Научная статья на тему 'Формирование институциональной инфраструктуры туристского рынка'

Формирование институциональной инфраструктуры туристского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1375
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО РЫНКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ТУРИЗМЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ТУРИЗМЕ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА / INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE FOR THE TOURISM MARKET / ENTREPRENEURSHIP IN TOURISM / SELF-REGULATING ORGANIZATION IN TOURISM / SELF-REGULATION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Наталья Степановна

В статье рассматриваются вопросы формирования институциональной структуры предпринимательства в туризме и института саморегулируемых организаций как современного механизма регулирования туристского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the growth of institutional entrepreneurship in tourism and the development of selfregulatory organizations as a modern tool to regulate the tourism market.

Текст научной работы на тему «Формирование институциональной инфраструктуры туристского рынка»

тельные якоря эмоционального восприятия образа территории туризма. Исследование в области применения символов в позициони-

ровании актуальны для развития туристской отрасли региона, повышения его коммерческой успешности.

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 576 с.

2. Вайссман Дж. Мастерство презентации. М.: ООО «Вершина», 2004. 288 с.

3. Вознюк Е.Е. Позиционирование и формирование туристического имиджа региона, не обладающего уникальными объектами привлекательности. Имиджелогия 2009: Инновационные технологии успеха против кризиса // Материалы Седьмого Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. М: РИЦ АИМ, 2009. С. 315-321.

4. Коханенко А.И. Имидж рекламных персонажей. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 144 с.

5. ПанасюкА.Ю. Вам нужен имиджмейкер. М.: Вечер, 2004. 240 с.

6. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. 224 с.

7. Сурина М.О. Эзотерические свойства цвета. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2006. 144 с.

8. УльяновскийА.В. Корпоративный имидж: технологии формирования для максимального роста бизнеса. М.: Эксмо, 2008. 400 с.

УДК 338.242

I формирование институциональной I инфраструктуры туристского рынка

Наталья Степановна Морозова, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета, sks@rosnou.ru,

Российский новый университет

The article discusses the growth of institutional entrepreneurship in tourism and the development of self-regulatory organizations as a modern tool to regulate the tourism market.

В статье рассматриваются вопросы формирования институциональной структуры предпринимательства в туризме и института саморегулируемых организаций как современного механизма регулирования туристского рынка.

Key Words: institutional infrastructure, infrastructure for the tourism market, entrepreneurship in tourism, self-regulating organization in tourism, self-regulation in tourism

Ключевые слова: институциональная инфраструктура, инфраструктура туристского рынка, предпринимательство в туризме, саморегулируемые организации в туризме, саморегулирование в сфере туризма

Механизм функционирования туристского рынка во многом определяется степенью развитости его инфраструктуры. Инфраструктура рынка — это организационноэкономическая система, обеспечивающая общие условия для эффективного динамичного движения товаров от продавца к поку-

пателю в неразрывной связи с финансовыми и информационными потоками с помощью системы организаций и институтов рынка [3]. Инфраструктура рынка формирует и обеспечивает общие условия его функционирования.

Туристский рынок представляет собой взаимосвязанную систему экономических, юридических, социальных и других отношений, объединяющих большое количество его субъектов-участников, в том числе производителей туристского продукта (услуг), реальных и потенциальных покупателей, способных и имеющих желание купить этот туристский продукт. Каждый конкретный туристский продукт формируется из отдельных составляющих его услуг (например, услуг перевозчиков, проживания, питания), которые могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы, как и туристский продукт в целом.

В отличие от рынка материальных товаров, которые обычно доставляются потребителю к месту его постоянного проживания, туристский рынок отличается тем, что турист сам должен прибыть в туристскую дестинацию для получения выбранного им турпродукта. Потенциальные потребители турпродукта должны быть заранее осведомлены о существовании тех туристских дестинаций, которые они желают посетить, иметь представление об основных туристских ресурсах этой дестинации и уровне сервиса. Развитие туристского рынка во многом определяется наличием ограниченных или редких туристских ресурсов, которые используются для удовлетворения потребностей и пожеланий туристов и являются частью общей инфраструктуры туризма в данной дестинации.

Инфраструктура туристского рынка представляет собой организационно-экономическую систему, опосредующую движение туристских продуктов и услуг от продавца к покупателю, совокупность институтов и организаций, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. К наиболее важным и значимым функциям инфраструктуры туристского рынка следует отнести то, что она обеспечивает взаимосвязь всех субъектов туристского рынка, упорядочивает и ускоряет туристский товарооборот и движение денежных потоков между всеми участниками туристского рынка, обеспечивает выполнение функций регулирования в сфере туризма, оказывает информационные, маркетинговые, инновационные, консалтинговые, аудиторские и другие услуги с помощью институтов

институциональной инфраструктуры туристского рынка.

Институциональная инфраструктура — это специализированный вид деятельности, обслуживающий или создающий необходимые условия для функционирования предприятий в какой-либо сфере [4].

Составляющими институциональной инфраструктуры являются:

• финансово-кредитная система;

• налоговая система и налоговые органы;

• таможенная система;

• система страхования;

• консультационные (консалтинговые) и аудиторские компании;

• профессиональная инфраструктура рынка труда (управления персоналом) и т.д.

Инфраструктура рынка труда представляет собой нормативно-правовую среду, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование рынка труда в определенной сфере экономической деятельности, в данном случае, в сфере туристской индустрии. Инфраструктура рынка труда в сфере туризма включает государственные учреждения, занимающиеся вопросами занятости населения, кадровые агентства, кадровые службы управления персоналом туристских предприятий. Профессиональная инфраструктура управления персоналом — внешние по отношению к организации специализированные службы или государственные органы, занимающиеся вопросами управления персоналом и оказывающие по этим вопросам помощь или услуги участникам туристского рынка.

Развитие и функционирование туристского рынка неразрывно связано с предпринимательством. Инфраструктура поддержки предпринимательства в сфере туризма в настоящее время находится в стадии становления. Сфера туризма в основном представлена малыми и средними предприятиями, которые в условиях финансово-экономического кризиса оказались в наиболее сложных условиях и требуют серьезной поддержки со стороны государства. В настоящее время многие страны с развитыми туристскими рынками предпринимают попытки поддержать свои национальные рынки. Так, Австрия в 2009 году выделила 4 млн евро для защиты национального туризма и укрепления позиций австрийских предприятий, был увеличен бюджет Австрийского национального туристического офиса, а

также предложено дополнительное стимулирование туризма через банковские структуры. Правительство Египта выделило $1,2 млрд на антикризисную помощь отелям и чартерным перевозчикам. Израиль выделил 500 тыс. евро на новую рекламную кампанию в России для поддержания спроса на национальный туристский продукт. Малайзия в 2009 году увеличила рекламный бюджет, ориентированный на российских туристов, на 20%.

Индустрия туризма состоит, в основном, из малых и средних предприятий. В целях лоббирования собственных интересов мелкие предприятия туриндустрии, занятые в одной области деятельности, объединяются в некоммерческие ассоциации, союзы. Одни ассоциации создаются для того, чтобы сформировать единый профессиональный стандарт для всех туристских предприятий, входящих в это объединение, например, единый стандарт оформления электронных билетов. Другие ассоциации создаются на деловой основе, в них входят туристские предприятия, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для производства и реализации туристского продукта. Некоторые ассоциации связаны с какими-то определенными секторами туриндустрии, например, транспорт, отели, питание и др. В России к наиболее значимым объединениям в сфере туризма следует отнести Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциацию туроператоров России (АТОР), Российскую гостиничную ассоциацию (РГА) и др.

Российское правительство также принимает меры для поддержки национального туристского рынка. В целях выработки и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, разработке ведомственных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства в мае 2009 года при Ростуризме была создана межведомственная рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства в сфере туризма [5].

Перечислим основные направления развития институциональной инфраструктуры предпринимательства в сфере туризма:

• развитие форм и методов финансовокредитной поддержки предприятий турин-дустрии, относящихся к малому и среднему бизнесу;

• совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, в частности, развитие схем государственно-частного партнерства в туризме;

• укрепление и развитие системы подготовки кадров для индустрии туризма;

• информационно-рекламная поддержка со стороны государства национального туристского продукта и туристских дестинаций;

• создание региональных туристских информационных центров и единого туристского информационного ресурса.

Развитие предпринимательской деятельности в туристской дестинации должно реализовываться в рамках комплексных проектов по развитию туристской дестинации. Проекты создания и развития туристской инфраструктуры должны решаться не на уровне отдельного туристского предприятия, а совместно с государственными, региональными и местными административными органами. Предпринимательская туристская инфраструктура может создаваться как федеральными и региональными властями, так и представителями туристского бизнеса, инвесторами. Необходимо обеспечить баланс между различными участниками туристского рынка на всех его уровнях, в частности, обеспечить их эффективное взаимодействие, при котором международные организации и государственные структуры помогут предпринимателям найти и реализовать их собственные решения.

Государство является одним из субъектов туристского рынка, который непосредственно участвует в процессе его формирования, создавая в том числе необходимое институциональное обеспечение экономики туристского рынка для того, чтобы предотвратить ее нежелательное развитие и возможное негативное влияние на другие отрасли экономики. Вовлечение государства в экономику туристского рынка достигается через механизм формирования государственной туристской политики, цель которой — усиление положительного эффекта от развития туристского рынка и минимизация нежелательных влияний механизмов туристского рынка. Таким образом, туристская политика необходима для решения основополагающих проблем экономики туристского рынка:

•эффективное распределение ограниченных и редких туристских ресурсов;

•обеспечение и поддержка устойчивого развития туристского рынка;

•распределение туристских доходов.

При формировании туристского рынка необходимо учитывать ряд объективных ограничений. Прежде всего, это ограничения по объемам туристских потоков (ограничения туристского спроса), которые связаны с экономическими возможностями туристов при решении вопроса о приобретении туристского продукта. Существуют различные механизмы создания и поддержания туристского спроса, которые активно используют все участники туристского рынка, в том числе прямая реклама туристской дестинации, участие в международных туристских выставках, мероприятия по стимулированию сбыта национального туристского продукта.

Ограничения туристского предложения могут быть обусловлены особенностями туристских ресурсов. Среди туристских ресурсов наиболее ограниченными являются природные ресурсы, которые невозможно создать искусственно и которые обладают определенной рекреационной емкостью, а также ограничения, связанные с экологией окружающей среды. Это особенно важно для тех туристских дестинаций, в которых собирается чрезмерно большое количество туристов, наносящих вред окружающей среде.

Немаловажным ограничением является ярко выраженная сезонность в туристском бизнесе, а также сравнительно короткий период туристской активности для многих туристских дестинаций, который оказывает негативное влияние на экономическую эффективность деятельности предприятий ту-риндустрии, в частности, уменьшает объем выручки от реализации туристского продукта.

В процессе формирования институциональной инфраструктуры туристского рынка должен осуществляться постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов предпринимательской деятельности в туризме к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения. В современных условиях саморегулирование становится одним из важнейших элементов институционального обеспечения предпринимательской деятельности в туризме.

В российской практике появление первых органов саморегулирования связано с принятием в 2002 году нового закона о банкротстве, который предусматривал создание саморегу-лируемых организаций, объединяющих арбитражных управляющих. В 2006 году в законе о рекламе также появилась статья о саморегу-лируемых организациях в рекламной сфере. В 2007 году был принят закон «О саморегулиру-емых организациях», который способствовал активному развитию систем саморегулирования в различных сферах [1]. К настоящему времени уже созданы и функционируют са-морегулируемые организации арбитражных управляющих, общества оценщиков, активно внедряется саморегулирование в области рекламы, ЖКХ, строительстве и транспортной сфере.

Саморегулирование следует рассматривать как элемент институциональной инфраструктуры, представляющий альтернативу государственному регулированию рынка. Саморегулирование предполагает установление субъектами определенного рынка общих правил ведения хозяйственной деятельности в данной сфере и осуществление контроля за соблюдением этих правил. Введение института саморегулирования способствует сокращению административных, экономических и организационных барьеров при формировании и развитии рынка.

В сфере туризма саморегулирование представляется одним из важнейших инструментов формирования цивилизованного туристского рынка. В настоящее время созрела необходимость создания условий для становления и развития туристской системы саморегулирования как механизма реализации экономической политики государства в сфере туризма. На современном этапе формирования системы государственного регулирования в туризме роль общественных организаций, реализующих принципы саморегулирования, будет возрастать. Механизм саморегулирования туристского рынка позволит повысить эффективность контроля соблюдения норм и стандартов деятельности в сфере туризма, повысит ответственность предприятий туриндустрии перед потребителями туристских услуг, будет способствовать уходу с рынка неэффективных и недобросовестных производителей туристских продуктов. Кроме того, саморегулируе-мые организации создают предпосылки для

формирования альтернативных механизмов разрешения споров участников туристского рынка, являющихся членами саморегулируе-мых организаций. Саморегулируемые организации являются институтом, который обеспечивает защиту прав и интересов членов са-морегулируемых организаций от незаконных действий органов государственной власти.

Саморегулируемые организации в сфере туризма могли бы обеспечить выполнение ряда важнейших функций, в том числе разработку или участие в разработке вместе с государственными органами профессиональных стандартов в сфере туризма. Разработка профессиональных стандартов абсолютно необходима, поскольку они позволят выстроить стройную систему функционирования всей туристской сферы и обеспечить предоставление высококачественных услуг на уровне мировых стандартов. Известно, что профессиональное сообщество в любой сфере может стать одним из лучших инструментов контроля качества производимых продуктов и услуг в том случае, если мнение этого сообщества является весьма весомым, а само сообщество владеет необходимыми рычагами воздействия на своих членов.

Саморегулируемые организации в сфере туризма призваны выступать в качестве объединяющего начала. С точки зрения информационного обеспечения они должны наряду с государственными органами статистики осуществлять сбор и анализ оперативных и статистических данных, характеризующих туристский рынок, обеспечивать разработку отраслевых прогнозов по основным тенденциям туристского рынка, обеспечивать необходимую инфраструктурную составляющую и оперативно информировать субъектов туристского рынка об изменениях законодательства в сфере туризма и смежных областях. Во многих сферах деятельности уже существуют такие структуры, например, в рекламном бизнесе аналогичные функции выполняет Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).

Особое значение саморегулируемые организации могут иметь для координации предпринимательской турагентской деятельности. Это объясняется тем, что в настоящее время после отмены лицензирования именно деятельность турагентов в наименьшей степени регулируется государственными органами. Деятельность туроператоров регламентирует-

ся в рамках законодательства необходимостью иметь финансовое обеспечение и туроператоры должны быть занесены в единый государственный реестр туроператоров, а для ведения турагентской деятельности такого рода ограничений не существует. Количество туроператоров известно в связи с их регистрацией в реестре, а количество турагентов оценивается весьма примерно.

Немаловажное значение саморегулируе-мые организации могут иметь в области совершенствования профессиональной деятельности персонала предприятий туриндустрии, в частности, обеспечивая профессиональную общественную аттестацию сотрудников, повышение квалификации, переподготовку кадров.

Предпосылки для развития саморегули-руемых организаций в сфере туризма уже осознаны туристским сообществом и сформированы. Ряд туристских ассоциаций и общественных объединений непосредственно подошли к принятию решений о создании саморегулируемых организаций или преобразовании в них. К ним относится, прежде всего, ассоциация туроператоров России (АТОР), на съезде которой уже в 2008 году обсуждался вопрос о преобразовании ассоциации в саморе-гулируемую организацию. В отчетном докладе Российского союза туриндустрии (РСТ) в 2009 году поднимался вопрос о саморегулировании предпринимательской деятельности в сфере туризма, в частности, речь шла о развитии механизмов саморегулирования в туризме в целом и в рамках РСТ. Отмечалась целесообразность создания саморегулируемых организаций в сфере туроператорской, турагент-ской деятельности, гостиничного хозяйства, санаторно-курортном комплексе. Необходимость создания саморегулируемых организаций активно обсуждается и на региональном уровне. В связи с высокой степенью регионализации туристского рынка одним из возможных вариантов формирования системы саморегулирования в российском туризме может стать создание региональных саморегулируе-мых организаций и объединяющей их национальной саморегулируемой организации.

Предпринимательская деятельность в туризме всегда связана с рисками, поэтому в институциональной туристской инфраструктуре должна быть предусмотрена структура управления рисками. С этих позиций в рамках ре-

гиональных саморегулируемых организации целесообразно создание центров, анализирующих факторы предпринимательских ри-

ностей, разрабатывающих количественные и качественные методики оценки туристских рисков, стратегии управления туристскими

сков в туризме с учетом региональных особен- рисками.

Литература

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».

2. Федеральный закон от 28 апреля 2009 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

3. Говорин А.А. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

4. Национальная экономика / Под. ред. В.А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.

5. russiatouiism.ru — официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России.

УДК075.8:331.1

I кадровый потенциал гостиниц: I понятие, сущность, особенности

Елена Александровна Агеева, соискатель, e.a.ageva@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Институт туризма и гостеприимства (филиал), г. Москва

The author discusses human resource capacity of the hotel enterprises. The article identifies major differences between human and labour potential, describes human resources of hotels, and analyzes cases of human resources in hotels of Russia.

Статья посвящена вопросам кадрового потенциала гостиничных предприятий. Автором выявлены основные отличия кадрового и трудового потенциала, приведены основные характеристики кадрового потенциала гостиниц, рассмотрены примеры кадрового потенциала существующих гостиниц в России.

Key Words: human resources, feature, case study

Ключевые слова: кадровый потенциал, характеристика, примеры

Одной из важнейших частей национального богатства большинства стран современного мира является человеческий потенциал. Человеческий потенциал обеспечивает следующие преимущества: умение ставить сложные цели и задачи, готовность к современной гибкости мышления в глобальных мировых масштабах, способность искусственного, проектного отношения к собственным перспективам.

Структура понятия человеческого потенциала включает два уровня: базовый и деятельностный. В свою очередь, на деятельност-

ном уровне можно выделить еще 2 уровня: кадровый и трудовой потенциал.

Трудовой потенциал работника — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Основные компоненты трудового потенциала работника: возраст; здоровье (физическое или психологическое состояние, вес, режим и качество питания, курение и т.д.); личностные характеристики (тип темперамента, черты характера и т.д.); подготовка (общеобразовательная, профессиональная);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.