Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
права человека / государство / закон / власть / теория естественных прав / конституция / human rights / state / law / power / theory of natural rights / constitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И В. Упоров

В правовой литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественных прав человека. Вместе с тем не подвергается сомнению то обстоятельство, что данные права являются прирожденными, вытекают из природы человека. Рассматриваемое понятие базируется на естественной теории права, которая, однако, имеет различную трактовку ввиду явно недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем. В статье акцентируется внимание на сущности и признаках естественных прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND SIGNS OF NATURAL HUMAN RIGHTS

In the legal literature, there has been an ambiguous interpretation of the concept of natural human rights. At the same time, there is no doubt that these rights are innate and stem from human nature. The concept under consideration is based on the natural theory of law, which, however, has a different interpretation due to the clearly insufficient development of relevant problems in the legal sciences. The article focuses on the essence and features of natural human rights.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-144-148

Аннотация. В правовой литературе сложилась неоднозначная трактовка понятия естественных прав человека. Вместе с тем не подвергается сомнению то обстоятельство, что данные права являются прирожденными, вытекают из природы человека. Рассматриваемое понятие базируется на естественной теории права, которая, однако, имеет различную трактовку ввиду явно недостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем. В статье акцентируется внимание на сущности и признаках естественных прав человека.

Ключевые слова: права человека, государство, закон, власть, теория естественных прав, конституция.

Теоретические вопросы, связанные с естественными правами человека, в России стали активно обсуждается с начала ХХ в. Так, Г.Ф. Шершеневич в начале писал о том, что уяснение сущности права «невозможно без понимания природы человека во всех ее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности, стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента» [1, с. 25]. По мнению его современника Н.М. Коркунова, каким бы разнообразным и изменчивым ни являлось право положительное, над ним стоит вечное право природы [2, с. 95]. Схожие мысли высказываются и в постсоветской России. Так, в литературе отмечается, что с точки зрения естественно-правовой теории «сама природа (или разум человека) вписывают в сердца людей их основные права и свободы» [3, с. 77]. В.Н. Синюков подчеркивает, что источники естественных прав «находятся либо в божественном промысле, либо в человеческой природе. Свои права человек приобретает от рождения, и они не могут как «дароваться» человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользу последнего» [4, с. 117]. А по мнению Ю.И. Гревцова, такие права благодаря международным способам их защиты «становятся уже производными от единой человеческой цивилизации» [3, с. 78].

Известный дореволюционный российский правовед и философ П.И. Новгород-

цев естественное право трактовал как вечное, неотъемлемое право человеческой личности, имеющую нравственную природу и характер абсолютной ценности [5, с. 6]. По мнению С.С. Алексеева, естественное право представляет собой «исходный в жизни людей феномен», а источником этого права являются «либо Бог, либо «сама» природа, либо иные явления, с ними однопорядковые» [6, с. 61]. В.Н. Хропанюк полагает, что «понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого гражданина» [7, с. 131].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство авторов в естественное право включают его природный источник. К этому следует добавить независимость существования и реализации этих прав от усмотрения государственных законодательных органов. Кроме того, следует отметить наличие естественно-биологических и естественно-социальных основ естественных прав. К естественному праву человека все авторы обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.). В числе естественных разные авторы называют также: права на свободу (И.Л. Петрухин); право на равенство (А.Б. Венгеров); право на достоинство

личности (Ф.М. Рудинский); право на личную неприкосновенность (К.Б. Толкачев); право на охрану здоровья (Н.С. Малеин); права на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева); право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев); право на собственность (А.О. Хармати); право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина); право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С. Нерсесянц); право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов); право народов на определение своей судьбы, право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

На наш взгляд, столь широкий перечень прав, относимых к естественным, нам представляется необоснованным, чему ниже будет уделено внимание. При обозначении указанных выше прав нередко наряду с термином «естественные» используются определения «неотчуждаемые», «универсальные», «фундаментальные», «элементарные», «основные». В целом же естественные права человека как система субъективных прав еще не стали предметом специальных научных исследований. Сравнительно немного работ и по отдельным естественным правам человека, а также по вопросам об их признаках, источниках, правовой природе. Аналогичное положение сложилось и в нормативных актах. Так, в ст. 17 Конституции РФ говорится о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь. Имеется разночтение и в терминологии. Так, если в Конституции РФ (ст. 22) и ГК РФ (ст. 150) речь идет о «личной неприкосновенности», то в УПК РФ (ст. 10) - о «неприкосновенности личности». В дальнейшем мы будем использовать термины, закрепленные в Конституции РФ. Здесь же отметим, что в международно-правовых документах по правам человека также нет ясности в

том, какие из указанных в них прав считать основными.

Вопрос о признаках отнесения тех или иных субъективных прав к числу естественных является дискуссионным. Положения о возникновении у человека ряда прав в момент его рождения выделяли также С.Е. Вицин, В.С. Нерсесянц, Ц.Я. Ямпольская, М.Н. Малеина, НИ. Ма-тузов, К.Б. Ярошенко и ряд других авторов. Иной взгляд у Л.К. Рафиевой, которая пишет: «существование любого неимущественного права, в том числе право на ... достоинство, связано с определенным юридическим фактом, при отсутствии которого невозможно возникновение этого права. Другое дело, что юридический факт в данном случае обладает определенной спецификой. Не подлежит никакому сомнению, что такого рода фактом не может быть признан факт рождения» [8, с. 60]. Однако такая позиция представляется ошибочной. Достоинство, действительно, осознается, понимается человеком по достижении определенного возрастного периода (как правило, подросткового). Однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что, например, малолетний, не осознающий своего «я», или душевнобольной, не осознающий своих действий, не имеют права на человеческое достоинство. Для указанной категории лиц, как и для всякого представителя человеческого рода, «безусловным и непререкаемым должно стать право ... жить в условиях, достойных человеческой природы» [9, с. 30].

Такие мысли находят отражение также в ряде правовых документов. В частности, в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах...». О достоинстве, присущему ребенку, свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка. В Семейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважение его человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ст. 65). Наконец, о принадлеж-

ности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится в Конституции РФ (ст. 17), ГК РФ (ст. 150). Как видно, здесь важен не факт осознания достоинства, а сам факт существования человека, на что обращают внимание ряд авторов.

На примере права на достоинство личности можно зафиксировать первый сущностной признак принадлежности субъективных прав к естественным, а именно: возникновение данных прав с момента рождения человека. Второй признак «естественности» субъективных прав заключается в их неотчуждаемости (неотъемлемости) от человека. Таковыми они являются потому, что представляют собой коренные качества, «которые имманентны человеку как жизнедеятельному существу и которые нельзя отделить от него без явной угрозы потерять в нем члена общественного союза» [10, с. 30]. Неотчуждаемый характер имеют важнейшие конституционные права, что зафиксировано в ст. 17 Конституции РФ. Однако при этом следует подчеркнуть, что конституционные нормы, как отмечалось, не определяют точного перечня неотчуждаемых прав. В литературе данный вопрос также не исследован. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную неприкосновенность. Указанные естественные права неизменно называются в числе первых во Всеобщей декларации прав человека (ст. 3), в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (ст. 2,3,5) и других международных документах, в Конституции РФ (ст. 20,21,22), что свидетельствует об их приоритете над другими правами. И в этом, а именно в выражении наиболее существенных возможностей развития человека- заключается третий признак естественных прав человека.

Далее заметим, что следует согласиться с позицией Н.И. Матузова о структуре субъективного права, куда он включает не два-три правомочия, как большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В. Лазарев, В.Н. Хропанюк, С.Н. Братусь и др.), а четыре, которые выражаются в возможности: 1) действовать, то есть в праве на соб-

ственное поведение управомоченного;

2) требовать, то есть в праве на должное поведение со стороны других лиц;

3) пользоваться определенным социальным благом, то есть в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности; 4) защиты, то есть в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения , если право нарушено (притязание) [11, с. 99-100]. Применительно к рассматриваемой нами категории прав, имеющим неимущественный характер, универсальным является правомочие пользоваться определенными социальными благами, причем реализация этого правомочия может быть постоянной, длящейся.

Для примера возьмем естественное право на неприкосновенность личности. Для обладания им и его осуществления человеку не требуется совершать каких-либо активных действий, и, на первый взгляд, оно обеспечивается автоматически. Однако, будучи абсолютным правом, то есть «преграждающим всякому и каждому возможность вторгаться в определенную сферу» [12, с. 13], оно сочетается с обязанностью всех граждан и должностных лиц соблюдать личную неприкосновенность данного лица, а его осуществление является специфическим состоянием личности, поддерживаемым непрерывно [13, с. 12], на протяжении всей жизни человека - «с момента рождения до смерти лица» [11, с. 125]. Как видно, тут очевидно наличие правового регулирования общественных отношений, связанных с обладанием и пользованием человеком такой социальной ценностью, как личная неприкосновенность. То же относится и к другим высшим человеческим благам: свободе и достоинству личности. В случае нарушения какого-либо естественного права могут использоваться уже другие правомочия субъективного права (требование должного поведения со стороны других лиц, обращение за защитой к государственным органам); причем либо человек действует самостоятельно, а, при отсутствии дееспособности и в некоторых других случаях указанные правомочия реализуют органы опеки и попечительства и

должностные лица. Возникающие при этом охранительные правоотношения осуществляются в связи с нарушением субъективного права.

Помимо этого, следует указать на то, что естественных прав человека реализуются непосредственно, то есть без какого бы то ни было правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство личности, личную неприкосновенность обладают все без исключения люди; другое дело, что при определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище, на труд) требуется оформление юридических документов. Наконец, отметим и то, что реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях. Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола - это все он, повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его желаний и интересов. Организм развивается по определенным биологическим законам, которые человек также не в состоянии изменить. В процессе жизнедеятельности человек принужден непрерывно осуществ-

поскольку это обусловлено особенностью его биологической организации [14, с. 129], а также необходимым условием развития [15, с. 21]. Человек не в состоянии быть несвободным по своему желанию, и, таким образом, право на свободу также реализуется объективно. В результате обобщенное понятие естественного права человека определяется следующим образом: это субъективное неотчуждаемое право, получаемое человеком от рождения, которое реализуется им непосредственно, объективно и удовлетворяет одну из высших социальных ценностей или потребностей, исходящих из природы человека, также сформировавшихся в процессе общественного развития.

Таким образом, можно определить следующие сущностные признаки естественных прав человека: возникновение с момента рождения; неотчуждаемость (неотъемлемость); выражение наиболее существенных возможностей развития человека; непосредственный и объективный характер реализации. По данным признакам естественные права человека отделяются от других субъективных прав. К источникам естественных прав относится прежде всего жизнедеятельность человека как разумного существа.

лять выбор вариантов своего поведения,

Библиографический список

1. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Часть теоретическая. - М., 1910.

2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1909.

3. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996.

4. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - Саратов, 1995.

5. Новгородцев П.И. Сочинения. - М., 1995.

6. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1993.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1993.

8. Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовая категория // Правоведение. - 1966. -№ 2. - С. 59-67.

9. Мальцев Г.В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989.

10. Мамут Л.С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989. - С. 28-36.

11. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия (теоретические проблемы субъективного права). - Саратов, 1972.

12. Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. - 1992. - № 2. - С. 11-15.

13. Опалева А.А. Конституционное право неприкосновенности личности и его обеспечение в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд юрид. наук. - М., 1986.

14. Гуревич П.С. Уникальное творение вселенной? // О человеческом в человеке. - М., 1991. - С. 267-275.

15. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. - 1994. - № 2. -С. 146-153.

ESSENCE AND SIGNS OF NATURAL HUMAN RIGHTS

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. In the legal literature, there has been an ambiguous interpretation of the concept of natural human rights. At the same time, there is no doubt that these rights are innate and stem from human nature. The concept under consideration is based on the natural theory of law, which, however, has a different interpretation due to the clearly insufficient development of relevant problems in the legal sciences. The article focuses on the essence and features of natural human rights.

Keywords: human rights, state, law, power, theory of natural rights, constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.