Научная статья на тему 'Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона'

Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1436
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ТУРИЗМ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / ФОРМИРОВАНИЕ / IMAGE / TOURISM / REGION / POTENTIAL / TARGET AUDIENCE / FORMING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суслова Ирина Александровна

В статье рассматривается понятие "туристский имидж региона", определяются его сущность и важнейшие характеристики, также раскрываются стадии и условия формирования, выделяются основные участники данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANCE AND ISSUES IN FORMING OF A REGION'S TOURIST IMAGE

The substance and the definition of a region's tourist image are described in this article. Its main characteristics are defined. The stages and conditions of forming are defined, the main participants of this process are identified.

Текст научной работы на тему «Сущность и проблемы формирования туристского имиджа региона»

УДК 388.486.1.025

СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА РЕГИОНА

Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, osp.08@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие "туристский имидж региона", определяются его сущность и важнейшие характеристики, также раскрываются стадии и условия формирования, выделяются основные участники данного процесса.

Ключевые слова: имидж, туризм, регион, потенциал, целевые потребители, формирование.

THE SUBSTANCE AND ISSUES IN FORMING OF A REGION'S TOURIST IMAGE

Suslova Irina Alexandrovna, Candidate of Economic Sciences,

"Russian State University of Tourism and Service",

Moscow, Russia

The substance and the definition of a region's tourist image are described in this article. Its main characteristics are defined. The stages and conditions of forming are defined, the main participants of this process are identified.

Keywords: image, tourism, region, potential, target audience, forming.

В современных социально-экономических условиях отдельные регионы страны все чаще рассматриваются не в качестве географических территорий, а в качестве субъектов, конкурирующих на рынке за привлечение ресурсов, необходимых для развития. С позиции индустрии туризма регионы выступают как особые туристские продукты, нуждающиеся в успешном продвижении. Степень привлекательности региона на туристском рынке определяет темпы развития туризма на его территории, а также роль и место в состоянии экономики.

С учетом достигнутого понимания уровня влияния туризма на приоритеты стратегического развития регионы используют различные маркетинговые приемы продвижения своих территорий как туристских направлений. Многочисленные исследования показывают, что темпы развития туризма в регионе во многом определяются состоянием его туристского имиджа. При этом в одних случаях основу его формирования определяют уникальные, представляющие мировую ценность объекты

культурно-исторического наследия (например, города туристского маршрута «Золотое кольцо России»), в других - достаточно оригинальный подход к созданию новых объектов туристской привлекательности (г. Мышкин Ярославской области). В каждом случае туристский имидж является основой туристского потенциала региона, определяющей его отличие от других территорий и обеспечивающей повышенный интерес со стороны туристов, инвесторов, органов власти.

В настоящее время вопросам имиджелогии уделяется особое внимание. Современные исследователи данного научного направления рассматривают его с разных позиций: психологических, социологических, маркетинговых, информационных,

региональных и других. Однако при любом теоретико-методологическом подходе они пытаются уточнить содержание понятия «имидж», выявить принципы и механизмы его формирования для эффективного включения в социально-экономическую реальность и достижения поставленных целей [4, с.16].

Имидж всегда отражает результат общественного мнения, складывающегося из совокупности образов, представлений, трактовок и оценок. Позитивный имидж способствует реализации намеченных задач. Представляется, что в развитии российского туризма особое место должно быть уделено формированию туристского имиджа отдельных регионов. В качестве субъектов данного процесса обязаны выступить органы местного самоуправления и структуры индустрии туризма. Его объектами являются целевые потребители: туристы и потенциальные инвесторы. При этом под туристским имиджем региона следует понимать не просто успешно продвинутый позитивный образ конкретной территории, основу которого составляют отличительные возможности удовлетворения запросов определённых сегментов потребителей, а более содержательное понятие, включающее:

- своеобразное эмоционально-привлекательное общественное восприятие природных, исторических, культурных, социальных, этнических, научных, производственных, экологических особенностей региона;

- обеспечение востребованных целевыми группами потребителей качественных характеристик предоставляемых услуг;

- достигнутый общественный уровень туристской привлекательности региона и тенденции его повышения, формируемые специальным комплексом позитивных ассоциаций, символов, знаков, приемов.

Туристский имидж региона не может быть одинаковым для всех групп потенциальных потребителей. Базируясь на поставленных целях, задачах и характерных особенностях региона, он способствует расширению аудитории целевых сегментов.

К важнейшим характеристикам туристского имиджа региона следует отнести:

- поверхностное отражение эмоционально-психологического восприятия

туристской привлекательности региона;

- возможность формирования как на основе нескольких, так и одного вида туризма;

- высокую степень субъективизма оценки достигнутого уровня у представителей различных целевых групп потребителей;

- возможность целевого или стихийного характера создания на основе уже существующих или новых объектов туристской привлекательности;

- направленность на расширение целевой аудитории потребителей;

- отсутствие обязательного значительного инвестирования в объекты и инфраструктуру туризма;

- возможность как достаточно быстрого повышения, так и резкого падения;

- достижение роста путём активизации продвижения, а не улучшения качества предоставления услуг;

- сложность количественной оценки.

Представители органов региональной власти всё чаще приходят к пониманию важности проблемы формирования и развития туристского имиджа определённой территории. Однако на практике их усилия в этом направлении часто ограничиваются разработкой региональной символики и созданием специальных интернет-сайтов региона. В более редких случаях к ним добавляется организация проведения выставок и культурных мероприятий. Вместе с тем процесс формирования туристского имиджа региона предполагает применение специальных подходов и технологий. Он выступает в качестве маркетингового приёма выделения региона среди других, привлечение к нему дополнительного внимания аудитории потенциальных туристов, а в итоге - важнейшего направления повышения конкурентоспособности на туристском рынке [3].

В ходе моделирования туристского имиджа региона целесообразно выделить три основных стадии: разработка, реализация и потребление. Выделение указанных стадий создаёт возможность определения основных участников данного процесса: производителей, посредников и потребителей.

В качестве производителей выступают представители региональных органов власти. Они осуществляют оценку конкурентоспособности региона и определяют его долю на туристском рынке, выдвигают предложения по реализации неиспользованных возможностей, намечают подходы к построению имиджа. Следует учитывать, что органы власти, как производители, обычно не могут самостоятельно изменять характеристики

отдельных элементов региональных туристских продуктов (объектов туризма, услуг инфраструктуры туристского комплекса и др.). Однако они могут это делать опосредованно. Так, исходя из целесообразности защиты и сохранения природных и экологических ресурсов, они могут принять соответствующие нормативнозаконодательные документы и обеспечить контроль их выполнения со стороны как юридических, так и физических лиц.

На стадии реализации процесса формирования имиджа региона органы власти, опираясь на действия посредников, в лице различных организаций, относящихся к индустрии туризма, и используя специальные рычаги воздействия, добиваются изменения их поведения в желаемом направлении. На стадии потребления в результате проведения необходимой корректировки действий посредников обеспечиваются условия ожидаемого восприятия туристского имиджа региона целевыми потребителями.

Таким образом, при моделировании туристского имиджа региона управляющий административно-территориальный орган разрабатывает предложение, ориентированное на посредника. В свою очередь, соответствующая положительная поведенческая реакция посредника на выдвинутое предложение создаёт дополнительную привлекательность для конечных потребителей. При этом посредник становится активным участником реального повышения туристской привлекательности региона. В ряде случаев в роли посредника выступают сами конечные целевые потребители, поскольку адресатами туристского имиджа региона являются не только определённые сегменты туристов, но и инвесторы.

Определяя особенности процесса формирования туристского имиджа региона, необходимо также отметить следующие условия его успешного осуществления:

- предоставление комплекса туристских услуг и содержание инфраструктуры в состоянии, необходимом для удовлетворения ожидаемых запросов целевых сегментов потребителей;

- выявление и использование дополнительных факторов привлекательности для получения поддержки со стороны бизнес структур, республиканских и федеральных органов власти;

- активное распространение информации о туристских возможностях региона;

- обеспечение широкой поддержки со стороны общественности.

Предоставленный регионом комплекс туристских услуг является тем мотиватором,

который как фактор предложения определяет состав потенциальных целевых потребителей. Уровень состояния развития инфраструктуры туризма региона

рассматривается в качестве гарантированного комфортного пребывания на его территории. Выявление факторов туристской привлекательности региона для деловых партнеров, центральных республиканских органов власти направлено на активизацию развития социально-экономического сотрудничества и партнерства на его территории. Широкое распространение информации о туристских возможностях региона необходимо для повышения уровня его привлекательности для целевых сегментов потребителей, в состав которых могут входить не только туристы, но представители бизнес-сообщества. При этом если для потенциальных туристов важно своевременно и развернуто довести информацию о расположенных на территории региона объектах и предлагаемых туристских продуктах, то для деловых кругов целесообразно особо отметить преимущества региона как места ведения туристского бизнеса.

Продвижение туристского имиджа региона предполагает использование следующих традиционных средств распространения информации:

- реклама в средствах массовой информации;

- издание рекламно-информационной литературы;

- использование современных электронных технологий (Интернет, мультимедийные диски,Е-таП-маркетинг);

- выставочные мероприятия (региональные, национальные, международные);

- организация ознакомительных поездок и рекламных туров;

- проведение семинаров и конференций.

Достаточно широким является состав субъектов прямо или косвенно осуществляющих продвижение туристского имиджа региона:

- органы власти и управления;

- территориально-экономические агентства развития;

- туристские структуры;

- средства размещения;

- транспортные организации;

- сети общественности питания и розничной торговли;

- спортивные общества, комитеты, федерации.

Эти и многие другие структуры реализуют свою деятельность на территории региона, проявляют достаточно высокую активность для привлечения к ней интереса потенциальных потребителей и удержания уже существующих [2, с.27].

Отдельно в системе продвижения имиджа следует отметить положительную роль создаваемых в настоящее время региональных туристских информационных центров (ТИЦ). Они выполняют функцию консолидации рекламно-информационного

обслуживания туристов и субъектов туриндустрии, рационализации и использования туристских ресурсов региона путем использования таких основных составляющих, как виртуальная, в форме веб-сайта, и реальная, в форме call-центра. На веб-сайтах ТИЦ размещается подробная информация об объектах туризма и о различных субъектах туриндустрии региона. Уделяя повышенное внимание качественным характеристикам обслуживания, ТИЦ может проводить специальный рейтинг организаций туриндустрии, гарантируя таким образом степень их привлекательности и надежности. Функционирование при ТИЦ call-цента обеспечивает возможность оперативных ответов на телефонные звонки по вопросам, возникающих у туристов, находящихся на территории региона. С учетом некоммерческих целей деятельность ТИЦ обычно финансируется за счет региональных бюджетных средств, а их услуги чаще всего предоставляются бесплатно или за символическую плату [1].

Особое значение для формирования и повышения туристского имиджа региона имеют связи с общественностью. Построение положительного образа региона в сознании его жителей и восприятии общественных организаций необходимо для повышения степени их лояльности и доброжелательной оценки действий органов власти, существующих предпринимательских структур и будущих инвесторов.

Своевременное понимание важности туристского имиджа, успешное применение обозначенных подходов к процессу его формирования позволяет региону как самостоятельному хозяйствующему экономическому субъекту повысить свои конкурентные позиции в современном экономическом пространстве.

Литература

1. Городской туристско-информационный центр. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.ispb.info/. (Дата обращения: 14.01.2013).

2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

3. Суслова И. А. Подходы к формированию туристского имиджа региона // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №6(33). - С. 101-107.

4. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.