Научная статья на тему 'Сущность и принципы стратегического управления городским пространством'

Сущность и принципы стратегического управления городским пространством Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
754
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ГОРОД / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / СХЕМА / СТРАТЕГИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / MANAGEMENT / ECONOMIC STRUCTURES / CITY / TERRITORIAL PLANNING / SOCIAL CORPORATION / NEEDS / SCHEME / STRATEGY / TERRITORY / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дианова Вероника Александровна

Рациональное планирование городского пространства является важнейшей задачей, уровень разрешенности которой во многом определяет качество жизни горожан. Кроме того, рейтинг города как самого удобного для жизни, или обладающего развитой инфраструктурой оказывает влияние на его инвестиционную привлекательность и как следствие на занятость населения в производстве товаров и услуг. Поэтому от того, насколько грамотно и стратегически верно спланировано городское пространство, напрямую зависит уровень жизни людей, населяющих это муниципальное образование. Принципы организации систем жизнеобеспечения хозяйственных структур, базовые методы управления, внутригородского планирования общественных работ, распределения средств для их реализации и контроля за выполнением становятся основополагающими для эффективного менеджмента. В статье рассматривается современное управление городом через призму концепции пространственного развития, применение которой необходимо для регионов, имеющих неоднородную пространственную структуру. Так как в системе управления комплексным социально-экономическим развитием город выступает фрагментом действующей государственной машины, то цели управления городом это реализация поставленных задач, которые могут осуществляться только в рамках комплексного планирования государственного территориального развития. Сущность стратегического планирования города должна рассматриваться как социальная корпорация, отражающая и отстаивающая интересы своих граждан, городских сообществ, организаций и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF URBAN SPACE

Rational planning of urban space is an important task, the level of resolution of which largely determines the quality of life of citizens. In addition, the rating of the city as the most convenient for life, or having a developed infrastructure has an impact on its investment attractiveness and, as a consequence, on the employment of the population in the production of goods and services. Therefore, the standard of living of people living in this municipality depends on how well and strategically planned the urban space is. The principles of the organization of life support systems of economic structures, basic management methods, urban planning of public works, the distribution of funds for their implementation and monitoring of implementation are fundamental to effective management. The article deals with the modern management of the city through the prism of the concept of spatial development, the use of which is necessary for regions with heterogeneous spatial structure. Since in the system of management of complex socio-economic development of the city is a fragment of the current state machine, the objectives of the management of the city is the implementation of the tasks that can be carried out only within the framework of comprehensive planning of the state territorial development. The essence of strategic planning of the city should be considered as a social Corporation, reflecting and defending the interests of its citizens, urban communities, organizations and enterprises.

Текст научной работы на тему «Сущность и принципы стратегического управления городским пространством»

УДК 338.24 ББК 65.050

Д 44

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ

(Рецензирована)

Дианова Вероника Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 193 38 83, e-mail: veron-a@mail.ru

Аннотация. Рациональное планирование городского пространства является важнейшей задачей, уровень разрешенности которой во многом определяет качество жизни горожан. Кроме того, рейтинг города как самого удобного для жизни, или обладающего развитой инфраструктурой оказывает влияние на его инвестиционную привлекательность и как следствие на занятость населения в производстве товаров и услуг. Поэтому от того, насколько грамотно и стратегически верно спланировано городское пространство, напрямую зависит уровень жизни людей, населяющих это муниципальное образование. Принципы организации систем жизнеобеспечения хозяйственных структур, базовые методы управления, внутригородского планирования общественных работ, распределения средств для их реализации и контроля за выполнением становятся основополагающими для эффективного менеджмента. В статье рассматривается современное управление городом через призму концепции пространственного развития, применение которой необходимо для регионов, имеющих неоднородную пространственную структуру. Так как в системе управления комплексным социально-экономическим развитием город выступает фрагментом действующей государственной машины, то цели управления городом - это реализация поставленных задач, которые могут осуществляться только в рамках комплексного планирования государственного территориального развития. Сущность стратегического планирования города должна рассматриваться как социальная корпорация, отражающая и отстаивающая интересы своих граждан, городских сообществ, организаций и предприятий.

Ключевые слова: управление, хозяйственные структуры, город, территориальное планирование, социальная корпорация, потребности, схема, стратегия, территория, потенциал.

ESSENCE AND PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF URBAN SPACE

(Reviewed)

Dianova Veronika Alexandrovna,

candidate of economic Sciences, associate Professor of Department of management, marketing and entrepreneurship of the Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 193 38 83, e-mail: veron-a@mail.ru

Summary. Rational planning of urban space is an important task, the level of resolution of which largely determines the quality of life of citizens. In addition, the rating of the city as the most convenient for life, or having a developed infrastructure has an impact on its investment attractiveness and, as a consequence, on the employment of the population in the production of goods and services. Therefore, the standard of living of people living in this municipality depends on how well and strategically planned the urban space is. The principles of the organization of life support systems of economic structures, basic management methods, urban planning of public works, the distribution of funds for their implementation and monitoring of implementation are fundamental to effective management. The article deals with the modern management of the city through the prism of the concept of spatial development, the use of which is necessary for regions with heterogeneous spatial structure. Since in the system of management of complex socio-economic development of the city is a fragment of the current state machine, the objectives of the management of the city - is the implementation of the tasks that can be carried out only within the framework of comprehensive planning of the state territorial development. The essence of strategic planning of the city should be considered as a social Corporation, reflecting and defending the interests of its citizens, urban communities, organizations and enterprises.

Keywords: management, economic structures, city, territorial planning, social Corporation, needs, scheme, strategy, territory, potential.

В СССР и других странах с административно-командным государственным управлением, сформировался технократический подход к управлению социально-экономическими процессами. В основе данного процесса лежало планирование территориального размещения крупных предприятий, в основном ориентированных на развитие военно-промышленного комплекса и на производство потребительских продуктов. При этом осуществлялся анализ востребованных для этого материальных, финансовых и человеческих ресурсов, затем запускались процессы нового строительства и производства. В компетенции центральных органов оказывалось планирование крупнейших строительных объектов и производство всей номенклатуры изделий необходимых для народного потребления.

Методы комплексного развития социально-экономической системы предполагало планирование и контроль изменений во всех сферах (принцип комплексности) экономической и социальной жизни государства. При этом сами люди выступали лишь в роли используемых «трудовых ресурсов», а не как заинтересованный, самостоятельный в развитии потенциал. Реализация такого трудоемкого всеобщего планирования, организация перевозок, обеспечивающих регулярные поставки «всего и всюду», являлось очень непростой задачей. В рамках тотального управления, как правило, очень сложно запускались процессы, проводимые в рамках инновационных идей, обуславливающих перспективу эффективного развития.

В системе управления комплексным социально-экономическим развитием - город выступал фрагментом действующей государственной машины и не мог иметь собственных целей и ресурсов. Цели управления городом - это реализация поставленных задач, которые могут осуществляться только в рамках комплексного планирования государства (отсюда наличие монопрофильных городов и пр.). Предметом городского управления являлись - хозяйственные структуры и все системы жизнеобеспечения. Базовые методы управления, это внутригородское планирование общественных работ, распределение средств для их реализации и контроль за выполнением.

Современное управление городом основано на концепции пространственного развития и изначально разрабатывалась для регионов, имеющих неоднородную пространственную структуру.

В концепции пространственного развития делается акцент, во-первых, на оптимизации пространственного размещения производств и поселений, во-вторых, на формировании транс-портно-логистической инфраструктуры (дорог и складско-распределительных узлов), в-третьих, на

осуществление приоритетных направлений муниципального развития, что обеспечивает эффективность многопрофильного развития, богатых природными и материальными ресурсами районы.

Относительно городов идеи пространственного развития и размещения производств обсуждались еще в начале XIX в. в трудах Конверса и Рейли (гравитационная модель), Кристаллера В. (модель центральных мест), Леша А. (модель «экономического ландшафта») и пр. В настоящее время концепция пространственного развития в отношении городов приобрела новую жизнь. Это связано с расширением масштабов городов - появлением городских агломераций и мегалополисов.

В российских городах основным законным документом, регулирующим процессы пространственного развития, стал Генеральный план городской застройки. В Генеральном плане отражаются зоны промышленного и жилищного строительства, а также рекреационные зоны, транспортные и инженерно-коммунальные сети. На уровне округов и микрорайонов города планируется необходимая социальная инфраструктура: школы, детские сады, больницы, магазины и др.

В настоящее время территориальный потенциал города становится ключевым фактором городских доходов, посредством продажи и сдачи в аренду муниципальных земель, за счет арендной платы за пользование зданиями и помещениями, принадлежащих городу. Все определило новое понимание сущности управления пространственным потенциалом города и его собственностью.

Границы пространственного развития - город стали частью макроэкономической пространственно-распределенной среды и должны развивать свою деятельность в рамках территориального разделения труда и социально-экономической инфраструктуры страны и региона. Другой аспект пространственного подхода связан с собственно территориальным характером города. Основной целью пространственного развития является снижение транспортно-логистических затрат и совершенствование экономической эффективности города.

Предметом пространственного регулирования и управления потенциалом города стали - инфраструктурные объекты, включая промышленные, жилищные, зоны отдыха и инженерно-коммунальные магистрали. Базовым инструментарием управления территориальными ресурсами города становятся Генеральный план развития города, нормативные документы, регулирующие процесс застройки и пользования городскими землями, социально-экономическое районирование города, кадастр земель,

Замыслы стратегического планирования изначально были сформированы в сфере бизнеса, где проявили свою эффективность. С 80х годов XX века они начали трансформироваться и проникать в систему управления городами, где стали применяться, в качестве инновационного инструмента городского развития. Первыми в создании стратегических планов в Европе стали Мюнхен, Барселона и др.

По мнению теоретиков и практиков стратегического планирования, этот подход в управлении городами представляется наиболее адекватным в динамичной социально-экономической ситуации, при усилении конкуренции во всех областях деятельности. В такой ситуации традиционное планирование не может справиться с жесткими вызовами нового времени, а это чревато процессом смещения конкретных городов на обочину прогресса.

Сущность стратегического планирования города должна рассматриваться как социальная корпорация, отражающая и отстаивающая интересы своих граждан, городских сообществ, организаций и предприятий.

Идея стратегического планирования базируется на ответственности за перспективы муниципального образования местным сообществом, проживающем на подведомственной территории. Местное сообщество, которое включает в себя представительную и исполнительную власть, местный бизнес, общественные организации и объединения, население, является коллективным стратегическим субъектом.

Предметом стратегического планирования благополучное будущее территории, в котором учтены интересы и потребности большинства субъектов пространственной системы. Стратегическое планирование города выступает как - самостоятельный выбор местным сообществом целей и приоритетных направлений эффективного социально-экономического роста во внешней конкурентной среде.

В рамках пространственного стратегического планирования основным является:

- делегирование ответственности за состояние города самим гражданам и выбранным органам власти;

- координация полномочий стратегического планирования на всех уровнях государственной и муниципальной власти;

- поддержка инициативы и расширение автономии местных сообществ в реализации социально-экономических стратегий развития территорий.

По своей сущности стратегическое планирование - это, главным образом, постановка целей и выбор ориентиров развития на перспективу собствен-

ных территорий, решение стратегических задач и направлений движения, обеспечивающих конкурентоспособность пространственного хозяйства в целом, а также конкурентоспособность отдельных экономических и социальных структур.

Особенность стратегического планирования как форма движения городского пространства обусловлена тем, что главной его задачей является уменьшение неопределенности в перспективе. А это возможно только при наличии широкого обсуждения, согласования и прояснения, мнений всех заинтересованных субъектов городского развития. Это означает, что эффективный стратегический план должен разрабатываться в конструктивном и многостороннем диалоге власти, бизнеса и гражданских институтов.

Концептуальная схема стратегического планирования направлена на снижение неопределенности в условиях высокой интенсивности социально-экономических процессов, на противодействие внешним вызовам и внутренним негативным явлениям. Миссия стратегического планирования это не просто его разработка и реализация, это реальный инструмент устойчивого роста, позволяющий рационально использовать внутренний и внешний потенциал городской территории.

Элементом стратегического планирования выступает многосторонняя публичная коммуникация с участием бизнеса, власти и всех граждан по поводу будущего развития города, выбора стратегических задач, концентрации социально-экономического потенциала и внедрение эффективного пути развития. Базовые средства управления стратегическим планированием должны включать: продуманную коммуникативную цепочку между бизнесом, властью и всеми гражданами города; институты развития и планирования; механизм реализации поставленных целей.

Следует сказать, что стратегическое планирование в России стало моделью перехода от административно-командного управления к управлению партнерско-демократического типа.

При этом стратегического планирование изначально сопровождалось широким обсуждением всех субъектов территории, а реализация стратегического плана проходит не достаточно эффективно.

Идея «хорошего управления» появилась в городах Европы, имеющих устоявшиеся демократические стандарты. В реальности «хорошее управление» - это оптимизация управления, связанное с укреплением демократических основ; повышением творческой дееспособности власти, граждан и предпринимательства; разумное использование имеющегося потенциала.

В рамках международной программы

HABITAT, реализуемой агентством UN-Habitat, уже на международном уровне обсуждаются проблемы и перспективы городского развития. При этом концепция «хорошего управления» широко пропагандируется и для стран переходного периода и для стран третьего мира. В течение последних 20 лет деятельность программы направлена на решение проблем городского развития и сокращение бедности в городах посредством введения «хорошего городского управления».

По мнению создателей программы, сущность «хорошего управления» обусловлено наличием следующих стратегий:

- стратегии децентрализации, когда перераспределение ресурсов и полномочий муниципальным органам власти осуществляется на принципах справедливости и субсидиарности;

- стратегии поддержки местного сообщества, особенно женщин, в формировании, реализации и контроле по решению стратегических задач локального уровня;

- стратегии расширения различных видов сотрудничества, в том числе с частными предпринимателями, для реализации общих целей;

- стратегии коммуникативности и информативности для взаимодействия со всеми участниками городской территории;

- стратегии использования инновационных коммуникационных технологий для обеспечения хорошего управления и эффективного городского развития.

Концепция «хорошего управления» основана на следующих принципах:

1 Город для жителей. Города существуют не только для удовлетворения потребностей экономики, но и для того, чтобы способствовать росту благосостояния и качества жизни.

2 Адаптация к проблемам. Руководство и институциональные факторы управления должны своевременно адаптироваться к изменениям и концентрироваться на решении местных проблемах, таких как доступное жилье, экономическое развитие, перенаселенность, ограниченность территории, качество экологии, охрана памятников истории и пр.

3 Координация усилий. Действия и ответственность каждого управленческого уровня относительно территорий должны быть скоординированы и согласованы на основе межведомственной интеграции. Продуманное районирование городского пространства и их координация обуславливают эффективность стратегии.

4 Внутренний потенциал. Акцент инвестиционной политики должен делаться на капиталовложения в инфраструктурный и человеческий потен-

циал, чтобы достичь максимального результата от территориальных ресурсов.

5 Эффективность результатов. Местные власти должны прогнозировать затраты на реализацию мероприятий, анализировать полученную выгоду и гарантировать доступность и открытость информации о затратах и доходах.

6 Гибкость управления. Административные институты должны быть готовы к изменениям. Перспективный подход и открытость стратегического планирования необходимы для выбора и принятия гибких решений.

7 Участие граждан. Руководство должно опираться на мнение гражданского общества, партнеров и предпринимателей на всей территории города. Новые методы коммуникации могут обеспечить поддержку более интерактивных связей, выявляя нужды и потребности местного сообщества.

8 Учет особенностей города. Кроме тех случаев, когда стандартизация является необходимостью государственной стратегии, органы местной власти должны быть имманентны социально-экономическим и культурно-этнографическим особенностям города, с целью наибольшей эффективности управленческой деятельности.

9 Социальная интеграция. Городские власти должны способствовать интеграции территории и населения с целью развития дополнительных возможностей в решении общих проблем.

10 Субсидиарность. Распределение функций и полномочий локализованным территориям с предоставлением соответствующих ресурсов на более доступные населению уровни городского руководства.

11 Устойчивость развития. Экономическое, социальное и экологическое составляющие территории должны интегрироваться в стратегию городского развития, отражаться в концепции роста благосостояния людей.

В концепции «хорошего управления» значимую роль отводят «умному управлению», которое стремиться к эффективности и максимизации результатов, и «честному управлению», нацеленное на формирование доверительных отношений между населением и властью. Именно «честное управление» способно обеспечить развитие гражданского общества, повысить гражданскую активность людей, преодолеть недоверие между городской властью и населением.

К наиболее существенным результатам проекта HABITAT относятся:

- декларация стратегии хорошего городского управления;

- национальные проекты хорошего городского управления;

- цикл стратегий по реализации новых принципов управления;

- новые варианты национальных законодательств;

- проект «Открытый город»;

- показатель хорошего городского управления;

- цикл обучающих программ по внедрению хорошего городского управления.

Концептуальная задача «хорошего управления» это пропаганда демократии во многих странах Ь либерализация систем управления городской жизни в целом. Целью «хорошего управления» является создание в конечном счете формы управления городом, основанной на принципах партнерства, субсидиарности, партисипации и открытости, что должно оптимизировать городское управление.

Базовый инструментарий «хорошего управления» включает: декларацию принципов «хорошего городского управления» создание коллективной идеологии городского управления; информатизацию и технологизацию средств управления; создание центра «лучших практик»; подбор лучших методов, обладающих возможностью их применения в других городах; создание международных индикаторов качества городского управления; широкое использование информационно-коммуникативных технологий в системе городского управления.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ларионов И.К. Концепция формирования и стратегия развития социально-экономической системы России в условиях глобальной трансформации [Электронный ресурс]: научный доклад / И.К. Ларионов. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2017. - 34 с. - Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/70849.html

2. Марков Е.М. О малых городах России. - М.: Приор, 2016. - 45 с.

3. Мокрушина К. Развитие городской среды и планирование. - Ульяновск: УГУ, 2016. - 59с.

4. Мысляева И. Социально-экономические проблемы малых городов России // Вопросы экономики. - 2014. - № 11. - С. 17-18.

5. Перешеин В. Особое место малых городов // РФ сегодня. - 2016. - № 19. - С.90-92.

6. Ракитский Б.А. Инновационные технологии для малых городов. - Казань: ПФУ, 2015. - 94с.

7. Романов А.А., Басенко В.П. Управление пространственными ресурсами города в условиях стратегических изменений. Монография. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2013. - 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.