Научная статья на тему 'Подходы к формированию туристского имиджа региона'

Подходы к формированию туристского имиджа региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1003
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ТУРИЗМ / РЕГИОН / ПОТЕНЦИАЛ / ОБЪЕКТЫ ТУРИЗМА / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / IMAGE / TOURISM / REGION / POTENTIAL / TOURISM OBJECTS / INFRASTRUCTURE / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Суслова Ирина Александровна

В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием, ролью, формированием туристского имиджа региона. Рассматриваются подходы к построению туристского имиджа Пушкинского муниципального образования Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers issues of the notion, role and formation of a regions tourist image and considers approaches to building the tourist image of the Pushkino municipal formation of the Moscow Region.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию туристского имиджа региона»

УДК 388.486.1.025.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА РЕГИОНА Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент,

osp.08@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса »,

г. Москва

В статье поднимаются вопросы, связанные с понятием, ролью, формированием туристского имиджа региона. Рассматриваются подходы к построению туристского имиджа Пушкинского муниципального образования Московской области.

Ключевые слова: имидж, туризм, регион, потенциал, объекты туризма, инфраструктура, индустрия туризма.

The article covers issues of the notion, role andformation of a region’s tourist image and considers approaches to building the tourist image of the Pushkino municipal formation of the Moscow Region.

Keywords: image, tourism, region, potential, tourism objects, infrastructure, tourism industry

В современных хозяйственных условиях во всех странах туризм рассматривается как важный фактор социально-экономического развития административнотерриториальных образований. В последние годы его развитию уделяется повышенное внимание и в России. При этом у каждого региона появляется возможность раскрытия своего туристского потенциала и формирования на этой основе условий, обеспечивающих его наиболее полное использование. Общепризнано, что основу туристского потенциала региона составляют:

- объекты туризма, определяющие содержание туристского интереса;

- элементы инфраструктуры индустрии туризма, включающие организации туристской деятельности, транспорта, питания, средств размещения, связи, страхования, спортивно-оздоровительной и культурно-развлекательной направленности, изготовления сувениров, изделий народных художественных промыслов, торговли и сферы услуг.

Состав и характеристики расположенных в регионе туробъектов определяют возможность развития на его территории определенных видов туризма: историкокультурного, паломнического, спортивного, оздоровительного, военно-патриотического, познавательного и др.

Объем и структура элементов индустрии туризма формируют его материальнотехническую базу, которая определяет сущность туристской деятельности, поскольку

обеспечивает условия для предоставления полного комплекса услуг (транспортировка, питание, размещение, экскурсионное обслуживание и т.д.). Материально-техническая база туризма региона по составу, пропускной способности, количеству и качеству элементов должна удовлетворять потребностям туристов, в противном случае невозможно обеспечить требуемый уровень качества их обслуживания и достигнуть желаемой эффективности от реализации предлагаемого туристского продукта [1. С.80].

Вместе с тем исследования показывают, что темпы развития туризма на территории региона в значительной мере зависят от состояния туристского имиджа. Так, несмотря на огромный объем выполненных работ по восстановлению архитектурно-исторических зданий и комплексов, Москва, по-прежнему, по популярности у отечественных и зарубежных туристов уступает Санкт-Петербургу, а ценителей исторического прошлого России чаще всего привлекают туристские маршруты «Золотого кольца России».

Можно сказать, что, с одной стороны, объекты туризма и характеристики его материально-технической базы определяют уровень туристского имиджа региона, а с другой стороны, именно от уровня туристского имиджа зависят степень интереса к расположенным на территории региона объектам показа и отношение туристов к состоянию материально-технической базы. Однако и в том, и в другом случаях туристский имидж выступает в качестве базовой основы формирования туристского потенциала региона, поскольку определяет его отличие от других территориальноадминистративных единиц.

В последние годы вопросам имиджелогии уделяется повышенное внимание, поскольку они позволяют выявить связи между системообразующими элементами и выяснить содержание имиджа, его зависимость от способности восприятия различными социальными группами.

Имидж всегда отражает результат общественного мнения, складывающегося из большого числа образов, понятий, представлений, оценок и трактовок. Позитивный имидж помогает достижению целей не только коммерческих организаций. Общественным организациям он помогает увеличивать число своих членов, проводить сбор средств и пожертвований. Органам государственной и муниципальной власти он обеспечивает поддержку населения, деловых структур, средств массовой информации.

Представляется, что и в развитии туризма важное место должно уделяться формированию туристского имиджа региона. Субъектами данного процесса должны выступать органы административно-территориального управления и организации туриндустрии, а объектами - группы потребителей комплекса туристских услуг.

Основной задачей формирования и развития туристского имиджа региона является использование специальных психотехнологий, позволяющих оптимально объединить образы, ожидания, предпочтения и возможности всех его участников. Надо понимать, что имидж всегда отражает целостное восприятие, понимание и оценку определенного объекта различными группами общественности, основанное на имеющейся в их памяти информации о его особенностях [2. С.317].

Иными словами, в содержании понятия туристского имиджа региона, можно выделить составляющие:

- описательную, или информационную, которая характеризует туристский образ региона, совокупность всех знаний и представлений о нём;

- оценочную, которая связана со сложившемся общественным отношением к туристскому образу региона.

Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично. Она вызывает определение оценки и эмоции, обладающие различной интенсивностью с учетом их положительного восприятия, равнодушия или резкого осуждения.

Таким образом, раскрытие и успешное использование туристского потенциала региона должно базироваться на правильном построении имиджа, способного отразить особенности его привлекательности не только для туристов, но и для всех заинтересованных учреждений, организаций, существующих и потенциальных инвесторов.

Рассмотрим предложенные подходы к формированию туристского имиджа региона на примере Пушкинского муниципального района Московской области. При его построении целесообразно исходить из специфики географического месторасположения и имеющихся туристских ресурсов. Пушкинский район расположен на Северо-Востоке Московской области, в 30 км от Москвы и входит в зону ближнего Подмосковья. Его площадь занимает 630 кв. км, из которой около 45 % приходится на лесные массивы.

Основу туристских ресурсов района составляют:

1) природные ресурсы: широколиственные и хвойные леса, поля, луга с элементами степной флоры, 20 рек, включая р. Клязьму, общей длиной на территории района 205 км, 10 озер, берега Пестовского водохранилища, дендрологические парки, ботанические сады, каскадные пруды;

2) рекреационные ресурсы: природно-лечебные (леса, поля, водоемы), лечебнооздоровительные учреждения (санатории, пансионаты, оздоровительные комплексы

кардиологического, бронхо-легочного, общетерапевтического профилей), спортивнооздоровительные сооружения (дворцы спорта, спорткомплексы, спортбазы, стадионы);

3) культурно-исторические ресурсы:

- религиозные православные памятники (более 20 церквей, из них четыре 17-го века, две 18-го века, восемь девятнадцатого века, десять часовен);

- усадьбы, в том числе 4 объекта федерального значения: «Мураново»,

«Любимовка», «Мамонтовка», «Могильцы»;

- музеи (более 10, в том числе музеи художественных изделий предприятия православной церкви «Софрино», кабинет-музей священника отца Александра Меня);

- памятники истории, включая первые промышленные предприятия и железнодорожные станции центральной России конца 19-го века;

- памятники культуры, связанные с жизнью и отдыхом известных писателей, поэтов, художников, артистов, ученых страны;

4) событийные ресурсы:

- мероприятия в сфере культуры и искусства (фестиваль музыкального искусства, фестиваль хоровой музыки «Пушкинский венок», конкурсы поэтического творчества, художественная выставка «Сиреневый фестиваль», выставки Пушкинской картинной галереи, летные танцевальные вечера с участием духового оркестра, фестиваль КВН, фестиваль юмора и др.);

- праздники («День города Пушкино», «Широкая масленица», «День физкультурника», «День молодежи», «День туризма» и др.);

- спортивные события (межрегиональные соревнования на байдарках и каноэ, соревнования на собачьих упряжках и др.).

Их особенность состоит в наличии большого количества различных видов природных ресурсов, предоставляющих широкие возможности для отдыха, оздоровления, лечения, культурно- исторического познания, развлечений и др.

На этом может быть построен и туристский имидж района. Вполне возможно позиционировать Пушкинский муниципальный район как природную жемчужину (сказку, оазис и др.) ближнего Подмосковья, где российские и иностранные туристы в максимальной близости от Москвы (крупнейшего мегаполиса страны и мира) могут:

- увидеть разнообразие природных объектов и достопримечательностей средней полосы России (Русской равнины);

- воспользоваться комплексом различных видов рекреационных услуг, предлагаемых лечебно-оздоровительными учреждениями и спортивно-оздоровительными организациями;

- побывать на ярких праздничных мероприятиях, фестивалях и спортивных соревнования, проводимых на природных объектах района;

- лучше понять красоту расположенных на территории района православных храмов и часовен, местонахождение и архитектура которых всегда гармонирует с природой;

- оценить особенности усадебного зодчества, учитывающего природную специфику их размещения.

- понять, почему на протяжении веков известные представители российского и советского общества связывали свою жизнь, отдых и творчество с этим регионом.

Таким образом, будет раскрыта описательная или информационная составляющая туристского имиджа района. С учетом оценочной составляющей в процессе формирования туристского имиджа региона следует уделить особое внимание следующим вопросам:

1) состояние и степень сохранности туристских объектов;

2) состояние поселений региона;

3) транспортная доступность объектов туристской привлекательности;

4) количество и состояние средств размещения и питания;

5) наличие средств связи;

6) экологическая обстановка и безопасность путешествия;

7) организация сувенирной и розничной торговли, предоставления бытовых услуг.

Без комплексного подхода к решению имеющихся в районе проблем по указанным

направлениям не может быть создана материально-техническая база, обеспечивающая возможность предоставления необходимого объема услуг, соответствующего требованиям успешного продвижения Пушкинского района на конкурентном рынке Московского региона и реализации его туристского потенциала.

Процесс формирования имиджа района на туристском рынке целесообразно осуществлять поэтапно по мере укрепления и расширения как материально-технической базы, так и его туристского потенциала в целом. При его становлении возможно прохождение следующих этапов.

1 Этап. Разработка и продвижение автобусно-пешеходных экскурсионных программ различной тематической направленности, раскрывающих особенности туристской привлекательности района (например, «Природные достопримечательности Пушкинского района», «Реки города Пушкино и Пушкинского района», «Флора и фауна Русской равнины», «Мистика Куровского болота», «Дендрологические тайны Пушкинского района», «Водный сад и цветочные поляны Клязьмы», «Храмы земли Пушкинской», «Старинные усадьбы Пушкинского района», «На полпути к Лавре по Троицкому тракту», «Пушкино дачное»).

2 Этап. Частичное встраивание подготовленных экскурсионных программ в известные и популярные у российских и зарубежных туристов туристские маршруты, проходящие по территории района:

- однодневные по святым православным местам в Сергиев Посад и Радонеж;

- многодневные по «Золотому кольцу России» в Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль;

- однодневные и многодневные по городам Подмосковья «Губернское кольцо».

3 Этап. Самостоятельная туроператорская деятельность по разработке туристских программ, рассчитанных на однодневное и многодневное пребывание отечественных и зарубежных туристов на территории района, базирующихся на использовании имеющихся и дополнительно созданных объектах туристского интереса, а также модернизированной и обновленной материально-технической базе туристской инфраструктуры. Основными возможными направлениями туроператорской деятельности с учетом предложенного туристского имиджа района могут стать различные виды экологического, оздоровительного, лечебного, спортивного, дачного, семейного, деревенского, религиозного и историко-культурного туризма.

Предложенные подходы к формированию туристского имиджа региона не только приведут к выявлению и более полному использованию его экономического потенциала, но также будут способствовать успешному решению ряда важных социальнохозяйственных вопросов будущего развития.

Литература

1. Виноградова М. В. Туристский комплекс как элемент региональной экономики. // СЕРВИС PLUS. 2009. № 3. С. 78-82.

2. Вознюк Е. Е. Позиционирование и формирование туристского имиджа региона, не обладающего уникальными объектами привлекательности. Имиджелогия 2009:

Инновационные технологии успеха против кризиса // Материалы Седьмого Международного симпозиума по имиджеологии / под ред. Е.А. Петровой. М.: РИЦ АИМ, 2009. С. 315-321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.