:

- пенсии военнослужащим и членам их семей - 160 человек;

- пенсии пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей - 127 человек;

- пенсии федеральным государственным гражданским служащим - 326 человек;

- социальные пенсии - 18 125 человек.

- пенсии участникам Великой Отечественной войны - 162 человека;

- пенсии родителей погибших военнослужащих -164 человека;

- пенсии гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 16 человек и др.

В начале 2017 года территориальными органами ПФР после проведенной подготовительной работы была произведена единовременная выплата пенсионерам в размере 5000 рублей в соответствии с принятым Федеральным законом №385 от 22 ноября 2016 года [6]. Доставочные документы в организации, осуществляющие доставку пенсий, сформированы на 154 008 человек.

Организация пенсионного обеспечения в республике Хакасии характеризуется наличием следующих проблем, которые успешно разрешаются в настоящее время или еще требуют своего разрешения.

Во-первых, это проблема приведения в соответствие регионального прожиточного минимума пенсионера, федеральному прожиточному минимуму. Региональный прожиточный минимум пенсионера в Хакасии в 2018 году составил- 8 543руб. Федеральный прожиточный минимум пенсионера в 2018 году составляет 8 726руб. В целом, следует отметить, что за последние годы данные показатели практически сравнялись.

Во-вторых это проблема необходимости увеличения размера страховой пенсии. С начала текущего года в республике Хакасии страховые пенсии увеличились на 5,4 %, в связи с ростом потребительских цен за предшествующий год. Средняя сумма страховой пенсии в Абакане, столице республики Хакасии составляет 12 546 рублей.

Одной из актуальных проблем для пенсионного обеспечения в республике Хакасия и для всей страны в целом является проблема повышения пенсионного возраста. Увеличение возраста выхода на пенсию на 5 лет, дает одновременно двойной эффект. Первоначально действительно может происходить экономия бюджетных средств, но затем, так как все текущие расчеты и планирование бюджета по развитию пенсионной системы ведется в Хакасии с учетом законодательно определенного в Российской Федерации пенсионного возраста, а именно для женщин 55 лет и 60 лет для мужчин, при выходе данных людей на пенсию, позже сократится

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

427

Shvedchikova Elena Viktorovna juridical

THE ESSENCE AND PROBLEMS ... science

предполагаемый период пенсионного обслуживания. Следовательно, размер пенсии должен увеличиться. А это увеличит нагрузку на работодателей республики, что конечно не желательно.

Еще одной проблемой является плохая осведомленность жителей республики о пенсиях, как таковых, а именно о методах ее формирования, сроках и размерах. О том, как улучшить жизнь в старости, с трудом представляет работающая молодежь, и даже граждане, находящиеся в возрасте близком к пенсионному возрасту, имеют о пенсии весьма общие представления. Кроме того, далеко не все пенсионеры имеют представление об особенностях и порядке оказания адресной помощи финансируемой Пенсионным фондом Российской Федерации и осуществляемой так же за счет средств республиканского бюджета. Что создает свободные возможности для активизации действия мошенников.

В качестве способа преодоления данной проблемы может быть предложена активизация просветительской деятельности освещающей сферу пенсионного обеспечения в Хакасии и в целом в стране. Просветительская деятельность может быть осуществлена при непосредственной поддержке республиканского Пенсионного фонда либо непосредственно специалистами Управлений Пенсионного фонда, в форме уроков пенсионной и социальной грамотности для старшеклассников школ и студентов образовательных учреждений города и республики. Продолжительность пенсионного периода в жизни среднестатистического человека, равна суммарной продолжительности детского и юношеского периодов в его жизни. Следует отметить, что пенсионный период как этап человеческой жизни достаточно продолжителен, следовательно, каждый человек должен быть подготовлен к этому новому, серьезному этапу в своей жизни. Во-первых, сохранив свое здоровье и во вторых обеспечив себя пенсией. Ежегодная модернизация пенсионной системы создает реальные возможности увеличения будущей пенсии. Очень жаль, что современная система образования на всех ее уровнях не дает практических знаний, которые позволили бы формировать пенсионную грамотность на новом, более высоком уровне. Причем базовые знания в сфере пенсионного обеспечения необходимы в Российской Федерации и в республике Хакасии не только для школьников и студентов, но и более взрослому населению. Развитие пенсионной грамотности повысит осведомленность граждан об их правах в данной сфере, о способах увеличения будущей пенсии, и о Программе государственного софинансирования пенсии.

Следующая проблема пенсионного обслуживания касается непосредственно способа доставки пенсии. Следует отметить, что в республике Хакасия среди всех способов доставки пенсии, а особенно пенсии на дом, именно почтовая доставка занимает лидирующую позицию до настоящего времени, так как является наиболее удобным для пенсионеров [7].

Для оказания такой бесплатной услуги требуется написать заявление в почтовом отделении, возможно оформление доставки пенсионного обеспечения на дом - в установленный день. Оплачивается данная услуга Пенсионным фондом России. При всем многообразии современных способов получения денежного обеспечения: электронные деньги, счет в банке и так далее, данный способ достаточно востребован особенно для неработающих пенсионеров и пенсионеров которым трудно самостоятельно передвигаться даже в пределах конкретного населенного пункта.

Абсолютным недостатком такого способа является необходимость для пенсионера иногда в течении всего дня ожидать прихода почтальона, так как время доставки пенсии не может быть определено точно. А для сотрудника почты, к сожалению, до настоящего времени сохраняется опасность стать объектом посягательства для правонарушителей, так как в течении дня он передвигается по населенному пункту с наличными денеж-428

ными суммами.

Многие пенсионеры Хакасии выбирают такой вид доставки пенсии, как получение в почтовом отделении по месту своего жительства. При установлении пенсии назначается дата, когда пенсионер сможет получить пенсию на почте. Но это совсем не означает, что пенсию можно будет получить только в этот день, можно получить ее в другой день позже назначенного, но не ранее назначенного дня. Среди недостатков данного способа следует отметить сложность для пенсионера добраться до своего пенсионного отделения.

Согласно законодательству Российской Федерации способ доставки пенсионного обеспечения определяется пенсионером самостоятельно в заявительном порядке через ПФР.

В целом, осуществляемый в настоящее время в нашей стране процесс реформирования системы пенсионного обеспечения основан на сохранении и укреплении государственной пенсионной системы, но при этом данный процесс характеризуется развитием абсолютно новых форм пенсионного обеспечения. Действующая до настоящего времени пенсионная система распределительно-накопительного характера, главным недостатком которой является возникновение дефицита в бюджетном финансировании, должна быть полностью модернизирована, как не отвечающая потребностям экономически активного большинства населения.

Указанные выше проблемы в организации пенсионного обслуживания населения в республике Хакасия должны быть, и могут быть разрешены в процессе реформирования пенсионной системы региона и всей страны. Важно отметить, что основу формирования новой пенсионной системы должны составит принципиально новые базовые принципы: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. В целом, нужно понимать, что в качестве основы реформирования пенсионной система в Российской Федерации, должны рассматриваться международные стандарты в сфере пенсионного обеспечения. Процесс реформирования системы пенсионного обеспечения не является кратковременным, а рассчитан на достаточно продолжительный период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шведчикова Е.В. Пенсионное обслуживание населения: понятие и роль в современной России // Сборник статей XII международной научно-практической конференции, часть 2, М.: «Научно-издательский центр «Актуальность РФ», 2017. С. 201.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). //Собрание законодательства Российской Федерации от 2018г., N 4, ст.614.

3. Борисов А. Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир. 2010. С. 513.

4. Ищенко О.А. Пермяков О.В. Реформирование пенсионного законодательства Российской Федерации // Юрист. 2003. № 6. С. 8.

5. Информационно-статистический бюллетень «ОПФР по Республике Хакасия за 2016 год» в 2016 году и задачах на 2017 год» http://pfrf.ru/.

6. Федеральный закон от 22.11.2016 N 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2017. № 2. ст. 400 (часть1 I).

7. Доклад управляющего Отделением Пенсионного фонда России по Хакасии В.А. Филонова «Об итогах работы ГУ-Отделения ПФР по Республике Хакасия 2016 http://pfrf.ru/.

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.